МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
Своими корнями греческая мифология уходит в далекое прошлое, когда в IV–II тысячелетиях в южной части Эгейского моря существовали древнейшие цивилизации – кикладская (3500–2000 годы до н. э.) и минойская (2000–1600 годы до н. э.). Археологи, занимавшиеся раскопками на островах, омываемых волнами Эгейского моря, были поражены чудесными находками – прекрасными статуями из мрамора, керамическими чашами, роскошными вазами, серебряными украшениями, сделанными искусными мастерами. Раскопки, проведенные на острове Фера, открыли взору исследователей остатки 2-, 4-этажных зданий, снабженных ванными комнатами. Ученые многое узнали о жизни обитателей острова, торговавших с Египтом и странами Ближнего Востока, занимавшихся различными ремеслами. Произведения искусства, найденные на острове, многое рассказали о празднествах, культовых обрядах и богах ферян. Землетрясения и извержения вулканов, случившиеся во II тысячелетии до н. э., погубили Феру. Большая часть ее жителей успела спастись, отплыв на кораблях в более безопасное место. Страшная катастрофа, поразившая воображение людей, нашла отражение в легендах, рассказывающих о богах и их борьбе с космическими силами.
Вероятно, к этому времени относятся и события, погубившие загадочную Атлантиду, о которой рассказал древнегреческий философ Платон. Он писал: «Когда пришел срок для невиданных землетрясений и наводнений, за одни ужасные сутки Атлантида исчезла, погрузившись в пучину». Такое наказание на людей за их грехи послал всесильный бог Зевс.
На острове Крит, где процветала минойская цивилизация, возводились роскошные дворцы, создавались произведения искусства, которыми до сих пор не перестают восхищаться люди. Критяне сделали целый ряд открытий в области строительства, обработки металлов, они изобрели линейное письмо, до сих пор не расшифрованное исследователями. В главном городе Крита, Кноссе, стоял огромный дворец (рис. 37), в котором жил кносский правитель Минос, сын бога Зевса и финикийской царевны Европы, которую Зевс, принявший образ быка (рис. 38), привез по морю на Крит.
Рис. 37. Дворец в Кноссе. XVI век до н. э.
Рис. 38. Сосуд в виде головы быка из Кносского дворца. XVI век до н. э.
Крит, не уступавший лучшим европейским и египетским городам, воспел Гомер в своей «Илиаде». Его дворцы были не только красивыми, но и комфортными для проживания.
Минойская культура процветала почти до середины II тысячелетия до н. э. После 1470 года до н. э. на Крит пришли завоеватели – микенцы, жившие на материке.
Гибель цивилизации довершили землетрясения, в 1380 году разрушившие дворцы. Но память о прекрасных городах и их жителях продолжала жить в греческих мифах.
Минойскую культуру поглотила микенская цивилизация (1600–1050 годы до н. э.). Микенская Греция представляла собой несколько раздробленных царств, соперничавших между собой. Ее города были хорошо укреплены и окружены толстыми стенами. Микенское искусство изображало в основном сцены военных сражений.
В каждом городе властвовал один правитель – ванакт (государь, господин). Ему подчинялись лавачет (главнокомандующий), чиновники, а также все остальное население: зодчие, столяры, плотники, оружейники, механики, кораблестроители, ювелиры, кузнецы по серебру и золоту. Каждый получал за свой труд натуральные продукты, так как ни рыночной торговли, ни денег не существовало.
Глиняные таблички, найденные археологами, свидетельствуют о большой роли религии в микенском обществе. Одна из таких табличек перечисляла дары, которые подносились богу Посейдону: мед, вино, сыр, четыре барана и бык (все это пошло на ритуальное пиршество).
Расцвет микенской цивилизации пришелся на XIV–XIII века до н. э. В соседние страны вывозились оливковое масло, лен, шерсть, мечи и кинжалы из бронзы, керамическая посуда (рис. 39). Гомер говорил о микенцах: «То было сильнейшее поколение смертных, какое рождала земля, воинственный народ».
Рис. 39. Амфора из Микен. Начало XIV века до н. э.
В 1250–1190-х годах микенская цивилизация исчезла. Ученые не смогли определить, что погубило ее. Возможно, тут было несколько причин, и среди них – нашествие дорийских племен из Центральной Европы и какие-то природные катастрофы. Люди покинули свои дворцы и ушли на другие земли, а дорийцы превратили некогда величественные дворцы в стойла для скота.
От микенской цивилизации остались руины дворцов, гробницы, керамические изделия, глиняные таблички, а также мифы и легенды, дошедшие до наших дней.
Упадок микенской цивилизации с ее великолепными дворцами, высокоразвитым искусством и письменностью привел к снижению культурного и экономического уровня Греции, которая вернулась к родоплеменному устройству общества. Этот период получил название гомеровского (XI–IX века до н. э.), его именовали также «темными веками». В это время Греция в своем развитии была отброшена на несколько столетий назад. Дворцы, покинутые обитателями, стояли пустыми. Люди селились в деревянных или сложенных из необожженного кирпича домах. От этих построек не осталось и следа, в то время как остатки строений более ранних времен дошли до наших дней. Упадок переживало искусство, ремесло, торговля. Гомеровская община (демос) существовала полностью обособленно от соседей, и ее хозяйство имело натуральный характер. Интересно, что в это время люди почти не занимались торговлей, и все необходимое добывали морскими грабежами. Так, Ахилл в поэмах Гомера беззастенчиво похваляется, что, сражаясь на море и на суше, разорил 21 город, а Телемах гордится награбленным добром, добытым его отцом, Одиссеем. Но пределы Эгейского моря даже самые смелые пираты не покидали. И потому молва населяла соседние страны (Италию, Сицилию, Причерноморье) страшными существами вроде циклопов и сирен.
Гомеровскую сменила архаическая Греция (VIII–VI века до н. э.). В этот период началось интенсивное экономическое и социально-политическое развитие страны. Из родовых общин формировались полисы, ставшие главными ячейками не только государства и общества, но и культуры страны.
В архаическую эпоху изменению подверглись все стороны жизни. Развивалось сельское хозяйство, ремесленное производство. Повсеместное распространение получили железо и сталь, из которых изготавливалось множество новых видов оружия, орудия труда и другие предметы. Совершенствовалось кораблестроение, что способствовало установлению торговых связей с соседними государствами. Для облегчения расчета при обмене товаров появились монеты. В VII веке до н. э. их начали чеканить в Лидии и Греции, на острове Эгина, а затем и во многих греческих городах. На серебряных монетах чеканились изображения богов и их символов. Так, сова символизировала Афину, молния, скипетр, орел – Зевса, трезубец – Посейдона, лебедь, лира, треножник – Аполлона.
Необыкновенный расцвет переживала и греческая культура. Именно в это время практически полностью сложилась своеобразная религиозная система, воспринявшая многие образы и сюжеты из мифотворчества прежних эпох. Греческие мифы стали неисчерпаемым источником вдохновения для скульпторов, живописцев, зодчих, поэтов и философов. Строились новые храмы, при которых жили оракулы, передающие людям волю богов. Широкую известность получили храмы Зевса в Додоне (Эпир), Аполлона в Дельфах (Фокида) и Аполлона в Дидимах (недалеко от Милета), Посейдона (рис. 40) и Деметры в Пестуме.
Рис. 40. Храм Посейдона в Пестуме. VII–VI века до н. э.
Дальнейшее развитие греческая мифология получила в классический период (V–IV века до н. э.), когда религия стала органической частью древнегреческой культуры. Сложившаяся еще во времена архаики, мифология стала той основой, от которой шли разработки художественных образов сильных, мужественных и отважных людей, способных выступить против сил природы и самих богов. С мифами была тесно связана удивительная греческая литература V–IV веков до н. э., которая поражает современного читателя.
В эпоху классики почитание главного божества в каждом конкретном полисе сопровождалось торжественными шествиями со статуей этого бога, а также другими праздничными мероприятиями. Перед храмом проходили церемонии жертвоприношений, причем боги получали лишь внутренности животных, а мясо греки съедали сами во время пиров. На праздниках устраивались мистерии, где представлялись сценки из жизни богов, а также проводились соревнования атлетов.
В Афинах организовались панафинеи в честь богини-покровительницы города, дионисии – в честь бога виноградарства и растительности Диониса; Олимпийские празднества, посвященные главному божеству, Зевсу. В Дельфах проходили пифийские празднества в честь Аполлона, а в Коринфе – истмийские в честь бога морей Посейдона (рис. 41). Сначала они имели местное значение, а затем стали общегосударственными. Каждый из праздников устраивался один раз в четыре года, т. е. ежегодно жители страны принимали участие в этих торжествах. Как и в архаический, в классический период жители Греции уделяли большое внимание храмовому строительству. В честь героев строились скромные герооны, а главным богам посвящались огромные храмы, поражающие своим великолепием. Храм божества, покровительствующего городу, располагался в Акрополе – центре города, куда вела дорога, по которой во время праздников проходили процессии с торжественными жертвоприношениями. В зале большого храма устанавливалась статуя главного божества – Афины (рис. 42), Зевса (рис. 43), Посейдона, Геры, Аполлона, Артемиды (рис. 44) и др. Во втором помещении хранились вещи, предназначенные для культовых церемоний, а также храмовые сокровища.
Рис. 41. Посейдон. Около 470 года н. э.
Рис. 42. Афина, опершаяся на копье. Рельеф. Ок. 460 года до н. э.
Рис. 43. Голова Зевса из Кирены. Середина V века до н. э.
Рис. 44. Артемида Версальская. IV век до н. э.
К середине IV века до н. э. греческий полис исчерпал возможности дальнейшего развития. Кризисом были охвачены все политические и социально-экономические структуры. Не лучшие времена переживала и культура. В таком же положении в это время находилась и Персидская держава, и это сыграло определенную роль. Кризис греческого полиса и древневосточного общества мог быть преодолен только при создании совершенно новых структур, сочетающих черты и греческие, и восточные. Так, в конце IV века появились эллинистические государства, образовавшиеся после распада империи Александра Македонского и переставшие существовать в середине II–I веке до н. э. в результате завоевания их Римом (на западе) и Парфией (на востоке). Эллинизм способствовал взаимному обогащению греческой и восточных культур. В мифологии Древней Греции появились сюжеты и образы, ранее существовавшие лишь в сказаниях и легендах Древнего Востока, а некоторые греческие культы получили распространение во многих эллинистических государствах.
Источников, знакомящих нас с греческими мифами, существует множество, но самым главным из них остаются «Илиада» и «Одиссея» Гомера. Слепой певец излагает мифы как нечто не вызывающее сомнений в их реальности. Живший несколько позже поэт Гесиод не просто пересказывает легенды, а сводит в единое целое мифы и генеалогии богов. Гесиода интересует в основном хтоническая мифология, и он излагает космогоническую систему, связывая ее с историей появления богов («Теогония»).
С греческими мифами знакомит классическая лирика VII–V веков до н. э., хотя здесь мифология выступает как средство для передачи чувств и переживаний личности.
Черты личностного самоощущения лирики соединились с элементами эпоса в драматических произведениях Эсхила, Софокла и Еврипида, живших и творивших в V веке до н. э. В это же время к мифологическим образам обращался автор комедий Аристофан, а в более поздние периоды и такие мастера эллинистической поэзии, как Феокрит, Мосх и Бион (IV–III века до н. э.). Источниками мифов являются гимны Каллимаха (III веке до н. э.), стихотворения Аполлония Родосского. К греческой мифологии обращался Квинт Смирнский (IV век н. э.), чья поэма «После Гомера» повествует о событиях, происходивших в период после смерти Гектора до захвата Трои, а также Нонн Панополитанский (V век), в своей поэме «Дионисовы песни» познакомивший читателя с самыми разнообразными фактами из жизни Диониса.
Важными источниками мифологии являются также сочинения Филострата Старшего и Филострата Младшего (III век), Калистрата (IV век) и др.
Произведения римских авторов, живших в I веке до н. э. – II веке н. э., также могут открыть читателю множество интересных сведений из греческой мифологии. Это Овидий, Гораций, Вергилий, Тибулл, Лукреций Кар, Апулей, Проперций, Стаций, Лукиан, Силий Италик.
Изучению мифологии помогают и труды историков, например Геродота (V век до н. э.), Полибия (III–II до н. э.), Тита Ливия, Диодора Сицилийского, Дионисия Галикарнасского (I век до н. э.). К мифам обращался географ Страбон (I век н. э.), а также археолог Павсаний (II век н. э.), путешествовавший по Греции и описывавший ее памятники. Чтобы сделать свои рассказы более выразительными, Павсаний использовал самые разнообразные греческие легенды.
Греческая мифология занимала умы знаменитых философов: стоика Луция Аннея Корнута (I век н. э.), Плутарха (I–II век н. э.), Атенея (III век н. э.). Прекрасную классификацию богов составил Цицерон (I век до н. э.).
Примерно в V веке до н. э. в Греции появились собиратели мифов – мифографы. Среди них были такие известные личности, как софист Гиппий, историки и философы Геродор Гераклейский, Асклепиад Трагильский, Анаксимен Лампсакский, Гераклид Понтийский и др. Дионисий Самосский тщательно изучил трагические мифы и составил генеалогические таблицы, а ученик Аристотеля Палефат написал сборник мифологических рассказов «О невероятном».
Можно назвать имена мифографов более поздних времен. Это Каллимах, Истр, Филостефан, Аполлодор Афинский (II век до н. э.), Антонин Либерал (I век до н. э.) и др.
Огромный интерес для исследователей и читателей представляют сочинения трех собирателей греческих мифов, живших в VII веке, известных как ватиканские мифографы. Их произведения представляют собой систематизированный обзор античной мифологии, изобилующий множеством разнообразных вариантов.
Пантеон греческих богов
Древние греки разработали своеобразную мифологическую систему, совершенно непохожую на те, которые существовали в странах Древнего Востока. По их понятиям, боги – это могущественные существа, способные помочь человеку или покарать его, но и божество не всевластно, оно вынуждено подчиняться силе, стоящей над ним, т. е. судьбе.
Боги Древней Греции близки человеку, они обязаны помогать ему, а не использовать лишь во благо себе. Греческие божества могут вступать с людьми в брак, в результате чего на свет появляются герои, полулюди-полубоги, способные совершать героические подвиги и уничтожать враждебных человеку существ, которыми изобилует греческая мифология. Это страшная Медуза горгона, Химера, загадочный Сфинкс, многочисленные драконы, змеи, кровожадные львы.
Свое начало греческие боги, хорошо знакомые нам по книгам и кинофильмам, ведут из космогонического мрака. Их предками были Гея-земля и Уран-небо, семейная чета, первой появившаяся из хаоса. Уран и Гея стали родителями следующего поколения богов – титанов.
От титанов Реи и Кроноса появились старшие боги: Зевс (рис. 45), в дальнейшем самый могущественный и сильный, его братья (Посейдон, властитель морей и океанов, Аид, правитель царства мертвых) и сестры (Гера, Деметра и Гестия). Гера (рис. 46), жена Зевса, богиня брака и покровительница островов Самос и Аргос. Ее помощницей и посланницей стала Ирида – богиня радуги. Деметра – богиня плодородия, благословляющая труд земледельцев и дающая жизнь всему растительному миру. Впоследствии дочь Деметры Персефона, похищенная Аидом, стала вместе с ним царствовать в подземном мире.
Рис. 45. Зевс
Рис. 46. Гера
Гестия считалась богиней жертвенного огня и пламени домашнего очага, она почиталась в каждом доме, где ей всегда оставляли у очага немного еды. Богиня также являлась покровительницей греческих городов и всего государства.
От титанов произошел и Гелиос, солнечное божество, впоследствии отождествляемое с Аполлоном. Гелиос, освещавший землю, все видел и все знал, он мог исцелять слепых, но иногда поражал слепотой зрячих, карая их за грехи. Изображался Гелиос сидящим на троне из драгоценных камней в окружении времен года.
Когда олимпийские боги делили Вселенную, Гелиоса не оказалось на месте. Он не получил ничего и вскоре был всеми забыт. Солнечный бог пожаловался Зевсу, и тот выдвинул из моря остров Родос и подарил его Гелиосу.
Один из греческих мифов рассказывает о том, как Гелиос выходит из океана на востоке и Часы в облике юных дев открывают ему небесные врата и впрягают в колесницу крылатых коней. В своей колеснице Гелиос двигался по небу и в полдень достигал зенита. Затем он направлялся к западу и завершал поездку в царство вечного мрака. Ночью Гелиос объезжал землю по океану и к утру оказывался в том месте, откуда начинался его дневной путь.
На волшебном острове Тринакрия пасутся белоснежные быки Гелиоса. Они поделены на 7 стад по 50 голов (всего 350 голов – по количеству дней греческого года). Когда Одиссей вместе со своими спутниками побывал на острове и убил несколько священных быков, Зевс по просьбе Гелиоса наказал героя, разбив молнией его корабль.
О губительности солнечных лучей рассказывает миф о Фаэтоне, сыне Гелиоса. Юноша уговорил отца разрешить ему покататься на солнечной колеснице. Внезапно кони понесли огненный экипаж прямо вниз, и Зевсу, чтобы остановить его и спасти землю, пришлось послать в Фаэтона молнию. Гибель сына так опечалила Гелиоса, что он отказался освещать мир, и лишь приказание Зевса вернуло солнце на небосвод.
У Гелиоса была сестра, богиня Луны Селена. Ее имя происходит от греческого «селас» – «блестящая, сияющая». Ночью Селена объезжала небо в колеснице, в которую были запряжены два белоснежных коня (в других мифах – быки с рогами-месяцами). Днем богиня отдыхала в океане.
Известен миф о любви Селены к юноше Эндимиону, получившему от богов дар вечной молодости и спящему беспробудным сном в пещере горы Латма в Карии. Селена родила Эндимиону 50 дочерей – такое количество недель было в греческом году. Древние греки связывали лунные фазы с изменениями лика богини и считали, что, меняя свой облик, Селена оказывает влияние на природу и человека.
В более поздних мифах Селена отождествлялась с Артемидой, Гекатой и Персефоной. Изображалась богиня с крыльями и золотым венцом. Иногда ее представляли прекрасной женщиной с горящим факелом в руке, за которой летели звезды. У Гелиоса и Селены была сестра Эос – богиня утренней зари. Каждое утро она выходила из океана и плыла по небу в колеснице, в которую были впряжены белые и розовые кони. Затем Эос останавливалась и открывала врата востока.
Старшие боги во главе с Зевсом обосновались на Олимпе, высокой горе, вершина которой покрыта снегом. Здесь же жили и младшие поколения богов. Афина, родившаяся из головы Зевса, выполняла множество функций. Под именем Афины Паллады она была девой-воительницей. Эта богиня покровительствовала городу Афины и помогала представителям различных ремесел. Символы Афины – сова, копье и шлем. Нередко ее также считали богиней мудрости.
От брака Зевса и Геры родился бог кузнечного ремесла Гефест (рис. 47). Впервые увидев уродливого и хилого ребенка, мать Гера сбросила новорожденного с Олимпа, в результате чего Гефест стал хромым. Тем не менее он вырос сильным и могучим. Одни мифы сделали женой бога-кузнеца красавицу Афродиту, богиню любви, другие – не менее красивую Хариту, богиню грации.
Рис. 47. Гефест
Существует два мифа, которые по-разному рассказывают о происхождении Афродиты. Согласно одному из них, она вышла из морской пены, согласно другому, ее родителями были Зевс и нимфа Диона.
Мальчик Эрос, сын Афродиты, стал исполнителем ее воли и посланником. Зевс хотел умертвить ребенка при рождении, но мать спрятала его в лесу, где Эроса выкормили две львицы. Символ этого божества – маленький золотой лук и стрелы, больно ранящие тех, в кого они попадают.
Верным спутником Афродиты является бог брака Гименей, его эмблема – брачный факел.
Плодом любви Зевса к нимфе Майе стал Гермес, бог дорог и торговли, вестник других богов. Он покровительствовал ворам, пастухам, атлетам, служил проводником умерших. Символом Гермеса являлся кадуцей – жезл вестника.
От Зевса и Латоны (Лето), которую преследовала ревнивая Гера, наславшая на нее ужасного дракона Пифона, на острове Делос родился прекрасный Аполлон (рис. 48) – бог света. После его рождения суровый Делос, лишенный растительности, зацвел. Аполлон был покровителем музыки и искусств, ритуальных очищений, а также божеством Дельфийского оракула. Его символами стали лук и лира.
Рис. 48. Аполлон
Богиня охоты Артемида, сестра Аполлона, покровительствовала диким животным и слыла предводительницей нимф. Изображалась она с луком, считавшимся ее символом.
Дионис (Вакх), бог вина, драматических представлений и внутренней свободы, являлся сыном Зевса и смертной женщины Семелы. Диониса почитали менады (вакханки) – женщины, находящиеся во власти священного безумия. Он был покровителем Фив и представлялся с эмблемой – виноградной лозой.
У Зевса и Геры был еще один сын – мрачный и свирепый бог войны Арес, которого всегда сопровождали сыновья Деймос и Фобос (Ужас и Страх), а также богини раздора и убийств Эрида и Энио. Арес не пользовался у греков таким же почетом и уважением, как другие боги, и даже его собственный отец, Зевс, недолюбливал сына за то, что тот постоянно затевал раздоры и радовался, видя, как льется кровь людей.
В мифологиях многих народов рассказывается главным образом о богах, а люди появляются лишь иногда, если того требует сюжетная линия легенды. В греческой мифологии тема богов не единственная, многие мифы повествуют о героях, занимающих как бы промежуточное место между богами и людьми. Некоторые из них по праву могут считаться богами, как, например, Прометей, чьи родители были титанами. Другие же оказываются самыми обыкновенными смертными. Происхождение некоторых героев неясно. Так, настоящим отцом Тезея, сына афинского царя Эгея, по слухам, являлся сам бог Посейдон.
Некоторые мифологии уделяют большое внимание сказаниям о появлении на земле человеческого рода. Обычно творцами людей становились боги (например, в египетской мифологии сотворение человека в каждом большом городе приписывалось разным богам). Большинство греческих мифов умалчивает о том, как произошло человечество, хотя некоторые источники называют его создателями Зевса и даже Прометея. Фиванцы полагали, что люди вышли из зубов дракона, посеянных Кадмом (сын финикийского царя Агенора, основатель Фив), а жители Аркадии считали себя потомками Ралсга, рожденного Землей.
Теогония Гесиода повествует о пяти веках существования людей. Еще во времена Кроноса люди, сотворенные богами, жили в золотом веке и, подобно божествам, не знали ни печалей, ни забот, ни болезней. Их существование было похоже на непрерывный праздник. Когда заканчивалась их земная жизнь, они тихо засыпали и уходили в вечность, становясь добрыми духами, которые защищали живущих и следили за порядком на земле. Выполняя волю Зевса, они наказывали грешников и вознаграждали праведников.
Следующий век, серебряный, был уже не так хорош, как золотой. Почти сто лет человек проводил в младенческом состоянии, опекаемый матерью и отцом. Став взрослыми, люди покидали свои дома, но взрослая жизнь не приносила им счастья. Они постоянно враждовали между собой и не приносили богам даров. Возмущенный таким поведением людей, Зевс поселил этот род в подземное царство, где они живут, не испытывая ни радостей, ни печалей. Затем Зевс из древесины ясеня, идущего на изготовление древков копий, сделал третье поколение. Эти люди были высокими, сильными и жестокими. Так наступил медный век, получивший свое название от металла, из которого строились дома, создавались различные инструменты и оружие. Люди медного века воевали между собой, пока не исчез с лица земли последний человек. После смерти все они отправились в царство теней.
Следующим появилось четвертое поколение, представители которого были благородными и мужественными, во многом равными богам. То был век героев. Но и эти люди отличались безрассудством и гибли на полях сражений. Они воевали за прекрасную Елену, боролись за наследство Эдипа, участвовали в других битвах. Герои, дети Зевса, после смерти поселились на Блаженных островах, где существовали счастливо и беззаботно.
На смену героическому пришел железный век, продолжающийся до настоящего времени. Боги постоянно посылают людям заботы и печали, и их жизнь проходит в трудах. Люди не почитают ни богов, ни своих предков, они продолжают враждовать друг с другом. В этом мире властвует зависть и злоба, вражда и подлость. Представители железного века разрушают города соседей и убивают друг друга, и потому богини справедливости и стыда давно покинули это поколение.
Такую же картину изображает и Овидий в «Метаморфозах», правда, он не включает в них поколение героев, считая их промежуточным звеном между людьми и богами.
Греческая мифология начала формироваться в первобытно-общинном строе, где люди воспринимали мир как громадную родовую общину. Свое восприятие человеческих взаимоотношений, а также представления о природных явлениях они отразили в легендах и сказаниях. С развитием общества изменялись и мифологические воззрения. Греческую мифологию принято разделять на три периода. Первый, наиболее древний, называется хтоническим, затем идут олимпийский и героический период, включающий в себя ранний и поздний этапы. Более утонченные формы героической мифологии, связанные с творчеством Гомера и Гесиода, начинают складываться с распадом общинно-родовой формации. С течением времени мифы, прежде отражавшие первобытное мышление, переходят на службу идеологии рабовладельческого полиса и используются для выражения моральных, философских, религиозных и социально-политических идей. В это же время мифология получает широкое распространение в области литературы и искусства.
Хтоническая мифология
Сознание первобытных людей воспринимало жизненный процесс как нечто хаотичное, населенное непонятными силами, наводящими ужас на человека. Окружающий мир и все его составляющие одушевлялись, а все предметы и явления представлялись как лишенные гармонии и соразмерности. Земля в этот период понималась как существо одушевленное, способное производить все, будь то небо, природа или люди.
Хтоническая мифология повествует о том, что сначала был хаос – бесконечная пустота, позднее в нем возникла Гея (Земля), дающая жизнь всему и питающая своих детей, живущих и растущих на ней. Глубоко в ее недрах родился темный и мрачный Тартар – бездна, пронизанная непроглядной тьмой. Вслед за Геей из хаоса появился Эрос (Любовь), Эреб (Тьма) и Нюкта (Ночь). Слившись, эти трое породили Воздух и День.
Нюкта стала матерью Танатоса (Смерти) и Гипноса (Сна). Среди ее детей – Страдание, Обман, Раздор. Последнее божество женского рода породило силы, способные оказывать влияние на судьбы людей. Это Сражение, Убийство, Голод и др.
Среди детей Геи были Уран (Небо), Море и Горы. Соединившись с Морем, Гея родила множество морских существ.
В браке Урана и Геи появилось новое поколение божественных существ, от которых и пошли олимпийские боги. Гея и Уран стали родителями титанов, циклопов и сторуких. Особенно страшными выглядели последние, имевшие по 100 рук и 50 голов. Уран заточил своих детей в недра земли, и Гея, возмущенная этим, вступила в заговор со своим младшим сыном Кроносом (богом времени). Тот оскопил Урана с помощью серпа. Из крови Урана родились такие существа, как эринии (фурии), гиганты и нимфы, а из пены, окружавшей бога, вышла Афродита. Эринии имели облик отвратительных окровавленных старух с собачьими головами и с извивающимися змеями в волосах. Они следили за тем, чтобы никто не нарушал уставов земли, и сурово наказывали всех нарушителей.
От Геи и Тартара родился стоглавый Тифон (по другим источникам, его матерью была Гера, ударившая ладонью по земле и получившая от нее волшебную силу).
Греческая мифология изобилует фантастическими животными. От Тифона и Ехидны произошли такие чудовища, как страж Аида Цербер, собака Орф, Лернейская гидра, трехголовая Химера, змеи, изрыгающие пламя, львицы, Сфинкс, убивающая людей, не способных разгадать ее загадки. От союза Орфа и Ехидны появился Немейский лев.
Особенно значительная роль отводилась змеям и драконам, которых представляли в виде покрытых чешуей рептилий с горящими зловещим огнем глазами. Эти существа являлись носителями враждебных человеку сил, но иногда в образе змеи почитались боги, например Афина Паллада. В ее храме на Акрополе в Афинах жрецы держали священную змею.
Хтоническая мифология отводила большую роль собаке. В ранние периоды человеческие души представлялись в виде этих животных. С волком был связан Аполлон, в образе волка почитался и Зевс Ликейский в Аркадии. Важное место занимал культ быка и коровы. На Крите верховное божество представлялось именно в виде быка. Облик коня имел Посейдон. Один из древнейших мифов рассказывает о его браке с Деметрой, представленной лошадью.
От Геи и Урана родился не только сын Кронос, но и дочь Рея. Так появилось второе поколение богов. История Кроноса и Реи повторяет историю Геи и Урана: сын Кроноса, спасенный матерью, вырос и восстал против отца. Нередко Рея отождествлялась с Геей-землей и трактовалась как великая богиня-мать. Центром культа Реи являлся город Эвлевсин, находившийся рядом с Афинами.
На ранних стадиях, когда главным занятием людей было собирательство и охота, сознание человека было ограничено чувственным восприятием. На видимые вещи и явления, которые одушевлялись, переносились функции, свойственные общинно-родовой формации. Оживляемые сознанием предметы в то же время не теряли своих материальных качеств и становились фетишами. Фетиш для древних – воплощение магической силы, власти демонов.
Такое понимание распространялось на все вещи и явления, окружающие человека. Например, Зевс, занимавший центральное место в мифологии позднейшего периода, первоначально почитался лишь в Сикионе (Пелопоннес) в виде пирамиды из камня, а на Ликейской горе в Аркадии поклонялись Зевсу в виде колонны.
Богиня Гера в Фескпиях (Беотия) представлялась обрубком дерева, а на острове Самос – куском доски. Подобный облик имели и другие боги, например Аполлон (пирамида), Лето (полено).
Хотя образы богов развивались на протяжении всей истории существования греческой мифологии и Зевс, Гера, Афина Паллада, Аполлон, Афродита и др. имели в поздние эпохи совершенно иной облик, фетишистские представления продолжали существовать даже в период расцвета греческой цивилизации. Пример тому – Дельфийский омфал, «пуп земли». Один из хтонических мифов повествует о том, как Рея, спасавшая своего новорожденного сына Зевса от кровожадного супруга Кроноса, спрятала малыша, а вместо него отдала мужу камень, завернутый в пеленки (рис. 49). Кронос проглотил его. Извергнутый богом камень оказался в Дельфах. Его почитали как величайшую святыню, заворачивали в дорогие ткани, натирали благовониями.
Конец ознакомительного фрагмента.