Дева-скальд: о творчестве Елизаветы Дворецкой
Мифы возникли в далекой древности, в период формирования человечества. Мифы – священные рассказы племени, они непосредственно связаны с ритуальными, моральными, практическими действиями людей. На мифах и священных преданиях была построена социальная организация людей, например, касты в Индии. Мифы разных стран и народов различают в зависимости от содержания и наслоившихся влияний. Развитая мифология существовала в Вавилоне, Египте, Греции, Риме, а также у аборигенов Австралии, в иудаизме, исламе, христианстве. Но и сейчас обращение к древним представлениям о мире позволяет выделить смысловые слои и создать археологию мифов. Отзвуки давно минувших времен, пережив века, сохраняются в виде устаревших выражений, оборотов речи, образов, символов, примет и суеверий. Религиозно-мифологические представления о природе и вселенной отличаются необычным многообразием и пестротой. Но из необъятной и разнородной массы этих представлений достаточно отчетливо выделяется ограниченное число основополагающих универсальных космологических идей. Они присущи большинству народов и культур. Это типы мифов: о мироздании, о потопе, о герое, о конце света (эсхатологический тип). Греко-римские и библейские мифы пронизывают нашу культуру, их герои упоминаются в произведениях классической литературы. Так, например, греческая, а значит, и европейская литература началась великими произведениями «Илиада» и «Одиссея», которые мы знаем и читаем до сих пор.
В 1922 году появился роман ирландца Джеймса Джойса «Улисс» (имя Одиссея в римском мире). Такова европейская традиция, которой больше трех тысяч лет, фундамент нашей культуры. Что же такое миф? Детство человека и человечества, священная история, образ и идеал, данный нам для того, чтобы мы сверяли свою жизнь с высокими нравственными принципами. Сейчас, на современном этапе развития нашего общества, когда социальные и нравственные ориентиры размыты, наблюдается всплеск интереса к изучению древних мифов. Это объясняется желанием дойти до сути, обрести твердую духовную опору в связи с мировой культурой и историей. Мифы опять вводятся в круг интересов образованного культурного человека.
Для современной литературы характерно обращение к мифам, цитаты из них рассыпаны по текстам произведений. Читатель находит мифологические образы, вплетенные в ткань литературного произведения в яркой, красочной, запоминающейся, афористичной форме. В литературе двадцатого века мифология переживает новое рождение. Миф возрождаться как основа романтического сюжета, наполняет его поэзией и глубинным смыслом. В российской литературе это сделал Чингиз Айтматов – «Белый пароход», «Плаха», «Пегий пес, бегущий краем моря». В латиноамериканской литературе в стиле магического реализма творили Маркес, Амаду, Борхес, Коэльо. Их герои живут в реальном мире, но мышление их мифологично, а повседневная жизнь, описанная в романах, оказывается причастна актам космогонии. В древний мифологизм уходят корни произведений североамериканцев и народов Сибири, рассказы о единстве природы, ответственности каждого человека за гармонию мироздания.
Отдала дань мифам и литература фэнтези, востребованная современными читателями. В конце двадцатого века многие писатели обращались к самым корням литературы фэнтези. Это мифы, составляющие самый архаичный пласт истории человечества. Существуют романы фэнтези, основанные на греческом, иранском, скандинавском, славянском фольклорах. Вспомним их: «Герой должен быть один» Г.Л.Олди (на греческом, про Геракла); «Волкодав» и «Валькирия» М. Семеновой (на славянском); цикл «Трое из леса» Ю. Никитина (на индоевропейском); цикл Д. Казакова «Солнце цвета крови», «Солнце цвета стали», «Солнце цвета меда», «Солнце цвета ночи» (на славянском, скандинавском, кельтском и майя).
Миф плюс реалистические подробности – так возникает магический реализм. Проговаривая, проживая миф, мы совершаем сакральное действо – укрепляем наше мироздание.
Персонажи скандинавского и славянского фольклора оживают в творчестве Елизаветы Дворецкой. Ее произведения основаны на мифах – славянских и скандинавских. Елизавета Алексеевна родилась в Москве первого июня 1970 года, закончила школу и московский педагогический университет, по образованию – филолог, два года преподавала в школе. И сейчас Елизавета живет в Москве, пишет замечательные книги, участвует в движении исторической реконструкции. Ее клуб называется «Наследие предков». Он воссоздает жизнь и быт русской дружины десятого века, времени становления Древнерусского государства. «Главное, к чему я стремлюсь – рассмотреть жизнь наших предков во всей ее полноте, с наибольшей достоверностью и без лишнего пафоса. Сама жизнь порой настолько фантастична, что только фантастика способна выразить все ее богатство. О какой бы эпохе ни шла речь. Может быть, пришло время вспомнить опыт предков?..»
Будущая писательница с детства увлекалась историей. Ее интересовали быт, отношения, психология людей прошедших эпох. Книга академика Рыбакова «Язычество древних славян», прочитанная в двенадцать лет, навсегда определила интерес Елизаветы к жизни наших далеких предков. Дедушка Николай Гаврилович познакомил юную Лизу со скандинавскими мифами, передал ей собственный интерес к жизни наших суровых северных соседей. Лиза с дедом вместе читали и обсуждали «Песнь о Нибелунгах», «Беовульф», «Кудруна», Эдды – Старшую и Младшую, «Круг земной» Стурри Стурулуссона. Писать Елизавета начала в четырнадцать лет. Это были объемные романы с разветвленным сюжетом, где действовали рыцари, колдуны и феи, но увлечение мифами победило. Первая книга Е. Дворецкой «Огненный волк» вышла в 1996 году. Основана она на славянском фольклоре. Вторая, «Оружие скальда», опубликована санкт-петербургским издательством «Азбука» в 1997 году. В российской литературе появился автор, работающий много и успешно. Уже в первой книге обозначились главные темы творчества писательницы – славянская, скандинавская мифология и поэзия. Поэзия входит в мир через ее творца, скальда. Его оружие – слово, им он влияет на окружающих людей. Героиня книги «Оружие скальда» – Ингитора. «Скальд стоит целого войска», – говорит она о себе. Осознав таящееся в ней умение складывать слова, она сочинила песню «Залог мира» и сумела остановить войну, начавшуюся еще до ее рождения. Война за полуостров Квиттинг шла тридцать пять лет.
Е. Дворецкая написала два больших цикла, основанных и на славянском фольклоре. Это – «Лес на той стороне», «Князья леса». Есть у нее и три исторических романа: «Колодец старого волхва», «Ветер с Варяжского моря», «Червонная Русь» о зарождении и становлении Древнерусского государства. В цикл «Князья леса» входят три дилогии: «Огненный волк», книга первая: «Чуроборский оборотень», книга вторая: «Князь волков», «Утренний всадник», книга первая: «Янтарные глаза леса», книга вторая: «Чаша судеб» и «Весна незнаемая», книга первая: «Зимний зверь», книга вторая: «Перекресток зимы и лета». Цикл «Лес на той стороне» состоит из двух дилогий – «Лес на той стороне», книга первая: «Золотой сокол», книга вторая: «Зеркало и чаша». Дилогия «Ночь богов», состоящая из книг «Гроза над полем» и «Тропы незримых», сюжетно примыкает к «Лесу на той стороне». Герои обеих дилогий борются за княжеский престол. Княжича Зимобора, героя «Леса на той стороне», полюбила дева будущего, юная ипостась трехликой женской богини. Она предстает в образах старухи, зрелой женщины и девушки, сидящих у источника жизни, расположенного у корней мирового древа. Это древо известно нам больше под скандинавским именем Иггдрасиль, и женские божества у них звались норны, но у славян тоже были подобные представления. Громобой, герой «Весны незнаемой», смотрит на могучую реку, текущую на север: «…там, на полуночи, куда стремился Светлый Истир, ему виделось само Мировое Дерево, небесное отражение земной священной реки. Корни его терялись в подземельях, ветви простирались над всем земным миром, а вершина уходила в небо».
Дева будущего прекрасна, но жестока и мстительна. Она не разрешает Зимобору любить земных девушек. Вся его жизнь должна быть посвящена ей. На помощь Зимобору приходит княжич Лютомир, герой «Ночи богов». Лютомир усмирил деву будущего. Он сын бога Велеса, способный оборачиваться белым волком, живет в лесу и воспитывает молодежь племени, готовя к взрослой жизни. Посвящение в мужчины уходит корнями в архаическую историю человечества. Все человечество на определенных этапах истории (при первобытнообщинном и родовом строе) прошло через это посвящение. В любом племени существовал институт особых мужских домов, где собирались лучшие охотники, вожди племени, и там подростки проходили посвящение в охотники. После этого они становились полноценными членами племени, могли завести семью, принимали участие в совете племени. Мужской дом находился вне основного поселения, в лесу. Лесу тоже отводилась роль страшная и загадочная – границы обитаемого, привычного человеческого мира. Тех, кто не проходил посвящение, изгоняли. Они становились изгоями, лишались защиты рода. Образ леса на той, другой, отличной от обыденной стороне – это образ иного мира. Его обитатели влияют на жизнь живых людей, энергии миров взаимодействуют, биение горячего человеческого сердца решает судьбы народов.
Время действия произведений Екатерины Дворецкой примерно – восьмой-девятый века нашей эры, конец «темных веков» европейского Средневековья. В Западной Европе возникла империя Карла Великого, в восточной – Великая Моравия, на Руси – Древнерусское государство.
Дворецкая пишет о дохристианской Руси. Органичная составляющая ее книг – мистическая сторона жизни наших далеких предков. В ее произведениях действуют волхвы, князья, могучие воины, девы, обученные ворожбе. Они перемещаются через грань, отделяющую реальный мир от потустороннего, борются с силами, враждебными живой человеческой жизни и любви. Дворецкая пытается заглянуть в души наших предков. Перед читателем ее романов проходит круговорот времен года. Ритуалы, которыми славяне встречали и провожали их, подробно описаны автором. Герой «Утреннего всадника», молодой княжич Светловой полюбил саму богиню весны – Лелю. Боясь разлуки с ней, он разбивает каменную чашу, чашу Судеб, воплощающую смену времен года. Так был остановлен годовой круговорот. Весна осталась плененной на земле. Но принесло ли это счастье людям? Нет, их жизнь замерла в мрачном холоде и тоске. Надо восстановить изначальную гармонию устройства мироздания. Кто может это сделать? Конечно, люди, герои романа «Весна незнаемая», состоящего из двух книг: «Зимний зверь» и «Перекресток зимы и лета». В путь пускаются князь Огнеяр, кузнец Громобой и купеческая дочь Веселка. Князь Огнеяр – оборотень, сын бога Велеса. Он может превращаться в волка с багровыми глазами, и в человеческом образе у него остаются нечеловеческие глаза и волчьи клыки. Его дружина виртуозно подражает волчьему вою. Кузнец Громобой – сын Перуна и тоже оборотень. Его вторая ипостась – рыжий жеребец. Путь героев проходит не только по мертвой замерзшей земле – они переходят грань реального мира, попадают в подземелья Велеса, поднимаются на небо к Сварогу. Спасение людей и обитаемой земли зависит от исхода поединка героев и их божественных отцов – Перуна и Велеса. Молодым людям удается собрать осколки чаши Судеб и восстановить годовой круг. Неразделима связь земного и сакрального миров, где обитают славянские боги, но их существование и временами спасение зависят от людей больше, чем от богов. Смертные люди с горячими сердцами могут пожертвовать собой и отвести беду от своего мира.
Язык романов Дворецкой – плотный, неторопливый, насыщенный реалиями жизни, которую она описывает. В конце романов дается список старых слов и понятий, которые автор включает в свои произведения. Елизавета погружает читателя в жизнь описываемой эпохи вплоть до мелких деталей. В ее романах наряду с героями действуют домовые, оборотни, русалки, кикиморы, упыри, берегини и славянские боги. Мир славян-язычников воссоздан ярко и подробно. Песни и заклинания органично вплетены в авторский текст. Жизнь, отдаленная от нас примерно тысячелетием, притягивает внимание читателей бурными страстями, мистическими прозрениями, обжигающей любовью и простой житейской правдой. Князья и воители умеют заглянуть за грань, отделяющую жизнь от смерти, но они заботятся об окружающих их людях и поддерживают равновесие мироздания.
Соседям славян скандинавам посвящен цикл «Корабль во фьорде», включающий романы, расположенные в таком порядке:
«Стоячие камни " / «Квиттингская ведьма», «Дракон Судьбы»
«Спящее золото» / «Сокровища Севера», «Стражи Медного Леса»
«Щит побережья» / «Восточный Ворон», «Блуждающий Огонь»
«Корни гор» / «Железная голова», «Битва чудовищ»
«Ведьмина звезда» / «Последний из Лейрингов», «Дракон Памяти»
«Перстень альвов» / «Кубок в источнике», «Пробуждение валькирии»
«Ясень и яблоня» / «Ярость ночи», «Черный камень Эрхины»
«Дракон восточного моря» / «Волк в ночи», «Крепость Теней», «Каменный Трон»
«Лань в чаще» / «Оружие скальда», «Дракон Битвы»
Это произведения о различных скандинавских племенах. Неторопливо и любовно выписывает их Дворецкая. Фьялли – умелые воины, слэтты – удачливые купцы, квитты владеют месторождениями железа и меди. Можно насчитать двенадцать близкородственных по языку и культуре племен. Их территории выходят к морю. Так образовался Морской Путь (Сэвейг). Романтической музыкой звучат названия морей, по которым проходит Сэвейг – Небесный блеск, море Рассвета, Буревой котел, море Тюленей, Янтарное море, Ледяное море. «Стоячие камни» – первый роман разветвленного цикла «Корабль во фьорде», последний – «Оружие скальда». Хороший поэтичный слог, уверенное цитирование «Старшей Эдды», масса бытовых подробностей, увлекательный сюжет отличают эти произведения. Дворецкая описывает внешность, одежду, оружие своих героев. Судьбы своих персонажей она сверяет с образами древних саг и легенд, подробно и увлекательно рисует их жизнь. Мы входим в воссозданный ярким воображением Елизаветы длинный скандинавский дом, присутствуем на пирах и поединках, наблюдаем повседневную жизнь и праздничные обряды большой патриархальной семьи. Знатные скандинавские женщины носили яркие платья без рукавов, множество золотых и серебряных украшений и сразу несколько нижних рубашек.
Но с ведьмой Хердис мы знакомимся, когда она облачена в простое домотканое платье и плащ из заячьих шкурок. Образ Хердис – удача этого цикла. Ее характер развивается на протяжении всего многотомного повествования «Корабль во фьорде». Немаловажная деталь для характеристики этого образа – Е. Дворецкая дала своей любимой героине имя матери Сигурда (Зигфрида), героя «Песни о Нибелунгах» – главного эпоса германоязычного и скандинавского миров. Хердис Дворецкой тоже станет матерью могучего героя Торварда. Перед читателем проходит ее жизнь с юности до старости. Она – старшая дочь могущественного хевдинга квиттов Фрейвида Огниво, но мать ее была рабыней из-за моря, поэтому наследница отцовского имущества – законная дочь Ингвильда. В роду Фрейвида по женской линии с огнивом передается колдовской дар. Сестры наделены им, но в Хердис он проснулся раньше. Красивая, умная, но – себялюбивая, обиженная на окружающих, и все же способная на сильную любовь – такова Хердис в начале романа. Она развязала войну за Квиттинг, не поладив с воинственным фьяллем. Этот воин по имени Хродмар плыл мимо дома Фрейвида и понравился Хердис, увидевшей его с обрыва. Но статный светловолосый красавец счел ее ведьмой. Обиженная Хердис наслала на фьяллей оспу, изуродовавшую лицо Хродмара. За больными ухаживала Ингвильда, младшая сестра Хердис. Хродмар и Ингвильда полюбили друг друга и обручились с согласия Фрейвида. Фьялли уплыли домой в Аскефьорд и привезли оспу туда. От страшной болезни погибли жена и сыновья конунга фьяллей Торбранда. Он собирает войско и плывет на Квиттинг мстить Хердис. Такова завязка цикла «Корабль во фьорде».
Но война еще не достигла северной стороны полуострова Квиттинг. Действие романа «Спящее золото» разворачивается параллельно роману «Стоячие камни». Семья Стролингов – самая знатная и богатая на севере Квиттинга, а их дочь Рагна-Гейда – признанная красавица. Братья Стролинги поспорили с соседом по имени Вигмар Лисица, кто из них доблестнее. Вигмар получил свое прозвище из-за желтых глаз и рыжих волос. Он скальд и любит Рагну-Гейду. Братья вскрыли курган, где был похоронен оборотень с сокровищами. Добытое золото не принесло счастья Стролингам. Их ограбили соседи, а неупокоенный мертвец бродил по ночам. Вигмар Лисица расправился с ним и добыл копье Поющее Жало, которым убил брата Рагны-Гейды в честном поединке. Вигмару пришлось бежать, бросив дом и любимую. Судьба привела его в Медный Лес, мистическое сердце Квиттинга. Там расположено святилище Стоячие камни, посвященное великанам, населявшим Квиттинг до людей. В скандинавской мифологии наш мир создан из тела убитого великана Имира, и все великаны сродни камням, в которые обращаются после смерти. Когда ведьму Хердис приносили в жертву в старинном святилище, великан Свальнир вышел из стоячего камня и взял ее в жены. Так Хердис попала в Медный Лес. Муж-нечеловек подарил ей золотое обручье Дракон Судьбы и дочь Дагейду, ставшую ведьмой. Сам великан носил меч Дракон Битвы, который изменялся вместе с ростом владельца. Эти волшебные вещи сковали великану темные подгорные альвы, чудесные умельцы скандинавского фольклора. Великан Свальнир может изменять свой рост по своему усмотрению и желанию жены. В пещере, где они жили, великан был нормального человеческого роста, но Хердис вывела его против фьяллей, вторгшихся в Медный Лес, сакральное сердце Квитинга. «Из глубины Медного Леса… приближался великан. Исполинская фигура, похожая на ожившую гору, возвышалась головой выше самых высоких елей. Трудно было разглядеть, сделано это тело из камня, покрыто шкурами или поросло мхом, но черно-косматая фигура была полна грозной силы и казалась несокрушимой. Одна из гор оторвалась от земли и шла… Каждый исполинский шаг покрывал целую долину. В руке великана был меч – огромная полоса сверкающей черной стали, поражающая сходством с живым драконом. В поднятой руке великана меч достигал концом лезвия самих облаков».
Хердис ненавидела своего первого супруга – он увел ее из мира людей и был нечеловеком. Гордая, пылкая, решительная ведьма украла Дракон Битвы и отдала конунгу фьяллей Торбранду взамен на обещание отвести ее к людям. Этим мечом конунг убил великана и женился на Хердис. Ведьма ушла из Медного Леса, оставив маленькую дочь. Дагейда возненавидела людей и своего младшего брата Торварда, родившегося у Хердис и Торбранда. Так развивается действие цикла романов Дворецкой «Корабль во фьорде». Эта многотомная эпопея населена многочисленными персонажами. В конце каждой книги даны «Пояснительный словарь» и «Указатель имен и названий», куда включены персонажи, переходящие из книги в книгу. Ее герои общаются с троллями, духами предков, богами. Тролли помогают Вигмару охранять сокровища Медного Леса.
И скандинавские боги – Один, Тор, Фрейя – появляются в цикле Дворецкой «Корабль во фьорде».
Один – верховный бог скандинавов, загадочный, ужасный, одноглазый, многоликий. Он – бог войны, военные победы – его дар. Поэтому его называют Отец Побед и Отец Ратей. Он посылает валькирий решить исход битвы, поэзия – его мед. Воины, павшие с оружием в руках, попадают в его дружину. Вот как описывает Дворецкая похороны воинов Торварда конунга: «Когда солнце стало садиться, и по морю протянулась длинная багряная дорога, плот с телами погибших воинов оттолкнули длинными шестами от берега… Во все века моря крови проливаюся в битвах во славу Отца Ратей – кровью становится море, несущее к нему новых воинов. Потому обряд морского погребения завещано справлять на закате. Приложив ладони к глазам, хирдманы вглядывались в багряную тропу, и им виделось там, на пределе зрения, как из пламенного света выплывает огромная золотая ладья с червонными щитами на боках, а на носу ее стоит сам Один, Одноглазый Воин, и радостно приветствует новых хирдманов своей дружины… Шестеро павших… стряхивают тяжелую дрему, поднимаются на корабль, и Один каждому вручает новый, сияющий золотом меч – знак новой службы и нового дружинного братства, которому не грозят раны и старость…»
Тор – сын Одина. По имени и атрибутам он – бог-громовержец, ездит по небу в колеснице, запряженной козлами, и разит врагов молниями. Эта молния, оружие Тора, его молот, называется Мйольнир. Символ Тора – молоточек, носимый на шее. Он называется торсхаммер. Воинственные скандинавы везли этот символ в свои заморские походы. В Старой Ладоге найдена кузница с формочками для изготовления торсхаммера. Сейчас эти формочки и молоточки можно видеть в музеях – в Эрмитаже и Старой Ладоге. В романах Дворецкой Тор покровительствует племени фьяллей, поэтому имена их конунгов являются производными от имени этого бога. Первого конунга Фьялленланда, страны фьяллей, звали Торгъерд. Потом там правили Торлейв, Тородд, Торбранд – предки Торварда. Правящий конунг носит на шее «…Молот Торгъерда – амулет-торсхаммер на ремешке, который передавался от одного конунга к другому. По преданию, его сделали из осколка Мйольнира.» И рукояти мечей фьяллей сделаны в виде молотов Тора. В минуту смертельной опасности Хродмар воззвал к Тору: «…громовой удар потряс небо. Меж серых зимних облаков ударила молния… и в проеме показалась исполинская фигура, окруженная пламенем. Ловко прыгая с облака на облако, будто с камня на камень, размахивая на бегу молотом, бог-громовик приближался к долу Медного Леса из небесных далей… Его рыжие огненные волосы стояли дыбом, буйное пламя играло в бороде… и каждый волосок этого пламени был смертью для нечисти… А взор бога грозы был так страшен, что ни одно земное существо не в силах его выдержать, и даже Хродмар, сам не веря, что сумел докричаться до бога, лег на землю лицом вниз и закрыл голову руками».
Конунгам фьяллей покровительствует валькирия Регинлейв. «Она казалась молодой, не старше двадцати пяти лет, но именно ее Один когда-то послал к деду Торварда, чтобы предсказать ему рождение сына и назвать его судьбу… Голос ее был звучен и звонок, синие глаза сверкали на румяном лице с немного вздернутым носом… вся ее фигура, по-женски стройная, но полная силы, была гордой и величавой. Черные кудрявые волосы красиво оттеняли высокий белый лоб, вились волнами по стальным колечкам кольчуги… Ее кольчуга сверкала черным серебром, из-под нее была видна снежно-белая рубаха, словно сотканная из лебединых перьев. Белая нежность лебедя и стальная сила оружия – вот из чего созданы Девы Битв».
Прекрасна бессмертная обитательница Асгарда Фрейя – скандинавская богиня любви, плодородия, урожая. Эта золотоволосая красавица ездит на колеснице, запряженной кошками. У нее есть чудесное золотое ожерелье, дающее ей неодолимую привлекательность, и соколиные крылья. Она летает в них по свету, рыдает и ищет своего пропавшего супруга. Слезы ее – золото. Вот как описывает Дворецкая явление богини: «…высоко в небе возник свет. Нежный, белый, чуть голубоватый, он лился в щель между серыми облаками, становясь ярче и сильнее… Тучи… расходились, давая место еще неясному, но быстро движущемуся пятнышку белого сияния… голубая дорога чистого, по-летнему яркого неба протянулась над озером… Пятнышко стремительно приближалось, и вот уже можно… разглядеть фигуру юной прекрасной женщины, сидящей на спине огромного вепря, чья шкура отливала золотом… Вепрь мчался по небесной дороге широкими скачками, и снопы золотых и багровых искр вылетали из-под его копыт; волосы светлой богини вились по ветру, как легкое белое пламя. А лицо… сколько ни вспоминали потом… ее лицо… не могли прийти к согласию. Каждый увидел посланницу по-разному, но всякий знал: перед ним промчалась прекраснейшая из женщин. В ее чертах мерещилось мимолетное сходство с матерью, с женой… В лице богини, несущей в мир весну, переливалась светом сама Любовь, которую каждый воображает по-своему».
И обиталище богов, Асгард, описывает Дворецкая. Его видят из Медного Леса Вигмар и Рагна-Гейда. «Над пламенной полосой заката… сгущались синевато-серые плотные облака, и среди них, чуть ниже, чем бывает луна, виднелось что-то, напоминавшее нагромождение огромных валунов… в облачных глубинах… открывалась часть стены Асгарда. Камни ее выглядели гораздо плотнее, чем облака вокруг, но держались удивительно прочно, словно вся необозримая громада воздуха между небом и землей подпирала стену. Тучи медленно тянулись мимо, то наплывая на вал и скрывая его, то снова показывая в разрывах плотную тяжелую кладку. Преграда была непроницаема… она закрывала дорогу в мир, недоступный простым смертным».
О природе поэзии, ее влиянии на жизни людей и судьбы мира рассуждает Елизавета Дворецкая в романе «Спящее золото». Квитт Вигмар Лисица – признанный скальд. Все превратности своей жизни и любви он передает в стихах. «Вигмар сложил эти стихи, надеясь выбросить боль и любовь из души. Напрасно – он лишь убедился, что они срослись с сердцем и умрут только вместе с ним… Он сам наслаждался звучанием собственного стиха, и каждое слово казалось весомым, как молитва божеству, которое слышит тебя… Вигмар замолчал, продолжая смотреть на пламя очага. Что-то сдвинулось в его душе, даже дышать стало легче. В нем самом обновилось что-то важное. Не зря говорят, что искусно сплетенные стихи обладают волшебной силой. Но чтобы жить, стихи должны быть произнесены вслух. Им мало быть просто сложенными в тайных мыслях… стихи должны расцвести в устах, их должны слышать если не люди, то хотя бы земля, море, небо…» Поэт бывает в других мирах, куда увлекают его воображение и поэтический дар.
Любимый герой Дворецкой в цикле «Корабль во фьорде» Торвард, сын Торбранда конунга и Хердис колдуньи. Их брак был невозможен, немыслим – конунг, потомок Одина, и бывшая рабыня, вдова великана. Но Хердис не умеет проигрывать. Напряжением всех своих душевных и физических сил она сумела стать необходимой конунгу Фьялленланда – добыла чудесный меч Дракон Битвы и отдала его Торбранду. Конунг убил великана и женился на Хердис. Их сын взял лучшие черты от обоих родителей – силу воли, уверенность в себе, умение мечтать и добиваться цели. Для державы фьяллей он стал опорой и защитой. О первом годе правления конунга Торварда повествует дилогия «Ясень и яблоня» – книга первая «Ярость ночи», книга вторая «Черный камень Эрхины». Ясень – священное дерево древних скандинавов, их Мировое Древо, ясень Иггдрасиль. Предки конунга Торварда построили свое жилище вокруг ясеня, земного подобия Мирового Древа, давшего название всему фьорду – Аскефьорд, фьорд Ясеня. Эрхина – правительница острова Туаль и жрица великой богини, одной из ипостасей Фрейи. В повествование о племенах Морского Пути входят мотивы кельтских мифов – Острова Блаженных, Солнечный олень, возлюбленный и возлюбленная из Иного Мира. Дорогу туда открывает серебряная ветка яблони с колокольчиками, висящая над троном Эрхины. Силой богини она освящает власть каждого конунга Морского Пути. Приплыл на остров Туаль и Торвард, ставший конунгом, когда его отец Торбранд был сражен в поединке на Квиттинге. Красота и величие Эрхины поразили Торварда, он захотел увезти ее в Аскефьорд, сделать своей женой и повелительницей фьяллей. Гордая жрица богини оскорблена – она правит островом Туаль и не хочет его покидать. В ответ на сватовство конунга фьяллей она послала войско, чтобы уничтожить его дом в Аскефьорде. Так началось яростное противостояние мужчины и женщины, Торварда и Эрхины, смертельная схватка оскорбленных честолюбий. Характеры – движущая сила произведений Елизаветы Дворецкой. Даже таинственная власть артефактов не может их примирить. Сила характеров Эрхины и Торварда, их гордость и отказ смириться с обстоятельствами жизни одолевают любовную магию, разлитую в воздухе таинственного острова Туаль. «И ни при чем здесь чудесные мечи, драгоценные обручья, волшебные огнива и копья, подаренные богами. Каждый идет по дороге своей судьбы, и ведут его собственные душевные силы. Кого куда». Брак конунга и жрицы длился полтора месяца.
Еще один персонаж присутствует в нескольких романах цикла. Это Бергвид, сын конунга квиттов, ставший рабом из-за войны с фьяллями. Родственник освободил его из плена, но Бергвид был рабом с трех лет, и в душе его осталась только жажда мести всем, кто лишил его высокого титула. Ненависть к миру, отвергающему его, исковеркала душу наследника конунга квиттов. «Жадное чудовище, опьяненное огнем и кровью, воплощенная злоба, лишенная… всего человеческого. Победа над человеческим кое-кому и сейчас представляется вершиной доблести.» Ведьма Дагейда покровительствует ему. Бергвид не уязвим, пока использует черное колдовство. Его история завершается в последнем романе цикла «Оружие скальда». Дева-скальд Ингитора попала в плен к конунгу-разбойнику. Она горюет из-за смерти отца и считает Торварда убийцей. Но заглянув в пустые глаза Бергвида, она поняла, как отвратительна жажда мести, как она губит человеческую душу, и простила Торварда. Оружие скальда – слово, останавливающее занесенные мечи и прекращающее распри. Так Ингитора через тридцать пять лет окончила войну за Квиттинг. Но многотомная сага Дворецкой еще не закончена. Что ж, пожелаем Елизавете создавать новые интересные книги и открывать читателям захватывающие воображение миры.
Что дает читателям современная литература фэнтези? Прежде всего – вечные духовные ценности – добро, любовь, честь. Наш мир с рвущими душу подробностями проглядывает сквозь контуры фантастических вселенных, созданных воображением писателей. Основа любой фантазии – реальность. Литература фэнтези воспитывает читателя яркими образами. Высокие понятия – долг, достоинство, любовь к Отчизне находят отклик в душе и юных читателей, и молодых не возрастом, но сердцем. Так литература фэнтези продолжает добрые традиции благородной приключенческой прозы девятнадцатого-двадцатого веков. Этот жанр литературы развлекает читателей и содействует очищению их душ через катарсис. Произведения фэнтези отрывают своих поклонников от материального и распахивают миры, созданные вдохновением писателей. Побывав там, читатели возвращаются в нашу современную жизнь, став чуточку лучше и спокойнее. Чтение снимает стресс лучше всех успокаивающих средств. А чтение литературы фэнтези – это закалка души, ее тренировка для жизни в сложном современном мире. Вечные идеалы чести, верности, любви живут и сейчас – в нашем, все еще не совершенном, мире и в нашей любимой литературе. Оптимизм и упрямая вера в изначальную справедливость устройства мироздания присущ и читателям, и авторам литературы фэнтези. Один из таких авторов – Елизавета Дворецкая, создавшая мир, населенный славянами и скандинавами. Ее многотомная сага о любимых героях еще не окончена. Так пожелаем же ей новых творческих достижений в избранном ею жанре большой литературы.
Литература
Дворецкая Е. А. Оружие скальда: Сага об Ингиторе и Торварде: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая.– СПб.: Азбука – Терра, 1997. – 480 с. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Весна незнаемая: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М.: ТЕРРА. – Кн. клуб, 2002. – 606, (1) с.; 21см.
Дворецкая Е. А. Спящее золото: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб.: Издательство «Крылов», 2006. – 704 с.: ил. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Последний из Лейрингов: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб.: Издательство «Крылов», 2007. – 416 с.: ил. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Дракон памяти: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб.: Издательство «Крылов», 2007. – 416 с.: ил. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Кубок в источнике: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб.: Издательство «Крылов», 2007. – 448 с.:ил. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Ярость ночи: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб.: Издательство «Крылов», 2008. – 448 с.:ил. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Черный камень Эрхины: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб.: Издательство «Крылов», 2008. – 416 с.:ил. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Колодец старого волхва: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб.:Азбука, 1998. – 430 с.; 20 см.
Дворецкая Е. А. Огненный волк: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М.: ТЕРРА. – Кн. клуб, 2001. – 574, (2) с.; 21см.
Дворецкая Е. А. Огненный волк: фантаст. роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М.: АСТ, 2002.– 524, (1) с.; 21см.
Дворецкая Е. А. Утренний всадник: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М.: ТЕРРА. – Кн. клуб, 2002. – 542, (2) с.; 21 см.
Дворецкая Е. А. Стоячие камни: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М.: ТЕРРА. – Кн. клуб, 2003. – 557 с.; 21 см. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Велесов ключ: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М.: Вече, 2003. – 411, (2) с.: ил.; 22 см.
Дворецкая Е. А. Спящее золото: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М.: Терра-Кн. клуб, 2003. – 653, (2) с.; 21 см. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Щит побережья: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М.: Терра-Кн. клуб, 2004. – 685, (2) с; 21 см. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Корни гор: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М.: Терра-Кн. клуб, 2004. – 635, (2) с.; 21 см. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Ведьмина звезда: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – Москва: Терра-книжный клуб, 2005. – 685, (2) с.; 21 см. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Червонная Русь: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб: Крылов, 2006, 2006. – 411, (3) с.: ил.; 22 см.
Дворецкая Е. А. Лес на Той Стороне: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб: Крылов, 2006. – 780, (2) с.: ил.; 22 см.
Дворецкая Е. А. Ветер с Варяжского моря: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. СПб: Крылов, 2006. – 2006. – 507, (1) с.; 22 см.
Дворецкая Е. А. Перстень альвов: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – М: Терра-Книжный клуб, 2006. – 733, (2) с.; 21 см. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Колодец старого волхва: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб: Крылов, 2006. – 442, (1) с.; 22 см.
Дворецкая Е. А. Стоячие камни: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб.: Крылов, 2006. – 700, (1) с.:схем.; 22 см. – (Корабль во фьорде)
Дворецкая Е. А. Огненный волк: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб.: Крылов, 2006. – 699, (3) с.: ил.; 22см.
Дворецкая Е. А. Квиттингская ведьма: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая. – СПб: Крылов: Мужской клуб, 2006. – 378, (2) с.:ил.; 21 см.
Дворецкая Е. А. Чуроборский оборотень: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая; (ил. Андрея Евдокова). – СПб: Крылов, 2006. – 404, (3) с. ил.21
Дворецкая Е. А. Золотой сокол: роман / Елизавета Алексеевна Дворецкая; (ил. Андрея Евдокова). – СПб: Крылов, 2007 (т.е.2006). – 405, (2) с. 21 см.