3. Что мешает сотрудникам работать продуктивно? Зоны развития
Когда человек находится в процессе выполнения задачи, проявление его навыков можно разделить на несколько уровней.
– Актуальный, Работающий. «Как сейчас». Это результаты сотрудника сегодня. Это ваши результаты сейчас.
– Существующий уровень. Таланты, неиспользованные возможности. Это зона ближайшего развития. У вас есть таланты, и их больше, чем то, что вы сейчас показываете. Но вы их не используете, потому что находитесь только в работающей зоне, застряли в зоне актуального развития.
– А еще есть требуемый уровень рынка, который постоянно предъявляет новые требования. Экономическая ситуация меняется, кризисы и изменения происходят постоянно. Это то, что диктуют внешние обстоятельства. Например, сейчас нужны такие тренинги. Или ситуации на рынке диктуют другие запросы, а значит, нужно менять стратегию. То есть конкуренция постоянна. Рынок предъявляет новые требования, но ваши сотрудники просто не дотягивают. Им не хватает ресурсов, несмотря на их фактическое наличие (зона ближайшего развития). Но почему-то они не переходят в эту зону.
Получается, что большинство сотрудников или людей работают в актуальной зоне!
А на каком уровне работаете вы? Используете ли вы все свои таланты, чтобы отвечать и перестраиваться под требования рынка? Что вам мешает выйти за границы актуальной зоны?
Иногда мы прорываемся в зону ближайшего развития, но пессимисты не умеют там надолго задерживаться. Они просто не умеют удержать это состояние. Они не фиксируют в своем сознании позитивные события, не собирают «психологический бензин». Поэтому пессимисты часто не чувствуют благодарности к компании, не видят «хорошее», недостаточно мотивированы. Они лишь запоминают несправедливости, чтобы подкрепить свои же собственные «закаменелые» пессимистичные установки.
Барьеры между актуальной зоной и зоной развития, зоной талантов – это как раз ментальность. Если бы все сотрудники, включая топ-менеджеров, почаще работали в зоне талантов и возможностей, они бы успевали адаптироваться в соответствии с запросами рынка. А в реальности возникает большой разрыв: рынок предъявляет все новые требования, а они работают в актуальной зоне. Люди не могут своевременно перестроиться, ничего не успевают, постоянно находятся в стрессовом состоянии, не выполняют план продаж, живут с ощущением, что всё валится из рук, теряют веру и вновь выбирают пессимистические оправдательные установки.
Если в компании планируются изменения, это соответствует зоне «требуемый уровень рынка». Вы устраиваете нововведения и говорите, что теперь нужно будет работать по-другому. Вы понимаете, что ваши сотрудники способны сделать компанию успешной, но они, находясь в зоне актуального развития, не торопятся двигаться вперед. И вы чувствуете себя бессильным сделать так, чтобы они перешагнули этот барьер, перешли из актуальной зоны в сферу своих неиспользованных способностей.
Бывает, что руководитель привносит какие-то изменения, а его команда не может эти изменения принять, подхватить, использовать имеющийся у них потенциал, поскольку они не успевают адаптироваться к новому из-за слишком большого разрыва между двумя этими зонами.
На тренинге то же самое: тренер приходит на занятие, и ему нужно перевести людей в зону ближайшего развития. Я, как тренер, придумываю много разных упражнений, снимаю напряжение, расслабляю, моделирую состояние потока. С какой целью? Для того, чтобы они хоть как-то себя проявили и потом эти способности использовали на работе. Это возможно, если они будут находиться в позитивном состоянии.