Вы здесь

Политология. Шпаргалки. 27. Политическая жизнь (С. А. Князева, 2012)

27. Политическая жизнь

Понятие «политическая жизнь» ввел в политическую науку в середине 1950-х гг. Дэвид Лэйн. Понятие позволяет рассматривать политику в неразрывном единстве институционального и поведенческого аспектов бытия, что выражается в признаках политической жизни:

1) политика может выступать как в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, так и в качестве действий субъектов политических отношений;

2) политическая жизнь служит сферой действия публичного интереса и управления, а главным их инструментом выступают власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в качестве которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты;

3) деятельный, активный характер политики позволяет людям с ее помощью влиять на многие стороны жизни: экономику, культуру, науку, мораль;

4) в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей: классы, этнические и профессиональные общности, от активности которых зависят направленность, облик, результативность политических событий;

5) центр, узел политической жизни – многообразные взаимосвязи между личностью и государством.

Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным.

На течение политической жизни могут оказывать влияние внешние факторы:

– элементы природной среды (территория, ресурсы, климат и т. д.);

– экономические отношения, господствующие в обществе;

– развитие техники;

– статусные характеристики социальной структуры общества, включающие объективное состояние участников политических отношений (доход, занимаемая должность и т. д.);

– характер этнонациональных общностей;

– религия;

– идеология;

– средства массовой информации;

– общественное мнение;

– политическая психология общества.