О времени и о себе…
Феномен сознания…
Раньше я как-то не задавался вопросом и не задумывался о феномене времени, воспринимая непрерывность времени, как нечто очевидное и само собой разумеющееся.
Хотя в школе меня слегка сбивали с толку апории Зенона с Ахиллом и черепахой, но в общем-то всё было нормально.
Время для меня было непрерывно и оно устремлялось куда-то «вперёд».
И вдруг я узнал откуда-то о том, что «непрерывность времени» это вовсе не онтологический факт, а, возможно, лишь только феномен субъективного восприятия.
На эти размышления меня натолкнула аналогия с кинематографом, где на экране пробегают заведомо неподвижные кадры с определённой частотой, а в сознании, в соответствии с отснятым сюжетом, образуется непрерывная движущаяся картинка и что при этом нас зрительный центр способен воспринять и обработать только лишь 10—12 кадров в секунду.
И я понимал, что если даже на экран кинотеатра проецировать миллион кадров в секунду, движущейся картинки на самом экране всё равно не образуется.
(представляете, далеко не все это понимают! – даже индийские преподаватели в Университете Единства)
Она образуется лишь в моём психологическом пространстве моей памяти, способной склеивать один кадр со следующим, следующим, следующим…
И я вдруг подумал, когда загорается свет, и мы все выходим из кинотеатра, ведь мой зрительный центр работает точно также, с той же «тактовой частотой».
И тогда вовсе не факт, что то, что мы столь привычно воспринимаем, как нечто непрерывное, является непрерывным «на самом деле»,
И к тому времени я уже понимал, что, исходя из универсального характера общих системообразующих законов природы, можно использовать некие аналогии-подсказки, перенося подмеченное на одном уровне холархии на следующий (вышестоящий) уровень.
В этом смысле аналогия с проецированием кадров киноплёнки на экран показалась мне весьма продуктивной.
В том числе и для иллюстрации протекания времени в физической вселенной и во времени субъекта, собирающего мелькающие с определённой частотой кадры воедино в своём психологическом времени, благодаря слаженной работе оперативной кратковременной и долговременной памяти, создающей общий контекст происходящего.
Таким образом, каждый из нас живёт в своей «эмерджентной вселенной восприятия», воссоздаваемой на основе универсальных законов мироздания.
(именно поэтому дальтонизм всё-таки достаточно редкое явление)
Цвет, вкус, звук, запах, прикосновение – это всё атрибуты нашего эмерджентного восприятия. Ничего этого в онтологической вселенной нет и в помине.
А мы упорно боремся между собой за право возвести свою «субъективную истину» в ранг всеобщей и «объективной».
Мы пытаемся понять друг друга, найти и обрести общую платформу для понимания, но зачастую нас разъединяет «целая пропасть» неконгруэнтности и фатального несоответствия наших временных шкал.
Задаваемых объёмом психологического времени, которым каждый из нас располагает, поскольку этот объем во многом задаётся генетически, биохимически, определяется характером и индивидуальной архитектурой нейронных синаптических связей.
А также и актуальным состоянием и содержанием нашего сознания в каждый момент времени. И каждый из нас даже одну и ту же фразу воспринимает по разному.
И тем не менее, мы умудряемся понимать друг друга, несмотря на все эти различия.
08 февраля 2013 года