Вы здесь

Политология для психологов. Глава 2. Политические идеологии и политические системы (А. Г. Конфисахор, 2017)

Глава 2

Политические идеологии и политические системы

Как уже было сказано, политику следует анализировать на трех основных уровнях – стратегическом, тактическом и оперативном.

Стратегическому уровню рассмотрения политики соответствует анализ лежащей в ее основе идеологии, определяющей в конечном итоге отношение к человеку. Это отношение дает ответ на ключевой вопрос политики – что такое человек, как необходимо оценивать его жизнь, здоровье, способности, мировоззрение, убеждения и т. д.

На тактическом уровне необходимо проводить анализ и исследование политических режимов и систем, реализующих в практической политической деятельности лежащие в их основе ключевые идеологические постулаты, определяющие сложившуюся устойчивую систему общественных отношений – политических, социальных, экономических и т. д.

На оперативном уровне политика проявляется в конкретных действиях политических деятелей и органов власти в области (сфере) идеологического и пропагандистского сопровождения их деятельности, в сфере законодательства, формирования экономических отношений и распределения ресурсов, социального обеспечения, средствах, используемых для поддержания действующего порядка и борьбы с оппонентами, и т. д.

Сведем названные уровни анализа и исследования политики в таблицу 1.


Таблица 1. Уровни рассмотрения политики




2.1. Стратегический уровень анализа политики

На стратегическом уровне анализа политики рассматриваются политические идеологии.

К основным политическим идеологиям современности относятся либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, марксизм и социал-демократия.

Либерализм получил название от латинского liberalis – свободный. Эта идеология возникла и сформировалась в борьбе против феодализма, политической системы абсолютизма и духовного засилья церкви. либерализм отражал мировоззрение зарождающейся социальной силы – предприимчивых буржуа, которым феодальные нормы и ценности не давали возможности реализовать свой потенциал. идеи либерализма лежали в основе английской (XVII в.) и французской (XVIII в.) революций, борьбы за независимость США и заложили основы общественно-политического развития всей западной цивилизации. Это способствовало коренной модернизации всех общественных институтов и отношений, что привело в итоге к переходу Запада от традиционного аграрного общества к индустриальному.

Привлекательность и сила воздействия либерализма объясняются заложенными в нем принципами и ценностями. Прогрессивность раннего либерализма проявилась в следующих ключевых требованиях:

1) ограничение прав монарха парламентом;

2) установление конституционного строя;

3) допущение выходцев из третьего сословия (купцов, предпринимателей, разночинцев) к управлению государством;

4) введение демократических свобод;

5) отмена привилегий дворянства и духовенства.

Основными ценностями либерализма являются свобода человека и незыблемость, неприкосновенность частной собственности.

Свободу в либеральной идеологии можно рассматривать на трех уровнях, которые соотносятся с известной иерархией «общее – особенное – единичное»:

• общее – свобода для всех; реализация неотъемлемых от рождения прав и свобод человека;

• особенное – свобода от средневековой, цеховой, корпоративной и групповой зависимостей, от политического и социального контроля государства; экономическая свобода и свобода предпринимательства, являющаяся, в соответствии с идеологией либерализма, основой других свобод – политической и гражданской;

• единичное – ограничение свободы конкретного человека только свободой других людей.

К основным принципам либерализма относятся:

• ценность отдельного человека, уважение его стремления к свободе, права на самобытность и самореализацию;

• осознание человеком ответственности за свои мысли, действия и поступки как перед самим собой, так и перед обществом;

• синтез, соединение индивидуализма и коллективизма;

• принятие таких неотъемлемых прав человека, как право на жизнь, свободу, собственность;

• четкое определение прав, свобод и обязанностей человека по отношению к другим людям и государству и государства по отношению к человеку, воплощенное в конституции и законах;

• ограничение вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь;

• ограничение функций государства поддержанием внутреннего порядка, созданием необходимых условий для свободной экономической деятельности и защитой страны от внешних опасностей.

Политической основой либерализма выступают следующие положения:

• политическое равенство людей;

• равенство их прав на жизнь, свободу и собственность;

• отделение гражданского общества от государства;

• ограничение прав государства законом;

• отрицание концентрации власти в одних руках;

• реальное разделение властей на три ветви – законодательную, исполнительную и судебную.

Экономическая доктрина либерализма предусматривает право человека на собственность, свободный рынок, свободную конкуренцию и независимость экономической деятельности от государственного контроля. В экономическом плане государство должно выполнять функцию защиты и охраны частной собственности.

Классический либерализм доминировал до конца XIX в., а на рубеже XIX–XX вв. появляется его разновидность – неолиберализм.

Неолиберализм скорректировал представления классического либерализма о достаточности свободного рынка и конкуренции для регулирования общественных, политических, духовных, экономических и социальных отношений в обществе. Политические протесты и социальная поляризация населения, монополизация экономики и экономические кризисы повлекли за собой пересмотр роли государственного регулирования в экономике и социальных отношениях. Это привело к реализации в политической, экономической и социальной сферах следующих основных положений:

• участие государства в разработке общей стратегии развития экономики, стратегическом планировании и формировании бюджетной политики;

• государственное регулирование отношений между собственниками за счет влияния государства на функционирование рыночных механизмов, определяющих динамику спроса и предложения;

• признание государства равноправным собственником наряду с частными лицами или фирмами и содействие государства предпринимателям в новаторских и инновационных сферах деятельности;

• повышение роли государства в защите свободы предпринимательства, рынка и свободной конкуренции от монополизации всех сфер общества и поддержка мелких и средних предпринимателей;

• принятие антимонопольного и антитрестовского законодательства;

• усиление роли государства в защите незащищенных, социально уязвимых слоев населения за счет перераспределения доходов в их пользу через систему налогов, льгот, государственных социальных программ и т. д., социальная ответственность бизнеса;

• создание наблюдательных советов, контроль над деятельностью администрации предприятий, участие работников в управлении предприятиями в целях ослабления противоречий между ними и работодателями;

• содействие полной занятости, обеспечение гарантированного прожиточного минимума и экономической стабильности в целях предотвращения социальных потрясений;

• формирование фондов общественного потребления, обеспечивающих бесплатное обучение и бесплатное питание в школах, государственные больницы.

Консерватизм (от лат. conservo – охраняю, сохраняю) – идеология, отстаивающая необходимость сохранения традиционных ценностей и порядков. Консерватизм стал реакцией на эпоху Просвещения и Французскую буржуазную революцию (1789–1794), идеологическим протестом против радикальных буржуазных изменений.

Постулатами консерватизма можно назвать следующие ключевые положения, сформулированные Э. Бёрком («Размышления о революции во Франции»):

• то, что можно не менять, менять и не нужно;

• настоящее не может быть свободно от прошлого;

• истинная политическая мудрость состоит в том, чтобы исправлять, а не уничтожать прежние институты.

Стабильность политического порядка должна обеспечиваться постепенным реформизмом, в основе которого должен лежать компромисс, составляющий единственную гарантию сохранения социальных порядков.

Основными принципами консервативной идеологии являются:

• традиционализм, т. е. ориентация человека и его поведения на прошлое, требование соотносить свои поступки с традициями, обычаями, культурой и принятыми в обществе нормами;

• критическое отношение к социальным переменам, неприятие революций: все изменения должны носить плавный, эволюционный, а не резкий, революционный характер;

• представления о том, что человек и общество несовершенны, человеческий разум ограничен, а утверждения мыслителей эпохи Просвещения о безграничных возможностях человеческого ума, вера в научный прогресс и рациональное познание мира сильно преувеличены;

• нравственный абсолютизм (нет свободы без морали), неприятие и критика рационализма, индивидуализма и социального атомизма;

• научный скептицизм, критичное и сдержанное отношение к роли науки в переустройстве общества и провиденциализм, т. е. теологическое истолкование исторического процесса как осуществления Божественного замысла;

• неравенство и демократический элитизм, при котором политическая власть должна принадлежать наиболее достойным, исключительно элите;

• невозможность социального равенства, жесткая социальная иерархия общественного устройства, неизбежность субординации, причем чем больше дистанция между властью и людьми, тем эффективнее политика;

• политический авторитаризм, согласно которому только сильная власть способна поддерживать порядок, закон и традиции;

• готовность пренебречь основными демократическими принципами ради сохранения стабильности и порядка, требование лояльности человека по отношению к обществу, приверженность локальным ценностям и местному патриотизму.

Подводя итог, можно отметить, что основными ценностями консерватизма являются общественная стабильность, порядок, закон, традиции, семья, государство, нация, власть, религия.

В конце 1960-х – начале 1970-х годов консерватизм стал приобретать новые черты, что привело к формированию неоконсерватизма. В настоящее время выделяются две основные трактовки неоконсерватизма:

1. Неоконсерватизм – это приспособивший свои традиционные ценности к постиндустриальной эпохе консерватизм;

2. Неоконсерватизм – это сформированное в борьбе с либерализмом и социал-демократизмом новое идеологическое течение.

Можно выделить следующие особенности неоконсерватизма:

1. В философском, мировоззренческом плане:

– синтез традиционных ценностей консерватизма (семья, культура, мораль, порядок) с принципами либерализма (рынок, конкуренция, свобода предпринимательства);

– в отличие от консерваторов, являвшихся открытыми противниками прогресса, неоконсерваторы выступают инициаторами инноваций, социально-экономических перемен, постепенно и плавно проводимых сверху;

– сциентистско-технократическая направленность социальной философии, утверждающей, что наука и новейшие технологии являются основными источниками богатства и власти, в противоположность научному скептицизму консерваторов;

2. В экономической области:

– прямая защита интересов крупного бизнеса;

– ограничение вмешательства государства в рыночную экономику;

– поддержка принципов, порядка и устойчивости рыночной системы;

3. В социальной области:

– новый тип отношений человека и государства, в рамках которого человек должен рассчитывать на собственные силы и локальную солидарность общества и не рассчитывать на поддержку государства (в отличие от неолиберализма);

– обязанность государства – сохранять целостность общества и обеспечивать человеку жизненные условия на основе незыблемого правопорядка;

– принцип солидарности, т. е. единство труда и капитала;

– принцип справедливости: справедливое распределение доходов, справедливая зарплата и справедливые налоги;

– принцип субсидиарности: содействие людям в развитии частной инициативы;

4. В политической сфере:

– вертикальная демократия по принципу пирамиды, на вершине которой находится политическая и экономическая элита;

– профессионализм в политике (политикой должны заниматься только профессионалы, чтобы она не стала дилетантской);

– принцип неравенства наций, в соответствии с которым удел слабых и развивающихся наций – занимать определенную ступеньку в человеческой цивилизации.

Марксистская идеология как философское, политическое и экономическое учение сформировалась в середине XIX века. В рамках марксизма была сформулирована концепция социализма, провозгласившая построение социального государства со справедливым распределением ресурсов, гарантированными условиями жизни для людей, отсутствием эксплуатации человека человеком.

Основными принципами марксизма стали следующие положения:

• общество является целостной системой, в которой производительные силы выступают базисом, определяющим формы собственности и производственные отношения;

• формы собственности и производственные отношения, в свою очередь, определяют философию, религию, политику, государство и классовую структуру общества, право, мораль и искусство, т. е. надстройку;

• единство и взаимодействие базиса и надстройки образуют специфические общественно-экономические формации, развитие и смена которых предопределяют эволюцию общества;

• движущей силой истории выступает борьба господствующих и угнетенных классов, высшим выражением которой должна стать социалистическая революция как закономерное и исторически предопределенное завершение этой борьбы;

• капитализм как последняя форма эксплуатации человека человеком, с одной стороны, создает мощные стимулы развития общества, но, с другой стороны, становится препятствием для дальнейшего прогресса;

• в условиях капитализма созревает новый социальный слой – пролетариат, который свергнет господство буржуазии и установит свою власть;

• пролетариат станет решающей силой, которая уничтожит частную собственность и вызовет становление общественной собственности, обеспечивающей создание бесклассового общества для свободного развития личности в переходе к коммунизму.

В основе марксистской идеологии лежали идеи классовой борьбы и насилия. При этом отрицалась возможность эволюции капиталистической системы и значение частной собственности как основы гражданского общества.

В действительности диктатура пролетариата переродилась в диктатуру правящей верхушки, номенклатуры, что привело в итоге к ограничению политических и экономических свобод, свободы слова и вероисповедания, отчуждению народа от власти и собственности. Социализм как идеология потерпел крах в СССР и бывших странах социалистического лагеря Восточной Европы.

Социал-демократическая идеология, также направленная на защиту интересов быстро растущего рабочего класса, стала оппонентом марксизма.

Перечислим основные принципы социал-демократизма:

• отказ от идеи о немедленной ликвидации института частной собственности;

• постепенность перехода к социализму через социальное партнерство;

• отрицание революции как средства завоевания власти рабочим классом;

• совершенствование существующих институтов и отношений;

• отказ от диктатуры пролетариата, противоречащей высокой культуре;

• сочетание государственного регулирования экономики и рыночных отношений;

• развитие парламентских форм защиты интересов наемных работников.

Итак, политическая идеология предопределяет средства и методы осуществления политической власти, регулирующей жизненное пространство и свободы как отдельного человека, так и различных социальных, профессиональных и иных групп и общества в целом. она определяет права и свободы человека, его возможность влиять на систему политических и общественных отношений, участвовать в управлении государством и обществом. Политическая идеология регулирует систему взаимоотношений и взаимодействий между акторами политических процессов, участие в политике как формальных, так и неформальных политических институтов.

Политическая идеология лежит в основе внешней и внутренней политики государства, формируя как форму, так и сущность власти, которая в итоге определяет жизнь практически каждого члена общества.

2.2. Тактический уровень исследования политики

На тактическом уровне исследования политики рассматриваются политические режимы (системы).

Политические режимы (системы) определяются глубиной проникновения политики во все сферы общественной жизни, предпочтениями в использовании различных средств управления обществом, различными социальными, профессиональными и иными слоями населения и отдельным человеком.

Политические режимы (системы) традиционно разделяют на демократические, авторитарные и тоталитарные.

Демократический режим (система)

При демократическом политическом режиме провозглашаются такие принципы и нормы, как равенство и свобода всех людей, верховенство прав и свобод личности, участие населения в управлении государством и обществом.

Демократическое государство предоставляет своим гражданам широкие права и свободы, создавая для них равные возможности, в основе которых лежат конституционные гарантии. При этом существует общественная, политическая и социально-экономическая основа, не подвергающаяся даже малейшему сомнению. К ней, в частности, относятся незыблемое право на частную собственность, независимость СМИ и судебной системы, принцип разделения властей, неотъемлемые права и свободы граждан, данные им от рождения, и т. д.

При демократическом режиме существует институциональный и политический плюрализм: люди, в соответствии со своими интересами и склонностями, объединяются в различные организации – партии, профсоюзы, ассоциации, кружки, секции, общества и т. д. Неотъемлемыми атрибутами общественной жизни являются референдумы, плебисциты, демонстрации, митинги и собрания.

Управление государством и обществом идет по следующим основным направлениям:

• выборы управленцев-профессионалов (система «защиты от дурака»);

• прямое участие граждан в решении общественных дел органами самоуправления на местах;

• контроль за исполнительной властью.

Существует четкое и понятное разграничение полномочий между центральными (федеральными) и местными органами власти. Центральные органы власти решают стратегические вопросы, определяющие существование государства и общества в целом, его жизнеспособность, вопросы национальной безопасности и обороны, внешней политики и финансов. Местные органы власти занимаются проблемами жизнедеятельности и внутренней политики конкретных штатов и населенных пунктов.

Авторитарный режим (система)

Авторитарный режим рассматривается как промежуточный между тоталитарным и демократическим политическими режимами.

Авторитарный режим определяется как государственно-политическое устройство, при котором политическая власть находится в распоряжении конкретного лица (класса, партии и т. д.) при минимальном участии народа. Авторитаризм понимается как метод управления, при этом сам режим может быть основан на праве или морали, народ же оказывается бесправным.

Для возникновения авторитарного режима должны сложиться определенные условия, к которым, в частности, необходимо отнести:

• политический, социальный и экономический кризис, приводящий к резкому снижению уровня жизни людей и ломке традиций;

• размывание социальной и классовой структуры общества, маргинализация большей части населения;

• появление больших масс людей, видящих в государстве и фигуре вождя свою последнюю надежду, единственный шанс на выживание;

• всеобщее состояние страха и апатии, стремление к восстановлению социальной справедливости и всеобщего равенства;

• формирование образа врага народа, который персонифицируется в виде общественного института или какой-либо социальной группы;

• формирование культа личности вождя, который сможет предложить способы и средства для преодоления кризиса и сплотить вокруг себя большинство людей;

• усиление роли и функций исполнительных органов государственной власти, правоохранительных органов и вооруженных сил;

• возрастание роли и значения бюрократии, которая встает над обществом, начинает контролировать и регулировать все стороны жизни человека.

Авторитарный режим характеризуется следующими основными признаками:

• власть концентрируется в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов;

• фактически игнорируется принцип разделения властей, что проявляется в ограничении субъектом исполнительной власти роли и значения представительных органов власти;

• суд является вспомогательным органом, обеспечивающим видимость соблюдения законности, беспристрастности и объективности;

• права и свободы человека публично провозглашаются, но реально не обеспечиваются, при этом массовые репрессии не применяются;

• принцип выборности исполнительных и представительных органов власти носит исключительно формальный характер;

• в государственном управлении используются командные и административные методы, подразумевающие безусловное выполнение распоряжений власти;

• существует цензура, имеющая выборочный характер – табу на обсуждение конкретных политиков, идеологических постулатов общества и принимаемых политических решений;

• в обществе отсутствует единая идеология и существует частичный плюрализм;

• отсутствует тотальный контроль над всеми сферами общественной жизни, при том что личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

• роль лидера чрезвычайно высока, но лидер может не быть харизматичным.

При авторитарном режиме государственная власть отделена от людей, фактически (не юридически) не избирается и не контролируется, хотя существуют представительские органы власти. Управление государством сводится к безусловному выполнению решений, спускаемых сверху политическим лидером либо правящей элитой.

Тоталитарный режим (система)

Ключевое отличие тоталитарного режима – власть, проникающая во все сферы жизни человека и осуществляющая полный, тотальный контроль над поведением, деятельностью и отношениями каждого члена общества. от этого всеобъемлющего и всепроникающего контроля скрыться практически невозможно, что в итоге вызывает у человека чувство беззащитности и беспомощности перед государственной репрессивной машиной.

При тоталитарном режиме существует только одна официальная идеология и одна правящая партия; носители и сторонники иной идеологии подвергаются различным формам репрессий вплоть до физического уничтожения, а создание других политических партий запрещено. Правящая партия объявляет себя ведущей силой общества, осуществляет управление государством, производя сращивание партийного и государственного аппаратов.

Ключевые посты занимают только члены правящей партии, имеют место жесткая централизация управления и запрет на свободу слова и информации. инициатива становится строго наказуемой, а все органы власти обязаны строго и безусловно выполнять приказы и указания, спускаемые сверху.

Ключевыми признаками тоталитарной политической системы, в частности, являются:

• стремление государства к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни;

• полное отстранение людей от политической власти;

• монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией, вплоть до личной жизни каждого человека;

• регламентация общественных отношений;

• формирование государственной власти бюрократическим способом;

• принуждение, насилие и террор как доминирующий метод управления;

• декларативный характер прав и свобод человека.

Сведем ключевые характеристики тоталитарного, авторитарного и демократического режимов (систем) в таблицу 2.


Таблица 2. Характеристики политических режимов (систем)


2.3. Оперативный уровень исследования политики

На оперативном уровне исследования политики рассматриваются конкретная деятельность политических и неполитических институтов и организаций как акторов политических процессов, их функции, структуры и используемые средства политики – интеллектуальная экспансия, правовое регулирование, экономическое принуждение и физическое подавление.

Политика определятся как система политических явлений, объединенная целевой функцией достижения власти и использующая все возможные механизмы воздействия на сознание (поведение) человека. В используемом определении политика рассматривается не как какое-то отдельное явление, а именно как система явлений, ключевой функцией которых является достижение власти.

Анализ политических явлений опирается на выделение форм (признаков) и свойств политики. Политика может приобретать четыре основные формы: опосредованную, прямую, акцентуированную и экстремальную. Свойства различных форм политики рассматриваются в соответствии с классической триадой «цель, средства, результат». Категории «цель» и «результат» имеют различную природу. Цель, являющаяся, согласно Аристотелю, идеальным образом предвосхищаемого будущего, – это психологическая категория, которая существует только в сознании, представлении и воображении людей. Результат, напротив, веществен и реально наблюдаем. отметим чрезвычайно важный в политике и политической деятельности аспект: результат всегда является функцией средств и никогда не является функцией цели. от того, какие средства используются в политической деятельности, будет зависеть полученный результат.

Опосредованные формы политики характерны для дискуссий, споров, обсуждений, захватывающих все слои общества, которые по роду своих интересов, увлечений и деятельности далеки от реальной политики и, казалось бы, не должны ею интересоваться. общественному мнению предлагается новая интерпретация давно известных, признанных и получивших свою оценку фактов и событий, которые формируют общественное сознание. Происходит пересмотр роли конкретных политиков, причем недавние кумиры низвергаются, а их место занимают те люди, упоминание о которых долгое время было под запретом. В обществе очень активно обсуждаются пути развития страны, которые зачастую диаметрально противоположны тем, которые отстаиваются официальной идеологией. В целом происходит то, что Ф. Ницше назвал переоценкой ценностей: при непосредственном и опосредованном участии людей изменяется их мировоззрение, внедряется новая идеология.

Прямые формы политики характеризуются тем, что поведение, взаимодействия и взаимоотношения определяются в первую очередь правом и законом, прошедшим все необходимые юридические процедуры и обязательным для всеобщего исполнения. Политика может приобретать акцентуированные формы, при которых взаимодействия и взаимоотношения акторов политических процессов определяются наличием или отсутствием у них ресурсов, их дефицитностью, актуальностью и востребованностью, возможностью обменивать имеющиеся ресурсы на необходимые поведение, деятельность и отношения. Наконец, политика может приобретать экстремальные формы, проявляющиеся в виде подавления, диктата и террора – морального, идеологического, нравственного, социального, профессионального (вплоть до физического) – по отношению к любым группам населения.

Политика как система политических явлений представлена в таблице 3.


Таблица 3. Политика как система политических явлений


Отметим некоторые особенности протекания политических явлений.

В реальной политике четыре ее формы сосуществуют и функционируют одновременно. При этом в определенный промежуток политического времени одна из форм политики может занимать доминирующее положение, и тогда именно ее средства определяют всю систему отношений в обществе, в то время как другие формы политики отходят на второй план, остаются «в тени» ведущей формы.

Самой эффективной формой политики представляется опосредованная форма, целью которой выступает борьба за сознание, т. е. либо сохранение действующей в политической системе идеологии, либо ее корректировка и изменение. При реализации опосредованных форм политики с мобилизацией интеллектуального, морального и нравственного потенциала власти люди ведут себя определенным образом не потому, что их к этому принуждают, а потому, что именно такое поведение сами они считают наиболее приемлемым. Вследствие этого практически отпадает необходимость в использовании других форм политики, в основе которых лежит явное или неявное использование насилия, диктата и принуждения.

Политика достаточно быстро переходит от своей «высшей» – опосредованной – формы через прямую к акцентуированной и даже экстремальной формам. Этот плавный, непрерывный процесс зачастую воспринимается как естественный ход развития политических процессов. обратный же переход от экстремальных к прямым и опосредованным формам, как отмечают исследователи, при самых благоприятных условиях и наличии всех необходимых ресурсов занимает 35–50 лет, т. е. время жизни одного поколения. Политика «показывает пример» того, какая форма отношений приемлема и доступна во всех сферах жизни: в экономической деятельности, социальных процессах, личных и семейных отношениях и т. д.

Успешность политического деятеля во многом определяется тем, насколько он готов и способен функционировать во всех формах политики, просчитывать бесконечное множество вариантов развития событий. Специфика политической деятельности подразумевает, что политик является как субъектом, так и объектом политических отношений. Поэтому политик должен знать, понимать и принимать тот факт, что не только он сам может использовать весь набор средств политики, но и к нему могут быть применены различные ее формы и средства. Если политик успешен в реализации одних форм, но не готов к тому, что по отношению к нему будут использованы другие, то он никогда не сможет стать успешным политиком. Примеров подобного рода как в мировой, так и в российской политике предостаточно.

Целью прямой формы политики выступает борьба за территорию. Кроме территории как физической категории этим термином охватывается понятие «жизненное пространство». Необходимо рассматривать четыре уровня пространства, в котором находится отдельный человек, различные группы населения и общество в целом: физическое, экономическое (трудовое), правовое и информационное пространства. К физическому пространству принадлежит всё, чем человек может распоряжаться по своему личному усмотрению – купить, продать, подарить или обменять. Сюда относятся находящаяся в собственности квартира, автомобиль, дача, одежда, мебель и т. д. Экономическое (трудовое) пространство определяется соотношением вложенных в процесс трудовой деятельности времени, энергии, знаний, эмоций, характера и получаемого за это материального, морального и иного вознаграждения. Правовое пространство характеризуется соотношением прав и обязанностей: что человек должен другим людям и государству, что другие люди и государство должны конкретному человеку. информационное пространство определяется возможностью получения необходимой информации о стране, государстве и обществе, свободой высказывать свое мнение, соглашаться или не соглашаться с официальной идеологией и т. д. Состояние этих уровней пространства для человека и всего общества определяют законодательные органы власти средствами правового регулирования (законами, законодательными актами, постановлениями, решениями и пр.).

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте стратегический уровень рассмотрения политики.

2. Раскройте тактический уровень рассмотрения политики.

3. Раскройте оперативный уровень рассмотрения политики.