Вы здесь

Под покровом Богородицы. Мир чудотворных икон. Глава 2. Детство под покровом Божией Матери (А. И. Печерская, 2011)

Глава 2

Детство под покровом Божией Матери

В обители Божией Матери

Как-то раз летом в Печерский монастырь приехала группа детей из питерского детдома. Воспитатели печально рассказали, что до этого пытались «пристроить на лето» своих воспитанников уже в двух монастырях. Не получилось: в одной обители они просто не прижились – слишком жесткая дисциплина, в другой и вовсе их потянуло на подвиги, и что-то они утащили в монастырском хозяйстве, эти трудные подростки. Но воспитатели их были людьми упорными и искренне верующими, они понимали, как важно их детям найти свою духовную, душевную нишу, и надеялись, что где-то станут эти никому не нужные дети «своими», нужными и любимыми.

Отец наместник, выслушав эту невеселую историю, определил ребятишек под руководство монаха Харалампия – работать на прополке морковки в полях. На следующее утро загорелый веселый монах Харалампий во главе ватаги ребятни отправился в поле. А через пару недель детдомовские мальчишки и девчонки уже не отходили от отца Харалампия, они были с ним всюду – на работе, в трапезной, на службе в храме; они стайкой следовали за ним по всему монастырю. Отец Харалампий научил их афонским напевам, и целыми днями над монастырским полем звучали старинные, чудесные песнопения, а кто-то из мальчишек даже был приглашен петь во время службы на клиросе. Разумеется, ничего в монастыре не пропадало, и ни разу никто не слышал ни единой жалобы от ребят на то, что приходится рано вставать, много работать, а потом еще выстаивать 4 – 5-часовые монастырские службы. Более того, приехав осенью на один из престольных праздников, мы увидели все ту же картину: на монастырском дворе весело смеялись монах Харалампий и «его» детвора. Значит, прожив в монастыре лето, они приехали на осенние каникулы… С тех пор так и повелось: чуть выдадутся у ребят свободные дни, они едут в Печоры – работать, молиться, общаться с братией, которая искренне их полюбила.

И однажды настал день, когда я услышала случайно, как один из этих ребят солидно говорит другому, повторяя не раз слышанное от монахов и послушников: «Ты же сам понимаешь, надо работу до конца довести! Здесь Матушка хозяйка, а мы – лишь слуги Ее…»

Библейская история

Маленькая Мария росла «осеняемая, как говорится в святоотеческих книгах, благодатью Божиею и окруженная попечениями родителей».

Предание говорит, что, когда Ей исполнилось шесть месяцев, мать поставила Ее на землю, желая испытать, может ли Она сама стоять на своих ногах. Мария сделала семь шагов и возвратилась к матери. Тогда праведная Анна взяла Ее на руки и воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Ты не будешь ходить по земле до тех пор, пока я не введу Тебя во храм Господень».

Когда Марии исполнился год, Иоаким созвал священников, книжников, старейшин и друзей на торжественный пир и принес в это собрание Марию, прося всех благословить Ее. «Бог отцов наших, благослови Младенца сего и дай Ему имя славное и вечное во всех родах» – таково было благословение священников, произнесенное над главою Марии. Присутствующие ответили: «Аминь!» – «Да будет так!»

Мария не похожа была на других детей, Она была и умнее, и добрее, и тише, спокойнее своих сверстников. Праведный Иоаким торопился исполнить обет посвящения дочери храму, но Анна упросила его отложить это еще на год.

В преданиях сохранились подробности введения во храм Пресвятой Девы.

К торжеству посвящения собралось в Назарете много родных и ближних Иоакима и Анны, а также множество юных дев, сверстниц Марии, для сопровождения Ее во храм. Все отправились в Иерусалим, отстоявший на три дня пути от Назарета. После вступления в святой город и семидневного очищения постом и молитвою праведные Иоаким и Анна и все, кто сопровождал, их приблизились к храму, ведя за руки свою трехлетнюю дочь Марию. Горели свечи в руках, звучали торжественные песнопения.

Навстречу им вышли из храма священники, во главе шел первосвященник Захария.

Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15 ступеней, на каждой из ступеней по традиции священники и левиты пели по одному псалму. При входе во храм Праведные Богоотцы с молитвами поставили Марию на первую ступень. К общему изумлению всех присутствующих, трехлетняя Мария тут же самостоятельно стала подниматься – вверх, вверх, до самой последней ступени, где ее принял первосвященник Захария, окруженный священниками.

Приняв Марию, он не остановился с Нею там, где обыкновенно стояли молящиеся, он ввел Ее за первую и вторую завесу, то есть в глубину внутреннего святилища, называемого Святая Святых, куда не дозволялось входить не только женщинам, но и священникам. Даже сам первосвященник входил туда только один раз в год, после продолжительного поста и молитвы – в день очищения с жертвенною кровью за себя и за грехи народа.

Введя Деву Марию во Святая Святых, первосвященник назначил Ей тут место для молитвы; другим же девицам, приводимым в отрочестве на служение Господу, строго запрещалось приближаться к Святилищу.

Престарелые родители, вручив дочь свою воле Отца Небесного, принесли Ему благодарственные жертвы и возвратились в родной дом.

Жизнь Девы Марии при храме была простой. Согласно установленному порядку, Она вставала с рассветом и, по свидетельству предания, по три раза в день совершала молитву: утром, в полдень и вечером. Таково было обыкновение всех благочестивых людей того времени. Остальное время Она занималась чтением книг Священного Писания и рукодельем.

Церковные песнопения рассказывают о явлении ангелов Пречистой Деве – каждый день они посещали Ее и беседовали с Нею.

На девятом году тихой и безмятежной жизни в храме Она узнала первую скорбь – лишилась своих родителей. Сначала умер Иоаким (ему было 80 лет), а вслед за ним умерла и Анна.

Лишившись любимых родителей, Мария осознала, что ничто уже не привязывает Ее к миру. И осталось у Нее одно желание – оставаться до конца жизни рабою Господа, всегда покорною святой Его воле…

Житейская история

Вот какую историю рассказал мне знакомый молодой священник, с которым мы встретились прошлым летом в Вологде.

«Волею судеб настоятель нашего собора дал мне послушание – духовно окормлять детей, живущих в городском детском доме.

Сперва мне казалось, что это не такое уж и трудное послушание: с детишками всегда приятно общаться, их души открыты и для людей, и для Бога; надо только подойти к ним с любовью, и они обязательно любовью же отзовутся. А, как известно, „Бог – есть любовь“, значит, вот и все, что необходимо принести детям, чтобы они узнали Господа.

Но вот пришел я в детский дом, и оборвалось мое сердце. Затравленные, не по-детски горькие, тоскливые глаза смотрели на меня со всех сторон. Трудно под взглядами таких глаз говорить о любви, ведь, как я вдруг очень отчетливо понял, они сами этой любви совсем не знают, обделила их жизнь любовью.

С чего начать?

В первое свое посещение так и не смог я ни о чем начать говорить с этими детишками – не знал просто, о чем и как с ними разговаривать. Пообщался с директором, почитал личные дела ребят. Практически все они даже и не помнят, кто и какие их мама и папа. А тем, которые помнят, наверное, даже тяжелее…

Ночь не спал, все думал: что я могу для них сделать? Ничего не придумал и на следующий день пошел к директору посоветоваться. Директор – хороший мужик, кстати, оказался! – долго мне старался объяснить, что главная беда этих ребят – тоска по родителям, несмотря на то что они их никогда не видели.

– Понимаете, батюшка, – говорил он мне. – Не может человек ничьим быть на свете! Ну, не может, и все тут, от этого он чахнет, как деревце без корней, и погибает. А мои ребята – ничьи. И они прекрасно это сознают… Вот если бы нам с вами придумать что-то такое… Ну, родителей каких-то им найти… Нет, глупость я, конечно, говорю, где их найдешь, родителей, но…

Еще ночь я почти не спал, думал о ребятишках.

И вдруг под утро меня словно осенило: Богородица – Матушка… всем нам, понимаете? Каждому из нас! Значит, надо деткам о Матушке Богородице рассказывать. О том, как Она нас всех любит, жалеет. О том, что над всеми нами – честной Ее омофор, покров, а это значит, никто из нас – не сирота в этом мире!

Стал рассказывать. Сперва, конечно, они на меня с недоверием смотрели; потом стали потихонечку прислушиваться…

Теперь они Приснодеву Марию иначе как Матушкой не называют. Они ей все-все рассказывают в своих вечерних молитвах – и как день прожили, и что хорошего-плохого за этот день сделали; советов просят, об обидах говорят. У каждого иконочка Божией Матери у кроватки стоит. И знаете, выправляться стали детки. Глаза у них уже другие, нет в них той тоски и затравленности. Правильно директор говорил, не может человек быть ничьим. А наши детки теперь не ничьи, они – Божии да Матушки Богородицы. И они это прекрасно понимают и чувствуют».

Размышления на тему святого Григория Фессапоникийского

«Само изображение Пресвятой Богородицы на иконах вызывает столь поразительное воздействие на все человеческое естество: духовный мир, состояние чувств и образ мыслей, что не вызывает сомнения в Ее поистине трансцендентальном присутствии и влиянии на человечество до скончания всех веков. Поистине Она – Начало, Источник и Корень неизреченных благ. Она – глава и совершение всякой святыни».

Иконы-заступницы

При болезнях детей: Тихвинская.

О покровительстве сиротам: Ахтырская.

О помощи в учении и даровании духа разума: «Прибавление ума», Муромская (Рязанская).

Об исцелении от недугов телесных: Казанская (Песчанская), «Успение» Киево-Печорская, «Отрада», или «Утешение» Ватопедская, «Живоносный источник», Жировицкая, «Умиление» Серафимо-Дивеевская, Любечская, Козельщанская, Мателикийская, Гребневская, Барская.

Тихвинская – в Исаакиевском соборе

Предание. История этого образа такова. Был много лет назад в Санкт-Петербурге дом Ивановых – очень бедных брата и сестры.

После смерти брата сестра продала дом и сняла комнату у бондаря. Через некоторое время и она умерла, но успела поручить священнику, причащавшему ее перед смертью, взять у нее в комнате икону Божией Матери Тихвинской и поставить в церковь, уверяя, что эта икона с давних времен принадлежит их роду, что она древняя и чудотворная.

Но законного акта на передачу иконы в церковь у священника не было, и все имущество, в том числе и икона, остались у бондаря.




Бондарь же был раскольник, икона была ему не нужна, и он вместе с ненужным хламом отнес ее в сарай. Там, в сарае, от сырости на иконе появилась глубокая трещина. А еще бондарь был бедный человек, у него была жена и четверо детей. Однажды он не мог уплатить за квартиру в срок, и жена его обратилась к тетке домохозяина, Марье Денисовне Востоковой, с просьбой дать ей 3 рубля под залог иконы Тихвинской Божией Матери, пообещав через неделю выкупить ее.

Время проходило, а бондарю так и нечем было выкупить икону. Тогда он упросил Востокову оставить ее у себя. Востокова отдала икону мастеру – скрепить расколотый образ и почистить его. Затем поставила икону в доме и зажгла пред ней лампаду.

И стали являться благодатные знамения от иконы…

Неизвестно, как распространилась в Санкт-Петербурге весть о пребывании у Востоковой чудотворной иконы, но со всех сторон стали стекаться к образу больные. Видя такое множество приходящих, Востокова стала просить приходское духовенство перенести святую икону в приходскую Рождественскую церковь (на Песках). С разрешения митрополита Григория 2 марта 1859 года чудотворная икона была перенесена в Рождественскую церковь местным духовенством в сопровождении множества народа, между которыми было много больных, получивших во время этого перенесения исцеление от недугов.

В 1859 году, 5 марта, по распоряжению митрополита Григория чудотворную икону Тихвинскую, так быстро прославившуюся в Санкт-Петербурге, перенесли в новоосвященный кафедральный Исаакиевский собор. Здесь ее поставили справа, позади клироса. После этого в Исаакиевский собор стало собираться много народа, причем не только во время богослужения или в праздники, отныне храм святого Исаакия буквально ни на минуту не оставался без богомольцев.

И неисчислимы были чудесные исцеления многих больных…

Празднование установлено 26 июня (9 июля).

Муромская

Предание. Эта икона привезена из Киева в Муром святым князем Константином Муромским в начале XII века.

Константин долго старался убедить языческий народ принять христианскую веру. Но язычники не только не изъявляли согласия, но в ярости составили заговор – решили убить его. Благоверный князь, узнав о том, усердно помолился Богу и вышел к ним с иконою Богоматери.




Трудно сказать, что произошло в тот момент, известно лишь, что многие из язычников, упав на колени перед иконой Богородицы, сами стали просить крещения.

Был еще такой случай. В XIII веке в Муроме епископом был святой Василий. Был он оклеветан и заподозрен в порочной жизни. Народ хотел устроить самосуд и убить его. Святитель Василий просил отсрочить приговор до утра. Всю ночь молился он в храме Св. Страстотерпцев Бориса и Глеба. Утром, совершив литургию, пошел в храм Благовещения и там пред иконою Богоматери, принесенною некогда из Киева князем Константином, отслужил молебен. Возложив надежду спасения на Небесную Заступницу, он взял святую икону, пошел из церкви на реку Оку и, сняв с себя мантию, распростер ее по воде, стал на мантию и сильным ветром был вынесен на середину реки и понесся против течения. Вскоре он доплыл до места, называемого Старая Рязань, где жили князья Федор и Константин. Князья, все духовенство и народ вышли с крестами навстречу дивному пловцу…

Празднование иконы Божией Матери установлено 12 апреля (25 апреля).

Ахтырская

История Ахтырского образа чрезвычайно интересна.

Предание. В городе Ахтырке была приходская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы. В 1739 году там был священником Даниил Васильев (по другим источником – Василий Данилов), человек добродетельный и благочестивый. Однажды, при наступлении сенокоса, он косил траву на своем огороде и вдруг увидел в траве икону Божией Матери, молящейся пред распятием Господа Иисуса, блистающую удивительным, ярким светом. Священник в благоговейном страхе осенил себя крестным знамением и стал читать молитвы Пресвятой Богородице. Усердно помолившись и сделав три земных поклона пред иконою Пресвятой Богородицы, он внес ее в свой дом.

Конец ознакомительного фрагмента.