6. Субъекты и объекты политических отношений. Функции и методы политологии
Политические отношения – это отношения между различными социальными силами, институтами, которые могут выступать в качестве самостоятельных субъектов политических отношений. Политические отношения регулируются определенными нормами, правилами, ценностями и т. д., которые складываются в практике политической жизни, а затем формулируются и обосновываются в политической философии, истории политических учений, политической этике и других сферах знания.
1. Развертываясь в определенной политико-культурной среде, политические отношения выражаются в поведении участников политического процесса. Важнейшим средством реализации этих отношений является политический язык. Политические отношения могут устанавливаться между различными агентами и сторонами.
2. Субъекты политики – участники политических отношений – носители действий. Объекты политики – участники политических отношений – политические проблемы, на изменение, преобразование или поддержку которых направлено политическое действие субъектов политики.
3. Среди субъектов политических отношений выделяют следующие:
• отдельные индивиды – рядовые граждане, лидеры политических партий и общественных движений;
• социальные группы – классы, социальные слои, этнические группы, конфессии (религиозные общности), производственные, корпоративные группы;
• политические институты – государство, политические партии, общественные движения;
• международные организации – Организация Объединенных Наций (ООН), Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Североатлантический военный блок (НАТО), Всемирная торговая организация (ВТО), Совет Европы, Европарламент, Европейский Суд по правам человека и др.;
• транснациональные корпорации.
4. Степень влияния различных субъектов политических отношений на политические процессы неодинакова. Каждый из них пытается реализовать свои интересы и несет ответственность за свою деятельность. Объектами политических отношений могут быть:
• политическая власть, ее сущность, структура и субъекты;
• политические системы и режимы, их преимущества и недостатки, условия изменения и смены;
• правовое государство и гражданское общество;
• формы правления и территориального устройства;
• типы избирательных систем, выборный процесс;
• политические конфликты и способы их разрешения;
• современные политические технологии;
• международные политические отношения, формирование единого европейского пространства.
5. Субъекты и объекты политических отношений взаимозаменяемы. В зависимости от конкретной ситуации все участники политических отношений могут выступать объектами, если на них направлено политическое действие, и субъектами, если они сами это действие осуществляют, например политическая партия будет субъектом при реализации своей программы и объектом при реализации государством своей политики.
Кроме того, субъекты и объекты политических отношений взаимозависимы. Так, объект оказывает влияние на субъект, определяя способы и методы политического воздействия, а действия субъекта, в свою очередь, способны изменить свойства и саму сущность объекта.
6. Как и любая другая наука, политология выполняет ряд определенных функций. Познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях. Изучение политической теории является основой для преодоления стереотипов массового сознания, так как наличие стереотипов не всегда способствует правильному анализу сложного переплетения политических событий и поиску объективного решения. Знание необходимо не только для объяснения политических явлений и процессов, но и для прогнозирования в политике.
7. В основе прогностической функции политологии находятся познание объективных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил. Политология, вырабатывая метод анализа политических явлений и процессов, формулирует в теоретическом плане критерии эффективности деятельности политических институтов, помогает выявить возможности достижения оптимальных политических решений и сделать соответствующий выбор.
8. Нормативно-инструментальная функция политологии заключается в выполнении одной из центральных задач науки – обосновании политического действия его средств и методов. Также выделяют экспертную функцию политического знания. Она является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям.
Идеологическая функция политологии выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, являясь основополагающим теоретическим элементом науки.
9. Изменение системы взглядов личности, социальных общностей, место и роль в них политических знаний отражаются в мировоззренческой функции политологии. Практически-деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практической политической деятельности.
10. К методам политологии относят следующие: диалектический; системный; структурно-функциональный; поведенческий; сравнительный; конкретно-исторический; социологический; нормативный; культурологический; институциональный; онтологический, а также общенаучные методы и методы отдельных социологических исследований.
11. На эмпирическом уровне социологических исследований применяются специфические методы сбора данных: опрос, анкетирование, интервью, анализ содержания, социальный эксперимент. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, используются методы ранжирования, шкалирования, корреляции. Завершается политологическое исследование формулированием выводов, предложений, рекомендаций, которые обязательно должны быть подтверждены документальными и статистическими данными.