Вы здесь

Пол Пот. Камбоджа – империя на костях?. Темень ревизионизма (Олег Самородний, 2014)

Темень ревизионизма

Лидеры движения Кхмер Иссарак и партии Прочиечун воспринимали Советский Союз как оплот борьбы порабощенных народов с колониализмом и империализмом. В газетах Прочиечун в качестве примера для подражания нередко приводились русские большевики.

Тем не менее, не обнаружено никаких данных, указывающих на межпартийные связи между КПСС и Прочиечун, которая в советских изданиях никогда не фигурировала среди братских партий. Интерес руководителей Прочиечун к СССР не успел воплотиться в практическое сотрудничество, несмотря на благоприятные предпосылки.

В 1956 году на ХХ съезде КПСС Никита Хрущев развенчал культ личности Сталина. Руководство Прочиечун поддержало это решение, полагаясь на «мудрость и опыт новых руководителей КПСС». В 1959 году члены Прочиечун штудировали декларацию Московской международной конференции коммунистических и рабочих партий, в которой был обнародован тезис о мирном сосуществовании социализма с капитализмом. Прочиечун начала дрейф в сторону признания новой международной доктрины КПСС о мирном соревновании двух общественно-политических систем.

Это намерение шло вразрез с позицией и Ханоя, и Пекина. Ни Коммунистическая партия Китая, ни Партия трудящихся Вьетнама не признавали ревизионистские концепции Хрущева. Китайцы и вьетнамцы полагали, что хрущевская ревизия марксизма-ленинизма-сталинизма нанесла непоправимый ущерб борьбе народов Азии, Африки и Латинской Америки за национальную независимость и социализм.

Однако лидеры Прочиечун собирались использовать хрущевские нововведения в марксистско-ленинскую теорию для прорыва изоляции на внутриполитической арене Камбоджи и ухода из-под пресса полицейских репрессий. Руководители Прочиечун объявили об отсутствии классового разделения в камбоджийском обществе и в 1961 году начали разрабатывать новую, просоветскую партийную программу, с которой готовились участвовать в очередных парламентских выборах в июне 1962 года. Но эти планы остались неосуществленными из-за арестов в январе 1962 года лидеров Прочиечун по обвинениям в шпионаже в пользу Вьетнама.

СССР и социалистические страны Восточной Европы вызывали огромный интерес у членов марксистского кружка кхмерских студентов во Франции, время учебы которых в Париже совпало с последними годами жизни Сталина и апофеозом его культа личности. Французская коммунистическая партия по своей идеологии и методам партийной деятельности считалась самой сталинистской вне пределов Восточной Европы. Например, в 1952 году французские коммунисты осудили известных членов партии за отклонение от политической линии ФКП, проведя мини-чистку и доложив Сталину об очищении партийных рядов от уклонистов. Безусловно, это чисто сталинистское мероприятие произвело на молодых кхмерских марксистов сильный эффект.

В начале 1950-х годов Пол Пот опубликовал во французских левых изданиях ряд статей, в которых особо выделял заслуги партийного вождя Венгрии того времени Матьяша Ракоши, одобрял методы советской коллективизации сельского хозяйства. Пол Пот восторгался Октябрьской революцией под руководством Ленина и Сталина. Его особенно восхищало, что в России «монархия исчезла без следа, а советская демократия стала доктриной, за которой последовали люди повсюду в мире, поскольку это несравнимо и столь же прекрасно как алмаз». Пол Пот внимательно изучал труды Сталина, из которых он почерпнул представления о конспиративном характере деятельности компартии, исключительности роли вождя, стоящего над обычными людьми, и послереволюционном обострении классовой борьбы.

Среди радикалов марксистского кружка увлечение Сталиным носило поголовный характер. Например, Йенг Сари восхищался методами контроля Сталина за организационной структурой компартии и советского государства. Свои впечатления Йенг Сари изложил в статье «Сталинский гуманизм», опубликованной в апреле 1953 года во французском коммунистическом журнале «Демокраси Нувель» («Новая демократия»).

Летом 1951 года Йенг Сари, Ху Юн, Тхиун Мум и Тхиун Прасит посетили Германскую Демократическую Республику. Делегация марксистской группы кхмерских студентов во Франции прибыла в Восточный Берлин для участия в фестивале молодежи и студентов, собравшем более ста тысяч участников со всего мира. Экзальтированная атмосфера массового праздника произвела на молодых кхмерских марксистов ошеломляющее впечатление. В Париж они вернулись воодушевленные причастностью к революционному делу вселенского размаха. Не исключено, что в июне 1955 года Тхиун Мум и Йенг Сари встречались с советскими представителями на Всемирном конгрессе мира, проходившем в столице Финляндии Хельсинки.

Однако с 1956 года началось разочарование в СССР. Пол Пот и его команда не поняли и не восприняли разоблачения культа личности Сталина. Их раздражала повсеместная критика сталинизма. Появились идеологические расхождения с КПСС. Как следствие, Пол Пот с товарищами критически воспринимали и внешнеполитическую деятельность Советского Союза.

Формированию критического отношения к гегемонии КПСС в международном коммунистическом и национально-освободительном движении также способствовало знакомство с практикой социалистического строительства в Югославии. Еще в середине 1940-х годов кхмерские студенты во Франции контактировали с представителями югославской молодежной коммунистической организации. Для членов парижского марксистского кружка притягательность Югославии заключалась в независимости и национализме югославских коммунистов, руководимых легендарным и несколько мистическим вождем – Иосипом Броз Тито. Уже тогда Пол Пот разглядел в югославском революционном опыте образцы для подражания. Социалистическая революция в Югославии победила в результате героической борьбы против иноземной оккупации, которую вела партизанская, по сути, крестьянская армия во главе с харизматическим лидером.

В 1950 году, во время летних каникул, Пол Пот более месяца провел в Югославии, работая в международном студенческом строительном отряде, который строил общежитие и автостраду в Загребе. В то время посещение Югославии, разорвавшей все отношения с СССР, воспринималось как политический демарш. Вояж Пол Пота в Югославию произвел на него потрясающее впечатление. Возвращаясь во Францию, кхмерские студенты направили властям Югославии письмо с выражением глубокого восхищения югославским социализмом: «Югославия напоминает огромную строительную площадку, где строятся фабрики, автомобильные и железные дороги, гидроэлектростанции. Эти усилия являются еще более замечательными, потому что сила и вера людей, объединенных вокруг своих лидеров, позволяют им последовательно достигать побед, зная, что это является залогом национальной независимости».

Вернувшись в Париж, Пол Пот включился в дискуссии, полыхавшие тогда вокруг Югославии. Он не соглашался с советскими обвинениями Тито в мелкобуржуазном национализме и антисоветизме из-за того, что югославский лидер отказался признать верховенство СССР над Югославией. Пол Пот склонялся к тому, что Тито строит социализм «с храбростью и зрелостью духа, возможно, уникальными в мире». В политико-идеологическом конфликте между Югославией и СССР радикально настроенные члены парижского марксистского кружка встали на сторону Югославии.

Умеренные кружковцы – Кхиеу Самфан, Ху Юн, Ху Ним – чуть дольше сохраняли пиетет в отношении СССР. Так, руководимой Кхиеу Самфаном газете «Обсерватор» были присущи тональности мирного сосуществования социализма и капитализма с воспеванием достижений социалистического строительства в СССР. Однако вскоре и умеренные приняли более критический тон.

В 1959 году, по приглашению Союза журналистов СССР, в составе делегации камбоджийских журналистов, Ху Ним посетил СССР, Польшу, Чехословакию и ГДР. Реалии социалистических стран Восточной Европы ему не понравились. Возвратившись в Камбоджу, Ху Ним публично и достаточно резко осудил в прессе ревизионистскую политику Москвы. Даже Сианук обвинил Ху Нима его в безосновательных нападках на СССР.

В 1960-е годы Ху Ним и его соратники неоднократно наведывались в Прагу. В столице Чехословакии находился центр по координации молодежного коммунистического движения в Европе, под влияние которого попали практически все организации кхмерских студентов в европейских странах. Ху Ним опасался, что кхмерские студенты заразятся вирусами советского ревизионизма, и старался помешать этому.

У лидеров легальной левой оппозиции не складывались отношения и с Югославией. Это объяснялось тем, что Сианук очень близко сошелся с Тито и политически, и чисто по-человечески. Они оба оказались среди учредителей Движения неприсоединения, объединившего большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки, которые в условиях военно-политического соперничества между капиталистическим Западом и социалистическим Востоком заняли нейтральную позицию невмешательства в холодную войну. Движение неприсоединения оспаривало лидерство в «третьем мире» у Китая, поэтому китайцы жестко критиковали внешнюю политику Югославии, одного из столпов Движения неприсоединения. Поскольку Ху Ним, Ху Юн и Кхиеу Самфан симпатизировали Китаю, то к лидерам Движения неприсоединения, в том числе и к Тито, относились с предубеждением.

В 1961 году Ху Ним в качестве заместителя председателя Национального собрания Камбоджи участвовал в работе третьей конференции на высшем уровне Движения неприсоединения, проходившей в столице Югославии Белграде. Надо сказать, что концепция неприсоединения ему приглянулась. Но после того как отношения между Сиануком и левой оппозицией в конце 1960-х годов окончательно испортились, Ху Ним, Ху Юн и Кхиеу Самфан перешли к публичной критике друга Сианука – югославского лидера Тито. Накануне приезда Иосипа Броз Тито в Камбоджу в 1968 году левая оппозиция распространяла в Пномпене листовки антититовского содержания. Сианук обвинил левых оппозиционеров в подготовке покушения на Тито, сославшись на арест четырех китайцев – участников заговора с целью убийства президента Югославии.

КПСС не имела контактов с нелегальной Коммунистической партией Кампучии (ПКК). Международный отдел ЦК КПСС развивал межпартийное сотрудничество с легальными партиями социалистической ориентации. Связи со всевозможными подпольными революционными группировками в зарубежных странах находились в ведении Службы внешней разведки КГБ СССР.

В 1959 году Пол Пот решил «попросить взаймы денег у советского посла» в Камбодже. Столь деликатную миссию поручили жене Йенг Сари – Йенг Тхирит, которая в то время возглавляла частный английский колледж в Пномпене. Несмотря на смехотворность запрашиваемой суммы, Йенг Тхирит получила отказ. Правда, в 1960 году советские представители передали коммунистическим подпольщикам небольшое количество оборудования военного назначения. Но этого было мало. На контакт с советскими дипломатами пошел сам Пол Пот.

Встреча третьего секретаря посольства СССР в Камбодже с Пол Потом состоялась в Пномпене в августе 1965 года. Пол Пот просил деньги и оружие. Максимум, на что соглашался советский представитель, – прислать лекторов для чтения лекций о социально-экономических проблемах Камбоджи. Провал встречи с Пол Потом не вызвал в Москве особого сожаления. В то время Пол Пот возглавлял малочисленную компартию с минимальными шансами на приход к власти. Судя по всему, советские разведчики не получили добро на разработку Пол Пота.

Москву явно настораживала поступавшая в посольство СССР информация о том, что подпольная кхмерская компартия «готовит массы к вооруженному восстанию с целью свержения феодального и реакционного правительства Камбоджи». Советские дипломаты собирали по Пномпеню листовки следующего содержания: «Революция победит. Мы должны действовать как русские большевики во времена Ленина». Руководство СССР опасалось, что если контакты с ПКК всплывут наружу, то это испортит дружеские межгосударственные отношения между Советским Союзом и королевской Камбоджей.

Москве импонировала идеологическая подоплека режима Сианука – буддийский социализм. Правда, сиануковский социализм считался ненаучным. Но СССР симпатизировал всем странам, лидеры которых строили социализмы: буддийский, арабский, африканский… Кроме того, советское руководство осознавало выгодность внешнеполитического нейтралитета Камбоджи для Демократической Республики Вьетнам, ближайшего союзника СССР в Юго-Восточной Азии. Советский Союз и ДРВ всеми силами старались не спугнуть камбоджийский нейтралитет и не подтолкнуть Сианука к сближению с США. Поэтому Москва и не пошла на контакт с левыми радикалами во главе с Пол Потом.

Более того, в конце 1960-х годов во время боевых акций отрядов ПКК Советский Союз поддержал королевское правительство Камбоджи в его действиях по подавлению коммунистического восстания. В одном из своих выступлений Сианук сказал: «Председатель Совета министров СССР Алексей Косыгин объявил, что он официально поддерживает нашу Камбоджу. <…> Россия предложила оказать нам дополнительную военную помощь для борьбы с «красными кхмерами». В 1968 году Советский Союз предоставил правительству Камбоджи военную помощь на сумму в 5,8 миллиона долларов.

В 1965 году Пол Пот переориентировался на Пекин. Поэтому естественно, что в жестком политико-идеологическом противоборстве между СССР и Китайской Народной Республикой ПКК приняла китайскую сторону. После подавления вооруженных выступлений ПКК в 1968 году, в том числе и с советской помощью, во внутрипартийных документах кхмерской компартии советский ревизионизм стал подвергаться беспощадной критике, а Советский Союз рассматриваться как враг.

В 1960-е годы перед посольством СССР в Пномпене была поставлена задача по реанимации в Камбодже легальной прокоммунистической партии. С этой целью в 1964 году сотрудники советского посольства общались с Пен Ютхом, бывшим членом руководства партии Прочиечун. На парламентских выборах 1955 года Пен Ютх получил наибольшее количество голосов избирателей среди кандидатов Прочиечун, но после этого отошел в тень, работая преподавателем в одном из частных лицеев.

Члены для легальной просоветской партии вербовались среди кхмеров-слушателей курсов по изучению русского языка, которые были организованы по всей Камбодже. В роли пропагандистов использовались советские преподаватели и переводчики, работавшие в Высшем техническом институте кхмеро-советской дружбы и в других учебных заведениях страны. Руководящие кадры для новой партии планировалось черпать из среды кхмерских студентов, обучавшихся за рубежом.

В 1960-е годы Союз кхмерских студентов во Франции находился под советским влиянием и акцептировал лидерство СССР в коммунистическом мире. На студенческих собраниях штудировались документы КПСС, анализировавшие положение в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. В 1963 и 1964 годах Союз направлял письма в ЦК КПСС с выражением поддержки советской позиции в разногласиях с Китаем. В 1962 году Союз кхмерских студентов вступил в Международный союз студентов, который находился под патронажем Москвы. Делегации кхмерских студентов из Франции участвовали в конференциях, конгрессах и других мероприятиях Международного союза студентов в Москве, Ленинграде, Праге, Варшаве и Хельсинки.

Москва тоже была центром политической активности кхмерского студенчества в Восточной Европе, что не осталось без внимания властей Камбоджи. В сентябре 1968 года правительственный журнал «Сонгкум» подверг критике членов советского Союза камбоджийских студентов: «Они нападают на нашу политическую систему, выдвигают лозунги, участвуют в демонстрациях.

Они даже выпустили два тайных бюллетеня, которые распространяют в СССР, во Франции и даже в Камбодже. … Их храбрость не велика – они осторожны и не подписываются своими настоящими именами».

Много кхмерских студентов обучалось в вузах Германской Демократической Республики. Кхмерские студенты в ГДР, объединенные в Союз кхмерской молодежи, активно сотрудничали с Союзом камбоджийских студентов в СССР. Вполне вероятно, что некоторые члены Союза кхмерской молодежи готовились спецслужбами ГДР для агентурной работы в рядах полпотовской Коммунистической партии Кампучии. Весьма примечательно, что первое публичное упоминание о «марксистско-ленинской партии, образованной в Камбодже в 1960 году», появилось 22 марта 1968 года в газете «Ноес Дойчланд», органе правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии.

Работа советского посольства по формированию в Камбодже легальной партии просоветской ориентации к концу 1960-х годов оставалась незавершенной.