Канарские острова – острова Зелёного Мыса (Кабо-Верде)
Команда на борту:
Колмогоров Михаил – капитан
Колмогорова Зоя – боцман
Долганов Александр – матрос
Долганова Валентина – матрос
Прилетели на остров Тенерифе 29 ноября в разгар циклона. О силе ветра говорит тот факт, что огромный океанский паром шёл с острова Гран Канария вместо двух часов целых шесть. Нам нужно провести кое-какие ремонтные работы, закупить продукты и уйти на Острова Зелёного Мыса до начала следующего циклона, который ожидается 8 декабря. Отоварились продуктами в Карфуре. Если берёшь товара на сумму более 90 евро, доставка бесплатно. Работники приносят товар до самой яхты, сами бы мы весь день таскали. Одной питьевой воды 250 литров купили. С трудом рассовали всё по рундукам, ящикам и корзинам. Привезли покупки, правда, на третий день, и рис в фирменной карфуровской упаковке оказался с живыми долгоносиками, но это скорее досадные мелочи. Не берём в голову. В порту нет заправки топливом для яхт, заказал доставку маленьким бензозаправщиком на 1.5 тонны. Цена топлива 1 евро за литр. На борту порядка 440 литров соляры, 200 литров в баке и 240 в канистрах на палубе. Купили цветной эмали для наружных работ в маленьких баночках и нарисовали логотип своей яхты на стенке причала, так многие делают, кто отправляется через Атлантический океан.
Стартующие через Атлантику яхтсмены оставляют на стенках пирса свои граффити
04.12.2014. В морской полиции, которая находится в 200 метрах на территории порта, за пять минут оформили отход и в 14 часов 4 декабря отдали швартовы. Океан встретил волнением и 20-узловым ветром. Ребят немного укачало, поэтому на ночь решил встать на якорь в бухте Ля Галетас. Здесь в марине стоит яхта Виктора Языкова «Дочь Ветра», и он сейчас тут, но нет времени пообщаться. Ля Галетас находится на южной оконечности острова Тенерифе, дошли туда к 21:30. За 7.5 часов прошли 40 миль.
Выпустили 45 метров якорной цепи на глубине 8 метров. Бухта хоть и открытая, но от волнения защищает хорошо.
05.12.2014. Утром плотно позавтракали, подождали, пока всосётся у укачиваемых, и вышли в океан. Ребята уже прикачались, чувствуют себя намного лучше. Сразу вступили под паруса, как говаривал капитан Отто Коцебу. Ветер 22 узла с северо-востока. Поставили чуть зарифленную геную. Не форсируем парусность, идём пока 5.5 узлов, спешить уже некуда. Провёл инструктаж по спасательным действиям, нагнал жути. К 22 часам ветер усилился до 30 узлов, начало на волне прикладывать правой скулой, пришлось ещё зарифиться. Волны высокие, крутые и короткие, поэтому и прикладывает. В такой ситуации зарифленный парус гармоничнее даже в ущерб скорости. Не хочу, чтобы нервы были натянуты, как шкоты, мне ещё год плыть. Сегодня все стояли ночную вахту. На свежем воздухе, на ветерке самочувствие у ребят гораздо лучше. Я в свою вахту сплю по 20 минут, каждый раз заводя кухонный таймер. Просыпаюсь, обозреваю горизонт, завожу таймер и снова проваливаюсь в сон на 20 минут. Так делала известная одиночница Элен Макартур в кругосветной гонке. За двадцать минут ни один корабль не успеет приблизиться до столкновения. Вахту стоим в непромоканцах, свитерах и в тёплых носках, не жарко. За первые сутки прошли 126 миль. Нам нужно продвинуться на юг до островов Зелёного Мыса и не попасть в зону действия зарождающегося нового циклона.
06.12.2014. День выдался пасмурный, солнечные батареи и ветряк выдавали электричества только на обслуживание всех потребителей, и к ночи заряд в рабочей группе аккумуляторов упал до 12 вольт, пришлось два часа жечь соляру, чтобы восполнить запас энергии. Перед закатом на оба спиннинга село по рыбе. На одном сразу оборвало крючок, а на второй вытащили длиннопёрого тунца-альбакора на 20 с лишним килограммов. Наживками были кальмарка и воблер, обе сработали синхронно. Это к спору, какая наживка эффективнее. Разделывали рыбу два часа. Нарезали тартар на ужин и сварили уху, половину засолили, через два дня вывесим на леера балыки вялиться. По спутниковому телефону получаем невнятные прогнозы погоды от береговой группы поддержки. Пока ещё не научились чётко докладывать. А мы нервничаем, 8 декабря ветер уже обещали 32 узла. Правда и проходим по 145 миль в сутки.
Саша с длиннопёрым тунцом альбакором
07.12.2014. Ночью всю вахту рулил вручную, вспоминал, как это делается, а то разбаловался авторулевыми. В конце вахты догнала какая-то шальная волна, плеснула мне на спину, пару ведер закинула в кают-компанию и, пока плескалась по кокпиту, налила ведро в открытый внутренний иллюминатор Сашиной каюты.
Прошли половину пути. Жарю на обед туну, предварительно замариновав в соевом соусе. Жарить надо тонкими кусочками по 30 секунд с каждой стороны. Получается очень нежное мясо. Созвонился с Женей по спутнику, обрадовал матрос: так и будет дуть до Кабо-Верде. К болтанке уже все привыкли, аппетит хороший, спят крепко. Женщины читают и вяжут носки. Надо только не забывать выглядывать наружу по звонку таймера через каждые 20 минут.
08.12.2014. За несколько часов давление на барометре упало на 4 деления. Верховые облака движутся слева направо перпендикулярно низовому ветру. Это говорит о том, что погода ухудшится, и мы движемся к центру циклона, находящегося от нас по левую руку.
09.12.2014. Ночью оделся в непромоканец, вылез в кокпит и задраил за собой яхту. Порывы ветра достигали 45 узлов. Закрутил парус по самое не могу. Оставил метров 5 квадратных, и всё равно скорость временами достигала 9 узлов. Сидел в кокпите, привязавшись страховочной стропой, и наблюдал набегающие сзади 4-метровые валы. Авторулевой справился, молодцы баварцы. К 2 часам ночи зашли в глаз бури с ветрами до 15 узлов. Циклон ещё только зарождается, поэтому всё так быстро и хорошо закончилось. Паруса обезветрились при беспорядочном волнении. Пришлось завести двигатель и идти 5 часов без парусов, пока не задули устойчивые пассаты силою 18 узлов. Весь день отличный яхтинг под пассатами почти без волнения.
10.12.2014. В 04 часа завёл двигатель на 2.5 часа. Попутные пассаты такой силы не могут с помощью одного ветрогенератора компенсировать потери электроэнергии ночью. 13 часов, горизонт в дымке, тепло. Ветер почти стих, идём под двигателем. До Островов Зелёного Мыса один суточный переход. Поставил парус грот с завал-талью, верёвкой, которая не даёт гику летать над палубой. Гик – это тяжёлая металлическая штуковина, которая снизу расправляет парус грот. Грот при попутных курсах стабильнее, не так хлопает на волне, но опаснее, дольше рифится при усилении ветра. При плавании по ветру всегда существует вероятность случайного поворота фордевинд, что приводит к опасному перебросу гика с одного борта на другой. Это может быть чревато разрывом паруса или потерей мачты. Поэтому свободный конец гика притягивается через блок к подветренному борту с помощью верёвки, которая и называется завал-таль.
11.12.2014. Ночью скрутил грот, два часа шёл под двигателем для подзарядки аккумуляторов, потом раскрутил передний парус, геную на три четверти, так как ветер усилился до 25 узлов. Такая площадь генуи в самый раз, скорость 6 узлов. До цели осталось 50 миль. Светло становится в 07:45. Ночью стали залетать на яхту летучие рыбы. Одна залетела в кают-компанию через входной люк. Боцман отпустила её обратно в море. Вторая шлёпнулась на люк носовой каюты с таким шлёпотом, что я проснулся и подумал, что что-то от мачты отпало. Летучие рыбы здесь встречаются величиной с тихоокеанскую селёдку. В 11 дня, как водится, посчитались, за сутки прошли 139 миль. В 10 часов опять клюнуло на оба спиннинга. Без особых проблем вытащили двух махи-махи, маленькую и большую. Взяли на воблера и кальмарку, на крючки сели так крепко, что даже багориком не пришлось воспользоваться. Усыпили рыб джином под жабры, эффективно и гуманно. Острова показались в дымке за 6 миль. Скрутили паруса, завели двигатель, чтоб на ночь на якорной стоянке электричества хватило. В 18 часов зашли в бухту Порто Гранде острова Сан-Висенте. В западной части бухты расположен городок Миндело. Заякорились в гуще таких же морских бродяг, поели рыбы и рухнули спать.
Маленькие африканки встречают улыбками
12.12.2014. Утром послал команду в марину на разведку на тузике. Места в марине есть, стоимость с электричеством и водой 38 евро в сутки. Снялся с якоря и зашёл в марину под жёлтым (карантинным) флагом. Якорная стоянка, кстати, надёжная, глубины 4—5 метров, и якорь держит отлично, а вот в марине болтает сильно.
Кабо-Верде, остров Сан Висенти, марина Миндело. Находится в центре города. Стоянка 38 € в сутки. Вода, электричество, туалет, душ, заправка. Напротив рынок. В магазинах только самое необходимое. Канал для связи 72.
На подзарядку аккумуляторов за переход потратили 85 литров дизельного топлива. Заправка на входе в марину справа, стоимость за литр 88 евроцентов по карточке и 85 кэшем. Пресная вода стоит 2 евро за 100 литров. Канал для связи по рации 72. Оформление захода и выхода заняло не более часа. Местные полицейские очень спокойные и предупредительные. Всё это происходит в порту, в одном километре от марины. Почему-то не взяли 25 евро с человека для оформления визы. Может, мы что-то не так сделали? Но штампы захода и выхода в паспортах стоят. Позднее выяснили, что если приходишь по морю, визовый сбор не платишь. Купили местный ром под названием грог, 5 евро за 0.7 литра, очень даже неплох. Всё, пошли ужинать и слушать местную, как говорят, неземную музыку.
Аборигенки не разучились носить на головах тяжести
13.12.2014. Суббота. Решил выйти завтра после завтрака, а сегодня посетить африканский базар. Женщины носят рыбу в тазах на головах, как-то умудряются это делать без помощи рук. Рыба всякая: тунцы, бонито, мурены, сардины, попугаи. Местные овощи дороже привозных процентов на 25, но по качеству даже хуже. Интернет везде очень слабый, проблема фотографии отправить. Выбор в магазине яхтенных принадлежностей при марине крайне скуден, но удалось купить крышечку для клапана резиновой лодки Plastimo. Я не мог найти подходящую ни в Европе, ни в России, а здесь завалялась. Днём и ночью дует восточный ветер Харматан, приносящий мелкую пыль с африканской Сахары.
Давно здесь сижу