Вы здесь

Политики интернет-маркетинга. Интернет-аукционы. Торговые интернет-площадки и торговля. II Информационные и цифровые продукты (Маргарита Акулич)

II Информационные и цифровые продукты

2.1 Информационные продукты, их виды и особенности

Информационные продукты в и их виды

Под информационным продуктом принято понимать документированную и структуризированную информацию, сформированную (подобранную, проанализированную) для многих людей (широкого круга) либо для отдельных персон (или организаций), и представляемую в виде продукта. Такие продукты продают и соответственно покупают (тогда их рассматривают в качестве товаров). Но товаром не каждую информацию можно назвать. Чтобы информация стала товаром, она должна быть дефицитной, не иметься в свободном доступе, выгодно отличаться от информации, имеющейся в широком доступе.

Инфопродукт может быть:

персонализированный (его составляют для каждого из клиентов персонально с учетом его конкретных требований и пожеланий (так, к примеру, создаются статьи для сайта);

универсальный (он создается одинаковым для многих покупателей – примером может служить инструкция).

Разработку инфопродуктов осуществляют как отдельные исполнители, так и коллективы (студии, агентства, центры).

Инфопродукты широко представлены в интернете и имеют ряд особенностей.

Особенности информационного продукта

Информационный продукт:

1. Всегда является результатом труда, порождением либо следствием обработки инфоресурса.

2. Создается благодаря процессу творческого, производственного, аналитического, синтетического и/или иного вила деятельности.

2. Может быть предметом собственности, который собственник вправе вовлечь в экономический оборот, к примеру, собственник вправе его продать с передачей права собственности клиенту.

3. Всегда конкретен с точки зрения удовлетворения потребностей определенных потребителей.

4. Создается с четкой ориентацией на ключевой замысел (идею), ради реализации которой и осуществляется создание самого продукта.

4. Формирование инфопродукта предусматривает принятие во внимание позиции: 1) потребителя (заказчика, покупателя) который находится в поиске информации определенной направленности; 2) собственника (так как создание информационного продукта – творческое, претендующее на оригинальность).

2.2 Свойства информационного продукта, Классификация информационно-аналитической продукции. Понятие режимов информационного обслуживания

Свойства информационного продукта, отличающие его от других товаров

Свойства информационного продукта, отличающего его от других товаров – это свойства, касающиеся: износа; числа использующих товар людей и числа процессов, в которых он применяется; затрат на диффузию (т.е. тиражирование, распространение) первой единицы информационного продукта; влияния качества информационного продукта на систему управления компании; устаревания информационного продукта.

Свойство, касающееся износа. Износ у информационного продукта бывает лишь моральным. Другие товары подвержены как моральному, так и физическому износу. В продаже в интернете могут быть информационные продукты как морально новые, так и морально устаревающие, и устаревшие. Соответственно их продажа может осуществляться по разным ценам.

Свойство, касающееся числа использующих товар людей и числа процессов, в которых он применяется. Возможно одновременное использование информационного продукта несколькими работниками, которые могут трудиться в разных компаниях. Продукт также может использоваться в различных хозяйственных процессах.

Свойство, касающееся затрат на диффузию (т.е. тиражирование, распространение) первой единицы информационного продукта. Имеет место существенное превышение данных затрат над затратами на производство. Распространять товар надо очень оперативно, поскольку хранить такой продукт долго – невозможно. А быстрое распространение требует больших затрат. Интернет существенно помогает ускорению процесса распространения.

Свойство, касающееся влияния качества информационного продукта на систему управления компании. Это влияние очень сильное. На уровень эффективности и качество любого управленческого процесса значительно влияет

качество информационного продукта. Информация должна быть четкой, чтобы можно было рассчитывать на определенность принимаемых управленческих решений. И ее качество может быть оценено лишь при ее получении и применении. Поэтому компании нередко предлагают потенциальным покупателям бесплатные пробные версии продукта.

Свойство, касающееся устаревания информационного продукта. Устаревание очень быстрое. Поэтому нельзя затягивать с использованием информационного продута. Его длительное хранение – расточительно. Интернет увеличивает шансы на быстрое использование благодаря оперативному распространению рассматриваемого продукта.

Классификация информационно-аналитической продукции. Понятие режимов информационного обслуживания

Классификация информационно-аналитической продукции осуществляется по критериям: назначения; формы представления; характера контактирования с пользователями; характера удовлетворения потребностей; уровня сложности; вида производителя; способа получения информации; способа предоставления информации; носителя информации; вида инициативы изготовления; режима (регулярности) предоставления информации; среды предоставления информации.

По критерию назначения продукция может рассматриваться как:

1. Научно-техническая, создаваемая по заказу либо по инициативе, относящаяся к таким сферам как наука, техника и производство.

2. Связанная с библиотечным типом обслуживания. К такой продукции принято отнесение услуг по предоставлению в соответствии с запросом абонента либо документа (книга, журнал, каталог), либо его производных (копия, библиографическое описание, справка). И также разных баз данных, услуг по предоставлению удаленного доступа, по осуществлению поиска в массивах информации, по переводам и депонированию и т. д. И помимо этого – по предоставлению работ по переводу информации на машиночитаемые и микрографические носители, работ с телекоммуникационными каналами для проведения телеконференций и обеспечения функционирования электронной почты/

По критерию формы представления продукция бывает: нематериальная (когда объектом производства являются коммуникационные процессы); материальная (когда объектом производства является информация на материальных носителях, либо накопленные в фондах первичные источники информации).

По критерию характера контактирования с пользователями продукция может быть: одноразовая (контакты с пользователем – единичные); постоянная, когда предусматривается обратная связь (к примеру, выборочное обслуживание с корректировкой требований, или диалоговое обслуживание).

По критерию характера удовлетворения потребностей продукция может рассматриваться как направленная: на удовлетворение потребностей в адресной, фактографической, концептуальной информации; на удовлетворение потребности в источниках информации.

По критерию уровня сложности продукция бывает:

1. Простая. К ней принято отнесение результата переработки единичного информационного источника, который может выступать в виде аннотации, библиографического описания, реферата, регистрационных и информационных карт, копии статьи, проспекта и т. п.

2. Сложная. К ней принято отнесение результата переработки определенной совокупности однородных источников (тематические высоконадежные, реферативные обзоры, сигнальные сообщения и т.д.).

3. Комбинированная. К ней принято отнесение сложной продукции, представляющей собой альянс разных видов продукции простой (доклад о достижениях, инновации или опыта, аналитический обзор, экспозиция выставки и т.д.).

По критерию вида производителя продукция бывает как производимая: 1) научно-исследовательскими и конструкторскими организациями, инновационными центрами, отдельными изобретателями и авторами; 2) разными организациями в процессе предпринимательской, рыночно-хозяйственной и финансовой деятельности, и используемая для принятия решений в сфере экономики; 3) отраслями сферы культуры и массовых информационных услуг и предназначенная для массового пользователя.

По критерию способа получения информации продукция бывает ориентированной:

на машинный поиск в электронных базах и банках данных (обеспечивается представление результатов в виде отображения информации либо итогов выборки);

на информационный поиск (документальные массивы, устные и письменные справки); на генерацию новых знаний (применяются экспертные и иные системы искусственного интеллекта).

По критерию способа предоставления информации продукция бывает предоставляемой: в помещении информационного учреждения, по месту работы или жительства абонента; по телефону, факсу, e-mail, телекоммуникационным сетям.

По критерию носителя информации продукция бывает на носителях: бумажных, электронных.

По критерию используемой навигации продукция бывает такой, для которой используется навигация: 1) с помощью указателей (авторских, предметных, географических); 2) с помощью гиперссылок или специальных «кнопок», которые обеспечивают функцию поиска в определенном массиве.

По критерию вида инициативы изготовления продукция бывает как изготавливаемая по инициативе: заказчика (по индивидуальному заказу), для которой важно соответствие требованию конфиденциальности; библиотеки либо информационной службы (к примеру, справочное издание, выпускается большим тиражом); предназначенная для свободного распространения.

По критерию режима (регулярности) предоставления информации продукция бывает как предоставляемая в режиме: разовом (режим «запрос – ответ»); 2) продолжаемом (передача информации по мере ее накопления); 3) текущем (обслуживание с определенной заранее оговоренной периодичностью).

Эта группировка важна не только с позиций характеристики информационной продукции, но и с точки зрения анализа результативности обслуживания. Если, к примеру, взять продукцию, предоставляемую в соответствии с разовыми запросами, то для нее актуальны показатели: доли разовых запросов; удельного веса текущего обслуживания в общем объеме работ; контингента пользователей и пр. Каждая компания, предоставляющая информационный сервис, заинтересована в переходе информации, предоставляемой в разовом (случайном) режиме, на категорию информации, предоставляемой в текущем режиме, поскольку такой переход говорит о росте доверия к компании клиентов и к удовлетворенности ими качеством ее продукции.

Клиенты также заинтересованы в вышеназванном переходе, так как он во многих случаях сулит им получение скидок (как постоянным пользователям) и обслуживание с оговоренными сроками.

По критерию среды предоставления информации продукция бывает как предоставляемая в режиме: 1) в офлайн-среде; 2) в онлайн-среде (в режиме реального времени, предоставляемая в чат-режиме, когда пользователь непосредственно взаимодействует с работником компании, предоставляющей информационные услуги).

Информационная продукция может группироваться также согласно критерию квалификационного и должностного уровня пользователя, критерию уровня ретроспекции информации, критерию оперативности предоставления и т. д.

Имеет место объединение комплексов однородных по операционно-технологическим и классификационным признакам информационных продуктов и услуг в режимы информационного обслуживания. Последние представляют собой альянс определенных элементарных форм информационного взаимодействия с пользователем и сопутствующих такому взаимодействию вспомогательных операций.

2.3 Специфические свойства информационных и цифровых товаров. Технологии производства информационного продукта (интернет-мобильные инновации)

Специфические свойства информационных и цифровых товаров

Специфические свойства информационных и цифровых товаров подразделяются на свойства присущие: всем информационным продуктам; только цифровым информационным продуктам, отличающимся многообразием (различные данные, текстовые файлы, графика, видео, аудио). Если говорить о свойствах, присущих всем инфопродуктам, то это свойства: зависимости от личного предпочтения; переходной, или кумулятивной полезности; наличия экономических и правовых последствий.

Свойство зависимости от личного предпочтения. Информационные продукты – это, по сути, воплощение человеческих идей концепций и знаний. У них отсутствует физическая форма либо структура. Это делает их товарами, не являющимися в общем смысле потребительскими. Покупатели, которые прибегли к приобретению информации, потребляют идею или концепцию, заключенную в ней.

Индивидуальные потребности и вкусы влияют на уровень спроса на все товары. Однако если говорить об информационных продуктах, то для них индивидуальность предпочтений особо важна, поскольку они как никакие иные товары потребляются и усваиваются индивидуально. Продавцам подобных товаров следует ориентироваться на внимательное изучение потребительских предпочтений. Это обеспечивает удовлетворение индивидуальных потребностей и содействует формированию группировок товаров по критерию сходства/различия предпочтений.

Свойство переходной, или кумулятивной полезности. Многим информационным продуктам свойственно зависеть от времени, они по этой причине причисляются к скоропортящимся. Но они также и переходные, так как данные, которые они содержат, можно использовать, чтобы создавать другие продукты (к примеру, возможно использование предыдущих сведений для составления прогнозов на предстоящие временные периоды). Ценность подобных товаров подвержена накоплению, она по сути кумулятивна. Кумулятивным нередко оказывается и процесс создания информации, предусматривающий соединение усилий ряда организаций или лиц.

Свойство наличия экономических и правовых последствий. Последствия принято подразделять на негативные и позитивные. Для некоторых продуктов актуальны последствия, проявляющиеся в изменении их полезности с изменением числа использующих их людей. К примеру, если телефоном пользуется малое число людей, их полезность невелика. Рост числа телефонов увеличивает их ценность. Но при чрезмерном росте пользователей может оказаться, что телефонная линия перегружена, что свидетельствует о сокращении ценности телефонов.

Негативные последствия состоят в бесконтрольности использования товаров, защищенных авторскими правами. К ним относят информационные продукты, которые относительно легко бесконтрольно тиражировать и соответственно использовать. Такое бесконтрольное тиражирование особенно распространилось в связи с продажей товаров через интернет.

К свойствам, присущим только сугубо цифровым информационным продуктам, отличающимся многообразием (различные данные, текстовые файлы, графика, видео, аудио), относят свойства: неразрушимости; изменяемости и воспроизводимости.

Свойство неразрушимости. Физический износ информационного цифрового продукта невозможен. Продукты, недавно созданные одним и тем же производителем, могут существенно не отличаться от уже потребляющихся товаров. Это дает повод возникновению конкуренции между этими товарами. Чтобы не стать заложником такой конкуренции, товаропроизводителю целесообразно прибегать к обновлению продукции и выпуску новых товарных версий, а также к лицензированию и иным способам защиты товаров от копирования.

Свойство изменяемости. Несмотря на неразрушимость, информационным цифровым товарам свойственно легко оказываться измененными. Данные изменения, внесенные преднамеренно (со злыми намерениями) либо ошибочно, нередко бывают необратимыми. Это ведет к потере контроля производителя за качеством созданных им продуктов.

Свойство воспроизводимости. Цифровые товары поддаются воспроизведению, передаче и хранению. Поэтому для их создателей актуально предотвращать несанкционированное их воспроизведение и перепродажу. Но это невероятно сложно и в ряде случаев невозможно (особенно если продукты продаются в интернете на разных географических рынках). Производителям остается только снижать ценность своих продуктов, обновляя и изменяя их на постоянной основе.

Технологии производства информационного продукта (интернет-мобильные инновации)

Информационные продукты создаются посредством технологий, имеющих ряд черт: 1) их применение распространяется на все сферы экономики; 2) с их помощью возможна мгновенная передача информации; 3) они обладают склонностью к глобализации; 4) посредством них обеспечивается транспарентность (прозрачность), содействующая привлечению к участию новых деятелей рынка; 5) они дают возможность развиваться разным сферам деятельности: в области интернет-маркетинга, интернет-рекламы, интернет-коммерции, интернет-банкинга и т. д.

2.4 Классификация цифровых товаров. Особенности их качества. Распространение в Сети интернет цифровых товаров совместного пользования или бесплатных

Классификация цифровых товаров

Цифровой товар представляется как информация либо некоторый файл, он обладает ценностью для кого-либо. Цифровые товары классифицируются согласно ряду критериев. Рассмотрим эти критерии вкупе с группами товаров, классифицируемым по ним.

Критерий особенности передачи. Товары бывают:

1. Доставленными (практикуется их одновременное полное загружение либо загружение пакетами, к примеру, еженедельными обновленными версиями). Эти товары более всего распространены в интернете.

2. Интерактивными (к ним принято отнесение товаров и услуг, требующих коммуникации и двусторонней связи товаропроизводителя с клиентом, к примеру, дистанционное обучение или диагностика, интерактивные игры). Не относится к интерактивному товару доставка, например, фильмов по требованию, так как в данном случае осуществляется доставка некоего стандартного товара.

Цифровой товар может быть признан интерактивным лишь в случае, если его реализация сопряжена с общением клиента и производителя в режиме реального времени по поводу поиска идей, консультаций и т. д.

Критерий типа получения товара покупателями. Различают:

1. Цифровые товары типа «текст». Это скромные по объему текстовые файлы, содержимое которых предназначено для показа покупателям сразу же после совершения покупки. К этим товарам принято отнесение: пин-кодов пополнения счетов (операторов мобильной связи, провайдеров и веб-сервисов); ссылок на страницы в сети; паролей к архивам; регистрационных ключей к электронным книгам или к программным продуктам; атрибутов доступа к аккаунтам веб-сервисов (к примеру, аккаунт баннерной сети) с уже начисленным балансом и т. д.

2. Цифровые товары типа «файл». Это архивные (чаще всего с расширением. zip или. rar), запускаемые (.exe), текстовые (.txt или. doc) или какие-либо еще файлы, которые скачиваются покупателями на компьютер сразу после их покупки. К этим товарам принято отнесение: электронных книг (в. exe или текстовом формате); учебных материалов (рефераты, тексты, email-курсы); скриптов (для веб-мастеров); программ (утилиты, игры); сборников графики и музыки.

Критерий зависимости товара от времени. Товары подразделяются на зависимые и независимые от фактора времени. Вечных физических товаров нет. И даже если бы такие товары существовали, их производство товаропроизводителям было бы не выгодно. Во многих случаях производители делают свои товары зависимыми от времени, сокращая сроки их использования (искусственное устаревание), чтобы можно было производить и реализовывать все новые и новые продукты.

Конец ознакомительного фрагмента.