О Мере одухотворённого сознанием времени
Мера одухотворённого сознанием времени, сопутствующая каждому из нас.
Вся личная история разворачивается именно в этом объёме индивидуального психологического времени, задаваемого оперативной памятью.
Я повторюсь, вся человеческая драма разворачивается именно на «этой многомерной поверхности», задаваемой индивидуальным объёмом оперативной памяти, в которой актуализирован долговременный контекст, позволяющий хоть как-то ориентироваться в происходящем.
Каждый момент на экране сознания разворачивается лишь одна мысль, обладающая своей энергией активации.
И когда происходит переключение-соскальзывание с одной мысли на другую, мы узнаём об этом соскальзывании лишь благодаря тому, что «наше сознание» имеет «в своём распоряжении» и располагает неким объёмом оперативной памяти, который находится в её актуальном рассмотрении в каждый настоящий момент, поэтому о каждом новом соскальзывании «мы узнаём» ретроспективно, с некоторым запозданием, когда оно уже произошло, даже если мы достаточно внимательны.
За счёт периодического сравнения «того что было и того, что стало и есть в наличие.
Так, например, происходит в дзадзен, когда мы следим за дыханием и стремимся не вовлекаться в мыслительный процесс, считаем дыхания, вдохи или выдохи…
И неожиданно вдруг ты обнаруживаешь, что уже сбился и даже не знаешь, как и когда это произошло, но ты уже вовлечён в некий мыслительный процесс и напрочь не помнишь на каком счёте произошёл этот сбой.
Само по себе появление мыслей в дзадзен вовсе не является нарушением практики: мысли приходят и уходят, словно облака, проплывающие по небу. Ты сохраняешь нужную позу с выпрямленной спиной и необходимым прогибом в пояснице, чтобы расслабить живот, макушкой тянешься вверх, подбородок слегка прижат, сидишь бдительный и непоколебимый как скала, расслабленный и рассосредоточенный взгляд устремлён перед собой чуть ниже горизонтали.
Практика прерывается вовлечением в мысли, когда ты проваливаешься в сам процесс мышления и растворяешься в нём, вовлекаешься эмоционально, на время забывая о самой практике.
Таким образом, каждый из нас обладает своим индивидуальным объёмом оперативной памяти, в которой и разворачивается «перед нами» актуальная картинка настоящего.
В сопровождении цвета, вкуса, запаха, звука, тактильных ощущений.
Для того, чтобы это хорошо понять и увидеть самому, достаточно просто задать «себе» вопрос: «А какова длительность актуального момента настоящего?»…
И затем, как следует, в него углубиться.
Где происходят события, которые я воспринимаю, в физическом времени или каждый раз в рамках моего собственного, «замороженного во мне», психологического времени?
И если, «как следует», углубиться, то ответ вскоре проявится и возникнет на экране сознания.
Обнажая различение между физическим временем и временем психологическим, в котором и разворачивается вся «драма индивидуального человеческого существования.