Вы здесь

Политология. Краткий курс. 12. Особенности политической мысли Арабского Востока ( Коллектив авторов, 2014)

12. Особенности политической мысли Арабского Востока

1. Арабская политическая традиция является важной частью истории политических учений в целом. Данная традиция связана с процессом образования в Аравии VII в. государственности. Арабская традиция, так же как и процесс формирования арабской государственности, тесно связана с религиозным контекстом. Главной религиозно-политической доктриной в этом регионе стал ислам, который сыграл большую роль в консолидации арабских племен.

2. Официально ислам был утвержден в 622 г. н. э., когда Мухаммед совершил переселение из Медины в Мекку и была образована первая мусульманская община – умма. Ислам в этот период обеспечивал высшую общественную связь, выступая стержнем мировоззрения и культуры арабского народа. Ислам освящал существовавший в арабском обществе порядок во главе с непререкаемым авторитетом – Аллахом.

3. Изложенные в Коране – священной книге мусульман – принципы содержали общественно-регулирующее начало. Особое внимание уделялось в исламе процессам укрепления власти. Это способствовало формированию арабского этноса и сильного государства, проведению активной завоевательной политики и распространению учения ислама на огромной территории.

4. Ислам как политическая доктрина отстаивает следующие принципы:

• теократизм, т. е. утверждение превосходства духовной власти над светской;

• обоснование необходимости общественного и политического неравенства;

• богоустановленность верховной власти правителя;

• покорность и смирение.

5. В период становления государства на территории Аравии – Арабского халифата (X–XIII вв.) – оформился шариат – основной правовой нормативный свод. Его источниками являются:

Коран – основной нормативный источник ислама;

Сунна – сборник повествований о делах Мухаммеда;

фетва – заключение высших духовных лиц по отдельным делам общественной жизни.

В исламе выделяется несколько течений, которые неоднозначно трактуют политические проблемы. Суннизм – ортодоксальный ислам, сторонники которого признают законность Сунны. Шиизм – это течение, основанное на вере в то, что преемниками Мухаммеда могут стать только его прямые потомки, иные правители незаконны.

6. Политические идеи на Востоке развивали такие мыслители, как Аль-Фараби, который исследовал проблемы компетентности правителей, механизмов осуществления власти в мусульманской общине, и Ибн Сина, которого интересовали многие проблемы, связанные с осуществлением властных отношений. Воздействие ислама на Востоке на общественные и политические процессы было особенно сильным. И на современном этапе ислам продолжает быть не только религией, но и образом жизни мусульман.