Вы здесь

«Последний парад наступает»! Наша победа при Цусиме. Глава 10. Расстановка сил на карте боя (С. В. Годына, 2015)

Глава 10. Расстановка сил на карте боя

В бою выигрывает тот, кто ошибается предпоследним.

Перефразированный шахматный афоризм

Желтое море. Вторая Тихоокеанская эскадра. Утро 14 мая


К исходу седьмого часа утра, румба на два позади правого траверза «Князя Суворова», из мглы стал выделяться корпус корабля, идущего одним курсом с эскадрой. Незнакомец этот временами совсем заволакивался мглой или удалялся и затем снова показывался. В один из просветов удалось определить расстояние до него, и тогда уже стало известно, что это крейсер «Идзуми». Броненосцы правой колонны держали одну из башен в готовности открыть огонь, но вражеский корабль не подходил ближе пятидесяти кабельтовых и был так окутан туманом, что нельзя было бы видеть падения своих снарядов, потому огня русские корабли не открывали. Да и план предстоящего боя все командиры кораблей выучили наизусть, и одним из важнейших условий успешности этого плана было дать японцам себя обнаружить. «Идзуми» постоянно посылал в эфир телеграммы, сообщающие адмиралу Того точные координаты, порядок построения, курс и скорость русской эскадры. Рожественский несколько раз флажными сигналами и семафором давал приказ по эскадре не мешать японцу телеграфировать. На русской эскадре на вспомогательном крейсере «Урал» находился исключительно мощный передатчик, с помощью которого можно было наглухо забить эфир мешаниной точек и тире, тем самым прервав японскую передачу. Но до поры до времени этого делать не стоило, потому что у адмирала были планы, как заманить часть неприятельского флота в ловушку.

В 8.00 на всех кораблях русской эскадры были подняты стеньговые флаги по случаю дня Священного Коронования Их Величеств. Особых торжеств затевать не стали, так как популярность конкретно этого царя среди матросов эскадры была невысока.

Также примерно в восемь часов утра госпитальное судно «Кострома» сообщило, что видело прошедшие сзади четыре японских крейсера. Напряжение среди офицеров штаба эскадры постепенно нарастало. Рожественский в отличие от своих подчиненных точно знал, что обнаруженные «Костромой» четыре крейсера были кораблями третьего боевого отряда японского флота, ведомого вице-адмиралом Дэва: «Касаги», «Читосе», «Отова» и «Нийтака». Моряки Первой Тихоокеанской эскадры называли их «собачками» адмирала Того. Это были отличные бронепалубные крейсера, способные поддерживать высокую скорость на протяжении длительного времени и имевшие очень солидное вооружение. Самым важным было то, что они имели существенное преимущество в скорости, благодаря чему могли спокойно оторваться от более медлительных русских. Навязать бой этим кораблям, укомплектованным достаточно опытными и сплаванными экипажами, было чрезвычайно сложно, и Часовских это учел при разработке плана сражения. Поэтому сообщение о появлении японских крейсеров за кормой русской эскадры было им проигнорировано.

В 9.00 командующий эскадрой передал распоряжение, обязывающее все корабли удвоить бдительность и объявить высшую степень боеготовности для экипажа. По мыслям адмирала Рожественского, вот-вот должна была начаться активная фаза плана, и сейчас от экипажей его кораблей требовалась повышенная внимательность. Примерно в это же время паровой катер с «Князя Суворова» забрал с миноносца «Бедовый» его командира, капитана второго ранга Баранова, и по первому отряду истребителей было передано сообщение, что на время отсутствия последнего в роли флагмана будет выступать миноносец «Быстрый» во главе с современником Часовских Оттоном Оттоновичем Рихтером. На мостик «Бедового» встал бывший капитан «Жемчуга» Павел Павлович Левицкий.

В 9.40 во мгле близ левого траверза русской эскадры начали вырисовываться японские крейсера пятого и шестого боевых отрядов.

Едва адмиралу доложили о появлении новых неприятельских кораблей, как Рожественский отдал приказ об увеличении хода броненосцам первого отряда и крейсерам до четырнадцати узлов.

Пятый боевой отряд Японского императорского флота состоял из устаревших кораблей времен Японо-китайской войны: броненосца «Чин-Йен» и однотипных бронепалубных крейсеров «Ицукусима», «Мацусима» и «Хасидатэ».

«Чин-Йен» являлся бывшим китайским цитадельным броненосцем немецкой постройки «Чжень-Юань», который японцы захватили при капитуляции базы Вей-хай-Вей в 1895 году. Для своего времени он был неплохим броненосцем, но даже к началу Японо-китайской войны безнадежно устарел. Орудия главного калибра стреляли не чаще, чем раз в пять минут, да и точность на дистанциях свыше десяти кабельтовых была крайне низкой. После модернизации японцы воткнули в него четыре современных шестидюймовых орудия системы Армстронга, но на борт могли стрелять только три из них. В корму так же можно было вести огонь из трех орудий. А вот в носовом секторе была лишь одна такая пушка, но зато в бронированной башне. К 1905 году скорость этого реликта была не выше восьми узлов, но, как утверждали японцы, на короткое время он мог разгоняться аж до одиннадцати. То есть практически любой русский современный боевой корабль мог догнать и без проблем расстрелять этого китайского инвалида.

«Ицукусима», «Мацусима» и «Хасидатэ» были однотипными бронепалубными крейсерами, строившимися для войны с Китаем в девяностых годах девятнадцатого века, и также безвозвратно устарели к 1905 году. Их машины не могли обеспечить им скорость свыше пятнадцати узлов, а на деле стабильно выдавали не более тринадцати. Все эти корабли несли по одному нестандартному для своего класса орудию – трехсотдвадцатимиллиметровой пушке с длиной ствола в тридцать восемь калибров. Эта пушка была больше, чем самые крупные орудия на любом из русских броненосцев, однако утешало то, что за всю историю ни один из этих крейсеров так и не попал в цель из этого артиллерийского недоразумения, потому как слишком уж неустойчивой платформой оказались эти корабли с небольшим водоизмещением. Весь борт этих бронепалубников был буквально утыкан стодвадцатимиллиметровыми скорострельными пушками, являвшимися неплохими артиллерийскими системами. Но они стояли слишком часто на палубах, то есть чересчур близко друг к другу, и каждое попадание неприятельского снаряда обязательно выводило хотя бы одну из них из строя. Большая часть надводного борта была совершенно не бронирована, а скосы бронепалубы прикрывали лишь машинные и котельные отделения. Невысокая скорость хода этих реликтов времен Японо-китайской войны позволяла гоняться за ними даже русским броненосцам.

Конец ознакомительного фрагмента.