Вы здесь

Полная энциклопедия знахаря. В мире добра и зла (А. П. Аксенов, 2008)

В мире добра и зла

ГРЕХОВНЫЕ СТРАСТИ

ГРЕХИ ПРОТИВ ГОСПОДА БОГА

Верование снам, ворожбе, встречам и другим приметам. Сомнения в вере. Леность к молитве и рассеянность при ней. Нехождение в Церковь, долгая небытность у исповеди и Св. причастия. Лицемерие в Благопочтении. Хула или только ропот на Бога в душе и на словах. Намерение поднять на себя руки. Напрасная божба. Обещание Богу неисполненное. Кощунство над священным. Гнев с упоминанием нечистой силы (черта). Еда или питье в воскресные и праздничные дни до окончания литургии. Нарушение постов или неточное соблюдение их, рабочее дело в праздники.

ГРЕХИ ПРОТИВ БЛИЖНЕГО

Неусердие к своей должности или к своему делу в общежитии. Непочтение к высшим или старшим. Неисполнение обещания человеку. Неуплата долгов. Отнятие силой или тайное присвоение себе чужого. Скупость на милостыню. Личная обида к ближнему. Пересуды. Оклеветание. Проклинание других. Напрасные подозрения. Незащищение невинного человека или дела правого с потерею для них. Убийство. Непочтение к родителям. Несмотрение с христианской заботливостью за детьми. Гнев – вражда в семейной или домашней жизни.

ГРЕХИ ПРОТИВ САМОГО СЕБЯ

Праздные или скверные мысли в душе. Желание зла ближнему. Лживость слова речи. Раздражительность. Строптивость или самолюбие. Зависть. Жестокосердие. Чувствительность к огорчениям или обидам. Мщение. Сребролюбие. Страсти к наслаждениям. Сквернословие. Песни соблазнительные. Нетрезвость и многоядение. Блуд. Прелюбодеяние. Неестественный блуд. Неисправление своей жизни.

Из числа сих всех грехов против десяти заповедей Божьих некоторые, достигая в человеке высшей ступени развития своего, переходя в порочные состояния и ожесточая его сердце нераскаянностью, признаются тяжкими особенно и противными Богу.

ГРЕХИ СМЕРТНЫЕ, ТО ЕСТЬ ДЕЛАЮЩИЕ ЧЕЛОВЕКА ПОВИННЫМ В ВЕЧНОЙ СМЕРТИ ИЛИ ПОГИБЕЛИ

Гордость, презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо и уподобиться Вышнему; словом – гордость до самообожания.

Ненасытная душа или Иудина жадность к деньгам, соединенная большею частью с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

Блуд или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

Зависть, доводящая до всякого возможного злодеяния ближнему.

Чревоугодие или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстною привязанностью к различным увеселениям по примеру Евангельского богача, который веселился во все дни.

Гнев непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил вифлеемских младенцев.

Леность, или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

ГРЕХИ ХУЛЫ НА ДУХА СВЯТОГО

Чрезмерное упование на Бога или продолжение тяжкой греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие.

Отчаяние или противоположное чрезмерному упованию на Бога чувство в отношении к милосердию Божию, отрицающее в Боге отеческую благость и доводящее до мысли о самоубийстве.

Упорное неверие, не убеждающееся никакими доказательствами истины, даже очевидными чудесами, отвергающее самую дознанную истину.

ГРЕХИ, ВОПИЮЩИЕ НЕБО ОБ ОТМЩЕНИИ ЗА НИХ

Вообще умышленное человекоубийство (аборты), а в особенности отцеубийство (братоубийство и цареубийство).

Содомский грех.

Напрасное притеснение человека убогого, беззащитного, беззащитной вдовы и малолетних детей-сирот.

Удержание у убогого работника вполне заслуженной им платы.

Отнятие у человека в крайнем его положении последнего куска хлеба, последней лепты, которые потом и кровию добыты им, а также насильственное или тайное присвоение себе у заключенных в темнице милостынь, пропитания, тепла или одеяния, которые определены им, и вообще угнетение их.

Огорчение и обиды родителям до дерзких побоев их.

О ЖИЗНИ ДУХОВНОЙ

Церковь учит, что духовная жизнь – это не только переживания человеческого духа и разума, но и вся наша повседневная жизнь в целостности своего общения с Богом. Каждый поступок христианина, каждая мысль его, каждое слово и каждое дело, каждое проявление его личности – должны быть духовными, то есть вдохновляемыми и ведомыми Святым Духом, чтобы воля Бога Отца могла быть исполнена так, как она была явлена в Его Сыне. Что делаете, все делайте во славу Божию.

В Ветхозаветном законе сказано: «Я Господь, Бог ваш: освящайтесь и будьте святы, ибо Я Господь, Бог ваш, свят».

В Новом Завете апостол Петр возвращается к этой основной Божией заповеди: «… по примеру призвавшего вас Святого и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «Будьте святы, потому что Я свят».

Люди становятся святыми через участие в святости Самого Бога, в этом – смысл единства с Ним. Все «призваны быть святыми, делаясь причастниками Божественного естества». Именно это и имел в виду Иисус Христос, когда в Своей Нагорной проповеди провозгласил: «И так будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный».

Путь единения с совершенством и святостью Бога лежит во «Христе». Видящий и знающий Иисуса Христа – видит и знает Бога Отца. Находящийся в общении с Сыном – пребывает в неразрывном единстве с Отцом. Все это возможно исполнить только присутствием и силой Святого Духа в жизни человека.

«Если любите меня, – говорит Христос, – соблюдите Мои заповеди. И я умолю Отца, и даст вам другого утешителя, да прибудет с вами во век, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его, не знает Его; а вы знаете Его, Ибо Он с вами пребывает и в вас будет».

Без Духа Божьего человек не может быть по-настоящему «человечным», быть самим собой. Как говорил Ириней Лионский (III в.): «Человек есть тело, душа и Святой Дух». Это значит, что для достижения образа и подобия Божия, по которому человек был сотворен, то есть для уподобления Христу – совершенному, нетварному образу Божию, человек должен быть храмом Духа Божьего. Если он не явится им, тогда он делается храмом лукавого духа зла. Третьего быть не может. Человек находится либо в бесконечном процессе жизни и возрождения, в единстве с Богом властью Святого Духа, либо в бесконечном процессе распада и смерти, властью разрушительной силы дьявола, возвращаясь в прах и небытие, из которых он был вызван. Именно так православное Предание понимает «два пути» закона Моисеева: «Во свидетели перед вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих».

То же самое говорит и апостол Павел о «двух законах», действующих в жизни человека:

Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божьем; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих… Потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти… Ибо живущие по плоти о плотском промышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир.

Каждый стоит перед этими двумя путями человеческого существования: или выбрать жизнь – «жизнь в избытке», «жизнь вечную», данную Богом в творении и спасении через Иисуса Христа, или – выбрать смерть. Весь драматизм человеческого существования заключается в выборе, даже если он бессознателен.

Говорить неправду и быть неправедным – значит грешить. Надо заметить, что, описывая грех, Священное Писание употребляет слова, в контексте которых всегда имеется в виду первоначальное состояние праведности и добра. Например, слово «падение» указывает на движение вниз, уводящее от первоначального высокого состояния. Слово «скверна» дает понять о загрязнении бывшей чистоты. А слово «прегрешение» означает нарушение того, что сначала было истинным. Слова «разрыв» и «отчуждение» указывают на существовавшее единство. И, наконец, слово «отклонение» показывает на уход с правильного пути.

Нет такого слова, обозначающего грех, которое в самом своем звучании не открывало бы нам, что грех – это неестественное состояние для человека, что всякое зло действует лишь в качестве «паразита» на том, что изначально было добрым. Поэтому и в православном падении грех ни в коем случае не считается естественной частью бытия. Быть человеком и одновременно быть грешником – есть противоречие. И наоборот, чистым, верным, добрым. В этом смысле можно сказать, что духовная жизнь и состоит в том, чтобы не грешить. А не грешить – значит быть подобным Богу и Его Сыну Иисусу Христу.

Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие. И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи ваши, и что в Нем нет греха. Всякий, пребывающий в Нем, не согрешает; всякий согрешающий не видел Его и не познал Его. Дети! да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он праведен. Кто делает грех, тот от дьявола, потому что сначала дьявол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела дьявола.

Апостолы и святые, на основании собственного опыта, знали силу дьявола, направленную против человека, чтобы его разрушить. Но менее хорошо и бессилие дьявола, ведущее к его собственному конечному разрушению, если он сражается против человека, полного Святым Духом Божьим. Православное учение и здесь утверждает, что среднего пути между Богом и дьяволом не существует. В конечном счете, в каждый данный момент мы находимся или с Богом, или с дьяволом, служа либо одному, либо другому.

Окончательная победа принадлежит Богу и тем, кто с ним, а дьявол и его полчища будут в конце уничтожены. Но пока человек не признает и, главное, не почувствует всей реальности этой космической духовной борьбы (Бога и дьявола, добрых и злых ангелов), он не может по-настоящему называться христианином, потому что цель его духовной жизни – это победа над обманчивыми и лживыми соблазнами искушения дьявола.

Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас.

Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника. Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира…

Здесь следует обратить внимание, что, как в Священном Писании, так и в духовном Предании Церкви, слово «мир» (т. е. вселенная) употребляется в двух различных значениях. В одном случае «мир» есть выражение всего творения Божьего, результат Его благой воли и объект Его любви.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир. Но чтобы мир спасен был через Него.

Но кроме этого положительного видения «мира», существует также и отрицательное, когда слово «мир» означает не объект Божьей любви, но творение, восставшее против своего Творца. Так, по словам Христа: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, но я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».

И апостол Иоанн, в своем первом Послании, продолжая говорить о вражде между Христом и «миром», дает христианам следующую заповедь:

Не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек.

Такое же раздвоение существует и в употреблении слова «плоть» – означает полноту человеческого существования, самого человека. Поэтому о воплощении Христовом написано: «И Слово стало плотью…», в день Пятидесятницы Бог излил Свой Святой Дух «на всю плоть». С другой стороны, слово «плоть» используется и как эпитет безбожного и бездуховного существования:

Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном. Помышления плотские – суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир; потому что плотские помышления суть вражда против Бога и в телах ваших, которые суть Божьи.

Следует подчеркнуть, что, говоря о «плоти», апостол Павел тут не имеет в виду человеческое тело, он недвусмысленно дает это понять:

Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Не знаете ли, что тела ваши суть храм Святого Духа, которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божьи.

Эта наблюдаемая двойственность в значениях слов «мир» и «плоть» разъяснена духовными учителями Церкви и четко разграничена в ее таинствах. Творение Божье – добро. Физическое существование само по себе не зло. Плотское тело человека не является дурным. Злы лишь греховные страсти и влечения, ибо они используют тварный мир и плотское тело человека как самоцель, как объекты идолопоклонничества и безбожных вожделений, что, по словам блаженного Августина, выражает «поклонение твари, а не Творцу».

Душа по природе бесстрастна. Страсти и суть нечто придаточное – в них виновна сама душа… естество души светло и чисто, по причине принятия им в себя божественного света… противоестественное же ее состояние бывает в людях страстных, страстям работающих.

Слыша, что должно удалиться от мира, очиститься от всего, что есть в мире, надлежит тебе сначала понять и узнать… что значит самое наименование «мир»… Мир есть имя собирательное, обнимающее собою то, что называется страстями. Когда в совокупности хотим наименовать страсти, называем их миром… Мир есть плотское житие и мудрование плоти.

Новая жизнь мира, сотворенного, искупленного и данного человеку Богом через Христа и силой Святого Духа, – есть Церковь. В ней и сосредоточивается то, что Бог желал изначально для человека.

Но не следует думать, что она является каким-то специальным «религиозным сосуществованием», отличным от того бытия, которое мы получили от Бога, сотворившего нас. Двух жизней – «естественной» и «религиозной» – не существует, есть только одна – истинная, подлинная, настоящая жизнь, жизнь с Богом, жизнь церкви, все другое же считается смертью.

Следовательно, люди, не сознающие своей принадлежности к Церкви Христовой, живут истинно и подлинно лишь в той мере, в какой они следуют Божьему закону, «написанному в сердцах их». А те люди, которые считают себя членами Церкви, являются ими столько, насколько они по-настоящему разделяют ее жизнь. К сожалению, бывает, что человек формально считается членом церкви, но при этом продолжает жить по законам плоти, закону греха и смерти.

Единственным содержанием духовной жизни человека является «стяжание Святого Духа» и в «искании прежде царства божия и праведности Его». Именно для этого и только для этого человек был сотворен Богом.

Поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделение плоти, ибо плоть желает противное духу, а дух – противного плоти. Они друг другу противятся… дела плоти известны; их суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, смерть, распри, разногласия, соблазны, ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и т. п. Поступающие так Царствие Божие не наследуют. Плоть же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.

ОБЫЧАИ, ПРОВЕРЕННЫЕ ВРЕМЕНЕМ

Обычаи, традиции, обряды – это золото народной мудрости. Знание их помогает нам выжить. Каждый раздел этой главы – кладезь практических советов, информация к действию.

Как избежать ошибок при проведении свадьбы, как правильно проводить в путь дорогого человека, как вести себя женщине в период беременности, как правильно заниматься сельским хозяйством, как самому определить у себя наличие порчи и самому же избавиться от нее – об этом и о многом другом вы узнаете из этого раздела.

Наши знания ограничены, а незнание – безгранично. Люди ищут внеземные цивилизации на других планетах и в других галактиках. А ведь другая цивилизация живет бок о бок с нами. Только знания о такой черной цивилизации разбросаны по сказкам, легендам и сказаниям народов мира. Есть такие знания и в православной духовной литературе.

Вот один из примеров. В юности у Косьмы, в будущем преподобного Кукши Одесского, был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе – ты будешь гоним всю жизнь».

Рассказы о нечистой силе бывают сказкой только до тех пор, пока человек воочию, своими глазами не убедится в этом, не увидит, как больные люди мычат, лают, хрюкают, дерутся, кусаются. Тогда сказки становятся былью и люди начинают верить в то, о чем рассказывали им их дедушки и бабушки. Сейчас приемы больных уже не веду. Не хватает сил. Сначала ко мне текли ручейки людей, потом – небольшие речки, а в настоящее время – полноводные реки. А ведь силы имеют свои пределы. Я рассказываю людям, как самостоятельно бороться с нечистой силой. Кто хочет победить нечисть, с Божьей помощью всегда ее одолеет. Только нужно запастись терпением. А нечисть очень боится терпеливых людей.

В детстве и юности меня часто мучил вопрос: «Почему хорошие, добрые люди долго не живут на нашей земле?» Ответ получил уже в зрелом возрасте, когда начал вести борьбу с нечистой силой. Оказывается, за всем этим стоит нечистая сила, ведьмы и колдуны. Да и сейчас навести на человека болезнь, развести семью, повесить, утопить или просто умертвить через болезни – для ведьм и колдунов ничего не стоит. В меру своих сил и возможностей я стараюсь не дать довести их планы до осуществления. Борьба здесь идет только на смерть, кто – кого. Слава Богу, сила всегда на стороне Господа. Лишь бы люди обращались за помощью к святым, Богородице или Пресвятой Троице.

Когда начинаешь лечение, то начинается духовная брань между светлыми и темными силами. Проиллюстрирую это примерами из своей практики.

Однажды приехала ко мне женщина, которая попросила вылечить ее мужа. Они с мужем медики. Муж у нее известный ученый, доктор медицинских наук, у него много своих учеников. Но от зависти ее мужу «сделали» так, что он стал всего бояться, спал только с молотком в руках, бил им стены. Женщина сказала, что в лечении таких болезней медики бессильны. Они с мужем полностью уверены, что на него навели порчу. При осмотре его стало понятно, почему он так стал себя неадекватно вести. Этому врачу просто «сделали», но «делали» не дилетанты, а профессионалы.

Приведу еще пример. Обратилась ко мне женщина-врач и рассказала о том, что после того, как стала работать с новой медсестрой, у нее появились страхи, боязнь замкнутого пространства, слабость во всем теле. Она обращалась ко многим врачам-коллегам, но излечения не было, а здоровье все ухудшалось и ухудшалось. Причем она указала на одну интересную закономерность: все врачи, с которыми эта медсестра работала до нее, ушли из жизни. Когда я начал ее лечить – из нее заговорил дух медсестры. Оказалось, что медсестра была ведьмой. Делала порчи не только медработникам, но и пациентам, которые обращались в больницу. В настоящее время женщина-врач практически здорова, а вот медсестра-ведьма долго не проживет.

Женщина преподает в мединституте, доцент. Как-то раз к ней подошла коллега по работе и сказала, что сделает ей так, что у нее откажут рука и нога. Она не придала значения этим угрозам. Через короткий промежуток времени у нее отказали рука и нога. Сколько ни лечилась медикаментозно, улучшения не было. Я смог помочь этой женщине.

Как-то приехал ко мне пожилой мужчина и рассказал о своем сыне. Сын, 35-летний холостяк, работает в мединституте, доцент. На протяжении последних двух недель после захода солнца начинает бегать по квартире и прыгать на стены. Отец говорит, что это ужасное зрелище. Я начитал воды для его сына, сказал, как ее пить. Через неделю опять приехал отец и рассказал, что после того, как сын стал пить наговоренную воду, у него была рвота и сильное расстройство желудка. Сейчас он вновь нормальный человек.

Однажды во время приема больных подошла ко мне женщина, дочь которой я год назад лечил от бесплодия. Поинтересовался, что же привело ее вновь ко мне. Она рассказала, что дочь родила ребенка. И недели через две после прихода из роддома чуть не ушла из жизни – порезала себе вены. Ее еле спасли. Когда привезли ко мне эту молодую женщину и я положил ей руку на голову и стал читать «Отче наш», сразу же из нее заговорил дух ведьмы, работающей медсестрой в родильном отделении. Делая укол роженице, она загнала свой дух в нее и в дальнейшем пыталась заставить ее покончить жизнь самоубийством. Но просчиталась. Так как порча была свежая, я сразу же «вытащил» дух ведьмы из женщины.

А вот еще интересный случай. Как-то раз ко мне привезли шестилетнего мальчика. Он шипел, как змея, а язык у него двигался, как у пресмыкающегося, вправо-влево, не останавливаясь. Отец рассказал, что сын лежал в больнице с тяжелым воспалением. Воспаление вылечили, но ребенок стал шипеть и дергать языком. Лежал в психиатрии, но толку никакого нет. Забрали ребенка домой, а как лечить, что делать дальше – ума не приложат. Мальчик ловит ужей и приносит их в квартиру. Как только его ни наказывали, все делает по-своему. Мне мальчик рассказал, что когда он лежал в больнице, к нему в палату зашла медсестра, приказала открыть рот, сунула туда голову ужа и стала что-то говорить. После этой «процедуры» у него появились повадки ужа, так ведьма загнала дух ужа в мальчика. После нескольких сеансов ребенок стал здоров. Радости отца не было предела.

Обратились как-то ко мне за помощью две женщины. Глядя на их худые изможденные лица, сразу понял, что со здоровьем у них не все в порядке. Они рассказали мне свою историю. Их было три сестры. Одну из них похоронили несколько месяцев назад. Так как их сестра умерла зимой, то земля на улице была промерзшая. Женщины хорошо знали, что землю для печатания из цветочного горшка брать ни в коем случае нельзя (это они прочли в одной из моих книг). Но батюшка, который в это время был в доме, сказал, что это предрассудки. И у него нет времени, чтобы ждать, пока землю принесут с улицы. Поэтому землю для печатания женщины взяли из цветочного горшка. Батюшка провел обряд. В скором времени сестры стали похожи на покойников, у них нет части тела, которая бы не болела. Я начитал им воды и дал рекомендации, как избавиться от такой порчи. Через месяц-другой сестры пошли на поправку.

Летом ко мне за помощью приезжали священник со своей матушкой. Они стали рассказывать о своем житье-бытье. Несколько лет назад священника перевели в новый приход. От предыдущего священника на полке осталось несколько книг. Вот что дальше рассказал мне священник: «Я стал приводить все в порядок. Взял одну из книг, случайно вчитался в текст, в нем было описано, как загонять в людей бесов. Все эти книги сжег. В один из праздников во время службы в церкви освящал святые дары. Поднимаю чашу, а под ней клубок седых волос. Спрашиваю у тех, кто помогал мне вести службу, откуда волосы, все молчат. После этого мне захотелось пить спиртное, пить ежедневно. Как выпью 100 г, бегу, куда глаза глядят. Не могу остановиться, не могу идти домой». Через месяц получил от матушки письмо. В нем она пишет, что на том месте, куда я положил на голову священника руку и прочитал молитвы, прорвало и из раны стал выходить такой зловонный гной, что невозможно было находиться рядом.

В жизни я обыкновенный человек, стараюсь в меру своих сил защитить людей от нечисти и научить их, как с ней бороться. Иисус Христос еще два тысячелетия назад сказал очень актуальные в наши дни слова: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы? Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые» (от Матфея 7.15–17).

Я надеюсь, что практические советы, приведенные в этом разделе книги, помогут вам, дорогие читатели, в вашей повседневной жизни.

ВЕНЧАНИЕ

У большинства из нас, рано или поздно, бывает в жизни такое событие, как венчание. Чтобы этот обряд прошел хорошо, чтобы у молодых была счастливая семейная жизнь, приводим вам приметы, дошедшие до нас от наших предков. Следуя им, вы сумеете защитить себя или своих детей, внуков или просто друзей от возможных напастей.

• Перед венчанием родители должны благословить своих детей на счастливую и долгую семейную жизнь, так как родительское благословение имеет большую силу.

• При венчании молодым нельзя оглядываться назад – могут развестись.

• Венчальные свечи молодые должны зажигать самостоятельно от лампадок или свечей, горящих перед иконами.

• Во время обряда венчания ни в коем случае не допускайте, чтобы между вами кто-либо прошел. Это делают для того, чтобы у вас семейная жизнь была недолгой.

• После венчания в церкви, когда молодые приезжают домой, они сначала должны поцеловать икону, затем родителей, а потом – хлеб-соль.

• Старайтесь без спешки надевать обручальные кольца: если одно из колец будущих супругов упадет, то брак будет недолгим.

• Невеста во время венчания ни в коем случае не должна ронять свой платок – это к короткой семейной жизни или к болезни будущего супруга.

• Не совершают венчание накануне среды и пятницы в течение всего года (вторник и четверг), воскресных дней (суббота), двунадесятых, храмовых и великих праздников; во время постов Великого, Петрова, Успенского и Рождественского; во время Святок (с 7 по 17 января); в течение сырной седмицы (масленицы), начиная с Недели мясопустной и в Неделю сыропустную; в течение Пасхальной (Светлой) седмицы; в дни (и накануне) Усекновения главы Иоанна Предтечи – 11 сентября и Воздвижения Креста Господня – 27 сентября.

• После венчания обручальное кольцо носите на руке. Ни в коем случае в будущем не отдавайте его на переплавку для изготовления сережек, брошей или крестиков – ваш брак распадется.

• Если у вас треснуло обручальное кольцо – значит, ждите больших неприятностей.

• Второй раз нельзя венчаться в церкви до смерти одного из супругов.

• Многие молодожены только при венчании в церкви узнают, что у них есть порча. Одних начинает трясти, знобить, другие кричат дикими голосами или теряют сознание. Поэтому многие семейные пары могут и не состояться.

Чтобы этого не случилось, перед венчанием надо отстоять службу и причаститься. Если будущая жена или муж не захотят принимать причастие, значит, они занимаются «черными делами». Соответственно делайте выводы – нужен вам муж-колдун или жена-ведьма.

• Во время причастия смотрите за тем, чтобы будущие жена или муж, которые причащаются, проглотили его. Если у них дернулся кадык, значит, все нормально, причастие принято.

• Бывает и так, что ведьма или колдун идут под причастие, его не глотают, кладут под язык, а после выхода из церкви выплевывают где-нибудь на перекрестке.

• Во время венчания венец на жениха и невесту нужно надевать, а не держать над их головами.

Молитва при бракосочетании (молитва христианских супругов)

Господи Боже Боже наш, во спасительном Твоем смотрении, сподобивый в Кане Галилейстей честный показати брак Твоим пришествием. Сам ныне рабы Твоя (имена рек) яже благоволил еси сочетатися друг другу в мире и единомыслии сохрани: честный их брак покажи, нескверное их ложе соблюди, непорочное их сожительство пребывати благослови и сподобия к старости маститей достигнути, чистым сердцем делающе заповеди Твоя. Ты бо еси Бог наш, Бог еже миловати и спасти и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцем, всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

СВАДЬБА

Перед тем как жениться или выходить замуж, запомните несколько «не», которые желательно не нарушать во избежание неприятностей в браке.

Нельзя выходить замуж или жениться, если не прошел год после смерти отца или матери.

• Нежелательно жениться в високосный год или в мае месяце.

• Нельзя жениху называть кому бы то ни было имя своей будущей жены до тех пор, пока не зашлют сватов.

• Лучший день недели для того, чтобы засылать сватов, – пятница.

• Выпекают свадебный каравай за день до свадьбы. Каравай на свадьбу должны печь специально отобранные женщины. Ни в коем случае нельзя допускать к выпечке свадебного каравая вдов и разведенных. Его должны печь лишь женщины, счастливо живущие в браке. Для выпечки каравая используют пшеницу и рожь. При этом из ржи пекут только дно (нижняя корка).

• Перед свадьбой жениху и невесте необходимо пойти в церковь, отстоять службу, исповедаться и причаститься.

• Если молодые, которые родились в субботу, женятся в субботу, то у них могут быть проблемы с рождением детей.

• Нельзя полотенце, на котором стояли молодые во время свадебного обряда, отдавать другим лицам. Пусть оно хранится у молодоженов.

• За несколько дней перед брачной ночью молодоженам желательно попариться в бане, лучше всего в субботу. Нельзя париться во время годовых церковных праздников.

• В белом платье нужно выходить замуж только первый раз.

• Шишки, которые пекут на свадьбу, нельзя давать посторонним.

• Родители должны встречать молодоженов с иконой. Этой иконой их необходимо благословить, чтобы в дальнейшем икона была хранительницей домашнего очага.

• Для предохранения от порчи листья рябины кладут в обувь новобрачным, а плоды – в карманы.

• Перед тем, как невеста и жених сядут за свадебный стол, необходимо проверить, чтобы на их стульях или под стульями не было ничего насыпано или налито.

• На место жениха и невесты никто из посторонних не должен садиться.

• Невесте и присутствующим женщинам нельзя быть на свадьбе с распущенными волосами, чтобы не внести печаль в семейную жизнь. Ведь женщина с распущенными волосами всегда была в народе символом траура, печали и бед.

• Молодоженам нельзя дарить ножи и вилки.

• Не давайте никому скатерть со стола, за которым сидели молодожены.

СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ

Ситцевая свадьба – отмечается в первую годовщину бракосочетания. Будничная жизнь вошла в жизнь молодых супругов. В этот день подарите друг другу изделия из ситца.

Деревянная – пятилетие совместной жизни. Супругам дарят изделия из дерева.

Цинковая – 6,5 лет. Говорит о том, что брак должен блестеть, как цинк.

Медная – 7 лет. Муж и жена обмениваются медными монетами, символами звонкого счастья.

Жестяная – 8 лет вашему супружеству. Дарят что-нибудь из домашней утвари.

День роз – десять лет совместной жизни. Супругам должны дарить только розы.

Стеклянная – 15 лет брака. Подарками для супругов должны быть изделия из стекла.

Фарфоровая – 20 лет совместной жизни. Праздничный стол сервируют фарфоровой посудой.

Серебряная – 25 лет. На безымянные пальцы супругов, рядом с золотыми кольцами, надевают серебряные кольца.

Жемчужная – 30 лет совместной жизни. Муж дарит жене изделия из жемчуга.

Полотняная – 35 лет. Гости преподносят в подарок супругам полотенца и простыни из полотна.

Алюминиевая – 37,5 лет. Годы совместной жизни свидетельствуют о крепком семейном союзе.

Рубиновая – 40 лет. Супруг дарит супруге кольцо с рубиновым камнем.

Золотая – 50 лет. Супруги обмениваются новыми золотыми кольцами.

Алмазная – 60 лет. Сама жизнь свидетельствует о том, что ничто не может разлучить супругов.

Железная – 65 лет. Показывает, что воля супругов оказалась железной.

Каменная – 67,5 лет. Совместный брак оказался тверже камня.

Благородная – 70 лет. Говорит о том, что супруги на протяжении этих лет благородно относились друг к другу.

Коронная – 75 лет счастливой семейной жизни.

Молитва Апостолу Симону Зилоту о счастии брака

Святый славный и всехвальный апостоле Христов Симоне, сподобивыйся прияти в дом твой в Кане Галилейстей Господа нашего Иисуса Христа и Его Пречистую Матерь, Владычицу нашу Богородицу, и очевидцем быти преславнаго чудесе Христова, на браце твоем явленнаго, претворения воды в вино! Молим тя с верою и любовию: умоли Христа Господа претворить души наша из грехолюбивых в боголюбивыя; сохрани и соблюди нас молитвами твоими от искушений диавольских и падений греховных и испроси нам свыше помощь во время уныния и беспомощия нашего, да не преткнемся о камень соблазна, но неуклонно шествуем спасительным путем заповедей Христовых, дондеже достигнем обителей райских, идеже ты ныне водворяешися и веселишися. Ей, апостоле Спасов! Не посрами нас, крепце на тя уповающих, но буди нам помощник и покровитель во всем житии нашем и помози нам благочестно и богоугодно житие сие временное скончати, благую и мирную христианскую кончину получити и добраго ответа сподобитися на Страшнем Суде Христове, да избежавше мытарств воздушных и власти лютаго миродержца, унаследуем Царство Небесное и прославим великолепое Имя Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

БРАЧНАЯ НОЧЬ

• В комнату, где будет брачная ночь у молодых, ни под каким предлогом никого не пускайте – ни родных, ни близких, ни знакомых.

• Чтобы жена была желанна мужу, ей необходимо искупаться в отваре мяты или лаванды.

• В брачную ночь молодая должна вынуть сережки из ушей, чтобы они не выпали во время сна. Если она их потеряет в брачную ночь, у мужа могут быть в будущем большие неприятности.

• Чтобы после первой брачной ночи вас не сделали импотентом, не мочитесь где попало, а пользуйтесь туалетом. Например, если в то место, куда помочился молодой муж, вобьют гвоздь со специальным заклятием, то молодой человек станет импотентом.

• Если на брачной постели обнаружили иголки, землю, рассыпанную пшеницу или еще что-нибудь, ни в коем случае новобрачным нельзя ложиться на эту постель.

• В первую брачную ночь обязательно должен быть совершен супружеский акт.

• Брачная постель должна быть освящена. Свяченой водой трижды крестообразно побрызгайте кровать.

• В брачную ночь никому ни под каким предлогом не уступайте свое брачное ложе.

БЕРЕМЕННЫМ ЖЕНЩИНАМ

Чтобы беременность проходила хорошо и рождались здоровые, крепкие дети, следует выполнять рекомендации, основанные на многовековом опыте нашего народа.

• Беременной женщине нельзя есть на ходу – родившийся ребенок будет плаксивым.

• 22 декабря (день зачатия праведной Анны) беременным нельзя заниматься никакой серьезной работой.

• Беременная не должна ни с кем ругаться.

• Беременной женщине нельзя воровать – это отразится на ее будущем ребенке.

• Беременной нельзя много и часто есть, чтобы ребенок не родился завистливым.

• Беременной женщине нельзя есть чеснок.

• Беременной нельзя дуть на огонь, чтобы ребенок не задохнулся при родах.

• Беременной нельзя наступать на коромысло – у нее и у ребенка могут появиться нарывы на ногах.

• Нельзя носить в подоле дрова – у ребенка будет грыжа.

• Большой грех делать женщинам аборты.

• Очень тяжелый грех делать аборт в дни годовых церковных праздников.

• Нельзя трясти сажу – ребенок будет задыхаться.

• 7 апреля – Благовещение Пресвятой Богородицы – беременным категорически нельзя заниматься никакой работой.

• 8 апреля – собор Архангела Михаила – старайтесь не заниматься серьезной работой.

• Не переступайте через полено – будете тяжело рожать.

• Беременным нельзя смотреть на уродов и пристально вглядываться в слепых – недостатки могут передаться плоду.

• Если беременная напьется воды прямо из ведра, то ребенок будет мучиться изжогой.

• Если беременная выплеснет воду через порог, то ребенок будет страдать рвотой.

• Беременной нельзя класть куски хлеба за пазуху, иначе ребенок вырастет невеждой.

• Беременная не должна шить по праздникам или воскресеньям, иначе зашьет младенцу глаза или рот.

• В праздники беременная не должна чесать своей головы, иначе ребенок будет вшивым.

• Нельзя чесать своей головы по пятницам – будут тяжелые роды.

• Беременная не должна переступать через вожжи или канат, иначе ребенок может обмотаться пуповиной и задохнуться при родах.

• Если беременная женщина прикоснется ногой к поросенку, то родившийся ребенок будет кричать, плакать день и ночь. Это связано с тем, что в теле у ребенка появится свиная щетина. Чтобы определить щетину, необходимо матери потереть своей щекой о спину ребенка или спину полить молоком и тереть ладонью. Свиная щетина выйдет, а ребенок перестанет кричать.

• Беременная женщина не должна стричь волосы перед родами.

• Старайтесь, чтобы беременная не фотографировалась перед родами.

• Беременные женщины не должны разрешать посторонним людям гладить их по животу или прикасаться к нему.

• Беременным женщинам нельзя пинать кошек и собак – у них заболят спина и ноги.

• Если беременная увидит падаль и плюнет, то у новорожденного будет неприятно пахнуть изо рта.

• Беременная обязательно должна носить на себе нательный крестик, который нельзя снимать даже во время родов.

• Чтобы не сорвать беременность, женщинам нельзя есть редьку, она гонит плод и вызывает менструацию.

• Когда беременная на пожаре схватит себя за руку, ногу или другую часть тела, то когда родится ребенок, у него на соответствующем месте появится темное родимое пятно, вроде ожога.

• Такое же пятно будет у ребенка и в том случае, если беременная чего-нибудь испугается и схватится за свое лицо. А если она украдет, то родимые пятна у ребенка своей формой будут напоминать украденную вещь.

• Подобное случится, если беременная перейдет дорогу, когда несут покойника; тогда пятно образуется от того, что у ребенка запечется кровь.

• Не носите в руках букетики из календулы и не нюхайте их – это вредит будущему ребенку.

• Если у беременной пропал аппетит, ей надо поесть немного горчицы.

• Чтобы беременная женщина могла быстрее родить, надо носить с собой омелу, срезанную с дуба.

• Беременным женщинам нельзя целовать покойников – родившийся ребенок будет болеть.

• Если беременную женщину часто тошнит, ей надо пить чай с лимоном без сахара.

• Беременная не должна упоминать в разговоре черта, беса и нечистую силу.

• Беременная не должна пинать ногами кур, у ребенка впоследствии могут появиться бородавки.

Молитвы беременных женщин о благополучном разрешении и о рождении здоровых детей

О, Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою, и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все бедные дщери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, уничиженней рабе Твоей, разрешитися от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услыши, Пресвятая Царице Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня. Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезней. Аминь.

РОДЫ

• Чтобы не причинить вреда роженице, к ней нельзя приходить другим беременным женщинам или больным.

• Во время родов роженице необходимо развязать на голове волосы, если они завязаны.

• Когда женщину отправляют в роддом, то об этом не нужно никому говорить. В противном случае роженица будет мучиться за душу каждого человека, который знает, что она в родах.

• Для облегчения родов возле роженицы желательно ставить зажженную свечу.

• Чтобы отец любил своего малыша, новорожденного необходимо принимать в отцовскую рубаху.

• Для ускорения родов стружки бузины роженица берет в рот. Это вызывает рвоту и сокращение матки.

• При рождении ребенка, чтобы поставить на место суставчики и внутренние органы, делали следующее: обмыв новорожденного, клали его на спину и стягивали сперва вперед и накрест пальчики ножек к локтям, потом поворачивали его на живот и стягивали накрест пальчики ручек к ногам, потом клали ребенка на ладони серединой тела так, чтобы головка и ножки висели, и встряхивали несколько раз.

• Для усиления послеродовых выделений у рожениц необходимо пить отвар чернобыльника.

• Чтобы избежать преждевременных родов, необходимо пить отвар корня девясила.

• Если женщина вступит в воду, в которой обмывали роженицу после родов или в которой мыли окровавленную сорочку, или на то место, где мочилась роженица, то у нее может не быть менструации или же быть в два раза обильнее.

• При родах роженице необходимо снять с себя золотые украшения.

Молитва женщины при рождении младенца

Владыко Господи Боже наш, родивыйся от Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, и яко младенец во яслех возлегий, и яко детищ восприемлем бывый: Сам и сию рабу Твою, днесь родившую сие отроча, помилуй, и прости вольная и невольная ея прегрешения, и сохрани ю от всякаго диавольскаго мучительства: и из нея рожденнаго младенца соблюди от всякаго яда, от всякия лютости, от всякия бури сопротивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных. Сию же соблюди под державною рукою Твоею и даждь ей скорое востание, и от скверны очисти, и болезни исцели, и здравие и благомощие души же и телу даруй, и Ангелы светлыми и сияющими сию огради: и соблюди от всякаго наития невидимых духов, ей Господи, от недуга и слабости, от ревности и зависти, и от очес призора, и помилуй ю и младенца, по велицей милости Твоей, и очисти ю от телесныя скверны, и различных ей находящих утробных стужений: и изведи ю скорою милостию Твоею во смиренном ея теле во исправление: и из нея рожденнаго младенца сподоби поклонитися земному храму, егоже уготовал еси славословитися имени Твоему святому. Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва при наречении имени младенца

Господи Боже наш, Тебе молимся, и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (или: на рабе Твоей сей), (имя), и да знаменается крест единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его (имя ея), во еже бегати суеты мира и от всякаго лукаваго навета вражия, последовати же повелением Твоим. И даждь Господи, не отреченну пребыти имени Твоему святому на нем, (или на ней) совокупляемым (или совокупляемый) во время благопотребно святей Твоей церкви, и совершаемым (или совершаемый) страшными тайными Христа Твоего: да по заповедем Твоим жительствовав, и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во царствии Твоем, благодатию и человеколюбием единороднаго Сына Твоего, с нимже благословен еси, с пресвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

ГРУДНЫЕ ДЕТИ, ДЕТИ

• Женщине, у которой менструация, нельзя проведывать грудных детей, иначе у ребенка начнутся кожные заболевания.

• В первую купель для грудного ребенка необходимо положить немного меда, корней девясила, серебряную монету, чтобы ребенок рос здоровым, красивым и богатым.

• Нельзя качать пустую коляску, в которой возят грудного ребенка, – ребенок не будет спать.

• Не переступайте через маленьких детей – будут плохо расти и болеть.

• Купель, в которой купают ребенка, нельзя выносить во двор на заходе или после захода солнца – ребенок не будет спать.

• Грудных детей необходимо купать без посторонних лиц, чтобы не сглазили ребенка.

• Не купайте грудных детей, если перед этим вы их покормили. Старайтесь это делать на тощий желудок.

• Нельзя кормить грудного ребенка на чужих глазах – у матери может пропасть молоко.

• Перед первым кормлением ребенка грудью, напоите его теплой кипяченой водой с медом.

• После захода солнца нельзя смотреть на ребенка снаружи через окно – ребенок не будет спать.

• Если в доме есть дети до года, то после захода солнца ничего не выносите из дома (помои, мусор). Если у вас будут что-нибудь просить после захода солнца – не давайте. В противном случае ребенок будет болеть.

• После захода солнца не подбрасывайте детей выше головы – они будут пугаться и не будут спать.

• До года не стригите у ребенка волосы.

• Нельзя мочиться, держа на руках ребенка, – иначе у него изо рта будет течь слюна.

• Не давайте до года ребенку смотреть в зеркало – будет пугаться.

• Нельзя на ребенка смотреть из-за головы – будет пугливым.

• Чтобы дети не плакали, нельзя ночью ходить за водой к колодцу. Если воду принесли, то необходимо туда бросить горящую спичку, чтобы вода очистилась.

• Если при сосании груди ребенок не может полностью проглатывать материнское молоко, оно выливается изо рта – значит у ребенка картавость. Необходимо проверить уздечку языка, и если она короткая, не дает свободно двигаться кончику языка, то ее необходимо подрезать.

• Когда в семье есть грудные дети, нельзя оставлять ложки на ночь в тарелке, дети будут плакать.

• Чтобы ваших детей в будущем любили, делайте им купель из любистка.

• Если вы взяли с собой грудного ребенка в поле или на огород, то не кладите их в борозду или на межу – дети будут болеть.

• Не сжигайте детскую коляску, может случиться так, что у вас в дальнейшем не будет детей.

• Если грудной ребенок при кормлении поперхнулся молоком, то не нужно его тормошить. Просто подуйте ему в темя.

• На поручни колыбели ничего не вешайте – ребенок спать не будет.

• Когда отнимаете ребенка от груди, то посмотрите в церковный календарь, чтобы в этот день не было дня великомученика.

• Грудных детей не кормят во время грозы.

• Если у грудного ребенка плохо режутся зубки, то давайте ему жевать хлебную корочку.

• Старайтесь давать грудным детям как можно меньше сладостей.

• Если отнимаете ребенка от груди, то необходимо отрезать кусочек от целого хлеба и взять щепотку соли, дать ребенку в руки и сказать: «На, иди себе на свой хлеб. Чтобы ты был богатый и большой, как этот хлеб святой».

• Не давайте ни в коем случае маленьким детям шоколад, копчености, жирное мясо.

• Когда отняли ребенка от груди, то больше не прикладывайте. Если приложите вновь, то ребенок вырастет глазливым, а если сделаете такое трижды, то у ребенка появится «смертельный сглаз»: он будет глазить не только окружающих, но и себя.

• Глазливым ребенок может стать и в том случае, если после родов у мамы нет молока и его кормят все женщины в палате по очереди. Лучше будет, если такого ребенка будет кормить одна женщина.

• Грудным и маленьким детям не давайте целоваться друг с другом: во-первых, долго разговаривать не будут, во-вторых, у детей начнется стоматит.

• Старайтесь до года детям рубахи из нового материала не шить. Чтобы ваши дети в дальнейшем жили дружно между собой, необходимо рубашку, в которой крестили впервые дитя, надевать по очереди на всех последующих детей.

• Стиски – затрудненное дыхание у ребенка, сопровождающее воспаление бронхов и легкого. Они могут быть, если дать ребенку холодную грудь.

• Больного ребенка парят над ольховыми однолетками, а также купают в отваре фиалки. Хорошо помогает питье отвара трехцветной фиалки.

• Грудному ребенку нельзя дуть в лицо, может косить глазками.

• Если у ребенка приключился коклюш, то необходимо взять спелое яблоко, вырезать внутренность до половины, положить туда несколько крупинок ладана и запечь яблоко в печи. Печеным яблоком кормить больного ребенка.

• Хорошо помогает втирание бараньего жира в темя, переносицу, грудь больного ребенка. При отсутствии бараньего жира можно использовать свиной несоленый жир.

• При коклюше больное дитя носят на восходе солнца на поле зеленой ржи. Хорошо помогает.

• Венчальное серебряное кольцо кладут в купель детей, которые страдают желтухой или сухотами.

• Когда дети подрастут и начнут ходить, не бейте их тряпкой – будут бедно жить.

• Чтобы ребенок раньше начал ходить, необходимо провести его по полу во время утренней Пасхи.

• Если у ребенка на теле родимые пятна, то мать каждое утро на голодный желудок должна слизывать языком родимые пятна, говоря: «Как слюна сходит, так чтобы и это расходилось».

• Если кормящая мать хочет иметь большие соски, необходимо есть по 3 ядра миндаля до восхода солнца в течение месяца.

• Если ребенок не спит, то необходимо взять у молодого теленка слюну и смазать ею темечко и все тело ребенка.

• Если грудной ребенок слабенький, худенький, болезненный – это у него «сухоты». В данном случае хорошо искупать ребенка в воде с добавлением 1–2 столовых ложек голубиного помета.

• Если умер грудной ребенок, то его необходимо хоронить в той одежде, в которой крестили в церкви.

• Чтобы ваш ребенок был здоров, необходимо на Пасху чистой тряпочкой, смоченной свяченой водой, вытирать ему рот, глаза, руки, ноги, голову. Свяченой водой необходимо и напоить ваше дитя. Когда ребенка первый раз прикладывают к груди, то необходимо прикладывать к правой груди, ребенок будет здоровее и будет лучше сосать грудь.

• Нельзя ребенка щипать за щечки – будет слюнявым.

• Не целуйте ребенка в подошвы ног – долго не будет ходить.

• Взрослым нельзя грудных детей целовать в губы – у ребенка будет стоматит.

• После захода солнца нельзя смеяться над ребенком – будет плакать, а если засмеялись, то необходимо 3 раза плюнуть в сторону ребенка.

• До года старайтесь никому не показывать ребенка – будет спокойнее.

• Нельзя вешать для сушки белье, особенно детское, вверх ногами, а рубашки – за подол.

• Стоматит у ребенка может появиться в том случае, если будет брать расческу в рот.

• Если детскую пеленку перебежит собака, то ребенок может заболеть суставными болезнями.

• Старайтесь с ребенком до года не бывать в людных местах, а если были, то необходимо провести рукой по лицу, одежде, как будто снимая грязь с ребенка, и сказать: «Иди за ветром».

• Если кто пристально посмотрел на ребенка или на вас, то нужно сказать про себя: «Соль тебе в глаза, не раз, а трижды».

• Если ребенок некрещеный и после прогулки стал беспокойным, необходимо столовую ложку крапивы залить стаканом кипятка, дать настояться 15 минут, процедить. Этот отвар 3 раза слить через решето и, смочив в отваре руки, трижды обтереть влажными ладонями малыша по направлению от макушки к ногам, после каждого обтирания отряхивать руки и говорить: «Откуда пришло, туда и ушло».

• Не качайте на ногах своих детей – будут пугаться.

• Когда у ребенка режутся зубки, хорошо помогает втирание в десны свежего сливочного масла.

• Хорошо помогает в данном случае и отвар корня касатика, который необходимо втирать в десны (чайную ложку корня заливают 150 мл холодной воды, кипятят 15 минут, процеживают. Посуда для кипячения должна быть эмалированная).

• Когда у детей режутся зубы, то необходимо сделать бусы из плодов пиона и повесить на шею ребенку.

• При потнице у ребенка надо взять куриное яйцо, желательно коричневое, снять скорлупу, мелко ее истолочь, залить стаканом кипятка, дать настояться час. Этим настоем умывать ребенка.

• Новорожденного ребенка следует купать в белой пеленке.

Молитва супругов о даровании детей

Услыши нас, Милосердный и Всемогущий Боже, да молением нашим ниспослана будет благодать Твоя. Будь милостив, Господи, к молитве нашей, вспомни Закон Твой об умножении рода человеческаго и буди милостивым Покровителем, да Твоею помощию сохранится Тобою же установленное. Ты властною силою Твоею из ничего все сотворил и положил начало всего в мире существующего – сотворил и человека по образу Своему и высокою тайною освятил союз супружества и предуказание тайны единения Христа с Церковью. Призри, Милосердный, на рабов Твоих сих (имена), союзом супружеским соединенных и умоляющих о Твоей помощи, да будет на них милость Твоя, да будут плодовиты и да увидят они сына сынов своих даже до третьяго и четвертаго рода и до желаемой старости доживут и войдут в Царство Небесное через Господа нашего Иисуса Христа, Которому всякая слава, честь и поклонение подобает со Святым Духом во веки. Аминь.

Молитва матери о своих детях

Боже! Создатель всех тварей, прилагая милость к милости, Ты соделал меня достойной быть матерью семейства; благость Твоя даровала мне детей, и я дерзаю сказать: они Твои дети! Потому, что Ты даровал им бытие, оживотворил их душою безсмертною, возродил их крещением для жизни, сообразной с Твоей волей, усыновил их и принял в недра Церкви Своей.

Господи! Сохрани их в благодатном состоянии до конца жизни; сподоби их быть причастниками таинств Твоего Завета: освящай Твоею истиною; да святится в них и через них святое имя Твое! Ниспосли мне Твою благодатную помощь в их воспитании для славы имени Твоего и пользы ближняго! Подаждь мне для сей цели способы, терпение и силы! Научи меня насадить в их сердце корень истинной мудрости – страх Твой! Озари их светом управляющей вселенной Твоей премудрости! Да возлюбят Тебя всею душою и помышлением своим; да прилепятся к Тебе всем сердцем и во всю жизнь свою да трепещут слов Твоих! Даруй мне разум убедить их, что истинная жизнь состоит в соблюдении заповедей Твоих; что труд, укрепляемый благочестием, доставляет в сей жизни безмятежное довольствие, а в вечности – неизреченное блаженство. Открой им разумение Твоего закона! Да до конца дней своих действуют в чувстве везде присутствия Твоего; насади в их сердце страх и отвращение от всякаго беззакония; да будут непорочными в путях своих; да памятуют всегда, что Ты, всеблагий Боже, ревнитель закона правды Твоей! Соблюди их в целомудрии и благоговении к имени Твоему! Да не порочат Церкви Твоей своим поведением, но да живут по ея предписаниям. Одушеви их охотою к полезному учению и соделай способными на всякое доброе дело! Да приобретут истинное понятие о тех предметах, коих сведения необходимы в их состоянии; да просветятся познаниями благодетельными для человечества.

Господи! Умудри меня напечатлеть неизгладимыми чертами в уме и сердце детей моих опасение содружеств с незнающими страха Твоего, внушить им всемерное удаление от всякаго союза с беззаконными; да не внимают они гнилым беседам: да не слушают людей легкомысленных; да не совратят их с пути Твоего дурные примеры; да не соблазнятся они тем, что иногда путь беззаконных благоуспешен в сем мире.

Молитва о детях

Милосердный Господи, Иисусе Христе, Тебе вручаю детей наших, которых Ты даровал нам, исполнив наши моления.

Прошу Тебя, Господи, спаси их путями, которые Ты Сам знаешь. Сохрани их от пороков, зла, гордости и да не коснется души их ничто, противное Тебе. Но веру, любовь и надежду на спасение даруй им и да будут они у Тебя избранными сосудами Духа Святого и да будет свят и непорочен пред Богом их жизненный путь.

Благослови их, Господи, да стремятся они каждую минуту жизни своей исполнить волю Твою святую, дабы Ты, Господи, мог всегда пребывать с ними Духом Своим Святым. Господи, научи их молиться Тебе, дабы молитва была им опорой и оградою в скорбях и утешением жизни их, и да молитвою их спаслись и мы, их родители. Ангелы Твои да охранят их всегда.

Да будут дети наши чутки к горю ближних своих и да исполнят они Твою заповедь любви. И если согрешат они, то сподоби их, Господи, принести покаяние Тебе, и Ты по Своей неизреченной милости прости их.

Конец ознакомительного фрагмента.