Глава 4. Государство и гражданское общество
Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей.
В результате изучения данной главы студент должен:
• знать об основных концепциях происхождения государства, о признаках и атрибутах государственной власти, об особенностях взаимодействия государства и гражданского общества, о системе разделения властей, формах государственной власти, об основных принципах административно-государственного управления, о постулатах правового государства, принципах формирования информационного государства;
• уметь оперировать понятиями: государство, гражданское общество, монархия, парламентская республика, президентская республика, правовое государство;
• владеть основными теоретико-методологическими подходами к исследованию государственных институтов и гражданского общества.
4.1. Тайна происхождения государства
Современному человеку трудно вообразить организацию общественной жизни без государства и его политических институтов, ведь именно здесь концентрируется вся мощь политической власти. Однако из истории мы знаем, что на заре цивилизации общество как специфически человеческая общность предшествовало государству. Примитивные охотничьи орды зачастую имели единственного лидера – вождя, который решал все проблемы. В эпоху возникновения племен появился совет старейшин, где обсуждались важнейшие дела и разрешались споры. В этот период традиции, нормы и обычаи вполне эффективно регулировали отношения между людьми, скрепляя человеческие сообщества, делая индивидов способными к совместной деятельности. Государство возникло не сразу, а стало продуктом длительного исторического развития.
Из истории политической науки: концепции происхождения государства
Античные философы рассматривали возникновение государства как естественный процесс усложнения форм общежития людей. Аристотель одним из первых предложил гипотезу: вначале люди объединились в семьи, затем несколько семей образовали селение, на завершающей стадии процесса возникло государство как форма общежития граждан, использующих политическое устройство и подчиняющихся власти закона. Аристотель утверждал, что во всех людей природа вселила стремление к государственному общению, и первый, кто это общение организовал, оказал человечеству величайшее благо.
В Средние века процесс возникновения государства стали рассматривать в рамках религиозного мировоззрения как учреждение института земной власти, установленной Богом. Католицизм и сегодня считает своим официальным учением о государстве взгляды Фомы Аквинского (1225–1274), который призывал людей повиноваться государственной власти, предопределенной божественными законами.
С религиозными (теократическими) концепциями тесно связаны этические теории, рассматривающие государство как воплощение идеи всеобщего духа, морали. По Гегелю, государство является высшей ступенью развития «мирового духа», свидетельством восстановления единства общества, нарушенного борьбой индивидов и групп.
В Новое время распространяется договорная теория происхождения государства (Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс): пребывавшие в естественном (догосударственном) состоянии люди вполне осознанно решили создать государство (заключить договор), чтобы надежно обеспечить для всех основные права и свободы. На реалистический подход в объяснении государственной власти претендует теория завоевания (Л. Гумплович, Ф. Оппенгеймер), в рамках которой процесс возникновения классов и государств описывается как результат покорения одного племени другим.
Марксистская теория рассматривает государство как политическую организацию господствующего в экономическом отношении класса в целях подавления недовольства его классовых противников. Согласно этой теории, государство возникло на определенном этапе развития производительных сил, когда общественное разделение труда привело к складыванию института частной собственности, имущественному расслоению и расколу общества на антагонистические классы.
Некоторые теоретики политической науки пытаются объяснить происхождение государства психологическими факторами. Они утверждают, что выдающиеся личности являются творцами государств благодаря их гипнотическому влиянию на ищущую чужого руководства толпу (М. Ковалевский, Ж. Бюрдо).
В современной политической науке в целом возобладала синтетическая концепция происхождения государства, в рамках которой рассматривается комплексное воздействие социально-экономических, религиозных, морально-этических, военных, психологических факторов. Наиболее важной причиной считается развитие хозяйственной деятельности. Повышение производительности труда привело к появлению избыточного продукта, что способствовало имущественному расслоению. Для охраны имущественных привилегий людям оказались нужны нормы, правила и структуры, регулирующие отношения собственности, а для защиты территории – профессиональные вооруженные отряды. Дальнейшее развитие хозяйственной деятельности повлекло необходимость проводить крупные общественные работы: строительные, ирригационные. В целях эффективной мобилизации материальных и человеческих ресурсов понадобилось усиление структур власти и управления. Так возникли первые институты политического управления, опиравшиеся на силу оружия и стоявшие над обществом.
В некоторых странах на возникновение государства повлияли дополнительные факторы: этнические конфликты и завоевания. Вооруженные конфликты и столкновения этнически разнородных племен приводили к тому, что в ходе завоеваний победившие племена, как правило, стремились превратить иноплеменных побежденных в своих рабов. История свидетельствует, что рабовладельческие государства возникли прежде всего там, где существовал постоянный приток иноязычных пленников, которых необходимо было держать в подчинении.
Еще одним важным стимулом для образования государства у многих европейских народов стало знакомство с античными полисами Древнего Рима и Древней Греции. Во все европейские языки из латыни пришли такие понятия, как империя, император, царь, август.
4.2. Государство как средство политического управления
История показала, что форма и характер деятельности государства, средства и методы управления зависят от уровня развития общества, от политической культуры, от преобладающих в конкретном социуме религиозно-философских воззрений, потребностей экономического развития и множества других факторов.
Определение понятия
Государство – это политическая целостность, созданная национальной или многонациональной общностью людей на определенной территории, где с помощью политической элиты, монополизирующей власть, поддерживается юридический порядок, включая законное право на применение насилия.
Признаками государства являются:
а) публичная власть, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения (армия, полиция, суд);
б) территория, на которую распространяется юрисдикция данного государства (право производить суд);
в) система права – совокупность обязательных норм, соблюдение которых обеспечивается органами власти.
Универсальный характер государственной власти обусловливается тем, что она распространяется на всех граждан государства, все его организации и учреждения.
Государственный суверенитет предполагает полную независимость государства во внутренних и внешних делах. Это значит, что над властью суверенного государства не стоит никакая другая власть, способная подчинить его себе или воспрепятствовать государству в реализации его воли. В международной сфере суверенитет государства выражается в его праве самостоятельно, независимо от других государств, решать все свои внутренние вопросы и вступать в международные соглашения. Уважение суверенитета является основным принципом международного права, закрепленным Уставом ООН.
Функции государства
Государство выполняет целый ряд важных внутренних и внешних функций (задач).
Главной внутренней функцией государства является достижение социально-политической стабильности, служение общему благу. Государство стремится выступать в качестве арбитра при столкновении политических интересов, не допускать обострения социальных конфликтов и разрешать их мирными средствами. Помимо этого, государство выполняет функции:
а) экономические, выступая главным координатором и регулятором экономических процессов;
б) социальные, обеспечивая создание систем социального страхования, социальной компенсации и опеки, развитие здравоохранения;
в) культурно-образовательные, выступая основным гарантом сохранения и приумножения национальной науки и культуры, развития системы народного образования;
г) экологические, отвечая за охрану окружающей среды на своей территории.
Внешние функции государства направлены на реализацию его интересов и целей на международной арене. Основными из них являются:
1) обеспечение национальной безопасности;
2) отстаивание государственных интересов в международных отношениях;
3) развитие взаимовыгодного сотрудничества;
4) участие в решении глобальных проблем.
4.3. Взаимодействие государства и гражданского общества
Проблема взаимодействия государства и гражданского общества является одной из самых важных в политическом процессе: от того, насколько эффективно она решена, зависят общественное согласие, стабильность и порядок в стране.
Точка зрения известного ученого
Русский политический философ Павел Иванович Новгородцев (1866–1924) очень точно обозначил суть этой проблемы: «Нужно, чтобы все поняли, что не механические какие-либо выборы и не какие-либо внешние формы власти выведут наш народ из величайшей бездны его падения, а лишь новый поворот общественного сознания… Должен образоваться крепкий духовный стержень жизни, на котором все будет держаться, как на органической своей основе»[47].
Речь, таким образом, идет о крепком духовном стержне гражданской жизни, т. е. жизни гражданского общества. Развитие демократических начал государственной власти невозможно без высокого уровня гражданского самосознания личности, без уважения каждым человеком прав и свобод всех членов общества.
Определение понятия
Гражданское общество представляет собой совокупность неполитических отношений граждан и их ассоциаций, основанную на принципах самодеятельности и автономности от институтов политической власти. При этом под неполитическими понимаются экономические, духовно-нравственные, религиозные, культурные и иные отношения, которые не связаны непосредственно с политической сферой общества.
Гражданское общество имеет сложную структуру. Оно включает семью, церковь, независимые средства массовой информации, муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, общественные клубы, научные и культурные организации, спортивные общества, объединения предпринимателей, разнообразные профессиональные союзы, ассоциации потребителей, благотворительные фонды, общественные организации и движения. В основе всякого общения, даже самого утилитарного (например, холодных договорных отношений), в условиях гражданского общества лежат внутреннее единство людей, их доверие и уважение друг к другу, сознание внутренней близости, коренящееся в первичном единстве гражданского общества – в единстве «Мы».
Цитата и интерпретация
Русский политический и религиозный философ Семен Людвигович Франк (1877–1950) подчеркивал особое значение солидарности для формирования и развития гражданского общества. Он был убежден, что солидарность вытекает из онтологического единства «мы», следовательно, общественная связь слагается из малых союзов и объединений, где единство целого непосредственно зиждется на близости между конкретными людьми, на отношении человека к человеку. Отсюда становится понятно фундаментальное значение семьи как ячейки общества, основанной на интимной близости ее членов. Отсюда же вытекает значение всех вообще малых союзов, основанных на соседстве, общности труда и профессиональных интересов. Но главное, становится очевидным, что государственное единство более всего утверждается через интимное сознание местных областных единств, через любовь к своеобразию родного города или родной области, через привязанность к местным обычаям, песням, диалекту. Близость человека к человеку, писал Франк, взаимное «знакомство» и непосредственное уважение друг к другу и вообще непосредственное ощущение членов общества как живых людей, наличие «человеческих» токов в обществе «есть некий живительный сок, присутствие которого одно только гарантирует подлинно устойчивое и прочное единство общественного бытия»[48].
Исторические типы гражданского общества
Ученые полагают, что первым историческим типом гражданского общества была община. С появлением социальных групп и классов гражданское общество приобрело сословно-классовую структуру.
Интересно, что полития (демократия в эпоху античности) не знала различий между гражданским обществом и государством; человек политический решал все общественные дела в духе коллективной демократии участия. Модель прямой демократии, характерная для античности, существенно отличается от современной представительной демократии. По Аристотелю, прежде чем определить, что такое государство, нужно сформулировать понятие о гражданине, ведь именно совокупность граждан, так называемое гражданское сообщество, и есть государство. Высшей формой государства Аристотель называл полис, в котором все стремятся к богатству, добродетели и свободе, ибо «государство есть общение свободных людей»[49].
В эпоху Возрождения политические мыслители начинают разделять государство и общество. Томас Гоббс (1588–1679) рассматривал государство и гражданское общество как две разных субстанции, из которых последняя полностью подчиняется первой. Власть гражданская стремится к большей свободе, а власть государственная борется за расширение полномочий. Государство в этой концепции есть результат общественного договора между людьми, которые стремятся уйти от тотальной «войны всех против всех» к гражданскому состоянию[50].
Георг Гегель (1770–1831) в Новое время тоже считал гражданское общество и государство самостоятельными институтами. Согласно Гегелю, общество предвосхитило государство, а хозяйство – политику, поэтому они вполне самостоятельны. Вместе с тем разделение гражданского общества и государства, пишет Гегель в работе «Философия права», есть явление временное, поскольку каждая из трех ступеней развития общества (семья, гражданское общество, государство) вбирает в себя предыдущую. Таким образом, гражданское общество одновременно и самостоятельно, и находится в единстве с государством[51]. Гегель определяет гражданское общество как объединение индивидов на основе их потребностей и как средство обеспечения безопасности лиц и собственности. При этом воля одного человека не имеет подлинной свободы, ею обладает лишь всеобщая воля. Именно в государстве представлена общая воля граждан, а гражданское общество живет частным интересом отдельных личностей, которые могут противостоять друг другу: «Каждый для себя – цель, все другие ничто»[52].
Среди русских философов идеи взаимосвязи государства и гражданского общества развивал И. А. Ильин (1882–1954). Государство он считал консолидирующей формой, в которой частные интересы отдельного человека объединялись во всеобщий интерес. Без государственной консолидации общество обречено на беспорядок и хаос. В то же время источник силы государства заключен в участии народа: государство строят свободные, инициативные, духовные и деятельные граждане[53].
Российский правовед, историк и философ Б. Н. Чичерин (1828–1854) определил две первоосновы гражданского общества: индивидуальную свободу и наличие института частной собственности[54]. Отсюда гражданское общество представляет собой общность людей, связанных частными отношениями.
В современной политической науке можно выделить два основных направления в трактовке гражданского общества. Согласно первому направлению (А. И. Кравченко, Ю. М. Резник и др.), гражданское общество, по сути, отождествляется с таким государством, где ключевое значение имеют права и свободы гражданина[55].
Второе направление (К. С. Гаджиев, А. П. Галкин) определяет гражданское общество как область внегосударственных социальных структур и институтов. При этом нет полного разграничения общества и государства: государство влияет на общество и социальные отношения, а гражданское общество выступает посредником между человеком и государством[56]. Эта точка зрения представляется наиболее правильной и соответствующей реалиям времени.
Современная модель гражданского общества
Современное гражданское общество в демократическом государстве представляет собой совокупность всех граждан страны и их самодеятельных организаций, причем самодеятельный и политический образы жизни во многом разведены. В политическом отношении все граждане признаются равными, но это равенство не затрагивает их повседневных политических ролей, а касается только права раз в несколько лет прийти к избирательной урне, чтобы делегировать свою волю депутатам. Потребительское искушение представительной демократии позволяет большинству людей вести частный, общественно пассивный образ жизни: после работы многие предпочитают сидеть у телевизора или в компании приятелей, что стало своеобразной привычкой и даже ценностью общества консюмеризма. Однако человек, в повседневности слагающий с себя дела и заботы гражданства и наслаждающийся своим неучастием, тем самым подрывает основы демократии как политического института.
Настоящей политической проблемой так называемых развитых демократий стал чрезвычайно низкий процент избирателей, участвующих в выборах (в среднем 53 % от общего числа жителей). При этом многие ценят свое право не участвовать в политических решениях не меньше, чем другие – право участвовать. Главной проблемой современной демократии стала необходимость реформировать гражданское общество в духе подлинной социальной самодеятельности и демократии участия. Только когда человек освободится от примитивного индивидуализма и изберет для себя статус социализированного носителя творческой демократии участия, судьба гражданского общества будет вне опасности.
Экономические, политические и духовные основы гражданского общества тесно взаимосвязаны. К числу экономических основ можно отнести многоукладную экономику, разнообразные формы собственности, регулируемые рыночные отношения. Политические основы обеспечивает демократический политический режим, который предусматривает разделение властей, децентрализацию властных полномочий, политический плюрализм, доступ граждан к участию в общественных делах, верховенство права и равенство всех перед законом. Духовные основы включают свободу совести (право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой), отсутствие монополии одной идеологии, цивилизованность, высокую духовность и нравственность.
Таким образом, гражданское общество формируют и развивают сами граждане. Участвуя в решении проблем местного самоуправления или создавая профессиональные организации, клубы и ассоциации, все мы являемся членами гражданского общества. Атмосфера гражданского общества – это атмосфера повседневной гражданской жизни, в которой мы вольно или невольно принимаем участие. Яркий отпечаток на повседневную жизнь людей накладывают национальные и культурные традиции и обычаи, религиозные верования, особенности исторического развития, поэтому формы гражданского общества в разных цивилизациях достаточно сильно отличаются друг от друга.
Цитата и интерпретация
Русский философ А. И. Герцен (1812–1870) справедливо заметил: «Кто в мире осмелится сказать, что есть какое-нибудь устройство, которое удовлетворило бы одинаковым образом ирокезов и ирландцев, арабов и мадьяр, кафров и славян?»[57] Между тем в современной политологии долгое время существовало убеждение, что западная модель гражданского общества, основанная на индивидуализме и морали успеха, одинаково годится для всех народов. Сегодня под влиянием сравнительных исследований политологов в разных странах мира эта европоцентристская точка зрения практически изжита.
Основной постулат гражданского общества на Западе – «не человек для общества, а общество для человека» – справедливо критикуется за агрессивный антропоцентризм, невнимание к коллективным ценностям. Гражданское общество призвано не только утверждать индивидуальные интересы, но и открывать способы достижения их баланса. В этом смысле оно, несомненно, есть и процедура открытия коллективных интересов нации как единого организма. Однако в индивидуалистической парадигме гражданского общества такому видению единого нет места, поскольку оно понимается здесь как видимость, скрывающая мозаичную множественность. Современная политическая наука призывает строить гражданское общество не только на основе защиты индивидуальных интересов отдельного человека, но и на основе защиты общего блага – коллективных ценностей, без которых ни одно общество не в состоянии развиваться гуманно и гармонично.
Еще один серьезный изъян западной модели гражданского общества как совокупности автономных лиц, руководствующихся моралью успеха и не признающих никаких иных отношений, кроме эквивалентного обмена благами, обнаруживается в свете заповедей великих мировых религий. В рамках отношений эквивалентного обмена нам нечего предложить социально незащищенным, «нищим духом»: они требуют нашей бескорыстной заботы и внимания. На основе постулатов индивидуализма и морали успеха невозможно создать систему общего блага для детей, стариков, пенсионеров, инвалидов, больных. Отсюда коллективистская модель гражданского общества, которая развивалась в России на протяжении всей ее многовековой истории под влиянием православия, представляется не только более гуманной, но и в полной мере совместимой с идеалами современного демократического общества.
Православная этикоцентристская традиция, где гражданское общество предстает как совокупность людей, связанных едиными ценностями сотрудничества и солидарности, отдает приоритет не отношениям обмена и экономической целесообразности, а теплым отношениям соучастия, эмпатии, что защищает свободы и права каждого человека гораздо более полно. Если экономикоцентристское гражданское общество рождает массового потребителя и примитивную массовую культуру, то этикоцентристская модель способна совершенствовать человеческие отношения, развивать культурную традицию, апеллируя к высоким ценностям и идеалам.
4.4. Особенности становления гражданского общества в Российской Федерации
В России активный процесс складывания гражданского общества начался в XIX в., когда получили распространение идеи конституционного права, разделения властей и политического представительства, стали формироваться первые политические партии и общественные организации. В начале ХХ в. этот процесс был прерван Октябрьской революцией и установлением советской власти, и только в конце столетия, в эпоху перестройки 1990-х гг., в нашей стране опять заговорили о необходимости формирования гражданского общества.
Переход к рыночной экономике и гражданскому обществу, построенному на принципах демократии, оказался сложным и длительным. В отличие от западных стран, где гражданское общество формировалось снизу, самими гражданами, инициатива становления и утверждения ценностей и институтов гражданского общества в России шла сверху, со стороны государства и правящей элиты. Именно государство инициировало процесс демократизации, рыночные реформы, узаконило право частной собственности, создав тем самым условия для формирования и утверждения идей, институтов и принципов гражданского общества. В нашей стране уже в период перестройки началось активное развитие множества разнообразных форм и институтов гражданского общества: свободное предпринимательство, местное самоуправление, политические партии, профсоюзы и общественные некоммерческие организации (религиозные, научные, спортивные, благотворительные и др.), свободные негосударственные средства массовой информации.
Таким образом, гражданское общество в современной России представляет собой систему экономических, нравственных, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в гражданские ассоциации, союзы для удовлетворения своих потребностей.
В структуре гражданского общества России можно выделить муниципальные институты (учреждения местного самоуправления), коммерческие структуры (бизнес-структуры) и некоммерческие организации (НКО), или так называемый третий сектор.
«Третий сектор» в современной России
Сектор НКО представлен в России в основном общественными объединениями, которые, в свою очередь, делятся на общественные организации, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, органы общественной самодеятельности и политические партии. К этому сектору также относятся религиозные организации, социальные и благотворительные фонды, некоммерческие партнерства, негосударственные и немуниципальные учреждения, автономные некоммерческие организации, объединения некоммерческих организаций (ассоциации и союзы). По данным Минюста России, по состоянию на декабрь 2012 г. зарегистрировано более 226 тыс. некоммерческих организаций[58]. Однако, согласно данным Общественной палаты РФ, не все формально зарегистрированные организации являются действующими: реально работает не более 40 % из них[59].
Нормативные правовые принципы организации гражданского общества определены Конституцией Российской Федерации[60]. Основополагающее значение имеет провозглашение в Конституции неотчуждаемых прав и свобод человека: права на жизнь, свободу, равенство, достоинство личности (ст. 17). Частная собственность в нашей стране охраняется законом: каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению в рамках действующего законодательства (ст. 35, 36 Конституции РФ). Таким образом, гражданское общество в России формируется как совокупность независимых от государства общественных организаций и отношений, в рамках которых происходит самореализация граждан и их объединений.
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) развивает конституционные права и свободы[61]. Законодательство основывается на принципах признания равенства участников гражданских отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ст. 1 ГК РФ).
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной указом Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683, национальные интересы России определены как объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Другими словами, национальные интересы нашей страны заключаются в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики, обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета[62].
Общественная палата РФ готовит ежегодные доклады о состоянии гражданского общества в России. Согласно данным Общественной палаты, россияне пока недостаточно активны в осуществлении контроля за решениями власти, в подготовке и принятии важных политических программ, направленных на решение общественно значимых задач. Вместе с тем частью правозащитных, благотворительных организаций, профессиональных союзов и творческих объединений накоплен значительный опыт по взаимодействию с органами государственного управления.
В последние годы в России появляется все больше новых гражданских инициатив и проектов. Наибольшей активностью в этом направлении отличается молодежь, которая таким образом стремится миновать лишних посредников в лице различных иерархически организованных структур. Молодые активисты успешно пользуются новыми медиа, социальными сетями, привлекают другие формы для установления оперативной обратной связи с гражданами.
Гражданский активизм в России
Впервые за долгие годы реальным фактором в жизни российского общества стал гражданский активизм, который имеет значительный потенциал для дальнейшего роста, поскольку его основным источником выступают социально продвинутые, хорошо образованные, успешные и мобильные люди. В гражданском активизме все больше людей видят реальную возможность решить острые местные проблемы, а также реализовать свои гражданские ценности, в том числе представления о взаимопомощи и солидарности. Ситуативные инициативы позволяют гражданам укрепить взаимное доверие и выстроить новые солидарные практики. Формирование активного, открытого для диалога гражданина является главным результатом подобной общественной деятельности. Как отмечает Общественная палата, в России сложился ценностный фундамент гражданского общества и активизма, основанного на принципах приверженности идеям патриотизма, справедливости и достоинства[63].
Вектор гражданской активности в последние годы отчетливо сместился из политической в социальную сферу. Социальная база российского гражданского общества в сфере неполитического участия по данным Общественной палаты РФ представлена на рис. 4.1.
Рис. 4.1. Социальная структура неполитического гражданского активизма
Социальная база неполитического гражданского активизма составляет 34 %, в том числе 17 % участвуют в деятельности только одной организации, объединения; 9 % – в деятельности двух организаций, 8 % – трех и более организаций. Большинство населения (66 %) участия в деятельности общественных организаций не принимает[64].
Основные условия дальнейшего развития гражданского общества в России связаны с реализацией трех взаимосвязанных процессов:
1. Развитие духовной жизни общества: укрепление чувства личного достоинства, веры в свои силы и возможности, преодоление пассивности в решении общественно-политических вопросов, активизация способности и готовности самостоятельно ставить и решать политические проблемы.
2. Развитие институтов политической демократии, что должно способствовать росту гражданской активности – увеличению численности независимых СМИ, муниципальных коммун, ассоциаций избирателей, общественных клубов, научных и культурных организаций, спортивных обществ, союзов предпринимателей, ассоциаций потребителей, благотворительных фондов, общественных организаций и движений.
3. Формирование эффективного института частных владельцев (коллективных и индивидуальных) средств производства, что предполагает развитие экономической конкуренции, деловой активности, самостоятельности и равноправия хозяйствующих субъектов.
4.5. Разделение властей
Чрезмерное сосредоточение власти в одних руках всегда было самой большой опасностью, порождавшей бесправие, насилие, произвол, диктатуру. В современном государстве, как правило, существует три ветви власти:
• законодательная – парламент, конгресс, народное собрание;
• исполнительная – правительство во главе с президентом или премьер-министром;
• судебная – суды, в том числе конституционный.
Разделение властей сегодня является общепризнанной нормой функционирования демократического государства. Отсутствие монополии на власть любого политического института – непременное условие развития демократии. Между тем система разделения властей далеко не сразу вошла в практику государственного управления.
Формирование системы разделения властей в политической истории
В Древней Греции Афинское собрание соединяло в себе функции законодательной, исполнительной и судебной власти, однако уже в Средние века феодальная система государственного управления часто основывалась на известном балансе власти между королем, знатью и верхушкой духовенства. Например, испанское дворянство, давая клятву новому королю, подчеркивало: «Мы, которые так же хороши, как и ты, клянемся тебе, который ничуть не лучше нас, принять тебя в качестве нашего короля и суверенного господина при условии, что ты будешь соблюдать все наши статусы и законы, если же не будешь – то мы не примем тебя».
Многие честолюбивые монархи (ярким примером являются Россия и Франция) стремились сосредоточить в своих руках все больше и больше личной власти, не желая делить ее ни с кем. Так возник абсолютизм – абсолютная монархия, где высшая законодательная, исполнительная и судебная власть находится в руках одного монарха.
Властолюбивые короли и императоры часто нуждались в доходах, чтобы вести разорительные войны и устраивать пышные празднества. Они стремились увеличить налоги, получить финансовую поддержку крупной аристократии, для чего вынуждены были собирать дворянские ассамблеи. В обмен на золото высшей аристократии последней был вновь открыт некоторый доступ в королевскую политику. Так появились британский парламент, шведский рикстаг, французские генеральные штаты. Эти законодательные собрания очень медленно, но все же увеличивали свою власть, противопоставляя ее абсолютистским запросам монархов.
В XVI в. английский король Генрих VIII был вынужден уже в полной мере признать законодательную власть парламента. Ему была необходима поддержка, чтобы провести законы, которые позволили бы Англии выйти из-под власти католической церкви (король страстно желал развестись с женой). В XVII в. английский парламент считал себя равным монарху в решении политических проблем, а в вопросе налогов – даже выше его. В 1649 г. парламент решил затянувшийся спор между роялистами и парламентариями по поводу того, в чьих руках находится верховная власть, казнив короля Карла I. Интересно, что английский философ Джон Локк, живший в этот период, в своих работах обосновывал идею о том, что власть законодательного собрания является самой важной в государстве.
В XVIII в. философы эпохи Просвещения (Ш.-Л. Монтескье, Вольтер, Т. Джефферсон) провозгласили, что свободное развитие может быть обеспечено лишь в том случае, если власть в государстве будет разделена на три обособленные ветви, каждая из которых станет сдерживать и уравновешивать другие.
Цитата
Шарль-Луи Монтескье (1689–1755) в книге «О духе законов» (1748) написал слова, вошедшие в золотой фонд современной политической науки: «Политическая свобода может быть обнаружена только там, где нет злоупотребления властью. Однако многолетний опыт показывает, что каждый человек, наделенный властью, склонен злоупотреблять ею и удерживать в своих руках власть до последней возможности… Для того чтобы предупредить подобное злоупотребление властью, необходимо, как это вытекает из самой природы вещей, чтобы одна власть сдерживала другую… Когда законодательная и исполнительная власти объединяются в одном и том же органе… не может быть свободы. С другой стороны, не может быть свободы, если судебная власть не отделена от законодательной и исполнительной… И наступает конец всему, если одно и то же лицо или орган, дворянский или народный по своему характеру, станет осуществлять все три вида власти».
Система разделения властей в современном государстве
Как же в современном демократическом государстве на практике осуществляется система разделения властей?
Высшим законодательным органом выступает парламент – общенациональный представительный институт, избираемый на началах всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Как правило, парламент состоит из двух палат: нижней, которая формируется посредством прямых выборов (где голосуют сами избиратели), и верхней, формируемой в разных странах по-разному.
Пример
Один из отцов-основателей США Дж. Медисон считал, что сенат (верхняя палата конгресса) является самым лучшим инструментом для защиты народа от его собственного «непостоянства и страстей». Согласно американской конституции, сенаторы, избираемые законодательными органами штатов на шесть лет, должны уравновешивать в конгрессе членов палаты представителей, выбираемых непосредственно народом каждые два года и, следовательно, более подверженных влиянию настроений избирателей.
В Великобритании палата лордов формируется из 300 пожизненных пэров, не передающих свой титул по наследству, 818 наследственных пэров и 26 духовных пэров (высшие иерархи английской церкви). По мнению английского политического философа и экономиста Уолтера Бэджета (1826–1877), исследовавшего государственное устройство Великобритании, просвещенные пэры палаты лордов представляют собой необходимый барьер для защиты прав и имущества от импульсивных порывов общества.
В ФРГ депутаты высшей палаты парламента назначаются правительствами земель. Во многих странах на выборах в верхнюю палату применяется система многоступенчатых непрямых выборов, при этом депутаты частично избираются, а частично назначаются или получают место в верхней палате по наследству.
В Российской Федерации высший законодательный и представительный орган – Федеральное Собрание – состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной думы. В Совет Федерации входит по два представителя от каждого субъекта РФ – один от законодательной и один от исполнительной власти. Таким образом, Совет Федерации состоит из 178 членов. Депутаты Государственной думы (450 депутатов) избираются населением сроком на пять лет.
Руководство деятельностью парламента осуществляют спикер (англ. Speaker – «оратор» – председатель нижней палаты), его заместители или коллегиальный орган, которые выбираются самими парламентариями (партией большинства или по соглашению правящей партии и оппозиции). Председателем верхней палаты в США (и в некоторых других странах) является вице-президент страны, в Великобритании эту должность занимает лорд-канцлер. Спикер палаты представляет парламент на международной арене, регулирует ход прений во время заседаний представительного органа, координирует работу парламентских комитетов и комиссий.
Исполнительная ветвь государственной власти имеет более сложную структуру. В большинстве демократических государств она возглавляется президентом или премьер-министром, под началом которых находится правительство.
Пример
Согласно Конституции (ст. 110) исполнительную власть в России осуществляет Правительство Российской Федерации. Оно состоит из председателя, его заместителей и федеральных министров и действует согласно Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».
К полномочиям Правительства РФ относится (ст. 13 указанного ФКЗ):
а) организация реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации;
б) осуществление регулирования в социально-экономической сфере;
в) обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации, контроль за деятельностью ее органов;
г) реализация предоставленного ему права законодательной инициативы и др.
Взаимодействие законодательной и исполнительной власти является весьма сложной и многогранной проблемой. Исполнительная власть – президент (или премьер-министр) и правительство – обязана в той или иной мере согласовывать свои действия с законодательными институтами; отчитываться перед ними, а в некоторых странах (ФРГ, Испания) даже получать от них мандат на осуществление полномочий. В свою очередь, парламенты уже на ранних стадиях разработки правовых актов должны согласовывать их содержание с правительственными структурами. В президентских республиках (США, Россия) глава государства может наложить вето (запрет) на любой законодательный документ или требовать его доработки. В то же время парламент имеет право отменить либо «заморозить» какие-то решения правительства или президента.
Важным инструментом контроля за деятельностью органов исполнительной власти является право парламента выдвигать обвинение против высших должностных лиц государства и привлекать их к ответственности, если они своими действиями наносят ущерб национальным интересам страны. Привлечение государственного деятеля к ответственности в порядке импичмента – реальная угроза, за которой, как правило, следует немедленная отставка этого должностного лица.
Определение понятия
Импичмент (англ. impeachment – «обвинение», от лат. impedivi – «воспрепятствовал, пресек»), особый порядок реализации ответственности высших должностных лиц государства, представляет собой процедуру отстранения от должности высокопоставленного государственного чиновника, вплоть до главы государства, судом парламента по тяжкому уголовному обвинению. Президент США Бенджамин Франклин (1706–1790) говорил, что без импичмента единственным способом устранения главы исполнительной власти, заслуживающего наказания, остается его убийство, т. е. метод, лишающий его не только жизни, но и возможности оправдаться.
Еще одним инструментом контроля за деятельностью правительства со стороны органов законодательной власти является право парламента одобрить и ратифицировать заключенные президентом международные договоры и соглашения.
Очень важную роль в системе разделения властей играет оппозиция, действующая в рамках закона. Критическая оценка лидерами оппозиции законодательных документов и решений правительства – необходимый фактор современного политического процесса.
Судебная власть – основной гарант соблюдения законности в деятельности законодательной и исполнительной властей. Во многих странах надзор за соблюдением конституции, за соответствием основному закону государства актов, принимаемых органами исполнительной и законодательной власти, возложен на Верховный суд или аналогичную организационно обособленную высшую судебную инстанцию.
Сравнительный анализ
Конституционный суд ФРГ обладает весьма широкими полномочиями. Он наделен правом толкования основного закона при возникновении споров между федерацией и землями относительно объема их прав и обязанностей, соответствия актов федерального и земельного законодательства конституции. Решения федерального конституционного суда обязательны для всех центральных и земельных структур; по существу, этот орган регулирует принципиальные вопросы политической жизни ФРГ.
Высшим судебным органом Франции является конституционный совет, который осуществляет надзор за соблюдением основного закона, за правомочностью действий парламента и президента. Конституционный совет может разрешать споры, связанные с национальными выборами и референдумами. Местные органы власти, профсоюзы или общественно-политические организации имеют право обращаться в конституционный совет, если они не согласны с каким-либо решением государственных органов. При этом конституционный совет обязан давать ответ на такие обращения в определенный срок. Если совет придет к выводу, что решение правительства Франции или законодательный акт, принятый парламентом, неправомочны (не соответствуют основному закону), то государственные органы обязаны или отменить ранее принятое решение, или внести в него соответствующие коррективы.
Итак, мы видим, что в государстве, основанном на принципе разделения властей, исполнительные, законодательные и судебные институты, будучи независимыми в рамках своей компетенции, взаимно контролируют друг друга и препятствуют любым попыткам злоупотребления властью.
4.6. Современные формы государственной власти
Политологи различают государства по формам правления и административно-государственного устройства. Посмотрев на политическую карту мира, можно увидеть много различных названий стран: Княжество Лихтенштейн, Исламская Республика Иран, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Южно-Африканская Республика и пр. Это свидетельствует о широком разнообразии форм государственного устройства. Однако даже полное наименование государства не поможет точно определить его форму государственной власти.
Цитата
Аристотель в работе «Политика» писал: «Государственное устройство (politeia) – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство. Я имею в виду, например, то, что в демократических государствах верховная власть – в руках народа; в олигархиях, наоборот, в руках немногих; поэтому и государственное устройство в них мы называем различным. С этой точки зрения мы будем судить и об остальном. <…>
Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы обыкновенно называем царской властью; власть немногих, но более чем одного, – аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, – полития… Отклонения от указанных устройств следующие: от царской власти – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Тирания – монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя; олигархия блюдет выгоды состоятельных граждан; демократия – выгоды неимущих; общей же пользы ни одна из них в виду не имеет. <…>
Тирания, как мы сказали, есть деспотическая монархия в области политического общения; олигархия – тот вид, когда верховную власть в государственном управлении имеют владеющие собственностью; наоборот, при демократии эта власть сосредоточена не в руках тех, кто имеет большое состояние, а в руках неимущих»[65].
Форма правления – это организация государственной власти, включающая в себя структуру и статус высших органов власти.
История знает две основные формы правления – монархию и республику. При монархическом правлении источником и носителем государственной власти выступает монарх, при республиканском – народ и выборные государственные органы. Институт монархии сохранился сегодня почти в 30 странах мира, среди которых Испания, Швеция, Великобритания, Иордания, Кувейт, Саудовская Аравия и др.
Монархии бывают абсолютные и конституционные.
При абсолютной монархии глава государства (монарх) сосредоточивает в своих руках всю полноту законодательной, исполнительной и судебной власти. Расцвет абсолютизма в Европе пришелся на XVII–XVIII вв. В Российской империи это был период правления Петра I и Екатерины II. В современном мире абсолютные монархии сохранились в основном в Азии: Саудовская Аравия, Бруней, Оман, Катар. При эмирах и султанах иногда есть совещательные органы – квазипарламенты, но они обладают очень ограниченными политическими возможностями.
При конституционной (парламентарной) монархии законы принимаются парламентом и утверждаются монархом. Однако данная прерогатива монарха, так же как и большинство других его полномочий, имеет формальный характер. В силу сложившейся политической практики и обычаев монарх не отказывается от подписания принятых парламентом законов, поскольку, согласно конституционным положениям, правительство несет ответственность не перед монархом, а перед парламентом. В настоящее время парламентарными монархиями являются Великобритания, Бельгия, Голландия, Дания, Швеция, Испания, Люксембург.
Очень часто возникает недопонимание: почему некоторые государства сохраняют монархическую форму правления, если реальная власть монарху не принадлежит? Социологи, которые проводят опросы населения в европейских странах, утверждают, что большинство граждан видят в монархии символ единства нации, олицетворение традиций и гарантии стабильности, поскольку власть монарха не зависит от игры политических сил.
Цитата
Французский политолог и философ Раймон Арон писал: «Республика – строй, при котором верховная власть в руках всего народа или его части, монархия – строй, при котором правит один, однако придерживаясь постоянных и четких законов; наконец, деспотия – строй, при котором правит один, но без законов, на основе произвола. Следовательно, все три типа правления определяются не только количеством лиц, удерживающих власть. Верховная власть принадлежит одному и при монархии, и при деспотии. Классификация предполагает наличие еще одного критерия: осуществляется ли власть в соответствии с постоянными и твердыми законами. В зависимости от того, соответствует ли законности верховная власть единого правителя или же она чужда какой бы то ни было законности вообще, основополагающий принцип строя – либо честь, либо страх»[66].
Республики бывают президентские и парламентские.
Конец ознакомительного фрагмента.