1 Организационно-методический раздел
1.1 Цели и задачи курса
В общей системе дисциплин гуманитарно-социального цикла политология занимает особое место: изучение политологии позволяет студенту понять многообразный и сложный мир политики, выраженный совокупностью властных отношений, обеспечивающих организацию совместной жизни людей, взаимодействие государства и общества, общественное самоуправление.
Основная цель курса – формирование у студентов научных представлений об основных проблемах политики как реального общественного явления, а также о современных подходах к решению разного рода задач, связанных с вопросами волеизъявления, власти, государственного управления.
В результате изучения дисциплины студент должен:
1.1.1 иметь представление:
– об общих положениях курса политологии как учебной дисциплины и как науке о политике;
– о проблемах возникновения, становления и о перспективах развития политологии в России;
– об основных категориях, функциях и методах исследования политических явлений;
– об истории развития политической мысли, политических учений и доктрин, о концепциях и идеях классиков политической мысли – Платона, Аристотеля, Т.Гоббса, Дж.Локка, К.Маркса, Дж.Милля и др.;
– об основных направлениях, разделах и отраслях развития политологии: политической культурологии, политической антропологии, политическом менеджменте и т.д.;
–о мировой политике, мировых политических процессах, причинах и последствиях меняющегося миропорядка на рубеже ХХ—ХХI вв., о динамике глобализации и регионализации.
1.1.2 знать:
– предмет политической науки;
– основы теории демократии; определение, характерные черты, формы, модели демократии, принципы и условия ее реализации;
– основные направления современной политической идеологии – либерализм, консерватизм, социал-демократизм;
– специфику формирования и функционирования политической системы Российской Федерации;
–природу и сущность государства как политической организации, политическое устройство современного государства, формы правления;
– понятие, генезис, типы и формы политической власти, ее субъекты и объекты; принципы организации политической власти;
– понятие, структура, стадии политического процесса, сущность, формы и разновидности политического участия;
– отличительные признаки понятий политической элиты и контрэлиты;
–понятие, типологизацию, функции политической культуры, взаимосвязь и взаимодействие правовой и политической культуры;
– современные возможности политических технологий, избирательные технологии, технологии связи с общественностью, информационные технологии и др.
1.1.3 уметь:
Таблица 1
1.1.4 иметь навыки:
–определения приоритетных для себя задач и ситуаций, связанных с принятием конкретных решений;
– формирования и аргументирования своих политических позиций;
–участия в функционировании политической системы общества в качестве избирателя, гражданина;
– общения, взаимодействия с государственными структурами власти и органами местного самоуправления;
– формулирования собственных интересов и выражение их через структуры гражданского общества;
– применения политологических знаний в процессе решения профессиональных проблем с учётом влияния политики на другие сферы общественной жизни;
–поиска и анализа необходимой информации, оценки ее значимости и использования в процессе принятия решений.
1.2 Место дисциплины в учебном процессе
Политология как наука и учебная дисциплина, отражающая многообразие политической жизни общества и выполняющая гносеологическую (теоретикопознавательную), мировоззренческую, практически-прогностическую функции, тесно связана с такими науками и учебными дисциплинами как философия, политическая экономия, теория государства и права, конституционное право, социология, социальная психология, история и др.
Изучение политологии с использованием данных других наук позволяет понять сложные политические процессы современного общества, функционирование его политических институтов, что имеет большое значение для подготовки будущих специалистов к выполнению роли полноценного гражданина своей страны, способного научно анализировать события современной политической жизни.
Политология не только предлагает необходимую для образованного человека сумму знаний, но и помогает утверждать в обществе начало гуманизма – идеи демократии, правового государства, гражданского общества.
1.3 Федеральные компоненты государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по политологии
Объект, предмет и метод политической науки. Функции политологии. Политическая жизнь и властные отношения. Роль и место политики в жизни современных обществ. Социальные функции политики.
История политических учений. Российская политическая традиция: истоки, социокультурные основания, историческая динамика. Современные политологические школы.
Гражданское общество, его происхождение и особенности. Особенности становления гражданского общества в России.
Институциональные аспекты политики. Политическая власть. Политическая система. Политические режимы, политические партии, электоральные системы.
Политические отношения и процессы. Политические конфликты и способы их разрешения. Политические технологии. Политический менеджмент.
Политическая модернизация.
Политические организации и движения. Политические элиты. Политическое лидерство.
Социокультурные аспекты политики.
Мировая экономика и международные отношения. Особенности мирового политического процесса. Национально-государственные интересы России в новой геополитической ситуации.
Методология познания политической реальности. Парадигмы политического знания. Экспертное политическое знание; политическая аналитика и прогностика. Сравнительная политология.
Примерная программа курса политологии ориентирует преподавателей и студентов на изучение базовых категорий, понятий и терминов политической науки, принципов и методов политического анализа на основе использования достижений как зарубежной, так и российской политологии.
Программа предназначена для подготовки к экзамену (зачету) для студентов очной формы обучения.