Вы здесь

Пол Пот. Камбоджа – империя на костях?. Вьетнамский синдром (Олег Самородний, 2014)

Вьетнамский синдром

В 1954 году, в соответствии с решениями Женевской конференции, прокоммунистическое, национально-освободительное движение Кхмер Иссарак прекратило свое существование. Около тысячи иссараковцев вывезли в Демократическую Республику Вьетнам (ДРВ), где они сначала учились в Школе вьетнамско-кхмерской дружбы в Ханое, изучая вьетнамский язык и проходя военно-политическую подготовку.

Затем большинство иссараковцев продолжило обучение в политических, военных и гражданских учебных заведениях Северного Вьетнама. Некоторые из бывших руководителей Кхмер Иссарак назначались на административные посты в различных правительственных структурах ДРВ. Около сотни иссараковцев после окончания военных училищ получили офицерские звания и проходили службу во Вьетнамской народной армии или преподавали в военных училищах, рассказывая курсантам об условиях ведения партизанских действий в джунглях. Некоторые иссараковцы работали в международном отделе Партии трудящихся Вьетнама (ПТВ). Вьетнамцы формировали из бывших членов Кхмер Иссарак некое подобие «пятой колонны», которую, при благоприятных условиях, предполагалось использовать в Камбодже.

Осенью 1954 года часть иссараковцев, оставшихся в Камбодже, организовали легальную политическую партию Прочиечун («Народ»), которая внешне выглядела организацией общедемократической направленности. В то время в Камбодже в принципе не могла официально существовать коммунистическая партия, поскольку, по конституции Камбоджи, все граждане должны были быть преданными королю. А коммунистическая идеология по своей сути считалась враждебной монархии.

Прочиечун издавала четыре газеты: три – на кхмерском и одну – на французском языках. Осенью 1955 года партия приняла участие в выборах в Национальное собрание Камбоджи. За кандидатов Прочиечун проголосовало примерно 4 % избирателей. Итоги парламентских выборов 1958 года оказались еще более плачевными – менее 1 % голосов.

В общественной жизни Камбоджи Прочиечун оставалась политическим изгоем из-за своей провьетнамской ориентации. Поэтому ни для кого не стали сюрпризом события января 1962 года, когда по обвинению в шпионаже в пользу Вьетнама арестовали четырнадцать членов руководства Прочиечун во главе с генеральным секретарем ЦК партии Нон Суоном. Руководителям Прочиечун инкриминировался сбор данных о дислокации королевской армии в приграничных с Вьетнамом провинциях. Информация передавалась командованию Национального фронта освобождения Южного Вьетнама, который с декабря 1960 года вел вооруженную борьбу против южновьетнамского проамериканского режима с целью «постепенного перехода к мирному воссоединению Вьетнама». В мае 1962 года военный трибунал приговорил Нон Суона к смертной казни, которую глава государства Сианук заменил на пожизненное заключение.

Прочиечун фактически прекратила свою деятельность. А о ее лидере Нон Суоне долгие годы ничего не было известно. И лишь после прихода «красных кхмеров» к власти в 1975 году Нон Суон ненадолго вновь оказался на виду в качестве одного из руководителей внешнеторгового ведомства полпотовской Демократической Кампучии.

Репрессии королевского правительства против Прочиечун обусловливались кардинальным изменением ситуации в Индокитае. Противоборство между Демократической Республикой Вьетнам и Южным Вьетнамом переросло в вооруженный конфликт. К 1958 году правительство Республики Южного Вьетнама ликвидировало почти все коммунистические организации на юге Вьетнама. В мае 1959 года пленум ЦК Партии трудящихся Вьетнама, правившей в ДРВ, одобрил курс на вооруженное восстание в Южном Вьетнаме, а в сентябре 1959 года правительство ДРВ официально признало свою поддержку южновьетнамского повстанческого движения. Сианук опасался, что деятельность Прочиечун может втянуть нейтральную Камбоджу во внутривьетнамский конфликт.

В действительности Прочиечун прикрывала подпольную деятельность кхмерских коммунистов.

В соответствии с решением ЦК КПИК о создании в каждой из стран Индокитая (Вьетнам, Лаос, Камбоджа) отдельных коммунистических партий, 19 февраля 1951 года появилась Кхмерская народно-революционная партия (КНРП). В уставе КНРП указывалось: «Партия является народным авангардом, собирающим вместе все патриотические и прогрессивные силы камбоджийского населения». Официально вьетнамские коммунисты объясняли разделение КПИК на три партии разницей в уровнях экономического, политического, культурного и социального развития трех стран Индокитая. Это, в свою очередь, ставило перед коммунистами каждой из стран различные задачи. Так, цель революции во Вьетнаме состояла в «укреплении народно-демократического режима и переходе к построению социализма». А революционные силы Камбоджи должны были бороться за «установление антиимпериалистического правительства с целью достижения народной демократии».

В 1954 году в КНРП насчитывалось четыре тысячи членов, из которых одну тысячу составляли кхмеры и три тысячи – вьетнамцы, постоянно проживавшие в Камбодже. Сельский комитет КНРП возглавлял Сиеу Хенг, а городской – Ту Самут. Председатель КНРП Сон Нгок Минь находился в эмиграции в Ханое. Вьетнамские коммунисты полностью контролировали КНРП, на что прямо указывалось в документах Партии трудящихся Вьетнама: «Вьетнамская партия сохраняет за собой право проверять деятельность братской партии в Камбодже».

В конце 1950-х годов КНРП переживала кризис. Сиеу Хенг передал полиции документы, свидетельствовавшие о тесном сотрудничестве между КНРП и вьетнамцами. Это послужило основанием для массовых арестов среди кхмерских коммунистов, которые рассматривались как агенты Вьетнама.

К 1960 году в партии оставалось всего двести пятьдесят человек. Деятельность КНРП оказалась парализованной. Возрождение КНРП началось с приходом к руководству партией радикальной группы Пол Пота. Сам Пол Пот (вместе со своим братом Салот Чхаем) вступил в КНРП сразу после возвращения из Франции, в 1953 году.

28-30 сентября 1960 года в товарном вагоне на железнодорожной станции Пномпеня проходил второй съезд КНРП, который сформулировал главную задачу – «организационное и политическое укрепление партийных комитетов с целью повышения эффективности революционной работы». Высшим партийным органом стал центральный комитет. Генеральным секретарем ЦК КНРП избрали Ту Самута, а его заместителем – Нуон Чеа. Пол Пот и Йенг Сари вошли в состав ЦК партии. Пол Пот также возглавил комиссию ЦК КНРП, занимавшуюся проверкой и отбором кадров для парторганизаций всех уровней – от центрального аппарата до первичных ячеек. Кроме того, Пол Пот стал личным секретарем Ту Самута. К этому времени Пол Пот возглавлял партийную организацию Пномпеня. Делегаты съезда переименовали КНРП в Партию трудящихся Камбоджи по аналогии с Партией трудящихся Вьетнама.

В последующие годы продолжилось организационное укрепление партии. В 1961 году создается Организация кампучийских женщин во главе с Кхиеу Поннари (женой Пол Пота), а в 1962 году – Альянс молодежи Демократической Кампучии, что-то типа комсомола.

20 июля 1962 года бесследно исчез генсек Ту Самут. Позже появилась версия, что Ту Самута ликвидировали по инициативе Пол Пота, который стал исполнять его обязанности. 20–21 февраля 1963 года на очередном съезде Пол Пот избирается генеральным секретарем партии, которая в сентябре 1966 года опять переименовывается, на этот раз – в Коммунистическую партию Кампучии.

Коммунистической партии Кампучии (ПКК – аббревиатура с кхмерского языка, «Пак Комуёних Кампучие») были присущи коллективный способ принятия решений, конспиративный характер подбора и расстановки кадров, а также максимальная анонимность: рядовой член партии имел право знать не более десяти партийцев. ПКК создавалась как кадровая партия профессиональных революционеров. Организационная структура имела три уровня: центральный комитет, партийные ячейки профессиональных революционеров, относительно массовое движение. Существование ПКК было засекречено. Использовалось кодовое наименование партии – «Онгка» («Организация»). Законспирированные первичные ячейки ПКК насчитывали не более десяти членов, которые активно работали среди сочувствующих.

В начале 1960-х годов ЦК ПКК приступил к комплектованию военизированных формирований, которые обеспечивали безопасность руководящих партийных кадров, охраняли тайные базы и склады оружия в труднодоступных районах Камбоджи. ПКК издавала и нелегально распространяла газеты «Голос работников физического труда», «Красное знамя» и «Красный свет», журнал «Молодые прогрессисты», брошюры «Очерки о революции».

Представление о деятельности ПКК можно составить на основе учебных инструкций для партийных кадров: «Теоретические дискуссии и самокритика не должны затрагивать массы, ибо классовые враги тотчас воспользуются этим для порождения разногласий. <…> Поэтому кадровые работники должны осуществлять тщательное наблюдение и следить за тем, чтобы не было ни одного сомнения, даже самого маленького, в решениях организации, так как это будет играть на руку контрреволюционерам. Устранение контрреволюционеров и тех, кто является их объективными союзниками, должно быть немедленным. Руководители, которые представляют народ, должны действовать не только от своего имени, но и от имени организации для того, чтобы избежать обвинений в узурпации власти, которые могут быть использованы классовыми врагами и замаскированными контрреволюционерами. Организация представляет народ, Центральный Комитет представляет организацию. <…> Все решения ЦК не подлежат обсуждению. Мобилизация должна быть постоянной, именно мобилизация против классовых врагов оправдывает строгость в организации и системе принятия решений. Классовыми врагами не являются исключительно капиталисты. Ими могут быть также и те, кто попал под влияние буржуазной пропаганды, независимо от их социального происхождения. … Главное – действие. Поддержка масс необязательна на первом этапе революции, деятельное меньшинство может играть эффективную роль и убедить народ».

Сам Пол Пот выступал в роли теоретика революционного экстремизма. В его статьях 1950-60-х годов заметны следы серьезного чтения, довольно много ссылок на различные источники, можно проследить увлеченность классиками анархизма. Например, Пол Пот написал эссе, в котором человеческая тяга к оседлости и постоянству подвергалась резкому осуждению: «Все мы начинали свою историю с кочевой жизни, со случайных и непрочных связей. Нельзя создать по-настоящему ничего нового с людьми, у которых первая заповедь – вырыть себе нору и которые бoльшую часть энергии тратят на то, чтобы устроиться лучше и удобнее. Человек – это часть природы, он не должен идти против ее законов. У природы же нет такого закона, из которого следовало бы, что должно быть лучше».

Пол Пот четко представлял себе идеал кхмерского общества. Будущую Камбоджу он видел крестьянской страной, в которой искоренялось всякое иностранное влияние. Для этого необходимо ликвидировать города с их буржуазно-иностранными веяниями: «Освобождение кхмерского народа – это не только борьба патриотических сил против западных стран и их приспешников, это также борьба сельских масс против чужеродного явления – городов, которые символизируют угнетение, ростовщичество и коррупцию. <…> Наличие городов порождает неравенство».

В 1963 году Пол Пот и Йенг Сари ушли в джунгли жить среди племен, совершенно не адаптированных к современным условиям жизни. Позже Пол Пот говорил, что движение «красных кхмеров» «вышло из джунглей отдаленных регионов Камбоджи». Пол Пот подчеркивал, что выходцы из «лесных племен» становились его самыми преданными сторонниками.

В 1965 году Пол Пот впервые посетил Ханой, где встречался с генеральным секретарем ЦК ПТВ Ле Зуаном. Пол Пот договорился с руководителями ДРВ о направлении в школу партизанской войны под Ханоем боевиков из Камбоджи. В 1966 году спецслужбы ДРВ создали подразделение Р-36, в котором проходили военную подготовку бойцы вооруженных формирований ПКК, в основном кхмае-кром из Южного Вьетнама.

Однако в целом вьетнамцы довольно сдержанно восприняли революционный энтузиазм Пол Пота, поскольку для руководства ДРВ, ведшего изнуряющую войну с Южным Вьетнамом и США, благожелательный нейтралитет королевской Камбоджи имел важное стратегическое значение. Ханой опасался, что его открытая и активная поддержка радикальной ПКК могла подтолкнуть королевское правительство Камбоджи к союзу с США, что существенно затруднило бы для северовьетнамцев ведение боевых действий в Южном Вьетнаме.

Ле Зуан беспощадно раскритиковал революционную наивность Пол Пота и подарил ему книгу Ленина «Детская болезнь левизны в коммунизме». Глубоко оскорбленный Пол Пот затаил обиду на своего вьетнамского коллегу. Вьетнамский отчет о беседе Ле Зуана с Пол Потом заканчивался многозначительной фразой: «Пол Пот покинул встречу, не проронив ни слова». Но в тесном кругу соратников Пол Пот все же проговорился: «Мы должны полностью порвать с Вьетнамом».

В конце 1960-х годов между вьетнамскими и кхмерскими коммунистами вновь проявились серьезные противоречия. Вьетнамцы придерживались плана поэтапной социалистической революции в странах Индокитая: в первую очередь – во Вьетнаме, затем – в Лаосе и напоследок – в Камбодже. ПКК выступала за немедленную революцию в Камбодже.

Несмотря на возражения вьетнамцев, ведомая Пол Потом ПКК предприняла первую попытку самостоятельного вооруженного восстания. Поводом послужили волнения среди этнических меньшинств Камбоджи, начавшиеся в феврале 1967 года. «Лесные племена» проявляли недовольство политикой ассимиляции, проводившейся королевским правительством, которое старалось приобщить их к цивилизации. В марте 1967 года партийная конференция ПКК оценила обстановку как революционную ситуацию и одобрила курс на «вооруженное восстание против правящего класса Камбоджи».

Об этих планах ПКК вьетнамцы узнали только в октябре 1967 года, когда случайно перехватили письмо Пол Пота китайскому руководству, в котором говорилось о намерении кхмерских коммунистов развернуть в Камбодже народную войну. Такой оборот дела не на шутку встревожил вьетнамцев, которые потребовали от кхмеров отчета о своих действиях. Камбоджу посетили эмиссары ЦК ПТВ, которые тщетно пытались убедить Пол Пота отказаться от преждевременного восстания.

Как раз в это время Сианук, предвидя победу коммунистов во Вьетнаме и желая подстраховаться на будущее, разрешил поставки оружия из ДРВ в Южный Вьетнам через камбоджийскую территорию. Две трети всего оружия, проходившего в те годы через камбоджийский морской порт Сиануквиль, предназначались для коммунистических партизан Южного Вьетнама. На территории Камбоджи создавались склады, госпитали и тыловые базы южновьетнамских партизан. И в этих условиях Пол Пот затеял революцию, которая могла стать поводом для вторжения американских войск в Камбоджу. Это сделало бы невозможным проведение вьетнамскими соединениями крупномасштабных боевых операций в густонаселенных районах Южного Вьетнама.

Вьетнамцы взывали к благоразумию Пол Пота, который в ответ просил у них оружие для революции. Вьетнамцы ничего не дали. Тем не менее, весной 1968 года ЦК ПКК принял решение о начале вооруженного восстания. Хотя сил для этого явно недоставало. По данным ЦРУ США, партизанские отряды ПКК насчитывали всего от пяти до десяти тысяч бойцов, которые все же сумели провести боевые и террористические акции в одиннадцати из восемнадцати провинций Камбоджи. Но вскоре восстание стало выдыхаться.

Член постоянного бюро ЦК ПКК Keo Meaс отправился в Ханой в надежде добиться от северовьетнамцев поставок оружия с помощью бывшего руководителя Кхмер Иссарак Сон Нгок Миня, который однако отклонил обращение ЦК ПКК. На этой почве разгорелась ссора между посланцами ПКК и эмигрантами-иссараковцами. Кео Meaс обвинил Сон Нгок Миня в том, что тот «сидит в Ханое в полнейшей безопасности, в то время как преданная им партия находится на грани уничтожения». Такое поведение впоследствии очень дорого стоило иссараковцам.

Летом 1969 года камбоджийские правительственные войска окончательно подавили вооруженные выступления коммунистов.

В конце 1969 года делегация ПКК во главе с Пол Потом отправилась в Китай. По пути в Ханое Ле Зуан постарался по-отечески успокоить Пол Пота, который в грубой форме выразил несогласие с политикой Ханоя в Камбодже, после чего раздраженный и злой уехал в Пекин. С этого времени в секретных документах ЦК ПКК Северный Вьетнам характеризовался как ненадежный друг.