21. Немецкая школа политологии: Карл Поппер и Ральф Дарендорф
Влиятельный современный мыслитель Карл Поппер (1902–1994), один из величайших в ХХ в. защитников открытого общества, в фундаментальном труде «Открытое общество и его враги» (1945) решал вопрос – как организовать массы в сообщества без излишнего ограничения свободы личности. По мнению Поппера, демократия является наилучшей формой государственного устройства. Ее нужно рассматривать как средство защиты свободы. Демократия может способствовать сохранению и защите свободы, но она никогда не способна сама по себе создавать свободу, если каждого отдельного гражданина это не волнует.
К. Поппер рассматривал открытое общество как наилучшую форму общественной жизни, определяя его как общество, «освобождающее критические силы человека», и противопоставлял открытому обществу закрытое, или «родоплеменное», с его подчинением магическим силам.
Государство, по мнению Поппера, должно существовать ради свободного общества, а не наоборот: поэтому он требовал, чтобы каждый гражданин сочетал свой долг преданности государству с определенной настороженностью, недоверием к государству и его чиновникам и следил за тем, чтобы государство не преступало пределов своих законных функций. Только традиции свободного общества смогут уравновесить силу государства за счет обеспечения соответствующих средств сдерживания и контроля, от которых зависит судьба всей свободы.
Разработчик немарксистской теории социального конфликта в обществе, Ральф Дарендорф (р. 1929), выдвинул 5 основных тезисов:
1. Общество конфликтно, а не равновесно.
2. Социальное равенство недостижимо, теория классового конфликта изображается в либеральных оттенках. Внимание к стартовым возможностям индивида, конкуренции, мобильности, отношениям господства и подчинения.
3. Общество рассматривается по средствам взаимодействующих социальных групп, имеющих собственные цели и интересы.
4. Изучение взаимоотношений группы и индивида.
5. Конфликты в обществе по поводу ресурсов как противоположность норм и ожиданий.
Он выделяет участников конфликта – это: а) господствующие над ресурсами, с одной стороны, и б) исключенные из этого процесса – с другой. Пути выхода из главного конфликта, раскалывающего общество, он видит в социальной мобильности.