Глава 1
Подготовительный этап
Анализ бизнеса заказчика и определение конкурентных преимуществ
Прежде чем начинать мероприятия по продвижению сайта, надо четко понимать, что вы будете продвигать. Здесь сразу же просятся как минимум два ответа на поставленный вопрос: сайт и поисковые запросы. Оба ответа будут не совсем верны. Продвигается в данном случае НЕ сайт, а бизнес заказчика, его товары и услуги. А как вы можете эффективно продвигать нечто, не проанализировав это?
Рассмотрение существующих на рынке методов продвижения и предлагаемых услуг показало, что часто продвижение не начинается с детального анализа бизнеса и товаров (услуг) клиента.
Продвигается абстрактный сайт, а не бизнес, товары (услуги) клиента. Даже сами словосочетания «продвижение сайта», «раскрутка сайта», «реклама сайта», «оптимизация сайта» говорят о том, что упор делается на сайт, а не на бизнес. Если рассуждать логически, то получается парадоксальная и вовсе не логичная ситуация, когда мероприятия по продвижению начинаются непосредственно с продвижения: выбора тех или иных методов и их использования. При этом продвигается сайт, а не бизнес клиента. Сайт же не может являться объектом продвижения, так как призван быть инструментом для продвижения товаров или услуг (рис. 1.1).
Рис. 1.1. Схема продвижения в существующих методах (слева) и схема продвижения, какой она должна быть (справа)
В традиционной рекламе есть такое понятие, как «маркетинговый аудит». Маркетинговый аудит – это детальное изучение того, что будет рекламироваться (товара или услуги), изучение бизнеса клиента, выявление отличий и конкурентных преимуществ товаров (услуг) клиента, изучение потенциальных покупателей.
Именно с этого любой хороший рекламист и начинает свою работу. В нашем случае рекламируется не сайт, а то, что на этом сайте представлено, то есть товары и услуги. Следовательно, будет вполне логичным попытаться изучить со всех сторон как сам товар (услугу), так и организацию, которая этот товар производит (или эту услугу оказывает). Будет нелишним изучить и «клиента-клиента», то есть человека, который пользуется товаром (услугой) вашего клиента. Будет просто отлично, если специалисту по рекламе удастся вжиться в «шкуру» покупателя.
Рассмотрим вопросы, на которые грамотный специалист по рекламе должен попытаться найти ответы.
♦ Каков перечень предлагаемых товаров или услуг?
♦ Каковы цены на товары или услуги? Как формируются цены? Есть ли скидки с цен и от чего они зависят?
♦ Каковы способы доставки товара (услуги)?
♦ Чем данный товар (услуга) отличается от аналогичных товаров (услуг) конкурентов?
♦ Кто покупает (может покупать) данный товар (услугу)? Возраст, доходы, причины покупки? Категория клиентов: частные, корпоративные, оптовики?
♦ Как давно работает фирма на рынке этих товаров или услуг? Какие технологии? Есть ли ноу-хау? Какие конкурентные преимущества у фирмы?
Где искать ответы на эти вопросы? Лучше всего попросить помочь в этом деле самого клиента, так как он в любом случае разбирается в своем бизнесе лучше, чем вы. Это можно сделать, лично поговорив с клиентом либо дав ему возможность заполнить специальный опросник или анкету (пример анкеты вы можете посмотреть в приложении 3). Наилучший результат дает, конечно, личное общение.
По итогам изучения товара и фирмы формируется список конкурентных преимуществ (продающих моментов) для использования их в рекламных материалах: текстах на сайте и в контекстной рекламе. Заодно вы лучше понимаете, что будете продвигать.
Часто бывает не так просто получить ответы на элементарные вопросы. Многие клиенты никогда не задумывались над большинством из этих вопросов и уж тем более не в состоянии с ходу назвать свои конкурентные преимущества. В моей практике бывали случаи, когда на вопрос: «Какие решения предлагает ваша компания?» – клиент отвечал: «Черт его знает!» В этом случае приходится «проникать в суть бизнеса» мелкими шагами, задавая клиенту простые вопросы и вытягивая из него нужную информацию «в час по чайной ложке».
Работа с сайтом, анализ, оптимизация кода и текста
Достижение успеха в продвижении, а следовательно, и достижение продаж невозможно без оптимизации самого сайта под поисковые системы.
Оптимизация сайта под поисковые системы – это приведение внутреннего содержимого сайта (кода его страниц) к требованиям поисковых систем. К сожалению, в последние годы многие компании и частные оптимизаторы уделяют мало внимания оптимизации самого сайта либо проводят ее только частично: оптимизируют лишь те страницы, которые продвигаются в поисковых системах (как правило, это пара десятков страниц). «Частичная» оптимизация – это неверный подход. Оптимизация должна быть проведена на ВСЕМ сайте.
Рассмотрим, что конкретно нужно делать.
Оптимизация страниц сайта
Любой сайт состоит из нескольких (десятков, сотен, тысяч) страниц. Любая страница – это некий HTML-код. HTML-код, в свою очередь, – это набор тегов, из которых и формируется страница.
Оптимизация страниц – важнейший этап в продвижении сайта. Его можно разбить на следующие шаги.
Оптимизация заголовка: <title></title>
Заголовок документа (тег title) довольно значим как для работы поисковых систем, так и для восприятия сайта конечным пользователем (рис. 1.2). Ведь пользователь видит в выдаче именно содержимое тега title. Этот тег можно условно назвать заголовком вашего рекламного объявления.
Рис. 1.2. Примеры заголовков страниц
Рассмотрим основные правила оптимизации заголовка.
♦ Наличие слова запроса без искажений в заголовке.
♦ Для каждой страницы должен быть составлен уникальный заголовок.
♦ Заголовок должен быть читабельным и обязан хорошо восприниматься пользователем.
♦ Заголовок должен привлекать внимание пользователя.
♦ Заголовок должен быть кратким, чтобы не «резаться» в выдаче. Рекомендуется делать заголовки, в которых не больше 80 символов.
♦ Заголовок должен быть конкретным.
Пример нечитабельного заголовка:
<title>Чехия | Туры в Чехию | Отдых в Чехии | Карловы Вары | Горные лыжи | Туризм и Отдых
Пример читабельного заголовка:
<title>Отдых в Чехии от 350 у. е. Прага и Карловы Вары. Бронирование по тел. (495) 222-22-22</title>
У тега title есть некоторые особенности. Если сайт содержит каталог продукции, то создаются шаблоны формирования title. Цель создания шаблонов – автоматизировать процесс по прописыванию заголовков. Ведь вы не будете вручную прописывать заголовки, когда количество страниц на сайте, например, 20 тысяч. Перед этим изучаются типичные слова, упоминаемые вместе с ключевыми. К примеру, для моделей техники это слова «купить», «продажа», «Москва». Для отелей Египта – «фото», «описание», «отзывы», «регион». Эти слова вы непременно обнаружите, если качественно будете составлять семантическое ядро сайта. При составлении шаблонов title ключевое слово должно стоять как можно ближе к началу title.
В title необходимо указывать также дополнительные слова. Их задача – привлечь как можно больше посетителей по низкочастотным запросам. При этом следует обратить внимание, что в шаблоне изменяемые слова (автоматически подставляемые) лучше употреблять в первоначальной форме, поскольку зачастую автоматическое изменение формы предоставляет значительные трудности. Тег title должен быть написан для людей, то есть должен быть читаем.
В title не рекомендуется делать несколько предложений, то есть не надо разбивать его точками.
Подробнее об искусстве создания заголовков читайте на сайте http://skyfamily.oi/idea/2/165_1.htm, а также в книге К. Хопкинса «Научная реклама»[1].
Оптимизация мета-тегов: keywords, description (сниппет)
Сниппет – это краткое описание содержимого страницы, которое выдается сразу после заголовка страницы в выдаче поисковой системы. Иными словами, это то, что пользователь видит под заголовком.
Если заголовок призван привлекать внимание посетителя, то сниппет можно представить как текст рекламного объявления. В нем должно быть описано содержание страницы, причем так, чтобы посетителю стало понятно, о чем эта страница, и было интересно перейти туда. Нельзя копировать в сниппет текст заголовка.
Метатег keywords отвечает за ключевые слова. На данный момент он не воспринимается как значимый большинством поисковых систем, однако рекомендуется все же оптимизировать его, то есть прописывать в него ключевые слова, относящиеся к данной странице. Еще пару лет назад, когда слова, включенные в этот тег, влияли на положение сайта в поисковой системе, многие веб-мастера любили прописывать туда самые популярные запросы, например «Секс», «Порно», «Реферат», «Москва». Так делать не надо. ☺
Прописывайте в этот тег только то, что относится к конкретной странице.
Мета-тег description отображается «Яндексом» при следующих условиях (хотя и не всегда):
♦ когда слово запроса есть в заголовке;
♦ если слово запроса есть в description;
♦ когда слово запроса есть в тексте страницы.
Повторюсь еще раз: фактически если тег title можно рассматривать как заголовок рекламного объявления, который способен воздействовать на пользователя и привлекать его внимание, то тег description нужно рассматривать как текст рекламного объявления.
Рассмотрим основные правила написания мета-тегов.
♦ В description должно быть ключевое слово.
♦ Он не должен повторять содержимое тега title.
♦ Description должен быть читабельным, так как он отображается в некоторых поисковых системах.
♦ В keywords ключевые слова повторять не нужно, а также не стоит указывать ключевые слова, не относящиеся к тексту страницы.
♦ Description должен быть уникальным для каждой страницы (для keywords данное правило необязательно).
♦ Длина description – не более 150 символов.
♦ Текст тега description должен содержать ключевое слово (ближе к началу) и быть привлекательным с точки зрения рекламы (фактически это рекламное сообщение).
Оптимизация HTML-кода страниц
Шаг 1. «Чистка» самого кода.
1. Закрытие неинформативных частей кода для индексации (теги noindex). Неинформативные части – это счетчики, скрипты (сценарии), таблицы.
2. Приведение кода к стандартам W3C: правильность кода, закрытие тегов, правильный порядок тегов. Как альтернатива – проверка на отсутствие кода Microsoft Office, отсутствие лишних тегов, лишних параметров.
3. Проверка на наличие в коде текстов, невидимых для посетителя (во фреймах, тем же цветом, что и фон, слишком мелкий текст), тегов div со значением invisible.
Шаг 2. Оптимизация текстов, употребление ключевых слов в тегах, обеспечение концентрации ключевых слов в текстах и тегах. В табл. 1.1 приводятся основные теги, которые нужно оптимизировать, а также описывается, что они значат.
Для рисунков указываются одновременно теги alt и title. Если используются шаблоны, то пишется шаблон заполнения alt и title. Если страниц немного, то рекомендации по картинкам можно привести в таблице, в которой присутствуют следующие поля: URL страницы, название рисунка, содержание тегов alt и title.
Таблица 1.1. Основные теги для оптимизации
Если на сайте есть каталог продукции, то для страниц каталога составляются оптимизированные шаблоны, в которых употребляются теги hi и по возможности h2. В тексте должны встречаться ключевые слова. При этом следует обратить внимание, что шаблоны по возможности должны изменяться автоматически, то есть без переписывания текстов страниц по каждому товару. В связи с этим опять же желательно указывать в тексте ключевые слова в первоначальной форме.
Какова оптимальная плотность ключевых слов на странице?
Этот вопрос часто звучит на форумах, семинарах и конференциях. Однозначного ответа на него нет.
Необходимо, чтобы ключевое слово встречалось хотя бы один раз:
♦ в заголовке страницы (тег title);
♦ в тексте самой страницы (по возможности ближе к началу); может встречаться несколько раз в тексте;
♦ желательно в заголовке на странице (hi или h2).
Если есть возможность без нарушения логики документа вставить ключевое слово еще несколько раз, то это можно сделать. Но помните, что страницы вашего сайта созданы прежде всего для пользователя, а не для поискового робота. Не переусердствуйте с ключевыми словами!
Данные экспериментов Евгения Трофименко (http://promosite.ru/articles/se-rus/yandex-grant-2005.php) свидетельствуют, что оптимальная плотность ключевого слова на странице составляет от 4 до 8 %.
Еще несколько полезных вещей, которые необходимо сделать на этапе оптимизации сайта
Исключить дубли страниц на сайте. Дубли страниц – это страницы с одинаковым содержанием. Поисковая система критично относится к подобным страницам. Как правило, поисковый робот выбирает одну страницу и включает ее в свою базу, а дубли этой страницы игнорирует. Если на сайте несколько дублирующих друг друга страниц, поисковая система может применить к нему санкции либо его индексация может быть затруднена.
На этапе оптимизации важно изучить структуру сайта и понять, есть ли на сайте дубли страниц. Автоматизировать этот процесс тяжело, поэтому делать такой анализ лучше вручную.
Обеспечить сайту наращивание ЕСМ (естественной ссылочной массы). Естественная ссылочная масса – это ссылки на ваш сайт, которые пользователи указывают добровольно. Такие ссылки могут размещаться в блогах, на форумах, путем организации RSS-лент и другими способами.
Рекомендуется на каждой странице сайта разместить коды для создания ссылки на данную страницу (в блоге, на сайте, на форуме), для добавления в избранное и для отправки по электронной почте (рис. 1.3). Коды ссылок лучше продумать так, чтобы в них были нужные вам ключевые слова. Эти коды будут полезны тем пользователям, которые захотят поставить ссылку на ту или иную страницу вашего сайта в своем блоге или на форуме. Они быстро получат готовый код с нужными вам ключевыми словами.
Проверить контент на уникальность (плагиат). Для поисковых машин очень важна уникальная информация на вашем сайте. Если вы заимствуете тексты с других сайтов, то поисковые системы не всегда приветствуют это. Наличие большого количества неуникальной информации может привести к искусственному понижению рейтинга сайта.
Для понимания ситуации (ворованный контент или нет) будет достаточно проверки десятка страниц. Выполнить проверку можно либо через сайт www.copyscape.com, либо через тот же «Яндекс», скопировав несколько предложений текста и введя их в поисковую строку.
Помимо оптимизации кода, необходимо уделить внимание структуре сайта. Об этом поговорим в следующем разделе.
Рис. 1.3. Пример организации наращивания ЕСМ на одном из сайтов
Насколько сайт способен продавать
На данном этапе оценивается качество самого интернет-сайта и даются рекомендации по улучшению конверсии с сайта. Говоря русским языком, цель этого этапа – добиться максимальной отдачи с сайта в плане заявок и звонков. Иными словами, чтобы ваш отдел продаж не умер со скуки.
В табл. 1.2 приводятся параметры, по которым анализируются и выдаются рекомендации.
Таблица 1.2. Параметры и рекомендации
Изучение вопросов потребителей и наличия на них ответов (контента). Высокую конверсию обеспечивает сайт, на котором посетитель может получить ответ на все (большинство) свои вопросы. С целью изучения возможных вопросов рекомендуется составлять такую таблицу (табл. 1.3).
Таблица 1.3. Изучение вопросов потребителей и наличия ответов
Приведу перечень типичных вопросов (вне зависимости от тематики), которые задают посетители сайтов.
♦ Сколько стоит товар (услуга), как формируется цена и от чего она зависит?
♦ Есть ли скидки и, если есть, как они формируются?
♦ Что входит в комплектацию товара (в чем суть услуги)?
♦ Можно ли посмотреть фото товара?
♦ Где можно почитать отзывы о товаре (услуге)?
♦ Как и с кем связаться по вопросам приобретения товара (услуги)?
♦ Есть ли доставка?
♦ Каковы преимущества товара (услуги) перед аналогами конкурентов?
♦ Что обычно покупают дополнительно вместе с товаром (услугой)?
♦ Как можно заключить договор?
♦ Какие гарантии качества?
Работа со структурой сайта: анализ, оптимизация
У сайта должна быть структура. Это как в библиотеке, где у каждой книги есть классификатор.
Правильная структура сайта важна как для посетителя, так и для поисковой машины. Никому не нравится бессистемный сайт с запутанной структурой. Структура должна быть простой и понятной всем без исключения пользователям.
Рассмотрим, какие параметры необходимо оптимизировать в структуре сайта.
♦ Виды URL (адреса страниц сайтов).
♦ Карта сайта.
♦ Внутреннее ссылочное ранжирование.
♦ Разнесение на поддомены (для больших сайтов).
♦ Приведение структуры к принципу «трех кликов» (по возможности).
Конечная цель – сделать структуру оптимальной для поисковых систем и для пользователей сайта, что в принципе одно и то же. ☺
Рассмотрим по порядку шаги по оптимизации структуры сайта.
Оптимизация URL-документов сайта
URL – это имя документа в Интернете. Суть оптимизации
URL – привести их в удобный как для поисковой системы, так и для человека вид.
Пример хорошего URL: http://www.putin.ru/prezident/.
Пример не очень хорошего URL: http://www.xxx.ru/site.php=?234.
Пример плохого URL: http://www.infomsk.ru/board/price.php3?part=0&type=5&oper=3&src=2.
Страницы сайта должны иметь читабельные и постоянные (!) имена (URL), желательно вида http://www.sitename.ru/xxx/, где xxx – имя раздела сайта на английском языке. Предпочтительно, чтобы это имя совпадало с содержанием страницы (хотя бы частично). Например, для страницы об отдыхе в Австрии URL вида http://www.travelsportal.ru/austria/ можно назвать очень хорошим.
Читабельные URL решают несколько задач:
♦ хорошо и быстро индексируются поисковыми системами;
♦ удобны для восприятия посетителями;
♦ лаконичны и запоминаются пользователями;
♦ позволяют определить текущее положение на сайте;
♦ показывают уровень вложенности страниц.
URL с идентификаторами сессий и непостоянные URL. Суть таких URL – один и тот же документ выдается под несколькими адресами, которые постоянно меняются (так называемые «идентификаторы сессий»). Такая ситуация часто бывает на форумах.
Пример: http://www.turkeyonline.ru/forum/viewforum.php?f=2&sid=095504c92b5fe6343....
Последствия:
♦ замусоривание индекса поисковой системы дубликатами документов;
♦ снижение скорости индексации сайта;
♦ «склеивание» документов;
♦ путаница в структуре сайта.
Подобные URL необходимо однозначно переделывать, так как поисковая система будет плохо индексировать такой сайт.
Создание карты сайта
Карта сайта – документ, содержащий ссылки на основные разделы (документы) сайта. Карта нужна для нормальной индексации и распределения весов страниц на сайте.
Как можно использовать ее в целях оптимизации? Карта сайта – это отличный инструмент для обеспечения равномерного перетекания веса (PageRank) по сайту при условии, что все страницы сайта ссылаются на нее (рис. 1.4 и 1.5). Как следствие, ее грамотное использование позволяет получать хорошие результаты при продвижении запросов (особенно низкочастотных).
Распределение весов, представленное на рис. 1.4, неравномерно. Страницы третьего уровня получают в три раза меньше веса, чем страницы первого и второго уровней.
Рис. 1.4. Распределение весов страниц на сайте без карты
Рис. 1.5. Изменение распределения весов при внедрении карты сайта
На рис. 1.5 на карту сайта есть ссылки со всех страниц сайта. На самой же карте сайта стоят ссылки на все страницы сайта. Как результат – распределение весов становится более равномерным.
Резюме: карта сайта должна быть создана в любом случае. В нее обязательно должны быть включены ссылки на страницы, продвигаемые по приоритетным запросам. На карту сайта обязательно должны стоять ссылки со ВСЕХ страниц сайта.
ПОЛЕЗНО ПРОЧИТАТЬ
http://www.promo-techart.ru/analysis/range.htm – статья о ранжировании документов в поисковых машинах.
Внутреннее ссылочное ранжирование
Суть внутреннего ссылочного ранжирования – размещение ссылок внутри сайта на наиболее важные его страницы с ключевыми словами. Оно помогает добиться более высоких результатов в поисковых системах для тех страниц, на которые размещены ссылки, так как поисковые системы воспринимают и учитывают ссылки и тексты ссылок, размещенные внутри самого сайта.
Есть три основных метода реализации.
♦ Ссылки со всех (многих) страниц на несколько важных страниц.
♦ Карта сайта, ссылки на нее со всех страниц, ссылки с карты сайта только на наиболее важные страницы.
♦ Гиперссылки внутри страниц сайта на другие страницы этого же сайта.
Первый метод
Этапы
1. Определяем несколько наиболее важных страниц, вес которых хотим повысить (3–5 штук).
2. Ставим на них ссылки со всех страниц сайта (за исключением self-ссылок).
Результат: повышение веса страниц, на которые были размещены ссылки, рост позиций по этим страницам в поисковых системах.
Для каких запросов оптимален? Для низкоконкурентных и среднеконкурентных. Для высококонкурентных запросов метод не позволяет добиться высоких результатов.
Второй метод
Этапы
1. Определяем несколько наиболее важных страниц, вес которых хотим повысить (10–20 штук).
2. Ставим на них ссылки в карте сайта (только на них).
3. Ставим ссылки на карту сайта со всех страниц сайта.
Результат: повышение веса страниц, на которые были размещены ссылки, рост позиций по этим страницам в поисковых системах.
Для каких запросов оптимален?
Для низкоконкурентных и среднеконкурентных. Для высококонкурентных запросов метод не позволяет добиться высоких результатов.
Третий метод
Анализируем все страницы сайта и ставим гиперссылки с одних страниц на другие страницы этого же сайта. Об этом методе часто забывают, но он позволяет пользователям лучше ориентироваться на сайте, а поисковым роботам быстрее индексировать сайт. Еще один эффект – повышение позиций по ряду запросов.
Главное – ставить разумное количество гиперссылок с одной страницы, чтобы это не вызывало отторжения у пользователя.
Пример хорошо воспринимаемого текста с гиперссылками
Поисковый маркетинг – это комплекс работ по продвижению ваших товаров (услуг) в Интернете посредством привлечения заинтересованных в покупке посетителей с поисковых систем «Яндекс», «Рамблер», Google.
Преимущества
1. Поисковый маркетинг в десятки раз дешевле других видов рекламы.
2. По данным исследований, посетители с поисковых систем становятся вашими клиентами в 5-10 раз чаще, чем при использовании других методов рекламы.
3. Реклама в поисковых системах не раздражает людей, так как полностью соответствует их ожиданиям.
4. На сайт привлекается только заинтересованная в ваших товарах (услугах) аудитория.
Сайт, который продает. Привлечение посетителей с поисковых систем не означает автоматического роста продаж. Бессмысленно приводить клиентов на неудобный и неинформативный сайт.
Многие компании делают упор на привлечение посетителей и начинают работу с этого.
Наша работа начинается с анализа вашего бизнеса и сайта и выдачи рекомендаций. Мы также анализируем качество обслуживания посетителей вашего сайта, чтобы ни один покупатель не был потерян.
Цель – сделать сайт отличным инструментом продаж ваших товаров или услуг.
Когда эта цель достигнута, мы привлекаем на сайт потенциальных покупателей с поисковых систем. Тем самым достигается увеличение продаж и вашей прибыли.
Результаты и гарантии
1. Улучшение удобства сайта для посетителей и покупателей.
2. Улучшение уровня обслуживания ваших клиентов, которые приходят на сайт.
3. Повышение видимости вашего сайта в поисковых системах и, как следствие этого, рост посещаемости минимум в два раза.
4. Повышение количества обращений с сайта к вам в офис.
5. Рост продаж ваших товаров (услуг).
Ваш сайт станет эффективным инструментом продаж и будет приносить вам прибыль!
Пример текста, который может вызвать отторжение у пользователя
Поисковый маркетинг – это комплекс работ по продвижению ваших товаров (услуг) в Интернете посредством привлечения заинтересованных в покупке посетителей с поисковых систем «Яндекс», «Рамблер», Google.
Преимущества
1. Поисковый маркетинг в десятки раз дешевле других видов рекламы.
2. По данным исследований, посетители с поисковых систем становятся вашими клиентами в 5-10 раз чаще, чем при использовании других методов рекламы.
3. Реклама в поисковых системах не раздражает людей, так как полностью соответствует их ожиданиям.
4. На сайт привлекается только заинтересованная в ваших товарах (услугах) аудитория.
Сайт, который продает. Привлечение посетителей с поисковых систем не означает автоматического роста продаж. Бессмысленно приводить клиентов на неудобный и неинформативный сайт.
Многие компании делают упор на привлечение посетителей и начинают работу с этого.
Наша работа начинается с анализа вашего бизнеса и сайта и выдачи рекомендаций. Мы также анализируем качество обслуживания посетителей вашего сайта, чтобы ни один покупатель не был потерян.
Цель – сделать сайт отличным инструментом продаж ваших товаров или услуг.
Когда эта цель достигнута, мы привлекаем на сайт потенциальных покупателей с поисковых систем. Тем самым достигается увеличение продаж и вашей прибыли.
Результаты и гарантии
1. Улучшение удобства сайта для посетителей и покупателей.
2. Улучшение уровня обслуживания ваших клиентов, которые приходят на сайт.
3. Повышение видимости вашего сайта в поисковых системах и, как следствие этого, рост посещаемости минимум в два раза.
4. Повышение количества обращений с сайта к вам в офис.
5. Рост продаж ваших товаров (услуг).
Ваш сайт станет эффективным инструментом продаж и будет приносить вам прибыль!
Разнесение на поддомены
Кому необходимо:
♦ крупным сайтам с числом документов более 10 тысяч;
♦ сайтам, имеющим большие форумы;
♦ многоязычным сайтам (для каждого языка свой поддомен);
♦ сайтам с обширной тематикой (много различных тем).
Плюсы разнесения на поддомены:
♦ быстрая и полная индексация;
♦ обход ограничений индексации.
Обеспечение трехкликовой структуры сайта
Принцип «трех кликов» гласит: любой документ с сайта должен быть доступен за три щелчка.
Преимущества данной структуры:
♦ удобна для пользователей (высокий уровень юзабилити сайта);
♦ позволяет поисковым роботам быстро и полно индексировать сайт.
По возможности необходимо приводить к такой структуре любой оптимизируемый сайт. Однако на практике такое не всегда возможно. Особенно для больших сайтов, где структура может быть четырех– или пятикликовой.
Анализ удобства (юзабилити) сайта
Коммерческий интернет-сайт должен быть эффективным бизнес-инструментом, а не визитной карточкой фирмы. Сайт, который создан для того, чтобы продавать, должен именно эффективно продавать товары или услуги фирмы, а значит, быть максимально удобным в использовании. Сайт должен быть сделан именно для пользователя, а не для сотрудников фирмы и генерального директора.
На тему создания эффективных и удобных сайтов написано много хороших книг и статей, основанных на опыте тестирования юзабилити. Но книги, видимо, читают мало, и большинство сайтов не отличается удобством.
Что такое юзабилити и зачем оно нам?
Юзабилити – это удобство использования чего-либо. В нашем случае под этим термином подразумевается удобство использования сайта. Повторюсь, интернет-сайт создается все-таки для пользователя, а не для директора и персонала фирмы. Следовательно, сайт должен быть максимально удобным и удовлетворять определенным общепринятым стандартам и нормам юзабилити, которые выработаны сообществом пользователей.
Вопросы юзабилити очень хорошо изложены в книгах и статьях Якоба Нильсена и Стива Круга. Рекомендую прочесть их, так как юзабилити – тема для отдельной книги и в этой книге я освещаю данный вопрос довольно сжато.
Некоторые стандарты юзабилити, которые могут быть применимы для большинства коммерческих сайтов, я позволю себе привести в сжатой табличной форме (табл. 1.4–1.7). Однако стоит учесть, что приведенные ниже данные – это «средняя температура по больнице». Каждый сайт стоит рассматривать индивидуально.
Таблица 1.4. Общие требования к сайту
Таблица 1.5. Структура сайта[2]
Таблица 1.6. Требования по навигации сайта
Таблица 1.7. Требования по графическому шрифтовому оформлению сайта[3]
Более подробно о стандартах и нормах юзабилити можно прочитать в книге Нильсена и Тахир «Дизайн Web-страниц. Анализ удобства и простоты использования 50 узлов»[4].
Аудит юзабилити
Аудит юзабилити направлен на то, чтобы, с одной стороны, оценить текущее состояние удобства сайта, а с другой стороны, путем анализа выявить недостатки юзабилити и улучшить удобство сайта.
При этом аудит юзабилити можно разделить на три вида:
♦ тот, который производится специалистом организации по стандартам и исходя из собственного опыта и знаний;
♦ тот, который выполняется сторонними пользователями (пользовательский аудит юзабилити);
♦ так называемый айтрекинг (eyetracking).
Аудит юзабилити специалистом организации. В процессе анализа сайта должны быть оценены определенные части сайта и по каждой части выполнен анализ ошибок и выданы подробные рекомендации. Анализируются:
♦ главная страница сайта;
♦ навигация по сайту;
♦ структура сайта;
♦ графическое и шрифтовое оформление сайта;
♦ информационное наполнение сайта.
Целесообразность проведения аудита других частей сайта определяется специалистом самостоятельно исходя из специфики задачи и самого сайта.
Кроме того, может производиться аудит юзабилити следующих частей сайта:
♦ отдельных значимых разделов сайта (каталога товаров и услуг, форума, базы данных и т. п.);
♦ тематических рассылок, которые осуществляются с сайта;
♦ администраторской системы сайта;
♦ форм обратной связи (анкеты, форумы, гостевые книги).
Аудит юзабилити пользователями. Преимущества аудита пользователями состоят в том, что вы видите, как с вашим сайтом работают живые люди, с какими трудностями они сталкиваются, что у них получается, а что не очень. Кроме того, такой аудит довольно легко проводить и без привлечения сторонних подрядчиков. Достаточно сформулировать цели, задачи (список вопросов), принести видеокамеру и подобрать от трех до пяти «подопытных кроликов». Мы очень часто проводим такие «экспресс-аудиты» сайтов наших клиентов. Очень помогает.
В пользовательском аудите возможны три варианта.
♦ Вариант 1. Анкетирование. Пользовательский аудит юзабилити производится путем анкетирования.
Для сайта разрабатывается специальная анкета, содержащая вопросы по сайту и предлагающая пользователям решение конкретных задач на сайте. В анкете фиксируются мысли и мнения пользователей. Пример анкеты смотрите в приложении 3.
Пользовательский аудит может проходить поэтапно (три этапа) либо в один этап.
Для аудита достаточно привлечь 4–5 пользователей, причем не обязательно из целевой аудитории. Очень желательно, чтобы пользователи, привлекаемые для аудита сайта, имели различный опыт использования Интернета. В ряде случаев могут быть определены и иные ограничения для участников тестирования.
Специалист, осуществляющий аудит сайта, разрабатывает анкету и рассылает ее участникам тестов. После заполнения анкет специалист анализирует выводы и мнения пользователей и составляет подробные рекомендации по улучшению сайта, основываясь на выводах пользователей и личном опыте.
♦ Вариант 2. Тестирование «вживую». Аудит юзабилити может проводиться непосредственно пользователями, при этом применяются средства наблюдения (видеокамера, специальные программы, позволяющие отслеживать перемещение взгляда пользователя). Наиболее доступным является следующий вариант аудита: пользователь располагается перед монитором и выполняет различные задания, комментируя свои действия. Все происходящее фиксируется на видео (можно также параллельно записывать мысли пользователя на бумагу). Затем собранная информация обрабатывается и формируется отчет об ошибках.
Очень подробно тестирование юзабилити пользователями описано в книге Стива Круга «Веб-дизайн: книга Стива Круга, или Не заставляйте меня думать!»[5]. Я также рекомендую ее к приобретению и прочтению.
♦ Вариант 3. Айтрекинг. Это фактически разновидность тестирования «вживую», только с использованием специального программного обеспечения, которое позволяет следить за взглядом пользователя и строить так называемую «тепловую карту» (рис. 1.6). Эта карта отражает участки сайта, на которые обращают внимание тестируемые.
Данная технология используется при тестировании как юзабилити сайтов, так и печатной рекламы.
Этапы аудита юзабилити. В зависимости от постановки задачи и важности проекта аудит юзабилити может носить однократный или многократный характер. Наиболее эффективен многоэтапный аудит юзабилити, когда после выдачи начальных рекомендаций и их внедрения выполняется повторный анализ сайта и устраняются оставшиеся ошибки. Если бюджет на аудит ограничен, то можно обойтись одним тестом с участием пяти пользователей. Это позволит выявить 80 % всех ошибок.
ПОЛЕЗНО ПРОЧИТАТЬ
http://www.webprojects.ru/publications/usability/9/ – перевод статьи по айтрекингу.
http://www.useit.com/eyetracking/ – подробное описание технологии и методики на сайте Якоба Нильсена.
http://www.eyetracking.com.ua/rus/technology/ – описание технологии айтрекинга на русском языке. http://www.webmascon.com/topics/testing/13a.asp – полезная статья о тестировании прототипов дизайна сайтов на бумаге. http://www.webmascon.com/topics/testing/4a.asp – статья о том, что для тестирования сайта достаточно пяти пользователей.
Рис. 1.6. Пример тепловой карты
Анализ качества обработки заявок с сайта
Прежде чем приводить на сайт очень заинтересованную аудиторию, необходимо пройти один важный этап. Нужно не допустить, чтобы часть этой аудитории терялась.
Многие клиенты уверяют нас, что «наши менеджеры работают отлично», «заявки через сайт обрабатываются быстро». Мы согласно киваем головами, улыбаемся, но все равно проводим то, что называем «аудитом служб заказчика», или, по-русски, анализом качества обработки заявок с сайта. Это так называемая услуга «Тайный покупатель», только в Интернете.
Аудит служб заказчика направлен на оценку качества работы «человеческого фактора» и выработку рекомендаций для клиента.
Под службами заказчика понимаются менеджеры на стороне клиента, ответственные за контакты с посетителями сайта.
Аудит проводится силами любого человека, способного влезть в шкуру потенциального клиента анализируемого сайта. Для объективности возможно привлечение 2–3 человек. Аудит нужно проводить анонимно, войдя в роль потенциального заказчика товаров (услуг) с продвигаемого сайта.
Объекты аудита
Объектами аудита выступают средства коммуникации, представленные на сайте. Средствами коммуникации могут быть:
♦ телефоны фирмы;
♦ адрес электронной почты, указанный на сайте в качестве контактного;
♦ форма для связи по ICQ;
♦ формы отправки запросов и заказов онлайн, через интерфейсы на сайте.
Рассмотрим их по порядку.
♦ Аудит по телефону. Псевдоклиент звонит по указанному на сайте телефону и задает вопросы, касающиеся товаров (услуг), представленных на сайте.
♦ Аудит по электронной почте. Псевдоклиент отправляет по электронной почте любой запрос, касающийся товаров (услуг), представленных на сайте. Запрос отправляется не с корпоративного ящика и желательно под вымышленными именем и фамилией.
♦ Аудит по ICQ. Псевдоклиент списывается по ICQ, указанному на сайте, с менеджером и задает вопросы, касающиеся товаров (услуг) клиента.
♦ Аудит форм обратной связи на сайте (онлайн-запросы и др.). Псевдоклиент заполняет такую форму в соответствии с требованиями формы (могут существенно различаться для разных форм). Суть – имитация поведения потенциального клиента.
По итогам проведенного аудита составляется отчет в свободной форме, в котором отражаются результаты аудита. В отчете можно (и даже желательно) приводить цитаты из переписки с менеджерами заказчика.
Имея на руках такой отчет, можно делать выводы как о текущем положении дел, так и о том, что и как можно улучшить в обслуживании клиентов. Иногда, читая такие отчеты, владелец бизнеса может впасть в состояние, близкое к полуобморочному, ибо результаты бывают очень забавными.
Случаи из практики
Расскажу о нескольких самых интересных результатах аудита качества обслуживания из нашей практики.
Случай 1. Проводился аудит менеджеров сайта компании, занимающейся оформлением загранпаспортов.
Вот диалог нашего менеджера-псевдоклиента и девушки «на телефоне»:
Девушка (сонным голосом): А-лле!
Менеджер: Добрый день! Я попал в фирму «Рога и копыта»?
Д.: Ну да!
М.: Мне нужно сделать загранпаспорт. Какие документы для этого нужны?
Д. (удивленно): Какой загранпаспорт?
М.: Ну, как… (растерянно). Обычный… За границу скоро ехать…
Д. (еще более удивленно): Но мы уже два года не оказываем услуги по загранпаспортам!
М. (очень удивленно): Но у вас на сайте написано, что оказываете, указаны расценки и сроки!
Д.: Да? Ничего не знаю об этом! (Кладет трубку.)
Резюме. Такая сонная девушка «на телефоне» способна распугать многих клиентов. Мало того, что вместо стандартного представления «Компания такая-то, менеджер такой-то» клиент слышит сонное «Алле.», так вдобавок клиенту сообщают, что они не оказывают той услуги, которой посвящен весь сайт: оформлению документов для загранпаспорта.
Владелец бизнеса, кстати, был в шоке, когда ему показали «работу» менеджера.
Случай 2. Проводился аудит обработки заявок с 20 туристических сайтов (через формы заказа туров на сайтах и по электронной почте). Результат оказался просто потрясающим: ни в течение 1–2 часов, ни в течение суток, ни в течение недели не пришло НИ ОДНОГО ОТВЕТА!
Такой же аудит проводился по топ-10 украинских интернет-магазинов. В течение контрольных 2–3 часов пришли ответы лишь от 3 из 10 магазинов. От остальных ответы просто не пришли. Кстати, потом, когда на конференции в Киеве была оглашена эта печальная статистика, владельцы интернет-магазинов упрекали нас в «банальностях». Иначе говоря, для них банально, что 70 % своих клиентов они «посылают по адресу».
Случай 3. Псевдоклиент звонит на сайт компании, предлагающей отдых в Польше. Диалог с девушкой «на телефоне» такой.
Д.: Добрый день!
К.: Добрый! Я хочу поехать отдохнуть в Польшу на Новый год. Что вы порекомендуете?
Д.: Ой! А мы не делаем Польшу! Сейчас уточню (далее идет минутное прослушивание музыки на телефоне). Вам надо перезвонить по номеру 222-22-22. Там сидит менеджер по Польше.
Резюме. Что же мешало разместить на сайте по отдыху в Польше телефон 222-22-22? Не знаем.
Случай 4. Наш менеджер тестировал качество обработки звонков на сайте, который продавал туры в Эмираты. Диалог такой.
Д.: Алле!
К.: Добрый день! Это компания «Рога и копыта»?
Д.: Да! Слушаю вас!
К.: Я хотел бы отдохнуть в ОАЭ через месяц. Что вы предложите?
Д.: Подождите секундочку, сейчас менеджер по ОАЭ на телефоне. Подождите! (Переключает на менеджера – в течение трех минут клиент слушает музыку.) Еще немного подождите, я попробую переключить на второго менеджера (в этот раз вместо музыки клиент слушает по телефону разговоры и смех сотрудников в офисе еще минут пять, затем он просто кладет трубку).
Резюме. Понятно, что в высокий сезон менеджеров не хватает, но никто не мешает хотя бы спросить номер телефона у клиента и потом ему перезвонить, а не заставлять ждать.
Случай 5. Во время поиска колл-центра пришлось невольно провести аудит работы менеджеров «на телефоне» десятка таких центров, найденных через «Яндекс» по соответствующим запросам. В результате только в двух из них удалось конструктивно поговорить с менеджерами. Лишь половина менеджеров прислали коммерческие предложения по услугам.
Случай 6. Вновь связан с туризмом. Мы хотели отдохнуть в Новый год компанией из 12 человек в коттедже в Подмосковье. Бронировать и искать коттедж поручили мне. Я, естественно, позвонил нашему клиенту, который специализируется на отдыхе в Подмосковье. Далее идет диалог с менеджером.
Менеджер: Добрый день!
Я: Добрый! Это компания такая-то?
М.: Да!
Я: У нас группа из 12 человек, и мы хотим поехать на Новый год в коттедж отдохнуть. Что вы порекомендуете?
М.: Ну, сейчас посмотрим (смотрит минуты две).
М.: Ну вот есть один коттеджный поселок. (Далее тишина.)
Я: И? Что в нем?
М.: Ну, там есть 8-местные коттеджи.
Я: А стоимость проживания, питания?
М.: Ну это надо уточнять. Я могу посмотреть, вы перезвоните через полчаса.
Я: Хорошо!
Через час перезваниваю.
Я: Добрый день! Я звонил час назад по поводу отдыха в Подмосковье.
М.: Да. Но вы знаете, конкретной информации не нашла. Это все запрашивать надо…
Я: А цены на сайте?
М.: Ой! Вы что, они устарели полгода назад. Я: Понятно.
Резюме. Вряд ли такой флегматичный менеджер сможет продать что-нибудь. Даже такому невзыскательному покупателю, как я.
Кстати, клиент потом жаловался на не очень хорошие продажи.
Как сделать так, чтобы ваши клиенты не разбегались
Для того чтобы качество обслуживания клиентов не страдало и страшных случаев было как можно меньше, рекомендуется ежемесячно проводить такой аудит.
Специалисты по продвижению сайта могут лишь выдать рекомендации и указать на слабые места в организации обслуживания клиента. Само же отлаживание бизнес-процессов ложится на плечи владельца этого бизнеса. Ему очень важно понимать, что без нормального обслуживания клиента рекламные бюджеты могут быть израсходованы впустую и, кроме разочарования, никакого результата не будет.
Позволю себе копнуть глубже и выдать рекомендации по организации нормального обслуживания клиента (табл. 1.8).
Большинство ошибок легко устраняется так называемыми административными методами, когда менеджеру по работе с клиентами в обязательном порядке делегируется определенное количество функций и проводится периодический контроль выполнения.
Таблица 1.8. Рекомендации по организации обслуживания клиента
Помимо принятия административных мер, очень важно повышать квалификацию того человека (людей), который общается с клиентом. Эту задачу можно решить либо путем тренингов внутри компании (вы собираете менеджеров и говорите о том, как общаться с клиентом, что нужно, а чего не нужно делать), либо путем отправки менеджеров на тренинги и курсы, которые проводят специализированные компании. Еще лучше, если эти тренинги оплатят сами менеджеры, так у них будет выше мотивация. Очень важно, чтобы все, кто работает с клиентом, знали, что от клиента зависит все, его надо любить и уважать, а также бережно к нему относиться.
Технический аудит сайтов
Для достижения продаж с вашего сайта важны и некоторые технические нюансы. Часто о них либо не задумываются, либо не знают.
Необходимо грамотно управлять роботами поисковых машин, следить за правильной настройкой сервера (хостинга), на котором располагается сайт. В конце концов, код сайта должен быть написан так, чтобы исключить возможность взлома самого сайта.
Технический аудит позволяет определить множество важных параметров, которые существенно влияют на индексацию сайта поисковыми системами, выявить и устранить ошибки сервера, при необходимости создать файл robots. txt для управления индексацией отдельных разделов сайта.
Управление роботами поисковых машин
Любая поисковая система имеет своего робота. Робот – это специальная программа, осуществляющая «проход» по страницам и индексацию вашего сайта. Этими роботами можно управлять, причем довольно легко – с помощью одного файла.
Файл robots.txt
Назначение этого файла – управление индексированием сайта. Управлять индексированием сайта нужно практически всегда. Файл robots. txt позволяет закрывать от индексации незначимые разделы сайта, тем самым оптимизируя процесс индексации поисковыми роботами.
Файл robots.txt позволяет гибко настраивать индексацию сайта и по умолчанию отсутствует на сайте. Данный файл необходимо размещать в корневой директории сайта, а создать его можно с помощью обыкновенного текстового редактора.
Пример правильного размещения файла: http://www.sitename.ru/robots.txt.
Пример неправильного размещения файла: http://www.sitename.ru/xxx/robots.txt.
Любой файл robots. txt содержит группу инструкций:
♦ User-agent – указывается поисковый робот;
♦ Disallow – указываются страницы или каталоги сайта, которые запрещаем к индексации;
♦ # – комментарий в файле;
♦ * – обозначение «любой». Инструкции Allow нет!
Выражение Disallow: ничего не запрещает, так как без параметров.
Примеры использования файлов robots.txt
Пример 1:
# Инструкции для всех роботов User-agent: *
Disallow: /
# Инструкции для робота «Рамблера»
User-agent: StackRambler
Disallow:
Этот файл robots. txt запрещает индексацию всех страниц сайта всем роботам, кроме робота «Рамблера», которому, наоборот, разрешена индексация всех страниц сайта.
Пример 2:
User-agent: *
Disallow: /search/
Disallow: /404/
User-agent: StackRambler
User-agent: Aport
User-agent: Yandex
Disallow: /de/
Disallow: /en/
Данный файл robots. txt запрещает для индексации русским поисковикам англоязычную и немецкую версии сайта. Как следствие, достигается более высокая скорость индексации. Кроме того, запрещена индексация всеми поисковыми роботами страниц /search/ и /404/.
Существует еще один способ управления индексацией сайта.
Использование мета-тегов robots
В отличие от файлов robots. txt, описывающих индексацию сайта в целом, тег <meta name = «Robots» content=«…»> управляет индексацией конкретной веб-страницы.
Инструкции по индексации записываются в поле content.
Возможны следующие инструкции:
♦ noindex – запрещает индексирование документа;
♦ NOFOLLOW – запрещает проход по ссылкам, имеющимся в документе;
♦ index – разрешает индексирование документа;
♦ FOLLOW – разрешает проход по ссылкам;
♦ ALL – равносильно INDEX, FOLLOW;
♦ NONE – равносильно NOINDEX, NOFOLLOW.
Для каждого сайта использование и содержание файла robots. txt индивидуально. Для сайтов с количеством контента в несколько десятков или сотен страниц данный файл может и не пригодиться.
Тестирование сайтов на предмет взлома, защита сайта от взлома
Для того чтобы продавать товары и услуги, ваш сайт должен быть защищен от взлома. Конечно, на 100 % гарантировать защиту никто не может. В Интернете довольно много талантливых хакеров, которые при желании могут взломать почти любой сайт. Тем более если им дать денег. На хакерских форумах часто можно видеть предложение подобных услуг.
Однако от самых распространенных методов взлома ваш сайт должен быть защищен! К сожалению, многие разработчики оставляют в коде сайта большое количество «дыр», из-за которых ваш бизнес может сильно пострадать. Порой даже сайты серьезных корпораций довольно слабо защищены от хулиганов.
Самые распространенные «дыры» и методы защиты от них
К сожалению, большинство сайтов и серверов, на которых расположены эти сайты, имеют свои слабые места, или, проще говоря, «дыры». По данным исследователей уязвимостей веб-приложений, около 63 % сайтов имеют критические уязвимости (http://www.ptsecurity.ru/stat2007.asp). И, что еще хуже, в 93 случаях из 100 сайты имеют уязвимости средней степени риска. Это означает лишь то, что их можно взломать и тем самым причинить владельцу определенные убытки. Не думаю, что вас устроит такое положение дел.
Рассмотрим «дыры», которые могут присутствовать на сайтах (табл. 1.9).
Таблица 1.9. Варианты «дыр», которые могут присутствовать на сайте[6]
Как видите, уязвимостей много и некоторые из них встречаются довольно часто.
Как закрыть «дыры»?
Сразу скажу, что на 100 % «дыры» в сайте закрыть очень тяжело. Иначе говоря, полную гарантию дают только в морге. Но самые «очевидные» уязвимости выявлять и устранять можно и нужно. Причем желательно еще на этапе разработки сайта. Это можно сделать с помощью специализированного программного обеспечения. Благо такое программное обеспечение есть, и даже можно попробовать бесплатные версии. Обзор некоторых программ можно найти по адресу www.xakep.ru/post/37183/default.asp. Практически все программы могут «ловить» те или иные уязвимости и выдавать отчеты с рекомендациями к действию.
Очень важно, чтобы эти действия были проведены как на уровне разработчиков сайта (веб-программистов), так и на уровне тех, кто отвечает за серверы (сисадминов). Иначе может оказаться, что на сайте все «дыры» закрыты, а на сервере для хакеров сплошное раздолье.
Мне приходилось работать с программой X-Spider. Это программный комплекс, позволяющий искать уязвимости как на уровне сервера, так и на уровне сайта. Достаточно мощный и с доступными отчетами. Подходит как для сисадмина, так и для обычного менеджера, ничего не понимающего в «железе» и Linux. Единственный «недостаток» такого софта – он стоит денег. Хотя и небольших. Подробнее про сам софт и отчеты можно почитать, например, в этом обзоре: http://www.ixbt.com/soft/xspider7.shtml.
Еще можно после всех своих свершений заплатить некоторую сумму в долларах хакерам, чтобы они попробовали вас поломать. Когда поломают, пусть заодно расскажут о «дырах», через которые поломали.
А теперь жуткая банальщина, но я вынужден это написать. После проведения тестирования уязвимостей надо составить некий план по их устранению. После того как все сделано, еще раз проверьте все на уязвимости. И так до бесконечности.☺
Организация бэкапов сайта
Бэкап – это резервная копия вашего сайта. Любая уважающая себя хостинговая компания предлагает услуги по резервированию данных. Как правило, бэкапы делаются каждую ночь и за определенный период времени. Основное назначение бэкапа – восстановление сайта после взлома или сбоя на сервере. В нашей практике встречались случаи, когда крупные хостинговые компании «теряли» или «забывали» делать бэкапы сайтов либо делали их не еженощно, а как бог на душу положит, несмотря на то, что договором было предусмотрено ежедневное резервное копирование. Таким образом, наличие бэкапов необходимо контролировать. А еще лучше, если бэкап будет вестись не только силами хостинговой компании, но и независимо вами либо кем– то из сотрудников вашей компании. Если же у вас собственный сервер, то делать бэкапы и следить за ними – обязанность системного администратора. Хотя и сисадмины нуждаются в вашем постоянном контроле.
Случаи из практики
Случай 1. Хостер забыл сделать бэкапы. В нашей практике был случай, когда один очень известный хостер (не будем показывать пальцами) «забыл» сделать бэкапы сайтов. Хотя по договору они заявлялись. Что-то у них там не сработало, и бэкапов за последние две недели не было. Пришлось восстанавливать сайты с бэкапов давностью 17 дней и считать потери.
Случай 2. Когда бэкапов вообще не было. Случаются и более экстремальные случаи, когда бэкапов нет вообще. У одного из клиентов вирус «съел» половину сайта. Естественно, что у хостера был запрошен бэкап, но бэкапов не оказалось. Итог печален – удалось восстановить только часть сайта.
Случай 3. Когда сисадмин забыл сделать бэкап. Бывает и так, что системный администратор «забывает» сделать бэкапы. Как следствие, потеря части информации на сайте. В таком случае рекомендую «забыть» заплатить сисадмину зарплату или ее часть. И контролировать сисадмина.
Больше случаями из практики пугать не буду.☺
Дубли страниц и борьба с ними
Что такое дубли страниц? Допустим, на вашем сайте есть три страницы с разными адресами, но с одинаковым содержанием. Робот поисковой системы в таком случае «сходит с ума» и либо «склеивает» страницы, либо исключает сам сайт из базы данных поисковой системы. Понятно, что это вашему сайту не нужно и даже вредно. Поэтому существует закон, применимый как к поисковикам, так и к пользователям: на вашем сайте не должно быть страниц с одинаковым содержанием, но с разными адресами.
Конец ознакомительного фрагмента.