Вы здесь

Полный справочник по детским болезням. От 0 до 18 лет. Симптомы, лечение, профилактика. ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА И ЗАБОЛЕВАНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НИХ (Л. Ш. Аникеева, 2018)

ПЕРИОДЫ ДЕТСТВА И ЗАБОЛЕВАНИЯ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НИХ

Ребенок растет и меняется очень быстро, каждый день радуя родителей своими достижениями и умениями. А любая мама стремится как можно лучше понимать своего ребенка, контролировать и анализировать его развитие, защищать от всех бед и невзгод. Для этого родители должны иметь представление об общих законах физического, умственного и социального развития.

Детский возраст делится на три неравных по продолжительности, но одинаково важных по значению периода: внутриутробный, интранатальный и внеутробный.

С первым все ясно: он длится от момента зачатия до рождения – в среднем 280 дней, или 9 месяцев, или 40 недель. Итак, свершилось чудо – таинство зарождения новой жизни. Крохотной клетке предстоит совершить огромный скачок в своем развитии, превратившись из невидимого глазу комочка материи в самое совершенное творение природы – Человека. В некоторых культурах возраст ребенка отсчитывается с момента зачатия, заставляя родителей думать о малыше как о полноценной личности и относиться к нему трепетно и нежно. От правильного поведения будущей мамы на этом ответственном этапе жизненного пути зависит здоровье и благополучие ребенка.

Интранатальный период включает процесс рождения ребенка, начиная с первой схватки и заканчивая появлением младенца на свет. Кто знает, какие чувства испытывает в этот период ребенок, когда неведомая сила давит на него со всех сторон, заставляя покинуть уютный мир материнской утробы, и по узким извилистым путям направляет в пугающую неизвестность. Детские психологи утверждают, что в процессе родов младенец испытывает серьезные перегрузки и настоящий стресс. От благополучного исхода родов во многом зависит дальнейшая судьба ребенка.

Внеутробный значительно продолжительней и состоит из отдельных периодов, каждый из которых имеет свои особенности.

Период новорожденности начинается с момента появления на свет и заканчивается в тот день, когда младенцу исполняется один месяц.

Грудной возраст определяется длительностью грудного вскармливания и теоретически продолжается до 1 года. Хотя некоторые женщины отнимают ребенка от груди практически с рождения, а другие кормят до 2–3 лет.

Ранний возраст – от 1 года до 3 лет. Характеризуется бурным развитием коры головного мозга, становлением речи, осознанием собственного «Я».

Дошкольный возраст – от 3 до 7 лет. Ребенок расширяет знакомство с внешним миром, осознает свое место в нем, накапливает опыт общения с ровесниками и взрослыми людьми.

Младший школьный возраст – от 7 до 12 лет. Прощай, безоблачная жизнь под крылом заботливой мамы или бабушки! Школа требует трудолюбия и ответственности, а детский коллектив не прощает слабостей и промахов, сурово наказывая индивидуума, выбивающегося за пределы принятых норм и стандартов. (О детской жестокости психологами и журналистами написано и сказано сверхдостаточно). Ребенок вынужден учиться строить отношения со сверстниками и жить интересами коллектива.

Подростковый, пубертатный, или период полового созревания – длится от 12 до 18 лет. Физиологически он характеризуется началом функционирования половых желез, гормоны которых резко изменяют течение всех жизненных процессов, и не в последнюю очередь, деятельность центральной нервной системы. Всем известно, как разительно меняется подросток в этот сложный период, становясь вспыльчивым, эмоционально возбудимым, порою немотивированно агрессивным. Подростки нередко импульсивно совершают социально опасные поступки, в которых затем искренне раскаиваются. А «виноваты» гормоны, бурлящие в крови и зовущие на «подвиги».

Четкой грани между периодами детства провести нельзя. Каждому ребенку свойственен свой путь развития, зависящий от индивидуальных особенностей организма, условий проживания семьи, состояния внешней среды и других факторов.

Физиологические особенности организма в каждый отдельный период оказывают влияние на темпы роста и развития ребенка, а также на структуру заболеваемости по возрастам.

Известно, что болезнь беременной женщины не проходит бесследно для развивающегося внутриутробно младенца. Наиболее чувствителен зародыш к возбудителям сифилиса, краснухи, токсоплазмоза, цитомегаловирусной инфекции. В результате заражения плод погибает или появляется ребенок с врожденными пороками развития, уродством.

Период новорожденности, в течение которого ребенок адаптируется к новым условиям жизни, характеризуется наиболее высоким уровнем смертности, что свидетельствует о недостаточности защитных сил и незрелости центральной нервной системы.

Периоду новорожденности свойственны заболевания, связанные с врожденными уродствами, дефектами развития, родовыми травмами, асфиксией во время родов. Только в этом возрасте встречаются болезни пупочной ранки, которые могут привести к сепсису. Физиологическая желтуха новорожденного, эритема и пузырчатка новорожденных, физиологическая убыль веса – эти состояния встречаются только в период новорожденности.

Самые частые болезни у детей грудного возраста – заболевания желудочно-кишечного тракта и органов дыхания. Груднички также подвержены экссудативному диатезу и рахиту. А вот острые инфекционные заболевания: корь, скарлатина, ветряная оспа, свинка, дифтерия – обходят малыша стороной. Во-первых, его защищают материнские антитела, циркулирующие в кровяном русле, а во-вторых, недостаточное развитие коры головного мозга делает организм нечувствительным к возбудителям и их токсинам, и младенец просто не замечает агрессоров, игнорируя их атаки.

Ранний и дошкольный возраст довольно часто подвержены заболеваниям со стороны органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, а также острым заразным заболеваниям. Так называемые детские инфекции особенно «любят» малышей-дошколят. В этом возрасте ребятишки соприкасаются с большим числом людей в детских и медицинских учреждениях, общественном транспорте, на цирковых и театральных представлениях, что повышает вероятность заражения. А иммунная защита в возрасте до 10 лет значительно снижена.

Для младшего школьного возраста остается характерной высокая частота инфекционных заболеваний, а также появление болезней, нетипичных для более раннего возраста: ревматизм, полиартрит, гломерулонефрит, заболевания органов пищеварения и т. д.

Подростковый период характеризуется неустойчивостью нервно-эндокринной системы, психической неуравновешенностью, функциональными расстройствами различных органов. Именно эти возрастные особенности организма создают благоприятные условия для развития множества болезней, способных стать спутниками человека на всю оставшуюся жизнь. Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, артериальная гипертония, сахарный диабет, нарушения функции щитовидной железы – эти болезни нападают на подростка внезапно или подкрадываются исподволь, делая жизнь зависимой от приема лекарственных средств, проведения лечебных процедур, от необходимости придерживаться определенного образа жизни, нередко препятствуя дальнейшей учебе и выбору профессии.

Известно, что одна и та же болезнь у детей разного возраста протекает с существенными отличиями.

Например, у грудничков при пневмонии воспалительный процесс «разбросан» по легочной ткани в виде множества мелких очагов, что говорит о неспособности нервной системы локализовать патологический процесс в одном месте. А у школьника болезнь захватывает один ограниченный очаг, пусть даже и значительный по размерам – очаговая или крупозная пневмония. Ангина у малыша, впервые столкнувшегося со стрептококком, протекает иначе, чем у старшеклассника, познакомившегося с возбудителем десяток лет назад. Здесь играет роль состояние иммунитета и склонность к аллергии.

Не только возраст определяет характер, течение, исход болезни и эффективность лечения. Большое значение имеют индивидуальные особенности организма и его взаимодействие с внешней средой. Понятно, что ребенок, получающий полноценное питание, живущий в здоровом пространстве, окруженный родительской любовью и вниманием, реже болеет и легче переносит заболевание, чем его ровесник из бедной семьи, вынужденный довольствоваться минимальными потребностями.

Но жизнь нередко опровергает данное утверждение, демонстрируя полуголодных, одетых не по сезону в обноски с чужого плеча детей из асоциальных семей, у которых не бывает даже банального насморка. А единственный, желанный и долгожданный ребенок в благополучной семье, получивший с рождения все, о чем только можно мечтать, плохо развивается, отстает в весе, длительно и часто болеет, хотя его наблюдают лучшие специалисты, а при лечении используются новейшие препараты.

Поди разберись, в чем тут дело. Один будет рассуждать о неблагоприятных воздействиях на организм во внутриутробный период, другой о сбое в иммунной системе и неспособности противостоять негативным факторам, а третий разведет руками и скажет: «Судьба!»