Вы здесь

Под сенью трикстера. Бытие и Инобытие. Время и Безвременье. Несколько вступительных слов о дискретности времени (Владислав Плёсов)

Несколько вступительных слов о дискретности времени

«Есть только миг между прошлым и будущим…

именно он называется жизнь!»

(Леонид Дербенёв, Александр Зацепин)

Какова длительность «момента настоящего»?

Наш разговор происходит в реальном времени или психологическом?

Возможен ли вообще разговор в «реальном времени»?

И обладает ли сама онтологическая реальность атрибутом времени или же время есть лишь один из модусов восприятия и мышления?

Несомненно, наше восприятие мира зависит от Меры нашего психологического времени, в котором разворачиваются все наши переживания.

И у каждого из нас эта Мера своя. Каждый располагает своей индивидуальной временной шкалой: атомы, молекулы, отдельные клетки организмы, звёзды, галактики, вселенная, как единая целостность.

И у каждого человека своя Мера и шкала восприятия, свой индивидуальный темпоритм.

И то, что остаётся в актуальном поле нашего внимания, то, что мы в состоянии вместить в себя и воспроизводить в себе от момента к моменту, становится для нас «ОБРАЗОМ ВСЕГО МИРА».

Каждый актуальный момент времени.

Мир разворачивается в нашем сознании: в цвете, звуке, ароматах и запахах, разного рода вкусовых ощущениях, в прикосновении.

И нужно отдавать себе отчёт в том, что всего этого нет в самом внешнем мире, всё это разворачивается лишь внутри субъекта.

Это лишь модусы восприятия, преобразования и отражения реальности в нас самих. И они специфичны и совершенно различны на каждом уровне холархии.

И этим «субъектом» является каждая целостность: от субатомных частиц и выше.

И только индивидуальная целостность в состоянии создать и удержать в себе некую непрерывность своего внутреннего «проживания и переживания реальности».

Только в «субъекте», наделённом своей Мерой одухотворённого сознанием времени, могут осуществиться все эти чудесные превращения, рождающие индивидуальное переживание мира внутри каждого из нас, начиная от целостности первичного атома до человека и выше.

Или вот, если более пристально рассмотреть общеизвестные Апории Зенона.

Благодаря чему Ахиллес всё-таки догонит черепаху?

Благодаря чему это становится возможным?

И в реальности и в нашем сознании.

При бесконечном умозрительном стремлении времени к нулю, Ахиллесу никогда бы не удалось догнать черепаху.

Каждый раз между ними была бы какая-то непреодолимая дистанция. Казалось бы, неразрешимый для ума парадокс, который тем не менее с лёгкостью преодолевается в реальности.

Где каждый из них идёт своей независимой дорогой и в присущем ему темпе и вряд ли Ахилл хоть когда-то задумывался о черепахе, тянущей свой хвост по грязи.

Но можно взглянуть на это и иначе…

Ведь этот абстрактный парадокс просто на что-то указывает, на что-то чрезвычайно важное.

Суть вовсе не в его виртуальной неразрешимости на уровне ума, когда время обладает свойством бесконечной делимости, устремлённой к нулю, точно так же как и пройденный Ахиллом и черепахой путь.

Мы просто вдруг начинаем невольно задумываться о самой природе времени.

Линейность и непрерывность, дискретность и цикличность, замкнутость времени на себя.

Точно так же как и метафорический символ змеи, кусающей свой собственный хвост, указывает на нечто чрезвычайно важное.

Где голова и где хвост у этой змеи, есть каждая точка в этом жизненном цикле, каждая из которых может стать отправной, меняющей и начало и конец, указывая на циклическую замкнутость времени, где каждый наш выбор одномоментно меняет наше прошлое и будущее и «колесо» катится вперёд и назад одновременно, чтобы наконец предстать и встретится в конце пути, как единое целое, как некая промежуточная завершённость нашего жизненного цикла, нашего земного пути.

Вот то, к чему ты пришёл, вот твой трансформационный жизненный путь – он таков, таковы его глубинные смыслы.

И то неясное и до конца неопределённое, что происходило с тобой, наконец, выкристаллизовалось и обрело свой первозданный и завершённый смысл.

В этой конечной точке, к которой ты пришёл, – вот оно – смотри!

Ради чего на самом деле всё это было: все эти сомнения, ошибки, смутные проблески смысла, предательства, отступления, порывы храбрости и проявления стойкости, ясность и замутнённость.

Всё здесь, ты, наконец, пришёл.

Всё высветилось, ради чего всё это было с тобой.

Вот она – последняя трансформация и кульминация смысла.

И твой путь продолжается и продолжается без конца уже в иных формах.

Это вечность, в которой ты прибываешь.

Без начала и конца…

Дискретный характер пространства-времени…

Векторная направленность, определяемая намерением всех уровней холархии…

И при этом каждый уровень холархии обладает своей соответствующей мерой времени:

нейтрино, кварки, элементарные частицы, атомы, молекулы, клетки, организмы,

биоцинозы, биосфера, ноосфера…

Мера одухотворённого сознанием времени, – мера памяти – это актуальная мера времени «здесь и сейчас». Та Мера, которая образует индивидуальный мир субъекта соответствующего уровня холархии.

Квантовые кадры в микромире передёргиваются с чудовищной частотой (возможно величиной, соизмеримой десять в минус тридцать четвёртой секунды, определяемой исходя из принципа неопределённости Гейзенберга).

И подобно тому, как это происходит в кинотеатре. Образ формируется в психологическом времени «наших нейронных сетей», задающих частоту работы нашего зрительного центра, подчинённую бета-ритму.

Наш разговор становится возможным благодаря тому, что мы удерживаем в своём сознании определённую Меру «неизменности» времени, Меру «неподвижности», называемого «настоящим»…

И любые наши отношения тоже имеют свою «глубину времени». Пока мы в состоянии сохранять синергетический резонанс и «синхронность восприятия» момента настоящего. Утрата объёма приводит к утрате «общей психологической реальности», того, что соединяет, пересечение психологических миров.

Мир, каким мы его знаем, существует лишь в психологическом времени воспринимающего его субъекта.

Сам «реальный мир» временем не обладает.

Точнее, на каждом уровне холархии своя «Мера времени», свой объём памяти, свой облик реальности, не позволяющем этому миру рассыпаться на мельчайшие составляющие его частицы (холоны) нижестоящих уровней холархии – и погрузиться в ХАОС.

Что скрепляет время воедино?

Векторная направленность НАМЕРЕНИЯ – Мера памяти, проистекающая из каждой индивидуальной целостности.

Каждый последующий вышестоящий уровень холархии обладает своей собственной направленностью и Мерой времени «настоящего».

Желая подняться в своей осознанности, мы должны увеличить свою индивидуальную Меру одухотворённого Сознанием времени. И углубить свою «память».

Каждый субъект создаёт свой собственный мир своего «психологического времени» в своём сознании, на присущем ему уровне осознанности.

В том, что мы называем «объективной реальностью» мир воссоздаётся в каждом своём мгновении на каждом уровне холархии Со своей, соответствующем этому уровню, МЕРОЙ непрерывности времени. Которая задаёт «преемственность» и свой вектор развития этого уровня холархии.

Энтропия и негэнтропия… Шива и Брахма.

Нижестоящие уровни подчиняются сформированному НАМЕРЕНИЮ вышестоящего, служа для него своеобразными «базисными пазлами» в создании общей мозаичной МИСТЕРИИ МИРОЗДАНИЯ.

«Нижние уровни» подчиняются «верхним», служа базовыми, краеугольными кирпичиками МИРОЗДАНИЯ.

Но верхние опираются на нижние, как на фундамент, опираются на них.

И поскольку, «рыба всегда гниёт с головы», то всегда сначала проваливаются верхние уровни.

Энтропия – это всегда «провал» верхних уровней холархии, которые не смогли задать и удержать определённый вектор постоянства направленности нужный для развития…

Казалось бы – торжество ХАОСА… Победный сакральный танец Шивы!

Но хаос таким образом лишь уничтожает и поглощает «нежизнеспособные формы», не способные воспринять управляющие сигналы с вышестоящего уровня холархии.

И на его месте с необходимостью появится что-то новое и, возможно, более восприимчивое и жизнеспособное.

Кто знает?

Природа психологического времени… мера времени… гироскопы… вихри… И лишь постоянство вектора направленности усилий и соответствующие действия создают целостность, устойчивость и предопределённость.

20 января 2013 год

Нет никакого «физического времени», кроме, как индивидуальной Меры объёма оперативной памяти, создающей иллюзию «момента настоящего».

И эта Мера своя на каждом уровне холархии и синхронизтрована с вышестоящим уровнем.

Ведь и передёргивание картинок в кинопроекторе не имело бы смысла, если бы перед экраном не было зрителя, который последовательно собирает эти картинки воедино в соответствии со своей Мерой оперативной памяти.

Позволяющей ему склеивать в своём сознании эти разрозненные картинки, проносящиеся со скоростью 24 кадра в секунду, воедино, в некую последовательность событий.

Именно через целостность субъекта мир обретает смысл, точно также, как и в кинотеатре отдельные кадры собираются воедино в сознании зрителя.

Любой наш разговор происходит в этом индивидуальном объёме оперативной памяти, определяемом индивидуальной Мерой осознанности субъекта.

Так называемого объективного «физического времени» в природе не существует.

На каждом «индивидуальном уровне холархии» существует соответствующая Мера времени, скрепляющая воедино «реальность» происходящего на нижних уровнях. Ежемоментно, от мгновения к мгновению, воссоздавая и присваивая некий смысл происходящему.

Задавая и удерживая некий таинственный вектор направленности, призванный творить этот смысл.

Не сумев овладеть в полной мере своим внутренним объёмом внимания, мы обречены на довольно жалкое существование. Марионеток чуждых и подчас беспощадных сил, привносящих в нашу жизнь лишь хаос, смятение и безвременье.

Как утверждал в своё время Георгий Гурджиев, «самая характерная сторона современного человека – это отсутствие в нём единства человек не имеет постоянного и неизменного «я».

И следствием этой внутренней разорванности времени является то, что:

«Мы не в состоянии видеть, как противоречивы и враждебны друг другу различные «я» нашей личности. Если бы человек почувствовал все эти противоречия и осознал бы, что он такое на самом деле, он почувствовал бы, что сходит с ума.

Ему необходимо или уничтожить противоречия, или перестать видеть и чувствовать их.

И, если бы человек, внутренний мир которого целиком составлен из противоречий, внезапно ощутил бы все эти противоречия одновременно, если бы он внезапно почувствовал, что любит всё, что ненавидит, и ненавидит всё, что любит;

что лжёт, когда говорит правду, и говорит правду, когда лжёт; если бы он мог ощутить весь стыд и ужас своего существования, это бы и было тем состоянием, которое называют «совестью».

21 января 2013 года