© Муштук О. З., 2014
© Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2014
Введение
Одним из основных уроков первого двадцатилетия либерально-радикальных реформ в России (если датировать их начало рубежом 1990-х годов) заключается в доказательстве одной, в принципе довольно тривиальной (азбучной), истины: демократия – не тот строй, который можно построить по заранее сконструированной (или механически заимствованной) схеме. И тем более в одночасье ввести по «приказу сверху» методом шоковой терапии. Демократия – это всегда продукт эволюции, а не революции. История генезиса и развития демократии в западных странах более чем убедительно свидетельствует, что ее утверждение в обществе в качестве развитой формы организации человеческого общежития – дело не одного, и даже не «500» дней. Для этого требуются поколения.
Без чего, по определению, не бывает демократии? Прежде всего, без политически и юридически просвещенного народа. Ибо уже по самой этимологии, демократия (в переводе с греческого – «власть народа» или «народовластие») предполагает ответственное и осознанное участие граждан в делах государства, в выборе достойных его правителей, контроле власть имущих. «Политика как область общественной жизни предполагает минимальное осознание этой области, – пишет известный французский политолог Р. Арон. – Личности в любом сообществе должны хотя бы примерно представлять, кто отдает приказы, как осуществляется власть. Предполагается, что индивиды, составляющие любой политический режим, знакомы с его механизмами. Западные страны не смогли бы жить в условиях той демократии, которая там существует, если бы граждане не ведали о правилах, по которым этот режим действует»[1].
Если же такие знания правил среди граждан отсутствуют, то, следовательно, нет и необходимого для реальной демократии качества массы. А раз нет качества массы, то нет и качества «вождей». И вместо «участвующей демократии», основанной на рационально осознанном и ответственном волеизъявлении народа, мы в лучшем случае имеем дело с так называемой управляемой или патерналистской демократией. Демократией, при которой политически не просвещенный народ уподобляется «слепому», который и шагу не может ступить без «поводыря» (т. е. власти).
В этом плане именно такой предстает ситуация в сегодняшней России – стране, практически не имеющей демократических традиций, в которой, говоря словами В. Гиляровского, всегда были и все еще остаются «две напасти: внизу – власть тьмы, а наверху – тьма власти». И подавляющее большинство людей (причем не только из «низов», но и из «верхов») не имеют самого элементарного минимума современных политических и правовых знаний. А на уровне массы продолжает преобладать если и не совсем рабская, то сугубо подданническая психология «маленького человечка», убежденного многовековыми традициями авторитаризма в том, что от него в этой жизни ничего не зависит. А посему воспринимающего окружающий его мир, в том числе государство с его политикой силы, как предопределяемую кем-то свыше данность, изменить которую он не в состоянии. «Мы веками приучены к тому, чтобы во всем приказывали природа и государство, и не привыкли сами себе приказывать», – писал до революции будущий нарком иностранных дел советской России Г. Чичерин[2].
Самое тревожное в этих условиях то, что таким же социально и политически пассивным (если не сказать инфантильным) вступает в гражданскую жизнь молодое поколение россиян, становясь все более явно и в значительной своей массе легкой жертвой разного рода манипуляций – социальных, национальных, политических, нравственных и т. д. – зачастую с криминальным оттенком.
Связанный с этим же фактором очень расхожий в молодежной среде миф о том, что можно прожить и без политики, обусловливает доминанту в ней психологии политического конформизма и «пофигизма»: засилья неконвенционального политического поведения – политической индифферентности и пассивности, игнорирования выборов, неучастия в демонстративных политических акциях (митингах, шествиях, собраниях и т. д.), сознательного отключения от каналов массовых коммуникаций, безразличного отношения к типу политической власти и облику тех сил, которые олицетворяют ее.
Очевидно, что такое «добровольное» самоотчуждение от политики на крутом повороте российской истории тех, кто не только завтра, но уже и сегодня может и должен определять ее будущее, выгодно только тем силам, которые хотели бы повернуть эту историю вспять. Вернуться к временам «оракулов-вождей» и безропотно внемлющей им массы, этакратической (огосударствленной) системе, в которой нет места социально и политически активным гражданам (в подлинном значении этого слова), а есть только государству послушные подданные.
Показательно, что даже самые передовые слои и группы молодежи, ориентированные на то, чтобы состояться (сделать карьеру) в таких престижных ныне областях занятости, как бизнес, финансы, аудит и т. д., далеко не всегда отдают себе ясный отчет в том, насколько при этом важны не только специальные экономические знания. Но и знания других наук социально-гуманитарного профиля.
Что экономика, в том числе бизнес, – не изолированные сферы общественной жизнедеятельности, а сферы, которые, будучи самостоятельными и автономными, в то же время тесно взаимосвязаны с другими сферами (социальной, политической, духовной и т. д.), напрямую зависят от них. И, более того, во многом детерминируются (предопределяются) ими.
Без соответствующего политико-правового и социокультурного обеспечения, без создания благоприятной общественно-политической среды в России никогда не будет рынка (по крайней мере, в его современных цивилизованных формах). А раз не будет рынка, то никогда не будет и плюралистической демократии с ее неизменными приоритетами неотчуждаемых прав и свобод личности, общественного контроля и периодической ротации власть имущих и т. д.
Осознание такой диалектики требует серьезного изучения не только естественнонаучных и специальных дисциплин. Для честолюбивой, творчески самореализующейся личности очень значимо и постижение необходимого минимума социально-гуманитарных знаний. С тем, чтобы, обогатив ими свой интеллект, обрести способность рационально-критически осмысливать общественные явления и процессы, свободно самоопределяться в условиях политического выбора, не поддаваться манипулированию, не покупаться на обман и всякого рода обещания «манны небесной» и пр.
Еще Платон и Аристотель утверждали, что без социально-гуманитарных знаний нет и не может быть полноценной личности, а, в конечном счете, и хорошего общества. Равно как не может быть и полноценной личности человека-гражданина, воспринимающего себя не в качестве бессловесного (безропотного) объекта политики, а в качестве ее активного субъекта-творца. Человека, способного вместе с другими гражданами «заземлять» власть, лишать ее «внеземной миссии», заставлять служить не себе, а обществу.
Именно эти цели освоения студентами необходимого минимума современных политических знаний преследует курс политологии – особой междисциплинарной области обществоведческого знания, своеобразной «физики политики», содержащей свободные от идеологических ограничений и эгоизма классовых интересов ответы на вопросы о том, как устроены различные политические системы, кто и каким образом отправляет в них власть, кому и в каких пределах эта власть служит и т. д.
Политология – не только теоретико-познавательная, но и прикладная наука. Используя богатый арсенал политико-социологических методов сбора, анализа и обработки информации, прикладники-политологи всесторонне исследуют реальную политическую жизнь и политическую конъюнктуру, «выдавая» в качестве конечного общественно потребляемого продукта объективные экспертно-аналитические оценки и рекомендации по решению практических задач, а также разновариантные (краткосрочные и долгосрочные) прогнозы будущего развития событий. Не случайно политологию очень часто называют «зеркало политики», в которое отправляющие власть государственные мужи смотрятся для того, чтобы разглядеть «лицо» своей политики и «ужаснуться» или «обрадоваться» его отражению.
Политология – это и мировоззренческая дисциплина. Осваивая содержащиеся в ней общецивилизационные, в значительной степени деидеологизированные, политические знания, человек обретает необходимую для полноценного бытия политическую грамотность. Усваивает азы кодекса политического поведения и политического волеизъявления, присущего демократически организованному обществу.
Тщательно изучив этот курс, студент приобретет необходимые знания о том:
♦ что такое политика, и какова ее роль в жизнедеятельности общества. Почему без политики и вне политики общество существовать не может;
♦ как политика, будучи особой государственно-властной сферой общественной жизни, взаимодействует с экономикой, идеологией, правом, моралью и т. д.;
♦ какую роль в политике могут и должны играть такие ее первичные субъекты – носители интересов, как личность и группа, элита и масса, лидеры и их последователи;
♦ что собой представляет власть как институциональное средство политики. Каковы ее структурные элементы, источники (ресурсы) и формы проявления;
♦ что стоит за понятием «легитимность» власти и характеризует такие классические типы легитимности, как традиционная, харизматическая и рационально-правовая;
♦ как устроены и функционируют различные политические системы и политические режимы, какие существуют между ними различия с точки зрения способов правления, инструментария и «технологий» властвования;
♦ в чем суть и содержание плюралистической представительной демократии как способа правления, и каковы ее фундаментные основы и непреходящие ценности-принципы;
♦ что собой представляет государство как центральный институт политической системы и верховный менеджер – управляющий общественными делами;
♦ какое место в иерархии разделения властей занимают такие структуры, как парламент, институт президентства, система исполнительных и надзорно-контролирующих инстанций и др.;
♦ в чем заключается общественная значимость и важность деятельности политических партий как институциональных посредников между гражданским обществом и государством;
♦ какую роль в системе социального представительства в политике играют организованные группы интересов и группы давления, институт лоббизма;
♦ что такое политическое сознание и политическая культура, в каких формах ортодоксального и девиантного (отклоняющего) поведения они проявляются;
♦ какие сущностные черты и характеристики определяют содержание основных идейно-политических течений современности: консерватизма, либерализма, правого и левого радикализма;
♦ какие существуют способы управления и урегулирования социальных и политических конфликтов и кризисов, неизбежных для любого общества;
♦ в чем заключается суть и специфика нынешней политической модернизации России, и какие объективные и субъективные факторы ее детерминируют, и др.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Эти слова великого русского поэта Н. Некрасова – своего рода программа-минимум для любого честолюбивого студента. И то, что в реализации этой программы (стать полноценным гражданином с развитым чувством собственного достоинства и потребностью в свободе) вдумчивое и осмысленное изучение курса «Политология» сыграет свою положительную роль, не вызывает никаких сомнений. Остается только пожелать всем творческих успехов на этом поприще, а главное – применения полученных знаний на благо строительства новой демократической России.