Вы здесь

Политика Российской Империи на Среднем Востоке во второй половине XIX в.. Введение (О. А. Никонов, 2015)

© Никонов О. А., 2015

© Издательство «Прометей», 2015

* * *

Введение

Вторая половина XIX в. стала во многом определяющей как для афро-азиатских стран, так и для ведущих держав мира. Для первых это был период почти полной утраты политической и экономической самостоятельности, для вторых – временем завершения колониального раздела и приспособления экономических и политических потенциалов захваченных территорий для собственных нужд. Российская империя не осталась в стороне от этих процессов. Победив наполеоновскую Францию (1814 г.), Турцию (1829 г.) и Иран (1828 г.), Россия реализовала свои европейские и азиатские амбиции. Это позволило ей занять ключевую позицию и возможность глобально влиять в торгово-экономическом и в политическом плане как на развитие ситуации в Европе, так и в Азии. Закрепленные юридическими документами преимущества (шомонийский, венский, адрианопольский, туркманчайский договоры) обеспечивали Российской империи свободу маневра в Европе и на всем Среднем Востоке. Достижение гегемонии предполагало установление господства России в стратегических пунктах Кавказа, Ирана, Средней Азии и объединявшего их Каспийского моря.

Вместе с тем изучаемый период начался для Российской империи крайне неудачно. Последовательное стремление коррелировать восточный курс с европейскими задачами, рассматривать собственные цели сквозь призму союзнических перспектив завело внешнюю политику России на Среднем Востоке в тупик. Поражение в Крымской войне и репрессивные меры в отношении Петербургского кабинета со стороны стран-победительниц в значительной степени отрезвили правительство и политическую элиту империи. Сложившиеся обстоятельства обусловили пересмотр Россией задач, целей и методов региональной политики. Именно в это время понятие государственных интересов обрело, наконец, конкретное содержание, а внешняя политика государства очистилась в основном от авантюрных решений и целей.

Защита государственных интересов является одной из старейших и наиболее важных функций любого государства. Начиная с военных походов и заканчивая установлением межгосударственных соглашений, создающих правовое пространство для обеспечения этих интересов, государства следовали по этому пути. Понятие государственных интересов не является статичным – они эволюционируют в зависимости от конкретно-исторических (локальных) и геополитических условий (военно-стратегических, экономических и т. п.), сохраняются или исчезают. Именно во второй половине XIX в. в восточном курсе внешней политики России определилась главная цель – геостратегическое укрепление империи в Азиатско-Каспийском регионе.

В это время укрепляются основы для устойчивого развития дипломатических и экономических связей России с Ираном (Персией), утверждаются позиции империи в Закавказье и в бассейне Каспийского моря. Северные провинции Ирана превращаются в плацдарм для политического и коммерческого проникновения России в восточные и южные провинции Ирана, в закаспийские ханства, Афганистан и в центрально-азиатские районы, впервые появляются возможности непосредственного выхода к берегам Персидского залива.

Рассмотрение разнообразных сторон деятельности российской дипломатии, правительственных и деловых кругов страны, направленных на создание устойчивых экономических и политических отношений со странами Центральной Азии и Среднего Востока в целом не утратило своей научной новизны до сегодняшнего дня. С одной стороны, такой интерес обусловлен как самим ходом исторического развития региона, так и сохранением здесь стратегического и геополитического значения России как ключевого субъекта международных отношений.

С другой стороны, анализ формирования восточной политики Российской империи в регионе представляет несомненную актуальность, так как помогает объективному исследованию и частичному переосмыслению сложившихся проблем в строительстве российских внешнеполитических и военно-стратегических планов в Центрально-Азиатском регионе. В теоретическом плане изучение вопросов межгосударственных отношений позволяет выделить исторические закономерности их развития и стагнации.

Для современной России этот аспект особенно важен, поскольку после образования Российской Федерации во внешней политике государства как основной определился европейский вектор. Ориентированность внешнеполитической деятельности РФ исключительно на «западные стандарты» нанесла существенный ущерб как на арене Среднего Востока в целом, так и в Иране в частности. «Западная» ориентированность российской политической элиты проявилась в памятной записке Гора – Черномырдина об отказе России выполнять контракты в области военно-технического сотрудничества (1995 г.) и в «Концепции внешней политики РФ 2000 г.», в соответствии с которой Иран был выведен за рамки приоритетного направления восточной политики. Эти шаги, как и присоединение РФ к резолюциям СБ ООН 2006, 2007 и 2008 г. о введении ограничительных санкций, Иран воспринял как вмешательство в его внутренние дела. Не случайно, что проведенные в 2010 г. опросы интернет-респондентов показали, что 95 % иранцев настроены антироссийски[1]. Укрепление связей с этим государством – а на современном этапе Иран серьезный стабилизирующий фактор международных отношений в регионе, – объективная необходимость, а значит, требуется, как и 150 лет назад, значительная корректировка внешнеполитических шагов и ориентиров.

Не менее актуальной представляется попытка исследования причин возникновения англо-русского соперничества на Среднем Востоке – в северо-восточных провинциях Ирана, особенно в Астрабадском заливе Каспийского моря и примыкающих к нему прикаспийских землях, и в Афганистане. Комплексный анализ этих вопросов позволяет более полно представить картину образования военно-политических и экономических союзов и противостояний, а также основы строительства долговременных внешнеполитических планов ведущих европейских держав на Востоке в течение XIX в.

Не меньший интерес представляют усилия правящих и влиятельных коммерческих кругов Ирана и среднеазиатских государственных объединений в установлении и сохранении дипломатических и экономических связей с Российской империей. Эти недостаточно изученные проблемы стали предметом анализа предлагаемой читателям публикации. В ней особое внимание уделено показу усилий внешнеполитического, коммерческого и финансового ведомств российского правительства по использованию бассейна Каспийского моря и Ирана для распространения экономической и политической гегемонии империи в странах и территориях Средней Азии и Среднего Востока.

Хронологические рамки исследования охватывают вторую половину XIX в., когда утвердились приемы и методы внешнеполитического и экономического воздействия на сопредельные государства, позволившие России занять доминирующее место в регионе.

Территориальные рамки исследования включают страны Среднего Востока, прежде всего Иран и Афганистан, среднеазиатские ханства – Бухару, Хиву, Коканд, туркменские территории.

Вопросы формирования политики Российской империи на Среднем Востоке нашли отражение в исторической литературе. Внимание исследователей привлекли проблемы торгово-экономических, военно-политических и дипломатических взаимоотношений России и Ирана, а также попытки российского правительства проникнуть на политическую и торговую арену Афганского государства. В предлагаемой читателю работе учитываются результаты исследований отечественных (С. Л. Агаева, С. М. Алиева, И. О. Жигалиной, И. С. Киняпиной, В. В. Корнеева, И. А. Кузнецовой, Н. Г. Кукановой, И. М. Мамедовой, А. Е. Снесарева, Н. А. Халфина, Е. Л. Штейнберга и др.) и иностранных (С. К. Риштия, М. Г. Губара, М. Рустема, Ч. Иссави, Р. Вотерфильда, М. Р. Годе, Н. Кидди и др.) авторов, прямо или косвенно обращающихся к рассматриваемым вопросам. Некоторые авторы монографических и статейных публикаций отмечают возросший интерес к Центрально-Азиатскому региону со стороны западноевропейских держав и особо выделяют англо-русское военно-политическое соперничество в стратегически важных для России районах Среднего Востока.

Автором настоящей работы учтены основные положения и выводы, содержащиеся в опубликованных исследованиях, изучены материалы периодических изданий по теме исследования, использованы публикации официальных документов, статистических обзоров и отчетов, а также мемуарные записки, письма, очерки и отчеты представителей российских государственно-административных, военных и дипломатических учреждений.

Источниковая база исследования весьма обширна. Основной массив документов представлен материалами, находящимися в фондах российских государственных архивов. Документы из хранилищ Архива Внешней Политики Российской Империи (АВПРИ), Российского Государственного Архива Экономики (РГАЭ), Российского государственного военно-исторического архива (РГВИА), Архивного Департамента МИД Российской Федерации (АВП РФ) значительно расширяют исследовательскую базу и позволяют восполнить многие пробелы, существующие в исторической науке. Необходимые документы для решения исследовательских задач сосредоточены в фондах АВПРИ: «Персидский стол», «Миссия России в Персии», «Политархив», «Санкт-Петербургский Главный Архив». По истории коммерческих отношений были использованы отдельные дела и документы из фондов РГАЭ: «Банк для внешней торговли СССР (Внешторгбанк)» и «Народный Комиссариат Внешней Торговли (НКВТ)». Отдельные дела по истории международных отношений в Средней Азии хранятся в фонде «Военно-учетный архив» РГВИА. Часть документов мало изучена, часть впервые вводится в научный оборот.