ВВЕДЕНИЕ
Для меня как историка удивительно, почему ведущие СМИ и большая часть политического истеблишмента отказываются от попыток понять Дональда Трампа. Они так бешено ему противостояли, став идеологическими приверженцами левых ценностей, так боялись посмотреть вперед, что не остановились и сейчас, даже не задумываясь, насколько необычен его успех.
Президент Трамп – один из самых замечательных людей, когда-либо занимавших Белый дом. Набор практических деловых знаний при отсутствии политико-государственного опыта (в традиционном понимании) делают его уникальным президентом.
Он является первым президентом, не имеющим за плечами ни опыта государственной службы, ни армейской генеральской карьеры. Трамп победил более дюжины других республиканцев в праймериз, хотя многие из них были первоклассными кандидатами – губернаторами, сенаторами, бизнес-лидерами, врачами и т. д. Он победил Хиллари Клинтон, несмотря на многомиллиардные затраты ее кампании. Он победил средства массовой информации, которые выступали против него на каждом шагу. Все это было сделано без армии политических консультантов и сумм в сотни миллионов долларов, потраченных на телевизионную рекламу.
Первые несколько месяцев президентства закружили Трампа в вихре деятельности – уже произошли огромные перемены, победы и поражения. Я понял, что Дональд Трамп способен очень быстро обучаться, причем скорость работы лишь оптимизирует познавательный процесс. Таким образом, преодоление пробелов в знаниях об институциональных принципах управления станет одним из самых увлекательных аспектов его президентства.
Фактически сущность Трампа не сильно отличается от моей собственной. Он очень успешный бизнесмен, мастер брендинга, маркетинга и управления. Эти способности сделали Трампа миллиардером, а его имя – брендом.
Я родился в семье военного и получил докторскую степень по истории, которая помогает выяснять, как помочь Америке решать наболевшие проблемы. Кроме того, у меня есть достаточный политический, законодательный и правительственный опыт, которого пока нет у президента.
Прежде чем мы познакомились более близко, мне довелось встречаться с Трампом несколько раз. Впервые это произошло в 1997 году на одном выступлении в Нью-Йорке, а затем в 2008-м, когда Трамп принимал зоопарк West Palm Beach Zoo Gala в Мар-а-Лаго на своем курорте в Палм-Бич.
Но настоящее знакомство случилось в 2009-м, после того как Каллиста и я вступили в Национальный гольф-клуб Trump в Потомак-Фолсе, штат Виргиния. Этот клуб олицетворяет собой классическую историю успешности Трампа. После того как предыдущий владелец клуба разорился – он оказался плохим менеджером – и прибыль от клуба покатилась вниз, в дело вмешался Трамп и купил то, что действительно стоило потраченных денег. Умное деловое решение сработало – этот гольф-клуб оказался единственным игровым полем на Потомаке. Оттуда открывался великолепный вид, а сам клуб обладал огромным потенциалом. Для Каллисты и для меня он оказался прекрасным местом, чтобы поиграть и расслабиться.
В 2011 году я готовился баллотироваться на пост президента, поэтому отправился в Trump Tower. Дональд уделил мне немало времени, с удовольствием обсудил предстоящую кампанию, а затем подарил мне несколько галстуков собственного бренда, которые, по его словам, были несколько длиннее стандартных и пользовались в Америке повышенным спросом. Мы сфотографировались вместе, после чего Трамп призвал нескольких своих друзей помочь моей избирательной кампании. В конце концов как хороший калькулятор шансов сам Трамп все-таки поддержал на этих выборах Митта Ромни, но мы остались друзьями и даже провели совместную кампанию в поддержку Митта.
К 2014 году стало ясно, что Трамп заинтересовался возможностью своего выдвижения на пост президента. Совместно мы приняли участие в однодневной конференции в Нью-Гэмпшире, спонсируемой моим хорошим другом Дэйвом Босси из Citizens United[1]. Трамп прилетел туда из Нью-Йорка на собственном вертолете, произнес речь и взял в обратный рейс детей Дэйва. При этом мне пришло в голову, что предлагать вертолетную поездку – хороший способ выстраивания электоральной поддержки, которым обладают немногие кандидаты.
Наконец, в январе 2015 года мы с Каллистой оказались в Де-Мойне, штат Айова, на саммите Свободы, снова организованном Дэйвом Босси и Стивом Кингом[2]. Мы остановились в местном Marriott, и вечером накануне конференции Трамп пригласил Каллисту и меня на совместный завтрак. Конечно же, мы не отказались.
В этом и заключался классический Трамп. В беседе он рассказал несколько великолепных историй о баталиях на ниве недвижимости, в которых одержал победу, а затем перешел к делу. В течение сорока пяти минут Трамп расспрашивал меня и Каллисту о нашем опыте работы в президентских предвыборных кампаниях и в конце концов поинтересовался, что я думаю о стоимости проведения праймериз в Южной Каролине.
Я рассказал о своих соображениях на этот счет, указав на необходимость проведения национальной кампании и широкого привлечения СМИ, чтобы избиратели восприняли его всерьез как кандидата. Кроме того, руководствуясь собственным опытом 2011 – 2012 годов, я пояснил Трампу, что ему следует провести кампанию в традиционно демократических штатах Айова и Нью-Гэмпшир.
Как истинный бизнесмен, Трамп уточнил: «Итак, сколько?»
Подумав с минуту, я ответил, что он может быть конкурентоспособным кандидатом, вложив примерно от 70 до 80 миллионов долларов. Его ответ я бы назвал уникальным. Спустя мгновение Трамп сказал: «От 70 до 80 миллионов – стоимость яхты. Но это намного веселее, чем яхта!»
Именно тогда мы с Каллистой поняли, что президентство может быть вполне реальным.
Спустя несколько недель после того, как Трамп «выиграл» Южную Каролину, он позвонил мне по телефону и уже в конце разговора в шутку заметил: «Кстати, что там насчет восьмидесяти миллионов? У меня ушло только тридцать. Чувствую себя паршиво».
Таким образом, я оценил бережливость Трампа и его главный рабочий принцип: «досрочно и в рамках бюджета».
Вся эта книга писалась на основании событий, происходивших уже после той памятной встречи в Marriott Des Moines, поскольку я продолжал с ним работать и весь процесс перехода от кандидата до президента проходил перед моими глазами.
Я выражаю надежду, что книга поможет людям лучше понять, какую важную роль они могут сыграть в столь поворотное для страны время. Трамп несет в себе третье и, надеюсь, окончательное усилие для того, чтобы вырваться из полувекового либерализма влиятельного правительства, порожденного администрацией президента Линдона Б. Джонсона. Первый «большой толчок» в этом процессе произошел в 1981 году, когда вступил в должность президент Рональд Рейган; второй – в 1994 году, когда был подписан «Контракт с Америкой»[3].
Левые и большая часть СМИ находятся в ужасе, поскольку президент Трамп пытается разрушить и перестроить многолетние силовые структуры, на которые они опираются. Некоторые представители политического истеблишмента сбиты с толку: и сама избирательная кампания Трампа, и его первые месяцы на посту президента полностью противоположны сложившейся в Вашингтоне практике.
Победа Трампа ставит под сомнение их опыт и коллективное мировоззрение. Зато множество простых американцев чувствуют себя счастливыми. Для них президент Трамп означает мощные перемены в Вашингтоне, которые так редко происходят в американской истории.
Гражданский выбор олицетворяет собой реальную возможность разрушить стены либерализма, элитарности и пойти по новому пути, снова руководствуясь не решениями «большого правительства», а волей народа. Политический и правящий подход Трампа можно рассматривать как замечательную стратегию выхода из непримиримой структуры власти левых.
В центре этого феномена находится президент Трамп, и поскольку он учится и продолжает развиваться, то будет развиваться и курс на предполагаемые реформы. Эта книга представляет собой еще один ключ к пониманию президента Трампа и его видения будущего страны, поэтому мы можем добиться реальных и существенных изменений, сделающих Америку снова великой для всех американцев.