Вы здесь

Политическая стратегия Японии до начала войны. Глава IV. Третий год Китайского инцидента (1939) (Томиока Садатоси, 2004)

Глава IV

Третий год Китайского инцидента (1939)

Хронология

4 января. Кабинет Коноэ в полном составе ушел в отставку.

5 января. Сформирован кабинет Хиранума.

16 января. Маньчжоу-Го присоединилось к Антикоминтерновскому пакту.

21 января. Лига Наций приняла резолюцию в поддержку Чан Кайши.

10 февраля. Части японских армии и флота оккупировали остров Хайнань.

12 февраля. Авиация флота бомбила Ланьчжоу (налеты повторились 20 и 23 февраля).

25 февраля. Началась операция против Хайкоу (февраль – март).

4 марта. Японские войска заняли Хайкоу.

15 марта. Чехословакия стала германским протекторатом.

27 марта. Японские войска оккупировали Наньчан. Испания присоединилась к Антикоминтерновскому пакту.

5 апреля. Италия вторглась в Албанию.

8 апреля. Авиация флота бомбила Куньмин.

16 мая. Закончены работы на дамбах Желтой реки (Хуанхэ).

26 мая. Части японской и советской армий столкнулись у Номонхана. (Боевые действия продолжались до июля. Соглашение о прекращении огня достигнуто 16 сентября[57].)

31 мая. Занят Амой.

14 июня. В Тяньцзине блокированы британские и французские концессии.

21 июня. Захвачен Сватоу.

2 июля. Началось генеральное наступление в районе Номонхана.

8 июля. Японское правительство издало декрет о призыве гражданских технических специалистов.

15 июля. В Токио состоялись переговоры между Японией и Великобританией. 20 августа переговоры прекратились.

26 июля. США неожиданно известили Японию об аннулировании американо-японского договора о торговле и мореплавании.

16 августа. Перерезан гонконгский маршрут снабжения Чан Кайши.

21 августа. Заключен русско-германский пакт о ненападении. Подписан 23 августа.

28 августа. Кабинета Хиранума ушел в отставку.

30 августа. Сформирован кабинет Абэ.

31 августа. Прерваны англо-германские переговоры.

1 сентября. Германия начала вторжение в Польшу; началась Вторая мировая война.

3 сентября. Великобритания и Франция объявили войну Германии.

4 сентября. Японское правительство сделало заявление о невмешательстве в войну в Европе.

4 ноября. США отменили закон об эмбарго на поставку вооружений.

15 ноября. Началась операция против Наньнина. Японские войска высадились в Тонкинском заливе.

24 ноября. Японские силы заняли Наньнин.

30 ноября. Началась советско-финская война.

14 декабря. Лига Наций исключила из своего состава Советский Союз.

21 декабря. Японские войска начали новые операции на границе Французского Индокитая.

Военные действия в Китае в течение 1939 года

Военные операции в 1939 году проводились в не столь широком масштабе, как в предыдущем. Японские войска перешли к обороне посредством проведения операций по очистке оккупированной территории и блокадных действий и посвятили себя поддержанию мира и восстановительным работам. Также они постепенно протягивали к югу линию блокады Чан Кайши, еще более увеличивая трения с англичанами и французами. Режим Чана, со своей стороны, объявил о ряде контрнаступлений (апрельское наступление, сентябрьское наступление и Большое зимнее наступление), но все эти операции на ранних стадиях были остановлены японскими войсками.

Считалось, что в начале войны китайская военная мощь составляла 195 дивизий, имевших в своем составе около двух миллионов солдат. Однако последовательные поражения уменьшили эти силы приблизительно наполовину. С сократившейся в два раза армией китайцы тщетно пытались получить вооружение. В частности, после потери Кантона железная дорога Кантон – Ханькоу перестала работать, поставки материалов из-за границы зависели от функционирования маршрута через Французский Индокитай, Бирманской дороги и северного Красного маршрута. Просачивалась лишь тонкая струйка. Помимо этого часть грузов контрабандно провозилась через блокадные линии японского флота.


Операция по захвату острова Хайнань была в основном проведена силами флота (включая особые десантные отряды) и поддержана частями армии.

Остров Хайнань лежит на полпути между Французским Индокитаем и Гонконгом; он расположен к югу от полуострова Лэйчжоу и отделен от последнего Хайнаньским проливом. Также он находится поблизости от арендованной Францией территории Гуанчжоувань. Это большой остров с населением в 2 200 000 человек. Остров обороняла 152-я дивизия численностью приблизительно 25 000 человек под командованием Юй Ханьмоу, который отвечал за поддержание мира в провинции Гуаньдун.

После захвата Кантона в предыдущем году японский флот поддерживал труднопреодолимую линию блокады вдоль всего побережья Южного, Центрального и Северного Китая. Однако на южной оконечности блокадной линии имелись бреши, примерами которых были маршруты снабжения Чан Кайши с Гонконгом и северной впадиной Индокитая в качестве перевалочных пунктов и прямые пути через остров Хайнань и Гуанчжоувань. Из-за этих брешей, а также необходимости проводить воздушные операции в глубине страны, вплоть до района Куньмина, флот пришел к выводу о необходимости создания авиационных баз на острове Хайнань. Центральное руководство флота поддержало этот шаг. Операция была осуществлена особыми подразделениями десантных сил флота при поддержке частей армии.

Эскортируя конвой, Южно-Китайский отряд (Пятый флот) Китайского флота под командованием вице-адмирала Кондо Нобутакэ в полночь 9 февраля 1939 года вошел в залив Цинхай на северном побережье острова Хайнань, встал здесь на якорь и осуществил успешную высадку. Вслед за этим 10 февраля в 12.00 подразделения сухопутных частей флота высадились в Хайкоу. Затем армия и флот совместно очистили северную зону. 11 февраля сухопутные части флота высадились в Самах, на южной оконечности острова Хайнань, и заняли ключевые позиции в Юйлине и Яйчэнчжэне. После этого части приступили к захвату и покорению всего острова.

Позже остров Хайнань стал военно-морским административным округом, в Самах был учрежден штаб Хайнаньского оборонительного района. Стратегически остров представлял собой передовую авиационную базу, а также передовую базу для сил, блокирующих Чана. Одновременно эксплуатировались залежи железных и медных руд острова.

Номонханский инцидент (май – август 1939 года)

Хотя этот инцидент не имел связи с Китайским, он возник из мелкой стычки между войсками Маньчжурии и Внешней Монголии в районе, где маньчжурско-монгольская граница была неопределенной. Позднее он превратился в крупный конфликт между японскими и советскими вооруженными силами. Он повлек за собой четыре месяца наземных и воздушных боев и завершился, не перейдя в открытую войну между Японией и СССР. Ввиду своеобразия инцидента ниже приводится краткое его описание.

Независимость, которую Маньчжоу-Го получило в 1932 году, вызвала коренные изменения в существующих административных границах, подняв проблему границы между Маньчжурией и Монголией. Хотя после инцидента у Халха-Мяо в 1935 году начались переговоры о демаркации, они не дали ничего, и реальная демеркационная линия осталась неурегулированной. Описываемый инцидент начался 11 мая 1939 года, когда небольшой отряд войск Внешней Монголии перешел реку Халха и неожиданно атаковал маньчжурский наблюдательный пост. Часть маньчжурских войск, по составу примерно равная полку, оказала сопротивление; затем последовала серия стычек. Постепенно войска Внешней Монголии были заменены советскими. После 14 мая в столкновениях приняли участие части Квантунской армии. В дополнение к боям между наземными войсками до 1 июня произошло несколько столкновений между воздушными силами красных и авиационными частями японской армии, после чего японские силы вернулись на места постоянной дислокации. Казалось, что инцидент завершается. Однако около 18 июня нас вновь атаковали механизированные части красных, в распоряжении которых имелось 70 пушек, 26 зенитных пушек, 860 автомобилей, 140 танков, а также две кавалерийские дивизии войск Внешней Монголии и несколько десятков самолетов. С намерением захватить холм Моро[58]и реку Хорстен[59] обе стороны постепенно наращивали свои силы, и бои продолжались в течение всего июля. 20 августа советские войска начали мощную контратаку. Советские войска имели в своем составе около 45 000 солдат и были оснащены 350 танками, 340 бронемашинами, 210 тяжелыми полевыми пушками и 200 самолетами. Японцы, не привыкшие к крупномасштабным танковым сражениям, уступали противнику как в техническом, так и в количественном отношении и потеряли около 100 самолетов и приблизительно от 17 000 до 18 000 человек убитыми и ранеными. Представлялось, что и советские войска понесли немалые потери. Крупные и мелкие контратаки случались и в дальнейшем, но к началу сентября положение нормализовалась. Начались дипломатические переговоры, и с подписанием 15 сентября соглашения о прекращении огня конфликт был урегулирован.

Хотя не ясно, с какой целью Советы вели военные действия, можно считать, что, как и в случаях с инцидентами у Чанкуфына и Чжанлинцзы, советские действия представляли собой демонстрацию мощи, в соответствии с политикой использования силы для подрыва уверенности японцев в своем могуществе. Ясно, что у Японии не было причин начинать инцидент. Для нее, глубоко вовлеченной в Китайский инцидент, отправка любых сил в северный район была невыгодна.

Благодаря этому инциденту японская армия пришла к пониманию недостатков своих бронетанковых частей и тактики в целом. Впоследствии были предприняты энергичные усилия по обновлению материальной части и наращиванию танковой и огневой мощи.

Политические отношения с Китаем в третий год Китайского инцидента

В январе 1939 года, сразу после формирования кабинета Хиранума, на Императорской конференции были приняты «Принципы исправления китайско-японских отношений». Как видно из нижеследующего, эти принципы достойны упоминания, поскольку в них описана система идеального «установления нового порядка в Восточной Азии», хотя политика «установления соседских и дружеских отношений между Японией, Маньчжоу-Го и Китаем» изменений не претерпела.

Принципы исправления китайско-японских отношений

Япония, Маньчжоу-Го и Китай объединятся как добрые соседи в осуществлении идеала установления нового порядка в Восточной Азии и будут работать над общей целью формирования оси мира на Востоке.

1. Установление принципов широкого сотрудничества будет включать добрососедство и дружбу, сотрудничество в обороне против коммунизма, а также экономическое сотрудничество Японии, Маньчжоу-Го и Китая.

2. Создание в Северном Китае и районе Мэнцзян зон крепкого китайско-японского объединения в национальной обороне и экономике. Установление особого военного и политического положения в Мэнцзян с целью обороны против коммунизма.

3. Установление района прочного китайско-японского экономического объединения в нижнем течении реки Янцзы.

4. Установление особого положения на определенных островах у побережья Южного Китая.

Основы для изменения китайско-японских отношений:

1. Китай признает империю Маньчжоу-Го, а Япония и Маньчжоу-Го будут уважать территориальную целостность и суверенитет Китая.

2. Япония, Маньчжоу-Го и Китай уничтожат причины и поводы, вредящие их дружбе.

3. Администрация нового Китая будет основываться на политике децентрализации и сотрудничества. Шанхай, Циндао и Амой станут особыми административными районами.

4. По мере развития соседских отношений между Японией, Маньчжоу-Го и Китаем Япония учтет возможность постепенного возвращения прав на концессии и экстерриториальность.

5. Между Японией и Китаем будет заключен антикоммунистический военный союз.

6. Япония и Китай будут совместно осуществлять оборону против коммунизма. С этой целью Япония будет дислоцировать необходимые войска в Северном Китае и Мэнцзяне.

7. Японские войска будут выведены, как только это позволит общая и местная обстановка. Однако определенные морские силы останутся в определенных пунктах вдоль Янцзы и на определенных островах у побережья Южного Китая с целью поддержания мира и порядка. Будет позволено свободное плавание и стоянка японских судов по Янцзы и вдоль побережья Китая.

(Вопросы, связанные с линией экономического сотрудничества, опущены[60].)


Дополнения

1. Китай выплатит репарации за ущерб, нанесенный правам и интересам японских граждан на его территории с момента начала инцидента.

2. Экономическая деятельность или права и интересы, поддерживаемые в Китае третьей стороной, будут ограничены только в тех случаях, когда такие ограничения покажутся необходимыми для национальной обороны и существования. Однако несправедливая дискриминация в намерения Японии не входит.

В дальнейшем сформулированная выше национальная политика в отношении Китая осуществлялась без существенных изменений. Но, поскольку эта политика была односторонне продиктованной Японией, она не смогла ни завоевать поддержку большинства китайского населения, ни принудить Китай доверять Японии или склонить его к идеалу сопроцветания Японии, Маньчжоу-Го и Китая. Причина неудачи заключалась в том, что китайское население, независимо от классовой принадлежности, было одержимо идеей, что Маньчжоу-Го является лишь номинально независимым государством, управляемым японскими оккупационными силами, а так называемая объединенная антикоммунистическая зона в Северном Китае на самом деле представляет район вторжения Японии. Распространенное мнение, что Японии доверять нельзя, изменений не претерпело.

Политические движения Японии в установлении режима Ван Цзинвэя (нового центрального правительства)

После того как в 1938 году японские войска захватили Нанкин, Ханькоу и Кантон, Ван Цзинвэй, в то время вице-президент Националистической партии Китая, начал поддерживать идею мира с Японией. Однако китайское правительство не приняло его идей, и, в конце концов, он порвал с Чан Кайши. 20 декабря 1938 года Ван Цзинвэй тайно бежал из Чунцина. Он прибыл в Ханой, столицу Французского Индокитая, и 29 декабря опубликовал телеграфное заявление, пропагандирующее мир с Японией на базе антикоммунистической политики. Таким образом, Ван в Ханое неуклонно проталкивал мирные планы, в то время как Мэй Сыпин и Лин Бошэн делали приготовления в Шанхае и Гонконге. 25 апреля Ван Цзинвэй покинул Ханой и 8 мая прибыл в Шанхай. 20 мая он с Чжоу Фохаем, Мэй Сыпином и другими секретно переправился в Японию и провел с премьер-министром Хиранума, военным министром Итагаки и другими переговоры о создании нового правительства и фундаментальных связей с Японией. 13 июня Ван покинул Японию и вернулся через Пекин в Шанхай, где совещался с Лян Хунчжи, главой реформированного правительства о создании нового центрального правительства. Среди японцев, принимавших участие в этой деятельности, были полковники армии Кагэса Садааки и Яхаги Накао, капитан флота Суга Хикодзиро, сотрудники Министерства иностранных дел Симидзу Киндзо и Яно Масаки, а также гражданские лица – Инукаи Кен и Хата Хироси.

Таким образом, приготовления к созданию прояпонского центрального правительства развивались благоприятно. 28 августа фракция Вана провела Шестой национальный съезд в Шанхае, а 5 сентября Ван встретился с Ляном в Нанкине. Когда отношение японского правительства к проекту определилось, Ван Цзинвэй[61], Ван Кэминь и Лян Хунчжи провели еще одно трехдневное совещание в Циндао, начавшееся 24 января 1940 года. Там были определены точные принципы и структура центрального правительства.

31 марта 1940 года, под предлогом реорганизации правительства и восстановления столицы, Ван утвердил свой режим в Нанкине. Одновременно были распущены временное и реформированное правительства. Главными фигурами в новом правительстве были Ван Цзинвэй, действующий президент Исполнительного Юаня, Чэнь Гунбо, президент Законодательного Юаня, Чжоу Фохай, министр финансов, Чу Миньи, министр иностранных дел, Чэнь Чунь, министр внутренних дел и Лин Бошэн, министр пропаганды. Вслед за тем японское правительство назначило генерала Абэ Нобуюки, бывшего премьер-министра, чрезвычайным и полномочным послом при новом режиме. В июле в Нанкине Ван и Абэ начали переговоры об урегулировании дипломатических отношений между Японией и Китаем. Результатом этих переговоров стало формальное подписание соглашения 30 ноября. Договор был направлен в основном на установление добрососедских отношений и дружбы, совместной обороны и экономического сотрудничестве, однако в нем также подчеркивался особый характер северного Китая и Мэнцзяна[62]. (См. Приложение № 13.)


Японское правительство в общих чертах согласилось с китайскими требованиями, однако по нижеследующим пунктам мнения разошлись.


1. Японское правительство согласилось, что неразумно назначать центральному правительству политических советников или японских официальных лиц. Но в зонах, где японские и китайские граждане живут в тесном контакте, а также в других определенных правительством районах, оно считает выгодным для обоих сторон назначать японских советников и должностных лиц.

2. В состав военных советников не будут включаться представители третьих стран. Некоторым военным частям необходимо, однако, принять японских военных экспертов для ведения дел по вопросам военного сотрудничества между Японией и Китаем.

3. Японское правительство надеется, что скоро наступит день, когда обстановка позволит если не полностью, то хотя бы частично отменить ограничения в районе Янцзы. Но в современных обстоятельствах невозможно точно определить, когда это будет сделано.


Ван согласился с такими положениями, как признание Маньчжоу-Го, создание особых антикоммунистических зон и совместная антикоммунистическая оборона. Тем не менее, он энергично отстаивал принципы автономии, независимости и суверенитета Китая. В ответ японское правительство приложило максимальные усилия, чтобы помочь режиму Вана развиться в центральное правительство. Таким образом, в июне 1940 года, по прошествии около 18 месяцев после побега Вана из Чунцина, японское правительство заключило договор с новым центральным правительством.

Аннулирование американо-японского договора о торговле и мореплавании (26 июля 1939 года)

Аннулирование американской стороной американо-японского договора о торговле и мореплавании служило предупреждением Японии. Этот шаг был предпринят в результате игнорирования японской стороной неоднократных протестов Соединенных Штатов против произвольных действий Японии: ведения дел в Маньчжурии, действий в период Китайского инцидента и блокады Тяньцзиньских концессий. Аннулирование имело серьезные последствия для Японии. Это был первый шаг к разрыву между двумя странами.

Во второй половине дня 26 июля 1939 года помощник государственного секретаря Сейр вручил советнику Сума ноту, извещавшую об аннулировании американо-японского договора о торговле и мореплавании от 1911 года.

В ноте, направленной секретарем Халлом японскому послу Хориути, утверждалось следующее:

«В последние несколько лет правительство Соединенных Штатов исследовало существующие соглашения о торговле и мореплавании, заключенные между Соединенными Штатами и другими странами, с целью выяснить, какие изменения следует сделать для того, чтобы такие соглашения наилучшим образом служили тем целям, для которых они были заключены. Изучая документы, правительство Соединенных Штатов пришло к заключению, что договор между Соединенными Штатами и Японией о торговле и мореплавании, подписанный в Вашингтоне 21 февраля 1911 года, включает статьи, требующие пересмотра. В целях подготовки к такому рассмотрению и в целях гарантирования и поддержания интересов Соединенных Штатов, как того требует новое положение, правительство Соединенных Штатов, в соответствии с процедурой, определенной в статье 17 означенного договора, настоящим уведомляет о своем намерении прекратить действие означенного договора. Вследствие данного уведомления ваше правительство должно ожидать, что срок действия означенного договора, вместе с приложенным к нему протоколом, истечет по прошествии шести месяцев начиная с этого дня».

В ответ японское министерство иностранных дел 27 июля выступило со следующим заявлением:

«Поскольку недавнее уведомление было сделано неожиданно и приведенные аргументы были слишком краткими, невозвожно установить намерения, стоящие за этим действием.

Если у Соединенных Штатов существуют причины для аннулирования договора, то эти же причины должны одновременно создать почву для пересмотра договора. Однако не ясно, почему столь решительный шаг должен быть предпринят внезапно.

Правительство Соединенных Штатов объяснило, что уведомление не связано с предложением г-на Ванденберга об отмене подобных соглашений о торговле и мореплавании, сделанным во время дискуссии в комитете Сената США по международным связям. Но, поскольку это произошло одновременно с Тяньцзиньскими переговорами, ведущимися между Японией и Великобританией, существует большая опасность, что общественность преувеличит политическое значение этого события.

Новая обстановка создается на Дальнем Востоке с поразительной быстротой. Японское правительство выразило ясное желание, чтобы мир реалистично посмотрел на этот факт, а не закрывал на него глаза. Если бы правительство Соединенных Штатов стремилось к заключению нового подобного соглашения, соответствующего новым условиям на Дальнем Востоке, японское правительство было бы счастливо ответить на инициативы».

Предпосылки действия, предпринятого Соединенными Штатами, заключались в следующем.

В тот год на открытии Конгресса президент Рузвельт в своем докладе о положении США рекомендовал пересмотреть закон о нейтралитете. Однако комиссия Сената по международным отношениям после продолжительных дебатов проголосовала 11 июля за то, чтобы отложить решение вопроса по закону о нейтралитете до январской сессии следующего года. Пересмотр закона о нейтралитете обосновывался тем, что в случае начала большой войны в Европе он позволит Великобритании и Франции, используя превосходство своих флотов, поддерживать господство на море и таким образом обезопасит линии коммуникаций между Европой и Америкой для доставки военных грузов из Соединенных Штатов. Однако в то же время в отношении Китайского инцидента такой пересмотр будет выгоден Японии и невыгоден Китаю. Соответственно, в связи с предложенным пересмотром закона о нейтралитете было решено воспрепятствовать получению Японией выгоды. Как и ожидалось, 15 июля председатель комиссии по международным отношениям Питтман представил на рассмотрение «Билль об эмбарго», призывавший запретить поставку военного снаряжения в страны, которые нарушают Пакт девяти держав. 18 июля г-н Ванденберг внес предложение аннулировать американо-японский договор о торговле и мореплавании. Статья 5 американо-японского договора о торговле и мореплавании предусматривала, что ни одна из подписавших сторон не может запретить другой экспорт товаров, за исключением тех, которые категорически запрещены к экспорту в любую другую страну. Поскольку предложение Питтмана было явным нарушением этого условия, Ванденберг предложил резолюцию, которая, в случае ее принятия, приводила правительство к отмене существующего соглашения – в качестве средства защиты прав и интересов Соединенных Штатов в новых условиях, а также создания основы для переговоров с Японией о новом договоре. Предложение Ванденберга вызвало значительные протесты с разных сторон, и 26 июля дебаты были отложены. В тот же день Государственный департамент неожиданно объявил Японии об отмене договора.