СУЖДЕНИЯ О МЕТОДЕ
Цель
Государство Российское даже в окаянные времена было изощрённо организовано и весьма эффективно, хотя многие обыватели со мною не согласятся. «Такое утвержденье, – наверняка возразят мне, – сугубая ложь, ибо в окаянное время Россия расточила своё влиянье в мире, отторгнуты у неё исконные земли, всюду безобразия и воровство, страна разграблена, войны проиграны, пенсии увечным и старикам платят до неприличия скудные, промышленность гибнет, несметные суммы растасканы по сусекам за рубежом, правительство исканючило уйму займов и при этом плутует и жульничает, а народ нищает, хворает, спивается и перед насилием беззащитен; закон же попран, и любой, имеющий силу, откровенно мародёрствует и вымогает мзду. И такое государство вы смеете называть эффективным и хорошо организованным?..»
На возраженья эти я отвечу так: а почему вы решили, что в окаянные времена цель государства российского была во благе и здоровье народа, в развитии промышленности и соблюдении законов?
Полагаю допустимым такое сравненье… Вообразим юную, прелестную, наивную особу и господина, с виду приличного. Сей господин твердит о своей великой любви к девице и том, что отныне целью его жизни станет счастье непорочной отроковицы. И после заверений в своём благородстве господин продаёт её в публичный дом.
И если вы поверили в совестливость господина и в его стремленье дарить девочке истинную радость, то поступки его покажутся вам несуразными и странными, и вы, размышляя о них, рискуете спятить. Разве женское это счастье – пребыванье в публичном доме? И почему благородный господин взял за девочку деньги? И почему такое он проделал и с другими женщинами? И в чём проявилось его благородство и верность в любви?.. И если вы ещё продолжаете верить в похвальные качества сего господина, то поступки его покажутся вам неразумными.
Но если вдруг изменили вы своё мнение о нём и решили, что он – проныра и прохвост, то поступки его покажутся хоть и пакостными, но вполне разумными: он поимел барыш на глупой девочке…
И ещё одно сравненье… Допустим, пошли вы в Божий храм и оказались случайно в игорном доме. И вы озадачены и поражены, и всё вам непонятно и мерзко, но глупо на игорный дом взирать, как на храм. И требовать от притона того же, что и от церкви – нелепость. Но это вовсе не означает, что притон плохо организован: просто иная у него цель, чем у храма.
И нельзя верить, если вдруг начнут внушать, что пытались создать всё-таки Божий храм, да вот игорный дом как-то сам собой получился… Если вы оповестили всех о своём желании посещать музеи, но, направляясь туда, вы постоянно и вроде бы случайно попадаете в пивную, то, значит, именно в неё вы и стремитесь…
Во всякой властной иерархии совокупность эффективности и цели – величина постоянная. И если вдруг вы постигли, что в окаянную эпоху образовалось государство для бесстыдного ограбленья народа, то вам оно покажется на диво хорошо организованным и весьма эффективным. И не верьте, что это всё само собой получилось, ибо, коли такое сотворили, значит, и хотели такого. И бестолковость государства лишь мнимая, ибо его организовали для казнокрадства…