Вы здесь

Политология и социология. Раздел I ПОЛИТОЛОГИЯ (О. И. Уланова, 2013)

Раздел I ПОЛИТОЛОГИЯ

Тема 1 ПОЛИТОЛОГИЯ – НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

1.1 Сущность политики. Основные функции.

1.2 Политология и ее роль в обществе.

1.3 Взаимосвязь политологии с общественными науками.

Основные понятия: политика; власть; внутренняя политика; внешняя политика; политология; предмет политологии; категории политологии; принципы политологии; закономерности.

1.1 Термин «политика» ввел в научный оборот древнегреческий философ Аристотель. По его определению, политика – это цивилизованная форма общности, которая служит достижению «общего блага» и «счастливой жизни».

Современное понимание политики многозначно, т. е. общепризнанного определения понятия политики до сих пор нет, можно лишь встретить десятки различных вариантов.

Политика (др. – гр. politike) означает государственные и общественные дела, сферу деятельности, связанную с властными отношениями между людьми, социальными группами, классами, партиями, нациями и государствами.

В Толковом словаре В. Даля политика характеризуется как «…наука государственного управления», тем самым она охватывает все, что связано с функционированием государственной власти.

Более четкое определение дано в «Политологическом словаре», где политика характеризуется как «социальная деятельность в политической сфере общества, направленная главным образом на достижение, удержание, укрепление и реализацию власти».

В современных условиях политика воздействует на любые явления и процессы общественной жизни. Сегодня нет человека, находящегося вне воздействия политики. Она является своеобразным регулятором его действий и поступков, осуществляемых в различных сферах жизни общества. Исходя из этого, можно дать следующее толкование политики: «Политика – это совокупность общественных отношений по поводу политической власти, а также отношений, связанных с осуществлением гражданских прав и свобод».

Выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Если внутренняя политика реализует отношения между субъектами внутри государства, то внешняя определяет курс государства, регулирующий отношения с субъектами внешнеполитической деятельности.

Среди множества функций политики выделим следующие основные:

1) организационная (определяет направленность общественного развития, его ресурсы, обеспечивая целостность общественной системы, стабильность и порядок в обществе);

2) выражает социально значимые интересы и потребности всех слоев и групп общества. В этом смысле политика выступает как регулятор социальных процессов;

3) вырабатывает механизмы сочетания политических интересов классов, наций и других субъектов, обеспечивает цивилизованное разрешение возникающих противоречий;

4) выполняет функцию политической социализации, включает личность в сложный мир общественных отношений, предоставляя ей возможность приобретать опыт и навыки активной созидательной деятельности;

5) обеспечивает инновационность в развитии общества. Другими словами – используя методы политического регулирования, общество может создавать новые формы социальной жизнедеятельности;

6) гуманитарная функция. Обеспечивает права и свободы членов общества, гражданский мир и организованность социума.

Таким образом, многообразие функций политики свидетельствует о ее глубоком проникновении в общество, распространении на весьма различные социальные явления.

1.2 В самом общем виде политологию (от греч. слов – politika – политика и logos – слово, учение, наука) определяют как науку о политике.

Предметом политологии являются государство и другие политические явления, т. е. политика как реальное общественное явление. При этом на первый план выходят отношения социальных субъектов по поводу политической власти, гражданских прав и свобод.

Итак, в самом общем виде политология представляет собой науку о политике и ее взаимоотношениях с человеком и обществом.

Политология функционирует и развивается на двух уровнях – теоретическом и прикладном.

Теоретическая политология изучает сущность политики, ее природу, значение для человека и общества; политические взаимоотношения между классами, нациями и государствами, а также между личностью, обществом и государством. Она исследует закономерности, обусловливающие развитие политической жизни общества, отдельных политических явлений, событий и т. д.

Прикладная политология исследует частные политические проблемы, направлена на решение каждодневных практических задач политической жизни общества, на анализ складывающейся в нем конкретной политической ситуации.

Методы – познавательные приемы и способы, с помощью которых добываются знания о предмете, которые делятся на общенаучные и частные.

К общенаучным (логическим) методам относятся следующие:

1. Определение и классификация позволяют достичь договоренности относительно основных категорий науки и определенной их упорядоченности;

2. Сравнение обеспечивает сопоставление процессов, явлений и событий;

3. Анализ и синтез – метод, позволяющий рассматривать внутреннюю композицию, строение сложных политических образований;

4. Индукция и дедукция – методы, определяющие логику и последовательность мыслительных операций при переходе от частного к общему, и наоборот;

5. Моделирование – метод, предполагающий построение абстрактных моделей, раскрывающих как внутреннее строение политического объекта, так и складывающиеся между его элементами зависимости. Моделирование получает большое распространение особенно в связи с внедрением в политологический анализ компьютерной техники, позволяющей проводить подсчет самых многообразных факторов, воздействующих на политический процесс;

6. Исторический анализ дает возможность рассматривать ретроспективу политического события или явления, определить характер происшедших изменений.

К частным относятся следующие:

1. Метод экспертных оценок. Он предполагает сбор независимых, не связанных друг с другом экспертных данных, которые обобщаются, систематизируются и сводятся в прогноз.

2. Метод деловых игр. Суть его в том, что создается определенная игровая ситуация: несколько действующих лиц должны принимать решения, от которых зависят результаты, ожидаемые участниками деловой игры. Этот метод позволяет исследовать проблемы обеспечения общественной и политической стабильности, процессы политических переговоров и факторы достижения согласия.

3. Широко используется анкетный опрос, позволяющий не только выявить общественное мнение (рейтинг того или иного лидера, намерения избирателей и т. д.), но и основанное на нем поведение людей, их отношение к тем или иным проблемам, а также те обстоятельства, которые их определяют.

В последние десять лет для проведения исследований по актуальным проблемам политики все в большей степени стали использоваться Интернет-технологии. Они позволяют увеличить количество собираемых данных, ускорить сбор первичной информации для исследования тех или иных политических процессов, помогают сэкономить время, финансовые и человеческие ресурсы.

В политическом анализе современной российской действительности важную роль играют информационные технологии, основанные на использовании компьютерных систем, такие, как информационно-аналитические технологии (ИАТ), информационно-прогнозные технологии (ИПТ).

Функции – определенные роли, которые данная наука выполняет в обществе. Эти функции находятся в достаточном тесном взаимодействии, но при этом сохраняют свою специфику.

Выделим следующие основные:

1. Познавательная функция дает определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях;

2. Прогностическая функция политологии осуществляет прогнозирование в политике, основой которого является познание объективных закономерных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил;

3. Экспертная функция политологии состоит в оценке тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям;

4. Нормативно-ценностная функция политологии призвана вырабатывать определенные ценности и идеалы политической жизни, ориентировать политическую деятельность на реализацию этих ценностей, достижение тех или иных социальных идеалов;

5. В демократических государствах политология выполняет функцию политической социализации, формирования гражданственности, демократической политической культуры населения;

6. Усвоение политических знаний гражданами позволяет политологии выполнять мотивационно-регулятивную функцию, т. е. оказывать непосредственное влияние на их политическое поведение;

7. Политология выполняет функцию рационализации политической жизни: политических институтов и отношений, политикоуправленческих решений, поведения и т. д.;

1.3 Политология развивается в тесной взаимосвязи с такими общественными науками, как история, философия, социология, правоведение, экономические науки и др.

История дает ключ к пониманию политической жизни общества. Изучая исторический опыт развития общества, политология постигает и опыт развития его политической жизни.

Связь политологии и философии состоит прежде всего в том, что основополагающие положения философии выступают в качестве методологических принципов исследования политических явлений. Они ориентируют на то, чтобы рассматривать политические явления во взаимодействии с другими явлениями и в развитии, выявлять их противоречивый характер и рассматривать их развитие в исторической преемственности. Политология использует разрабатываемую в рамках философии теорию познания при исследовании собственно политических проблем. А в философии используются данные политологии при анализе общества как целостной социальной системы и места в ней различных политических явлений.

Тесное взаимодействие политологии и социологии можно проследить как бы на «генетическом» уровне, ибо своим нынешним обликом политология в определенной степени обязана социологическому подходу к исследованию общества. Социология, как и философия, выполняет по отношению к политологии методологическую функцию. С другой стороны, социология предоставляет в распоряжение политологии многие конкретные данные, связанные с функционированием общества как целостной социальной системы. Политология использует эти данные при анализе собственно политических явлений, а также их связи с другими явлениями общественной жизни. Так, в политическом анализе всегда учитываются данные социологии о настроении масс, мотивах поступков отдельных личностей и социальных групп, партий, классов и наций и т. д.

Взаимосвязь политологии и экономической науки отражает диалектический характер связи реальных экономических и политических явлений. Так, например, экономические отношения влияют на развитие политических отношений. Степень этого влияния может быть разной (большей или меньшей), в зависимости от конкретных условий развития соответствующего общества. Политика, в свою очередь, может воздействовать на экономику (содействовать ее развитию или тормозить его). Эта взаимосвязь отражается и в политологии, и в экономической науке.

Изучение политологии с использованием данных других наук позволяет понять сложные процессы современного общественного развития, прежде всего основополагающие явления политической жизни общества, функционирование его политических институтов. Все это очень важно для того, чтобы подготовиться к выполнению роли гражданина своей страны, быть способным научно анализировать события современной политической жизни.

Темы рефератов

1. Роль и место политики в жизни современных обществ.

2. Политология и ее задачи в современных условиях.

3. Политическая наука в современной России: трудности становления и перспективы развития.

4. Характер взаимосвязи методологии и методов политической науки.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение политики.

2. Что собой представляет внутренняя и внешняя политика?

3. Назовите основные функции политики и раскройте их.

4. Что такое политология?

5. На каких уровнях функционирует и развивается политология?

6. Раскройте взаимосвязь политологии с общественными дисциплинами: философией, социологией, историей, экономикой и т. д.

Тест

1. Какое определение вы считаете наиболее правильным? Политика – это…

а) сфера управления обществом;

б) деятельность по согласованию частных интересов граждан;

в) подчинение воли одних людей воле других;

г) отражение экономической жизни общества;

д) сфера проявления классовых интересов и классовой борьбы;

е) взаимоотношения в обществе по поводу власти.

2. Установите соответствие дисциплин и их предмета:




3. Установите соответствие:




4. Политика – это…

а) деятельность по принятию решений;

б) процесс социального руководства, включающий в себя выдвижение и достижение коллективных целей;

в) сфера борьбы за власть и конкуренции между индивидами и группами индивидов по поводу распределения внутри общества вознаграждений и благ;

г) «искусство возможного».

5. Какие аспекты политологического исследования выходят на первый план при изучении участия граждан в политических процессах?

а) Эмпирический; б) теоретический.

6. Закончите фразу. Анализируя специфику отношений в сфере политики, немецкий социолог М. Вебер подчеркивал: «Кто занимается политикой, тот стремится …»:

а) К власти;

б) к просвещению общества;

в) к установлению культа личности;

г) к экономическому господству.

7. Правомерно ли утверждать, что политология не использует категории других наук?

а) Да, так как она использует только круг специфических категорий;

б) нет, поскольку она использует, кроме собственных, только социологические категории;

в) нет, так как она использует, наряду с собственными, категории других наук.

8. Выберите правильное из следующих утверждений:

а) политика – объект исследования многих общественных дисциплин;

б) политика – объект исследования единственной дисциплины – политологии;

в) ни одно из утверждений не является верным.

9. Содержание политологического знания включает…

а) совокупность политических процессов;

б) законы, категории, принципы политической реальности;

в) совокупность политических институтов;

г) политические события и явления.

10. Политология – это…

а) наука, занимающаяся изучением политических проблем;

б) наука об общих законах развития социума;

в) комплекс дисциплин, изучающих политическую сферу общества;

г) дисциплина, изучающая политические институты.

Основная литература
Дополнительная литература

1. Адзиев, Х.Г. Семейная политика Российской Федерации / Х.Г. Адзиев // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 4. – С. 149-165.

2. Белов, Г.А. Политология: курс лекций: учебное пособие / Г.А. Белов. – М., 1997.

3. Ирхин, Ю.В. Российская политология: четверть века или 255 лет? / Ю.В. Ирхин // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 2. – С. 34-51.

4. Казин, Ф.А. Взаимоотношения России с Южной Осетией и Абхазией в сравнительной перспективе / Ф.А. Казин // Политические исследования. – 2009. – № 1. – С. 130-143.

5. Олейнов, А.Г. Политический процесс сквозь призму экономической науки: комплексный подход / А.Г. Олейнов // Политические исследования. – 2009. – № 4. – С. 53-72.

6. Политология. Вопросы и ответы. – М.: Юриспруденция, 2004.

7. Севастьянов, С.В. «Новый регионализм» Восточной Азии: теоретические и практические аспекты / С.В. Севастьянов // Политические исследования. – 2009. – № 4. – С. 111-123.

8. Сирота, Н.М. Политология: курс лекций / Н.М. Сирота. – М.: Питер, 2006.

9. Сморгунов, Л.В. Соотношение политики и политологии в период российских политических трансформаций / Л.В. Сморгунов // Политические исследования. – 2009. – № 4. – С. 163-167.

Тема 2 ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

2.1 Этапы развития истории политических учений.

2.2 Политические учения Нового времени, XV-XIX вв.

2.3 Общественно-политическая мысль России XIX-XX вв.

Основные понятия: политическая мысль; политическое учение; эмпирический уровень; теоретический уровень; тимократия; олигархия; демократия; аристократия; тирания; полития; монархия.

2.1 При изучении истории политических учений необходимо различать категории: «политическая мысль» – т. е. самые общие представления о политике, и «политическое учение» – система знаний о политике, ее сущности и проявлениях. Политическая мысль возникает и развивается в процессе обострения социальных противоречий. Общественное значение приобретают лишь те политические идеи, которые отвечают более или менее массовым интересам и потому становятся известными и популярными в какой-либо части общества.

Изучение истории политической мысли важно не только само по себе, но и для правильного понимания и решения проблем современности. Ведь в истории обобщен прошлый опыт всего человечества. И если история политической мысли и политических учений насчитывает тысячелетия, то политология как специфическая наука возникла примерно столетие назад. И потому изучение истории политических учений является необходимым условием изучения политологии.

Политика как особый вид деятельности и общественных отношений возникла с появлением частной собственности и общественных классов. Вместе с политикой возникают политические взгляды, идеи, учения, которые объясняют ее суть и выступают остовом современной политической теории.

История политических учений – составная часть политологии, изучающая процессы возникновения и смены политических идей на разных этапах развития общества.

В политическом учении выделяют два уровня познания политики: 1) эмпирический – это уровень фактов; 2) теоретический, когда познание выходит за рамки непосредственно наблюдаемого. Оба этих уровня находятся в диалектическом противоречии и взаимосвязи. Эмпирический уровень связан с обыденным сознанием, теоретический – с научным, благодаря этому теоретические идеи определенного автора высвобождаются из своего временного контекста и входят в научное сознание.

В истории политических учений выделяют три этапа:

1. Начальный этап (Древний мир, Античность, Средневековье);

2. Новое время, этап рационализации (ХV-ХIХ вв.);

3. Завершающий этап (ХIХ-ХХI вв.).

Политическая мысль зародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Определенные идеи относительно политики высказывались многими античными мыслителями V-IV вв. до н. э.

Демокрит, например, оценивал политику как высшую форму искусства. Но более или менее развернутые представления о политике впервые были сформулированы софистами – Пифагором и др.

Видное место в истории политической мысли античности занимают взгляды Платона (427-347 до н. э.), изложенные им в произведениях «Государство», «Законы».

Политические взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки как ее составная часть и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались.

Для Платона идеальной формой государства выступала аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются тимократия – государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; демократия – власть бедных, народа, землевладельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.

В результате тимократия превращается в олигархию – господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии – власти большинства. Демократическое государство «сверх должного опьяняется свободой». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях такого общего беспорядка власть захватывает какойлибо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию – наихудшую форму государственного устройства. Но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.

Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость, состоящую в том, что каждому гражданину отводится какое-то особое занятие и особое положение.

Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.) – выдающийся древнегреческий философ, анализировал и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Он развил идеи своего учителя о формах государства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, количественный критерий, то есть количество лиц, осуществляющих правление в государстве, с другой, качественный критерий, то есть цели государственного управления. В итоге формы государства подразделялись им на три «правильные» и три «неправильные». «Правильные» – это монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достижения общего блага; «неправильные» формы – это тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи как основные формы правления, различное сочетание которых создает другие формы правления.

Значительный вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме внес Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, государственный деятель и мыслитель, написавший работы «О государстве» и «Законы». Вслед за Платоном и Аристотелем он видел в государстве «дело народное», выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступают право, закон. Различая по числу правящих три основные формы правления: власть царя, власть аристократии и власть народа (демократию) – Цицерон также исходил из того, что наиболее разумна и пригодна такая смешанная форма, которая равномерно сочетает в себе привлекательные качества каждой из них: благоволение, мудрость, свободу. Только это способно обеспечить прочность государства и правовое равенство граждан.

Политическая мысль средневековья представлена, прежде всего, именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции.

Августин Блаженный (354-430 гг.) – виднейший представитель христианской политической мысли – внес особенно большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: «Град Божий» – церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, «Граду земному», созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом «земного града» является для Августина «христианское государство», где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.

Еще более гибкую позицию по отношению к государству занимал Фома Аквинский (1226-1274 гг.) – виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда «Сумма теологии». Он учил, что повиноваться властям следует лишь в той мере, в какой они благословенны духовной властью. Если же власть просто завоевана, отобрана у законного правителя, то всякий вправе ей сопротивляться. Точно так же можно и должно не повиноваться распоряжениям властей, если они предписывают греховные деяния. Он был сторонником политической монархии.

2.2 В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической мысли сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527 гг.). В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, юстиции, учреждений, законов. Он называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в политике цель оправдывает средства.

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие политической мысли связано с целым рядом таких философов, как Т. Гоббс, Дж. Локк, Б. Спиноза, Ш. Монтескье, М.Ф. Вольтер, Ж. – Ж. Руссо и др. Одним из основоположников теории общественного договора является английский мыслитель Томас Гоббс (1588-1679 гг.). Политика и ее носитель, государство, по мнению Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности между собой, индивиды доверяют единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее силу и средства для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей защиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал, что, заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться из-под действия верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства: монархия, демократия и аристократия, которые различаются не природой и содержанием воплощенной в них верховной власти, а пригодностью к осуществлению той цели, для которой они были установлены.

Гоббс – сторонник абсолютной монархии. Никаких «смешанных» правлений он не допускает.

Политическая теория английского философа Дж. Локка (16321704 гг.) является еще одной попыткой изложения гражданской концепции политики. Он был идеологом социального компромисса между дворянством и буржуазией. Свои политические взгляды он изложил в работе «Два трактата о государственном правлении». Государство, по Локку, получает от людей ровно столько власти, сколько необходимо для достижения главной цели политического сообщества – реализовать свои гражданские идеи и, прежде всего, права владеть собственностью.

В государстве никто и ничто не может находиться вне подчинения законам и законности. Локк предвосхитил идею правового государства, так как, по его мнению, именно закон является главным инструментом сохранения и расширения свободы личности. «Там, где нет законов, там нет и свободы».

Для Локка важно, чтобы любая форма государства вырастала из общественного договора – добровольного соглашения людей, чтобы она охраняла их естественные права и свободы.

Д. Локк – сторонник конституционной монархии. В своем обосновании конституционной монархии впервые в буржуазной политической литературе выдвинул учение о разделении властей. По его мнению, нужно различать эти ветви власти – законодательную, исполнительную и союзную (федеративную). Законодательная власть осуществляет право издавать законы, исполнительная – проводит законы в жизнь, а союзная – занимается вопросами политики.

Значительный вклад в развитие политических идей внесли немецкие мыслители Иммануил Кант (1724-1804 гг.) и Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.). Кант в своих работах «К вечному миру» и «Метафизические начала учения о праве» большое внимание уделял развитию идей либерализма. Основным положением его теории является положение о том, что каждый человек обладает абсолютной ценностью и не может рассматриваться только как средство для достижения каких-либо целей. В политике, по мнению Канта, необходимо стремиться к гармонии целей и средств.

Так, Кант, по сути дела, приводит к мысли о необходимости существования правового государства, которое бы обеспечивало свободу личности.

Дальнейшее развитие учение о правовом государстве получило в работе Гегеля «Философия права». Свобода личности и ее права, по Гегелю, реализуются, прежде всего, через собственность. Свобода и частная собственность, по Гегелю, – неразделимые понятия. Гегелю принадлежит заслуга разработки и разграничения категорий «гражданское общество» и «государство».

Основоположниками материалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883 гг.) и Фридрих Энгельс (18201895 гг.). Марксистская теория системы политических отношений включает в себя следующие положения:

– политические отношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются на основе общественноэкономических отношений, ими обусловлены и представляют собой политическую надстройку, с соответствующими формами общественного сознания;

– хотя базис первичен, а надстройка вторична, надстроечные институты, тем не менее, играют активную роль в социальноэкономическом базисе. Политика выступает не только как отражение экономических отношений, но и как важный инструмент их формирования; государство есть продукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующего класса;

– экономически господствующий класс – он и политически, и идеологически господствующий класс.

2.3 Общественно-политическая мысль России ХIХ-ХХ веков имела своеобразие в сравнении с европейской общественнополитической традицией. Это своеобразие было продиктовано двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России, которое сочетало в себе огромное пространство с богатыми потенциальными ресурсами, и промежуточное положение между Европой и Азией, Западом и Востоком. Во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы, Россия находилась на более низкой стадии социально-экономического и политического развития.

В начале XIX в. впервые на арену политической борьбы выходит организованно оформленная группа русских интеллигентов радикальной направленности – декабристы.

Основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи просветительства о природном равенстве, о рабстве, как результате нарушения естественного права. Декабристы призывали к созданию гражданского общества, положив в его основание соблюдения прав человека и гражданина. В «Русской правде» П.И. Пестеля выдвигались такие далеко идущие политические и социальные идеи, как отмена крепостного права, провозглашение России республикой, ликвидация сословий, свободы печати и вероисповедания, привлечения крестьян к управлению страной, неприкосновенность частной собственности.

Вершина политической мысли этого периода принадлежит П.Я. Чаадаеву. Он, как мыслитель и политический деятель, открыл себя в знаменитых «Философических письмах». Размышляя над причинами отсталости России, он приходит к выводу о том, что главная из них заключается в господстве самодержавно-крепостнических порядков. Именно Чаадаев впервые высказывает мысль об отсталости России в сравнении со странами Запада, вызванной принятием христианства в византийской форме, что способствовало изоляции от западных стран, где господствовал католицизм. Россия, таким образом, оказалась исключенной из единой семьи европейских народов.

К 1839 г. сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 г. – взгляды западников. Славянофилы: А.С. Хомяков (1804-1860 гг.), И.В. Киреевский (1806-1856 гг.), П.В. Киреевский (1808-1856 гг.), К.С. Аксаков (1817-1860 гг.), И.С. Аксаков (1823-1886 гг.) и другие – обосновывали самобытный путь развития России, основанный на народном самодержавии, духовном православии и общинном коллективизме. Западники: Н.В. Станкевич (1813-1840 гг.), Т.М. Грановский (1813-1855 гг.), К.Д. Кавелин (1818-1885 гг.), М.Н. Катков (18181887 гг.), Б.Н. Чичерин (1828-1904 гг.) и другие – связывали будущее России с усвоением достижений западной цивилизации: перенесением на российскую почву опробованных в Европе идей правового государства с конституционными гарантиями личных свобод, парламентаризма и разделения власти.

Основателем революционного просветительства можно считать А.Н. Радищева (1749-1802 гг.), изложившего свои взгляды в знаменитом политическом трактате «Путешествие из Петербурга в Москву». Он обеспокоен положением труженика, он ищет социальные и политические условия его достойного существования, в основе которого будет «равенство в имуществах», «выравнивание доходов» и т. п.

Революционно-демократическое крыло в политической идеологии начала XIX в. было представлено П.И. Пестелем (1793-1826 гг.). В «Русской правде» он выдвигал требования ликвидации крепостного права и самодержавия, провозглашение России республикой, свободы печати и вероисповедания.

Можно сказать, что пестелевские идеи предваряли русский социализм, они заложили основу концепции «общинного социализма», сформулированной революционерами-демократами и народниками. А.И. Герцен (1812-1870 гг.), В.Г. Белинский (1811-1848 гг.), Н.Г. Чернышевский (1828-1889 гг.), Н.А. Добролюбов (18361861 гг.) считали, что только коренное преобразование общества на социалистических началах в ходе крестьянских революций способно обеспечить подлинное равенство и демократию; русская крестьянская община – готовая ячейка будущего социалистического общежития. Идея «русского социализма» была подхвачена народниками (П.Л. Лавров, П.Н. Ткачев, М.А. Бакунин, Н.К. Михайловский), но вскоре подверглась резкой критике со стороны отечественных марксистов.

Первой российской марксистской организацией стала возникшая в Женеве группа «Освобождение труда» во главе с Г.В. Плехановым (1856-1918 гг.), которого считают родоначальником русского марксизма. Идеи Маркса в их плехановской интерпретации были восприняты В.И. Лениным (1870-1924 гг.), который вскоре предположил совершенно новое прочтение марксизма применительно к условиям России.

Самой радикальной политической концепцией в России был анархизм. Представители русского анархизма М.А. Бакунин (18141876 гг.) и П.А. Кропоткин (1842-1921 гг.) считали возможными полную ликвидацию всех институтов государства (государство – механизм насилия над обществом – не имеет никакой положительной ценности) и немедленный переход к социалистическому обществу, основанному на самоуправлении рабочих ассоциаций.

Дальнейшее развитие политической мысли стало возможно лишь в условиях русского зарубежья, где сформировались такие ее направления, как евразийство (Н.С. Трубецкой, Г.В. Флоровский), неомонархизм (И.А. Ильин, Л.А. Тихомиров), христианский социализм (С.Л. Булгаков, Г.П. Федотов). Большой вклад в развитие политико-правовой мысли, в создание теории христианского социализма внес Н.А. Бердяев (1874-1948 гг.). Центральное место в концепции Бердяева занимают проблемы человеческой личности и ее свободы. Абсолютизм народа, считает Бердяев, не менее опасен для человека, чем абсолютизм самодержавия; права и свободы гарантирует человеку не государство, а высшее начало – Бог. Такое понимание свободы давало, как считал Бердяев, нравственную основу грядущему социализму.

Со второй половины 80-х гг. XX в. на волне начавшейся перестройки возникли условия для формировании новой российской политической науки.

В 90-е годы ХХ столетия широко развернулись исследования в области политической науки в современной России. Вышло немало книг, брошюр, статей, издаются журналы политологического профиля. Появляются учебники и учебные пособия по политологии. Возникли консультативные и аналитические политологические центры.

Политическая наука в наше время быстро и успешно развивается и стала одной из самых актуальных и изучаемых наук.

Темы рефератов

1. Н. Макиавелли – политический мыслитель эпохи Возрождения.

2. Развитие социалистических идей в России В. Лениным.

3. Политические идеи П.Я. Чаадаева и их влияние на русскую общественную мысль XIX в. «Философические письма».

4. Анархизм в России. М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин о безгосударственности, свободе, самоуправлении.

Контрольные вопросы

1. Какие основные этапы выделяют в истории политических учений?

2. В чем суть политических взглядов Платона и Аристотеля? Как они относились к частной собственности?

3. В чем заключается вклад в развитие политической мысли в Древнем Риме М. Цицерона?

4. Почему политические идеи Средневековья носят религиозный характер?

5. В чем заключаются идеи английского философа Дж. Локка?

6. Как развивалась политология в России?

Тест

1. Какой период в развитии политической мысли характеризует следующее суждение: «Путь к облагораживанию политики – в усилении ее соответствия положениям религии»?

а) Античную эпоху;

б) Средневековье;

в) Новое время;

г) эпоху Возрождения.

2. Античный мыслитель Платон называл некоторые виды «извращенного» государственного устройства. Определите, какая из форм государства предшествует установлению наихудшего типа государственного устройства – тирании.

а) Олигархия;

б) тимократия;

в) демократия.

3. Какая из идей отличает воззрения Н. Макиавелли?

а) Идея разделения политики и морали;

б) идея народного суверенитета;

в) идея социального равенства;

г) идея правового государства;

д) идея божественного происхождения власти.

4. Кто из мыслителей сформулировал принцип разделения властей в его классическом виде, выделяя три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную?

а) Т. Гоббс;

б) Дж. Локк;

в) Ш.Л. Монтескье;

г) Ж. – Ж. Руссо.

5. У истоков какой политической идеологии стоял Дж. Локк?

а) Либеральной;

б) социалистической;

в) консервативной.

6. Кто из мыслителей сравнивал государство с Левиафаном – библейским чудовищем?

а) Дж. Локк;

б) Фома Аквинский;

в) Н. Макиавелли;

г) Ж. – Ж. Руссо;

д) Т. Гоббс.

7. Укажите известных политических мыслителей Древней Греции.

а) Дж. Локк;

б) Аристотель;

в) Цицерон;

г) Платон.

8. Установите соответствие авторов и их работ.




9. Как известно, Аристотель выделял шесть форм правления (три правильные и три неправильные). Укажите правильные формы.




10. В истории политической мысли имеется известная работа под названием «Политика», написанная в России. Кто ее автор?

а) М. Бакунин;

б) Н. Бердяев;

в) Ю. Крижанич.

Основная литература
Дополнительная литература

1. Алексеева, Т.А. Современные политические теории / Т.А. Алексеева. – М., 2000.

2. Антология мировой политической мысли. В 5 т. – М., 1997.

3. Аристотель. Политика. Полития. – М.: Центр, 1997.

4. Бердяев, И.А. Истоки и смысл русского коммунизма / И.А. Бердяев. – М., 1990.

5. Васильева, Л.Н. Новый Макиавелли: теория политических реформ / Л.Н. Васильева // Социально-гуманитарные знания. – 2009. – № 4. – С. 64-80.

6. Вершинин, М.С. Политология русского консерватизма (XIX – начало ХХ вв.) / М.С. Вершинин. – СПб., 1997.

7. Ильин, М.В. Существуют ли общие принципы эволюции / М.В. Ильин // Политические исследования. – 2009. – № 1. – С. 186-190.

8. Исаев, И.А. История политических и правовых учений России XI-ХХ вв. / И.А. Исаев, Н.М. Золотухина. – М., 1995.

9. Лапкин, В.В. Вступая в новую эпоху великих потрясений: попытка опережающей теоретической рефлексии / В.В. Лапкин // Политические исследования. – 2009. – № 1. – С. 180-185.

10. Макиавелли, Н. Государь / Н. Макиавелли. – М., 2001.

11. Посошков, И.Г. О скудости и богатстве / И.Г. Посошков.– М., 1951.

12. Чесноков, Г.Д. «Антидюринг» Ф. Энгельса – классика марксистской литературы / Г.Д. Чесноков // Социально-гуманитарные знания. – 2012. – № 1. – С. 194-216.

Тема 3 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

3.1 Политическая власть и ее функции.

3.2 Легитимность политической власти. Проблема легитимности власти в России.

Основные понятия: политическая власть; социальная власть; содержание власти; признаки политической власти; субъект власти;

объект власти; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть; легитимность политической власти.

3.1 Власть – одна из основных категорий политической науки. Многие философы-ученые обращались к исследованию сущности и содержания власти. К примеру, Т. Гоббс определял власть как средство достичь блага в будущем и потому на первое место ставил такую склонность всего человеческого рода, как «вечное и беспрестанное желание все большей и большей власти, желание, прекращающееся лишь со смертью». Ницше утверждал, что жизнь – это воля к власти.

В энциклопедическом словаре по политологии дается определение власти как «особого волевого отношения субъекта к объекту этого отношения. Оно состоит в побуждении к действию, которое второй субъект должен совершить по желанию первого». Власть, таким образом, рассматривается как особое отношение господства или влияния, как способ воздействия на кого-то, как «власть над», как принуждение, как сила.

Таким образом, ядро политики – социальная власть. Социальная власть – это форма социальных отношений, которая означает способность и возможность субъекта осуществлять или навязывать свою волю другим людям и влиять на характер и направление их деятельности и поведения. Изучением проблем власти занимается раздел политологии – кратология.

Различают сущность и содержание власти. Суть власти – в разделении тех, кто властвует, и тех, над кем она осуществляется. Содержание власти – подчинение людей общей воле для управления и руководства. Следовательно, власть – это общественное отношение между людьми, их группами, классами.

Она необходима: для самосохранения общества и поддержания общественного порядка; продолжения человеческого рода; обеспечения коллективного характера труда.

Основные формы проявления социальной власти: политическая власть (государственная, партийная и т. п.) и неполитическая (семейная, педагогическая и т. д.). В соответствии с темой нами рассматривается политическая власть.

Политическая власть как форма социальной власти – это способность больших социальных групп, организаций и личностей проводить свою волю насильственными и ненасильственными средствами, выражая общие интересы.

Основными признаками политической власти являются следующие:

1) отношение между большими социальными группами, организациями, личностями;

2) политическая власть производна от общественных и, особенно, экономических отношений;

3) она осуществляется в различных видах, главный из которых – государственная власть.

Специфика государственной власти – наличие особого аппарата с материальными средствами воздействия на людей, такими, как милиция, армия и т. п.

Главное свойство политической власти – всеобщность, способность действовать во всех сферах общественной жизни. Это предопределило структуру политической власти как совокупность составляющих ее элементов.

Основные элементы политической власти:

– источник власти, показывающий, откуда она исходит (таковы политический интерес, закон, авторитет и т. д.);

– субъект власти, характеризующий того, кто властвует;

– объект – показывает, над кем осуществляет власть субъект;

– функции власти – основные роли, которые она выполняет;

– средства власти – характеризуют механизм ее осуществления.

Структуру политической власти можно представить схемой (см. рисунок 1).

Как видим, структура политической власти сложна и многообразна. Это учитывается в политической практике. Говоря о субъекте власти – о том, кто властвует, будем иметь в виду следующее. Власть осуществляет не класс в целом («политический класс»), а специальные учреждения – носители власти, наделенные субъектом власти властными полномочиями. Субъект власти проводит ее посредством носителей. Носителем власти выступает элита власти, или властвующая элита (от фр.: «лучший», «отборный»). Она включает «наилучших» представителей правящего класса.




Рисунок 1 – Структура политической власти

Один из значимых элементов структуры политической власти – ее функции, т. е. роли, которые она осуществляет.

Выделим следующие из них:

1) господство, руководство и управление – для сохранения целостности общества, обеспечения общественного порядка;

2) проведение в жизнь интересов господствующих социальных групп;

3) поддержание пропорций между производством и распределением (как правило, через бюджет).

Функции политической власти реализуются посредством определенного механизма, включающего средства (ресурсы) и уровни власти. Средства (способы) властвования включают прямое физическое насилие, а также воздействие косвенное (путем сотрудничества, согласования) либо информационное (в форме обучения, сообщения информации, психологического воздействия). Отметим возрастающую роль информации в осуществлении властных полномочий. Наш век, по утверждениям политологов, – время информационного общества, когда «информация правит миром».

Уровни политической власти определяются ее субъектами (носителями) и объемом присущих последним полномочий. Различают горизонтальный и вертикальный уровни.

Горизонтальный включает ветви власти и разделение ее на законодательную, исполнительную и судебную.

Вертикальный предполагает: 1) высший уровень (макроуровень) – центральные институты власти (президент, правительство); 2) средний – органы, аппараты власти (министерства, ведомства); 3) низший, связанный с малыми группами (власть в регионе, на предприятии); 4) власть международного сообщества (мегауровень) – деятельность ООН и других международных организаций.

Каждый из этих уровней характеризуется соответствующим объемом полномочий и масштабами деятельности.

Средства власти и ее уровни воплощаются в системе политических институтов. Политический институт – созданные в обществе организации для выполнения необходимых властных функций (государство, партии и т. п.). В основе политических институтов лежит легитимность власти, т. е. признание обществом необходимости этой власти, ее законности и одобрения ее народом.

Итак, политическая власть – результат общения людей, представляющий собой волевое отношение между ними. Это обруч, удерживающий общество от разрушения. Политическая власть в масштабах всей страны выступает как власть государственная.

3.2 Понятие легитимности означает признание обществом, массами обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей. В узком смысле понятие легитимности характеризует законность власти. В широком смысле – соответствие власти законно установленным нормам, а также основополагающим целям государства и общепринятым принципам и ценностям.

Термин возник еще в XIX в. во Франции, когда шла борьба за восстановление законной власти короля. В наше время легитимность – обязательный признак цивилизованной власти, признания ее правомерности не только данным народом, но и мировым сообществом. Но это не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть, ибо всегда есть недовольные, преступники, анархисты и т. п.

Теоретическая разработка проблемы легитимности связана с концепцией легитимной власти М. Вебера. М. Вебер отмечал, что господство покоится на согласии, признающем его легитимность. В легитимности господства, власти он видел гарантию стабильности общества, поддержания социального порядка.

М. Вебер выделил три основных типа легитимности:

1. Традиционный тип легитимности основывается на вере в священный характер обычаев, традиций, норм, которые на протяжении веков регулировали жизнь, поведение людей, власть здесь освящена авторитетом существовавших патриархальных устоев и религиозных обычаев;

2. Рационально-легальный тип легитимности основан на вере в силу права, закона, на признании добровольно принятых общих правил, установленных юридических норм (несущих в себе рациональную основу), которые направлены на регулирование отношений господства и подчинения. Характерной формой данного типа власти является конституционное государство, юридические нормы которого, с одной стороны, определяют правила его функционирования, а с другой – сами становятся объектом для их изменения в соответствии с узаконенными процедурами;

3. Харизматический тип легитимности основывается на признании за властью исключительных качеств, порождающих слепую веру в нее широких масс народа. Для данного типа политической власти обязательно наличие фигуры вождя, политического лидера, обладающего харизмой. «Харизма» – с греч. означает «божественный дар, благодать».

На практике очень часто все эти типы перемешаны, взаимно дополняют друг друга, поэтому правомернее говорить о смешанном типе легитимности. Так, в Великобритании доминирует рационально-легальная легитимность, поскольку власть формируется на выборах, а мотивом подчинения власти выступают интерес и вера в справедливость демократических процедур, норм, законов. Но рационально-легальная легитимность в этой стране дополняется элементами традиционного господства (сохранение института монархии).

Существуют и другие типы легитимности, например, идеологическая легитимность. Ее значение заметно возросло в связи с активным включением в политику широких слоев общества, вследствие расширения их избирательных прав, образования партий, а также с развитием средств массовой коммуникации (телевидения, радио, газет, журналов и т. д.). Идеологическая легитимность состоит в обосновании соответствия власти идеалам, представлениям, ценностям, менталитету народа.

В дореволюционной России легитимность власти была традиционной:

– власть монарха опиралась на божественное право и священность принципа престолонаследия;

– источником власти служила привычка населения повиноваться власти и издревле существующим порядкам;

– абсолютизм в России опирался не только на традицию, но и на идеологию, то есть традиционная легитимность власти у нас непременно дополнялась идеологической;

– власть, государство в российской культуре, в сознании граждан всегда отождествлялись с явлениями духовного порядка и олицетворяли идею общего блага, смыслообразующего начала. Идея, провозглашенная монархом, способствовала объединению вокруг ее носителя всего населения страны.

После Октябрьской революции (1917 г.) была предпринята попытка создать новый – советский – тип легитимности, отличный от традиционного и рационально-легального и сочетающий идеологическую легитимность с харизматической:

– идеология марксизма-ленинизма обосновывала соответствие советской власти чаяниям и интересам пролетариата, а затем и всего народа, ее право на господство;

– фактически этот тип легитимности сравнительно быстро исчерпал себя, поскольку со временем интересы и потребности населения все меньше интересовали власть, и ее легитимность постепенно переходила на уровень интересов правящей партийной элиты. В результате образовался разрыв между властью и обществом, который в течение длительного периода компенсировался чисто политическими и идеологическими средствами;

– лидер Коммунистической партии (вождь) первоначально представлял собой харизматический тип личности. Его авторитет основывался на силе дара, который признавался почти божественным. Вождь олицетворял народ, поэтому критика его решений и действий исключалась;

– по мере отдаления партийно-государственных лидеров от народа их харизма угасала, лишая легитимности и власть, которую они осуществляли.

В 90-е годы XX века на месте советского типа легитимности довольно быстро возникла очень своеобразная система властвования, легитимность которой вобрала в себя элементы:

– традиционной легитимности (в сознании многих людей президент отождествляется с монархом);

– харизматической (многие современные лидеры – это бывшие коммунисты-вожди, сохранившие стиль политической деятельности);

– рационально-легальной (власть формируется на свободных выборах).

Таким образом, в стране сформировалась смешанная, многоэлементная легитимность, которая одновременно опирается на традиции, верования, чувства, рациональность и т. д.

Темы рефератов

1. Политическая власть в современном российском обществе и необходимость ее совершенствования.

2. Коррупция в современной России: состояние, тенденции и методы борьбы.

3. Исполнительная власть и бизнес: модели взаимодействия.

4. Способы легитимизации власти в современной России.

5. Власть и конфликт: взаимоотношение понятий.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение власти.

2. Что понимается под политической властью?

3. Раскройте основные признаки и структуру политической власти.

4. Какие уровни политической власти вы знаете? Рассмотрите их.

5. Дайте определение легитимности политической власти. Какие типы легитимности выделил М. Вебер?

6. Раскройте проблемы легитимности власти в России.

Тест

1. Власть – это …

а) социальная деятельность;

б) преобразовательная деятельность;

в) способность и возможность влиять на поведение людей;

г) обладание ресурсами.

2. Какие три типа легитимной власти выделял М. Вебер?

а) рациональную;

б) институциональную;

в) традиционную;

г) харизматическую.

3. Что такое легитимная власть (по М. Веберу)?

а) Власть, которой доверяют;

б) законная власть;

в) власть, которая обеспечивает экономическую эффективность и стабильность.

4. Кризис легитимности – это …

а) конфликт между законодательной и исполнительной властью;

б) кризис отношений между центром и регионами;

в) переход, трансформация общества от традиционной политической системы к современной;

г) падение доверия к институтам власти со стороны общества.

5. Выберите правильное утверждение.

а) Власть – это феномен, отличающий политику от других сфер общественной жизни;

б) власть – это феномен, характерный только для сфер политики и экономики;

в) власть – это феномен, характеризующий взаимоотношения людей на любом уровне и в любой сфере общественной жизни.

6. По М. Веберу, политическое господство – это…

а) подавление тех, кто не является носителем власти;

б) разновидность авторитарной власти;

в) политический порядок;

г) результат деятельности лоббистских групп.

7. Возможна ли такая ситуация, при которой действия власти незаконны, но при этом легитимны?

а) Да, поскольку эти характеристики власти отражают ее различные свойства;

б) нет, поскольку действия власти, противоречащие существующим законам, не могут вызвать поддержки граждан;

в) нет, поскольку «легитимность» и означает «соответствие законам».

8. Какой тип политического господства предполагает систему государственной власти, основанную на альтернативных, справедливых и периодически проводимых выборах?

а) Традиционное господство;

б) рационально-легальное господство;

в) харизматическое господство.

9. По мнению американского социолога Т. Парсонса, таким же мобилизующим стимулом, каким в экономике являются деньги, в политике выступает…

а) страх;

б) власть;

в) стремление к свободе;

г) привычка к подчинению.

10. Правомерно ли следующее утверждение: политика есть везде, где есть власть?

a) Нет, поскольку властные отношения существуют и вне политики;

б) нет, поскольку ряд политических явлений не имеет никакого отношения к власти;

в) да, поскольку вне политики власти не существует.

Основная литература
Дополнительная литература

1. Большаков, А.А. Легальность и легитимность власти в политической идеологии и практике древнерусского государства / А.А. Большаков // Вестник МГУ. Сер. 12. Политические науки. – 2001. – № 2.

2. Воробьев, Д.М. Носитель легитимности. Российская политическая традиция организации социального адреса власти / Д.М. Воробьев // Политические исследования. – 2003. – № 5.

3. Дахин, А.В. Система власти в России в 2000-х годах и модели политического управления регионами / А.В. Дахин // Политические исследования. – 2009. – № 2. – С. 52-60.

4. Дибиров, А.Н. О природе политической власти / А.Н. Дибиров, Л.М. Пронский // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. – 2002. – № 32.

5. Завершинский, К. Методологические и семантические вызовы политической легитимности / К. Завершинский. – Великий Новгород, 2002.

6. Кабанов, К.В. Коррупция: общая ситуация и текущие реалии / К.В. Кабанов // Общественные науки и современность. – 2011. – № 5.

7. Кармадонов, О.А. Социальная коррупция как институциональная среда / О.А. Кармадонов // Социально-гуманитарные знания. – 2011. – № 6. – С. 242-251.

8. Мамычев, А. Уровни легитимной государственной власти и правового действия / А. Мамычев, А. Сухомлинов, Б. Щеглов // Власть. – 2009. – № 12. – С. 133-136.

9. Морозов, И.Л. Построение эмпирической модели структуры власти в экстремистской группировке / И.Л. Морозов // Политические исследования. – 2009. – № 5. – С. 32-41.

10. Лобко, В. Местное самоуправление и государственная власть в России XIX в. / В. Лобко // Власть. – 2009. – № 11. – С. 98-102.

11. Ратленд, П. Россия и Китай: сага о двух переходах к рыночной экономике / П. Ратленд // Политические исследования. – 2009. – № 3. – С. 162-177.

12. Столетов, О.В. Тренды трансформации властных отношений в мировой политике: smart power? / О.В. Столетов // Политические исследования. – 2009. – № 4. – С. 173-179.

Тема 4 ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА

4.1 Сущность политической системы.

4.2 Типы политических систем.

Основные понятия: политическая система; структура политической системы; закрытые политические системы; открытые политические системы; модернизированные политические системы.

4.1 Понятие «политическая система» – одно из важнейших в политологии. Оно сравнительно ново, введено в научный оборот лишь в 50-60-е годы XX в. Смысл исходного понятия «система» заимствовано из биологии и означает наличие некой целостности взаимодействующих между собой и с внешней средой элементов. Развитие системы обусловливается изменением составляющих ее элементов, а также другими внутренними и внешними факторами.

Теория политической системы связана, в первую очередь, с именами американских социологов и политологов. Социолог Т. Парсонс, автор книги «Социальная система» (1952), анализирует общество как взаимодействие подсистем (политической, экономической, социальной и духовной), выполняющих соответствующие функции.

Д. Истон, основатель системного подхода в политологии, в работах «Политическая система» (1953) и «Системный анализ для политической жизни» (1965) рассматривает политическую систему как механизм формирования и функционирования власти по поводу распределения ресурсов и ценностей общества.

Затем она получила развитие в трудах Г. Алмонда, Д. Пауэлл, У. Митчелла, К. Дойча и многих других ученых.

Политическая система (ПС) – это совокупность отношений политических институтов и общественных структур, осуществляющих власть и управление обществом.

Стержень политической системы – власть. Отсюда – особенности ПС:

1) она характеризует власть, ее деятельность;

2) имеет политическое верховенство (выше, главнее ее нет систем в обществе);

3) зависит от социально-экономических условий и активно влияет на них.

Структура политической системы включает в себя следующие составляющие (подсистемы):

– институциональная подсистема, включающая в себя государство, политические партии, социально-экономические и общественные организации и отношения между ними, которые в совокупности образуют политическую организацию общества. Центральное место в этой подсистеме принадлежит государству.

– нормативную, включающую в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции, обычаи. Через них политическая система оказывает регулятивное воздействие на деятельность институтов, поведение граждан;

– функциональную подсистему, то есть методы политической деятельности, способы осуществления власти. Она составляет основу политического режима, деятельность которого направлена на обеспечение функционирования, преобразования и защиту механизма осуществления власти в обществе;

– коммуникативную подсистему – все формы политического взаимодействия как внутри системы (например, между институтами государства и политическими партиями), так и с политическими системами других государств.

Главная задача ПС – обеспечить существование общества как единого самоуправляющегося организма. С ней связаны основные функции ПС – т. е. роли, которые она выполняет в обществе, и элементы, составные части ее структуры.

Функции ПС – роли, которые она выполняет в обществе. Среди них:

1) определения перспективных целей и задач развития общества;

2) регулятивная, т. е. функция управления обществом;

3) функция распределения ресурсов;

4) функция обеспечения политической власти и ее легитимации (законности права на осуществление власти);

5) функция политической социализации, т. е. включения новых поколений в политическую жизнь;

6) сотрудничество с политическими системами других стран.

Основа функционирования и деятельности ПС – принятие решений, обеспечивающих безопасность (национальную, экономическую, продовольственную и т. п.) страны и развития общества.

Функциями ПС определяются ее составные части как важнейшие элементы структуры. Приходится учитывать наличие ряда подходов при характеристике важнейших структурных элементов ПС. Предпочтителен комплексный подход, учитывающий разные аспекты указанных элементов.

В соответствии с ним ПС образуют:

1) совокупность людей, стоящих у власти (лидеры, правящие элиты, социальные группы, служащие и т. п.);

2) политические институты (государственные, общественные организации) – политическая организация как управляющая часть ПС;

3) политические нормы (закрепленные в конституции, уставах организаций);

4) политическое сознание и политическая культура – идеи, взгляды, традиции, установки, выражающие интересы различных групп;

5) методы политической деятельности.

Исходя из этого, можно сказать, что ПС – это совокупность идей, убеждений, государственных и общественных организаций, осуществляющих, в соответствии с нормами, власть и управление обществом.

4.2 Классификация политических систем отличается большим многообразием, основана на значительном числе различных критериев. Рассмотрим основные черты общепризнанных политических систем.

1. Одна из первых классификаций (типологий) исходит из характера взаимоотношения политических систем с внешней средой.

По этому критерию они подразделяются на закрытые и открытые:

закрытые политические системы имеют ограниченные связи с внешней средой, невосприимчивы к ценностям иных систем и самодостаточны, то есть ресурсы развития находят внутри таких систем (примерами закрытых систем могут служить бывшие страны социализма: СССР, Венгрия, Болгария и др.);

– открытые системы активно обмениваются ресурсами с внешним миром, успешно усваивают передовые ценности иных систем, подвижны и динамичны (развитые демократические государства Запада представляют собой пример открытых политических систем).

2. Типология систем, созданная на основе марксистского подхода, опирается на такие критерии, как тип формации и характер социально-экономической структуры. Соответственно, выделяются рабовладельческая, феодальная, буржуазная и социалистическая политические системы. Каждое из этих названий указывает не только на формационный тип системы, но и на правящий класс – рабовладельцев, феодалов, буржуазию, пролетариат. Отличительной особенностью данной типологии является довольно жесткая противопоставленность каждого из выделенных типов друг другу.

3. Достаточно распространенной является классификация политических систем по политическому режиму, то есть на основе характера и способов взаимодействия власти, личности и общества. По этому критерию выделяются:

оталитарные политические системы, для которых характерно полное подчинение личности и общества власти, регламентация и контроль за всеми сферами жизни людей со стороны государства;

вторитарные политические системы, основанные на неограниченной власти одного лица или группы лиц при сохранении некоторых экономических, гражданских, духовных свобод для граждан;

– демократические политические системы, предполагающие приоритет прав личности, контроль общества над властью.

4. Не менее распространена классификация политических систем на традиционные и модернизированные. В основе традиционных систем лежит неразвитое гражданское общество, слабая дифференцированность политических ролей, харизматический способ обоснования власти. В модернизированных современных системах существуют развитое гражданское общество, диверсификация политических ролей обоснования власти.

5. Общепризнанной в западной политической науке является типология политических систем Г. Алмонда. Он различал их по типу политической культуры и разделению политических ролей между участниками политического процесса. Г. Алмонд выделил четыре типа политических систем: англо-американскую (США, Великобритания); европейско-континентальную (страны Западной Европы); доиндустриалъные и частично индустриальные, имеющие смешанную политическую культуру; тоталитарные, функционирующие на основе приоритета классовых, национальных или религиозных ценностей.

6. Французский политолог Ж. Блонделъ различает политические системы по содержанию и формам управления. Он выделяет пять их основных разновидностей: либеральные демократии, в которых принятие политических решений ориентировано на ценности индивидуализма, свободы, собственности; коммунистические (авторитарно-радикальные) системы, ориентированные на ценности равенства, социальной справедливости; традиционные системы, опирающиеся на олигархические формы правления и ориентирующиеся на неравномерное распределение экономических ресурсов и социальных статусов; популистские политические системы, преобладающие в развивающихся странах; они используют авторитарные методы управления и стремятся к большему равенству в распределении благ; авторитарно-консервативные политические системы, преследующие цели сохранения социального и экономического неравенства, ограничения политического участия населения.

Конец ознакомительного фрагмента.