Вы здесь

Политические записки. Эссе, суждения и дневник. Деньги (Николай Серый)

Деньги

1

Есть беспощадный экономический закон с такой формулировкой: «Всякая страна обеспечивает всеми своими ресурсами, людьми и политикой ту иностранную валюту, которую предпочитает своей собственной». Благополучие стран, коих принято считать развитыми, именно на этом законе и зиждется, ибо они получили возможность иметь реальные, осязаемые ценности в обмен на испещрённые знаками бумажки, названные деньгами.

Я предлагаю провести мысленный эксперимент… Вообразим, что страны, которых обзывают не без толики презренья отсталыми, захотят вдруг получать за свои товары не валюту благополучных держав, а собственные свои деньги. В этом случае процветанье богатых и сильных государств окажется сильно подорванным, ибо не смогут они более паразитировать на полном своём контроле над мировой финансовой системой.

Но почему же бедные страны не делают того, что им на пользу?.. Причины такие же, по каким древнерусские феодалы платили дань Золотой Орде: князья-славяне боялись военной мощи кочевников и не умели сговориться между собою о совместной борьбе… Даже самые современные цивилизации сотканы из первобытных инстинктов…

Нынешние деньги не более чем условность. Но за условность эту одни государства получают реальные блага, а другие отдают их. Поэтому одни страны непомерно обогащаются, другие же – в бездне нищеты. Обмен реального блага на условность никогда не бывает выгоден…

Есть такая забавная байка.

Однажды маг-прорицатель сумел взором загипнотизировать в ювелирной лавке продавца, и тот передал ему драгоценности в обмен на листок бумаги, испещрённый каракулями. Несчастный продавец поддался внушеньям, и всучил ему таинственный прощелыга за истинные ценности бесполезную дрянь. Хозяин же лавки, подозревая во всём этом мошенничество, привлёк к суду продавца, а ушлый прохвост избежал кары… И вот такому бесталанному продавцу из байки уподобляется любое государство, если оно согласно принимать за свои товары, вывозимые за рубеж, чужие деньги…

Финансы страны подобны рассудку и здравому смыслу человека. Нельзя позволять, чтобы вашим умом манипулировали прохиндеи, дурача вас. И как нельзя человеку во всём полагаться на чуждый разум, так нельзя и стране предпочесть своим деньгам иностранную валюту… И подобно дельному учёному, продающему мудрость свою, а не мускульную силу, обязано государство обеспечивать успешную продажу иностранцам именно своих денег, а не полезных ископаемых, сырья и прочих материальных ценностей, используя свой товарный экспорт для создания спроса на свои деньги за рубежом. Без своего товарного экспорта нельзя создать спрос на свои деньги за границей. Но вывоз собственных товаров за рубеж не более чем вспомогательная мера для обеспеченья главной внешнеэкономической функции государства: экспорта своих денег…

Вообразим, что вдруг вы стали правителем обширного и сильного государства, и решились вы экспортировать свои деньги, превратив их в мировую валюту и признанное средство международных расчётов… С чего же вам надо начать?..

Сначала устраняете вы любое соперничество, даже намёк на конкуренцию внутри страны иностранной валюты с вашими собственными деньгами. Очень это трудная задача, ибо хозяева иностранной валюты вам окажут самое яростное сопротивленье; борьба с ними нагрянет ожесточённая, и ничем они не будут гнушаться, и если вы всё-таки рискнёте на вызов им, то вы должны не питать иллюзий и верно, и без права на ошибку оценивать, как и мощь своей власти, так и ресурсы своей страны. Для такой борьбы обязано государство быть эффективным…

Для эффективности в экономике государство располагает: во-первых, правом регулировать таможенные пошлины и тарифы; во-вторых, контролем над фискальными ведомствами и ставками налогов; в-третьих, законами и карательными органами вкупе с судами и прокуратурой; в-четвёртых, возможностью управлять курсом своей валюты, и в-пятых, властью давать льготы. Всё это следует применять в совокупности и гармонии…

2

Для продолженья суждений о деньгах я считаю уместным несколько отклониться от темы…

Во всякой деятельности всего полезнее знать, чего ни в коем случае нельзя делать… Можно обладать изысканным вкусом великого архитектора, но если не знать, что нельзя воздвигать огромное здание на хлипком фундаменте и нельзя использовать вместо цемента глину, то окажется результат строительства скверным.

Всякий умеет стряпать, даже не учась на кулинара. Разумеется, не всякий сумеет сварить для гурманов черепаховый суп или изжарить для них утку по-пекински; яства готовят повара с опытом. Но всякий сможет друзьям подать нехитрую снедь, и они будут уплетать её с аппетитом, особенно если голодны. Главное при стряпне помнить не кулинарные рецепты, а знать, чего на кухне нельзя делать ни в коем случае. Например, нельзя ссыпать мешок соли в одну кастрюлю щей и оставлять на пламени сковородки без присмотра. И нельзя в борщи добавлять сахару, а в кисели перцу. И если повар не ведает этого, то кушанья его непременно будут испорчены, пусть даже и вызубрил он кучу кулинарных книг.

И самое скверное, если такой повар потчует голодных едоков своей мерзкой стряпнёй, а сам смакует блюда умелых кулинаров…

И, даже не ведая тонкостей этикета, можете вы в обществе быть приятным, если вы знаете, как не должны там никогда поступать…

И разве не должен всякий знать, как нельзя поступать с другом, не рискуя утратить его приязнь и уважение?..

Такие ограничения и запреты есть для всех видов человеческой деятельности, и если кто-либо нарушает их, то он либо неуч и невежа, либо сознательный вредитель из корысти; и не дано третьего…

И всякому следует знать, каких же именно действий обязаны политики ради всей страны непременно избегать, и что же именно ни в коем случае нельзя вытворять им в своём в государстве. И особенно важно, чтобы это ведали и сами политики, иначе всех усилия и благие намеренья окажутся вредной нелепицей…

Иные политики назовут дюжину способов обрести благо для своей страны, а на вопрос: что же именно нужно себе запретить делать с нею, не ответят по неведенью. А ведь самоограниченье всегда менее пагубно, чем необузданность. Ограничение себя самого в своём поведении называется приличием и культурой…

Я хочу привести перечень поступков, которые, политики не должны, по моему мнению, совершать в своём государстве…

Нельзя политикам провоцировать граждан нарушать законы. И поэтому нельзя принимать законы, которые невозможно исполнить.

Политикам нельзя своими действиями уменьшать платёжеспособный спрос для промышленности, торговли, сельского хозяйства и финансово-кредитной системы своей страны. Поэтому нельзя поощрять импорт того, что может быть сделано собственной экономикой.

Государству нельзя пренебрегать своей обязанностью по обеспечению возврата долгов своих подданных друг другу.

Нельзя всеми ресурсами государства обеспечивать иностранную валюту, отдавая ей предпочтение перед собственными деньгами.

Нельзя не изгонять нещадно со службы чиновников, особенного высшего ранга, если имеют они финансовые интересы или сбережения за рубежом.

Нельзя пренебрегать экспортом денег своей страны, продавая за границей свои товары за иностранную валюту. Не следует забывать, что товарный экспорт должен иметь только вспомогательное значенье для обеспечения успешной продажи за рубежом собственных денег. Поэтому непременно нужно знать реальную стоимость собственной валюты… Если провести опрос: какова главная задача шеф-повара в шикарном ресторане, то многие ответят, что она в готовке деликатесов. Но это – вторичная, не самая главная задача. Главная же: сохранять и не портить ценные продукты, ибо без решенья этой задачи деликатесов не приготовишь… И ежели начальники центрального эмиссионного банка определяют свою главную задачу, как регулировку или поддержание курса своей валюты, то они ошибаются. Их главная задача: определенье подлинной стоимости своей валюты на внешних финансовых рынках. И без решения этой задачи, без знания подлинной цены своих денег любые поддержки и регулировки курса своей валюты бессмысленны, ибо производятся в слепую, без твёрдых критериев и параметров. И можно уподобить это приготовлению кулинарных шедевров из тухлого мяса… Любое государство – и разбойник, и блудница одновременно. Но бывают бандиты, как и мелкими «шестёрками», так и большими «буграми». И бывают проститутки и дешёвыми, и дорогими. И для всей этой шушеры самая большая глупость в том, чтобы оказаться «шестёркой» при возможностях крутого и крупного «бугра», и вокзальной грошовой девкой с внешними прелестями роскошной куртизанки. Но ещё большей глупостью будет для «шестёрки» корчить из себя авторитетного «бугра», а вокзальной дешёвке за себя требовать несуразно высокую плату…

Вернёмся теперь к перечню деяний, которые политики не должны совершать в своём государстве.

Парламенту нельзя потакать финансовой распущенности правительства и не беречь деньги в мошне у тех, кто умеет их зарабатывать.

Нельзя безмерно поддерживать привилегированные отрасли экономики в ущерб всем остальным.

Нельзя давать чиновникам, разлагая их, заведомо невыполнимые задания.

Нельзя позволять, чтобы на решения государственных иерархий оказывали влиянье те, кто не имеет на это законного, легитимного права; об этом я хочу написать подробно…

3

Внутреннее бессилие государства порождается тем, что верховная власть избавляет сановников, вельмож и богачей от ими заслуженной законной кары, им уготованной более низкими чиновными иерархиями… Государство обязано не допускать, чтобы важные всей стране решения принимались людьми, не обладающими на это законным, формальным правом, и без должного поста в официальной властной иерархии.

Такие потаённые вершители судеб страны входят обычно в приватные частные иерархии, но имеющие, однако, большое влияние на официальную государственную власть. Частные приватные иерархии обязательно стремятся приманить и включить в себя влиятельных государственных чиновников, суля обеспечить им полную безнаказанность за вред, учинённый ими своей стране. И за поруку безнаказанности от чиновника потребуют взамен ответных услуг. Цель частных приватных иерархий – безнаказанное казнокрадство, обогащение вопреки закону и усиленье собственной власти за счёт власти государственной.

Официальный правитель обязан не допускать вхождения своих высших чиновников в частные приватные иерархии, способные влиять на государственную власть, а если всё-таки это стряслось, то пресекать нещадно подобное безобразие. Иначе перестанет государство быть единым целым, но разделено будет на властительных хищников и на их подданных, предназначенных к жертве, а сам официальный правитель растворится в плотоядной корыстной стае. Официальному правителю ничего иного не дано, и если у него есть об этом иллюзии, то они – не более чем глупость или самообман…

Я полагаю, что именно уничтоженьем этих частных приватных иерархий и занимался в 1937 году Иосиф Сталин…

4

Начиная превращать свои деньги в предмет экспорта, нужно помнить следующее.

Страной нельзя управлять без ясных целей. Какая-то цель у политиков, обладающих властью, всегда имеется. И если цели государства могут быть поддержаны народом, то они открыто возвещаются и усиленно пропагандируются. Затем наступает черёд конкретной агитации и точных лозунгов; далее же обязательны строгие и ясные директивы и указания с персональным назначеньем ответственных исполнителей. Именно так и поступали Иосиф Сталин при создании промышленной мощи Советской Империи, американский президент Рузвельт при вытаскивании своей экономики из трясины «великой депрессии» перед второй мировой войной и фюрер Адольф Гитлер при возрождении германского милитаризма.

Нарушение такой череды действий или же разрыв во времени между ними непременно означает поражение…

Порукой или залогом достижения всякой цели являются раздоры и неуверенность в себе в стане противников.

Перед решительным броском к цели допустима проба сил, которая может закончиться неудачей. Главное же в пробе сил не допустить полного разгрома своей иерархической организационной мощи, а также избежать всенародного презрения и позора; своих павших нужно непременно и весьма нахально возвеличивать, как героев.

После неудачной пробы сил или же при поражении компромиссы с врагом допустимы только при условии, если сохраняется иерархия подчинения в своей организации, а также при наличии сил, которые исключили бы её скорое и полное истребленье. В противном же случает нужно организовывать подполье…

И нужно помнить ещё одно.

Политика бывает государственной, проводимой официальным правительством страны и его министрами, но есть и секретно-конспиративная политика тайных и охранных служб. Секретно-конспиративная политика может иметь результаты самые причудливые и неожиданные даже и для самих её творцов и фигурантов.

Вообразим, что в вашем доме со многими квартирами затевается ремонт. И если ремонт производит обычный строительный трест, то результат предсказуем: здание будет более пригодным для жилья, чем ранее. Разумеется, качество ремонта может оказаться плохим, но кое-что полезное всё-таки сделают. А сейчас вообразим, что оказался вашим соседом гениальный инженер, и вздумала похитить его чертежи секретная служба, затеяв ремонт для проникновенья в дом под личиной строительного треста; в этом случае результат может получиться всяким.

Секретная служба ради приязни к себе инженерного гения может отделать и вылизать здание гораздо лучше, чем строительный трест, и выгода ваша будет тогда бесспорной. Но возможны ведь и взлом личного сейфа инженера и для сокрытия следов хищенья поджёг всего дома. И, кроме того, можете вы оказаться невольным свидетелем всего этого со всеми скверными для вас последствиями. И для самих взломщиков результат может оказаться любым: их могут, как убить для сохранения тайны, так и поощрить орденом или повышением по службе.

Если к вам в друзья навязались из приязни к вам, то это одно, но ежели ради вербовки – совсем другое. В первом случае вы будете иметь бескорыстные душевные излиянья, а во втором возможен всякий результат: либо вы сумеете разбогатеть на шпионаже и удачно улепетнуть с барышом, либо вас арестуют и накажут. А если не поддались вы вербовке, то вас могут убить из боязни разоблачений, но есть и вероятность того, что свои наградят вас за верность и честь…

Почему возможны две эти политики?.. Причиной я считаю то, что имеются две формы власти правителя. В упорядоченной стране личная власть правителя заждется на чиновничьем аппарате государственной официальной власти. Но есть и такие страны, где опорой и пастырем официальной власти являются специальные службы личной власти правителя.

Политика криминально-секретная существует в том случае, если ведомства и службы личной власти правителя контролируют и погоняют чиновничий аппарат официальной государственной власти. Такое положение не редко приводит к тому, что не правитель служит своей стране, а она – своему хозяину.

И опасно для государства ещё и то, что любая охранная служба очень склонна сама плодить врагов, как себе самой, так и своему господину, ибо нет без них у неё смысла в своём бытии.

Если какой-либо чудной и праздный богач заскучает и пресытится вдруг мирным своим прозябаньем, то пусть наймёт он себе охрану, а та уж не станет медлить с поиском барину окаянных врагов.

Умный правитель никогда не допустит, чтобы его сторожевые службы наплодили его стране и ему самому внутренних и внешних врагов, но придётся ему для этого персональных своих охранников лишить любой возможности для своеволия в официальных ведомствах и министерствах под предлогом пресечь поползновенья на безопасность сиятельных особ…

5

А сейчас вообразим, что вы – глава государства, и решились вы на экспорт денег своей страны. И сразу станет перед вами вопрос, как же достигать вам этой цели: гласно или келейно?.. Такой вопрос всегда стоит перед правителем в серьёзных делах.

Соблазн келейности очень велик, ибо она при неудаче страхует от злости народа. Ведь не сможет народ судачить о деле, о коем он не оповещён. Но в условиях келейности, а, значит, и интриг, правитель не сможет опереться на весь чиновничий аппарат, ему подвластный, а только на малую кучку тех своих сторонников, кто осведомлён о деле. Чем больше тайна, тем меньше сторонников. Поэтому о своей благой цели правителю полезнее всего возвещать громогласно; соперники его тайные цели и без этого обязательно раскроют и публично оклевещут их. Келейность иногда полезна, как тактический приём, но отнюдь не стратегический…

Но любой правитель, перед тем, как объявит он о будущих своих преобразованьях, должен будет непременно обзавестись полицейским комиссаром, ибо всякая система управления действенна только в том случае, если есть у её главы человек, который обеспечивает исполнение распоряжений начальника.

Вспомним чудесный роман Стивенсона «Остров сокровищ». Кем был Сильвер при капитане Флинте? Квартирмейстером, который обеспечивал выполнение приказов капитана: ставить паруса, бросаться на абордаж. «О-го-го, какая дисциплина была на судне старого Джона!» – хвалил себя Сильвер.

Такие же обязанности выполнял при Магеллане беззаветно преданный ему каптернамус, альвагасил флота Гонсало Гомес де Эспиноса, заколовший главаря бунтовщиков ударом кинжала в горло и после этого захвативший мятежный корабль.

В российском флоте такие обязанности на судне выполнял старший офицер.

Я называю того, кто исполняет эти обязанности, полицейским комиссаром; в больших властных иерархиях ему нужно иметь свой чиновничий аппарат. Полицейский комиссар должен стать для начальника громоотводом недовольства подчинённых.

Полицейский комиссар и его чиновный аппарат должны быть ограничены только обеспеченьем выполнения приказов правителя и более ничем не заниматься. И если возлагают они на себя дополнительное бремя, а, значит, и излишнюю власть, то их основные обязанности окажутся в пренебрежении, а в системе управления начнутся интриги и распри; начальник должен не допускать этого.

Всякая властная иерархия и каждый чиновник порознь всегда стремятся обрести хоть на толику больше власти, чем это необходимо для исполнения своих обязанностей, мотивируя притязанья своим усердием и похвальным стремленьем ещё лучше обслуживать начальство. Но всегда хотят обрести больше полномочий и власти, а не ответственности и обязанностей, ещё и норовя при этом оправдать свои провалы чрезмерной загруженностью работой. Для правителя особенно опасно, если в таких махинациях преуспеет его полицейский комиссар, и если себе он зацапает больше власти, чем ему следует по должности. Излишней властью всегда пользуются своекорыстно…

6

Правителю нужно помнить, что нельзя экспортировать деньги своей страны без обретения хотя бы толики власти над теми государствами, которым хотят их навязать. Но страну сделать зависимой легче всего, если иметь власть над её правителями. А власть всегда есть совокупное единство её четырёх ипостасей: «Угрозы», «Подкупа», «Веры» и «Ответственности».

Подлинную власть, а не видимость её, обретают последовательно. Вначале излучают угрозу тому, кого хотят подчинить; затем его подкупают дарами или лаской; далее внушают ему веру в честность и разумность его будущего властелина, который должен демонстрировать свою решимость брать на себя полную ответственность за все результаты своих приказов…

А сейчас опишу я приёмы, которые использует некая великая держава для всучивания всем остальным странам своей валюты. При этом бесстыдно используется принцип: «Излишне бомбить или завоёвывать страну, если вдруг удалось мирно ввергнуть под иго своё влиятельных её болтунов, а потом и её правителей».

Великая держава источает угрозу своей военной мощью, а также демонстрацией готовности использовать разные экономические санкции, вплоть до конфискации вкладов строптивых стран в своих банках. Очевидную и наглую конфискацию слегка облагородили термином «замораживание». Это – «Угроза», затем следует «Подкуп».

Обречённой стране предлагают займы, создавая при этом для её правителей все условия для их хищения через воровские жидовские зоны. Такие вот зоны и маскируют названием: «Свободные экономические зоны» или странным термином: «Офф-шоры»; там не спрашивают о законности приобретения денег, и налоги там предельно низкие. Но перечисление денег из этих зон в солидные и приличные банки можно при желании легко заблокировать, лицемерно пользуясь для этого понятием: «Грязные деньги». Система контроля элитных держав над финансовыми потоками, проходящими через банки, давно уже создана, и она способна при нужде пресечь любой перевод денег под ханжески-благовидным предлогом борьбы с «отмыванием грязных доходов».

«Отмывание грязных денег» – это лукавое и изящное словосочетанье!.. С помощью слов этих некая великая держава для избежанья у себя инфляции пресекает появление на внутреннем своём рынке излишних для себя, но своих же собственных денег из воровских жидовских зон. Великая держава за свои излишние на внутреннем её рынке деньги, которые оказались в таких вот зонах, уже получила сполна от прочих стран реальные товары и ценности, обеспечив при этом постоянный и растущий спрос на свою валюту за рубежом. Значит, великая держава сможет и впредь за свои эмиссионные деньги, не обеспеченные услугами и товарами своей экономики, получать реальные, осязаемые ценности из других стран…

Другим странам чужая для них валюта навязывается так.

Сначала используют приём карточных шулеров, для коих главная трудность в том, чтобы уговорить «лоха» играть. Затем беднягу, дав ему поначалу малость выиграть, вгоняют в азарт до потери здравого смысла. Наподобие этого поступают и со страною, которую вознамерились обобрать: ей обильно суют займы, буквально провоцируя высших её правителей расхищать их, пряча украденные деньги в воровских жидовских зонах. Долги при этом вешают, как ярмо, на всю страну; она же обречена на оплату и ссудных процентов по ним. И, кроме того, должны вороватые правители за счёт своего народа постоянно выслуживать себе право пользоваться крадеными деньгами на своих депозитах в заграничных банках. Ведь могут такие деньги всегда объявить «грязными» и запретить неугодным правителям ими пользоваться.

Обывателям полезно понимать, какую именно финансовую политику проводят их правители: либо налаживают они экспорт своих денег, либо норовят импортировать чужие. Правители, которые имеют свои личные денежные интересы, накопления или собственность за рубежом, не столь уж редко пренебрегают своей страной…