Глава 1. Я к вам пишу
Одно из главных преимуществ, которые дает современный Интернет, – мобильность. Вовсе не обязательно быть привязанным к компьютеру – сидеть на одном месте или таскать его с собой для того, чтобы пользоваться огромным количеством сервисов. Для подавляющего большинства пользователей этого более чем достаточно. Тем более что количество интернет-ресурсов, доступных с любого компьютера, подключенного к Сети, постоянно увеличивается. Хотите почту – пожалуйста, музыкальный сервис – легко, календарь и органайзер – без проблем. Привыкли писать текст в Word – нет ничего проще, считать в Excel – ради бога, составлять презентации в PowerPoint – будьте любезны. Службы, частично или полностью заменяющие привычные программы, давно уже представлены в Интернете, причем совершенно бесплатно. Теперь нет никакой необходимости загружать свой компьютер программами, которые не только занимают место, но и время от времени норовят вступить в конфликт друг с другом, приводя к сбоям в работе вашей машины. Самая большая проблема здесь – психологическая. Действительно, Интернету очень трудно довериться, даже не в смысле конфиденциальности, а как надежному хранилищу данных. Нам кажется, что хранение на жестком диске нашего компьютера более надежно, чем где-то на сервере за океаном. Конечно, диск-то вот он, рядом, его при желании даже можно пощупать, а сервер – неизвестно где, сегодня он работает, а завтра – не факт, может закрыться сам сервис, может не быть связи с Интернетом и т. д. – и тогда плакали все наши данные. Все это так, и я сам не исключение из правил. Сейчас эти слова я печатаю вовсе не в онлайновом редакторе, а в программе, которая установлена у меня на компьютере. Не то чтобы я боялся потерять все, что написал, – вероятность того, что что-то случится с жестким диском моего ноутбука, не намного ниже. Но, как известно, привычка – вторая натура. И я пока даже не сохраняю написанное в Интернете, хотя следовало бы, а причина все та же – нет привычки, традиции. Но все к тому идет – несколько фрагментов этой книги были написаны именно в онлайновом текстовом редакторе и сохранены в Интернете, а уж оттуда извлечены на мой компьютер и добавлены к общему тексту. Это происходило, как правило, в поездках и командировках, когда постоянного доступа в Сеть с моего компьютера у меня не было. Тогда я заходил в интернет-кафе, открывал онлайновый редактор и спокойно писал там. Подробнее об этих сервисах я расскажу чуть позже, а пока о том, что мне действительно удалось полностью перевести в онлайн.
Как и многие самые обычные пользователи, я долгое время принимал и отправлял почту с помощью специальной программы-клиента. Многие даже не задумываются о том, что это такое, просто нажимают на значок с конвертиком на Рабочем столе и «запускают почту». Чаще всего это программы Microsoft Outlook или Microsoft Outlook Express (первый отличается от второго тем, что совмещает в себе функции почтового клиента и органайзера), поскольку они поставляются вместе с операционной системой Windows, установленной на подавляющем большинстве компьютеров. Как человек пытливый, я пробовал и другие продукты, вроде The Bat! или Thunderbird, однако перейти на них так и не смог, несколько лет храня верность Outlook Express. Многие, особенно те, кто в принципе не любит продукцию компании Microsoft, считают эту почтовую службу неудобной, но мне она нравилась: удобно автоматически сортировать входящую корреспонденцию и систематизировать полученные письма. Сила привычки велика, и я не торопился переходить на онлайновые сервисы подобного рода. Я, конечно же, завел себе аккаунты на самых известных в то время службах – www.hotmail.com и www.yahoo.com, – но пользоваться ими не стал – показалось неудобным, к тому же постоянно возникали проблемы с кириллическими кодировками, да и простое прочтение письма требовало совершенно неоправданных дополнительных усилий. Впрочем, очевидно, это были не главные причины, поскольку, когда такие службы появились в Рунете, я также аккуратно их опробовал и благополучно забыл. Действительно забыл, я не помню ни имен своих ящиков, ни уж тем более паролей к ним. Даже отечественные сервисы Mail.Ru и почтовая служба Yandex.ru не показались мне настолько удобными, чтобы отказаться в их пользу от привычного почтового клиента. Здесь уже русский язык играл злую шутку: за рубежом далеко не везде можно было открыть свой почтовый ящик, страница просто не загружалась, поскольку на тамошних компьютерах далеко не всегда установлены русские шрифты. Между тем необходимость в этом назрела: я довольно часто ездил в командировки, да и в отпуске хотелось иметь доступ к своему ящику. И тут в 2004 году появился Gmail, почтовый сервис от Google.
Казалось бы, что особенного – ну, очередная онлайновая почта, подумаешь. Однако появление Gmail произвело эффект разорвавшейся бомбы. Интриги добавляла дата объявления о создании сервиса – 1 апреля. Каверза же заключалась в том, что сервис был закрытым и доступ к нему открывался только через приглашение (инвайт) от уже зарегистрированного пользователя. Это только подогрело интерес к этой службе, все хотели приобщиться к закрытому клубу (инвайты тут же появились на интернет-аукционах и поначалу стоили ощутимых денег – несколько десятков долларов), тем более что этой элитарностью дело не ограничивалось. Google ошарашивал своей щедростью, предложив бесплатно ящик объемом 1 Гбайт. Это было поистине революционно, поскольку другие службы давали в десятки, а то и в сотни раз меньше места. Пользователь только и делал, что чистил свой почтовый ящик от старых сообщений или рекламных рассылок – спама, уберегая его от переполнения. «Мусорной» почты становилось все больше и больше, она загромождала ящик, и даже специальные спам-фильтры (программы на сервере, которые отличают «мусорную» почту по особым признакам и складывают ее в специальную папку) не справлялись с проблемой до конца. Конечно, можно было увеличить свой почтовый ящик, однако Hotmail и Yahoo! брали за это деньги. Справедливости ради стоит сказать, что отечественные сервисы – Mail.Ru и Yandex.Ru – позволяли увеличивать размеры своих ящиков практически до бесконечности, но понемножку и только в том случае, если выделенный пользователю объем был близок к заполнению. Это было хоть и здорово, но тоже не слишком удобно – о размерах ящика все равно приходилось помнить. С Gmail эта проблема была решена.
Чтобы представить, какой объем доставался пользователю, приведу один пример. Четырехтомник «Война и мир» можно было прислать туда более 300 раз, а обычных писем – несколько сотен тысяч. Поэтому письма из этого ящика можно было не удалять вообще, поначалу даже и функции такой не было. Письмо, которое не хотелось держать в папке «Входящие», архивировалось, и с помощью поисковой системы Google его можно было легко найти в любой момент. С первого дня почта Gmail была снабжена «обучающимся» спам-фильтром, который распознавал «мусорную» почту сам, а также обращал внимание на действия пользователей, которые одним нажатием кнопки сообщали о рекламных письмах, все-таки проникших в папку «Входящие».
Как и многие другие сервисы Google, этот давным-давно локализован, то есть и интерфейс, и настройки, а также раздел «Помощь» выполнены на русском языке. Более того, за счет использования технологии AJAX ваш почтовый ящик будет корректно отражаться на любом компьютере, вне зависимости от того, какие у него взаимоотношения с кириллическими шрифтами. Кстати, это было первое применение технологии AJAX в онлайновой почте, что привело к еще одной микрореволюции. Теперь для получения письма вовсе не нужно было перезагружать страницу. Новые элементы (то есть в данном случае письма) появляются «сами собой», так что экономится время и трафик, а главное – работать с такой почтой становится гораздо удобнее.
У Gmail есть и другие интересные особенности. Например, нет привычных папок, зато есть ярлыки, с помощью которых можно сортировать почту, причем не только ту, которую вы только рассчитываете получить, но и ту, которая давным-давно лежит в папке «Все сообщения». Кроме того, прямо в почте можно общаться в чате с другими пользователями, причем весь разговор сохранится. Теперь появилась возможность удалять письма, а объем почтового ящика с тех пор увеличился до 2,7 Гбайт и медленно, но постоянно продолжает расти! В папке «Спам» письма сохраняются лишь в течение месяца, а потом автоматически уничтожаются. Таким образом, в моем почтовом ящике всегда есть около нескольких тысяч «мусорных» писем за последние 30 дней.
Примерно столько же нужных писем скопилось у меня за последние два года, и все это (учитывая постоянный рост объема ящика, а также отправленные сообщения, которые также архивируются) занимает ровно треть его объема. Если эти темпы сохранятся, то мне можно не задумываться о чистке ящика еще как минимум четыре года.
Вот уже два года я не запускал программу Outlook Express, о чем за это время не пожалел ни разу. Мой почтовый ящик доступен с любого компьютера, я не боюсь, что он вдруг переполнится, и каких-то серьезных сбоев за все время пользования не было ни разу. С недавних пор я могу получать почту и на мобильный телефон (http://rn.gmail.com), так что и компьютер, подключенный к Интернету, мне теперь не обязателен. Довольно странно, но Google очень долго не выпускал это приложение – успели даже появиться и исчезнуть не аффилированные с Google сервисы, сделанные энтузиастами, которые делали Gmail стопроцентно мобильным.
Несмотря на то, что приглашение в Gmail перестало быть такой ценностью, как в самом начале (хотя на интернет-аукционах без труда можно найти инвайты, правда, всего по центу за штуку), я до сих пор получаю письма с просьбой помочь завести аккаунт. Поскольку каждый пользователь почты Google получает практически неограниченное количество инвайтов, а выслать их можно одним щелчком, сделать это не составляет мне никакого труда. Если у вас до сих пор нет аккаунта в Gmail, но есть желание его протестировать, не поленитесь написать мне об этом на plushev@gmail.com.
Есть еще один сервис Google, который серьезно изменил мою жизнь, но о нем чуть позже, поскольку о почте сказано далеко не все. Нетрудно заметить, что Google и его сервисы много раз упоминаются в этой книге. Кто-то, наверное, может заподозрить меня в каких-то особых отношениях с Google, но на самом деле все проще. Наряду с Microsoft, Google является крупнейшим игроком Интернета, он привлекает лучших разработчиков и инвестирует в развитие интернет-сервисов огромные средства. Пройти мимо его действительно передовых разработок сложно. Точно так же, рассказывая о Рунете, постоянно возвращаешься к проектам «большой тройки» – Mail.Ru, Hndex и Rambler.
Так, онлайновая почта на Mail.Ru стала уже именем нарицательным, когда говорят «завел себе веб-почту», почти всегда подразумевают именно эту службу. Люди, далекие от Интернета или пользующиеся им крайне нерегулярно, если и знают какую-нибудь онлайновую почту, то, скорее всего, это Mail.Ru. Это немудрено, поскольку ее услугами пользуются несколько миллионов человек, компания ведет агрессивную маркетинговую политику, часто является информационным спонсором популярных массовых мероприятий, благодаря чему ее реклама появляется по телевидению и на афишах.
Возвращаясь к «технике» работы с электронной почтой, следует отметить и такую проблему: пользователь, желающий по каким-то причинам сменить почтовый сервис, зачастую опасается из-за неизбежной смены адреса потерять часть корреспонденции. Если поток писем большой и ваш адрес знает больше десятка людей, уведомить всех сразу очень сложно. Многие меняли номер мобильного телефона и знают, что хотя бы один человек будет усиленно названивать по старому, уже неактуальному и, возможно, перешедшему в другие руки номеру. Поэтому многие настраивают автоответчик, который действует какое-то время, сообщая всем позвонившим о новом номере. Практически тем же способом решается и почтовая проблема. Многие почтовые службы позволяют настраивать автоответ (как правило, он уведомляет адресата о том, что его письмо получено), а также переадресацию. Если не лениться и залезть в настройки, то проблему можно решить минуты за три.
Вообще-то, теперь любой пользователь может завести себе бесчисленное множество почтовых ящиков, причем без всякой регистрации и тому подобных муторных вещей. Вам достаточно назвать любую комбинацию латинских букв и цифр, прибавить к ней @mailinator.com, попросить кого-нибудь отправить вам письмо, и через пару минут можно проверять ящик. Он создается автоматически, как только на данное имя будет получено первое послание. Такую возможность дает сайт www.mailinator.com. То, что регистрация здесь не нужна, кажется невероятным, но это так. Сервер принимает почту на любое имя, которое является одновременно и логином, и паролем. На самом деле это не совсем почта, а нечто вроде гигантской доски объявлений, где кто угодно может написать что угодно кому угодно, и, соответственно, прочесть это тоже может кто угодно, главное – знать имя ящика получателя. То есть ни о какой конфиденциальности этой почты речь не идет, более того, одним и тем же именем могут одновременно пользоваться несколько человек, и тогда им придется выбирать свои письма из общей кучи. Но, с другой стороны, если вы не будете кричать направо и налево о том, что ваш ящик называется afha473wrer@mailinator.com, то трудно представить, что в него залезет кто-нибудь, кроме вас и отправителя. Кстати, отправитель может без труда проверить, дошло его письмо или нет.
Удалить полученные документы собственноручно нельзя, но это сделают за вас через несколько часов после получения почты. То есть адрес хорош для получения одного письма, которое чревато увеличением потока спама, например подтверждения регистрации в интернет-магазине. Получили свои данные, скопировали, и пусть они спамят на этот адрес сколько влезет. Но почта эта неполноценна: отсюда невозможно ничего отправить, как говорится, ни ответа, ни привета. Зато это хорошо для получателей, особенно для тех, кто почему-то любит менять адреса электронной почты – теперь это без труда можно делать хоть раз в минуту.
Ежедневно сюда приходят миллионы непрошеных рекламных писем. И если побороть эту напасть пока не представляется возможным, показать, откуда сыплется весь этот мусор, не так сложно. Особенно, если прибегнуть к помощи знаменитого проекта Google Maps (http://maps.google.com). Так здесь и появилась карта спама www.mailinator.com/mailinator/map.html. Почтовый сервер Mailinator определяет IP-адрес (уникальный номер в Интернете) компьютера-отправителя спама, а по нему – место, откуда тот был отправлен, и помечает его на карте мира. В результате пользователь видит карту, на которой красными воздушными шариками помечены точки, из которых ведется спам-обстрел. Если щелкнуть на шарике, можно узнать не только IP-адрес, но и количество отосланных оттуда писем, а также их тему (Subject) и некоторые другие технические данные. Не будем забывать, что масштаб карты Google можно сильно увеличить. Поэтому местонахождение компьютера-спамера можно установить вплоть до улицы.
Пусть здесь отражается далеко не весь мировой спам, а только та его микроскопическая часть, которая приходит на сервер Mailinator, но и за этой нерепрезентативной картиной наблюдать тоже интересно.
Среди пользователей «продвинутых» считается, что вести переписку по e-mail, зная, что твой собеседник находится онлайн, уже несколько архаично. Есть мессенджеры, позволяющие общаться напрямую, программы голосового общения и даже видеочаты.
Однако и сама почта не стоит на месте. Так, появилась возможность отправить звуковое письмо. В общем-то, давным-давно ничто не мешает наговорить что-нибудь в микрофон, сохранить записанное и отправить приложенным файлом. Но дело это весьма трудоемкое, да и письмо утяжеляет. Гораздо удобнее, а главное, интереснее воспользоваться специальным сервисом – Springdoo (http://springdoo.com).
Зарегистрировавшись, пользователь получает возможность записывать файлы. Система сама проверит наличие и работоспособность вашего микрофона и предложит выбрать уровень записи. Если техника в порядке, можно жать на кнопку Start и начинать запись. Звуковое письмо может быть весьма продолжительным – до 10 минут. С хронометражем монологов я знаком не понаслышке, поэтому ответственно скажу, что этого времени достаточно, чтобы в среднем темпе прочитать вслух как минимум три таких страницы, которые сейчас у вас перед глазами. Если что-то не получилось, просто останавливаете процесс и записываете снова, а бракованный вариант самоуничтожится. Получившееся аудиописьмо можно прослушать и, если вы довольны, отсылать. Хитрая система во время записи вашего монолога загоняет в буфер обмена ссылку, вам остается просто вставить ее в тело письма, объем которого никак не будет зависеть от того, сколько вы наговорили. Соответственно адресат получает письмо со ссылкой, щелкает на ней, открывая страничку с плеером, и прослушивает ваше послание. Пользователи, отославшие более пяти говорящих писем, получают возможность персонализировать внешний вид своего плеера, в том числе добавить к нему свою фотографию или, например, логотип компании. Все аудиофрагменты хранятся в Интернете в течение месяца, автор может переслать их другим получателям, посмотреть статистику прослушиваний или досрочно удалить. Если услуга понравилась и возникло желание пользоваться ей регулярно, можно скачать программу, которая еще более упростит процесс записи аудиописем.
На первый взгляд, хоть и забавная, но, в целом, не особенно полезная штука. Ну, отошлешь звуковое письмо разок-другой, ради развлечения, но не более того. Поэтому я был удивлен тому, что выпуск программы «ЭхоНет», где я рассказывал про этот сайт, вызвал много откликов. Люди, которые не расслышали адрес сайта по радио, просили прислать ссылку. Выяснилось, что многие слабовидящие люди нашли этот ресурс крайне полезным для себя: найти (возможно, с чьей-то помощью) в поступившем письме всего одну ссылку и щелкнуть на ней им гораздо легче, чем прочитать все то же самое в тексте.
Наверняка найдутся и те, кому пригодится и другая разновидность электронной почты. Pickle (www.pickle.com) делает акцент на загрузке фотографий и видеофайлов (далее я везде буду упоминать только фотографии, но все сказанное относится и к видеофайлам тоже) через электронную почту. Никакой революции в этой возможности нет, она давным-давно реализована у «классика» этого жанра, фотохостинга Flickr (www.flickr.com), но в Pickle на эту услугу сориентирован сам сервис. Пользователь регистрируется и получает возможность отправлять фотографии общим объемом до 200 Мбайт в месяц. Внешне альбом похож на ящик веб-почты, только вместо писем в папке Inbox у вас будут присланные картинки. Впрочем, для сохранения файлов вовсе не обязательно использовать только электронную почту, можно загрузить прямо с сайта или с помощью клиентской программы, которую понадобится установить.
При регистрации пользователь получает электронный адрес, имя для которого он выбирает сам. Это удобно, особенно если вы просите кого-то прислать вам фотографии. В этом случае вам не придется извлекать их из писем, они сами попадут в ваш альбом. Более того, можно создавать папки, которые получат свои адреса электронной почты, и тогда фотографии будут отправляться прямо туда. Чтобы посмотреть, как это выглядит, вы можете послать мне любую фотографию на адрес plushev.book@pickle.com, а на страничке http://www.pickle.com/plushev посмотреть галерею, составляемую читателями этой книги, где будет и ваш снимок. Каждую папку можно закрыть от посторонних глаз, но эта, разумеется, останется публичной.
Сайт можно использовать и как обычный почтовый ящик, но только для отправки писем, поскольку принимаются здесь только фотографии и видеофайлы, текст игнорируется. Если это направление получит развитие, легко предсказать и появление нового вида массовых рекламных рассылок, которые можно условно назвать фотоспамом, где реклама будет содержаться не в тексте письма, а в приложенной к нему фотографии. Если быть точным, то такой спам есть и сейчас, но пока он не получил большого распространения.
Вот и не поймешь, к чему отнести этот сервис – к службам для хранения картинок или к онлайновой электронной почте. Впрочем, классификация не так важна, главное, что этот сервис делает своего пользователя более мобильным, а жизнь его – более современной и удобной. Кстати, о мобильности. Именно ей компенсируются многие недостатки, присущие онлайновой электронной почте. Но это я могу выбирать, а многие пользователи лишены такого счастья: работодатель дал почту с клиентом, вот и смотрите ее на своем рабочем месте. А сели за другой компьютер, особенно где-нибудь вдали от работы, и почта уже может быть недоступной – для того, чтобы заглянуть в почтовый ящик, понадобится установленный клиент и настройки учетной записи, которые мало кто предусмотрительно носит с собой. У меня, например, была и еще одна проблема с корпоративной почтой. Когда я работал в журнале «Русский Newsweek» (издательский дом Axel Springer Russia), мне выдали самый длинный адрес за всю мою историю пользования электронной почтой: alexander.plyushchev@axelspringer.ru. Вы не поверите, но некоторые умудрялись даже присылать на него письма, записав с моих слов по телефону. Разумеется, приходилось нарушать корпоративную этику и давать адрес онлайновой почты, гораздо более удобопроизносимый и запоминаемый. Но даже не это главное, а то, что посмотреть я его мог только на работе. Стоит ли говорить, что у журналистов выходные бывают далеко не всегда в те же дни, что и у большинства остальных людей. Бывает очень нужно посмотреть свою почту – а приходится ждать понедельника.
Превратить свою обычную почту в онлайновую помогает сервис MyEmail (http://myemail.com), где нужно лишь авторизоваться с помощью регистрационных данных любого вашего ящика. В некоторых случаях могут понадобиться настройки учетной записи (это адреса серверов исходящей и входящей почты), но если заблаговременно этим озаботиться и просто один раз переписать их из клиента, больше никаких проблем не будет. Если вы хотя бы раз имели дело с веб-почтой, то разобраться не составит никакого труда. В папке Inbox вы обнаружите все новые входящие сообщения, с которыми можно управляться как обычно: удалять, перемещать в другие папки, отвечать и пересылать другим пользователям. Само собой, можно и просто написать письмо, причем адресат получит его с вашего привычного адреса. Особенно актуально это будет для тех, кто хотел бы посмотреть свою почту через временный и дорогой доступ, например GPRS, где оплата напрямую зависит от трафика. В обычном случае (при работе онлайн) вы будете загружать не сами сообщения, а только их заголовки, по которым можно определить, нужно ли вам то или иное письмо, или его можно отправить в корзину, не открывая. Для других почтовых ящиков не нужно открывать MyEmail в новом окне, достаточно добавить ваши профили и получить единый центр управления почтой. Правда, с другими почтовыми веб-сервисами может и не получиться: необходимо, чтобы поддерживался доступ по протоколу POP и, кроме того, чтобы вы смогли этот доступ настроить.
Онлайновая электронная почта позволяет пользователю не зависеть от какого-то одного компьютера, это вполне надежный инструмент, но стопроцентно полагаться на него все же не стоит. Не только из-за того, что ваша переписка может, пусть даже по случайности, стать чьим-то достоянием – я с трудом представляю людей, которые доверяют электронной почте что-то чересчур серьезное или секретное. Но и потому, что любой сбой у провайдера может поставить вас перед серьезными трудностями. У меня было несколько случаев, когда на работе я не мог открыть и распечатать отправленные самому себе письма только потому, что где-то у провайдера, услугами которого мы пользуемся, отключался выход на международный канал и в результате доступ ко всем сайтам, расположенным на зарубежных серверах, пропадал. Впрочем, все то же самое относится и к обычной электронной почте.