Работа со сновидениями. Историко-культурный контекст
Античность
Говоря о восприятии сновидений в античности, следует обратить внимание на один фрагмент бессмертного произведения Гомера – «Одиссеи». Одиссей – превращенный в странника Афиной и потому не узнанный своей женой Пенелопой ведет с ней беседу. Она обращается к нему с просьбой растолковать ей сон. Сам текст наводит на мысль, что толкование снов – обычная практика для людей той эпохи: «Выслушай, странник, однако, мой сон и его растолкуй мне»11. Предложенное толкование сна предвещает ей радостную встречу со своим мужем. Она, однако, не готова верить сразу и рассказывает – тоже как совершенно обычную для представлений той эпохи вещь – взгляд на то, что существует два рода снов. Одни бывают пророческими, в то время как другие «истину лишь заслоняют и сердце людское морочат»12.
Такая классификация сновидений характерна, похоже, для эпохи античности в целом. Греки и римляне полагали, что количество пророческих снов преобладает13. Цицерон в трактате «О дивинации» указывает на сны, как на один из способов, которым его современники пользовались, чтобы узнать волю богов. Некоторые толкования снов признавались важными для всей римской республики и учитывались сенатом при вынесении государственных решений14. Цицерон, надо сказать, критикует такое отношение к сновидениям.
Признанным экспертом в области толкований сновидений был Артемидор Далдианский (II век по РХ). Он на основании трудов предшественников, расспросов и собственных наблюдений составил текст по анализу сновидений «Онейрокритику», где подробно описывал возможное значение символов сновидения.
Античные врачи полагали, что сны имеют диагностическое значение, благоприятные указывают на здоровье, плохие – на наличие в организме избыточных шлаков или уже развившегося заболевания; и изучали естественную взаимосвязь между образами сновидения и заболеваниями отдельных органов15.
В античности развивается практика вызывания сновидений посредством обряда возлежания (incubation), тесно связанного с храмами некоторых богов-врачевателей (Сераписа, но главным образом Асклепия). Один из приверженцев этой практики, Элий Аристид, оставил неподражаемые воспоминания об этом ритуале в Священных речах.
В них он рассказывает о своем лечении в храмах Сераписа и Асклепия, о своих сновидениях, где он получает от божества рекомендации по исцелению и, похоже, устанавливает прямые личные отношения с божеством, являющимся ему в снах, воспринимаемых им как «реальные» и приводящих его в состояние экстаза. Он рассказывает, как с целью исцелиться старательно выполняет многотрудные упражнения (бегает, плавает в ледяной воде), предписанные ему божеством16.
Малые народности, сохранившие традиционную культуру
Если говорить о воззрениях малых народностей, сохранивших свою традиционную культуру, то исследование отношения к сновидениям наталкивается на неожиданные сложности. Дело все в том, что анализируя воззрения австралийских аборигенов, индейцев и народностей Сибири мы сталкиваемся с иным типом мышления, которое антрополог Леви-Брюль называет, вероятно не совсем удачно, первобытным мышлением. Во что пишет он о снах: «Первобытные люди вполне сознательно придают столько же веры своим сновидениям, сколько и реальным восприятиям. Вместо того чтобы сказать, как это обыкновенно делается, что первобытные люди верят тому, что они воспринимают во сне, хотя это только сон, я скажу, что они верят сновидениям именно потому, что сновидения отнюдь не являются для них низшей и ошибочной формой восприятия. Напротив, это высшая форма: так как в ней роль материальных и осязаемых элементов является минимальной, то в ней общение с духами и невидимыми силами осуществляется наиболее непосредственно и полно»17.
Так, например, индейский знахарь мог видеть в сновидении ритуалы, которые необходимо выполнить племени для урегулирования социальных конфликтов. Согласно верованию одного из племен, душа человека, это своеобразный «внутренний попутчик», «Великий Человек», который обитает в сердце человека до смерти. Внимательное отношение к сновидениям, поиск их смысла и проверка на их истинность укрепляет связь с «Великим Человеком» в сердце. Причем, такая работа с собственными сновидениями позволяет человеку найти свой путь в жизни, разобраться не только в своем внутреннем мире, но и в мире окружающем. Сновидения помогают предсказывать погоду и дают предписания относительно охоты18.
У племени ирокезов, задолго до появления психоанализа, существовало представление о том, что в сновидениях проявляет свои желания скрытая и бессознательная часть души. Если эти желания оставить неудовлетворенными, это может привести к телесным и душевным заболеваниям. Поэтому существовал ритуал, во время которого человек, которому приснился сон мог отреагировать свои желания. Причем в это время он мог переступать через принятые моральные нормы и принципы – мог например получать ценные вещи или заниматься любовью с супругом другого человека19
В картине мира австралийских аборигенов, понятие «время сновидений» имело, по крайней мере, четыре аспекта: начало всех вещей, жизнь и влияние предков, образ жизни и смерти и источник жизненной силы20. Мы здесь видим, что понятие «сновидения» имеет более широкое понимание, чем в современных языках и оказывает влияние на всю человеческую жизнь. В современной психотерапии сходного расширенного понимания сновидения придерживается процессуальная психотерапия.
Большой интерес представляет исследование Т. А. Молдановой посвященное исследованию роли сновидений в жизни ханты. Это исследование интересно, прежде всего тем, что автор сама принадлежит хантыйской традиции и практикует работу аутентичную для хантов работу со сновидениями21
Хочется подробнее остановится на основных моментах этого исследования. Хантыйское слово вэлум («сновидение») связано со словом вэлты («жить») и буквально переводится как «прожитое», т.е. видения во сне – это прожитая жизнь. В традиционной культуре сновидения обязательно рассказывались другим людям. Если сон был тревожный, с негативным оттенком, то для нейтрализации его воздействия нужно было рассказать этот сон людям старшего возраста, и чем больше разница в возрасте, тем лучше. Необходимость передачи плохого сна от младшего к старшему в народе объяснялось тем, что иначе сон может «сбыться» (йусты) для другого члена данной группы. Согласно распространенным представлениям хантов, мир сновидений – это иной, потусторонний, но вполне реальный мир, в который может попасть одна из «душ» человека (ис) в том или ином облике (ис хур). По традиционным понятиям, у мужчин пять «душ», у женщин – четыре. Наряду с этим считается, что некоторые персонажи и предметы сновидений – чаще всего это ис хур умерших или живых людей – сами могут являться к человеку и воздействовать на другую «душу».
Сновидения делятся на три категории: простые, прямые и сбывающиеся (или истинные) сновидения. Простые сны ничего не значат. Отличительная особенность простых снов в том, что они неэмоциональны, вспоминаются фрагментарно и быстро забываются. При прямом сновидении душа уходит в будущее, но не в иной мир, все увиденное соответствует земной реальности. Так, например, сновидица видит мужчину в белом халате, который подводит ее к столу, на котором лежит кто-то накрытый белой простыней. Когда ей сообщили о смерти матери, в больнице ее встретил доктор, которого она видела во сне, обстановка вокруг была точно такой же, как ей приснилось. Истинные сновидения требуют толкования. Толкования основываются на расшифровке символов сновидения. Интерпретация образов передавалась в устной форме у хантыйского народа. Наконец четвертая категория снов – истинные сновидения снятся только особым людям, а образы сновидения являются божествами высокого ранга. Особые люди – это «понимающие сновидения» и «делающие сновидения». Понимающие – это те, кому с детства снились яркие, эмоциональные сны. Полагают, что они имеют щарт – шаманское дарование. «Делающие сны» – люди которые исследуют собственные сновидения. К ним обращаются люди с просьбой увидеть определенный сон, дающий ответ на тот или иной вопрос. Есть также те, кому часто снятся истинные сны, причем они могут быть не в состоянии истолковать сновидение и вынуждены обращаться к толкователям.
Тибетские сновидческие практики
Тензин Вангьял Ринпоче – лама тибетской традиции Бон знакомит своих западных последователей с тибетской традицией работы со сновидениями22.
Эта традиция весьма близка к буддизму и учит об иллюзорности бытия человека в этом мире. А раз бытие человека вообще во многом иллюзорно, сон не менее реален, чем состояние бодрствования.
Для того, чтобы понять, что такое сновидение, следует обратиться к учению о неведении (маригпа). Неведение – ошибочное восприятие мира, разделяющее единое бытие на то и это, правильное и неправильное, удовольствие и страдание. Культурные табу и философско-религиозные диспуты являются следствием неведения. Следствием неведения являются эмоции, которые можно назвать отрицательными, т. е. такие, которые порождены разрывом между желаемым (стремлением к удовольствию или избеганием боли) и действительным. Поступки, совершаемые под влиянием этих эмоций, называются кармическими следами. Кармические следы оказывают влияние на наше будущее. Автор книги «Тибетская йога сновидений» приводит пример кармических следов на грубом уровне, хотя та же самая динамика действует даже на самых тонких и скрытых уровнях переживаний. Человек вырос в доме, где постоянно ссорятся. Проходит тридцать или сорок лет с тех пор, как он покинул дом, и вот однажды, проходя по улице, он слышит, как люди бранятся. Этой же ночью ему снится сон, в котором он ссорится с женой. Проснувшись утром, он расстроен и замкнут. Жена замечает это и реагирует на его настроение, что раздражает его еще больше. Последовательность этих переживаний дает нам некоторое представление о кармических следах. В детстве этот человек реагировал на домашние ссоры страхом, злостью и обидой. Он ощущал отвращение к ссорам, что было вполне нормальной реакцией, и это отвращение оставило след в его сознании. По прошествии десятилетий он проходит по улице и слышит перебранку – это вторичная причина, которая стимулировала старый кармический след, который ночью проявился в сновидении.
Тибетская традиция работы со сновидениями ставит своей задачей освобождение негативных эмоций, что ведет к переработке кармических следов. Практика работы с кармическими следами подразумевает осознанность во время сновидения («это сон») и осознавание, что жизнь в состоянии бодрствования тоже, по сути, является сном. По сути – это сны-проекции сознания сновидца.
Кармическими следами обусловлены обычные, «сансарные» сновидения. Смысл, который мы обнаруживаем в этих снах – это тот смысл, который мы на них переносим: он вкладывается спящим, а не является неотъемлемым свойством сновидения.
По мере развития осознавания, появляются более отчетливые и запоминающиеся сны – так называемые «сны ясности». В таких снах появляется ощущение, что ты что-то нашел, поскольку часть переживаний этого сна приходит из «сознания, скрытого под уровнем привычного Я». Владеющие йогой сновидений и продвинувшиеся далеко на этом пути видят Сны Ясного Света – это особое состояние сознания, лишенное двойственности.
Сны могут использоваться сами по себе в качестве духовной практики. Они могут давать переживания, побуждающие того, кто их видит, избрать духовный путь. Они могут помочь определить, привильно ли выполняется та или иная духовная практика (это часто происходит при посредничестве наставника). Работа со сновидениями помогает исцелять душевные раны и энергетические заторы в организме.
Христианская традиция
Тема сновидений занимает свое важное место в христианской традиции. Священные христианские тексты содержат описания удивительных сновидений. Крайне интересен сон Мардохея, описанный в книге Есфирь:
«Во второй год царствования Артаксеркса великого, в первый день месяца Нисана, сон видел Мардохей, сын Иаиров, Семеев, Кисеев, из колена Вениаминова, Иудеянин, живший в городе Сузах, человек великий, служивший при царском дворце. Он был из пленников, которых Навуходоносор, царь Вавилонский, взял в плен из Иерусалима с Иехониею, царем Иудейским. Сон же его такой: вот ужасный шум, гром и землетрясение и смятение на земле; и вот, вышли два больших змея, готовые драться друг с другом; и велик был вой их, и по вою их все народы приготовились к войне, чтобы поразить народ праведных; и вот – день тьмы и мрака, скорбь и стеснение, страдание и смятение великое на земле; и смутился весь народ праведных, опасаясь бед себе, и приготовились они погибнуть и стали взывать к Господу; от вопля их произошла, как бы от малого источника, великая река с множеством воды; и воссиял свет и солнце, и вознеслись смиренные и истребили тщеславных» (Есф. 1, 1)
Мардохей, осознав пророческое значение сновидения, целый день «содержал этот сон в сердце и желал уразуметь его во всех частях его». Он неожиданно узнает о заговоре против царя. При чтении текста определенно чувствуется связь между сном и раскрытием заговора. Царь приближает Мардохея и начинается череда событий, символически открытая Мардохею во сне. После того, как все события произошли, Мардохей сам толкует свой сон: «И сказал Мардохей: от Бога было это, ибо я вспомнил сон, который я видел о сих событиях; не осталось в нем ничего неисполнившимся. Малый источник сделался рекою, и был свет и солнце и множество воды: эта река есть Есфирь, которую взял себе в жену царь и сделал царицею. А два змея – это я и Аман; народы – это собравшиеся истребить имя Иудеев; а народ мой – это Израильтяне, воззвавшие к Богу и спасенные» (Есф 10, 3).
Авраам видел пророческие сны (Быт. 15, 12—16). Иссак видел сон, который согласно общепринятому толкованию пророчески изображает события, связанные с пришествием Спасителя в этот мир (Быт. 28, 10—16). Многие события в жизни Иосифа были тесно связаны со сновидениями и их толкованиями. Вопреки распространенному в современной христианской среде мнению, судьбоносные для людей и даже народов сны снились не только святым людям: Бог открывает во сне царю Авимелеху, что Сара – жена Аврама (Быт. 20), сбывающиеся сновидения снятся египетскому фараону и его чиновникам (Быт. 40, Быт 41).
Новый Завет тоже рассказывает о сновидениях. Четыре сна, снившиеся разным людям, относятся к рождению Спасителя (Мф, 1, Мф. 2). Еще упоминается сон, снившийся жене Пилата (Мф. 27, 19). Четыре сна описаны в Деяниях Апостолов (XVI, 9; XVIII, 9; XXIII, 11; XXVII, 23), и принадлежат они святому апостолу Павлу.
Исследуя историю христианства мы многократно наталкиваемся на истории, связанные со сновидениями. Ориген в своем трактате «Против Цельса» говорит, что знает много случаев когда увиденное сновидение приводило человека к христианской вере. Важные сны снились христианским мученикам. Матери блаженного Августина снится будущее обращение в христианство ее сына, да и само обращение Августина связано с его сонным видением23. Святому Константину Великому перед решающей битвой снится сон, в котором он – тогда еще язычник – видит образ христианского креста. Проснувшись, он велит сделать изображения креста на оружии его войска – и побеждает. Преподобному Петру Афонскому явилась Богородица, открыв будущее значение Афона для монашеской жизни. Иоанн Кронштадский видит во сне собор в Кронштадте, в котором ему предстояло служить – это помогает ему определиться на его жизненном пути.
Отношение к сновидениям в христианской аскетической традиции наиболее полно изложено в Добротолюбии, поучениях Никиты Стифата и Диадоха Фотикийского. Во-первых, по сновидениям можно лучше понять состояние души человека. Так, например, человеку сластолюбивому и любящему вещи будут сниться денежные прибытки, получение каких-то ценный вещей, женские лица и страстные объятия.
Напротив, боголюбивому сны могут возвещать будущее или Божественные откровения24
Далее, прп. Никита описывает три вида сновидений. Не запечатлевающиеся в душе, быстро забывающиеся, хаотичные сны называются мечтаниями. Они бесполезны, достойны презрения и часто снятся страстным, с неочищенной душой людям. Сны-видения состоят из отчетливых хорошо запоминающихся на многие годы, образов. Несут в себе знания о будущем или созерцание каких-либо вещей, приносящие душе пользу. Они снятся, как правило, людям, очищающим свой ум и чувства и являются для них драгоценными. Наконец, откровения – видение наиважнейших вещей и откровение Божественных тайн. Они снятся святым людям и могут иметь ценность для многих людей, народов и т. д25.
Наконец, не у всех сновидения бывают истинны, а только у тех, у кого ум очищен и чувства просветлены26 Образы сна, который посылается от Бога, «не изменяются из одного образа в другой, не наводят страха, не возбуждают смеха, или внезапного опечаления, но приступают к душе со всею тихостью, и преисполняют ее духовного радования», в то время как образы бесовских мечтаний непостоянны, переменчивы, при этом демоны в этих непостоянных образах громко и шумливо говорят, принимая часто вид воинов, многое обещают, или запугивают. Хотя этот способ различения снов верен, лучше не обращать много внимания на сновидения, потому что есть опасность обмануться и принять ложное видение за истинное27
Недоверие к снам в монашеской традиции – часть общей практики очень осторожного отношения к откровениям, видениям, озарениям и т. д. Суть христианской практики в очищении сердца от страстей28. Чистые сердцем обретают иной способ созерцания, который и является целью христианского подвижничества, но все, что написано о снах и их различении, верно.
Сны, как пишет Никита Стифат снятся людям, которые ведут монашеский образ жизни, «как правило», но Церковная традиция сохранила истории о важных сновидениях, которые снились людям, которые не проходили строгого монашеского подвига очищения сердца и ума. Десятилетняя девочка видит сон о том месте, где обретут – по ее указаниям – знаменитую Казанскую Икону Божией Матери. Преподобный Иов Почаевский после смерти является киевскому митрополиту Дионисию Балабану, известному церковному деятелю, но не причисленному к святым. Схиигумен Иероним (Верендякин) рассказывал автору этих срок о сне, призвавшем его к священству, но сон ему снился, когда он работал в колхозе, т. е. до того времени, когда он принял на себя монашеские обеты. Современный святой – христианский сербский автор святитель Николай Велимирович – описывает случаи важных снов, которые снились простым христианам: «Нередко Господь Бог во сне дает людям сигнал не делать того, что они задумали… Некоторым богобоязненным женам, страдающим от бесплодия, которые усердно молили Бога даровать им дитя, были даны во сне сигналы, что молитвы их услышаны… Не так уж редко случается, что кому-то во сне дается знак, что смерть близка… Примеры снов-сигналов многочисленны и в наши дни»29
Кроме того, в современной православной традиции считается, что если снится недавно умерший родственник, это указание сновидцу усилить за него молитвы.
Онейропрактика
Этого небольшого историко-культурного экскурса, думаю, достаточно, чтобы понять – работа со сновидениями является составной частью человеческой культуры в целом. Сновидения использовались для понимания человеком самого себя, других людей и окружающего мира. Причем результаты работы со сновидениями могли оказывать значительное влияние на жизнь и деятельность людей и человеческих сообществ. Для обозначения работы над сновидениями уместно ввести специальный термин – онейропрактика. Онейропрактика существовала задолго до появления научной психологии и, по сути, является самостоятельной гуманитарной дисциплиной с уходящей в глубину веков традицией. В разные эпохи онейропрактикой занимались люди разных сословий и профессий (шаманы, врачи, религиозные служители, толкователи снов). На данный момент важное значение имеет психологическая онейропрактика, в которой специалист, подготовленный в области психотерапии вместе с клиентом занимается работой над его сновидениями. Можно сказать, что эта работа посвящена психологической онейропрактике.
Конец ознакомительного фрагмента.