Вы здесь

Портреты на долларах. популярные биографии. Томас Джефферсон (Вера Жукова)

Томас Джефферсон

(Голова аристократа на плечах плебея)

Я веду свой челн

курсом надежды,

оставляя за кормой

страх.

Т. Джефферсон




Семья Джефферсонов владела одним из самых больших состояний в Виржинии. Ей принадлежали земельные наделы площадью 5000 га и 60 рабов и поместье Монтевидео.

В доме была библиотека, но, как с иронией отмечал Томас Джефферсон, книг в ней было меньше, чем рабов на плантации – только 53.

Но и этого количества книг оказалось достаточно, чтобы пробудить в Томасе, старшем сыне и наследнике рода, любовь к чтению с малых лет. Отец не жалел средств на его образование. Он окончил лучшую частную школу в Виржинии. А в семнадцать лет отец отвез Томаса в город Вильямсберг, где юноша поступил в колледж.

Высокий (189 см), рыжеволосый юноша выделялся среди сверстников не только внешностью, но жадной тягой к знаниям и умением самостоятельно мыслить. Его биографы любили описывать такую картину: юный Джефферсон с задумчивым взглядом и книгой в руках погружен в размышления в стороне от шумно резвящихся однокашников. Образ интеллектуала-одиночки стал символичным для всей его жизни.

Когда Томасу исполнилось восемнадцать, неожиданно умер горячо любимый отец. И он стал наследником состояния Джефферсонов. Но продолжил учебу, желая получить достойное образование.

В девятнадцать лет Томас впервые влюбился. Сначала юная леди благосклонно принимала знаки его внимания. Но вскоре у нее появился поклонник постарше и побогаче. И она охладела к юному возлюбленному.

Юноша тяжело переживал отставку. Он решил лечиться от любовных страданий с помощью учебы и поставил себе задачу заниматься по восемнадцать часов в сутки, каждые три часа меняя изучаемый предмет. География сменяла историю, философия – литературу. Это позволило стать ему блестящим интеллектуалом.


Джефферсон узнал об учении Эпикура и увлекся им. Здравый оптимизм, стойкое отношение к несчастьям, душевное равновесие стали и его жизненными принципами.

В 1762 году он закончил колледж лучшим из студентов. И еще пять лет изучал юридические науки.

Наследство избавляло его от необходимости заботиться о хлебе насущном, но он считал, что полученные знания должен использовать на благо людей и открыл адвокатскую контору.

Адвокат Т. Джефферсон отличался от большинства своих коллег порядочностью, добросовестностью, искренним интересом к проблемам простых людей. Он бесплатно помогал беднякам, и число его клиентов росло. Джефферсон первым в колониях стал защищать негров, которые были совершенно бесправны в Новом Свете. Молодой аристократ был убежден, что все люди равны независимо от цвета кожи, происхождения и состояния.

Джефферсон решил отправиться в путешествие, чтобы изучить жизнь колоний, оно заняло два года. Полученные впечатления помогли его сделать вывод, что колонии нуждаются в полной экономической независимости от Великобритании.




Первая несчастная любовь нанесла ему глубокие душевные раны. Он избегает женщин, к двадцати пяти годам у него появились привычки женоненавистника: он пренебрежительно отзывался о женщинах, не следил за своей внешностью.

Но от участи закоренелого холостяка его спасло знакомство с Мартой Склон, его троюродной сестрой, юной вдовой и матерью полуторагодовалого сынишки. Двадцатишестилетняя леди покорила сердце Джефферсона не только красотой и обаянием, но и эрудицией. Она была хорошей пианисткой и певицей. Томас для любителя неплохо играл на скрипке. С их совместных выступлений и начался этот роман. Через год они сыграли скромную свадьбу.

Благодаря полному взаимопониманию между супругами этот недолгий брак был очень счастливым. Домашний уют, покой, общество любимой женщины сделали Джефферсона домоседом.

5 марта 1775 году в Бостоне произошла стычка между горожанами и английскими солдатами. В истории она осталась под названием «Бостонская резня». Мальчишки играли на улице в снежки и, расшалившись, стали кидать их в английских солдат, стоявших на посту. К ним присоединились взрослые. Разгневанные солдаты открыли стрельбу и убили около тридцати горожан, среди которых были дети. Это событие и стало толчком к вооруженной борьбе колоний за свою экономическую независимость. Колонисты создали орган управления колониями – Конгресс. Томас Джефферсон был избран в него как представитель Виржинской колонии. Так началась его политическая карьера.

Военное ополчение колоний возглавил Джордж Вашингтон. Джефферсон был одним из немногих, кто возражал против этой кандидатуры. Он считал, что главнокомандующему не хватает образованности и демократичности.

Январь 1776 год стал переломным для английских колоний. Нет, это не дата судьбоносной битвы. Масштабные военные действия были невозможны из-за малочисленности американского ополчения. Но американцами были одержана решающая победа. В собственном сознании…

На свет появилась тоненькая книжечка Томаса Пэйна под простым названием «Здравый смысл». До появления на свет этого памфлета колонисты стремились добиться только экономическую независимость от Великобритании. Но готовы были и дальше оставаться подданными Георга УП. Т. Пэйн предложил простое, как и все гениальное, решение: почему бы не начать борьбу за полную независимость и создать свое государство. Автор был убежден, что благодаря личным качествам колонистов и хорошим климатическим условиям Америки жители Нового света смогут создать рай на новых землях.

Далек ли он был от истины? История ответила на этот вопрос.

Колонисты решили бороться за полную независимость.

От решения общественных проблем Джефферсона отвлекали домашние неурядицы. В 1778 году сгорело его поместье в Монтевидео, недавно перестроенное им по канонам античной архитектуры. Самой большой потерей для него стала не гибель здания, а то, что сгорела его библиотека: оригинальные издания древних авторов – большая редкость в Новом Свете.

Ослабленная частыми родами, его супруга серьезно заболела. Он старался не расставаться с ней и отказывался от участия в заседаниях Конгресса. Но присылал свои статьи с просьбой зачитывать их на заседаниях. В них он осуждал рабство и английские законы, которым по-прежнему подчинялись колонисты. Но конгрессмены к нему не прислушивались, считали его выскочкой и молокососом. Возможно, они боялись возвышения талантливого и энергичного человека, который мог стать удачливым конкурентом в политической борьбе.

Конгресс решает подготовить Декларацию – документа, который провозгласит независимость колоний. Для работы над ней была создана комиссия из самых почтенных членов Конгресса: Д. Адамс, Б. Франклин, Р. Шерман. Молодой Джефферсон попал в нее почти случайно, благодаря приятельским отношениям с Б. Франклином, самым уважаемым из конгрессменов. Но именно на плечи Джефферсона лег основной груз работы. Члены комитета попросили Джефферсона написать первоначальный вариант декларации, так как был хорошо известен литературный талант Джефферсон

Он осознавал всю меру ответственности, возложенной на него, заперся на две недели в квартире, снятой в доме каменщика и постоянно консультировался с Франклином. Он много раз переписывал текст, который не устраивал его. И был на грани нервного срыва. Тогда Франклин посоветовал ему пригласить к себе жену. И дело пошло на лад. После двухдневных дебатов из Декларации была удалена высказывания Джефферсона против рабства и работорговли по требованию представителей южных колоний.

В 32 года Том Джефферсон стал автором всемирно известных строк:

«Мы исходим из той самоочевидной истины, что все люди созданы

равными и наделены их Творцом определенными неотчуждаемыми

правами, к числу которых относятся жизнь, свобода и стремление к

счастью. Для обеспечения этих прав людьми учреждаются

правительства, черпающие свои законные полномочия из согласия

управляемых. В случае, если какая-либо форма правительства

становится губительной для самих этих целей, народ имеет право

изменить или упразднить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и формах организации власти, которые, как ему представляется, наилучшим образом обеспечат

людям безопасность и счастье»

Декларация была утверждена конгрессменами. От радости, от пережитых волнений, от сознания значительности произошедшего Джефферсон расплакался.

После окончания этой работы, он решил, что главное дело в своей жизни он сделал, и подал в отставку, чтобы вернуться домой, потому что здоровье жены по-прежнему внушало ему серьезное опасения. Он задержался ненадолго, чтобы принять участие в разработке первой американской конституции: в ней отразились взгляды Джефферсона. Но для современников эта конституция ассоциировала с именем Александра Гамильтона, главой конституционной комиссии.

Земляки-виржинцы предложили Джефферсону пост губернатора. Но эту должность он занимал недолго. Когда к его поместью приблизился английский отряд. Джефферсон поспешил покинуть свой дом и вывез семью. Злопыхатели обвинили его в трусости. Оскорбленный Джефферсон подал в отставку.




Теперь все свои силы он отдавал семье, а в свободные минуты продолжал работать над конституцией, он вносил в нее изменения: избирательное право не должно зависеть от имущественного ценза (По настоянию Гамильтона принятая конституция называла полноправными гражданами страны владельцев не менее 25 акров земли). Однако даже прогрессивно мыслящий Джефферсон не пустил на избирательные участки ни негров, ни индейцев, ни женщин. Последнее вызвало бурное негодование его жены.

Он искал пути избавления страны от рабства. В частности, он предлагал, например, считать всех родившихся с определенного момента негров свободными и по достижению ими 18 лет отправлять их за территорию страны.

Жена Джефферсона угасала день ото дня. С чувством вины он наблюдал за неумолимо прогрессирующей болезнью любимой женщины. Слишком частые (шесть раз за десять лет супружества) и неудачные (четверо малышей умерли сразу же) роды разрушили здоровье бедной женщины. В последние минуты своей жизни она взяла с мужа слово, что он никогда больше не жениться.

В приступе горя он, словно наказывая себя, сжег все ее письма и надолго погрузился во мрак отчаянья. Семь бесконечных месяцев его истязала невыносимая мигрень. И с тех пор жестокие приступы головной боли мучили его постоянно.

К жизни его вернула необходимость заботиться о дочерях. Он сам занимался с ними, писал для них учебники и вел дневник наблюдений.

В 1784 году Джефферсон решил вернуться к активной политической деятельности. Как автор «Декларации» он был еще очень популярен, а главный недостаток для политика – молодость – уже прошел.

Конгресс предложил ему занять должность американского посланника во Франции – новорожденная страна стремилась наладить международные связи. Оставив дочерей на попечение слуг, Джефферсон выехал в Париж.

Первые его впечатления от столицы Франции были самые негативные. Дипломатически статус обязывал его присутствовать на официальных приемах при дворе Людовика ХУ, где все было подчиненно нелепому этикету. Это тяготило и возмущало привыкшего к простоте нравов американца

Еще более он был поражен легкомыслием и любвеобильностью французов. В стране ежегодно подбрасывали к дверям монастырей 6000 малышей. Джефферсон навестил Франклина, который прожил в Париже несколько лет, и поделился со своим старым другом нелестными впечатлениями о Франции. Старый мудрец предупредил, что тлетворный воздух этой страны заразен. И признался, что сам в восемьдесят лет сделал предложение вдове Гельвеция, знаменитого французского философа.

И Джефферсон, действительно, не избежал «французской заразы».

Академия художеств поручила группе парижских художников написать картину «Провозглашение «Декларации независимости». Американского гостя пригласили позировать для нее. Во время сеансов он и познакомился с Марией Косвет, красивой молодой художницей. Это была настоящая француженка, пикантная и непосредственная. У нее был очень удобный муж. Пятидесятилетний толстячок предпочитал обществу жены сытный обед, предоставляя ей возможность развлекаться самостоятельно.

Джефферсону было всего сорок лет, он влюбился в очаровательную художницу. Он был счастлив шесть недель. Идиллию разрушила случайность. Он спешил на свидание, упал с лошади и сломал себе руку. Встречи на какое-то время прекратились, а вскоре Мария уехала. В своих письмах она открыла жестокую истину: он был еще одним, пусть даже и очень ценным, экземпляром в обширной коллекции ее счастливых поклонников.

Джордж Вашингтон, получив президентский пост, предложил Джефферсону пост госсекретаря, но тот сначала категорически отказался. Слишком велик был груз проблем, которые ему пришлось бы взвалить на себя. Да и сам Д. Вашингтон был ему малосимпатичен. Но тот был настойчив: ради Джефферсона он отказал всем остальным претендентам, даже своему любимцу – А. Гамильтону.

Конец ознакомительного фрагмента.