Вы здесь

Понимание другого. Из серии «Сказочная педагогика». Понимание, сочувствие, терпимость (Виктор Кротов)

Понимание, сочувствие, терпимость

Чем хороша сказочная педагогика – это тем, что она сводит к минимуму моральную проповедь. Она смещает акцент с нотации на изображение, с предписанных правил поведения на игровые ситуации, где в принципе всё возможно, но что-то вызывает симпатию, а что-то наоборот. Это даёт возможность расставлять дополнительные ударения и воспитателю, который имеет дело с конкретными детьми и с определёнными свойствами каждого из них.

Проблема понимания другого человека требует именно такой тонкой настройки. Можно узнать, с чем сталкивался малыш в своей короткой жизни, но трудно предугадать, с чем именно он встретится завтра или послезавтра. Поэтому нуждается в одобрении всякое движение, направленное навстречу другой душе, особенно если привычных предпосылок для сближения мало или вовсе нет, а вместо них действуют силы отторжения.

Переводить негативную энергию восприятия в позитивную трудно даже взрослому человеку. Но, может быть, трудно именно за счёт того, что в детстве он не получил обратного навыка. Поэтому постараемся, чтобы наши дети этот навык вовремя получили.

Понимание – освоение другой жизни

Слово «понимание» ни в коем случае не должно создавать у нас впечатление, будто ребёнок должен рационально, логически понять любого другого человека. Ведь далеко не всякий взрослый на это способен, а тот, кто самоуверенно считает, что ему это удаётся, чаще всего предаётся иллюзии.

Скорее речь идёт не об умственном понимании, а о понимании душевном, располагающем нас к доброжелательному признанию права другого человека быть таким, каков он есть, даже если нас что-то задевает в его поведении. Но и здесь у ребёнка, пока что лишь постепенно выходящего из периода начального эгоцентризма, больше трудностей, чем у взрослых.

Нам надо стремиться переводить ощущение «он другой» из негативной тональности в позитивную. Другой – значит враждебный, чуждый? Нет, другой – значит дополняющий картину мира своей особой краской.

Сочувствие – готовность помочь

Ещё одной стороной восприятия другого человека является способность не только отстранённо понимать его, равнодушно признавая за ним право на существование, но понимать его с сочувствием. То есть с готовностью при необходимости помочь, принять участие в улучшении его судьбы.

Возможности ребёнка к практическому сочувствию деятельному и соучастию в жизни другого человека, естественно, невелики. Но чаще всего важен сам импульс, сам порыв к какому-то действию. Или даже чисто эмоциональная реакция.

Особенно важно сочувствие к тем, кому должно помогать общество. Ведь сегодняшняя социальная жизнь складывается из наших взрослых способностей к сочувствию, а завтрашняя будет складываться из будущих настроений сегодняшних детей. Внимание к старикам, к больным, к инвалидам, к детям, лишённым нормального детства, сочувствие нищим и бедным, к тем, с кем случилось несчастье, к лишённым свободы (заслуженно или нет, не так важно) – всё это необходимо ребёнку, и мы вовремя должны позаботиться об этом.

Терпимость – амортизатор отношений

Встречаются и достаточно сложные случаи взаимоотношений. Такие, когда ребёнку пока не даются ни понимание, ни сочувствие, потому что их место занято ненавистью или озлоблением. И тогда нам остаётся попробовать расположить его хотя бы к минимальной форме восприятия другого человека – к тому, что называют толерантностью или терпимостью.

Сказочная тональность – с её удивительными метаморфозами чужого в близкое – даёт особые возможности для различных подходов к этой теме. Но всё остальное зависит от воспитателя. Живые примеры из реальной детской жизни, создающие параллели сказочным ситуациям и персонажам, приложение образов сказки к реальной жизни, побуждение детей к тому, чтобы проиграть, а значит и пережить прочитанное, – здесь сказочное творчество переходит в педагогическое.