Вы здесь

Полезная книга для умных мам. От «не хочу» – к «делаю с удовольствием». Глава 3. Овсянка, сэр! (Елена Кузьмина, 2017)

Глава 3

Овсянка, сэр!


В этой главе мы поговорим о том, что делать, если:

ребенок всегда просит не то, что приготовила мама;

ребенок очень долго ест;

ребенок ест только избранные продукты;

ребенок отказывается есть то, что полезно.

Не хочу есть

Вопрос с едой, пожалуй, один из самых насущных у всех родителей. Редко встретишь ребенка, который ест все. Большинство детей выбирают что-то повкуснее. При этом в каждой семье свои проблемы с едой.

Не ест – не кормить!

Такой подход сейчас достаточно распространен. Многие мамы знают о нем и даже принимают его обоснованность, но выполнить его бывает крайне трудно. Почему так?




Если ребенок сегодня дома, то маме проще придерживаться этой идеи. Она знает, что может покормить ребенка в любой момент, когда он проголодается. А если ребенок идет в садик / на прогулку или отправляется в поездку, то перекусов там не будет (полезных перекусов – точно). А это значит, что ребенку обеспечено плохое настроение до самого обеда. Мама справедливо задумывается: «Зачем это нужно?» Лучше все-таки, чтобы ребенок ел, и ел регулярно. Ждать, пока сам проголодается, – да, как однократная мера это здорово. Но в целом линия поведения мамы должна быть направлена на то, чтобы ребенка приучать кушать хорошо и регулярно.

К чему я это все? К тому, что привычку к здоровой еде надо вырабатывать. Нужно не только разрешать проблемы и облегчать труд мамы, но и задумываться о будущем ребенка, о его адекватном пищевом поведении.

Что делать, если ребенок ест слишком долго?

Одна из самых распространенных проблем – ребенок ест слишком долго. Проходит полчаса, час, два часа-а тарелка с супом все так же полна, как и в начале обеда. Мамины напоминания не действуют. Все уже поели, а ребенок сидит за столом и мается. Попробуем разобраться, с чем это может быть связано.




1. У ребенка еще не развита способность долго концентрироваться на одной задаче, он легко отвлекается. В этом случае, как ни парадоксально, но нужно на время забыть про еду и поставить другую задачу: развить внимательность и сосредоточенность. В этом помогут игры на развитие внимания (например, игры в слова или в мяч, их очень много в интернете).

2. Ребенку разрешают баловаться первую часть обеда, пока взрослые едят, а к воспитательным мерам приступают после того, как мама поела и отдохнула. Маму можно понять: она подсознательно оттягивает неприятный момент, когда нужно вступить в конфликтную ситуацию с ребенком. Особенно если она не знает, как себя вести-то ли ругаться, то ли уговаривать. В этом случае стоит перебороть себя и начать обед с кормления ребенка. Пока он еще не уставший и не задерганный, любые воспитательные моменты пройдут легче и быстрее.

3. Ребенок начинает кушать с энтузиазмом, но под конец устает и замедляется. Слишком большая порция? Ребенок очень сильно хочет спать? Скучно кушать в одиночестве? Попробуйте ввести приятные бонусы – веселые игры, которые без него не начнутся; что-то сладкое на десерт; мультик или какое-то радостное семейное мероприятие. Не стоит акцентировать внимание на том, что это бонус именно за съедение этой тарелки супа. Пусть это будет просто элементом обычного режима дня. Ребенок будет знать, что имеет смысл побыстрее закончить с едой и перейти к более интересным занятиям.

Что делать, если ребенок хочет не то, что приготовлено сегодня?

Еще одна типичная причина слишком долгой еды – ребенку не нравится конкретное блюдо. А это значит бесконечные капризы: это буду, это не буду, сегодня хочу одно, завтра другое. Ему никогда не угодишь, а благодарности ждать и вовсе не приходится.




Хочу рассказать историю из своего собственного опыта.

В прошлом году мой с детьми утренний распорядок сложился таким образом, что все мы должны были завтракать дома. И у нас очень остро встал вопрос: что же мы будем есть? Поначалу я задавала детям этот вопрос утром, и каждый из троих детей говорил что-то свое. Находить компромисс было крайне тяжело, на это уходило много времени. Кроме того, не всегда в холодильнике находилось то, что они просили.

Дошло до того, что у нас осталось одно блюдо, устроившее всех, – омлет, и мы каждый день ели омлет. Конечно, это быстро надоело.

Стоило мне приготовить что-то другое, например сварить кашу или сделать бутерброды, – это вызывало недовольство одного из детей. В общем, утро у нас не обходилось без скандалов.

Наверное, вы недоумеваете, почему нельзя было готовить разные блюда каждому ребенку? Во-первых, нехватка времени, сами понимаете. Во-вторых, разные блюда вызывают соперничество между детьми. Когда один уплетает хлеб со сгущенкой, другому овсянка становится почему-то не мила…

Выход оказался очень простым. Однажды мы с детьми просто сели и написали список, какие блюда они хотят кушать на завтрак. Младшая дочка, ей было тогда 2,5 года, еще не участвовала в этом. А вот старшие мальчишки очень быстро выдали свои предпочтения. У одного любовь к омлету, вареным яйцам, бутербродам и хлопьям, у другого-к разнообразным кашам. Затем мы дополнили оба списка теми блюдами, которые пусть не любимые, но приемлемые для завтрака. Уже нашлось что-то общее: омлет, вареное яйцо и манная каша.

Увы, в списках не было творога, а это меня не устраивало. Тогда я просто сказала: «Ребятки, творог кушать тоже надо. В каком хотите виде, но творог у вас в меню должен быть». И предложила им на выбор несколько вариантов: покупные творожки, йогурты или рассыпчатый творог с вареньем. Мы попробовали разные варианты и периодически, их меняем.




Дальше мы распределили эти блюда на семь дней недели. Разногласия разрешались по справедливости: любимое блюдо одного чередовалось с любимым блюдом другого.

Мы ударили по рукам, и в тот же день я занялась творчеством – сделала красивый плакат, на котором написала все наши договоренности. В понедельник мы едим манную кашу, во вторник – омлет, в среду – сахарный творог и т. д. Повесила все это на холодильник.

С этого дня я почувствовала, что такое счастье. Утренние скандалы из-за еды прекратились. Совсем прекратились. Еще бы! Одно дело спорить с мамой: это хочу, это не хочу. Другое дело – когда написано на бумаге. В этом есть большая разница. Когда функцию напоминания выполняет бумага, ребенку проще вспомнить нашу договоренность и согласиться с ней.

С точки зрения хозяйства мне тоже стало проще, теперь я точно знала, к какому дню у меня в холодильнике должны быть определенные продукты.


Если у вас похожая история с завтраками, попробуйте сделать такое меню, это действительно очень быстро и эффективно работает!

Что делать, если ребенок ест только избранные продукты?

Увы, с обедами и ужинами не так все просто. С одной стороны, детям надоедает есть одно и то же, хочется разнообразия. С другой стороны – у них в рационе не так уж много продуктов. Разнообразить меню супов помогает блендер – раз-два и французский супчик готов. А вот соусы, например, мои дети не признают, едят только самые простые продукты. Любимое блюдо многих детей, как известно, – это макароны с сосисками, больше им ничего не надо.

Тем не менее я поставила перед собой задачу детей приучать к более сложным блюдам и вводить в рацион новые продукты. Это полезно для организма, это дает свободу передвижений, да и мне интересно готовить по-разному. Внутренняя убежденность в правильности этой задачи помогла мне.




Вариант «кормить насильно» был сразу отметен как неразумный. Самый очевидный вариант-заинтересовать. Здесь в ход пошли разнообразные приемы.


1. Как вы блюдо назовете, так его мы и съедим. Непонятно почему щи ребенок есть отказывается, а то же самое под именем «овощной супчик» уплетает за милую душу? Не стоит разбираться, просто назовите так, как ему нравится.


2. Сказочные истории из разных уголков планеты: сегодня мы в Париже едим суп-пюре, завтра в Италии пиццу, на следующей неделе в Японии рис и рыбу.


3. Игра «Сколько ложек у тебя в тарелке осталось?». Мама угадывает, ребенок считает. Потом ставит маме оценку.


4. Поддерживать инициативы ребенка.


Сын сходил в гости к своему другу из детского сада, пришел и вдохновенно рассказывает:

Там мама Тихона приготовила такую вкусную мясную запеканку! Я съел три порции!

Я думаю: если бы я приготовила запеканку, он бы на нее даже не посмотрел! Но в гостях то ли неудобно было капризничать, то ли он просто проголодался, но уплел эту запеканку за обе щеки.

В этот момент важно ребенка поддержать, схватить эту идею.

Интересно, что это за запеканка такая чудесная? Может, мне стоит позвонить маме Тихона и спросить рецепт?

Если через несколько дней приготовить эту запеканку дома (да еще вместе с ребенком), то у вас появится новый любимый пункт в детском меню.


5. Истории о приключениях продуктов.

Моя дочка любит рис. Просто белый рис, иногда с добавлением молока. А вот рис в плове почему-то вызывает у нее бурный протест – он желтый, да еще и с морковкой.

Как-то раз сочинилась такая история…

Жил-был Рис. Однажды к нему в гости пришла Морковка. Они веселились и играли, пели и танцевали. А когда устали и уселись на диван, Рис признался:

Какая же ты красивая, Морковка! Такая яркая, оранжевая! Как бы мне хотелось тоже быть таким красивым!

В чем же дело, – ответила Морковка, – давай я поделюсь с тобой своей краской, и ты станешь таким же красивым и оранжевым!

Они взяли немного воды и стали снова кружиться. Морковка отдавала свою краску Рису; и Рис постепенно становился все желтее и желтее.

Как здорово!радовался Рис.Теперь я тоже стал красивым, праздничным!

Тут к ним пришли Мясо и Лук, и Морковка их тоже раскрасила своим оранжевым цветом. Все были довольны и благодарили Морковку за доброту.

С тех пор они часто встречаются вместе – Рис, Морковка, Мясо и Аук—и устраивают веселый праздник. Вот и сегодня мы с тобой на такой праздник попали.


6. Рассказ о приготовлении блюда с прочувствованным удовольствием.

Я люблю готовить разнообразные рагу; добавлять туда много специй и новых продуктов. Дети к таким блюдам относятся скептически. Доже если рагу сделано из известных им продуктов, они начинают вяло ковырять вилкой в тарелке, рассматривать, что там есть, и кривиться. Одно время я их обманывала: «Да там только картошка и морковка, больше там ничего нет!» – не помогало.

Однажды мне пришла в голову мысль рассказать им правду о том, что есть в этом рагу. Рассказать очень вкусно, с удовольствием. Передать словами свою увлеченность и свой восторг при приготовлении этого блюда.

Я рассказала, как я резала эту свежую картошечку, как чистила и терла яркую хрустящую морковку. Как отрезала соцветие капусты, белой и зеленой. Как я сначала обжарила все по отдельности на сковороде, чтобы продукты пропитались маслом и согрелись. Как я добавляла туда горошек и специи: одну для остроты, другую для пряного запаха, третью для сладкого… Как в конце я добавила сметаны, чтобы внести кислинку и связать все продукты воедино. Как я накрыла крышкой и дала блюду настояться и пропитаться запахами.

Слушая эту историю, они и сами не заметили, как опустели их тарелки. Но главное, что отношение к блюду у них переменилось с «фу, какая гадость» на «кушаю с удовольствием». Именно этого я и добивалась.




Заинтересовать можно разными способами, но иногда этого оказывается недостаточно. Бывает, ребенок прямо заявляет:

– Мама, я не ем ЭТО, я это НЕ ЛЮБЛЮ!

Многих мам этот аргумент останавливает. Они просто разводят руками. Действительно, что можно сделать, если он не любит?

Что делать, если ребенок не хочет есть полезные продукты?

Кроме «не хочу», есть еще слово «надо». Надо – не потому что маме так захотелось. Не потому что маме так удобней. А потому что приучить ребенка к вкусной, здоровой и разнообразной пище-это наша с вами родительская задача, наша ответственность. Часто «надо» превращается в кормление через силу, а это уже однозначно плохо.

МАЛЕНЬКИЙ РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ ЕСТЬ ЛОЖКОЙ. БУДЕМ ЛИ МЫ ЕГО ЗА ЭТО РУГАТЬ? КОНЕЧНО, НЕТ. БУДЕМ ЛИ МЫ ЕГО УЧИТЬ И НАСТОЙЧИВО ПОКАЗЫВАТЬ, ЧТО ЛОЖКОЙ УДОБНЕЙ? КОНЕЧНО, ДА.

Найдите ту тонкую грань, где слово «надо» оправдано и целесообразно. «Надо»-это большая далекая цель. В конкретной ситуации «надо» не так уж и важно. Можно пропустить разок, выбрать более подходящий момент и т. п. «Надо» реализуется тогда, когда ребенок и мама довольны и спокойны, когда обстановка благоприятна.

Конец ознакомительного фрагмента.