Вы здесь

Помощь Ангелов и козни бесовские. Демонские козни (Валентин Мордасов, 2010)

Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви (ИС 11-025-2793)

Демонские козни

Не слушай демонов

Один брат безмолвствовал в келье своей. Демоны, приняв вид Ангелов, хотели обольстить его. Они приходили к нему, будили его, показывали ему свет и приглашали к Божественной службе. Этот брат пошел к некоторому старцу и сказал:

– Авва! Ангелы приходят ко мне и приглашают к Божественной службе.

Старец отвечал:

– Не слушай их, сын, это – демоны, и когда они опять придут будить тебя, скажи им: «Я когда мне захочется встану». Получив такое наставление, брат возвратился в келью. На следующую ночь демоны опять пришли будить его. Но он отвечал так, как было заповедано ему:

– Я когда захочу встану, а вас не слушаю.

Они возразили:

– Этот злой старик, лицемер, сбил тебя с толку! Знай, что к нему приходил брат, прося денег взаймы; деньги у старца были, но он обманул брата, говоря, что у него нет денег, и не дал брату. Из этого пойми, что он лицемер. Брат встал рано утром, пошел к старцу и пересказал ему слышанное от бесов.

Старец сказал на это:

– Что у меня были деньги – правда, а что я не дал брату, просившему взаймы, то поступил так, зная, что причиню вред душе его, если дам. Я признал за лучшее нарушить одну заповедь, чтобы исполнением ее не впасть в нарушение десяти. Из этого нарушения могло произойти значительное смущение, причиной которого были бы деньги, если бы я дал их. А ты не слушай демонов, которые хотят обольстить тебя.

Утвержденный словами старца, брат ушел в свою келью.

Отечник

Женские образы

Сказывали об одном старце, что он пришел в скит с маленьким сыном, который еще питался молоком и не знал, что такое женщина. Когда сын сей пришел в мужской возраст, то демоны представили ему ночью женские образы. Он открыл это отцу своему. Старец подивился.

Случилось однажды сыну быть с отцом своим в Египте. Там он увидел женщин и сказал отцу своему: «Вот те самые, которые ночью приходили ко мне в скит». Старец отвечал ему: «Это иноки сельские, сын мой, иной вид имеют они, и иной – пустынники». При этом удивился старец, каким образом в скиту демоны могли показать ему женские образы? И тотчас возвратились они в свою келью.

Древний патерик

Мудрый старец

Однажды явились авве Евагрию три демона в одеяниях священнических, намереваясь препираться с ним о вере. Один называл себя арианином, другой евномианином, третий последователем Аполлинария[1]. Евагрий, имевший Духа премудрости, легко победил их. Авва умер пятидесяти четырех лет от роду, «скончался вмале и исполнив лета долга», – по изречению Писания.

Отечник

Молчание

Авва Павел, настоятель монастыря аввы Феогния, рассказывал нам: «Вот что говорил мне один старецподвижник. Однажды он сидел в своей келье и занимался рукоделием: плел корзины и пел псалмы, как вдруг через окно вошел в келью как бы отрок-сарацин и, став перед ним, начал плясать.

– Старик, хорошо ли я пляшу? – спросил он.

Старец ничего не отвечал.

– Как тебе нравится моя пляска, старик? – снова спросил он.

Со стороны инока полное молчание.

– Что ж, по-твоему, негодный старик, ты, что ль, великое дело делаешь? Так я тебе скажу, что ты соврал в шестьдесят пятом, в шестьдесят шестом и в шестьдесят седьмом псалмах.

Тогда старец встал и повергся пред Богом, и демон тотчас исчез».

Луг духовный

Огненная колесница

Авва Ор поведал: «Знал я такого человека, к которому явились однажды злые духи в образе небесного воинства и одеянии ангельском. Огненные колесницы… Множество оружия… Точно собрались на войну против какого-нибудь сильного властителя… И тот, кто казался царем над ними, сказал ему:

– Человек, ты исполнил уже все… Тебе остается только поклониться мне, и я вознесу тебя, как пророка Илию.

Услышав это, инок впал в раздумье: «Что это значит? Ежедневно поклоняюсь я Спасителю и Царю моему. Если бы это был Он, стал ли бы Он требовать от меня того, что, как Ему хорошо известно, я делаю беспрестанно?» И тотчас ответил говорившему:

– У меня есть Царь, Которому я неустанно служу, а ты – не царь мой! И после этих слов враг никогда более не являлся».

Руфин («Жизнь пустынных отцов»)

Решительность пресвитера Апеллия

Праведный муж, пресвитер Апеллий, был по ремеслу кузнец и изготовлял, что нужно было для братии. Однажды в безмолвии ночи он занят был своей работой. Диавол, приняв вид красавицы, пришел к нему как бы с заказом. Апеллий схватил голой рукой из горна кусок раскаленного железа и бросил ей в лицо. Страшно и пронзительно вскрикнув, так что услышали все жившие по соседству братии, она исчезла, и с тех пор Апеллий стал брать без всякого вреда голой рукой раскаленное железо.

Руфин («Жизнь пустынных отцов»)

Признаки, по коим можно распознать присутствие злых и добрых Ангелов

Видение святых Ангелов бывает невозмутительно. Являются они обыкновенно безмолвно и кротко, почему и в душе немедленно рождается радость, веселие и дерзновение; душевные помыслы пребывают невозмутимыми; душа исполняется желанием будущих благ и общения со святыми. Если же иные и приходят в страх от внезапного явления к ним добрых Ангелов, то явившиеся в то же мгновение уничтожают это своей любовью, как Ангел, сказавший пастырям Вифлеемским: не бойтесь (Лк. 2: 10). И ощущается страх в таком случае не от душевной болезни, но от сознания присутствия Высших Сил… – Нашествие же и видение злых духов бывает возмутительно – с шумом, гласами и воплями, подобно нашествию разбойников. От сего в душе происходит боязнь, смятение, беспорядок помыслов, уныние, печаль, страх смертный и, наконец, худое пожелание, нерадение о добродетели, нравственное расстройство. Поэтому если, увидев явившегося, приходите в страх, но страх ваш немедленно уничтожен, и вместо него в душе вашей появилась неизглаголанная радость, благодушие, дерзновение, воодушевление, невозмутимость помыслов, любовь к Богу, то не теряйте упование и молитесь; а если чье явление сопровождают смятение, внешний шум, мирская пышность, угроза смертью и др. – то знайте, что это нашествие злых духов.

Преподобный Антоний Великий

Отец всякого обмана и лукавства

Однажды сатана, приняв на себя образ пресвитера, поспешно приходит к авве Иоанну и делает вид, будто хочет преподать ему Причастие. Но блаженный Иоанн, узнав его, сказал:

– Отец всякого обмана и всякого лукавства, враг всякой правды! Ты не только непрестанно обольщаешь души христиан, но и дерзаешь ругаться над самыми Святыми Таинствами.

Диавол отвечал ему:

– Едва не удалось мне уловить тебя. Ибо этим способом я обольстил одного из твоих братий и, лишив рассудка, довел его до сумасшествия. Многие праведники молились за него и едва возмогли привести его в разум.

Сказав сие, он удалился.

Лавсаик

Демонское бессилие

«Нечестивый Маркион[2], – пишет блаженный Феодорит, епископ Кирский, – посеял много терний не честия в области города Кира. Стараясь исторгнуть их с корнем, я употребил все силы и прибегал ко всем средствам. Но те, о спасении которых я заботился, вместо еже любити мя, скажу словами пророка, оболгаху мя и положиша на мя злая за благая, и ненависть за возлюбление мое (Пс. 108: 4–5) и, при содействии злых демонов, покушались тайно вредить мне. Однажды ночью пришел ко мне демон-обольститель и говорит мне на сирском наречии:

– Зачем ты вооружаешься против Маркиона? Зачем предпринял войну с ним? Что он сделал тебе когда-нибудь оскорбительного? Прекрати войну, оставь вражду – и ты по собственному опыту узнаешь, сколь хорошее дело мир. Ибо будь уверен, что я давно бы уже поразил тебя, если бы не видел хора мучеников, вместе с Иаковом, охраняющего тебя.

Я выслушал это и спросил одного из друзей, который спал тут же:

– Слышал ли ты, что было сказано? Он отвечал:

– Все слышал и хотел даже встать посмотреть и узнать, кто это говорил; только ради тебя, думая, что ты спишь, хранил молчание.

Итак, встав, мы оба осматривались кругом, но не слышно было никакого ни движения, ни звука. Те же слова вместе с нами слышали и другие наши сожители. Тогда я понял, что хором мучеников демон назвал сосуд с освященным елеем, собранным мною на благословение от гробов многих мучеников, висевший у моего одра; а над главою у меня лежала одежда великого Иакова[3], которая и была для меня прочнее всякой адамантовой ограды.

И сам Иаков рассказывал мне о многоразличных нападениях, какие делали на него злые демоны.

– Лишь только я вступил в сей род жизни, – говорил подвижник, – явился мне кто-то нагой; он имел вид эфиопа и из глаз его сверкал огонь. Увидя его, я обомлел от страха, обратился к молитве и не мог вкушать пищи. Прошло семь, восемь, десять дней, и я оставался без пищи. Наконец, презрев лукавое нападение, я сел и принял пищу. Демон, не вынеся такого моего великодушия, грозил ударить меня жезлом.

Я же сказал:

– Если позволено тебе это Господом всяческих – бей, и я с радостью приму удары, как бы наказуемый от Него; если же тебе не позволено, то не ударишь, хотя бы ты тысячекратно неистовствовал.

Услышав это, он обратился в бегство, но тайно продолжал еще строить мне ковы.

Дважды в неделю приносили мне из-под горы воду. Он, встретив несущего, принимал на себя мой вид и забирал воду, приказывая при этом несшему идти назад, воду же выливал. Сделав это два или три раза, он заставил меня страдать от жажды. Измучившись, я спросил того, кто обыкновенно приносил мне воду, почему он уже в продолжение пятнадцати дней не приносит воды? Тот отвечал:

– Я приносил два или три раза и ты же брал ее у меня.

– Где, – сказал я ему, – я брал у тебя принесенную воду?

И когда он показал место, я сказал:

– Хотя бы ты тысячу раз видел меня на этом месте, не отдавай сосуда прежде, чем придешь сюда.

Когда таким образом я разрушил злой навет, демон покусился на другой.

Однажды он, приняв на себя вид молодой красивой девицы, подошел ко мне с улыбкой и шутками. Раздраженный гневом, я прогонял его, осыпая укоризнами, но он продолжал стоять, смотря на меня страстными глазами с улыбкой на устах. Тогда, исполнившись еще большим гневом, я сказал:

– Как ты можешь обходить всю вселенную и всем строить такие ковы?

– Я не один, – отвечал он, – но по всей вселенной рассеяно множество демонов, которые подобным образом шутят и этими шутками достигают своих целей. Таким, по-видимому, ребячеством они стараются развращать людей.

– Отойди же, – сказал я, – по повелению Христа, Который некогда целый легион бесов ввергнул в глубину морскую.

Лишь только лукавый услышал это, тотчас же обратился в бегство, не вынося силы имени нашего Господа и не могши смотреть на любомудрие Его раба».

Феодорит Кирский («История боголюбцев»)

Рассказ о преподобном Петре Афонском

Демон всегда злобен, лукав, хитер и бесстыден. Вот какое средство изобрел он к низложению великого подвижника Петра Афонского. Средство самое хитрое, – и потому тем горше посрамился он в своих злоухищрениях.

Сей окаянный демон превратился в одного из слуг святого Петра, явился в пещеру его и, с крайним бесстыдством, обнимал и лобзал своего якобы господина. Потом он сел и начал прикрытую самой ловкой и бесстыдной лестью беседу, сопровождая ее даже слезами.

– От многих слышали мы, господин мой, честь моя и свет мой, – говорил он плачевным тоном, – что варвары и безбожники, схватив тебя на войне, увели пленным в крепость Самарянскую. Потом услышали, что Бог всеблагий извел тебя из той гнусной темницы и привел в Древний Рим. Но Богу было угодно снова повергнуть нас в глубокую печаль и неутешный плач: нам неизвестно было, куда ты скрылся из Рима. Мы не могли не только найти тебя, но даже и услышать, что с тобой делается, – и начали усердно просить великого Чудотворца Николая. Святой Николай, теплый помощник всем, с верой призывающим имя его, не презрел нас, недостойных, и скоро открыл нам тебя, сокровенное и многоценное наше сокровище, – и вот я, любящий тебя сильнее всех твоих рабов, предварил их и пришел к тебе, господину моему. Само собой ясно, что теперь тебе, господин мой, ничего другого не остается делать, как принять на себя труд отправиться со мной в наш славный дом, и явлением своим в кругу домашних своих и друзей неизреченно обрадовать их. Ты сам знаешь, как много в нашем месте людей преданных страстям, которые для обращения своего к истинному богопознанию от лести диавольской имеют нужду в наставнике. Значит, великая тебе от Бога готовится награда, если ты этих обольщенных диаволом возвратишь от него к законному Владыке Богу.

Во время бесстыдной демонской беседы преподобный Петр начал смущаться и невольно чувствовал неприятный трепет сердца. Но иначе и быть не могло: при демонских явлениях человеку душа его всегда смущается. В присутствии же Ангела Божия она радуется и чувствует неизъяснимое удовольствие. Находясь в этом гнетущем состоянии, святой заплакал и сказал демону:

– Знай, человече, что в это место привел меня не Ангел, не человек, а Сам Бог и Пресвятая Богородица, и потому без воли Их я не могу выйти отсюда.

Демон, лишь только услышал Пресвятое имя Пренепорочной Владычицы, вдруг исчез, как призрак. Святой Петр не мог надивиться злоумышлению, коварству и дерзости демона. От всей души возблагодарив Бога и Царицу Небесную, начал он снова подвизаться со смирением и сокрушением сердца в молитве, воздержании и посте, так что достиг в меру истинной любви и чистоты ума.

Афонский патерик

Второе искушение преподобного Петра Афонского

Однажды сын тьмы, коварный и многокозненный демон, превратился в Ангела света, дерзко и нагло похитив не принадлежавший ему образ. С обнаженным мечом в руке он встал близ входа в пещеру святого Петра Афонского и сказал:

– Петр, искренний служитель Христов! Изыди вне, выслушай от меня некие таинства Божии и душеполезные наставления.

Святой на это отвечал демону:

– А ты кто, и откуда пришел, и с какими полезными для меня назиданиями явился сюда?

– Я Архистратиг силы Божией, – отвечал демон. – Всемогущий Бог послал меня возвестить тебе некие пренебесные тайны. Мужайся же, крепись и радуйся, ибо уготован тебе неувядаемый венец и Божественная слава. Ныне ты должен оставить это место и идти в мир, чтобы от добродетельного твоего жития и высокого учения восприяли пользу и другие души человеческие. В намерении переселить тебя отсюда Господь иссушил и источник воды, из которого ты пил.

Для лучшего обольщения святого прехитрый изобретатель зла, злокозненный враг спасения человеческого, попущением Божиим, действительно тогда воспрепятствовал течению воды. Но святой Петр падшей гордыне на надутую его лесть отвечал самым смиренным образом:

– Ужели я, смердящий и паршивый пес, стою того, чтобы пришел ко мне Ангел Господень?

А лжеангел ему в ответ:

– Не удивляйся. Ты в нынешние времена своими подвигами превзошел древних святых и пророков: Моисея, Илию, Даниила и Иова; великим ты признан на небесах за превеликое твое терпение. Илию и Моисея ты превзошел постом, Даниила – вселением в ров со смертоносными змиями, а Иова – совершенством терпения. Но выйди сюда и собственными твоими очами уверься в оскудении воды и потом, без всякого сомнения, иди в мир. Там, – так глаголет тебе Господь Вседержитель, – там Я всегда буду с тобой, и многих тобой спасу. Вот прямая о тебе воля Божия!

Но святой явившемуся самозванцу отвечал:

– Знай, что если не придет Госпожа моя Богородица, Которая послала меня сюда, и помощник в нуждах моих, святой Николай, я не выйду отсюда.

Диавол, как только услышал имя пренепорочной Владычицы, тотчас исчез. Тогда блаженный Петр увидел и крайнее злоумышление врага, и беспредельную вражду его против рабов Божиих, и державное защищение людей Всемогущей десницей Божией, делающее бессильными все его (врага – Ред.) козни.

Христе Иисусе, Боже и Господи мой! – произнес святой Петр из глубины души по удалении от него диавола. Вот, враг мой диавол, яко лев, рыкая, ходит, ища поглотить меня, грешного; но Ты, Господи, не оставь меня во все дни живота моего всемощной Твоей помощью.

Афонский патерик

Нападение

В одну ночь святой Симон Мироточивый Афонский молился. Вдруг явился пред ним демон в виде страшного дракона. Раскрыв пасть, он хотел проглотить его, но так как не было на то соизволения свыше, не смог этого сделать, хотя одним ударом своего хвоста поверг преподобного наземь так сильно, что святой Симон, в совершенном изнеможении чувств, едва мог собраться с духом и воспеть с пророком: ищущии злая мне глаголаху суетная и льстивым весь день поучахуся. Аз же яко глух не слышах и яко нем не отверзаяй уст своих (Пс. 37: 13–14).

Между тем страшный дракон не переставал бить его хвостом своим с намерением если не совсем умертвить, то, по крайней мере, навести страх и таким образом выгнать его из пустыни. Но святой, несмотря на чувство невыносимой боли, мужественно обратился к Богу с молитвенным воплем страдальческой души, и Бог избавил его от сей напасти.

Афонский патерик


Кроме Ангелов и святых видят нас, невидимо для нас, и темные силы. Только они, когда душа светла, не могут смотреть на нее, боясь, подобно нетопырям, света, а воззревают на нее лишь тогда, когда она помрачаться начинает. Они всюду стаями шмыгают и, как только заметят где потемненную душу, тотчас нападают на нее огулом и начинают вертеть ее туда и сюда помыслами, страстными желаниями и волнением чувств… Они покушаются подкрасться и к светлым душам, но бывают отражаемы и поражаемы, как стрелой, лучами света.

Святитель Феофан Затворник


Пишете: «У монахинь не сходит с языка враг; мало-мало что – все враг да враг. Признаюсь, это меня неприятно поражает… У меня разум есть; сама задумываю, сама и говорю и делаю». – Этим вы даете знать, что не совсем верите во вмешательство нечистых сил в наши дела. Ученая! Как же верить таким нелепостям! Все ученые таковы; и не видят, как враг опутывает их еще более, чем неученых, и это не по житейской только части, но и по ученой. Ни одного ученого нет, которому враг не напустил бы в голову мыльных пузырей, которые они считают блестящими идеями или теориями. А в жизни, в чувствах и отношениях, он непрестанно ноги им подставляет в насмешку. Они же ничего этого разобрать не могут. Вот и вы такая же. Подождите. Враг не заставит вас долго ждать; скоро нагородит вам таких подсад, что свалитесь.

Святитель Феофан Затворник

Помощь Божия

Некоторый старец жил в идольском капище.

Пришли к нему демоны, говоря:

– Уйди из нашего места. Старец отвечал:

– У вас нет места.

Демоны начали разбрасывать его ветви. Старец терпеливо собирал их. После этого один демон, взяв его за руку, повлек из капища. Когда он дотащил старца до дверей, тот другой рукой уперся в дверь и воскликнул:

– Иисусе! Помоги мне!

Демон тотчас убежал, а старец начал плакать. Господь спросил его, о чем он плачет. Старец отвечал:

– Плачу о том, что демоны дерзают владеть человеком и так поступать с ним.

Господь сказал ему:

– Ты был нерадив. Когда же ты взыскал Меня, – видишь, как Я скоро предстал тебе.

Отечник

Преподобный Филарет

Преподобный Филарет не избег упорной брани и искусов завистливого сатаны, который, не надеясь увлечь его в сети адского своего ловительства обыкновенными средствами, решился сбросить его со скалы в пропасть, и таким образом положить конец его подвигам. Для этого сатана принял жалкий вид человека, потерпевшего кораблекрушение. Явившись на одной из соседних с кельей старца прибрежных скал, он жалобно кричал и умолял преподобного сойти и помочь ему в бедственном положении.

Не подозревая тайных искушений врага, преподобный, тронутый несчастьем мнимого человека, спустился к нему, желая знать, чего он хочет, и едва только приблизился к отвесному краю скалы, сатана столкнул его в пропасть, но ничего тем не достиг. Бог сохранил раба Своего совершенно невредимым.

Афонский патерик

Отшельник

Жил в миру юноша, желавший быть монахом. Он много просил своего отца, чтобы отпустил его в монастырь. Отец долго не соглашался, однако впоследствии, упрошенный близкими друзьями, согласился. Юноша, оставив родительский дом, вступил в монастырь; постригшись в монашество, он начал исполнять монастырские послушания с усердием и ел лишь один раз в день. Потом начал употреблять пищу однажды в два дня, наконец один раз в неделю.

Настоятель монастыря, видя это, удивлялся и благословлял Бога за воздержание и подвиг юноши. После некоторого времени юный монах начал убедительно просить настоятеля, чтобы тот отпустил его на отшельничество в пустыню. Авва сказал ему: «Сын! Отвергни это помышление, ты не можешь выносить тяжкого подвига отшельнической жизни, в особенности же искушений и злохитростей диавола; если постигнет тебя искушение, некому будет там успокоить тебя и избавить от душевных ран, которые нанесет тебе враг». Но монах начал еще усиленнее просить о разрешении удалиться в пустыню. Авва, видя, что нет никакой возможности удержать его, сотворил молитву и отпустил его…

Он нашел себе пещеру и начал безмолвствовать в ней, употребляя в пищу финики, а в питие воду из источника. Прожил он тут шесть лет отшельником, никого не видя. И вот однажды приходит к нему диавол в виде старца аввы, лицо у которого было страшно. Брат, увидев его, испугался, пал лицом на землю и начал молиться, потом встал. Диавол сказал: «Помолимся, брат, еще». Они помолились и, когда окончили молитву, диавол спросил его: «Сколько времени живешь ты здесь?» Он отвечал: «Шесть лет».

Диавол сказал: «Ты сосед мой! А я только четыре дня тому назад узнал, что ты живешь здесь. Моя келья недалеко отсюда; одиннадцать лет я не выходил из нее, вышел только сегодня, узнав, что ты живешь по соседству. При таком известии я подумал: схожу к этому человеку Божию и побеседую с ним о пользе душ наших. Скажу ему и то, что отшельничество наше не приносит нам никакой пользы, так как мы не причащаемся Святых Тела и Крови Христовых. Я боюсь, чтобы нам не сделаться чуждыми Христу, если мы удалимся от этого Таинства. Да будет тебе известно, брат, что в трех милях отсюда есть монастырь, имеющий пресвитера. Сходим туда в воскресный день, причастимся Телу и Крови Христовым и возвратимся в наши кельи».

Совет диавола понравился брату. Когда наступил воскресный день, диавол опять пришел, говоря: «Пойдем, пора». Они отправились и пришли в вышеупомянутый монастырь, где был пресвитер. Войдя в церковь, стали на молитву. По окончании молитвы брат оглянулся и, не видя того, кто привел его, помышлял сам в себе: куда он ушел? Не за какой ли нуждою? И долго ожидал его, но он не приходил. Потом вышел из церкви, начал искать его. Не найдя, стал спрашивать у братии того монастыря: «Где тот авва, который вошел со мной в церковь?» Они отвечали: «Мы не видели никого, видели только тебя одного». Тогда брат понял, что это был демон, и сказал сам себе: «Смотри, с какой хитростью диавол извлек меня из кельи моей! Но что до этого, я пришел для доброго дела. Причащусь Тела и Крови Христовых и возвращусь в келью мою».

По совершении Литургии в церкви, когда брат хотел возвратиться к себе, остановил его авва того монастыря, сказав: «Не отпущу тебя! Прежде раздели трапезу с нами». По окончании трапезы брат возвратился в свою келью.

И вот пришел к нему диавол в образе мирского молодого человека, начал осматривать его с головы до ног и говорит: «Это – он самый!» Потом снова начал осматривать его. Брат спросил его: «С чего ты так смотришь на меня?» Он отвечал: «Думаю, что ты не узнаешь меня. Впрочем, как и узнать после столь продолжительного времени! Я – сосед отца твоего, сын такого-то. Твой отец не так-то называется? А имя матери твоей не такое ли было? Сестра твоя так-то называлась, твое прежнее имя было такое-то? Матерь и сестра твоя умерли уже более трех лет тому назад, а отец умер только что ныне и сделал тебя наследником своим, говоря: «Кому мне оставить имущество мое, как не сыну моему, мужу святому, который оставил мир и проводит отшельническую жизнь ради Бога. Ему предоставлю все блага мои». Потом, обратясь к нам, сказал: «Если кто из вас имеет страх Божий и знает, где находится сын мой, пусть известит его, чтобы он пришел сюда, принял имущество и раздал его нищим за свою душу и за мою». Многие отправились отыскивать тебя, но не нашли, а я, придя сюда по делам своим, узнал тебя. Не медли! Поди, продай все и исполни волю отца твоего».

Брат отвечал: «Мне не следует возвращаться в мир». Диавол сказал: «Если не пойдешь, имущество пропадет, а ты дашь ответ пред Богом. Что говорю тебе худого, когда говорю пойди и раздай имение нищим и сиротам, как благой распорядитель, чтобы блудницы и развратные люди не расхитили оставленного бедным? Что плохого в том, если ты пойдешь и, во исполнение воли отца твоего, подашь милостыню ради спасения души твоей, – потом воротишься в келью?»

Что говорить более? Обольстив брата, диавол возвратил его в мир. Он проводил его до города и тут оставил. Монах хотел войти в дом отца своего, будто бы умершего, и вот! Сам отец выходит к нему навстречу. Увидев его, отец не узнал и громким голосом спросил его: «Ты – кто?» Монах смутился и не мог отвечать ничего. И начал отец его допрашивать, откуда он? Тогда монах в смущении сказал: «Я сын твой». Отец возразил на это: «По какой причине ты возвратился сюда?» Монах постыдился объяснить истинную причину своего возвращения, но сказал: «Любовь к тебе заставила возвратиться, потому что я очень жалел о тебе». Так он остался в отцовском доме. По прошествии некоторого времени впал в любодеяние и подвергся тяжкому наказанию от отца своего.

Несчастный! Он не обратился к покаянию, но остался в мире. Этот случай учит нас, братия, что монах никак не должен оставлять кельи своей, кто бы ни советовал ему это.

Отечник

О действовании диавола на человека

Мы не видим вражеской деятельности глазами, но зато он на нас действует невидимо: на ум – богопротивными помыслами, а на волю – богопротивными желаниями. В согласии человека или несогласии с такими помыслами и желаниями и заключается союз и общение человека или с падшими духами, или с добрыми Ангелами. Для истинного христианина вся жизнь проходит в непрерывной брани, в постоянных падениях и восстаниях. Но как понять эту брань? – С кем? – С помыслами и желаниями.

Полчища демонов, подчиненных князю их, пребывают в воздухе. Св. Писание свидетельствует, что они имеют те же чувства, что имеет и человек: зрение, слух, обоняние и осязание.

Злые духи, являясь угодникам Божиим, предсказывали будущее, как, например: искушения, имеющие постигнуть св. Иова многострадального, поражение царя Израильского Ахава, искушение св. Иоанна, архиепископа Новгородского, и другое. Но давать какую-либо веру подобным искушениям нет ни малейшего основания, ибо, говоря вообще, будущность им так же неизвестна, как и нам, и потому по большей части они как сами обманывались, так и людей обманывали и обольщали.

Диавол, ниспавший из чина высших Ангелов со своими духами, осужден на пребывание в воздухе, как в тюрьме.

Блаженный Августин

Видение аввы Макария

Авва Макарий жил в глубокой пустыне. Он один жил в ней отшельником, а несколько ниже была другая пустыня, в которой жило много братий. Однажды старец смотрел на дорогу к оной пустыне и увидел: идет сатана в образе человеческом и проходит мимо него. Был лукавый в длинной льняной одежде в дырах, из которых высовывались сосуды.

Великий старец спросил его:

– Куда идешь? Сатана отвечал:

– Иду навестить братию.

– Для чего же у тебя сии сосуды? – спросил опять старец. Он отвечал:

– Несу пищу для братии. Старец спросил:

– И все это с пищей?

– Да, – отвечал сатана. – Если кому одно не понравится, дам другое; если не это, дам еще иное. Хоть что-нибудь одно из сих, конечно, понравится.

Сказав это, он ушел. Старец же продолжал смотреть на дорогу, доколе лукавый не пошел назад. Как только старец увидел его, сказал:

– Здравствуй!

– Как мне здравствовать? – отвечал сатана.

– Почему же? – спросил его старец.

– Потому, – сказал сатана, – что все обошлись со мной сурово, и никто не принял меня.

Старец спросил его:

– Итак, нет у тебя там ни одного друга?

– Да, – отвечал сатана, – один только монах у меня там приятель, он слушается меня, и когда увидит меня, кружится как ветер.

Старец спросил его:

– Как зовут этого брата?

– Феопемпт, – отвечал сатана и, сказав это, ушел.

Авва Макарий встал и пошел в пустыню, несколько ниже лежащую. Братия, узнав, кто идет к ним, взяли пальмовые ветви и вышли навстречу ему. Между тем каждый из них готовился, думая, что старец остановится у него. Но он спросил, кого здесь зовут Феопемптом? И когда нашел келью его, вошел к нему. Феопемпт принял его с радостью. Оставшись с ним наедине, старец спрашивает его:

– Как живешь, брат?

– Молитвами твоими, – хорошо, – отвечал тот. Старец спросил:

– Не искушают ли тебя помыслы?

– Пока еще нет, – отвечает брат (он стыдился признаться). Тогда старец сказал:

– Вот сколько уже лет я подвизаюсь, и все уважают меня, а и меня, старика, еще беспокоит дух блуда.

Феопемпт отвечал:

– Поверь, авва, и меня также беспокоит.

Старец говорил то же и о других помыслах, которые будто искушают его, и брата приводил к раскаянию. Потом спрашивает его:

– Как ты постишься? Брат отвечал:

– До девятого часа.

– Постись до вечера, – сказал старец, – и подвизайся, перечитывай Евангелие и другие Писания. Если же придет к тебе помысл, не смотри вниз, но всегда устремляй взор свой горе, – и Господь тотчас поможет тебе.

Сделав наставление брату, старец пошел в свою пустыню. Вскоре Макарий опять видит того же демона и спрашивает его:

– Куда опять идешь?

– Навестить братию, – отвечал демон, и ушел. Когда же он возвращался, святой спросил его:

– В каком состоянии братия?

– В худом, – отвечал он. Старец спросил:

– Почему так?

– Все они суровы, – сказал демон, – и что всего хуже, и тот приятель мой, который слушался меня, не знаю почему, развратился, и не только не слушает меня, но сделался всех суровее; я поклялся не ходить более туда.

Сказав это, демон оставил старца и ушел, а святой пошел в свою келью.

Достопамятные сказания

О вреде мечтаний

Один старец, живший в скиту, увидал ночью, как диавол раздавал братии грабли и корзины.

– Что ты делаешь? – спросил старец.

– Готовлю развлечение для братии, – отвечал диавол, чтобы они были рассеянные во время славословия Бога.

Луг духовный

Мечтания – беседа с лукавым духом

Однажды демоны сказали святому Макарию Александрийскому, что без них не обходится ни одно богослужение монахов.

– Пойди-ка, посмотри на наши дела…

– Да запретит тебе Господь, демон нечистый! – воскликнул Макарий. И, приступив к молитве, стал просить Господа открыть ему, есть ли сколько-нибудь правды в похвальбе диавола. И пошел он на торжество всенощного бдения. Там он снова просил Господа о том же.

И вот он видит, как по всей церкви прыгают и точно на крыльях перелетают с одного места на другое какие-то, точно недоростки-эфиопы, безобразные на вид. В богослужении был такой порядок: один читал псалмы, другие сидели и слушали или отвечали известными возгласами. Рассеявшиеся по церкви эфиопы, подпрыгивая к каждому, точно заигрывали: кому двумя пальцами закрывали глаза, и тот начинал дремать; кому влагали палец в рот, и тот уже зевал…

Вот окончилось чтение псалмов, и братия встали на колени для молитвы пред Богом. Тут пред одним промелькнул вдруг образ женщины, пред другим – вид какой-то постройки и переноски чего-то, пред всеми вообще – то одно, то другое… И лишь только злые духи представят что-нибудь, как актеры в театре, это и входит в сердце молящегося и порождает помышления…

Но бывало и так: подбежав к молящемуся с каким-нибудь обманом, злые духи вдруг стремглав отскакивали, точно гонимые какой-то силой, и не осмеливались более ни остановиться, ни мимо пройти около такового… Зато к другим, более слабым братиям, они вскакивали на шею, на спину. Видно, те невнимательно молились…

Видя все это, святой Макарий тяжко вздохнул и заплакал… Молитвословие окончилось, и святой Макарий пожелал удостовериться в истине видения.

Призвав каждого из братий, над которыми в различных видах и образах издевались злые духи, спрашивал их, не думали ли они во время молитвы о постройках, или о дороге, или о чем-либо другом, соответственно демонским внушениям, и каждый действительно признавался в том, в чем обличал его Макарий.

Отсюда ясно, что все суетные и посторонние помышления, которые овладевают душой во время чтения псалмов или молитвы, порождаются от внушения демонов. Напротив, кто строго хранит свое сердце, от того бегут гнусные эфиопы. Устремленная к Богу и собранная в себе самой душа, особенно внимательная во время молитвы, не воспринимает ничего чуждого, ничего постороннего.

Руфин («Жизнь пустынных отцов»)

Об искушениях диавольских

Коль скоро кто начнет приходить в себя (раскаиваться) и задумывает начать новую жизнь по воле Божией, тотчас приходит в движение вся область сатанинская: кто с чем спешит, чтоб рассеять добрые мысли и начинания кающегося. Не успеют отклонить – стараются помешать доброму покаянию и исповеди; здесь не успеют – ухитряются посеять плевелы среди плодов покаяния и трудов в очищении сердца; не успевают худа внушить – покушаются добро покривить; внутренно бывают отражаемы – внешне нападают. И так до конца жизни. Даже умереть спокойно не дают и по смерти гонятся за душою, пока не минует она воздушные пространства, где они витают и держат притоны. – Как же, ведь это безотрадно и страшно? – Для верующего ничего тут нет страшного, потому что бесы только хлопочут около богобоязливого, а силы никакой не имеют. Трезвенный молитвенник стрелы из себя на них пускает, и они далеко держатся от него, не смея подступить и боясь испытанного поражения. Если же успевают в чем, то по нашей оплошности.

Cвятитель Феофан Затворник


Сила падших ангелов, ежели бы не ограничивалась Богом, погубила бы всех и все. Но без попущения Божия они ничего не могут сделать не только человеку, но и животному, что доказывает их прошение, обращенное к Иисусу Христу: перейти из бесноватого в стадо свиней, чего не могли сделать без попущения Божия (Мф. 8: 31).

Видения старца Матфея

Старец Матфей был прозорлив. Однажды, стоя на своем месте в церкви, он поднял глаза, посмотрел на молившуюся братию и увидал: по храму ходит бес с цветами. Приближаясь к кому-либо из братии, он бросал в него цветы. И если к кому из них пристанет цветок, тот, расслабев умом, постоит немного и, найдя какую-нибудь причину, уйдет из церкви в келью, заснет и уже не возвращается до конца службы. Если же бес бросит на кого цветок и он не пристанет, то брат тот крепко стоит на молитве и только тогда уходит в свою келью, когда окончится заутреня. Старец поведал это видение братии.

Киево-Печерский патерик

Прозорливость

Два брата в Боровской обители имели дружбу, но не духовную, и сговорились тайно покинуть монастырь. Однажды во время Литургии благочестивый инок Евфимий, взглянув на поющих, увидел страшного косматого мурина, который крюком пытался стащить тех братий с клироса. Крюк срывался, но мурин опять цеплял его за одежды братий. Мурин несколько раз то исчезал, то появлялся опять, пока не исчез совсем во время освящения Святых Даров.

С трепетом смотрел на это старец. После обедни он рассказал преподобному Пафнутию Боровскому, что видел. Преподобный Пафнутий Боровский призвал тех иноков, кротко обличил их, и они с раскаянием признались во всем и исправились.

Троицкий патерик

Обстояние

В одну ночь, стоя на молитве, монах Соловецкой обители Памфил поражен был страшным видением и от насилия ли бесовского, или от одного страха лишился чувств, и наутро найден был бесчувственно лежащим на полу. «Я видел, – говорил Памфил впоследствии, – стоящего пред окном человека с огненными глазами, дышащего пламенем; он просился на ночлег. Потом вся келья наполнилась черными воронами, которые с громким карканьем летали и кружились вокруг меня».

Соловецкий патерик

Пустые угрозы

Однажды, когда соловецкий подвижник Феофан утром совершал молитвенное правило, явились два беса грозного вида. «Видите, – кричали они, – не хочет старик исправиться; раскидаем келью и убьем живущего в ней». Старцу показалось, что они стали ломать келью, выбили окна, разбили двери и стали кричать: «Теперь не уйдет от нас». Старец испугался, пал на землю, прося у Бога помощи и заступления; и бесы скоро исчезли. Помолившись, он встал и увидел, что келья его цела и невредима.

Cоловецкий патерик

«Бог не попустит этого…»

Два брата просили соловецкого пустынника Феофана воспринять их от пострижения. Старец согласился, учил их иноческой жизни и молился за них. Однажды во время молитвы нечистый дух, явившись ему, сказал:

– Ты, злой старик, молишься об учениках, но не всегда они будут таковы, как при тебе; будет и наше время.

– Бог не попустит этого, – отвечал Феофан. В другой раз, когда он молился за этих учеников, диавол сказал ему:

«Ты свое делаешь, а я свое; одного двумя стрелами поразил, другому шепчу на ухо». Старец опечалился и, призвав учеников своих, нашел в них некоторые малые прегрешения; научив и вразумив их, отпустил.

Соловецкий патерик

Мнимый слуга

Соловецкий игумен Иринарх, глубоко уважая старца Елеазара, нередко и сам посещал его для духовной беседы и приглашал через слугу к себе в монастырь. Однажды является этот слуга к старцу с лошадью, заложенной в сани, и, подскочив к окну кельи, передает от игумена поклон и приглашение приехать в монастырь. Елеазар начал собираться в путь и раньше обыкновенного совершил утреннее молитвенное правило. Заметив, что посланный часто уходит из кельи во время службы, он спросил его:

– Зачем так часто отлучаешься из кельи?

– Лошадь досматриваю, несмирно стоит, – был ответ.

По окончании молитвы Елеазар хотел перед отъездом вкусить пищи и угостить слугу и перед едой, по обычаю, стал читать молитву Господню. И лишь только он произнес: «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго», – мнимый слуга мгновенно исчез. С ужасом подвижник выглянул в окно, но на дворе не оказалось даже и следов приезжего. Тогда он понял, что это было искушение от диавола, и возблагодарил Господа Бога, не допустившего посмеяться над ним врагу.

Соловецкий патерик

Хорошо не щадить плоть

Исконный враг людей, желающий погибели душ человеческих, видя подвиги избранных Божиих, не дремлет и старается всячески отвлечь их от спасительного пути. Так, во время смиренного прохождения отцом Иовом послушаний в поварне и трапезе не однажды являлся ему ненавистник добра – искуситель, в образе известного ему в миру врача, и говорил, как бы с состраданием:

– Возлюбленный! Следует тебе поберечь здоровье свое, чтобы, изнурив плоть трудом и воздержанием, не ослабеть под игом, которое ты взял на себя Христа ради. Бог не желает трудов или поста выше сил, а ищет сердца чистого и смиренного. Ты, при старости своей, работаешь черноризцам как купленный раб, не привыкший прежде к таким трудам. Не следует тебе так трудиться и потому, что ты священноинок. Довольно с тебя и того, что, оставив славу и честь в миру, ты пришел в убожество и принял на себя тяжкие труды.

Я даже удивляюсь, как ты можешь принимать столь суровую пищу после сладких брашен. Блюдись, чтобы недуги твои не умножились сверх меры; тогда и я не возьмусь помочь тебе, и ты прежде времени умрешь. Если совета моего не послушаешь, мне будет очень жаль.

– Хорошо не щадить плоть, чтобы она не восставала на дух, отвечал о. Иов мнимому своему знакомцу. Впрочем, хотя бы плоть и изнемогала, но сила Божия в немощах совершается. Св. апостол Павел сказал: «Недостойны страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас». Пост есть мать целомудрия.

Услышав такой ответ, враг тотчас исчез.

Соловецкий патерик

Демоны не трогают беспечных

Один подвижник был внимателен к себе, но случилось ему немного вознерадеть. Придя в себя, он сказал: «Душа! Доколе ты нерадишь о спасении своем? Ужели не боишься суда Божия? Не объята ли ты беспечностью? Не предана ли вечным мучениям?»

Такими словами он поднимал себя на подвиг. Однажды, когда он молился, пришли демоны и стали возмущать его. Он же говорит им: «Доколе вы будете беспокоить меня? Ужели вы не довольны нерадением моей прошлой жизни?»

Демоны говорят ему: «Когда ты был в беспечности, и мы были беспечны к тебе; когда ты опять восстал против нас, и мы восстали против тебя».

Услышав сие, он еще более подвиг себя на дело Божие.

Древний патерик

Для чего Бог попускает бесам искушать людей?

Бог попускает искушения для премудрых и благих целей, именно: 1. Для испытания нашего произволения, к чему оно больше располагается – к добродетели ли или к греховным удовольствиям. 2. Для обнаруживания сокровенных свойств и расположений, которых мы иногда и сами в себе не понимаем. 3. Для упражнения в добродетелях. Всякий человек по вступлении в этот мир должен развивать и укреплять свои силы посредством многотрудной деятельности; особенно свободная воля, главная действующая сила души, для развития и укрепления своего, необходимо должна пройти поприща испытания, встретить и преодолеть различные искушения, чтобы утвердиться в добре и в отвращении от зла; иначе если бы стремление к добру, не встречая испытаний, искушений, само собою по влечению природы происходило, тогда такое расположение к добру не имело бы высокого нравственного достоинства, как инстинкт – дело природы, а не свободного произволения, сознательно избирающего добро предпочтительно пред нечистыми чувственными влечениями к удовольствиям. Без борьбы с искушениями это стремление к добру было бы и нетвердо, медлительно, так как вообще всякая сила, как физическая, так и духовная, при встрече с противоборствующею силою больше возбуждается, напрягается к деятельности и посредством борьбы больше укрепляется.

Бесстрашие побеждает демонов

Шел однажды авва Макарий из Скита в Теренуф и на пути зашел в капище отдохнуть. В капище том находились древние языческие трупы (мумии). Старец взял один из них и положил его к себе под голову, как подушку.

Демоны, видя такую смелость его, позавидовали и, желая устрашить его, стали кликать будто женщину, называя ее по имени: «Такая-то, иди с нами…» А другой демон, из-под Макария, как будто мертвец, отвечал им: «На мне лежит странник, и не могу идти». Но старец не устрашился, а смело ударил мумию и сказал: «Встань, если можешь; ступай во тьму!» Демоны, услышав сие, громко закричали: «Победил ты нас!» – и со стыдом убежали.

Достопамятные сказания

Ссора

Два брата, желая жить вместе, поселились в одной келье. Один из них так рассуждал сам с собою: «Буду делать только то, что угодно будет брату моему». Равно и другой говорил: «Буду исполнять волю брата моего». Они жили много лет в полной любви.

Враг, увидев это, захотел разлучить их. Для сего пришел он и стал у дверей, и одному представился голубицей, а другому – вороном. Вот один из братьев сказал другому:

– Видишь ли этого голубя?

– Это ворона, – отвечал другой, и начали спорить между собой, один говорил то, другой – другое.

Наконец они встали, подрались до крови к полной радости врага и разошлись. Спустя три дня они пришли в себя, просили друг у друга прощения и рассказали один другому, чем каждому из них представлялась виденная птица, узнав в этом искушение врага. После сего они жили уже неразлучно до самой смерти.

Достопамятные сказания

Не уповай на себя

Авва Пахомий поведал: «Вот я, как видишь, старый человек, сорок лет живу в этой келье и пекусь о своем спасении и, несмотря на мои дела, доселе еще подвергаюсь искушениям. И здесь он с клятвой присовокупил: – В продолжение двенадцати лет, после того как я достиг пятидесяти, ни дня, ни ночи не проходило, чтобы враг не нападал на меня. Подумав, что Бог отступил от меня и потому демон так мучает меня, я решился лучше умереть безрассудно, нежели постыдным образом предаться сладострастию плоти.

Выйдя из своей кельи, я пошел по пустыне и нашел пещеру гиены. Целый день лежал я в ней нагой, чтобы звери, выходя из пещеры, пожрали меня. И вот, как настал вечер, самец и самка, выходя из пещеры, с ног до головы обнюхали меня и облизали. Я уже думал, что буду съеден, но они оставили меня. Пролежав целую ночь, я так и не был съеден, чем уверился, что, конечно, помиловал меня Бог. Тогда я возвратился в свою келью.

Демон же, переждав несколько дней, опять восстал на меня еще сильнее прежнего, так что я едва не произнес хулы на Бога. Лукавый дух принял вид эфиопской девицы, которую я видел в молодости своей, когда она летом собирала солому. Мне представилось, что она сидит у меня в келье, и до того демон довел меня, что я думал, будто уже согрешил с ней. В исступлении я дал ей пощечину, – и она исчезла. Поверь мне, два года не мог я истребить нестерпимое зловоние, исходившее от руки моей.

Я стал унывать еще более и, наконец, в отчаянии пошел скитаться по пустыне. Найдя небольшого аспида, я взял его и стал подносить к своему телу, чтобы он ужалил меня и я умер. Но сколько я ни подносил его, он не ужалил меня, промышлением Благодати.

После сего услышал я говоривший моему сердцу голос: «Иди, Пахом, подвизайся. Я для того попустил демону такую власть над тобой, чтобы ты не возмечтал, будто можешь сам победить сего демона, но чтобы, познав свою немощь, никогда не уповал на свое житие, а всегда прибегал к помощи Божией».

Успокоенный сим гласом, я возвратился в свою келью. С того времени ощутил я в себе бодрость и, не тревожимый более сей бранью, провожу после борьбы остальные дни свои в мире».

Лавсаик


Враг рода человеческого, диавол, очень часто искушает христианина при попущении Божием печалью, скукой, унынием и малодушием, которые часто бывают причиной страданий человека.

Наносятся нам скорби злыми духами, с которыми мы находимся в войне, по словам апостола; они наблюдают за нашими словами и делами, а по ним заключают о помыслах, которые, естественно, должны быть подобны словам и делам. Справедливо умозаключение демонов!

Преподобный Марк Подвижник


Господу благоугодно, чтобы мы терпели поношения и жительствовали в лишениях и подвиге; диавол же хочет противного этому. Если мы услаждаемся похвалою человеческою и отрадою тела, то из этого явствует, что мы, преслушая Господа, преклоняемся к духу сластолюбия.

Бесов отнюдь не должно страшиться, они ничего не могут сделать нам, а только угрожать, устрашать.

Признак присутствия злых духов: оно сопровождается шумом, стуканьем, звуками и криком; от присутствия их является в душе страх, в мыслях – смущение и недоумение, тоска, отвращение от подвига, леность, уныние, воспоминание о родственниках, боязнь смерти, потом греховные вожделения, охлаждение ревности к добродетелям, нравственное расстройство.

Нет больше греха, как гордость, уподобляющая человека бесу; гордость корень есть всем грехам.

Как разлучается душа с телом

Святой Иоанн Молчальник возымел желание видеть, как разлучается душа от тела, и когда просил о сем Бога, был восхищен умом во святый Вифлеем и увидел на паперти находящейся там честной церкви мужа, странника святого, который лежал и умирал, и душа его была принимаема Ангелами и возносима с песнопениями и благоуханием на небо.

И хотел Иоанн увидеть своими очами, что это так, и, встав, тотчас пошел во святый Вифлеем и узнал, что в этот самый час преставился этот человек. Облобызав его святые останки, похоронил их и возвратился в свою келью.

Палестинский патерик

Жезл старца

Когда авва Иосиф Панефосский умирал, сидели у него старцы. Посмотрев на дверь, он увидел диавола, сидевшего у двери. Тогда, подозвав к себе ученика своего, авва сказал ему: «Подай жезл, он думает, что я состарился и не могу управиться с ним». Ученик исполнил это. Авва взял жезл, и старцы увидели, что диавол, в подобии собаки, исчез.

Отечник

Из жития святой мученицы Иустины

Некогда к святой мученице Иустине явился один из князей бесовских и стал прельщать ее многими словами к скверному браку. Иустина, поняв, кто с ней говорит, не входя в беседу с диаволом, с благоговением положила знамение крестное на лице своем, и диавол тотчас же с большим стыдом исчез.

Пролог

О силе крестного знамения

Однажды мученик Киприан, увидев диавола, сказал ему: «Пагубник, прелестник, вместилище всякой скверны! Поелику я знаю, что ты боишься крестного знамения и трепещешь имени Христова, то что же с тобой будет, если приидет Сам Христос? Отступи от меня, проклятый. Уйди, беззаконник и ненавистник!»

Слыша это, диавол устремился на Киприана, чтобы убить, и стал душить его. Не видя ниоткуда помощи, Киприан вспомнил о силе крестного знамения против бесов, оградил себя оным, и бес, сказано, «яко стрела напряженна, отскочил от него».

Пролог

Нельзя есть без крестного знамения

Случилось, что одна раба Божия из женской обители пошла однажды в монастырский сад. Увидев там овощи, она с жадностью начала их есть, забыв предварительно оградить себя крестным знамением. Вдруг схватила ее нечистая сила и повергла на землю. Когда увидели ее в страшных мучениях, тотчас попросили святого Эквиция, чтобы он поспешил исцелить болящую своей молитвой.

Едва только вступил святой Эквиций в сад, нечистый дух, вошедший в инокиню, начал ее устами кричать, как бы прося пощады: «Что я сделал, что я сделал? Я был в овощах, когда она пришла и с ними приняла в себя и меня». Но человек Божий с великим гневом повелел нечистому духу выйти из инокини и никогда не возвращаться к рабе Всемогущего Бога. Дух тотчас вышел и после не смел даже прикоснуться к ней.

Cвятитель Григорий Двоеслов («Собеседования»)


Такова общая участь праведных: и добрые дела их перетолковываются в дурную сторону и служат к их же порицанию.

Ежели бы отец ваш и препятствовать вздумал вам идти в монастырь (по наущению диавола), то, кажется, довольно говорено с тобой, что таковый отец несть уже отец, но ратник против душевного спасения вашего.

Преподобный Моисей Оптинский


Любовь Божия отгоняет демонов от души.

Преподобныйй Антоний Великий


Мечтания – прием искушений диавольских.

Преподобный Исихий Иерусалимский


Помыслы, всеянные сатаной, кажутся нам своими вследствие соуслаждения ими души.

Блаженный Диадох Фотикийский


Похвала человеческая и угождение телу – начало склонения к диаволу.

Преподобный Марк Подвижник


Избавиться от невидимого врага и победить его можно тремя добродетелями: покаянием, слезами и милостынею.

Владимир Мономах


Театры в городах построил диавол.

Преподобный Варсонофий Великий


Касательно сетей вражеских, то они при исповеди духовному отцу все разрушаются.

Старец Арсений Афонский

Помыслы

Одному монаху из оптинских старожилов некоторые распоряжения настоятеля показались неосновательными. Долго он боролся с самим собой, желая объяснить это настоятелю, но боялся его расстроить; наконец решился высказать свои мысли, а там, подумал он, пусть уж, будь что будет! Пришел к о. архимандриту и сказал ему:

– Батюшка, меня один помысл очень беспокоит.

– Что же тебе, брат, помысл говорит?

– А вот, батюшка, помысл мне говорит, что вы не так делаете то и то, – и высказал все, что было у него на уме. Отец архимандрит выслушал все молча и внимательно, а потом тихо, с улыбкой, отвечал:

– Скажи, брат, твоему помыслу, что это не его дело.

С тем и отпустил этого монаха, так что он, обезоруженный кротостью настоятеля, удалился совершенно успокоенный и после сам смеялся над собой, как просто разрешились все его мысленные колебания.

Оптинский патерик

Не верь глазам своим

Авва Илия рассказывал: «Представилось мне, что будто один человек взял себе под мышку тыкву с вином. Чтобы пристыдить бесов (ибо это был призрак), я сказал брату: «Сделай милость, подними свою одежду». Когда он приподнял ее, оказалось, что у него под ней ничего нет. Это сказал я вам для того, чтобы вы не всему верили, хотя бы сами видели это или слышали. Особенно же наблюдайте за помыслами, пожеланиями и мыслями, зная, что их часто внушают демоны, дабы осквернить душу помышлением о вещах беcполезных и отвлечь ум от размышления о грехах своих и о Боге».

Достопамятные сказания

Восстание бесов на делателя Иисусовой молитвы

В 1906 году в больнице Троице-Сергиевой лавры отошел ко Господу девяностошестилетний старец схимонах Исаакий. Перед своей кончиной он подвергся явному бесовскому нападению за свои великие подвиги в совершении Иисусовой молитвы, которую он, будучи слепым, непрерывно творил. Это, видимо, крепко не нравилось диаволу.

Незадолго до своей кончины отец Исаакий стал жаловаться духовному своему отцу иеромонаху Нифонту и иеромонаху Диомиду, что бесы угрожающе кричат на него и, появляясь перед ним в страшных обличиях, неистово требуют, чтобы он перестал совершать Иисусову молитву, грозя иначе уничтожить его. Духовно опытный иеромонах Нифонт ободрял старца, уверяя, что угрозы бесов беcсильны, и в укрепление его души часто приобщал его Святых Христовых Таин.

Бесы продолжали бушевать и являлись к отцу Исаакию целыми полками, крича:

– Злой старик! Напрасно ты молишься Иисусу – Его нет. Мы одни во всем мире царствуем. Бога нет, покорись нам, и ты будешь покоен и будешь пользоваться от нас великой честью. Если ты не покоришься нам, все равно погибнешь.

Слепой смиренный старец продолжал с кротостью слезно призывать Бога, как учил его отец Нифонт:

– Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго. Господи! Ради страданий Твоих, помилуй мя; ради Воскресения Твоего, воскреси падшую душу мою. Благодатию Духа Святаго просвети мой ум к исполнению Животворящих Твоих заповедей.

За три дня до своей кончины старец Исаакий, по милости Божией, получил полный душевный покой. Перед самой кончиной он сподобился утешительного видения, ободряющего надеждой на Божие помилование, и почил как истинный праведник.

Троицкие листки из Луга духовного

Сила смирения

Однажды демон напал на авву Макария, но по причине смирения аввы не мог причинить ему вреда, и сказал: «Все, что вы имеете, имеем и мы; одним только смиренномудрием отличаетесь вы от нас и тем нас побеждаете».

Достопамятные сказания


Демоны и в одном слове незаметно могут устроить сеть, если найдут кого слушающего с охотой.

Воля, от демонов влагаемая, есть самооправдание и самоуверенность.

Если мы не соглашаемся с влагаемыми от диавола злыми помышлениями, то мы добро творим.

Преподобный Серафим Саровский


Демоны внушают злые помыслы против других.

Демоны одно и то же сновидение представляют иногда до трех раз, чтобы ввести человека в заблуждение поверить им.

Запрещать демонам есть дело мужей великих, имеющих над ними власть.

В рассуждении тяжких грехов вы имеете над собой власть. А этими малыми грехами, как неважными, каждый пренебрегает, думая, что о них не спросят. Но ими-то и увлекает нас диавол, ибо приводит к тому, что каждый из нас пренебрегает ими, как ничего не значащими.

Преподобный Ефрем Сирин


Диавол может представлять во сне монастыри и церкви, и иногда предвещает будущее.

Не должно удивляться, если демоны, после получения человеком дарований Божиих, воздвигают в нем страсти.

Диавол возбуждает иногда к молитве и псалмопению.

Внутренняя брань – от страстей

Поведали нам ученики аввы Евлогия Скитского: «Когда старец посылал нас в Александрию продавать рукоделие, то завещал нам оставаться в этом городе не более трех дней. «Если же, – говорил он, – вы пробудете более трех дней и впадете в какой-либо грех, то я неповинен в грехе вашем».

Мы спросили его:

– Почему же другие монахи, пребывая в городах и селах с мирскими людьми, не чувствуют вреда для душ своих?

Старец, отверзши свои нелживые уста, сказал нам:

– Поверьте мне, чада мои, со времени принятия мной монашества я прожил в скиту тридцать восемь лет, не выходя никуда. По истечении тридцать восьмого года пошел я с аввой Даниилом в Александрию к патриарху Евсевию по некоторой нужде. Когда мы вошли в город, то встретили там много монахов, и отверзлись мои очи: я увидел, что некоторых из них били вороны крыльями по лицу; других обнимали обнаженные женщины и шептали им на ухо; с иными играли обнаженные дети мужского пола и мазали их смрадом; иным подносили нюхать мясо и вино.

Из этого я понял, что демоны возбуждали в уме каждого монаха брань, соответственно той страсти, которой он одержим. По этой причине, братия, я не хочу, чтобы вы задерживались в городе и подвергались нападению таких помыслов, правильнее же – демонов».

Отечник

Самоукорение святых

Однажды, когда святой Макарий сидел в келье своей, предстал ему Ангел, посланный от Бога, и сказал:

– Макарий! Не бойся нападения невидимых врагов, потому что наш благий Владыко не отступит от тебя и не перестанет поддерживать тебя. Мужайся, укрепляйся, храбро побеждай начала и власти богопротивные; но деланием твоим не превозносись, чтобы Божественная помощь не оставила тебя, чтобы ты не пал падением великим.

Блаженный Макарий отвечал, обливаясь слезами:

– Чем превозноситься мне, когда душа моя, подобно развратной блуднице, питается смрадом нечистых помышлений, приносимых бесами.

Отечник

«Я недостоин видеть Ангелов»

Некоторому брату явился диавол, преобразившись в ангела света, и сказал ему:

– Я Архангел Гавриил, послан к тебе. Старец на это отвечал:

– Смотри! Не к другому ли кому ты послан, потому что я недостоин того, чтобы посылались ко мне Ангелы.

Диавол тотчас исчез.

Поэтому старцы говорили: «Если и поистине явится к тебе Ангел, не прими его легковерно, но смирись, говоря: "Я, живя во грехах, недостоин видеть Ангелов".

Отечник


Необходимо терпение, потому что против молитвенного навыка восстает диавол всеми своими силами и средствами, приносит разные искушения…

Старец Паисий Афонский


Различай в себе Духа Животворящего и духа мертвящего, убивающего твою душу. Когда в душе твоей мысли добрые – тебе благо, легко. Когда на сердце спокойно и радость – тогда в тебе Дух Благий, Дух Святой, а когда в тебе недобрые мысли или недобрые сердечные движения, тогда – худо, тяжело. Когда ты внутренне смущен – тогда в тебе дух злой, дух лукавый; дух лукавый есть дух сомнения, неверия, страстей, тесноты, скорби, смущения. По этим признакам знай, когда в тебе Дух Божий и когда – дух злой.


Святой Иоанн Кронштадтский

Мыслить какое бы то ни было зло есть диавольское дело.

Хотя ты без меры грешен, а все молись. Диавол будет тебе представлять лицо Господа грозным и немилостивым, отвергающим твою молитву и твое покаяние, а ты вспомни слова Спасителя: Грядущаго ко Мне не иждену вон.

Даже самое слово Божие диавол старается всеми мерами растлить через сложные мудрования человеческие и через это лишить людей света истины Божией и спасения души, как это делал и делает через разные ереси. Так он растлевает и искажает слово Божие и души человеческие ложными мудрованиями католиков, лютеран, англиканцев.

Святой Иоанн Кронштадтский

Не уклоняйся от Причастия

Один распутный египтянин полюбил благородную женщину, которая была замужем. Не сумев обольстить ее, потому что она была верна своему мужу, за которого вышла девой, бесстыдный пришел к чародею и говорил ему:

– Или заставь ее любить меня, или сделай своим искусством так, чтобы муж бросил ее.

Чародей, получив от него хорошую плату, употребил свои чары и заклинания. Но, не сумев возбудить любви к тому египтянину в ее сердце, он сделал так, чтобы всем, кто смотрел на нее, она казалась лошадью.

И вот муж ее, придя домой, увидел жену свою в образе лошади. Не зная, как избавиться от такой напасти, он решил отвести жену к святому Макарию Египетскому.

Когда привел он ее к Макарию Египетскому, святой, благословив воду, облил ею жену с головы до ног, помолился над ней, и тотчас все, смотревшие на нее, увидели в ней женщину. Чары были сняты с нее. После этого святой Макарий Египетский дал ей следующее наставление: «Никогда не оставляй посещать церковь; никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин; несчастие случилось с тобой от того, что ты уже пять недель не приступала к Пречистым Тайнам Спасителя нашего».

Лавсаик

Отречение от Христа

Жил в Царьграде некоторый вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить на служение Богу. Диавол, хотевший помешать желанию вельможи, возбудил в одном из слуг его страсть к девице. И этот слуга, желая во что бы то ни стало жениться на ней, пошел к одному из чародеев просить в своем деле совета и помощи. Последний направил юношу-слугу к сатане и сей спросил его:

– Веруешь ли в меня?

– Верую, – сказал юноша.

Сатана продолжал:

– Да, вот, вы все веруете в меня, когда нуждаетесь в моей помощи, а когда я помогу вам, опять идете к своему Христу. Напиши мне собственноручно, что ты отрекаешься от Него навсегда, и тогда я исполню твое желание.

Юноша написал отречение, и тогда сатана удовлетворил его желание. Возбуждаемая бесами, дочь вельможи, в свою очередь, почувствовала непреодолимую страсть к слуге своего отца, и стала просить его, чтобы он отдал ее в замужество за слугу. Сколько ни возражал ей отец, сколько ни плакал, сколько ни умолял оставить это намерение, дочь была непреклонной и заявила отцу, что наложит на себя руки, если не станет женой слуги. Тогда отец уступил и отдал дочь в жены юноше.

Сначала все шло хорошо, но вскоре некоторые из соседей стали замечать, что юноша не ограждает себя крестным знамением, не ходит в церковь и не причащается Святых Таин. Они сказали об этом дочери вельможи, и та поняла весь ужас своего положения. К счастью, после первых приступов отчаяния она образумилась. Привела своего мужа к святому Василию Великому, а сей, получив полное признание от юноши во всем и полное раскаяние, удалил его в одну из келий и заповедал ему молитву и пост, а вместе и сам стал молиться за него.

Прошло несколько дней. Святой Василий пришел к юноше и спросил его:

– Как ты чувствуешь себя, сын мой?

– В великой беде нахожусь, отче, – отвечал юноша, – ибо бесы совершенно не дают мне покоя. Святой сказал:

– Не бойся, чадо, только веруй! – и, оградив юношу крестным знамением, оставил его.

Придя же к нему еще через несколько дней, св. Василий опять спросил:

– Как себя чувствуешь?

– Ничего, отче, – отвечал юноша, – теперь я только издали слышу вопль бесов, сами же они не мучают меня.

Через сорок дней пребывания юноши в затворе св. Василий снова пришел к юноше и спросил:

– Ну, как себя чувствуешь, брат?

– Теперь слава Богу, отче: ныне ночью я видел себя боровшимся с диаволом и одолевшим его.

Конец ознакомительного фрагмента.