Вы здесь

Под сенью трикстера. Бытие и Инобытие. Время и Безвременье. О поисках точки опоры… (Владислав Плёсов)

О поисках точки опоры…

О чём это я?

Ах, да… Об измерениях Вселенной.

Ум привык оперировать её пространственно-временными измерениями от мельчайших элементарных кирпичиков материи – кварков, до поражающих воображение бездонных космических глубин – квазаров, исторгающих из себя целые галактические системы в миллионы звёзд.

От ничтожных долей микрона до гигапарсек.

Миллиарды лет, звёзд, километров, невообразимое многообразие топологий пространства и времени.

Всё это придаёт основу и надёжную точку опоры уму и вместе с ним и нашему существованию.

Успокаивая и незаметно уводя нас в сторону пространственно-временных измерений бытия, создавая зримое надёжное основание для жизни и смерти.

Всё происходит «ЗДЕСЬ».

Мир простирается от элементарных частиц до метагалактик.

И мы затерялись «где-то там» среди всего этого звёздного великолепия, сообщающего нам надёжную «точку опоры», достаточную для осуществления нашей жизни и смерти, «точку опоры», за пределы которой ум не рискует даже носа высунуть, чтобы, чего доброго, не «сойти с ума».

И у нас есть, потрясающая человеческое воображение, масштабная карта мира, в котором, как нам кажется, мы живём и умираем.

Здесь пролегает наша подобная промелькнувшему мгновению искромётная жизнь и смерть.

Мы свыклись с этой картой, она, худо-бедно, придаёт нам уверенность в завтрашнем дне.

И даже смерть, нанесённая соответствующей жирной точкой на этой карте, сообщает уму некоторую основательность и уверенность в завтрашнем дне.

И вместе с тем дарует нам желанное, ещё прижизненное успокоение в расчёте на вечный потусторонний безмятежный покой.

Как говорит чеховская героиня «Дяди Вани»:

«Мы все когда-нибудь отдохнём».

Всё свершается здесь, в этих границах, и мы всегда у себя дома.

Тревожится не о чем. У нас всегда есть надёжная и твёрдая почва под ногами.

И наш ум непрерывно барражирует в этих узких границах пространственно-временных измерений «нашей карты», в которую он свято верит, словно в божество, боясь заглянуть за её пределы. И для надёжности, ум создал в своём воображении параллельные миры и антимиры, вселенные иной мерности и неведомой топологии пространства и времени.

Ум придумал и создал в себе гневливого Бога и вожделенное Царствие Небесное. А ещё и Творца и Создателя. И бесконечное множество всевозможных богов на все случаи жизни.

И на этом он не ограничился, и сотворил в себе ещё нечто негативное, отрицающее и противоположное: «словно задуть свечу» – «нирвану».

Запутав себя самого в этой сладкой тончайшей паутине и сладчайшей патоке из грёз, миражей времени и пространства. Только бы не оказаться один на один с реальностью того, что есть.

А что, собственно, есть?

За пределами всех пространственно-временных измерений. За пределами всех карт, за пределами всех «точек опоры».

Есть ли что-либо там? Он без конца барражирует в своих грёзах, будучи не в силах их покинуть.

Лишь изредка и случайно соприкасаясь с тем, что не нуждается в никакой «точке опоры».

Но является опорой для всего.

И только лишь едва-едва прикоснувшись к этому странному ощущению, ум теряется в нём.

Ускользая за пределами Бытия и Инобытия.

Всех своих представлений о божественном, жизни и смерти. За пределы всего. Священная обитель, которая только одна и есть. Всегда.

«То, что есть, никогда не исчезнет;

Что не есть, – никогда не возникнет;

Этих двух состояний основу

Ясно видят зрящие сущность»

«Бхагават-гита» (перевод В. С. Семенцова)

20 сентября 2012 года