Вы здесь

Полный юридический справочник землевладельца (хозяина загородного дома, дачника и садовода). Глава 3. Мониторинг законодательства (Б. М. Бирюков, 2010)

Глава 3

Мониторинг законодательства

Поскольку, как уже неоднократно говорилось, законодательство в сфере землепользования меняется достаточно быстро, с момента выхода первого издания справочника произошли значительные изменения, не все из которых включены в основной текст. Поэтому автор счел возможным дать эту информацию отдельной главой. В ней содержатся аннотации федеральных нормативных актов и нормативных актов Московской области, принятых и вступивших в силу за последние два с половиной года.

Федеральные законы и указы Президента РФ

Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»

Согласно данному Закону объектами государственного кадастрового учета являются земельные участки, здания, сооружения, помещения, объекты незавершенного строительства. Леса и многолетние насаждения исключены из состава недвижимого имущества и, соответственно, объектами кадастровой деятельности не являются. Леса и водные объекты подлежат кадастровому учету только в случае, когда они расположены на земельных участках, подлежащих кадастровому учету. Положения данного Закона не применяются в отношении участков недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Основанием для проведения государственного кадастрового учета является заявление заинтересованного лица о кадастровом учете с приложением необходимых документов. Результатом проведения государственного кадастрового учета является присвоение объекту кадастрового номера, используемого при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также для определения налоговой базы.

Определен правовой статус кадастровых инженеров – лиц, уполномоченных осуществлять кадастровую деятельность, закреплено их право на создание некоммерческих объединений в целях обеспечения условий для их профессиональной деятельности (саморегулируемые организации в сфере кадастровой деятельности).

Федеральный закон вступил в силу с 1 марта 2008 г.

При этом утратил силу Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».


Федеральный закон от 21 декабря 2009 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Внесен ряд изменений в законы «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», «О государственном кадастре недвижимости» и в некоторые другие акты федерального законодательства. Все изменения направлены на повышение качества оказания услуг по государственной регистрации.

Поправки закрепляют возможность размещения обобщенной статистической информации из Единого государственного реестра прав (ЕГРП) на сайтах федеральных органа в области государственной регистрации и органа нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав, если это не нарушает права и законные интересы правообладателей.

Срок окончания переходного периода применения закона о государственном кадастре недвижимости предлагается перенести с 1 января 2010 г. на 1 января 2013 г.

Закон вступил в силу с 1 марта 2010 г., за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.


Федеральный закон от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»»

Принятый Федеральный закон направлен на приведение отдельных законодательных актов РФ в соответствие с вступившим с 1 марта 2008 г. в силу Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

Ряд вносимых изменений носит технический характер и касается унификации используемой терминологии. Так, понятия «кадастровый план земельного участка» и «поэтажные планы здания, сооружения» заменены на понятия «кадастровый паспорт земельного участка» и «кадастровый паспорт здания, сооружения или помещения».

Уточнены органы, осуществляющие ведение кадастрового учета, состав документов, необходимых для государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества, порядок ведения Единого государственного реестра прав, а также условия предоставления сведений о государственной регистрации прав и объектах недвижимого имущества. Установлено, что кадастровые планы, технические паспорта, иные документы, которые содержат описание объектов недвижимости и выданы до 1 марта 2008 г., признаются действительными и имеют равную юридическую силу с кадастровыми паспортами объектов недвижимости.

Скорректирован порядок предоставления земельных участков. Установлено, что вместо утверждения проекта границ земельного участка при его формировании должна утверждаться схема расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории.

Предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.


Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 302-ФЗ «О внесении изменения в статью 8 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве»»

Указанная статья изложена в новой редакции (см. приложение 2).


Федеральный закон от 30 октября 2009 г. № 239-ФЗ «О внесении изменения в статью 23 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»»

Указанная статья изложена в новой редакции (см. приложение 3). В частности, срок сохранения статуса юридического лица продлен еще на 3 года, то есть до 1 января 2013 г.


Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 174-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Продлен срок действия упрощенного порядка государственной регистрации права собственности на объект индивидуального жилищного строительства (так называемая дачная амнистия). Упрощенный порядок будет действовать до 1 марта 2015 г., а не до 1 января 2010 г., как это планировалось первоначально.

До 1 марта 2015 г. также продлены полномочия региональных органов власти по установлению предельных максимальных цен (тарифов, ставок и т. д.) на работы по проведению территориального землеустройства.


Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 297-ФЗ «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»»

Согласно Закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» договоры аренды земельных долей, полученных гражданами в собственность при приватизации сельскохозяйственных угодий, заключенные до его принятия, должны быть приведены в соответствие с данным Законом и требованиями ГК РФ. В противном случае к таким договорам будут применяться правила договоров доверительного управления имуществом.

Внесенными изменениями срок переоформления указанных договоров продлен еще на 2 года (напомним, что ранее эти договоры должны были быть переоформлены до 27 января 2009 г.).


Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»

Урегулированы отношения, связанные с доступом граждан, организаций, общественных объединений, органов государственной власти и местного самоуправления к информации о деятельности судов в Российской Федерации.

В частности, установлены основные принципы и способы обеспечения доступа к информации о деятельности судов, а также определены формы предоставления такой информации.

Доступ к информации о деятельности судов может обеспечиваться следующими способами:

♦ присутствием граждан в открытом судебном заседании;

♦ обнародованием (опубликованием) информации о деятельности судов в СМИ;

♦ размещением соответствующей информации в сети Интернет;

♦ размещением информации в помещениях судов;

♦ ознакомлением пользователей с информацией из архивных фондов;

♦ предоставлением пользователям информации по запросу.

При этом доступ к информации о деятельности судов ограничивается, если она отнесена к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну.

Доступ к информации обеспечивается судами, Судебным департаментом, органами Судебного департамента, органами судейского сообщества.

Значительное внимание уделено особенностям размещения информации в сети Интернет. Так, суды должны создать официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым может быть направлен запрос.

В сети Интернет должны размещаться общие сведения о суде; информация, связанная с рассмотрением дел; тексты проектов нормативных правовых актов, внесенных судами в законодательные (представительные) органы; данные судебной статистики; информация о кадровом обеспечении суда; информация о порядке и времени приема граждан; сведения о размещении госзаказов. В Сети также должны появляться сведения о находящихся в суде делах и тексты судебных актов (за некоторым исключением).

Кроме того, Законом определен порядок взаимодействия судов с редакциями СМИ.

Федеральный Закон вступает в силу с 1 июля 2010 г.


Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства»

Закон определяет задачи и функции Федерального фонда содействия развитию жилищного строительства (далее – Фонд), порядок его создания и деятельности. Основная задача Фонда – распределение под жилищное строительство земельных участков и находящихся на них объектов недвижимости, а также прав на заключение договоров аренды земельных участков через аукционы.

В Фонд будут переданы находящиеся в федеральной собственности земельные участки, в том числе с расположенными на них объектами недвижимости, которые не используются федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными государственными учреждениями.

Органам исполнительной власти субъектов РФ сроком на 3 года будут переданы полномочия Российской Федерации по управлению и распоряжению находящимися в федеральной собственности земельными участками и иной недвижимостью для целей жилищного строительства.

Управление Фондом будут осуществлять попечительский совет (высший орган управления Фонда), правление Фонда и генеральный директор Фонда. Фонд создается без ограничения срока его деятельности.

Последние изменения в Закон № 161-ФЗ были внесены Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. № 343-ФЗ. Изменения вступили в силу со дня официального опубликования Закона.


Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и статью 7 Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности»»

Закон определяет особенности управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью на землю до издания документов, указанных в Градостроительном кодексе РФ.

До 1 января 2012 г. продлен срок приобретения государственных и муниципальных земельных участков собственниками расположенных на них объектов недвижимости по ценам, устанавливаемым регионами.

Предусмотрено аналогичное продление срока переоформления юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся у них в постоянном (бессрочном) пользовании. До 1 января 2015 г. можно будет переоформить такие участки, на которых расположены линейные объекты.

Дата вступления в силу статьи КоАП РФ, устанавливающей ответственность за несвоевременное переоформление, перенесена с 1 января 2011 г. на 1 января 2013 г.

Закон вступил в силу со дня его официального опубликования.


Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. № З65-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»

Отдельные изменения касаются защиты прав юридических лиц и предпринимателей при проверках.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны представлять уведомления о начале отдельных видов предпринимательской деятельности, к числу которых отнесены также производство хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий, молока и молочной продукции, соковой, масложировой, мукомольной продукции, сахара, безалкогольных напитков.

Пересмотрен порядок формирования ежегодного сводного плана проверок бизнеса.

Регионам переданы отдельные полномочия Российской Федерации в области образования, культуры, охоты и сохранения охотничьих ресурсов, водных и лесных отношений, охраны здоровья граждан, регистрации актов гражданского состояния, содействия занятости населения.

Закреплено, что федеральные органы исполнительной власти принимают регламенты предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций в сфере переданных полномочий. Высшие должностные лица регионов вправе до принятия регламентов на федеральном уровне самостоятельно утверждать соответствующие регламенты.

Теперь в уставе муниципального образования можно установить следующее: полномочия муниципального представительного органа прекращаются досрочно, если нарушен срок издания акта, необходимого для реализации решения, принятого путем прямого волеизъявления граждан.

Внесены другие изменения, касающиеся полномочий органов государственной власти субъектов РФ и муниципальных органов.

Закон вступил в силу с 1 января 2010 г., за исключением отдельных положений.


Изменения, внесенные в КоАП РФ

Федеральными законами от 30 декабря 2008 г. № 309-ФЗ, от 3 декабря 2008 г. № 250-ФЗ, от 22 июля 2008 г. № 145-ФЗ, от 6 декабря 2007 г. № 333-ФЗ и от 24 июля 2009 г. № 209-ФЗ внесены изменения в ряд статей гл. 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования». В основном поправки сводятся к ужесточению наказаний и к увеличению административных штрафов.


Указ Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»

В соответствии с Указом Федеральная регистрационная служба переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. На нее возложена организация единой системы кадастрового учета недвижимости и регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также инфраструктуры пространственных данных РФ.

Федеральное агентство геодезии и картографии и Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости упразднены. Функции этих органов переданы Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии.

Указ вступил в силу с 1 марта 2009 г.

Постановления Правительства Российской Федерации

Постановление Правительства РФ от 1 июня 2009 г. № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии»

Указом Президента РФ от 25 декабря 2008 г. № 1847 Федеральная регистрационная служба была переименована в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (далее – Росреестр).

В постановлении определены полномочия и порядок организации деятельности новой службы. К компетенции Росреестра отнесено ведение ЕГРП, государственного кадастра недвижимости, государственного реестра кадастровых инженеров, единых государственных реестров саморегулируемых организаций оценщиков и арбитражных управляющих, сводного государственного реестра арбитражных управляющих и государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Росреестр наделен функциями по государственному земельному и геодезическому контролю, по проведению кадастровой оценки и мониторинга земель. Служба осуществляет лицензирование геодезической и картографической деятельности.

Служба находится в ведении Минэкономразвития РФ.


Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2008 г. № 1061 «Об утверждении Положения о контроле за проведением землеустройства»

Необходимость в утверждении нового Положения о контроле за проведением землеустройства обусловлена вступлением в действие с 1 марта 2008 г. Закона «О государственном кадастре недвижимости», принятием Закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и дальнейшим совершенствованием нормативной базы в данной области.

Проведение землеустройства теперь контролирует Роснедвижимость и его территориальные органы (ранее эта функция возлагалась на Росземкадастр). Контроль осуществляется в виде плановых и внеплановых (по заявлению заинтересованного лица) проверок до окончания работ по землеустройству и сдачи таких работ заказчику.

Если работы были завершены и сданы, проводится государственная экспертиза землеустроительной документации. В рамках контроля объект землеустройства может обследоваться на месте.

Прежний порядок осуществления контроля за проведением землеустройства признан утратившим силу.


Постановление Правительства РФ от 16 июля 2009 г. № 582 «Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации»

Установлены основные принципы определения платы за аренду земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В частности, размер арендной платы должен быть экономически обоснован, то есть соответствовать доходности участка с учетом категории земель и их разрешенного использования. Порядок расчета платы (в том числе основания пересмотра арендной платы) должен быть определен нормативным правовым актом соответствующего органа власти.

При переоформлении прав на земельные участки размер арендной платы не должен превышать более чем в два раза размер земельного налога в отношении таких участков. Для арендаторов, осуществляющих социально значимые виды деятельности, размер арендной платы не должен быть больше земельного налога.

Регламентирован порядок расчета и внесения арендной платы за участки, находящиеся в собственности Российской Федерации. Размер платы за аренду таких участков определяется Росимуществом. По общему правилу арендная плата рассчитывается в процентах от кадастровой стоимости участка. Размер процента зависит от категории земель и их разрешенного использования. При этом для лиц, имеющих льготы по уплате земельного налога, предусмотрен минимальный процент (0,01).

Предусмотрены повышенные ставки арендной платы для случаев «жилищного долгостроя»: если по истечении 3 лет со дня предоставления в аренду участка жилой дом (кроме индивидуальных домов) не сдан в эксплуатацию, плата устанавливается в размере не менее 2 ставок земельного налога.


Постановление Правительства РФ от 20 августа 2009 г. № 688 «Об утверждении Правил установления на местности границ объектов землеустройства»

Границы объектов землеустройства устанавливаются на местности по координатам характерных точек таких границ, сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости.

При установлении границ между субъектами РФ, границ муниципальных образований, населенных пунктов узловые точки таких границ и ближайшие к ним характерные точки закрепляются долговременными межевыми знаками, которые используются в качестве пунктов опорной межевой сети. Характерные точки, расположенные в границах земельных участков, закрепляются указанными знаками только при наличии сервитута.

Документы и материалы, полученные при установлении границ, включаются в землеустроительное дело. Один его экземпляр передается в государственный фонд данных, полученных в результате проведения землеустройства.

Типы межевых знаков и порядок их установки должны быть утверждены Минэкономразвития РФ до 1 января 2010 г.


Постановление Правительства РФ от 30 июля 2009 г. № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению»

Федеральным законом от 13 мая 2008 г. № 66-ФЗ скорректирован порядок предоставления земельных участков и проведения землеустроительных работ. Установлено, в частности, что вместо проекта границ земельного участка при его формировании должна утверждаться схема расположения участка на кадастровом плане (карте).

Данным постановлением утверждена форма карты (плана).

Для составления карты (плана) используются сведения государственного кадастра недвижимости, картографические материалы, данные дистанционного зондирования, а также измерения, полученные на местности. Карта (план) составляется лицом, имеющим право выполнять работы по землеустройству, в том числе кадастровым инженером.

Карта (план) состоит из двух частей: текстовой и графической. В текстовой части указываются сведения о заказчике и исполнителе землеустроительных работ, дата составления, данные о документах, на основании которых проводятся работы, местоположение, границы, площадь объекта.

В графической части карты (плана) приводится обзорная схема границ объекта землеустройства, отображаются границы объекта, административно-территориальных образований, природных объектов и (или) объектов искусственного происхождения, границы и кадастровые номера земельных участков, необходимые обозначения, используемые условные знаки, масштаб.


Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2009 г. № 98 «Об утверждении Правил осуществления контроля за применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы»

Применение территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, контролируется органом власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов.

В рамках контроля проводятся выездные проверки, а также проверки по месту нахождения органа регулирования (в том числе с привлечением независимых экспертов). Основание – приказ (распоряжение) органа регулирования.

По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, в котором указываются сведения о проверяемой организации, предмет проверки, перечень проведенных мероприятий и др. Один экземпляр акта направляется проверяемой организации, другой остается в органе регулирования.


Постановление Правительства РФ от 21 апреля 2009 г. № 334 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка технологического присоединения потребителей к электрическим сетям»

Уточнены правила технологического присоединения к электросетям. Они распространяются на устройства потребителей электроэнергии, объекты по ее производству, а также объекты электросетевого хозяйства, принадлежащие сетевым организациям и иным лицам.

Представляется важным выделить следующие изменения.

Для присоединения к электросетям не имеет значения наличие или отсутствие технической возможности. Заявка на присоединение энергопринимающих устройств направляется в ту сетевую организацию, которая расположена на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя.

Упрощен порядок технологического присоединения устройств, максимальная мощность которых составляет до 100 кВт включительно. Организации – собственники этих устройств, как и ранее, подают заявки в сетевую организацию.

Плата за технологическое присоединение вносится указанными лицами следующим образом:

♦ 15 % – в течение 15 дней с даты заключения договора;

♦ 30 % – в течение 60 дней с даты заключения договора, но не позже фактического присоединения;

♦ 45 % – в течение 15 дней с даты подписания сторонами необходимых актов;

♦ 10 % – в течение 15 дней с даты фактического присоединения.

Отдельные категории заявителей, устройства которых присоединены до 1 января 2009 г., вправе снизить объем присоединенной мощности собственных устройств с одновременным перераспределением объема присоединенной мощности в пользу иных владельцев.

Заинтересованное в перераспределении лицо вправе обратиться в сетевую организацию, к сетям которой присоединены устройства, за расчетом стоимости технологического присоединения посредством перераспределения присоединенной мощности по индивидуальному проекту.

Информация предоставляется за плату в размере, не превышающем 550 руб.


Постановление Правительства РФ от 24 февраля 2009 г. № 160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон»

В соответствии с ЗК РФ охранные зоны объектов электросетевого хозяйства и иных объектов электроэнергетики могут устанавливаться на землях любой категории.

Охранные зоны устанавливаются для всех объектов электросетевого хозяйства. При этом должны соблюдаться определенные требования (их перечень приведен в приложении к постановлению).

Границы охранной зоны в отношении отдельного объекта электросетевого хозяйства определяются сетевой организацией. Предварительно границы согласовываются с органом, осуществляющим технический контроль и надзор в электроэнергетике.

Охранные зоны маркируются специальными знаками.

В охранных зонах (в том числе в зонах, где размещены объекты электросетевого хозяйства до 1000 вольт и выше) запрещено осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства.

Работникам сетевых организаций предоставляется беспрепятственный доступ к объектам электросетевого хозяйства с целью устранения и предотвращения аварий.

Технический ремонт и обслуживание объектов, а также устранение аварий производятся после предварительного уведомления собственников земельных участков (автомобильных, железных дорог и т. д.).

Если охранные зоны расположены в лесных массивах и зеленых насаждениях, допускаются прокладка просек вдоль воздушных линий электропередачи и установка распределительных устройств; вырубка и опиловка деревьев и кустарников в пределах минимально допустимых расстояний до их крон, а также вырубка деревьев, угрожающих падением.

Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, а также Правила охраны электрических сетей напряжением до 1000 вольт признаны на территории РФ недействующими.

Приказы министерств и ведомств

Приказ Министерства экономического развития РФ от 24 ноября 2008 г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требованийк его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков»

Законом «О государственном кадастре недвижимости» в отношении земельных участков предусмотрено составление межевого плана. Межевой план составляется на основе кадастрового плана соответствующего земельного участка. В нем указываются сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, об образуемых земельных участках либо о части или частях земельного участка; новые сведения о земельных участках, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости. Ранее в орган кадастрового учета представлялись документы о межевании (описание, чертеж земельных участков, сведения о них и др.).

Межевой план состоит из текстовой и графической частей, которые делятся на обязательные разделы и разделы, включение которых зависит от вида кадастровых работ. Обязательными разделами являются: исходные данные; сведения о выполненных измерениях и расчетах; схема расположения земельных участков; чертеж земельных участков и их частей. В отдельных случаях в состав межевого плана включается заключение кадастрового инженера (если, например, ранее установленные границы земельных участков не соответствуют их фактическому местоположению; необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).

Межевой план составляется в виде одного или двух документов. Как один документ межевой план оформляется, если образуются один или несколько земельных участков в результате раздела, перераспределения, выдела доли; уточняются сведения о земельных участках и их границах. Если земельные участки образуются путем уточнения местоположения границы исходного земельного участка, составляются межевой план по уточнению местоположения границы земельного участка и межевой план по образованию земельных участков.

Для оформления межевого плана используются кадастровая выписка о земельном участке, кадастровый план территории, картографические материалы и землеустроительная документация, иные документы. В зависимости от оснований образования земельных участков к межевому плану прилагается пакет сопроводительной документации.

Требования к оформлению документов о межевании, утвержденные приказом Росземкадастра от 2 октября 2002 г. № П/327, признаны утратившими силу.

Приказ вступил в силу с 1 января 2009 г.


Приказ Федеральной службы по тарифам от 21 августа 2009 г. № 201-э/1 «Об утверждении Методических указаний по определениюразмера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям»

Утверждены новые методические указания по определению размера платы за технологическое присоединение к электросетям. Указания предназначены для использования ФСТ России, органами исполнительной власти субъектов РФ в области госрегулирования тарифов и лицами, обратившимися к сетевым организациям с заявками на присоединение.

Ранее действовавшие указания утратили силу.


Приказ Минюста РФ от 18 февраля 2008 г. № 32 «Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка»

Утверждены формы кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка. Указанные документы содержат сведения об объекте недвижимости, необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.


Приказ Минюста РФ от 19 марта 2008 г. № 66 «Об утверждении форм кадастровой выписки о земельном участке и кадастрового плана территории»

Кадастровая выписка об объекте недвижимости (в том числе о земельном участке) представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую запрашиваемые сведения об объекте недвижимости. Кадастровым планом территории является тематический план кадастрового квартала или иной указанной в соответствующем запросе территории в пределах кадастрового квартала, который составлен на картографической основе и на котором в графической и текстовой форме воспроизведены запрашиваемые сведения.


Приказ Минэкономразвития РФ от 3 ноября 2009 г. № 447 «Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества»

Утверждена новая форма декларации об объекте недвижимого имущества. Ранее в декларации выделялись следующие виды объектов: жилой дом с правом регистрации проживания, расположенный на дачном земельном участке; жилое строение без указанного права, расположенное на таком же участке; жилое строение без соответствующего права, расположенное на садовом земельном участке; хозяйственное строение или сооружение; индивидуальный гараж.

Теперь предусмотрено два вида объектов – здание (дом, гараж, иное) или сооружение.

В декларации не указываются данные о газоснабжении, отоплении и телефоне (ранее приводились).

Нормативные акты Московской области

Закон Московской области от 26 сентября 2009 г. № 109/2009-ОЗ «Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области, на 2010 год»

Утвержден базовый размер арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности субъекта РФ, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области.

Определены виды земельных участков, на которые установлен базовый размер арендной платы. В частности, базовый размер арендной платы за земельные участки в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), предоставленные гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства или занятые жилищным фондом, устанавливается со всей площади земельного участка в размере 3 % от базового размера арендной платы за земли населенных пунктов в границах городов и поселков городского типа (рабочих или дачных), но не менее 0,69 руб. за квадратный метр.

Закреплено, что за земельные участки, неиспользуемые или используемые не по целевому назначению, базовый размер арендной платы определяется в двукратном размере, который применяется со дня установления факта указанных нарушений.

Закон вступил в силу на следующий день после его официального опубликования.


Закон Московской области от 16 декабря 2008 г. № 205/2008-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О государственном административно-техническом надзоре и административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства, содержания объектов и производства работ на территории Московской области»»

Увеличены размеры штрафов, налагаемых на граждан, должностных и юридических лиц, за нарушение чистоты и порядка в местах общественного пользования, массового посещения и отдыха на территории Московской области: в пределах поселений, а также вне территории поселений, в том числе на участках лесного фонда, прибрежных участках водных объектов и иных местах.

Расширены полномочия старших государственных административно-технических инспекторов Московской области. Теперь они вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в случае совершения правонарушения, предусматривающего наказание в виде предупреждения, административного штрафа в размере до 200 000 руб. Ранее указанные должностные лица имели такое право, если сумма штрафа составляла до 100 000 руб.


Постановление правительства Московской области от 5 октября 2009 г. № 804/43 «О нормативной цене земельных участков в Московской области в 2010 году»

Установлена нормативная цена земельных участков, предоставленных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства и находящихся: в границах сельских населенных пунктов или примыкающих к их границам; вне границ населенных пунктов; в границах городов и поселков городского типа.

Размеры нормативной цены земельных участков, находящихся в границах сельских населенных пунктов или вне их, определены по оценочным зонам Московской области.