Вы здесь

Полный курс ораторского мастерства. Уникальность и харизма оратора (Анастасия Будникова, 2017)

Уникальность и харизма оратора

Харизма оратора

На самом деле это очень интересный момент – харизма. Как думаете, что это такое – харизма? Как можно наиболее полно дать определение этому модному нынче понятию? Например, если спросить кого-то, харизматичный ли он человек, и вам ответят утвердительно, это по меньшей мере прозвучит нескромно. Значит, свою харизматичность должны определять не мы сами, а те, с кем мы общаемся. Из этого следует, что это – качество, указывающее на некое воздействие человека на других.

Выходит, что оратору, все время работающему во взаимодействии с публикой, это свойство личности необходимо как воздух.

Чем это понятие интересно? Тем, что оно многозначно и оценивается очень индивидуально. Разные люди на вопрос «Что такое человек, наделенный харизмой?» обычно отвечают по-разному. Кто-то скажет, что это человек даровитый, кто-то – что притягивающий к себе, приятный, интересный, умеющий вовлечь остальных в какой-то процесс, увлечь своими идеями.

Если говорить о политиках и вообще о людях известных, то большинство учеников на наших занятиях называют Жириновского, Путина, Хазанова…

Называют даже тех, кто не является их любимчиком, не вызывает их особых симпатий, однако обладает популярностью – и уже тем уникален. Предположим, тот же стилист Сергей Зверев. Возможно, вы вовсе не входите в число его поклонников, но услышав, что он приехал, что будет выступать, невольно спрашиваете: «Где?».

Получается, что известность, публичность – это тоже часть понятия слова «харизма». Даже не будучи вашим кумиром, человек все равно притягивает ваше внимание, ваше любопытство. Таким образом, здесь мы расширяем для себя представление о харизматичности.

Что же все-таки объединяет всех этих совершенно разных людей? Прежде всего – индивидуальность. Некая изюминка, которой нет у других. Можно это назвать загадкой. Можно – миссией. И действительно, у человека существует в голове некая миссия, то есть некая глобальная цель. Казалось бы, человек известный, всего добился, всего достиг – но для чего-то же он продолжает выступать, работать, привлекать к себе внимание? Для чего-то же ему это нужно?

А нужно для того, чтобы ставить перед собой новые цели, идти дальше, развиваться. Даже если у него все уже есть, все, казалось бы, в порядке, а все равно ему хочется расти дальше, вновь чего-то добиваться. Потому что человеку есть к чему стремиться, и голова все время работает в этом направлении.

Ну вот, например, возьмем Дональда Трампа – одного из богатейших людей Америки. Он настолько крут, что некоторые компании (парфюмерные, по пошиву одежды и т. д.) для того, чтобы в их названии фигурировало слово «Трамп», платят ему огромные миллионы. Безусловно, это вызывает восторг: как человек такого добился в жизни? Трамп является исполнительным продюсером и ведущим реалити-шоу «Кандидат», в течение 13 лет был владельцем прав на конкурс красоты «Мисс Вселенная», известен своим экстравагантным образом жизни…

Дональд Трамп вместе с Робертом Кийосаке, американским предпринимателем, инвестором и писателем, создал книгу «Почему мы хотим, чтобы вы были богаты». Книга очень интересно написана, содержит множество любопытных мыслей. Как они объясняют название книги? Они говорят: «Мы хотим взрастить общество богатых, потому что расслоение между богатыми и бедными очень большое. Богатые богатеют, бедные становятся еще бедней, а среднего класса в современной Западной Европе не существует вовсе. Средний класс остался только в Китае да еще в Индии. И чем больше будет происходить это расслоение, тем хуже».

И вот они с Робертом Кийосаке делятся своими знаниями, чтобы привить людям финансовую грамотность. Очень многие наши проблемы возникают именно оттого, что люди элементарно финансово неграмотны. Если прививать эту финансовую грамотность, общество понемногу, постепенно будет становиться более успешным. И в том, чтобы обучить людей правильному пониманию жизни, ведению бизнеса, эти два успешных и очень богатых человека видят свою нынешнюю миссию.

Хотя богатые люди далеко не всегда делятся своими секретами относительно того, как они сделали свое состояние. Практически свыше 90 % олигархов не раскрывают своих тайн, на что имеют полное право! Что же мы видим в данном случае? Загадку. Ведь у них настолько огромнейшие состояния, что можно уже и отдыхать, однако они ежедневно проделывают титаническую работу, чтобы жизнь стала еще лучше.

Это и называется миссией. На эту тему существует замечательная книга Стивена Кови «Семь навыков высокоэффективных людей». Это прекрасный, просто шикарный труд. И там приводится пример двух типов людей, двух подходов к жизни: реактивный и проактивный. Реактивный – это когда человек говорит: «Вот, погода плохая – и все плохо, и ничего не хочется…». А проактивный – когда погода плохая, а человек рассуждает так: «О, замечательно! Я как раз займусь намеченными делами, пока погода не установится!».

Это очень существенно – иметь в перспективе глобальную цель. И тогда вам абсолютно все равно, что там за окном, ведь у вас в голове планы, и эти планы вы постепенно осуществляете. И значит вас всегда будут воспринимать как человека жизнерадостного, который выходит на публику с горящими глазами. А что же публика? Отвечает взаимностью. Потому что вас хотят слушать, вас ждут, вам верят.

Что еще важно в психологии? Это же совершенно необходимая составляющая успеха – психология. Каким еще должен быть человек-харизматик? Какие психологические качества личности присутствуют у человека с яркой харизмой?

Обычно можно слышать от опрашиваемых такие ответы: это прежде всего лидер, человек, уверенный в себе, целеустремленный, влияющий на людей, мотивирующий других на определенные поступки, человек ответственный, открытый, умеющий располагать к себе других, и т. д.

И все это – совершенно точные определения. Но должен ли такой человек быть идеальным? Вот это как раз вовсе необязательно. А что можно сказать об имидже харизматика? Что мы под «имиджем» подразумеваем? Конечно, некий образ, который у нас создается при встрече с таким человеком. Что входит в этот образ или что создает его? Прежде всего, стиль – стиль одежды и стиль поведения. А еще – стиль жизни.

Одежда и поведение – это ясно. Здесь каждый должен найти ту особую меру, которая выделит тебя из толпы, но не сделает посмешищем. В понятие же «стиль жизни» входит много различных составляющих. Например, хобби, какие-то определенные индивидуальные интересы. Это очень важно!

Например, Путин увлекается различными видами спорта: горными лыжами, дзюдо, плаванием… Сегодня все стараются быть в спортивной форме, подтянутыми, следить за собой. Во времена Ельцина все чиновники играли в теннис – это тогда считалось модным, так как это в некоторой степени тоже определяло харизматичность данного политика.

Многих восхищает манера поведения нашего министра иностранных дел Сергея Лаврова. Людям нравится его чувство стиля, особый юмор, то, как он преподносит свои мысли, как он умеет разговаривать, отвечать на провокационные вопросы. Многие признаются, что, когда выступает Лавров, то гордость берет за страну. А разве не в этом заключается миссия политика такого масштаба и находящегося в такой должности? Значит, он с этой миссией успешно справляется благодаря многим составным, делающим его особо привлекательным, харизматичным не только для соотечественников, но и для представителей других стран.


Рассказывает Александр Будников:

Можно взять того же Жириновского – уж слишком заметная он фигура, о нем интересно говорить – и разобрать на его примере понятие «харизма». Какими особенностями обладает он? Мои родители в свое время занимались политической деятельностью. И лично бывали в Москве на юбилее Владимира Вольфовича и ГД РФ. У нас было множество агитационного материала, в том числе видеокассет. Были видеокассеты, с записями Жириновского во время выступлений в различных городах, все его выступления, фишки, приемы… Так вот, когда Жириновский находится внутри помещения, где нет камер, то он ничем не отличается от своих ровесников – такой милый, спокойный человек… Но как только он входит туда, где камера, он словно весь включается, и перед нами совершенно другой человек: движения точные, походка уверенная, глаза горят

С возрастом уровень энергетики у всех снижается, и ее необходимо как-то восполнять, особенно политикам, чтобы оставаться на виду.

Сегодня можно заметить, как Владимир Вольфович меняет стиль одежды, да? С этой целью он прибегает к яркой одежде – в последнее время он надевает бабочки, например. Вот кто там ходит в малиновом пиджаке, кого можно увидеть одетым в такие бросающиеся в глаза цвета, как не Жириновского? Это ведь притягивает внимание толпы!

Есть у него и свои особые сильные стороны. Он, пожалуй, как никто, умеет оперировать фактами, и если кто-то на него «наедет», он этого человека немедленно поставит на место. Вплоть до его излюбленных трюков, когда он плескает водой, выкрикивает грубости и прочее. Это уже шоу, и это тоже – часть имиджа: человек выбрал для себя какой-то определенный стиль поведения, и он этого придерживается, потому что он личность публичная. И его принимают таким, какой он есть. И это касается не только политики и политиков.

В любом случае руководитель, даже если он как-то скрывается, потом все равно начинает появляться на страницах журналов. На самом деле помимо наименования фирмы запоминают еще лицо. Идут не к фирме – идут к человеку. Частенько можно наблюдать, как продвигают звезд шоу-бизнеса. Обязательно, когда человек начинает выступать в различных местах, начинает мелькать и его лицо по телевидению, в СМИ.

В журналах что обычно пишут? Там же нет прямых приглашений на концерт. Просто сообщают об артисте, что он, предположим, за здоровый образ жизни, что является вегетарианцем, и т. д. А люди незаметно для себя влюбляются в этот образ, им начинает импонировать именно этот человек с определенным набором качеств и вкусов, которым хочется подражать.

Следующий очень важный компонент – это власть. Как думаете, что такое власть? И обладаете ли вы властью? Ведь это тоже сложное и неоднозначное понятие. Можно иметь власть над своими детьми и таким образом владеть ситуацией. Есть власть над сотрудниками. Обычно власть – это что-то связанное с силой, и в основе такой власти лежит подчинение других себе, соблюдение субординации. «Я начальник – ты подчиненный» – как некоторые говорят. Это – проявление силы.

Но бывает, что власть проявляется и через слабость. Таким образом тоже можно манипулировать людьми. Этим пользуются девушки, например. Работница какой-нибудь крупной фирмы беспомощно разводит руками: мол, я не знаю, не умею, наверно, у меня не получится это сделать… Глядишь – через час на нее весь отдел работает!

Подобной властью посредством слабости обладают и дети. Когда ребенок придет и скажет: «Мама, я сегодня в школу не хочу. Можно, я не пойду? Что-то животик болит.». Что делает мать? Скорее укладывает «больного» в кровать. Тут он ей будто между прочим сообщает, что сегодня в школе контрольная. Но матери уже не до этого – для нее важнее здоровье ее чада. «Какая контрольная?! Лежи!» – строго говорит она. И уже получается, словно остаться дома – это не прихоть хитрого ребенка, а исключительное решение его матери. То, что и требовалось доказать.

У людей всегда есть выбор, как осуществлять свою власть – через силу или через слабость. И власть, проявляемая с помощью слабости, обычно не приводит того, кто таким образом манипулирует людьми, к высоким результатам. Многого такие манипуляторы обычно в жизни не добиваются. Надо это четко понимать: далеко такой человек не пойдет. Люди разгадывают обман, и приходится менять круг общения, однако в конечном итоге он будет вынужден все начинать заново.

Когда мы загораемся какой-то идеей, у нас, как ни странно, появляются силы, энергетика. И если мы хотим построить суперкомпанию, то у нас появляется и ответственность, и вот мы уже начинаем вести ежедневник, планировать свои дела на день.

Когда у нас в руках определенная власть, мы, соответственно, набираем себе сотрудников, общаемся и понимаем, что в драных джинсах на переговоры не пойдешь. В нашей практике был такой случай, когда достаточно серьезный молодой человек, являвшийся инвестором, всегда над собой работавший, вдруг в летнюю жару пришел в сланцах и шортах. На удивленный вопрос, откуда он появился в таком виде, он ответил: «Вот, знаете, у меня что-то переговоры не сложились.» – «Вы с пляжа?» – «Нет, с переговоров.»

После этого мы с ним достаточно долго работали, он в том числе прошел и тренинг со стилистами. И, соответственно, он сейчас совсем по-другому выглядит. Женщина-риэлтор, видевшаяся с ним до и после его преображения (его работа связана с недвижимостью), была просто поражена произошедшими в нем переменами. Услышав, как он теперь разговаривает, оценив то, как он выглядит, она сразу отметила и высоко оценила все эти внутренние и внешние изменения. Психология и имидж должны идти в унисон, переплетаться между собой. Позиционируя себя успешными людьми, мы, естественно, должны именно так и выглядеть, и ощущать себя.

Многие говорят: а как же Стив Джобс? Черные водолазки, джинсы. Тут все просто: когда он начал выступать, он уже стоил сотни миллионы долларов, он достиг определенного положения – таких высот, при которых ему не надо было уже ничего никому доказывать. Просто люди шли слушать его презентации с горящими глазами.

Мы перечислили в основном политиков, но также в этом ряду стоят и звезды шоу-бизнеса, и актеры, и телеведущие. И харизма их проявляется многими способами, а не только через силу или слабость, о которых мы сейчас вели речь.

Например, когда на наших занятиях с учениками мы подводили итоги подобных опросов, пришли к выводу, что в список самых харизматичных людей попал Патриарх Кирилл, потому что он владеет душами людей, их умами. А это гораздо более сильная власть, чем влияние представителей того же шоу-бизнеса.

Те, кто отметил патриарха в ряду людей, обладающих особым магнетизмом, признавались, что, переключая каналы телевизора и увидев его выступление, начинали его слушать с любого отрезка времени. Буквально нечто необъяснимое сразу же притягивало их к оратору – его манера говорить, его голос, построение им предложений… И все это вместе взятое чудесным образом влияло на решение людей дослушать его до последней фразы, заставляло их задержаться на данном канале до конца передачи.

Конечно, верным будет утверждение, что изначально харизма есть у каждого. И если она как бы дремлет, не очень вначале заметна, не имеет большой силы, то ее можно развить, для чего и существуют определенные техники.

Вообще чем харизматичный лидер отличается от просто лидера? Ведь если задуматься, то можно понять, что здесь не играет роли характер лидера, его человеческие качества, даже цели, которые он преследует. Главное: обладает ли он способностью вдохновить слушателей, заставить поверить в себя, повести за собой? Ведь и Адольф Гитлер был харизматичным лидером – это очевидно, если, конечно, абстрагироваться от его конкретных деяний и рассматривать только его преимущества как оратора.

В этом и состоит сила харизматичного лидера: он может повести людей даже на верную гибель, находясь при этом в зоне максимального комфорта. Вот в этом – существенное отличие харизматичного лидера от просто лидера. И тот и тот ведет людей, но один – оставаясь в хороших для себя условиях, а второй, возможно, подвергая себя вместе со всеми смертельной опасности. Это, конечно, упрощенно сформулировано – зато образно и максимально понятно.