2. Позитивная психология для бизнеса. Как повысить продуктивность сотрудников?
Ни один директор не готов платить зарплату «за красивые глаза». Когда работодатель нанимает человека на работу, он покупает его навыки, способности, потенциал.
Как вы думаете, насколько продуктивны ваши сотрудники, насколько оптимально они используют свои навыки и способности?
В итоге работодатель сдерживает свои обещания, а большинство сотрудников – нет.
Не потому что они не хотят работать, они не умеют по-другому. В чем причина и можно ли это изменить? Эрих Фромм сказал, что «продуктивность – это уменье человека использовать свои силы и реализовать способности, заложенные в нем». Возьмите карандаш и запишите свой ответ «Мои сотрудники продуктивны на _____%». Поздравляю вас, если вы написали 100%. Вы можете отложить книгу, так как ваши сотрудники на 100% реализуют свои способности и таланты на рабочем месте.
Однако, существуют и другие мнения:
Вот результаты блиц опроса на одном вебинаре для HR-специалистов и руководителей:
30%, 50%, 40%, 20%, 10%…
Были разные цифры, но всем хотелось, чтобы процент был больше. И прошу заметить, что ни один не написал 100%. Хотя возможно, вы скажете, что это из области фантастики…
Все HR-специалисты мира бьются над тем, как сделать так, чтобы сотрудники были мотивированы, чтобы их глаза горели и они работали на результат.
Давайте вспомним определение понятия «человеческие ресурсы».
Человеческие ресурсы = количество людей (людские ресурсы) + человеческий потенциал (компетенции, опыт, интеллект, способность к постоянному совершенствованию и развитию). (Источник – wikipedia)
Насколько их можно раскрыть, эти ресурсы, и как их развивать, чтобы наши сотрудники были результативными, продуктивными и достигали поставленных бизнес-целей?
Почему люди работают только в зоне актуального развития, в зоне выработанных привычных навыков, почему не используют свои таланты?
Почему люди не могут «перепрыгнуть» в круг своих потенциальных возможностей, в зону ближайшего развития?
Что это за барьеры, которые не дают проявлять существующие способности?
Вот что говорят HR-специалисты в опросе «Почему сотрудники не используют свои потенциальные таланты и навыки?»:
– Лень.
– Нет мотивации.
– Низкий уровень самооценки.
– Страх.
– Боятся.
– Рутина и текучка.
– Отсутствие мотивации + незнание своих способностей.
– Эмоциональное выгорание.
– Низкая зарплата.
– Административные ресурсы.
– Страх сделать что-то не так.
– Неверие в себя.
– Влияние руководителя.
– Мотивация избегания.
– Непонятно, куда идти.
– Привычная пассивность к собственной жизни.
– Руководство не желает развивать сотрудников.
Мы видим, что эти причины можно разделить на административные барьеры, которые связаны непосредственно с руководством компании, и барьеры, связанные с личностью самого сотрудника.
Практически весь этот список о внутренних препятствиях, которые сидят в головах у людей, порождают отрицательные эмоции: злость, отчаяние, раздражение, разочарование. Этот негатив совершенно не благоприятствует продуктивной работе.
Для того чтобы одержать верх над конкурентами, необходимы живые, мотивированные, наполненные позитивом сотрудники.
А точно ли нужны? Не заблуждаемся ли мы?
Вот результаты исследований о том, как важно людям испытывать положительные эмоции на работе.
«Хочу, чтоб было хорошо на работе».
9 из 10 людей говорят, что они более продуктивны, когда рядом позитивно настроенные люди.
Причина №1 для смены работы – человек не чувствует, что его ценят.
Плохой начальник может увеличить риск сердечного приступа на 33%.
Источник – T. Rath, D. Clifton, «How full is your bucket».