Вы здесь

Политология для психологов. Глава 1. Основные определения и концепции политики (А. Г. Конфисахор, 2017)

Глава 1

Основные определения и концепции политики

Понятие политики является производным от нескольких древнегреческих слов: «полис» – город-государство; «политес» – гражданин; «политикос» – государственный деятель; «политейа» – конституция.

Политология – наука о политике и власти, их взаимоотношениях с человеком и обществом. Политология также определяется как наука о политике – особой сфере деятельности людей, связанной с властными отношениями, с политической организацией общества и политическими институтами, принципами и нормами, действие которых должно обеспечивать функционирование общества, взаимоотношения между людьми, обществом и государством.

Политика связана с государственной деятельностью людей ради достижения определенных общественных целей и задач, с властью, т. е. разделением граждан на управляющих и управляемых, и с определенными нормами и правилами совместной деятельности.

Приведем некоторые определения политики. Политика – это:

– властное распределение ценностей внутри общества (Д. Истон);

– форма рисковой деятельности, в ходе которой участники оспаривают друг у друга возможность определять характер и поведение власти (А. С. Панарин);

– стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства, между группами людей, которых оно в себя включает (М. Вебер);

– это участие в делах государства, использование классами государственной власти в своих целях (В. И. Ленин);

– особая форма человеческой деятельности, которая обеспечивает постановку целей, планирование, организацию людей для борьбы за достижение поставленных целей (телеологический подход);

– процесс определения того, кто, что, когда и как получает (Г. Лассуэлл);

– разновидность инновационной деятельности, т. е. деятельности по переводу социальных систем в новое качество и изменению социальных нормативов (К. Мангейм);

– история в действии, борьба людей и народов за самосохранение и продолжение рода, борьба народа за существование (А. Гитлер);

– то, что общество использует в целях регулирования и предотвращения внутренних взрывов (Дан Ниммо);

– сознательные коллективные усилия по контролю за деятельностью и судьбой (Мулфорд Сибли);

– борьба интересов, маскируемая под борьбу принципов; руководство общественными делами во имя личной выгоды (Амброз Бирс);

– сфера деятельности, связанная с отношениями между различного рода социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти;

– действия, направленные на власть, ее обретение, удержание и использование;

– исследование, проектирование, строительство и эксплуатация власти;

– система политических явлений, объединенная целевой функцией достижения власти и использующая все возможные механизмы воздействия как на сознание отдельного человека, так и на различные группы людей и все общество в целом;

– искусство чередующихся интриг (А. Авторханов).

Предметом исследования в политологии выступают политические системы и режимы, политическое поведение человека как субъекта и объекта политики, характеристики и особенности политических элит, специфика политических конфликтов, закономерности функционирования политической власти.

Объектом политологии выступают политические идеологии, политика и власть, определяющие политические системы, политические отношения и политические процессы, происходящие в обществе.

Политика характеризуется набором институциональной, нормативной и процессуальной составляющих. Под институциональной составляющей подразумеваются как политические институты, так и структуры, проводящие аполитические формы деятельности. Нормативная составляющая охватывает традиции, правила, законы, ценности и цели, имеющие политическое содержание. Процессуальная составляющая определяет политическое взаимодействие людей как в адекватном политическом процессе, так и в конфликтных ситуациях. Политика выступает как единство институционального, нормативного и процессуального начал в совместной деятельности людей по достижению общих государственных целей в рамках определенного порядка функционирования общества и властного управления им.

В настоящее время большое распространение получили следующие концепции происхождения политики:

1) теологическая;

2) антропологическая;

3) психологическая;

4) социологическая.

Теологическая (религиозная) концепция объясняет происхождение государства и политики божественной волей, актом божественного творения. образцом для «града земного» является «Град Божий», небесное государство, роль монарха в котором исполняет Бог. Согласно представлениям Аврелия Августина, преобразование «града земного» уже началось усилиями Церкви, наиболее близкой по своему устройству к «Граду Божьему», и должно завершиться со вторым пришествием Христа, после чего на земле утвердится тот же порядок, что и в «Граде небесном».

Антропологическая концепция связывает происхождение политики с человеком. Аристотель понимал человека как политическое существо, живущее в поселениях и городах, склонное к коллективной жизни, общению и взаимодействию. Политика является одной из форм такого взаимодействия. там, где существуют коллективные отношения, естественным образом возникает потребность в их упорядочении и организации. Эту человеческую потребность удовлетворяет политика, отвечая естественному стремлению человека к безопасности, уверенности и благосостоянию. Сторонники этой концепции отмечают, что без государства и политики могут обойтись или животные, или божество, ибо они не нуждаются в законах и правах.

Т. Гоббс отмечал, что государство возникло не по Божественной воле, а в результате естественных причин – желания людей прекратить «войну всех против всех». Стремление к самосохранению стало одним из основных мотивов создания государства, которое должно было усмирять людей, а возникновение политики и государства было одним из важнейших моментов процесса превращения животного в человека.

Психологическая концепция политики объясняет протекание политических процессов специфическими особенностями психологии человека. Функционирование политики определяется набором потребностей, удовлетворение которых формирует как политические взаимоотношения людей, так и все формы человеческого поведения.

При психологической интерпретации политики традиционно ссылаются на работы З. Фрейда, который исследовал связи между психическими и социально-политическими процессами. известный ученый обосновывал мысль о том, что политика есть проявление психической, прежде всего подсознательной, энергии индивидов, а государство создается и поддерживается людьми в качестве замены прародителю, т. е. отцу. и политика, и используемые ею источники власти коренятся в сфере бессознательного, в безотчетном стремлении людей быть в подчинении, зависимости от сил, подобных власти их родителей. При этом в отношениях к государству проявляется детская тоска взрослого человека по некогда существовавшему отцу. Поэтому человек может испытывать по отношению к власти амбивалентные чувства: с одной стороны, комплекс патернализма как требование помощи и защиты, с другой – недовольство, критичность и ненависть.

Социологическая концепция связывает возникновение политики и государства с усложнением социальной структуры общества в процессе его исторического развития, с усилением его социальной неоднородности.

Первобытное общество было социально однородным и достаточно простым по своей организации. В осуществлении различных неполитических форм управления участвовали все взрослые члены рода, при отсутствии любых формальных структур и каких бы то ни было формальных и искусственных организаций.

Развитие общества и формирование в нем различных структур и особых групп, имеющих различный социальный статус и расходящиеся интересы, предопределило появление политики, ключевой задачей которой стало регулирование противоречивых интересов. Социологическая концепция происхождения политики утверждает, что политика возникает на определенном этапе исторического развития общества как определенная сфера и разновидность социальной деятельности, имеющая своей целью организацию совместной жизни людей в социально неоднородном обществе, в котором существует разделение людей на бедных и богатых, свободных и рабов, управляющих и управляемых и т. д.

Параллельно с приведенными выше концепциями «происхождения политики» большое распространение получил подход, определяемый как «осмысление, или интерпретация, политики». оба этих подхода имеют как общие черты, так и различия. Осмысление (интерпретация) политики происходит по следующим основным направлениям:

• в рамках теологической интерпретации политики политическая власть рассматривается как проявление божественной воли, а критерием политических процессов и явлений служит их соответствие этой воле;

• с точки зрения натуралистической интерпретации политические явления обусловлены в первую очередь географической средой и климатом;

биополитическая интерпретация предполагает изучение таких общих для человеческих и животных сообществ черт поведения, как приспособляемость, альтруизм, самозащита, агрессия;

• при психологической интерпретации в качестве источника политических проблем выступают психологические свойства и особенности людей, которые определяют характер политического поведения, взаимоотношений и конфликтов, возникающих в политике;

• в бихевиористическом осмыслении политика рассматривается как взаимодействие людей, а политическое поведение признается единственным фрагментом политической реальности, подлежащим эмпирической фиксации;

экономический детерминизм подразумевает порождение производственными отношениями (экономическим базисом) юридической и политической надстройки, которой соответствуют определенные формы общественного сознания; при этом аксиомой считается то, что способ производства материальной жизни обусловливает социальную, политическую и духовную жизнь как отдельного человека, так и всего общества;

• с точки зрения институционалистской интерпретации политика – это совокупность политических институтов, структур и организаций, в основе существования и взаимоотношений которых лежат определенные и фиксированные правила поведения, содержащиеся в уставах, программах, конституциях, причем смысл политики заключается в правильном определении характера отношений между ними;

• в рамках системного подхода политика рассматривается как целостная система, обладающая внутренней структурой и разнообразными связями с внешней средой, определяются факторы как изменения, так и стабилизации политической жизни.

Перечислим основные подходы, определяющие понимание политики:

структурный подход, выделяющий политические и общественные структуры, институты и организации, непосредственно участвующие в подготовке и практической реализации политических решений;

функциональный подход, формирующий функции политических процессов и политической деятельности, определяющий смысл и значение политики для государства, общества и отдельного человека;

психологический подход, раскрывающий психологические основы протекания политических процессов как средства урегулирования конфликтов, противоречий и противостояния между социальными, профессиональными и иными группами людей;

ресурсный подход, определяющий политику как процесс перераспределения ресурсов между различными группами населения и их мобилизацию для решения стоящих перед обществом и государством проблем, достижения необходимых с точки зрения политики результатов.

Выделим ключевые функции политики, определяющие высший, стратегический уровень ее понимания.

Политика как искусство возможного, т. е. возможность использовать любые факты и события, независимо от их оценки, направленности, положительного или отрицательного значения, для достижения ключевых политических целей, получения необходимого результата при минимальном расходовании имеющихся в наличии средств.

Политика как искусство невозможного. такое понимание одной из ключевых функций политики основывается на том, что для достижения требуемых политических результатов необходим определенный набор ресурсов (природных, человеческих, информационных, финансовых, технологических, интеллектуальных и т. д.). Должна также иметься реальная возможность обмена этих ресурсов на другие ресурсы – финансовые, технологические, интеллектуальные и пр. При этом ресурсов, которыми располагает политическая система, как правило, не хватает, они являются недостаточными, их невозможно мобилизовать в необходимом количестве и в нужное время. Ключевая функция политики заключается в нахождении решений для, казалось бы, неразрешимых задач, поисках выхода из безвыходных ситуаций, когда при недостатке ресурсов необходимо достичь поставленных целей.

Политика как познание непознанного, так как она должна сканировать будущее, проектировать его, правильно рассчитывать направление движения страны, просчитывать все возможные и невозможные варианты развития событий для того, чтобы при их наступлении политическая система была готова к адекватным ответам. Когда нет такого понимания политики, реальная политика становится похожа на работу пожарных, которые реагируют на уже наступившие следствия: гасят там, где загорелось, не сумев правильно рассчитать причины и место будущего пожара для того, чтобы его предотвратить и не допустить возгорания.

Выделенные выше ключевые функции политики являются, наряду с политической идеологией и политической системой, «фоном» осуществления реальной политики. Для понимания истинной сущности политики необходимо проводить ее анализ на трех основных уровнях – стратегическом, тактическом и оперативном.

Предваряя анализ стратегического и тактического уровней рассмотрения политики – политических идеологий и политических режимов (систем), – остановимся на основном вопросе политики.

Ключевым для политики является вопрос: «Что такое человек?» ответ на этот вопрос определяет всю реальную политику. именно отношение к человеку и ценности его жизни определяют направленность политических, экономических и социальных изменений, систему воспитания, образования, здравоохранения и т. д., средства наказаний и поощрений.

Политика как практическая реализация доминирующей в социальной системе политической идеологии оценивает человека по шкале свободы, на одном полюсе которой человек есть «собака», на другом – «Бог на земле». В первом случае человек понимается как существо безответственное, не умеющее отвечать за свои слова и поступки, несамостоятельное, требующее постоянного контроля и полностью зависимое от своего хозяина – т. е. некое существо, практически не имеющее свободы. Другой полюс, напротив, определяет человека как высшее существо, отвечающее за свои дела, мысли и поступки, себя и своих близких, самостоятельно принимающее решения, – существо, жизнь и здоровье которого составляют для государства высшую ценность.

Размер свободы должен определяться самим человеком, его культурой, воспитанием, образованием, психологическими характеристиками, иерархией потребностей, ценностями, целями и смыслом жизни. отметим, что в политической психологии также рассматриваются четыре размерности жизненного пространства – физического, экономического, правового и информационного, которым в некоторых ситуациях соответствуют категории свободы – личной, экономической, политической и интеллектуальной.

В соответствии с политической идеологией и мировоззрением политического лидера строится политический режим, политическая система.

Контрольные вопросы и задания

1. Дайте определения термина «политика» и прокомментируйте их.

2. Назовите основные направления в интерпретации политики.

3. Прокомментируйте ключевые, стратегические функции политики.