Вы здесь

Полный курс ораторского мастерства. Как определить, говорит оратор правду или нет? (Анастасия Будникова, 2017)

Как определить, говорит оратор правду или нет?

Еще хочется поговорить о вопросах конгруэнтности – это такое «умное» слово, которое требует пояснения. Что значит «конгруэнтно» и «не конгруэнтно»? Конгруэнтно – когда ваши слова соответствуют вашим движениям, жестам. Когда вы говорите о чем-то, что оно большое, вы одновременно и показываете, что оно большое. И, естественно, наоборот: неконгруэнтность – это когда ваши слова не соответствуют вашим жестам.

Когда это происходит? Например, когда человек сам не верит в то, что сообщает, или даже когда намеренно врет. Очень интересно наблюдать за выступлением некоторых политиков. Конечно, с ними работают люди, которые их обучают, чтобы они сами поверили в то, что говорят. Но не всегда… Они забывают иногда, чему их учили. Они ведь живые люди – бывает, что человек устал, выехал на природу, обнулился. И вот у него иногда проскальзывает несоответствие внешнего поведения тому, что он несет в своей речи.

Если вы говорите о каких-то интересных вещах, вы улыбаетесь, в вашем голосе слышен задор. Есть люди, которые всю речь произносят в одном темпе, в одной и той же эмоции, монотонно, и за все время их выступления у них на лице ничего не меняется. Они рассказывают, например, о чем-то хорошем, а сами даже бровью не поведут. Или, наоборот, по темпераменту человек бывает очень веселый, а ему нужно рассказывать какую-то грустную историю о себе. И он рассказывает это в таком бодром тоне и с такой игривой мимикой, которая абсолютно не соответствует смыслу его слов. Это совершенно неправильно! Нужно учиться играть мимикой. Не наигрывать, а именно адекватно, точно показывать и передавать те эмоции, которые соответствуют данному информационному посылу.

Один из современных политиков выступал на молодежном форуме, давал интервью. И просто страшно стало за молодежь! Было очевидно, что политик знает, что в определенных проектах будет недофинансирование или финансирования не будет вообще, но в рамках интервью надо было сказать обратное. Однако жесты, которые с головой выдают человека, показали, что все, сказанное им, – ложь. Всегда анализируйте выступления политиков и с этой точки зрения, обязательно. Когда мы учимся анализу, смотрим, что делает оратор и что он говорит, мы не пытаемся в это время вслушиваться в смысл, мы только отмечаем, соответствуют жесты сказанному или не соответствуют.

Однако нельзя забывать, что у каждого человека свои особенности, в том числе и особенности реакции. Поэтому все нужно рассматривать в комбинации. Когда мы встречаемся с кем-то, предположим, на переговорах, а он сидит, слушает и смотрит в одну точку. Смотрит на договор, не шевелясь, без эмоций. И сам он такой напряженный, лицо сморщенное… И поскольку его реакция нам непонятна, нам кажется, что ему не нужен этот договор, ведь весь его вид выражает отстраненность, незаинтересованность в происходящем. Но это наше внутреннее ощущение может нас и обмануть, потому что на самом деле эта отстраненная поза может означать, что человек серьезно думает. Думает и, скорее всего, хочет принять положительное решение.

Такие вещи вполне могут происходить, когда ты видишь человека впервые и совершенно не знаешь его реакций, его характера. Это тоже нужно учитывать при анализе сочетаемости в человеке его внешнего вида, поведения, жестов – и его слов.

Получается, что когда вы хотите, чтобы вас воспринимали адекватно, приходится, наверное, более полно показывать то, что вы чувствуете, учиться правильно выражать свои эмоции. Быть может, вы в душе радуетесь, как ребенок, а людям не можете этого показать.

И возникает недопонимание. Это ключевой момент: оратору необходимо быть более эмоциональным! Он должен производить впечатление, что он в жизни такой веселый, интересный. Ни в коем случае нельзя выходить на сцену и демонстрировать свою безэмоциональность, закомплексованность. Нужно максимально доносить до аудитории свое внутреннее горение, неравнодушие, заинтересованность, темперамент. И тогда люди обязательно вас услышат.

Невербальные сообщения

«Невербальное сообщение» – что это такое? Вроде сообщение какое-то. Так что же имеется в виду? Есть смс-сообщение, есть ммс-сообщение.

Есть голосовое сообщение – но это как раз относится к вербальной коммуникации. Это просто сообщение, голосовое. С помощью голоса мы передаем информацию.

А невербальные сообщения – это то, о чем мы уже говорили выше. Мы вроде не говорим, но уже начинаем транслировать какую-то информацию. Человек как-то стоит перед вами определенным образом, а вам эта поза уже что-то сообщает: что он совершенно открыт перед вами для разговора или, напротив, не расположен сейчас общаться. И вам достаточно взглянуть на него, чтобы уловить его трансляцию, понять некий исходящий от него сигнал. Или, допустим, человек шумно выдохнул: «Иех!». Или еще как-нибудь так: «Ф-фух!» И вы без слов услышали и приняли от него интонационную информацию – разочарования, или скуки, или неправды, или чего-то еще явно негативного.

Это целый арсенал бессловесного оружия, целая система, с помощью которой мы передаем друг другу посылы, которые воспринимаются и без слов.

Сюда относятся, прежде всего, жесты, мимика, позы, движения, взгляд.

Они бывают трех видов.

♦ О себе (уверен/не уверен).

♦ О людях (нравятся, рад видеть/ надоели, раздражают).

♦ О предмете разговора, теме (зажигательная, интересная / нудная, скучная).

Например, стоя перед аудиторией, куда мы смотрим? Вот если мы даже будем во все зубы улыбаться, но при этом не смотреть в зал, сидящим в зале это может не прийтись по душе. Ведь тут два варианта объяснения: либо мы не уверены в себе, либо мы перенапряжены. Люди считывают такие вещи на подсознательном уровне и будут и то и другое воспринимать плохо. О чем это говорит? Это говорит о том, что оратор не взаимодействует с публикой.

А правильно ли вы стоите?

Своей позой мы должны показывать уверенность. Стоять надо так, как вам удобно. Жесты должны быть открытые и широкие. Плечи – ровные. Поворачиваться надо от сердца к сердцу. Если вы даже к кому-то одному подсели при выступлении, то все равно надо сесть так, чтобы общаться со всеми.

Носочки можно держать под углом. Прямо сейчас проделайте следующее упражнение: попробуйте встать, максимально сгорбившись, и подумать о чем-то прекрасном. Получается? Скорее всего, нет. А теперь постарайтесь встать ровно, плечи раскрыты, улыбайтесь. Подбородок поднят. И теперь попытайтесь подумать о чем-то плохом. Ну что, удается? Опять-таки, скорее всего, нет.

Это связано с психосоматикой. Сначала – тело, потом – разум. То есть сначала надо встать в позу, а потом уже и эмоции соответствующие появятся. Такое упражнение поможет вам понять, насколько у нас все взаимосвязано.

Как с помощью энергетики управлять вниманием людей

Оратор – это дирижер, он управляет аудиторией во время своего выступления.

Например, зачем мы идем на концерт какого-либо артиста, если его выступление можно посмотреть по телевизору? Потому что во время живого концерта происходит обмен энергией, мы получаем эмоции, адреналин. Артист – это тот же оратор. В свою очередь, оратор – это то же самое, что и артист, ведь во время его выступления происходит обмен положительной энергией с аудиторией.

Когда оратор внутренне уверен в себе, уверен в аудитории, вы сами внутренне зажигаетесь – и происходит обмен энергией.

Есть разные виды энергетики – низкая, средняя и высокая. На какой энергетике должен выступать оратор? Оратор должен уметь работать на разных видах энергетики. Делается это для того, чтобы не происходило привыкания к одному виду энергетики и слушателям не наскучило и не перестало быть интересным ваше выступление. То есть, чтобы происходила постоянная активизация внимания.

Например: психолог в своем кабинете, выслушивая человека и задавая вопросы, часто работает на низкой энергетике. Колыбельная песня также поется на низкой энергетике. Это нужно, чтобы успокоить людей.

На концертах и дискотеках исполнители работают на высокой энергетике, чтобы зажечь людей, периодически переходя на среднюю («медляки»), чтобы не происходило привыкания.

Средняя энергетика – это энергетика переговоров и общения меду людьми.

Что касается позы… Давайте подробнее остановимся на этом вопросе. Как человеку вообще стоять? С чего начать? Стать сбоку или, может, вообще сесть? На самом деле лучше всего стать в центре. Если вы сбоку стоите в стороночке, это воспринимается так, что вы не слишком-то в себе уверены, сразу пойдет трансляция того, что вы не чувствуете себя близким тем людям, с которыми собираетесь говорить.

Конечно же, вы понимаете, что если вы сутулитесь, это воспринимается отрицательно. Поэтому оптимальная поза – это прямая спина, спокойное положение, немножко такое даже расслабленное, при котором коленки слегка полусогнуты, чтобы вам было удобнее немного переставлять ноги. При этом что мы делаем? Мы разворачиваем корпус в ту сторону, куда смотрим или к кому обращаемся, чтобы не просто у нас глаза бродили по сцене сами по себе, без участия туловища.

Этому важно научиться: направлять корпус туда, куда мы посмотрели, таким образом общаясь со всей аудиторией. Если там у нас, к примеру, девушка сидит, отдельно от всех, то мы общаемся и с этой девушкой тоже – то есть стараемся охватить всех. Что касается жестов, то они должны быть открытыми, дружественными. Мы должны стараться не задавливать людей, не давить на них своим авторитетом. Так, к сожалению, бывает, когда человек занимает хорошую руководящую должность, выходит к аудитории и старается немножко так других принизить: мол, вы потише там.

Но таким способом доверия людей не завоюешь. Старайтесь идти к людям с открытыми жестами, учитесь общаться с людьми на равных. Уважать людей.


Рассказывает Анастасия Будникова:

Мой папа, Владимиров Михаил Зинонович, с самого моего детства всегда говорил, что неважно, какого статуса человек перед тобой, важно относиться к человеку с уважением. Поэтому у него большое количество друзей, которые всегда готовы прийти к нему на помощь. Так же как и к нему могут обращаться – и обращаются!другие.

Как правильно жестикулировать

Теперь что касается рук. Люди, как правило, теряются на публике и не знают, куда деть руки, и они у них как макароны болтаются. Завязать их, что ли? Что необходимо делать в данном случае? Существуют различные базы для рук. Самая простая поза – ладонь на ладони: то ли правая на левой, то ли левая на правой, не важно. Эта база для рук – словно некий аэродром, откуда руки потом взлетают, как самолетики. И вам сразу становится удобнее жестикулировать – то есть пользоваться своими руками.

Главное, не прятать рук и всегда помнить об открытых жестах.

Еще важно помнить, где ваши руки примерно должны находиться, и стараться не держать их внизу. Там нет никакой энергетики, ну разве что это по меньшей мере может выглядеть странно. Лучше этого не делать. Далее идет уровень средней энергетики, на уровне груди, а на этом уровне сложно общаться и правильно мотивировать людей. Разве что общаться на деловые темы. Самый предпочтительный уровень положения рук для оратора – это уровень под условным названием «давайте похлопаем»… При этом руки держим на уровне пупка. Сначала нужно потренироваться, а потом постепенно вы привыкнете, на каком уровне лучше всего держать свои руки.

Нельзя забывать и о том, что у каждого человека существует своя база для рук, с которой нему комфортнее. Почему так важно держать ровно спину? Когда мы горбимся, у нас плечи начинают опускаться вниз, руки болтаются – нам самим некомфортно. Мы словно преклоняемся перед аудиторией, а на самом деле нужно чувствовать себя и вести себя с ней наравне – независимо от статуса людей. Поэтому очень важно держать спину прямой. Для этого становимся ровно, поднимаем плечи вверх, потом – назад, опустили, и все – у нас спина прямая. И когда у нас спина прямая, у нас грудь сама вперед идет и, соответственно, руки вперед идут. И когда мы жестикулируем на уровне груди, это выглядит гораздо более естественно, нежели когда мы непонятно что делаем с руками.

Здесь существует своя тонкость… Что означает прямой позвоночный столб? Это демонстрирует вашу уверенность, вам становится легко жестикулировать, вы перестаете чувствовать напряжение. А что касается жестов, то чем шире аудитория – тем шире жесты. Неспроста артисты балета или оперы так широко умеют разводить руки, в танце тоже заложены широкие движения, шпагаты, прыжки по сцене. Для чего они это делают? Для того чтобы охватить представлением весь зал. Если они будут жестикулировать руками только для первых рядов, то дальним рядам их внимания не достанется. И этого нельзя забывать.

Еще очень важный момент. Зачастую лекторы пренебрегают тем фактом, что нельзя бездумно жестикулировать, когда говоришь что-то плохое. Сообщая что-то со знаком минус, выступающие непроизвольно посылают свои жесты в зал и таким образом отрицательно воздействуют на тех, в чью сторону ушел жест с негативом. А аудитория всегда чувствует себя единым организмом. Представьте себе, что вы, оратор, – мужского пола, а ваша аудитория – словно одна огромная женщина, с которой вам нужно нормально, на подъеме, искренне пообщаться. На самом деле тому человеку, в кого был направлен этот жест, на кого попал ваш негатив, это внутренне неприятно. И тут начинает работать так называемый «эффект толпы». Постепенно весь зал заражается негативом, и потом оратору очень сложно переломить эту неудачно сложившуюся для него ситуацию.

Поэтому нужно помнить, что все, что мы говорим хорошего, мы одновременно жестикулируем в зал, а весь негатив от зала – отводим. Говорим о каких-то проблемах – направляем жестикуляцию в сторону. Сообщаем нечто приятное и положительное – отправляем позитивную жестикуляцию в зал. И таким образом полностью держим под контролем эмоциональную составляющую своего выступления, а также настроение аудитории.

И плюс вот еще что. Вот мы говорим: «жесты». То есть это как будто некие два смайлика, рожицы такие смешные – наши с вами руки. И если эти рожицы, руки наши, улыбаются (уголки губ направленны вверх) – мы отправляем к залу эти улыбки.

А если, наоборот, руки наши опущены (уголки губ нашего смайлика смотрят вниз), то такой энергетический посыл мы отправляем в зал.

Получается, что мы, по сути, дирижеры. Дирижеры того разномастного человеческого оркестра, который сидит в зале не сам по себе, а готов, чтобы мы им управляли. Осознавая это и свою ответственность перед ними и даже за них, мы не отправляем им грустные смайлики, и негативного контакта не происходит.

Но что самое интересное – это действительно срабатывает! И мы учимся дирижировать своими слушателями, учимся управлять их эмоциями, их настроением, их чувствами, их мыслями, их желаниями…




Рис. 2. Как правильно жестикулировать


А все это начинается с того, что вы вышли к людям – и встали ровно, расправив плечи, ладони сложили одна на другой на уровне пупка. И уже пошел обмен положительной энергией.

А дальше теперь можно начинать двигаться. Классические движения оратора – одна нога вперед, это как бы шаг навстречу к аудитории. Может ли он при этом сдвигаться в сторону, отходить от аудитории?

Важность движения при выступлении

Например, чуть отступить назад, когда что-то вспоминаете, говорите о прошлом. Или когда задаете вопрос. Потому что когда оратор делает движение навстречу залу, это означает, что он готов услышать зал, принять вопросы, идущие к нему. И опять таким образом оратор задает тон всему, что говорит. Таким образом у зала возникает некая фокусировка: вы чуть отошли назад, отдалились, затем остановились, затем приблизились… И вы все время на переднем плане, подобно главному герою какой-нибудь картины. Так, словно все прожектора направлены на вас. Но если вы слегка отходите назад, например, задавая вопрос залу, главным героем становится зал, он чувствует себя непосредственным участником происходящего.

Практика показывает, что все эти базовые принципы надо знать и надо учиться применять их на практике. Вы не должны стоять как статуя – вы можете свободно ходить, разговаривая с аудиторией, причем собирая взгляды постепенно, окидывая своим взором всю сцену настолько, насколько только ее площадь позволяет. Почему это делается? Потому что если человек, сидящий в зале, будет смотреть только в одну точку, где вы стоите, он быстро устанет и почувствует скуку.

Особенно некоторые горе-выступающие любят встать за кафедрой и таким образом читать. Хотя гораздо лучше просто выходить из-за кафедры и общаться. Потому что в конце концов что такое ораторское искусство? Это умение разговаривать с аудиторией. И мы – сторонники интерактива, когда на наших мастер-классах, семинарах или тренингах собирается большее количество людей, к тому же мы всегда людей пиглашаем к нам на сцену. Спускаемся в зал, начинаем ходить в разные стороны, чтобы создать некое оживление для людей.

Когда человек просто выходит, встает – э то советский доклад напоминает. И вот читает. читает. А все уже разошлись. Поэтому если вы вносите в свою речь какую-то изюминку, добавляете живости в свое выступление, причем когда вы ходите, разворачиваетесь к зрителям всем корпусом, это дает вам большие преимущества. Вы обязательно будете цеплять людей, они вас запомнят. Они вас услышат.

Почему человек приходит с работы домой, садится отдохнуть перед телевизором и может так провести довольно долгое время, переключая программы, пропуская рекламу и в конечном итоге так ничего толком и не посмотрев? Потому что постоянно меняющаяся картинка какое-то время приковывала его внимание и держала его интерес. Точно так же – с Интернетом. Человек зашел туда на пять минут, только просмотреть, а уже, оказывается, час ночи.

Вот поэтому так важно добавлять в ваше статическое выступление хоть немного движения. Человеческий мозг так устроен, что ему через определенное время нужна смена картинки. Так же, как и для привлечения интернет-пользователей, движение просто необходимо для удержания внимания аудитории. Если вы будете просто стоять и вещать, не двигаясь, вы получите один эффект, но если в процессе разговора вы добавите движение, у людей сразу сработают психологические фишки и начнется ощущение смены картинки. Поэтому людям так нравятся ролики, в которых постоянно меняется изображение. Это притягивает внимание. Наглядный пример – это трейлеры к фильмам. Там один ракурс буквально не задерживается более нескольких секунд. Один, другой, третий, смена музыки, слов, картинки. И все, у человека возникает твердая уверенность: надо обязательно посмотреть этот фильм!

Что помимо уже сказанного вы можете сделать еще для смены картинки? Если вы до этого стояли, можете присесть на стул. Немного посидели на стуле, пообщались с аудиторией – встали. Если у вас есть костюм, можете снять пиджак, ослабить галстук, засучить рукава, коль позволяет формат встречи. Главное только, проследить, чтобы не получилось так, что сначала пиджак снимешь, потом – галстук и через некоторое время неожиданно оказываешься в нижнем белье. Это шутка, но в ней – доля истины: ваше общение с аудиторией должно быть у вас все время под контролем, вы ни на секунду не должны выпускать ситуацию из своих рук, должны быть хозяином положения. И только от вас зависит, как вы распорядитесь тем энергетическим потоком, который возникнет между вами и залом, – ведь управление этим потоком находится полностью в вашей власти.

Почему артисты так следят за преображением своей внешности, постоянно (или время от времени) меняют свой гардероб, костюмы, платья и т. д.? Они поют в одних костюмах, затем – уже совершенно в других, то в одном платье, то в другом. В данном случае опять-таки происходит смена картинки. И мы невольно включаемся в эту игру, подключаемся к их энергетическому каналу – и вот уже начинаем думать: «Интересно, что же в следующий раз красивое и необычное наденет артист?». Ну, а если нам хочется это узнать, мы постараемся не пропустить его концерта, его очередного появления на публике – или на гастролях, или хотя бы в экранном, телевизионном, формате. Если взять премию МУЗ-ТВ, то очень большую часть времени транслируют приезд звезд и проход по красной дорожке. Людям интересно, в чем появится их любимый артист, что оденет и с кем придет. Это в последующем также станет поводом для многочисленных обсуждений.

Что еще можно сказать по поводу движения? В статике, то есть в одном положении, когда вы практически не двигаетесь, а только поворачиваетесь, вы находитесь примерно 80 % времени своего выступления. В движении – 20 %, поскольку вы, естественно, не постоянно ходите. Ведь если вы начнете все время ходить, согласитесь, это тоже будет как-то странновато, в конечном итоге выдаст вашу нервозность – и все ваши старания пойдут насмарку. Во всем должна быть мера.

Самое главное, чтобы вы ощущали себя свободно. Не так, что вышли, встали, как в детстве, на табуретку и заученным нудным голосом отчеканиваете стишок. Нет, конечно. Вы обязаны понимать то, что говорите, поскольку это очень важно для тех людей, которые к вам пришли. И раз они пришли – значит, они ценят ваше мнение, уважают, соответственно, свое мнение и предполагают очень хорошо пообщаться. И вы должны оправдать их ожидания и даже дать им сверх того. Вот тогда можете считать, что ваше выступление было не зря.