Вы здесь

Полицейская проверка. Практические рекомендации адвоката по защите бизнеса. Самые громкие полицейские проверки. Кто следующий? (Александр Селютин, 2014)

Самые громкие полицейские проверки. Кто следующий?

Под полицейской проверкой может скрываться все, что угодно. Но факт остается фактом: когда в офисе «нежданные гости», последствия всегда одни и те же:

• стресс у руководителя, а в худшем случае его арест;

• демотивация персонала;

• остановка бизнеса (в результате фирма перестает получать прибыль).


Про следы грязных сапог и выпотрошенные шкафы и говорить не стоит. Это просто неприятно.

Вот как описывает полицейскую проверку, закончившуюся, как мы помним, печально, экс-сотрудница фирмы Sunrise в социальной сети Facebook:

«…В центре Москвы я, 25-летняя девушка, обычный менеджер по продажам, лежу, уткнувшись лицом в пол. По офису, где еще час назад мы пили кофе со сливками, ходят люди с автоматами и в масках. Ничего не объясняют. Что происходит? Где мы живем? Боюсь за свою жизнь…»

А вот список самых громких полицейских проверок за последние годы:

• Обыски в компании «Евросеть». Все помнят, чем закончилось это дело: одному из ярких российских бизнесменов пришлось продать бизнес и уехать из страны.

• Обыски в Национальном резервном банке (его владелец – бизнесмен Александр Лебедев). Тогда сотрудники милиции подверглись острой критике в прессе за «клоунское поведение».

• Обыски в офисе «Аэрофлота» и турфирмы «Санрайз тур».

• Обыски в офисах фирм – подрядчиков системы ГЛОНАСС.


Нередки полицейские проверки и в регионах. Особенно часто в новостях фигурирует Екатеринбург и связанные с ним дела – в отношении фонда «Город без наркотиков», информационного агентства Ura.ru, компаний «Югория» и «Саратовгесстрой», обыски в московском офисе Siemens по делу о нарушениях при закупках томографов в Екатеринбурге и т. д.

Подробности несложно найти в прессе и Интернете и самостоятельно убедиться в том, что полицейские проверки – это дело крайне стрессовое.

А о скольких проверках бизнеса мы не знаем? Кто следующий? Порой я удивляюсь размерам аппетитов полиции.

На моем недавнем семинаре были два бизнесмена из Волгограда, два из Оренбурга, два из Липецка и один из Нижнего Новгорода. Причем один из них – собственник крупной компании-ретейлера (сеть магазинов наподобие «Пятерочки»), другой владеет нефтеперерабатывающей компанией, третий – металлургическим комбинатом; также присутствовал представитель компании по консалтингу в сфере IT-услуг. И все они подтвердили, что полицейские проверки случаются везде.

Предприниматели думают: «Если у меня прибыль и обороты небольшие, то мне ничего не грозит». Или полагают, что они в безопасности, если, к примеру, сфера бизнеса социально значимая либо, наоборот, незаметная.

Всё не так. Вы думаете, что полицейские сидят, разглядывают список компаний и думают: «Из всех фирм сейчас проверим вот эти»? Нет! Полиция не имеет сведений обо всех существующих компаниях. Такой информации у них нет, и получить они ее не могут. И уж тем более не могут выбирать.

Нужно отличать налоговые проверки от полицейских. У налоговиков перед глазами весь реестр юридических лиц. Они смотрят по аналитическим сводкам, какая компания как отчитывается и что в ней происходит. У полиции ничего нет. В какой-то момент ей поступает информация, и только тогда проверяющие начинают действовать. Поэтому говорить о том, что есть какая-то закономерность в полицейских проверках, не стоит.

Такого рода закономерность может появиться, если вы хорошо зарабатываете и обросли «жирком» либо если вы взаимодействуете с однодневками. Например, может быть так. Компания, зарабатывающая три копейки, закупила (или сделала вид, что закупила) канцелярские товары на «помойке» – так иногда называют фирмы-однодневки. Оказалось, что эту «помойку» уже давно проверяют. Всё, вы попались: статья 159 УК РФ «Мошенничество».

Свежий пример. Один мой клиент, как водится, пользовался услугами неких фирм, чтобы за небольшой процент получить вместо безналичных денежных средств наличные. Схема известная, причем как предпринимателям, так и сотрудникам правоохранительных органов. Борьба с обналичиванием ведется с переменным успехом. Осторожность, грамотность и осмотрительность здесь в любом случае важны. Так вот, работали по такой схеме достаточно долго. И вдруг в офис компании приходят сотрудники полиции. Да не с обследованием помещения, а с обыском! Значит, уголовное дело уже возбуждено! Страх неописуемый! Ведь это уголовная ответственность! Начинаем выяснять. И оказывается, что уголовное дело возбуждено по факту мошенничества со стороны сотрудников фирмы, оказывавшей клиенту услуги по обналичиванию. Да вот, правда, основанием для возбуждения дела послужили не сами факты обналичивания, а совершенно иная деятельность компании, а к клиенту пришли с обыском только потому, что в результате анализа деятельности этой фирмы обнаружили значительное движение финансов между ней и компанией моего клиента. Вот поистине не знаешь, откуда прилетит!

Или вот еще пример. Ко мне приходит предприниматель, который только-только зарегистрировал фирму и, окрыленный, в первый раз подал заявку на участие в конкурсе. Компания выиграла торги, но договор подписывать не стала. В итоге началась полицейская проверка по заявлению о совершении преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ «Недопущение, ограничение или устранение конкуренции».

Подчеркну: это случилось в первый же месяц работы, когда молодая фирма еще ничего не представляла из себя в бизнес-среде. А есть бизнесмены, выстроившие систему безопасности так, что на встречи они носят с собой оловянный бокс, в который складывают телефоны (в том числе мой), чтобы точно не было никакой прослушки. Раз в неделю телефон просто выкидывают. Но и к ним все равно приходят, потому что, несмотря на все принятые меры предосторожности и даже детекторы лжи, проверку на которых обязывают проходить всех сотрудников, иногда появляются недовольные и кто-то все-таки пишет заявления.

Ваша компания может быть «белой» и идеально сдавать отчетность, но и тут нет никаких гарантий. Откуда проверка? Почему? Вы платите все налоги, никак себя не проявляете, тем не менее однажды приходят полицейские, забирают всю документацию и вывозят ее на грузовике.

Конечно, компания может пользоваться сомнительными услугами вполне осознанно. Но ведь бывает и так, что фирма, с которой вы работаете, кажется вполне респектабельной, а потом из-за нее у вас появляются проблемы, поскольку выясняется, что контрагент – фирма-однодневка.

Вот несколько правил, соблюдение которых позволит этого избежать.

Не секрет, что лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. Именно поэтому мы строим бизнес, вкладываем в него деньги и душу, не говоря уже о личном времени. Что может огорчать нас? Да мало ли что. В нашей стране бизнес – это американские горки, часто – игра на выживание. Один из опасных и пугающих моментов – налоговая проверка.

Пугает Постановление пленума ВАС РФ «Об оценке… обоснованности… налоговой выгоды», в котором применительно к налоговым правоотношениям упоминается понятие «осмотрительность».

Из этого постановления следует, что налоговую выгоду можно признать необоснованной. Для этого налоговому инспектору достаточно доказать, что налогоплательщик действовал без необходимой осмотрительности и что он должен был знать о нарушениях, допущенных контрагентом.

Анализ судебной практики показывает, что под должной осмотрительностью понимается выполнение налогоплательщиком нескольких действий: он обязан проверить гражданскую правоспособность контрагента и его должностных лиц; убедиться в реальной возможности контрагента исполнить договорные обязательства; кроме того, проконтролировать факт уплаты.

Ситуация осложняется тем, что вопрос, проявил ли налогоплательщик должную осмотрительность при выборе контрагента, суды разрешают неоднозначно.

Конечно, занимаясь предпринимательством, мы предполагаем разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений. И думаем, что те, кто с нами работает, поступают так же, как и мы сами, – честно. Часто мы не придаем значения деталям, полагая, например, что не очень удобно просить документы для проверки у компании, которой доверяешь. Но именно это порой начало конца. Проявите должную осмотрительность сами или поручите это сделать профессионалу.

В качестве подтверждения должной осмотрительности налогоплательщика суды могут рассматривать копии таких документов, как:

• выписка из ЕГРЮЛ;

• учредительные документы компании-партнера;

• свидетельства о регистрации контрагента и его постановке на учет в налоговом органе;

• банковская карточка с образцом подписи уполномоченного лица;

• информация из официальных источников (реестр недобросовестных поставщиков на сайте ФАС, данные на сайте ФНС, сведения органов госстатистики и др.), характеризующая деятельность контрагента;

• документы, подтверждающие, что контрагент располагает необходимыми для выполнения работ (оказания услуг) материальными и кадровыми ресурсами и достаточными для исполнения договорных обязательств оборотными и внеоборотными активами;

• лицензия (если контрагент занимается лицензируемой деятельностью);

• налоговые декларации контрагента, документы, свидетельствующие о фактической уплате им налогов в бюджет, а также документы, составляющие налоговую тайну контрагента, либо запрос о предоставлении указанных документов.


Вместе с тем в законе отсутствует четкий перечень действий налогоплательщика, необходимых и достаточных для проявления должной осмотрительности. Именно поэтому нет единой судебной практики и применение понятия «должная осмотрительность» сопряжено с целым рядом подводных камней для налогоплательщика.

Вывод прост: доверьте дело профессионалам. Как показывает наш опыт участия в подобных спорах с налоговой инспекцией, не всегда достаточно знать закон и уметь его истолковать с учетом конкретных обстоятельств. Порой необходимо использовать адвокатскую интуицию, применить немного хитрости и отчасти положиться на везение, чтобы выиграть дело и избежать необоснованных претензий налогового органа. Это, безусловно, приходит с опытом.

В зоне риска может оказаться каждый. Верным признаком этого станет появление полицейского запроса в банке, у ваших контрагентов и т. д. Есть два вида оперативной работы: гласная (например, запросы и визиты в офис) и негласная. Вторая может быть длительной. Скажем, один из сотрудников компании негласно сотрудничает с правоохранительными органами и получил секретный приказ. Или однажды вы заказываете в какой-то фирме услуги по обналичиванию денежных средств, а это контрагент, работающий под прикрытием.

Общая проблема у тех, кого проверяют, одна: они бизнесмены. Люди являются предпринимателями, и это уже проблема. Невозможно в точности предусмотреть, какие причины вызовут проверку, откуда она прилетит. Можно лишь планомерно выстраивать систему, при которой профессионал приводит в порядок ваши дела, занимается корпоративной безопасностью, учит ваших сотрудников и всегда находится с вами на связи.

Конец ознакомительного фрагмента.