Вы здесь

Последний сеанс. Лисич и Воронович (Д. В. Чаликова, 2017)

Лисич и Воронович

Знаменитый психотерапевтический метод «театр освобожденной ненависти», который принес Наталье Борисовне Воронович славу и был зафиксирован в книжках под ее именем на самом деле, от макушки до хвоста, придумал и продвинул ее бывший патрон. Патрона звали Лисич.

Эта чудная парочка сошлась еще в научном институте чего-то-там трам-па-пам СССР, где Лисич был доцентом, а также научным руководителем аспирантки Воронович.

Фамилии годились им до смешного наоборот. Воронович больше заслуживал именно Лисич. Черные очень широко расставленные глаза, черные волосы, темные пятна пигментации на лице, черное зияние гниющего резца при улыбке. В обеденный перерыв он распахивал дверь кабинета с табличкой отдел чего-то-там научного института трам-па-пам СССР, щурился на фронтальный свет от окна, застывал, нащупывая в кармане сигареты и спички, и, затянувшись (подбородок вверх) кашлянув (клюнул всем корпусом вниз), устремлялся в свободное кружение по гулкому коридору цокольного этажа.

Шагал Лисич быстро и мелко. Прихрамывал и подпрыгивал на длинный ногах, сгибался от кашля и разгибался, несся дальше, сильно размахивая прямыми руками. Из-под фалд серого на черную жилетку пиджака вился сигаретный дымок. На половине круга к его черной подпрыгивающей, ныряющей вверх-вниз фигуре, присоединялась другая – женская. Воронович семенила рядом легко и мягко. Изящно виляла круглым маленьким задом в красной юбке, маленькой белой ручкой приглаживала пушистые рыжие волосы, с лисьей грацией клонила длинную белую шею, внюхиваясь в слова патрона.

Институт хихикал в курилках над ученой парочкой. Коллеги азартно давясь смешками развивали следующие версии: им нужно пожениться и взять двойную фамилию Лисич-Воронович. Им нужно пожениться и поменяться фамилиями. Можно не жениться, дать взятку начальнику паспортного стола и поменяться фамилиями просто так – из сострадания к товарищам по институту, которые вот уже несколько лет на них без смеха смотреть не могут.

В институтской стенгазете по случаю уходящего 1983 года художник в разделе «юмор» изобразил сцену известной басни так: на дереве сидит рыжая не в меру пушистая ворона, под деревом – лисица, но черно-серая и в перьях. Оба персонажа смотрят на зрителя озадаченно. Подпись: «У кого сыр?». Коллеги гоготали и икали, зависая в холле у картинки, а Воронович и Лисич как ни в чем не бывало кружили по своему цокольному маршруту. Никто не слышал, чтобы хоть что-то каркнул Лисич по поводу этой шутки. Никто не видел, чтобы хоть бровью повела Воронович, мягко проскальзывая мимо стенгазеты с веселившимися рядом товарищами.

После работы Лисич и Воронович не общались, из институтских дверей выходили в разные стороны. Лисич шел в какую-то странную квартиру играть в преферанс и покер, а Воронович на свидание – устраивать свое женское счастье.

В институте чего-то-там трам-па-пам СССР Лисич тихонько просидел-проходил двенадцать лет. Как-то осенью написал заявление об уходе. Оставил его на столе, положил сверху шариковую ручку, смел в портфель бумаги и вышел в коридор. Прямо с портфелем в руках прокашлял, проковылял по кругу и после звонка, призывающего товарищей вернуться на рабочие места, выпорхнул из института под холодный осенний ветер перемен.

Через неделю Лисич обустраивал кабинет психоаналитика первого в стране кооператива психологической помощи гражданам. Кабинет занимал одну не слишком уютную комнату в коммунальной квартире на первом этаже. Квартира была тихая. В четырех других комнатах жили: идеально равнодушная ко всему на свете старуха, почти глухой старик, непьющий разведенный дальнобойщик и блеклая семейная пара студентов-вечерников, замкнутых друг на друге. Старики ходили только в туалет и на кухню, строго соблюдая очередность. Идеальный холостяк вне смены отсыпался и никогда не ел дома. Молодую супружескую пару Лисич видел только раз – поздно вечером они двумя тощими тенями прошмыгнули от входной двери в свою комнату и там растворились – видимо, в долгожданных объятиях.

Лисич прикрутил к входной двери роскошную латунную табличку «Доктор Лисич, психологическая помощь гражданам», выставил в коридоре подставку для зонтов в виде черного пуделя, служащего на задних лапах, накинул охотничий овечий тулуп и вышел курить, ковылять и кашлять по кругу внутреннего двора.