Вы здесь

Популярная история мифологии. МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА (Е. В. Доброва, 2003)

МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Египетская цивилизация – одна из самых древних на нашей планете. Она существовала весьма длительное время, и главной причиной тому стало своеобразное местоположение государства, окруженного пустынями и удаленного от других стран. Протянувшийся на многие километры вдоль плодородной долины Нила, Египет развивался безо всякого иноземного воздействия.

Во время ежегодных разливов воды Нила заполняли долину, а когда уходили, оставляли толстый слой бурого ила, удобрявшего землю. Эта земля приносила жителям страны щедрые урожаи. Люди возносили благодарственные молитвы великой реке, а свою страну называли Кемет – «черная земля». Народом Египта правили цари – фараоны. От многих из них в анналах истории остались только имена (ни упоминаний о законах их правления, ни памятников не сохранилось). Летоисчисление Египта современные исследователи ведут по царским династиям.

Ранний династический период ограничивается рамками 2920–2575 годов до н. э., хотя история египетской цивилизации начинается уже в IX тысячелетии до н. э. Племена, занимавшиеся охотой, расселялись в пойме Нила, которая была наиболее приспособленным для жизни местом. Уже в V тысячелетии до н. э. четкая граница разделяла два объединения: Верхний Египет, растянувшийся вдоль длинного нильского оазиса, и Нижний Египет, расположившийся в дельте Нила.

Более сильный Верхний Египет примерно в 3000 году до н. э. покорил своего соседа и положил начало I династии. Люди, жившие в это время, обожествляли своих правителей, фараоны считались богами, спустившимися с небес.

Первым грандиозным памятником, дошедшим до наших дней, стала ступенчатая пирамида, построенная представителем III династии – фараоном Джосером.

Расцвет египетской культуры начался в эпоху спокойной и стабильной IV династии, от которой ведет отсчет новая эпоха в истории Египта, получившая название Древнего царства (2575–2134 годы до н. э.). О нем напоминают знаменитые памятники: пирамиды в Гизе (рис. 1) и загадочный сфинкс (рис. 2) – фантастический лев с лицом фараона Хефрена. Этот период ознаменован бурным развитием торговли и искусства, появлением письменности. Следующая, V династия, характеризуется ослаблением влияния фараонов: причиной этого стал значительно возросший культ Солнца. Существование Древнего царства подошло к концу во времена VI династии, завершившейся распадом Египта на множество княжеств, постоянно воевавших между собой.




Рис. 1. Пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе. Четвертая династия. XXVII век до н. э.




Рис. 2. Большой сфинкс и пирамида фараона Хефрена. Четвертая династия. XXVII век до н. э.


С 2134 по 2040 год до н. э. длился Первый переходный период. Египет был ослаблен многочисленными междоусобными войнами, правители-фараоны, не обладавшие сильной властью, не могли собрать народ воедино и остановить распад страны. Обстановка несколько улучшилась во времена IX и X династий. Последняя пала в результате действий князей в Фивах, захвативших престол и основавших собственную династию.

Фиванский фараон XI династии Небхепетра Ментухотпе положил начало новой эпохе, названной историками Средним царством (2040–1640 годы до н. э.). Этому фараону удалось лишить власти местных правителей и заручиться поддержкой многочисленной армии чиновников. В заслугу египетскому царю можно поставить объединение страны; деятельность по искусственному орошению больших участков пахотных земель, что помогло накормить множество людей; развитие искусства. Широкое распространение получил культ Осириса, властелина подземного царства, а также культ Ра – солнечного божества.

Современным историкам неизвестны причины, из-за которых Среднее царство прекратило свое существование. Распавшейся на части страной пытался управлять то один, то другой царь, но никто из них не смог долго удерживать трон. Наступила эпоха Второго переходного периода, продолжавшаяся с 1640 по 1550 год до н. э. Племена гиксосов, пришедшие из Палестины, захватили район Дельты и основали здесь XV династию, подчинившую себе весь Египет. Против иноземцев выступила XVII династия фиванских царей. Новшество, еще неизвестное никому в то время, – лошади, запряженные в колесницы, – помогло фиванцам выиграть войну и освободить страну от захватчиков. С этого времени началась эпоха Нового царства.

Новое царство (1550–1070 годы до н. э.) стало временем небывалого расцвета Египта. Войны, которые велись египетскими правителями в странах, расположенных на востоке, приносили несметные богатства. Вещи, найденные современными археологами в знаменитой гробнице Тутанхамона, поразили воображение людей своей красотой и роскошью. Фараоны Нового царства уделяли большое внимание развитию искусства. Большая часть памятников, относящихся к этому времени, посвящена фиванскому солнечному божеству Амону.

Кризис власти, начавшийся в Египте, а также наступление с севера и востока палестинских племен стали причиной распада страны. Это время получило название Третьего переходного периода (1070– 712 годы до н. э.). Государство раскололось на две части: Верхний Египет, управляемый военной верхушкой, и Дельту, где у власти стояли фараоны купеческого происхождения. Через некоторое время власть в стране перешла к ливийской династии, а затем ее захватили нубийские военные. Правители этой династии носили на коронах двойной урей (знак в виде поднявшейся кобры), символизирующий владычество над Египтом и Нубией.

Завершающим в истории древнеегипетской цивилизации стал Поздний период (712–332 годы до н. э.). В VII веке до н. э. государство было захвачено ассирийцами, которые разрушали и грабили египетские города. Во время правления XXVI династии в стране наступило относительное спокойствие, но уже в 525 году до н. э. оно было нарушено вторжением персов, основавших в Египте XXVII династию. Власть персов была уничтожена Александром Македонским, покорившим в 332 году до н. э. Персию и Египет. Но полный упадок египетской цивилизации наступил в 30 году до н. э., после завоевания страны Цезарем Августом, который превратил Египет в римскую провинцию.

Пески засыпали памятники египетской культуры, а время наложило на когда-то процветавшую цивилизацию печать забвения. К VI веку н. э. исчез даже язык, на котором говорили жители страны, и вплоть до XIX столетия люди не могли расшифровать надписи на древнеегипетских памятниках и тексты на старых папирусах. Разгадать непонятные иероглифы сумел в 1821 году французский ученый Ж. Ф. Шампольон.

Источниками изучения египетской мифологии стали разнообразные по характеру религиозные тексты. Это молитвы и гимны, посвященные богам; надписи на стенах гробниц, рассказывающие о погребальных церемониях, сборники заупокойных текстов. Самые известные из этих письменных памятников – «Тексты пирамид» (описания ритуалов, связанных с заупокойными обрядами), найденные на внутренних стенах погребальных камер пирамид фараонов V и VI династий эпохи Древнего царства; «Тексты саркофагов» – надписи на саркофагах периода Среднего царства; а также знаменитая «Книга мертвых», создававшаяся начиная со времен Нового царства и до самого конца существования Древнего Египта. Кроме того, с мифологическими представлениями знакомят тексты, получившие названия «Книга часов бдений», «Книги о том, что в загробном мире», «Книга коровы», «Книга дыхания» и др.

Представление о египетских мифах можно получить из текстов, рассказывающих о мистериях, которые устраивались во время религиозных праздников и торжественных церемоний по случаю коронаций. Они исполнялись жрецами, а иногда и фараонами, читавшими речи от имени богов.

Элементы мифов присутствуют также в надписях на памятниках и в текстах магического характера, заговорах, заклятьях, знакомящих с эпизодами из религиозных легенд.

Сведения о древнеегипетской мифологии можно получить и из сочинений античных писателей, в том числе Геродота, побывавшего в Египте в V веке до н. э., и Плутарха, жившего на рубеже I–II веков н. э. и написавшего книгу «Об Исиде и Осирисе».

Пантеон египетских богов

Египетская мифология, в отличие от греческой и римской, долгое время оставалась тайной для многих поколений людей. Если легенды Древней Греции и Рима вдохновляли многих европейских художников, поэтов, композиторов XVII–XVIII столетий, то о существовании мифов Древнего Египта никто в те времена даже не подозревал. Широкой известности они не получили и в дальнейшем, став достоянием лишь узкого круга специалистов, занимавшихся изучением восточной культуры. Причиной тому было своеобразие египетской мифологии, совершенно не похожей на мифотворчество других народов.

Египтяне не придерживались определенных правил при изображении богов. Так, одно и то же божество могло выступать в облике животного, человека или полузверя-получеловека. Некоторые боги в различных городах носили разные имена. Одно и то же явление реальности могло воплощаться в разных божественных образах: например, утреннее солнце олицетворял бог Хепри в виде жука-скарабея, катящего по небосводу солнечный диск до точки зенита; дневное солнце представлял Ра – человек с головой сокола, а Атум символизировал вечернее солнце. Хепри, Ра и Атум (рис. 3) были тремя ипостасями одного и того же солнечного божества.




Рис. 3. Ра, Атум, Хепри


Египетские боги, так же как древнеримские и древнегреческие, могли иметь определенные функции, как, например, богиня любви Хатхор (у греков – Афродита) или воительница Нейт (в греческой мифологии – бог войны Арес). Но в отличие от обитателей Олимпа некоторые божества Египта являются воплощением абстрактных понятий (Сиа – разум, Ху – воля, Хех – вечность, Сехем – энергия). Существовали боги, олицетворявшие законы и явления природы и даже символизировавшие силу или мудрость других богов.

Говоря об олимпийских богах, несложно определить их характеры. Например, Зевс – могущественный и сильный, Гермес – ловкий и плутоватый. Одному и тому же египетскому божеству присущи порой диаметрально противоположные черты. Боги могли быть добрыми и злыми, справедливыми и безжалостными.

Героями одинаковых мифов в разных египетских городах являлись различные божества. Так, одни источники называли бога Себека, имеющего облик крокодила, другом Ра, другие считали его врагом великого бога Солнца. По-разному представлялись и многие явления окружающего мира. Например, небо могло изображаться в виде крыльев коршуна, реки (небесный Нил), коровы или женщины (богиня Нут) (рис. 4).




Рис. 4. Небо в образе коровы


В отличие от богов Древней Греции и Древнего Рима, постоянно вмешивавшихся в жизнь человека (участие обитателей Олимпа в Троянской войне, помощь странствующему Одиссею и т. д.), египетские боги с полным спокойствием взирают на враждующих людей. Поэтому и мифы Древнего Египта не рассказывают об увлекательных приключениях, они лишены событийности и наполнены философскими размышлениями и серьезными монологами, вложенными в уста богов.

Своими корнями мифология Древнего Египта уходит в VI тысячелетие до н. э. В каждом из египетских номов (областей) формировался собственный пантеон богов, которые воплощались в птицах, животных, камнях, планетах. Божества символизировали и отдельные номы, например богиня Унут, изображаемая в виде зайца, олицетворяла Гермопольский ном. В дальнейшем покровитель каждой области стал демиургом в божественной триаде.

Существовало множество мифов о фиванской триаде, куда входили бог Солнца Амон, его жена Мут, являвшаяся богиней неба, и Хонсу – бог Луны и сын этой супружеской четы. Легенды Мемфиса рассказывали о демиурге Птахе, его супруге Сехмет, богине войны, и их сыне Нефертуме, боге растительного мира.

Женские божества в египетской мифологии, помимо других, выполняли функции богини-матери (Мут, Исида и др.).

Небесному Нилу, по которому плыло Солнце, соответствовал подземный: его воды несли светило ночью. А настоящий Нил, протекавший по земле, воплощался в образе бога Хапи. Именно ему египтяне возносили молитвы с просьбами послать хороший урожай. Нил населяли многочисленные божества, принимавшие облик животных – бегемота, крокодила, змеи, лягушки, скорпиона и т. д.

Глубоко почиталась и богиня Рененутет, от которой зависело плодородие земли. Приняв образ змеи, она выползала на поле и наблюдала за работой крестьян. А за виноградное изобилие отвечал бог лозы Шаи.

Египетская мифология связана с представлениями людей о загробной жизни, считавшейся продолжением земного существования. Стремясь сохранить тела умерших для дальнейшего бытия в ином мире, египтяне мумифицировали их. Они строили для своих покойников жилища-гробницы и снабжали их всем необходимым: пищей, посудой и другими предметами быта.

В дальнейшем появились представления о том, что души умерших (ба), покидают свои дома и отправляются к богам на небо, а также путешествуют по подземному царству (дуат). Сущность каждого человека состояла из нескольких элементов: тела, ба, ка (еще одна душа), а также его тени и имени.

В подземном мире души умерших встречались с жуткими чудовищами, от которых могли уберечь особые заклинания и молитвы. Осирис и другие боги устраивали над покойниками суды (об этом повествует одна из глав «Книги мертвых»). Осирис наблюдал за церемонией, называемой психостасией: на одну чашу весов клали сердце умершего, а на другую помещали истину (изображение богини Маат, а иногда – ее символов). После завершения судебной процедуры праведник попадал на поля иару, где его ожидало счастливое существование, а грешник становился добычей ужасного чудовища Амт, изображаемого в виде льва с головой крокодила.

Осирис оправдывал только тех, кто не совершал грехов, перечисленных в «Отрицательной исповеди» из «Книги мертвых». Если человек при жизни был терпелив и кроток, не воровал, не протестовал против царской власти, имел чистое сердце, суд относился к нему благосклонно.

Египетской мифологии свойственно обожествлять животных, что особенно ярко проявилось в поздние эпохи истории государства. В ранние времена боги, представленные в образе животных, почитались как покровители охоты, а позднее их стали считать божествами, помогающими скотоводам. Богов воплощал бык (Апис, Бата, Бухис, Мневис), баран (Хнум, Амон), корова (Исида, Хатор, Нут), шакал (Анубис), крокодил (Себек), кошка (Баст), лев (Хатор, Сехмет, Тефнут), сокол (Гор), ибис (Тот). В более поздние периоды боги стали обретать человеческий облик, хотя черты животных по-прежнему присутствовали в их изображениях. Например, Тефнут (рис. 5) выглядела как женщина с головой львицы, Тот приобрел вид мужчины с головой ибиса, а Анубис (рис. 6) изображался с головой шакала.




Рис. 5. Богиня Тефнут в образе женщины с головой львицы. Над ней – солнечный диск со змеей-уреем




Рис. 6. Бог Анубис с головой шакала


Мифы о богах в образе коров и быков были распространены во многих египетских номах. Некоторые исследователи высказывают предположение о том, что культ быка связан с почитанием вождя племени. Позднее, когда сформировалось государство, этот культ стали соотносить с властью фараона (не случайно во многих текстах ранних эпох царя называют тельцом). Существовал также обычай во время церемонии празднования тридцатилетия фараона (Хебсед) прикреплять к его одежде хвост быка. Особенно почитался в Мемфисе, а затем и в остальных городах Египта бог Апис, изображаемый в виде черного быка с белыми отметинами. Некоторые божества представлялись в облике змеи. Среди многочисленных врагов Ра главное место занимал громадный змей Апоп, олицетворявший злое начало и беспросветную тьму. Но змея являлась воплощением не только злых, но и добрых богов (богини плодородия Рененутет, охранительницы могил Меритсегер, защитницы умерших Исиды и Нефтиды, Уто, заботившейся о благополучии Нижнего Египта и др.).

Не только животные, но и растения являлись объектами поклонения древних египтян. Важная роль в мифологии отводилась лотосу, цветку таинственному и прекрасному. Египетский лотос всплывал на поверхность воды и раскрывал свои лепестки с зазубренными краями вечером, когда Солнце садилось за горизонт. С рассветом он вновь закрывался и погружался в воду. С лотосом связывали рождение бога Солнца Ра, он являлся атрибутом Осириса, изображаемого с этим цветком на голове, и Исиды, причастной, по мнению древних египтян, к ежегодным разливам Нила. Лотос называли невестой Нила: если этих цветов на поверхности великой реки появлялось очень много, можно было надеяться на необыкновенно щедрый урожай.

И боги, и люди (жрецы и фараоны) украшали свои головные уборы цветами лотоса, считая его воплощением божественного происхождения и бессмертия. В виде лотоса на длинном стебле изображался и главный символ власти фараона – скипетр. Венки из розового лотоса возлагались на головы фараонов во время церемонии вступления на трон. Цветок также можно было увидеть на египетских монетах, храмовых росписях и рельефах.

С развитием египетской государственности изменялась и мифология. Многие местные божества, о которых прежде знали лишь жители отдельных номов, вышли за их границы и стали почитаться населением всего Египта.

Так, фараоны V династии Древнего царства, являвшиеся выходцами из Гелиополя, где главным божеством был Ра, способствовали распространению его культа по всей стране.

Главным богом эпохи Среднего, а также Нового царства (особенно в период правления XVIII династии, вышедшей из Фив) стало другое солнечное божество – Амон.

В конце III тысячелетия до н. э. бога мертвых Анубиса, в образе шакала обитающего на кладбище, сменил Осирис. Анубис же превратился в его защитника и хранителя некрополя. На задний план ушел и еще один бог мертвых – абидосский Хентиаменти, не сумевший противостоять популярности Осириса.

С течением времени многие божества сливаются в одно. Так, Гор, Птах, Ра, Монту стали отождествляться с Амоном; а Осирис, Атум, Амон, Гор и Птах – с Ра.

Египетские мифы с помощью символических образов и иносказаний передают представления людей, их создавших, о законах природы и человеческой жизни. Существует несколько мифологических циклов, объединенных общей темой и идеей. Самыми распространенными среди них являются мифы и легенды о сотворении мира, о солнечных божествах и об Осирисе.

Мифы о сотворении мира

Древние египтяне полагали, что когда-то мир представлял собой первозданный хаос, заполненный водой – Нун. Он породил людей, животных, растения. Функцию демиурга выполняло солнечное божество. Один из мифов описывает его появление так (рис. 7). Из пучины вод неожиданно поднялся холм. На нем расцвел лотос, из которого вышло Солнце (Ра), и с этого момента мрак рассеялся.

Существует миф, описывающий появление Ра из яйца, снесенного на холме птицей великий Гоготун. По третьей версии, помещенной в «Тексты пирамид», Солнце – это теленок, рожденный коровой-небом.




Рис. 7. Рождение бога Солнца Ра из лотоса


В мифе Гелиополя демиургом является Атум, отождествляемый с Ра. Он родился из Нуна (хаоса) и, проглотив собственное семя, оплодотворил себя. Атум стал отцом первых на земле богов, которых выплюнул изо рта. Так появился Шу (воздух) и его жена Тефнут (влага). От этой пары произошли бог земли Геб и богиня неба Нут, в свою очередь ставшие родителями Осириса, Сета, Исиды и Нефтиды. Атум, Шу, Тефнут, Геб, Нут, Осирис, Сет, Исида и Нефтида составили знаменитую гелиопольскую эннеаду (девятку), почитаемую в Египте и всегда упоминающуюся в текстах религиозного характера. Этих богов считали первыми царями страны.

В мемфисском мифе, появившемся в эпоху Древнего царства, роль демиурга отведена Птаху. Прежде чем стать создателем первых богов (их также было восемь), Птах сотворил их в своем сердце («седалище мысли»). Именно таким способом появились земля и небо, люди, животный и растительный мир, города, здания, искусства, ремесла. Птах распределил иерархию богов и стал обладателем царской власти. В период Нового царства, с выдвижением XVIII фиванской династии, функции демиурга взял на себя Амон, называемый царем богов. В «Большом гимне Амону» о нем говорится следующее: «Отец отцов и всех богов, поднявший небо и утвердивший землю… Вышли люди из его глаз, стали боги из его уст… Царь, да живет он, да здравствует, да будет благополучен, глава всех богов». С этим божеством отождествлялся фараон, которого также считали сыном Амона. В других мифах рассказывается о том, что люди произошли из слез бога Ра или же были вылеплены из глины Хнумом.

Гелиопольский миф о сотворении мира

Текст этой легенды записан на папирусе Бремнер-Ринд примерно в 312–311 годах до н. э., во времена Александра, сына Александра Македонского. Однако сам миф появился гораздо раньше, в среде жрецов египетского города Иуну, который греки называли Гелиополем – Солнцеградом, где поклоняются солнцу. Элементы мифа включены также в древние «Тексты пирамид».

Легенда гласит следующее. Окруженное горами, протянувшимися вдоль берегов великого Нила, лежит солнечное царство Та-Кемет – «черная земля». Сейчас она населена людьми, живущими в богатых и красивых городах, а в давние времена здесь властвовал лишь хаос – бескрайний океан, не имеющий ни дна, ни берегов. Назывался он Нун. Его темные холодные волны были неподвижны. Вокруг царили тишина, покой и мрак. Так проходили тысячелетия, и вот однажды из глубины Нуна появился Атум. Его окружала вода, клокотавшая и бурлившая. Она пыталась затянуть бога в свои водовороты, и тому пришлось срочно создавать сушу, чтобы спастись от неминуемой гибели.

Оторвавшись от поверхности океана, Атум поднялся над мрачной бездной и произнес заклинание. В это же мгновение со страшным грохотом из морской пучины поднялся холм Бен-Бен. Бог спустился вниз, на холм, и стал думать, что же ему предпринять дальше. Сначала он решил создать богов. Атум думал о сотворении бога плодородия, но так как не было еще ни земли, ни людей, способных посеять на ней зерно, первым появился бог ветра Шу (чтобы не позволять океану оставаться неподвижным) и богиня влаги Тефнут, женщина с головой львицы.

К несчастью, только что появившаяся божественная пара сразу же потерялась в беспросветном мраке. Напрасно Атум звал своих детей, они не откликались на его призывы. Безутешный отец подумал, что Шу и Тефнут заблудились в темноте или были проглочены Нуном. Опечаленный Атум вырвал свой глаз и велел ему разыскать в океане детей. Глаз отправился на поиски в бездну, а Атум остался ждать на холме.

Проходили годы и столетия, но Шу и Тефнут не появлялись. В это время Атум создал себе новый глаз и вставил его в пустую глазницу. Он продолжал ждать и вот наконец услышал шум. К холму приближались его дети – Шу и Тефнут, найденные в океане глазом. Атум несказанно обрадовался, но тут на него с упреками набросился его глаз, возмущенный тем, что на месте, оставленном им, появился новый глаз. Атум предложил поместить его на лоб, но разъяренный глаз обернулся коброй и бросился на своего хозяина. Это ничуть не испугало Атума. Он взял змею и поместил к себе на лоб. С этого времени третий глаз в виде змеи украшает короны богов и египетских царей – фараонов. Эта змея, называемая урей, зорко смотрит вдаль. Увидев врага, она направляет на него смертоносные лучи и испепеляет его.

Вскоре из пучины океана вырос прекрасный цветок – белый лотос. Из глубины его лепестков вылетел солнечный бог Ра, над головой которого золотился яркий диск. Темнота рассеялась, и мир наполнился теплым светом. Ра, увидевший Атума, Шу и Тефнут, заплакал от счастья, а из его слез, упавших на землю, появились люди.




Рис. 8. Свадьба Шу и Тефнут. На троне – Тефнут, перед ней Шу с пером страуса на голове, за ним Тот с головой ибиса, за троном стоит Ра


Шли годы. Шу и Тефнут поженились (рис. 8), и у них тоже появились дети – бог земли Геб и богиня неба Нут. Очень любившие друг друга Геб и Нут даже на свет появились, обнимаясь. Поэтому и земля с небом в самом начале своего существования составляли единое целое. Но вскоре Нут и Геб начали ссориться – Геба возмущало то, что с наступлением утра богиня неба поедала своих детей – звезды. Бог Солнца Ра, желая прекратить скандал, отправил к ним бога ветра Шу и попросил разлучить Нут и Геба. Шу произнес заклинание, и тотчас же начался сильнейший ураган, разорвавший объятия Геба и Нут и разделивший землю и небо (рис. 9).




Рис. 9. Шу отделяет небо-Нут от земли-Геба


Затем в океане появились острова, материки, поднялись горы, с которых потекли реки. Люди, родившиеся из слез Ра, перестали тесниться на холме и расселились по благодатным землям. Спустя несколько лет вокруг уже возвышались города, окруженные засеянными полями. А возле холма Бен-Бен был выстроен город Иуну (Гелиополь). Люди, жившие в нем, воздвигли на вершине холма храм в честь бога Солнца Ра.

Мифы о солнечных божествах

Мифы о сотворении мира близки солярным мифам, посвященным солнечным божествам. Они повествуют о смене времен года, а также о борьбе Солнца, олицетворяющего добро и свет, со злом и мраком, воплощенным в облике различных животных, например змей и страшных чудовищ. Все эти мифы связаны с реальной действительностью, например миф о дочери Ра – Тефнут (в других мифах – Хатор), поссорившейся с отцом и удалившейся в Нубию. Ее уход повлек за собой засуху, порожденную хамсином – ветром, дующим из пустыни. С возвращением Тефнут засуха отступает и люди могут надеяться на богатый урожай. По этому случаю египтяне устраивали празднества с плясками и песнопениями, встречая вернувшуюся богиню гимнами и дарами. В одном из них есть такие слова: «Дендера залита хмельным питьем, прекрасным вином… Фивы исполнены ликования, и весь Египет радуется… Идет Хатор к своему дому… О как сладостно, когда она приходит!» В календарях этот праздник назывался «днем виноградной лозы и полноты Нила». Некоторые исследователи предполагают, что статуя богини Тефнут во время праздника водружалась на специально отведенное для нее место в храме Ра, находившемся в Гелиополе (во время засухи это место пустовало).

С Солнцем, которое в самый знойный, иссушающий сезон гневается на людей, связан и миф о том, как Ра наказал человечество за непочтительное отношение к нему. Собравшись на совет, боги, возглавляемые Атумом, обратились за помощью к солнечному оку, дочери Ра Сехмет (Хатор).

Приняв облик огромной львицы, Сехмет принялась так быстро истреблять людей, что Ра вскоре решил остановить ее. Но богиня, которой пришлась по вкусу человеческая кровь, не унималась, и, чтобы прекратить убийства, ее напоили допьяна красным пивом. После этого Ра, оставив на земле своего заместителя Геба, оседлал небесную корову (рис. 10) и с неба продолжал править Вселенной.




Рис. 10. Ра на небесной корове


О периоде, когда иссушающий жар Солнца ослабевает, напоминает миф, повествующий о Ра, ужаленном змеей, которую на бога наслала Исида, мечтающая узнать сокровенное имя Ра. По верованиям египтян, знание этого имени дает человеку власть над тем, кто его носит. Исида, великая волшебница, знающая множество тайных заклинаний и заговоров, предлагает излечить ужаленного Ра, и тому, чтобы не умереть от змеиного яда, приходится поведать ей свое имя.

Множество египетских мифов посвящено борьбе Солнца с силами тьмы. Некоторые легенды рассказывают о противостоянии Ра змею Апопу – властителю подземного царства. Ра, днем проплывающий по небесному Нилу в барке Манджет, вечером отправляется в путешествие по подземному Нилу, пересев в барку Месектет. Но злой Апоп, ненавидящий Ра, выпивает всю воду подземной реки. Ра смело бросается на змея и заставляет его выплюнуть всю воду обратно в русло.

Это не единственное сказание, повествующее о битве Ра и Апопа. Один из гелиопольских мифов рассказывает о том, как Ра, принявший образ рыжего кота, победил змея и отсек ему голову.




Рис. 11. Гор Бехдетский, плывущий вместе с Ра в солнечной ладье, убивает копьем крокодила


В солярный цикл входит также миф о Горе Бехдетском, сыне Ра. В данной легенде Гор отождествляется с Ра, воплощаясь в солнечное божество Ра-Гарахути (имя Гарахути переводится как «Гор обоих горизонтов»). Проплывая по Нилу в солнечной ладье (рис. 11) вместе с Ра и его свитой, Гор Бехдетский отважно сражается с врагами бога Солнца, обратившимися в кровожадных крокодилов и страшных бегемотов. Через некоторое время к Гору Бехдетскому присоединяется другой Гор – сын Исиды. Вместе они уничтожают всех противников Ра, в том числе и злобного Сета. Исследователи смогли определить, что миф появился в период, когда в Египте начали обрабатывать медь: в одном из текстов рассказывается о том, как Гор убивает крокодила гарпуном, отлитым из куска меди, полученного от Исиды.

Миф о бегстве Тефнут в Нубийскую пустыню

В те далекие времена, когда Ра был царем Египта, египтяне жили счастливо и благополучно. Сын Ра, бог ветра Шу, пригонял дождевые тучи, его сестра Тефнут (ее называли оком бога Ра) поливала дождем засеянные поля, а Ра посылал на землю теплые солнечные лучи.

Довольные своей жизнью египтяне посещали храмы, где пели благодарственные гимны, украшали статуи богов гирляндами благоухающих цветов. К сожалению, этому благополучию вскоре пришел конец, и причиной тому была обычная ссора между Ра и Тефнут.

Богиня влаги, принимавшая от людей дары и наслаждавшаяся звуками прославляющих ее гимнов, внезапно услышала музыку, заигравшую в храме Солнца на священном холме Бен-Бен. В храм пришли египтяне, чтобы поблагодарить Ра за солнечный свет и тепло, даримые их земле. Тефнут позеленела от зависти. Она считала, что только ей, несущей на пашни дожди, должны быть благодарны люди, а от Солнца, иссушающего почву, нет никакого проку. Ра пытался переубедить свою дочь, указав ей на дамбы и оросительные каналы, которые жители Та-Кемет используют при отсутствии дождей. А вот без солнечных лучей ни одно растение существовать не сможет. Но доводы отца не помогли успокоить рассерженную Тефнут. «Если дожди никому не нужны, я покидаю страну», – сказала упрямая богиня. Обернувшись львицей, она оставила Египет и с грозным рычанием побежала в сторону Нубийской пустыни.

Опечаленный Ра принялся звать Тефнут, но она была уже далеко и не отзывалась на его крики. И наступила засуха. Люди напрасно всматривались в небо, ожидая увидеть в нем дождевые тучи. Вскоре земля ссохлась и превратилась в камень. Пожелтела, а затем и совсем высохла трава на когда-то зеленых лугах. Обмелели каналы, не подпитываемые дождями. Когда на землю спустилась ночная мгла, из пустыни налетела буря и засыпала все вокруг раскаленным песком. Его было так много, что многие люди не смогли утром открыть двери своих домов. Слой песка лежал на огородах, крышах, кустарниках и фруктовых деревьях в садах.

Всюду бродили грустные египтяне. Они не могли петь и веселиться, так как на их родину пришла настоящая беда. Вскоре люди заметили, что пересох прежде полноводный и широкий Нил. А солнце палило так сильно, что оставаться на улице было невозможно. Тогда все отправились в храм, надеясь, что Тефнут, услышав их молитвы и увидев щедрые дары, вернется.

А Ра тем временем сидел на великолепном, роскошном троне в своем дворце – Золотом Чертоге, построенном богом Птахом, покровителем живописи, архитектуры и ремесел. Подозвав слуг, он велел им найти и привести во дворец бога Луны Тота, владеющего магическими знаниями. Вскоре Тот предстал перед очами Ра. Это был сильный и высокий человек с головой ибиса. Он уже знал о случившемся. Ра попросил Тота привести Тефнут назад, но оба бога отлично понимали, что сделать это довольно сложно, следовательно, необходимо придумать какую-нибудь хитрость. Тот превратился в павиана и отправился в Нубийскую пустыню.

После долгих поисков Тот наконец разыскал Тефнут (рис. 12), которая в это время охотилась на антилоп. Он подошел к ней, вежливо поклонился и попросил вернуться в Египет. Но богиня-львица, презрительно оглядев маленького павиана, велела ему убираться прочь, пригрозив в противном случае разорвать его на мелкие куски.




Рис. 12. Тот и Тефнут в Нубийской пустыне. Над Тефнут-львицей – солнечный диск с уреем и коршун – богиня-покровительница Верхнего Египта Нехбет


Тот понял, что не сможет так просто убедить грозную богиню, и решил обмануть ее. «Почему ты боишься меня, о грозная и сильная львица, ведь я всего лишь маленькая обезьянка?» – с этими словами он обратился к Тефнут. Удивленная львица не могла найти ответа, а хитрый Тот продолжал: «Конечно, ты боишься меня, так же как и змея, которая из страха нападает на всех, кто приближается к ней. Испугавшись скорпиона, забравшегося в дом, человек убивает его, хотя он во много раз сильней. Один только лев, царь зверей, не страшится никого и не обращает никакого внимания на приблизившихся к нему шакала или обезьяну. Он такой могучий и отважный, что не должен убивать других в доказательство своей силы. Это делает лишь тот, кто слаб и труслив».

После таких слов богине стало стыдно, и она сказала Тоту, что не собирается убивать его. Тогда павиан, придав своей морде выражение печали, рассказал Тефнут о том, как тоскует без своей жены ее муж, бог дождя Шу, и как горюют люди. Он описал опустевшие храмы Тефнут, по которым уныло бродят жрецы, облаченные в траур, пустые алтари, лишенные даров.

Слушая Тота, обладавшего, помимо прочих достоинств, даром красноречия, грозная богиня так разжалобилась, что едва не зарыдала. Тефнут живо представила своего одинокого мужа, старого отца, несчастных людей, обиженных ею, и на ее глаза навернулись слезы. Павиан благоразумно сделал вид, что не заметил их. Он продолжал уговаривать ее вернуться, иначе люди погибнут от голода и некому будет петь ей гимны, увивать цветами ее статуи, приносить дары на ее алтари. Львица не знала, как ей поступить, и тогда Тот сказал ей, что если она вернется, сменив гнев на милость, люди поймут, как она могущественна и мудра.

В конце концов уговоры лунного бога возымели действие и Тефнут собралась уже отправиться в обратный путь, как вдруг вспомнила о том, что поклялась никогда не возвращаться. Возмутившись, что жалкая обезьяна чуть было не заставила ее нарушить клятву, львица изготовилась к прыжку, намереваясь растерзать Тота. Испуганный павиан вовремя вспомнил о словах Тефнут, в которых она именем Ра клялась не трогать его. Это охладило пыл богини, и она нехотя согласилась вернуться на родину. Они пошли по направлению к Египту, и Тот, боясь, как бы капризная львица снова не передумала, отвлекал ее внимание песнями и плясками.

Придя в Та-Кемет, Тефнут гордо прошествовала по городам, где ее встречали счастливые и довольные жители. Несказанно обрадовался дочери и старый Ра. В честь возвращения богини дождя по всему Египту устраивались пиры, продолжавшиеся не один день. На праздник пригласили и Тота, ведь именно благодаря ему люди смогли вновь увидеть свою богиню.

Культ Осириса

Основным занятием населения Древнего Египта было земледелие, отсюда и множество мифов, посвященных Осирису (рис. 13), считавшемуся божеством природных производительных сил. Так, в «Текстах пирамид» его называют богом виноградной лозы, а в «Книге мертвых» – зерном. Легенды об Осирисе связаны с периодами умирания и возрождения растительности. Например, сев – это похороны зерна (Осириса), а появление первых зеленых всходов воспринималось как воскрешение умершего бога. Жатва, когда крестьяне срезали своими острыми серпами колосья, соответствовала умерщвлению божества. Все эти моменты отражены в широко распространенном на территории Египта мифе, рассказывающем о смерти Осириса, царя Кемета, от рук злого бога Сета – младшего брата Осириса. Сестры Осириса, Нефтида и Исида (последняя была также и его женой), долго искали его тело, а найдя, горько оплакивали. Зачав от мертвого мужа, Исида родила сына, которого назвала Гором. Он сумел отомстить за отца и воскресить его. Но Осирис не захотел оставаться земным царем. Вернувшись в подземное царство, он стал его правителем и судьей над душами умерших. А его трон в Египте унаследовал Гор.




Рис. 13. Осирис на троне


В некоторых мифах воскрешение Осириса связано с происходящими каждый год нильскими разливами. Египтяне объясняли их тем, что оплакивающая своего мужа Исида заливает слезами реку, которая выходит из берегов и заполняет водой долину.

Во времена Древнего царства фараоны считались служителями Гора, сына Осириса. Умершие фараоны должны были, подобно Осирису, оживать, но для этого следовало по всем правилам произвести погребальную церемонию, имевшую магическое значение.

Позднее, в эпоху Среднего царства, с Осирисом стали отождествлять не только покойных фараонов, но и всех умерших, вне зависимости от их социального положения. Так, в тексты заупокойного характера обязательно следовало включать имя Осириса, ставя его перед именем умершего. Подобное стало возможно благодаря ослаблению власти фараона и усилению знати, а также появлению в конце III тысячелетия богатых горожан низкого происхождения. Египтяне считали, что стоит лишь следовать всем требованиям по проведению погребального обряда, и их покойники, подобно Осирису, непременно оживут.

Осирис очень много значил в жизни египтян. Посвященные ему легенды нашли воплощение не только в заупокойной службе, но и в других обрядах. Так, в конце зимы – начале весны египтяне устраивали мистерии Осириса. В драматических постановках разыгрывались основные эпизоды легенды. Жрицы, изображавшие Исиду и Нефтиду, искали тело бога, а затем оплакивали его, а Гор и Сет представляли зрителям битву, в результате которой победу одерживал Гор. В конце мистерии водружался джед – столб, посвященный Осирису, символ воскрешения бога и весеннего возрождения растительности (считается, что первоначально Осирис являлся главным божеством города Джеду, находившегося в дельте Нила).

На начальном этапе истории Древнего Египта празднование завершалось борьбой двух групп, первую составляли сторонники зимы, вторую – лета. Естественно, победителями всегда были приверженцы летнего времени. В дальнейшем, после подчинения Нижнего Египта Верхнему, участниками битвы стали группы людей, облаченных в одежды этих двух областей государства.

В мистерии, посвященные Осирису, включали также обряды коронаций новых фараонов. В таких представлениях молодой правитель исполнял роль Гора, а умершего изображала фигура восседающего на троне Осириса.

О том, как понимали египтяне значение этого бога, говорит еще один обряд. В одной из комнат храма помещалось глиняное подобие Осириса, которое жрецы заранее засевали зерном. К началу праздника Осириса семена давали всходы (рис. 14). Археологи обнаружили множество рисунков с изображением тела бога с поднявшимися из него зелеными ростками.




Рис. 14. Жрец поливает всходы, проросшие из глиняного изображения Осириса


Роль Осириса во время празднеств нередко исполнял фараон, воспринимавшийся как символ плодородия египетской земли. Фараон совершал ритуальные действия, связанные с земледелием. Например, в первые дни разлива Нила он опускал в реку свиток, содержащий указ о наступлении этого долгожданного момента. Царь первым начинал рыхлить землю перед посевом, а на празднике жатвы ему предоставлялось право срезать первый сноп (рис. 15). А когда полевые работы завершались, от лица всего египетского народа фараон приносил жертву богине Рененутет в благодарность за собранный урожай, а также статуям умерших фараонов.




Рис. 15. Фараон, срезающий сноп на празднике жатвы


Осирис был связан с Аписом, считавшимся быком этого бога. Росписи и рельефы на стенах гробниц и саркофагов часто изображали Аписа бегущим с мумией на спине. В эпоху эллинизма произошло полное слияние Аписа и Осириса в единое божество, называемое Сераписом (первоначально произносилось «Осарапис»). Египтяне верили, что Осирис, желая представить людям свой видимый образ, воплощается в быка Аписа. Бытовало поверье, что ритуальный бег Аписа по полям увеличивает их плодородие.

Но не всякий бык считался Аписом. Это могло быть лишь животное черного цвета с белыми пятнами. Когда в священных коровниках Мемфиса рождался такой теленок, жрецы объявляли о воплощении Осириса, и эта весть вызывала у людей радость и веселье. Почитали и корову – мать Аписа. Самого же Аписа содержали при храме, а когда он умирал, начинался траур, длившийся до тех пор, пока жрецы не находили нового быка. Тело умершего быка бальзамировали и торжественно хоронили в подземельях храма Серапеума около Мемфиса.




Рис. 16. Исида. Статуя времен эллинизма


Важная роль в культе Осириса отводилась Исиде (рис. 16). Эта богиня наделялась несколькими функциями. Сестра Осириса и его любящая жена, нежная мать своего маленького сына Гора и в то же время коварная волшебница (миф об ужаленном змеей Ра) в поздний, греко-римский период стала почитаемой богиней-матерью не только в Египте, но и в соседних странах.

Большой интерес представляет история культа Сета, который в ранние периоды не считался отрицательным божеством. Но с распространением мифа о добром боге Осирисе, павшем от рук своего брата, Сет стал воплощением злого начала. В XVII веке до н. э., когда Египет находился под властью иноземных кочевых племен, называемых гиксосами (в буквальном переводе гиксос – «царь-чужеземец»), Сет стал у захватчиков главным божеством, его почитали не только сами гиксосы, но и египтяне, считавшие бога жестоким и злым, но в то же время могущественным и сильным. После освобождения Египта от иноземцев Сета возненавидели еще больше, чем прежде.

В различных египетских номах мифы о Сете представляли его совершенно по-разному. В одних легендах Сет изображался самым настоящим злодеем и негодяем, властителем сил мрака, которые воплощались в образах крокодилов или бегемотов. Иногда Сета даже отождествляли со страшным змеем Апопом. В других мифах Сет, напротив, боролся с Апопом, сопровождая бога Солнца Ра во время путешествия по Нилу в ладье. В XIV–XIII веках до н. э., когда Египтом правила XIX династия, Сет являлся покровителем фараонов, и многие из царей, вступая на престол, брали себе его имя (Сети I, Сети II). В ряде египетских городов существовали святилища Сета и его оракулы. И все же более привычным было понимание Сета как бога зла. Самое удивительное, что два Сета, один добрый, другой злой, могли сосуществовать в одной и той же легенде.

Миф о рождении Осириса, его сестер и братьев

Эту легенду записал греческий историк и литератор Плутарх, живший в конце I – начале II века н. э.

В то время, когда Ра еще был царем Египта, а не солнечным божеством, плавающим по небесному Нилу в своей ладье, Маат, богиня истины и порядка, жена бога Тота, решила создать времена года. Поделив весь год на три равные части, она дала каждой из них особое название: время разлива, время всходов и время урожая. Все три периода богиня в свою очередь разделила на месяцы, по четыре в каждом. В месяцах было по 30 суток, дневное и ночное светила (Солнце и Луна) получили в пользование по половине суток. Таким образом, и солнечный, и лунный год равнялся 12 месяцам, или 360 дням. Такой порядок устроил обоих, а хранительницей его стала Луна. Но вскоре простодушную Луну смог обмануть хитрый Тот, бог мудрости, и установленный Маат порядок был нарушен.

Произошло все так. Богиня неба Нут тайно обручилась с богом земли Гебом, и Ра, узнав об этом, страшно рассердился и решил сурово наказать ее. Он проклял все 360 дней в году и объявил несчастной Нут, что ни в один из этих дней она не сможет родить ребенка и потому на все времена останется бездетной.

Нут начала плакать и умолять Ра забрать назад свое проклятье, но разгневанный бог отвернулся от нее и ушел. Нут поливала слезами землю до тех пор, пока к ней не подошел Тот, который предложил ей свою помощь. Он придумал хитроумный план и, не посвятив в него бедняжку Нут, улетел. Богиня опять зарыдала, и дождь вновь обрушился на головы людей.

А Тот тем временем прилетел к Луне. Любившая приятное общество, она очень обрадовалась гостю и начала угощать его вкусными лепешками, орехами, фруктами и вином. Затем гостеприимная хозяйка попросила бога сыграть с ней партию в кости. Тот согласился, но предложил в качестве ставки одну семьдесят вторую часть каждого лунного дня. Луна решила, что от такой мизерной доли большого убытка никому не будет, и потому не стала спорить. Ей и в голову не пришло, что в сумме эти минуты, взятые из 360 дней, составят целых пять суток. Конечно же, победителем оказался Тот. Когда Луна поняла, что она натворила, бедняжка пришла в ужас, но было уже поздно. А хитрец Тот взял свой выигрыш и присоединил его к солнечному году. Таким образом, в лунном году осталось всего 355 дней, зато в солнечном их стало 365. Эти неучтенные пять дней никак не затрагивались проклятьем Ра, который знал, что в году всего 360 дней. Конечно, он мог бы произнести дополнительное проклятье и новые пять дней стали такими же, как и 360, но предусмотрительный Тот учел и это. Он посвятил появившиеся пять дней самому Ра, и последнему стало как-то неловко проклинать то, что посвящено ему. Как ни ругался Ра, он ничего не смог поделать, и вскоре старику пришлось смириться.

Год подходил к концу, и в последние пять дней перед наступлением нового года Нут родила пятерых детей. Сначала на свет появился Осирис. На второй день – Гор Бехдетский, на третий – Сет, бог пустыни, стихийных бедствий и войн. Вместо лица у него была звериная морда, а красные волосы на голове напоминали раскаленный песок пустыни. День, когда родился Сет, египтяне считают несчастливым. В этот день фараоны и вельможи не принимают важных решений и не начинают новых дел. Затем на свет появилась Исида, а вслед за ней Нефтида.

Миф об Осирисе и Исиде

Этот миф известен по пересказу Плутарха и египетским текстам.

Когда на свет появился Осирис, все сразу поняли, что он станет царем на земле. В момент его рождения земля затряслась, а на небе появилось зарево. Осирис вырос и стал править Египтом вместо своего отца, Геба. Новый царь много сделал для своего народа: обучил его грамоте, научил строить дамбы и оросительные каналы, выращивать виноград и злаки, изготавливать вино и пиво, строить города, обрабатывать металл. Люди перестали враждовать и убивать друг друга. С помощью Тота Осирис установил в стране справедливые законы. Тот дал египтянам знания в области медицины, математики, астрономии и других наук.

Все любили Осириса, и только злобный Сет завидовал своему старшему брату и люто ненавидел его. Он задумал убить Осириса и занять его трон.

Однажды подручные Сета тайно пробрались в дом Осириса, когда он спал, и сняли с него мерку. Затем они сколотили деревянный ящик, который опытные мастера украсили причудливыми орнаментами, золотом, серебром и драгоценными камнями.

Через несколько дней во дворец Осириса прибыл гонец от Сета. Он передал царю приглашение от брата, и повелитель Та-Кемет согласился прийти к Сету в гости.

Прибыв в дом Сета, Осирис отпустил свою свиту, так как пиршество обещало быть долгим. Коварный Сет, придав своему лицу доброе и любезное выражение, преподнес гостям и Осирису вино, пиво, разнообразные кушанья. А затем слуги внесли великолепный сундук из черного дерева, сверкающий золотом, серебром и драгоценными камнями. Сет сказал, что подарит его тому, кому он придется впору. Гости по очереди ложились в сундук, но никому, кроме Осириса, он не подошел по размеру. Как только Осирис улегся на дне сундука, злые демоны, помощники Сета, сразу же захлопнули крышку и забили ее гвоздями.

Слуги Сета принесли ящик на берег Нила и бросили его в Танитское устье, которое с этого времени стало считаться у египтян проклятым местом.

Когда наступило утро, в покои Исиды прибежал слуга, узнавший, что произошло в доме Сета. Он рассказал царице о случившейся трагедии и посоветовал ей бежать из дворца, пока туда не явился злодей Сет.

Исида подстригла свои длинные волосы, облачилась в траурные одежды и отправилась на поиски Осириса. Она долго бродила по городам и селениям, но никто ничего не знал о ее муже. И лишь в одном из небольших городков дети рассказали о том, что видели проплывавший по реке сундук, из которого раздавались крики о помощи.

С помощью заклинаний Исида узнала, что сундук унесло в воды Великого Зеленого моря (Средиземное море), а затем вынесло на берег возле финикийского города Гебала. Сундук очутился рядом с молодым деревцем. Исида так долго добиралась до Гебала, что за это время дерево успело вырасти. Оно превратилось в гиганта с мощным стволом и густой кроной, а сундук оказался заключенным внутрь ствола. Однако на берегу богиня нашла лишь пень: дерево срубили и сделали из него колонну для дворца правителя города Малакандра.

Опечаленная Исида долго плакала на берегу, где ее и увидели служанки Астарты, жены Малакандра. Они привели богиню, которую приняли за простую женщину, во дворец. Добрая Астарта пожалела несчастную и предложила Исиде остаться и присматривать за ее маленьким сыном.

Исида полюбила малыша. Она решила отблагодарить Астарту за доброту, сделав ее сына бессмертным. Ночью богиня произнесла магическое заклинание и бросила ребенка в угли очага, чтобы волшебное пламя уничтожило смерть мальчика. Утром Исида вернула малютку в колыбель. Эти действия она повторяла каждую ночь, но однажды Астарта случайно заглянула в комнату сына и увидела своего ребенка лежащим в пламени очага. Царица закричала, сбежались слуги и схватили Исиду. Один из них поднял копье, собираясь убить ее, но Исида произнесла заклинание, и наряд, подаренный Астартой, превратился в ее прежнее траурное платье. Глаза богини сверкали гневом, а над ее головой горел солнечный диск с уреем. Все присутствующие в ужасе бросились на колени. Исида достала из огня ребенка и отдала его Астарте со словами: «Зачем ты помешала мне и разрушила чары? Теперь твой сын никогда не станет бессмертным».

Затем Исида подошла к колонне и мощным ударом руки сломала ее. В отверстии колонны стоял сундук. Богиня опустилась перед ним на колени и закричала так громко и страшно, что малыш на руках Астарты содрогнулся и умер от ужаса.

Забрав сундук из дворца Малакандра, Исида спрятала его в Дельте Нила, а затем отправилась к своей сестре Нефтиде.

Нефтида, жена Сета, очень любила своего брата Осириса. Не простив Сету коварного убийства, она ушла от него. Чтобы злодей не смог ее разыскать, Нефтида с маленьким сыном Анубисом спряталась на небольшом острове, затерянном среди болот. Исида, которая знала, где находится убежище сестры, направилась к ней. Путь был неблизким, и вскоре на землю опустилась ночная мгла. А в это время на охоту вышел Сет. Пробираясь по освещенному лунным сиянием болоту, он нес в одной руке копье, в другой – большой меч. Сет шел к кустам, где собирался устроить засаду на бегемота. Вдруг он споткнулся и упал. Поднявшись, бог разбросал ветки и пальмовые листья и заметил сундук, спрятанный Исидой. Решив, что в нем хранятся сокровища, Сет открыл его и отпрянул в испуге, увидев своего мертвого брата. Придя в себя, он злобно расхохотался, выхватил меч и, изрубив тело на куски, разбросал останки Осириса по всем номам Египта, радуясь, что теперь Исида не сможет даже похоронить своего мужа.

Когда первые лучи солнца позолотили воды Нила и деревья, вернулась Исида. Она вела за собой Нефтиду с Анубисом. Нефтида сразу же заметила следы, оставленные Сетом на земле. Сестры бросились к сундуку и обнаружили, что он пуст.

Анубис стал успокаивать их, предлагая собрать части тела Осириса и срастить их с помощью особых снадобий.

Собирание частей тела Осириса

Этот миф сохранился на папирусе, относящемся к концу I века до н. э. (так называемый папирус Жермильяк). В нем содержится описание праздника пахоты, который продолжался в течение 12 дней. Похожие легенды встречаются и в других источниках.

Исида, Нефтида и Анубис отправились на поиски частей тела Осириса. Нефтида поднялась высоко в горы, Анубис бродил по пустыням, а Исида плавала по рекам и болотам в ладье из папируса. В поисках им помогали и другие боги. Все этапы поисков четко распределены по хронологии.

На 19-й день четвертого месяца весны бог Тот на горе Запада нашел голову Осириса, охраняемую волком и птицей Кебет. Когда Тот поднял ее, он увидел на земле скарабея, которого позднее поместили в акрополь Абидоса.

20-го дня того же месяца в толще горы Запада были найдены глаза цвета папируса. Из них вышла птица Ибекен.

На 21-й день разыскали челюсти Осириса, на 22-й – шею бога, лежавшую на одном из холмов, на 23-й – сердце, охраняемое крокодилом Хентихетом, а на 24-й день в Питоме были обнаружены кишки Осириса, принявшие облик змеи, которую назвали Атумом из Питома.

25-го дня были найдены легкие, спрятанные на болотах Дельты, в густых зарослях папируса, а 26-го нашлись ребра бога, скрытые в растении Герет. 27-е стало днем обнаружения ног Осириса на землях Восточного Египта, а 28-го в Средней области разыскали его детородный орган. На 29-й день из земли достали внутренности Осириса, а в последний, 30-й, день были найдены руки бога, охраняемые львом. Все эти двенадцать дней пахоты отмечались по всему Египту.

Когда все части тела были найдены, Анубис собрал их воедино и смазал маслами, предотвращающими тление. Так появилась первая мумия, и с той поры египтяне стали мумифицировать своих умерших. Исида и Нефтида оплакали тело Осириса, а затем совершили над ним обряд погребения.

Миф о борьбе Гора и Сета

Продолжением мифов об Осирисе и Исиде стала легенда о противостоянии Гора и Сета.

Исида, похоронившая Осириса, пряталась от ненавистного Сета на болотах Дельты, где она и родила сына Гора. Богиня мечтала о том времени, когда ребенок вырастет и сможет отомстить за своего отца.

Исида и Гор (рис. 17) жили в маленьком шалаше из тростника. Днем богиня оставляла ребенка и отправлялась в селение за продуктами, а вечером возвращалась к нему. Однажды она вошла в шалаш и увидела своего сына умирающим. Исида заплакала и стала умолять великого Ра спасти малыша. Солнечный бог, услышав просьбы Исиды, остановил свою ладью, плывущую по небесному Нилу, над Дельтой и послал вниз Тота, который произнес магические заклинания, и Гор быстро поправился. Затем Тот обратился ко всем жителям Египта, призывая их оказывать помощь матери и ее ребенку.




Рис. 17. Исида с сыном Гором в шалаше из папируса


Прошли годы, и Гор превратился в красивого и смелого юношу. Он вызвал Сета на бой, но более опытный Сет одержал над ним победу. Он вырвал у Гора глаз, изрубил тело юноши на шестьдесят четыре части и разбросал их по стране. Но Тот и в этом случае пришел на помощь. Он собрал все куски тела, срастил их и вернул Гору его глаз. Взяв свой глаз, Гор отправился к Осирису и дал ему проглотить его. Осирис воскрес, но не остался в мире живых, а отправился в подземное царство и стал его правителем и судьей над всеми умершими.

Возмужавший Гор много раз вызывал Сета на бой и всегда оказывался победителем. Поверженный Сет залечивал свои раны и снова принимал бой. Но убить Сета Гору не удавалось, потому что в самый последний момент он успевал превратиться в змею и уползти под камень или становился крокодилом и скрывался на дне реки. Противостояние длилось восемьдесят лет, и Сет, занимавший трон царя Египта, не собирался уступать его своему недругу.

Чтобы решить этот долгий спор, они обратились к Ра и другим богам. Шу, Тот, Тефнут, Геб, Нут, Исида и Нефтида хотели сделать правителем Та-Кемет Гора, но Ра считал, что Гор слишком молод для этого. Боги долго спорили, но так и не смогли убедить Ра. Тогда коварный Сет предложил устроить соревнование. Тот, кто быстрее проплывет по Нилу на каменной лодке, и получит царскую корону.

Перед состязанием противники стали готовить себе лодки. Сет вырубил свою из скалы, а Гор сделал лодку из дерева и обмазал ее гипсом. Никто не заподозрил, что его лодка на самом деле была вовсе не каменная. Когда соперники сели в свои ладьи, тяжелое судно Сета сразу же пошло ко дну, а Гор быстро поплыл по реке. Рассвирепевший Сет превратился в гиппопотама и погнался за Гором, намереваясь перевернуть лодку и утопить его. Когда он подплыл совсем близко, Гор взял гарпун и встал во весь рост, готовясь поразить врага. Испугавшись, Сет стал умолять Ра вступиться за него. Бог Солнца попросил Гора пощадить поверженного противника и объявил всем, что назначает победителя царем Египта.

Гор правил на земле много лет, а затем вознесся на небо, где вместе с другими богами плавал в ладье Ра и защищал его от врагов: змея Апопа и демонов.

С окончанием царствования Гора власть в Та-Кемет перешла к фараонам, которых жители Египта стали считать земным воплощением Гора. Египтяне полагали, что фараон – сын царицы и бога, принявшего облик ее супруга. Эту версию божественного происхождения фараонов иллюстрировали изображения в храмах. Таким же образом, по мнению жителей Египта, произошел и Александр Македонский, которого считали сыном Олимпиады и солнечного божества Амона.

В отличие от богов фараоны не обладали способностью творить чудеса, но они могли передавать их волю людям. Земные правители наделялись огромной властью и большими обязанностями. Фараоны несли ответственность за материальную и духовную жизнь вверенной им страны, они должны были строить храмы, где проводились культовые церемонии, за которыми наблюдали боги. Цари владели всем в государстве, они были главнокомандующими армии и судьями.

Первым фараоном стал легендарный царь Менес, объединивший Верхний и Нижний Египет. Его имя означает «тот, кто остается, тот, кто пребывает, тот, кто вечен». Египтяне считали, что Менес основал город Мемфис на холме, появившемся из бескрайнего океана – Нуна. В Мемфисе проходила коронация всех правителей.

Значение египетской мифологии

Египетская мифология оказала немалое влияние на развитие мифологических представлений в других государствах, расположенных рядом с Египтом. Многие боги египетского пантеона почитались в находившейся под властью фараонов древней Нубии (Куш). Главным богом Куша стал Амон, оракулы которого назначали правителя. Большой популярностью в ряде областей древней Нубии пользовались Осирис, Исида и Гор, причем Исида, отождествляемая с царицей-матерью, считалась покровительницей царской власти. А вот роль Осириса иногда выполняли местные боги (Дедун, Апедемак, Аренснупис, Мандулис и др.). Широкое распространение на территории Куша получили мифы о Ра, Птахе, Тоте, Хатор, Хапи и других египетских божествах. В Нубии существовал миф об уходе Хатор (Тефнут) в пустыню, куда за ней отправился Аренснупис, отождествляемый с египетским богом ветра Шу.

Значительное воздействие мифология оказала на архитектуру и искусство Египта. Древние строители возводили храмы (рис. 18), возле которых египетские скульпторы устанавливали каменные фигуры богов. С культом Осириса связано появление жилищ, предназначенных для умерших: гробниц-мастаб, склепов, вырубаемых в скалах, и величественных пирамид.




Рис. 18. Храм Гора в Эдфу. I век до н. э.


Египетские мастера украшали погребальные камеры и храмы росписями и рельефами, изображающими эпизоды из разных мифов. Археологи находили в гробницах статуи, которые, по представлениям египтян, так же как и мумии, являлись местом обитания душ покойников (ба и ка). Помимо мифологических сюжетов, настенные росписи и рельефы в погребальных помещениях изображали эпизоды из жизни похороненного в гробнице. На них можно было увидеть его родственников, слуг, картины праздников и торжественных церемоний. В гробницы клали маленькие глиняные или деревянные человеческие фигурки – ушебти (рис. 19), которые должны были выполнять за умершего физическую работу.




Рис. 19. Статуэтки ушебти эпохи Нового царства. 1580–1085 годы до н. э.


Большое влияние мифология оказала и на литературу. Помимо религиозных источников, мифологические эпизоды нашли отражение в сказках, где встречаются образы страшного змея, обладающего божественными способностями, бога Ра, который становится мужем смертной женщины и отцом трех близнецов – основателей новой царской династии. Миф об Осирисе вызывает в памяти сказка о братьях Бате и Анубисе, где Анубис воскрешает погибшего Бата. В основу сказки «О кривде и правде» положена эта же легенда, и персонажи носят имена мифологических героев. В ней рассказывается о том, как младший брат ослепил старшего, Осириса, чтобы завладеть его добром. За отца отомстил его сын, Гор.

Магические воззрения древних египтян также были основаны на мифах, о чем свидетельствуют литературные источники, а также хорошо известные карты Таро (существует предположение, что египетские жрецы зашифровали в их рисунках какие-то тайные знания).

Величественный сфинкс, молчаливые пирамиды и странные египетские боги – все эти приметы Древнего Египта по-прежнему продолжают волновать воображение людей. Многие египетские божества возродились к жизни спустя тысячелетия в литературе одного из самых популярных жанров современности – фэнтези.