Глава 1
Рождество Богоматери
В обители Божией Матери
Первый раз в Печоры мы с друзьями попали, можно сказать, почти случайно: в жизни моей лучшей подруги возникли проблемы, которые, с ее точки зрения, мог помочь разрешить только священник, старец. Старчество, некогда столь распространенное на Руси, сегодня постепенно сходит на нет, и настоящих старцев – провидцев, молитвенников – в России почти не осталось. В Псково-Печерском же монастыре принимает паломников отец Иоанн Крестьянкин, слава о духовном даре которого много десятилетий идет по стране.
Так вот, однажды вечером, вычитав в «Справочнике православных монастырей», как проехать в Печоры, мы сели в машину и отправились в путь. Осень в тот год стояла холодная, ранняя, и уже в начале октября иней сковывал землю, тонким ледком покрывал по ночам лужи. Мы приехали в Печоры часов в 6 утра. Маленький городок спал, поеживаясь от холода, но монастырские ворота уже были открыты. Мы нерешительно (до этого в монастырях бывать не доводилось) вошли в сосредоточенную тишину монастыря. Друзья отправились «на разведку», а я осталась стоять возле Михайловского собора – в верхней часть обители, откуда открывался вид нижней монастырской части, расположенной словно в большой чаше. Там, внизу, на куполах храмов светились в темноте золотые звезды; переплетались засыпанные золотыми осенними листьями тропинки, в легком тумане над оврагами висели мостики… Отзвонил и замолк колокол, и снова стало тихо, тихо так, словно весь «большой мир» остался за воротами монастыря…
Мимо прошли два монаха, их черные мантии и клобуки сливались с сумраком осеннего утра. Ветер донес обрывок их разговора:
– …Что говорить, здесь Матушка хозяйка, а мы – лишь слуги Ее…
Они говорили о Богородице так, словно Она – рядом.
Спустя много месяцев, когда поездки в Печоры стали для меня делом привычным, я поняла, что братия – каждый монах – всей душой ощущает эту свою сопричастность к Ней. Для них Пресвятая Дева – действительно Матушка. Заступница в скорбях, Помощница во всех делах. Они живут под Ее покровом, и каждый вечер, когда кончается служба, братия выстраивается в каре посреди храма, чтобы до утра попрощаться со своей Матушкой. Свет в храме гаснет, остаются гореть только лампады и свечи; и строгий монашеский хор начинает ежевечерний разговор: «Под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молитв наших не отвергни в скорбех, но от бед избави нас, Едина Чистая и Благословенная!»… И вот уже они идут к Богородичной иконе, а над храмом звучит высокий голос монаха Харалампия: «Царице моя преблагая, Надеждо моя Богородице…» – и тихонечко вторят отцу Харалампию послушники и паломники. Удивительно красивая молитва, ею заканчивается каждый день в Печорах. «Радуйся, Радосте наша, покрый нас от всякого зла Честным твоим омофором!» – трижды повторяется эта строфа, и храм начинает пустеть. Монастырский день окончен. А перед сном в послушнической келье кто-нибудь обязательно скажет: «Матушка Богородица, сохрани нас в ночи от всякого зла!»
И легко, спокойно спится в Печорах под покровом Богородицы, и веришь, что ничего плохого с тобой просто не может случиться, пока над тобою – Ее омофор.
Что ж, все верно: Она здесь хозяйка, а мы – лишь слуги Ее…
Библейская история
Родилась Мария от престарелых родителей Иоакима и Анны в маленьком городке Назарете. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшею дочерью священника от племени Аронова.
Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Они были счастливы, но не было у них детей. А бесчадие по понятиям того времени считалось тяжким наказанием Божиим.
Прошло 50 лет их жизни в браке, а детей у них так и не было. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода из-за того, что жена не может родить ему ребенка. Но Иоаким любил и почитал жену свою Анну и не хотел разлучиться с нею.
В великие праздники они обычно ходили в Иерусалим. И вот однажды пришел Иоаким в храм, чтобы вместе с другими своими соотечественниками принести жертву в честь праздника; но архиерей отверг приношение Иоакима, сказав ему: «Господь из-за каких-то тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение». Стоящие рядом люди поддержали его: «Непозволительно тебе приносить с нами дары твои, ибо ты не сотворил семени во Израиле».
Горько было Иоакиму слышать такие слова. Он не стал возвращаться домой, ушел в пустыню. Сорок дней и сорок ночей праведный старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, чтобы даровано было ему чадо в старости…
В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном ее мужу, плакала и Анна дома. Она плакала и молилась. Молилась с непоколебимою верою, что невозможное по человеческим меркам Бог сделает возможным. И вот, подняв глаза к небу в молитве, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо с неоперившимися еще птенцами. Еще горше стало Анне. «Горе мне, одинокой, – говорила она, – все в мире утешаются детьми: и птицы небесные и звери земные плодородны у Тебя, Господи, и земля приносит вовремя плоды свои, и все благословляют Тебя! Одна я как степь безводная, без жизни и растительности! Воззри на меня, Господи, и услыши молитву мою!»
Тогда явился пред нею ангел Господень и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, ею дастся спасение всему миру». Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав, что мужа своего она встретит у Золотых ворот.
Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя святое имя Его». И, произнеся этот обет, она поспешила в Иерусалим.
Ангел Божий явился и праведному Иоакиму, стоявшему на молитве в пустыне, и сказал: «Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там у Золотых ворот найдешь жену твою, которой я возвестил это».
Они встретились; вместе принесли благодарственные жертвы в храме Божием, вместе возвратились домой, с твердой верою, что все сказанное ангелом сбудется.
И вот Пресвятая Дева Мария родилась, обещанное свершилось. Ведь каждый в глубине своей души знает, уверен: «Что невозможно человеку, возможно Богу…»
Житейская история
Когда мне исполнилось 22, мы с мужем ждали нашего первенца. В новогоднюю ночь мы придумали ему имя – Артемка. Мы, как любые счастливые молодожены, строили планы, мечтали и были уверены, что впереди нас ждет только хорошее.
Рано утром 8 марта меня увезла «скорая помощь». К вечеру усталый и злой от того, что весь праздничный день пришлось провести на ногах, врач грустно сказал мне: «Да не реви ты! Благодари Бога, что удалось тебя спасти, а дети еще будут…»
Из больницы меня выписали уже в апреле; как сейчас помню: это был удивительно теплый и солнечный апрель, весна ворвалась в город, и буквально за несколько дней ажурной зеленью покрылись деревья и кустарники, а над Невой по ночам стоял теплый весенний туман…
Доктора объяснили мне, что как минимум 2 – 3 года мне лучше эксперимента с родами не повторять – организм-де должен восстановиться, иначе ничего хорошего все равно не выйдет.
А в конце мая я поняла, что беременна во второй раз. Врачиха в консультации, отругав меня по первое число, махнула рукой:
– Делай что хочешь! Все равно родить тебе нормально не удастся, организм после первых неудачных родов ослаблен до предела, или ты умрешь в родах, или ребенок, или вы оба. Раз ума нет, расплачивайся!..
– Но ведь надежда…
– Да никакой нет надежды! – рявкнула врачиха. – Я 25 лет мамочек выхаживаю, я тебе однозначно говорю: дура ты! Разве можно в таком состоянии на нормальные роды рассчитывать? И не смотри на меня так, я тебя предупреждала, я все тебе заранее говорила, иди, не морочь мне голову!..
Выйдя на улицу, я поняла, что домой идти, рассказывать все мужу, снова переживать все сегодняшние разговоры я просто не в силах. «Надо побродить, – подумалось мне, – просто побродить по городу, просто помолчать…»
И не помню уже, где я бродила, какими улицами и переулками шла, но вышла как-то незаметно к монастырю Иоанна Кронштадтского, что на реке Карповке, и решила зайти внутрь – жарко было, тяжело, смутно на душе.
Зашла, поднялась в прохладный, полутемный храм, встала у какой-то иконы. Долго стояла, опустив глаза, – как-то опустошенно стояла, без чувств, без мыслей…
А когда подняла глаза на икону, у которой остановилась, буквально сердце замерло. В полный рост передо мной стояла Матушка Богородица и в поднятых Ее – протянутых ко мне! – руках был омофор. Глаза у Богоматери были и грустные, и светлые какие-то, и словно обещание я в них увидела: есть надежда, есть! Всегда есть надежда, пока мы верим…
Не буду рассказывать, как в тот вечер я молилась перед иконой Богоматери, скажу только, что с тех пор вот уже шестнадцатый год в любой беде, как только станет грустно, невыносимо трудно, я сразу закрываю глаза и представляю себя перед этим образом, как будто стою я, а Матерь Божия укрывает меня от бед Своим покрывалом, «честным своим омофором», как в кондаке поется. И уходят беды, оставляет тоска.
А сын мой все-таки родился – здоровым, сильным и веселым. А как же иначе – под покровом Богородицы я его выносила и в мир привела…
Размышления на тему митрополита Антония Сурожского[3]
«Всякий праздник Божией Матери – это чистая радость.
Когда мы от Бога получаем милость – ликует наше сердце. Но иногда делается и не по себе, страшно становится: чем я могу отплатить за любовь, как отзываться всем сердцем на милость Божию?.. И тогда, хотя мы знаем, что каждый из нас слаб и немощен в любви, мы можем подумать о Матери Божией. Она за всех ответила совершенной верой, никогда не колеблющейся надеждой и любовью такой широкой, что Она сумела обнять этой любовью и небо и землю, открыться любовью так, что воплотился Сын Божий, и так открыться любовью к людям, что все, самые грешные, могут к Ней прийти и получить милость. Это – ответ всей земли, это ответ всей Вселенной на любовь Господню.
И вот, будем радоваться, и унесем радость сегодня из этого храма – не на одно только мгновение. Будем ее хранить изо дня в день, будем изумляться этой радости, будем ликовать этой радостью и станем эту радость давать людям, чтобы всякое сердце и возликовало, и утешилось, и «просветилось этой радостью о том, что земля может вместить небо, что человек может ответить Богу так, что Бог стал человеком».
Иконы-заступницы
Издавна на Руси принято в каждой нужде обращаться за помощью к тем или иным иконам Божией Матери. О помощи в трудных родах и о кормлении молоком молят Феодоровский образ Богородицы, о здравии телесном – Казанский образ, об излечении от пьянства и наркомании – образ «Неупиваемая чаша» и так далее.
Но знаете что? Молиться можно перед любой – абсолютно любой! – иконой Богородицы, и, если молитва ваша искренна и горяча, помощь придет. Не надо думать, что помочь вам в беде, утешить вас может только какая-то определенная икона – чудотворная, всем известная, та, что далеко в Киеве, в Сибири, на горе Афон!.. Тому, кто действительно верит, поможет и крохотная бумажная иконка, стоящая дома, в красном углу, неверующему же человеку не смогут помочь все образа мира. Каждому – по вере его. По вере и по любви к Матушке Богородице.
Часто «наши» иконы сами чудесным образом находят нас. В свое время в одной из паломнических поездок мне подарили маленькую иконку Божией Матери Иверской. А через несколько дней мне было нужно по важному делу ехать в Москву, причем дело это было не только важным, но и… опасным, что ли. Необходимо было получить очень крупную сумму денег наличными и привезти их в Петербург. Деньги были чужими, и бродить с ними целый день по Москве (поезд в Питер отходил только вечером), потом ехать в переполненном поезде, честно говоря, было страшновато.
Отправляясь в Москву, я совершенно машинально взяла подаренную мне иконку и положила ее в нагрудный карман куртки. Почему среди множества домашних икон я выбрала именно Иверскую? Бог весть.
Приехав в Москву и получив деньги, я пошла к ранней литургии в Даниловский монастырь, посчитав, что это – самое полезное и безопасное времяпрепровождение в чужом городе. В монастыре (а служба уже началась) я тихонько встала у ближайшей иконы – какой, как вы думаете? – правильно, Иверской Божией Матери, именно она оказалась рядом со мной, точно такой же образ, как и тот, что лежал в кармане моей куртки. И тепло мне стало от этого совпадения… совпадения ли?
А еще через какое-то время с Афона в Александро-Невскую лавру привезли чудотворную икону Божией Матери Иверской, и моя старая тетушка уговорила меня пойти в лавру. Мы отстояли ночь в очереди, приложились к чудотворному образу. «Ну вот, – сказала тетушка, – теперь мне и умирать не страшно…» Через месяц она умерла (ей было уже далеко за 80). И отпевали мы ее в день празднования иконы Иверской Божией Матери…
Иконы находят нас и сопровождают по жизни, охраняя, покрывая на жизненном пути. Почему тот или иной образ вдруг становится самым дорогим, близким, любимым? И снова скажу вам: Бог весть. Есть много тайн, которые понять нам не дано. Да и надо ли?..
И все-таки следует помнить, к каким образам в какой нужде обращались наши деды и прадеды, каким иконам они молились в трудные минуты своей жизни. А уж историю этих икон, их «жизненный путь» и подавно знать необходимо.
При желании иметь детей: Косинская (Моденская), «Целительница», «Слово плоть бысть», Албазинская.
При трудных родах, о кормлении молоком: Феодоровская, «Млекопитательница», «Слово плоть бысть», Албазинская.
Моденская[4] – в селе Косино
Предание. По одному преданию, эта икона привезена из города Модены в Италии графом Борисом Петровичем Шереметевым во время его путешествия по Европе и передана им в приходскую церковь подмосковного села Косино.
По другому же преданию, этот образ пожертвован селу Косино императором Петром Великим. Когда Измайловский пруд и Яуза оказались тесны для кораблей, на которых Петр обучался морской службе, он перенес свою флотилию на озеро в Косино, где она и оставалась до перенесения на Переславское (Плещеево) озеро. Петр не один раз посещал Измайлово и Косино и в знак своего благоволения оставил косинской церкви драгоценный дар – икону Божией Матери, именуемую Моденскою.
На этой иконе Пресвятая Богородица изображена стоящею с Предвечным Младенцем на левой руке. Спаситель обращен лицом к народу; правою рукою благословляет, а левою – держит свиток.
Празднество Моденской (Косинской) иконы Божией Матери 20 июня (3 июля) и после праздника Вознесения.
Феодоровская
Предание. В начале XII века образ находился в часовне, стоявшей недалеко от города Кидекша. Князь Псковский Георгий Всеволодович хотел перенести чудотворную икону в город, но посланные им за иконой люди никак не могли сдвинуть ее с места. И князь Георгий решил, что Пресвятой Богородице угодно «своею иконою здесь пребывать». Он основал в 1164 году на месте часовни святую обитель, которую стали называть Городецкой – по имени Городца, города Нижегородской губернии.
Во время нашествия Батыя не был пощажен и Городец. Все жители бежали, все было брошено; оставлена была в соборном храме за святым престолом и икона Богоматери. Все думали, что она погибла в пламени.
В 1239 году князь Василий Ярославич по прозвищу Квашня был на охоте в густом лесу, в одной версте от города. Неожиданно какой-то зверь пробежал мимо него, князь бросился за ним и вдруг остановился, увидев пред собою на сосне икону Богоматери. Он протянул руки, чтобы снять ее с дерева, но икона поднялась в воздух. Князь и все бывшие с ним люди преклонили колени. Икона снова явилась на дереве, но, едва князь простер руки, чтобы взять ее, икона опять поднялась в воздух. Князь поспешил в город, собрал духовенство и народ, и все с крестами и иконами отправились к указанному месту. Отслужив молебен, священники подняли икону Богоматери на руки и понесли ее в город. Навстречу – со слезами радости и молитвами – вышли жители, общая молитва сопровождала икону до Костромского храма, куда решено было поместить образ Богородицы. С тех пор существует обычай поднимать Феодоровскую икону только руками священников.
На месте обретения иконы, на берегу реки Запрудни, князь основал Запрудненский монастырь в честь Нерукотворного Образа. Сама же икона поставлена была в соборном храме; но спустя несколько лет Костромской собор сгорел. Решили, что икона погибла в пламени. Но на третий день после пожара, убирая пепел, икону нашли, причем она нисколько не пострадала от огня.
Вскоре на месте сгоревшего храма воздвигнут был новый, великолепный храм во имя великомученика Федора Стратилата. Чудотворная икона опять была поставлена внутри алтаря за престолом и стала называться Феодоровская.
Спустя некоторое время в Россию вновь вторглись татары, опустошили многие города. Та же участь грозила Костроме. Князь Георгий Васильевич со слезами молился пред чудотворною иконою Богоматери, чтобы Она приняла город под Свою защиту. Народ и воины усердно молились перед Ней. Чудотворную икону несли пред ополчением. Татары обнажили мечи и напрягли луки, но, увидев икону, которая вдруг стала сиять светлее солнечных лучей, пришли в такой ужас, что бросились в бегство. Божия Матерь чудесно спасла Кострому.
Спустя несколько времени соборная церковь опять загорелась. Пламя так быстро распространилось по всему храму, что никто не мог войти туда. И тут горожане увидели: икона стоит на воздухе над самым пламенем пожара. Вновь к иконе вознеслась общая молитва: Матушка Богородица, не оставь нас без святого покрова Твоего! Икона опустилась на землю и стала среди площади; общая молитва продолжалась еще день и еще ночь…
По велению князя немедленно была построена небольшая церковь для временного помещения чудотворной иконы, и в то же время началось строительство новой каменной церкви, в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом во имя св. Федора Стратилата. Церковь скоро была построена, и туда перенесена икона Богоматери. Много лет прошло, все прибегали к Ней с молитвами и получали по молитвам своим чудесные исцеления.
Икона находится в Костромском Богоявленском соборе, в Богоявленском-Анастасьином женском монастыре. Она украшена золотою ризою и драгоценными камнями, пожертвованными царем Михаилом Федоровичем и матерью его благочестивой старицей Марфой Ивановной.
Празднование ей установлено 14 марта (27 марта) 1613 года.
«Слово плоть бысть»
На этой иконе Богоматерь изображена с младенцем Иисусом, стоящим в обнаженном виде. Икона изображает чревоношение Богомладенца. В название иконы взяты слова из Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. И Слово плоть бысть». Означают эти слова: «Слово стало плотью». «Слово» – это Иисус Христос как воплощение Бога и одновременно Сын Божий, ставший плотью и вочеловечившийся в Богоматери. Место и время обнаружения иконы неизвестны. Ныне чудотворная икона находится в Благовещенском кафедральном соборе.
Празднование иконе установлено 9 марта (22 марта)
«Млекопитателъница»
Предание. Первоначально же эта икона находилась в лавре Саввы Освященного, недалеко от Иерусалима. Святой основатель единственной лавры на Востоке при кончине своей в 532 году предсказывал братии, что приедет в лавру его тезка, царственный паломник из Сербии Савва, и что чудотворная икона Богородицы-Млекопитательницы будет дарована ему от лавры в благословение. Его предсказание исполнилось более чем через шесть веков: в XIII веке прибыл в Палестину святой Савва архиепископ Сербский; ему было передано пророческое завещание святого Саввы Освященного, и лавра благословила его иконою Богоматери-Млекопитательницы. Вернувшись в Сербию, святой Савва передал ее в собственность Хилендарского монастыря.
«Млекопитательница» – редкая икона, хотя в 1860 году ее список был передан с Афона в Курскую губернию и вскоре обрел чудотворную силу.
Икона находится на Афоне, в церкви при Карейской келье, принадлежащей Хилендарскому монастырю.
Празднование иконе установлено 12 января (25 января).
Письма
А теперь я хочу поделиться с вами историями, которые рассказал мне в одно дождливое холодное лето в Твери молодой приходской священник отец Дмитрий. Батюшка служит в крохотном храме, освященном в честь иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец», и к приходу своему относится с такой любовью и вниманием, что, честное слово, будь у нас все священники такими, не знала бы Россия горя!
У отца Дмитрия есть дневник, в который он записывает все интересные истории, которые рассказывают ему его прихожане и приезжие богомольцы. В отдельной пухлой папке хранятся письма, которые получает батюшка. С его разрешения я воспользовалась его, как он это называет, «духовным историконом» и очень хочу, чтобы и ваши сердца тронули эти незамысловатые человеческие истории, полные людской любви и благодарности к Матушке Богородице, снова и снова убеждающие всех нас в том, что заступничество Ее, покров Ее над нами – прочны и вечны.
«Мы с женой прожили 8 лет, но детей у нас так и не было. Ходили, разумеется, к врачам; врачи убеждали, что и я, и супруга здоровы, но положение дел не менялось.
Жена как-то притерпелась к мысли, что у нас уже никогда не будет ребенка, а я не хотел верить, и все тут!
К кому только не обращался: и к целителям самого разного толка, и к бабкам ходил, и в самые различные институты магии обращался… Всюду брали огромные деньги, „работали“ со мной – кто сглаз снимал, кто порчу отводил, кто заговоры читал… Сейчас вспомнить смешно, а ведь тогда не до смеху было.
В общем, стал и я склоняться к мысли, что надо взять малыша в детдоме и успокоиться. В конце концов будет ребенок в доме расти, и это – радость, а о том, что он приемный, даст Бог, постепенно мы все реже вспоминать станем.
Накануне того дня, когда мы уже решили идти смотреть в детдом деток, приснился мне сон: стоит женщина – волосы русые, глаза карие, лицо загорелое и очень милое, доброе. А на руках у женщины – маленький мальчик. И вижу я, что этот мальчонка – ну вылитый я в детстве, один к одному. Женщина улыбается и протягивает мне малыша: „Возьми, это твой сын!“ Я его на руки взял, а он смотрит на меня доверчиво так своими детскими глазенками, сопит, словно щенок малый, и пахнет от него молоком и ореховым маслом почему-то…
А когда я проснулся, вспомнил, что такой сон мне уже снился однажды – давно, в детстве. Только тогда эта женщина мне ребенка не отдавала, а просто держала его на руках, словно мне показывала. Я, маленький, бабушке тот сон пересказал, а она еще улыбнулась: „Это Матерь Божия тебе твоего будущего сына показала!“ – говорит.
И вот я вдруг уверился, что, если буду молить Богородицу мне сына моего, как во сне, показать, отдать, чтобы я мог его вырастить, Она меня услышит и выполнит мою просьбу.
Уговорил жену – она у меня женщина покладистая, да и меня любит, – и стали мы с ней вместе Божией Матери каждый вечер акафисты читать, молиться, просить Ее о сыне.
Гришка у нас родился через полтора года после этого моего сна. Сейчас ему 4 года, классный пацан растет! Значит, слышит нас Матушка Богородица, значит, с верою все в жизни возможно сделать! Лишь бы захотеть всей душой и Господу довериться. Я это теперь точно знаю».
К. Рожнов, 38 лет, военный
(г. Воронеж)
«Я так называемая домашняя акушерка. 5 лет отработала в роддоме, а потом, когда все больше семейных пар стало рожать дома, решила, так сказать, переквалифицироваться, уж больно в наших роддомах зарплата маленькая и атмосфера гнетущая.
Сколько родов я приняла за свою жизнь? Наверное, более четырехсот.
Но вот одни роды мне запомнились навсегда. Вообще-то трудно бывало нередко, но все всегда обходилось хорошо. А тут ребенок пошел ножками, да и сам был маленький, слабый, а мама испугалась, запаниковала, папа же… Впрочем, нечего долго рассказывать: факт в том, что впервые в моей акушерской практике создалась реальная угроза для жизни матери и ребенка.
И так мне стало страшно!.. Ведь как потом жить, если на твоих руках умрут мать и малыш, как дальше своим делом заниматься? Невозможно.
Видимо, от страха я – первый раз в жизни – взмолилась: „Матерь Божия, помоги! Спаси нас всех, ведь Ты Сама – Мать, Ты знаешь…“ Ни до, ни после я ни одних слов с такой силой не произносила, как эту молитву шептала. И смилостивилась Богородица, вдруг пошли наши роды как по маслу, словно и не было перед этим двух суток мучений. Я малышку на руки приняла, обнялись мы все трое, разревелись, конечно… Точно я знаю: Богородица нам помогла, без Нее не жить бы ни малышке этой, ни маме ее. Да и для меня это было бы таким ударом, что вряд ли бы мне удалось когда-то от него до конца оправиться…»
Н. Смирнова, 43 года, акушерка
(г. Москва)
Молитвы
Теперь пришло время поговорить о молитве – ведь образа и созданы для того, чтобы, встав перед ними, мы начали наш разговор с Богом. Что такое молитва? Все очень просто: молитва – это встреча. Не очень понятно? Сейчас поясню.
Практически в каждой проповеди митрополита Антония Сурожского затрагивается тема встречи, прежде всего встречи с Богом, которая настигает человека даже тогда, когда человек ее совсем не ищет и не ждет.
Мы можем много раз проходить мимо одной и той же иконы, мы можем даже молиться перед ней, но встречи может и не быть. Она может произойти совсем не там и не тогда, когда этого ждешь. Но если встреча происходит, ее невозможно пропустить, не заметить.
Вот как говорит об этом сам Антоний Сурожский: «Молитва – это встреча; это не что иное, как взаимоотношения между Богом и человеком; и отношения очень глубокие, к которым нельзя принудить насильно ни нас, ни Бога. Если бы можно было вызвать Бога к встрече механически, так сказать, вынудить его к встрече только потому, что именно этот момент мы назначили для встречи с Ним, то не было бы ни встречи, ни отношений… Мы жалуемся, что Он не делает явным свое присутствие в те несколько минут, которые мы отводим Ему в течение всего дня; но что сказать об остальных двадцати трех с половиной часах, когда он может сколько угодно стучаться в нашу дверь, и мы отвечаем: „Извини, я занят“, или вообще не отвечаем, потому что не слышим, как Он стучится в двери нашего сердца, нашей жизни…»
Но, если мы отвечаем, мы получаем благодать.
Вы можете почувствовать силу божественной любви в своей жизни как поток благодати. Этот поток пронизывает весь мир и самого человека, оставаясь неуловимым обычными органами чувств; тем не менее этот поток ощущается им очень реально. Благодать, которая идет к нему и в окружающий его мир, имеет не только энергетический, но и информационный аспект – например, подсказывает ему (как правило, очень ненавязчиво), что ему следует делать и как ему следует вести себя в этом мире. Он, конечно же, может действовать по-другому, но будет лучше, если он будет поступать так, как подсказывает ему благодать. Если он будет вести себя по-другому, Бог не огорчится, но ощущение комфорта, благодати и для себя и для мира станет для человека более скудным, хотя, безусловно, никуда не денется и не исчезнет.
Есть, однако, особые качества, которые предоставляют возможность сотворчества с Богом, – это открытость и отзывчивость. Богу гораздо проще послать поток благодати тем людям, которые полностью раскрыты к миру и настроены на сопереживание ему, и та же открытость дает возможность человеку в максимальной степени проявить свою благодать и дать ее миру в тех местах, где мир особенно в ней нуждается. Если человек открыт, если он постоянно прислушивается к внешнему миру и сопереживает ему, поток благодати приведет его именно в то место и в то время, когда его личная, свойственная ему благодать будет в наибольшей степени необходима миру и будет воспринята с наибольшей естественностью и возвратной любовью.
Давайте же молиться так, чтобы встреча произошла. Чтобы благодать случилась. Чтобы возникла любовь. Ведь для этого надо совсем немного – в каждую из прочитанных молитв мы должны вложить хоть маленькую частичку своей души. И тогда нам ответят любовью.
Молитва для беременных женщин
«О Преславная Матерь Божия, помилуй меня, рабу Твою (имя), и прииди ко мне на помощь во время моих болезней и опасностей, с которыми рождают чад все блудные дочери Евы. Вспомни, о Благословенная в женах, с какою радостию и любовию Ты шла поспешно в горнюю страну посетить сродницу Твою Елисавету во время ее беременности, и какое чудесное действие произвело благодатное посещение Твое и в матери, и в младенце. И по неисчерпаемому благосердию Твоему даруй и мне, униженнейшей рабе Твоей, разрешиться от бремени благополучно; даруй мне сию благодать, чтобы дитя, покоящееся теперь под моим сердцем, пришедши в чувство, с радостным взыгранием, подобно святому младенцу Иоанну, поклонялось Божественному Господу Спасителю, Который из любви к нам, грешным, не возгнушался и Сам стать Младенцем. Неизглаголанная радость, которою преисполнилось девственное Твое сердце при воззрении на новорожденного Твоего Сына и Господа, да усладит скорбь, предстоящую мне среди болезней рождения. Жизнь мира, мой Спаситель, рожденный Тобою, да спасет меня от смерти, пресекающей жизнь многих матерей в час разрешения и да причтет плод чрева моего к числу избранных Божиих. Услышь,Пресвятая Царица Небесная, смиренную мольбу мою и призри на меня, бедную грешницу, оком Твоея благодати; не постыди моего упования на Твое великое милосердие и осени меня, Помощница христиан, Исцелительница болезней, да сподоблюсь и я испытать на себе, что Ты – Матерь милосердия, и да прославлю всегда Твою благодать, не отвергшую никогда молитвы бедных и избавляющую всех призывающих Тебя во время скорби и болезни. Аминь».
Св. праведным Иоакиму и Анне – о даровании ребенка
«О святии праведницы, Богоотцы Иоакиме и Анно! Молите Милосерднаго Господа, яко да отвратит от нас гнев Свой, по делом нашим праведно на ны движимый, и да безчисленная прегрешения наша презрев, обратит нас, раб Божиих (имена), на путь покаяния и на стези заповедей Своих да утвердит нас. Таже молитвами вашими в мире жизнь нашу сохраните и во всех благих благое поспешение испросите, вся к животу и благочестию потребная нам от Бога дарующе, от всяких напастей и бед, и внезапныя смерти предстательством вашим нас избавляюще и от всех враг видимых и невидимых защищающе, и тако в мире временное сие житие прошедше, в вечный достигнем покой, идеже вашим святым умолением да сподобимся Небеснаго Царствия Христа Бога нашего, Емуже со Отцем и Пресвятым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков. Аминь».
Молитва перед Феодоровской иконой Пресвятой Богородицы
«К кому воззову, Владычице, к кому прибегну в печали моей; к кому принесу слезы и воздыхания моя, ащене к Тебе, Царице Небеси и Земли: кто исторгнет мя из тины грехов и беззаконий, аще не Ты, о Мати Живота, Заступнице и Прибежище рода человеческого.
Услыши стенание мое, утеши мя и помилуй в горести моей, защити в бедах и напастях, избави от озлоблений и скорбей и всяких недугов и болезней, от враг видимых и невидимых, умири вражду стужающих мне, да избавлен буду от клеветы и злобы человеческия; такожде от своея ми плоти гнусных обычаев свободи мя.
Укрый мя под сению милости Твоея, да обрящу покой и радость и от грехов очищение. Твоему Матернему заступлению себе вручаю: буди мне Мати и Надеждо, Покров и Помощь и Заступление, Радость и Утешение, и скорая во всем Помощница.
О чудная Владычице! Всяк притекает к Тебе, без Твоея всесильныя помощи не отходит; сего ради и аз, недостойный, к Тебе прибегаю, да избавлен буду от внезапныя и лютыя смерти, скрежета зубнаго и вечнаго мучения. Небесное же Царствие получити сподоблюся и Тебе во умиление сердца реку: радуйся, Мати Божия, Предстательнице и Заступнице наша усердная, во веки веков. Аминь».