Вы здесь

Подросток: социальная адаптация. Книга для психологов, педагогов и родителей. Глава 1 Социальная адаптация подростка в обществе (В. Г. Казанская, 2011)

Глава 1 Социальная адаптация подростка в обществе

1.1. Гуманистическое предназначение подростка к будущему как цель социальной адаптации

«Всякое дыхание восхвалит Господа». Это библейское выражение говорит о многом. О том, что каждое живое существо, а тем более человек, имеет право на жизнь, и никто не должен у него ее отнимать или совершать над живым существом насилие. Каждый человек должен стремиться к высшим ценностям, обязан быть снисходительным к слабым, творить добро. О жизни человека, его предназначении многократно писали философы и психологи. Наиболее полно проблемы жизни и смерти человека, его самореализации отражены в экзистенциализме и гуманистической психологии. Гуманистические психологи видели в каждой личности неповторимость и уникальность. Для гуманистического направления характерно рассмотрение индивидуальности личности, а экзистенциального – психологии жизни и смерти, жизненных кризисов и жизненных взлетов. Саморазвитие, самопознание, жизненные ресурсы – это основные центры личности.

Гуманистическая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как С. Кьеркегор, К. Ясперс, М. Хайдеггер и Ж.-П. Сартр. Развитие и становление личности в гуманистической психологии рассматривается как творческий поиск человеком своего предназначения, согласия с собой, как актуализация своих возможностей. Представители гуманистического направления в психологии (А. Маслоу Г. Оллпорт, К. Роджерс и др.) рассматривали тенденцию к саморазвитию и личностному росту как изначальную потребность личности.

Специфическое осознание уникальности бытия отдельного человека, существующего в конкретный момент времени и пространства, определило формирование экзистенциального подхода к человеку. Экзистенциалисты подчеркивают, что каждый человек уникален и непостижим. Этот подход развивает идею о том, что, в конце концов, каждый человек ответственен за то, кто он есть сейчас и кем может быть в будущем. Как пишет Е. П. Кораблина, «растущая личность – это изменяющаяся личность, способная осознавать собственный опыт и находить решение жизненных проблем. В процессе роста личности расширяются ее возможности, углубляется понимание жизни, духовность и открываются новые перспективы. Никто не может помешать человеку, находящемуся в этом процессе, кроме него самого, поскольку все препятствия личностному развитию находятся внутри него, а не в его окружении».[3]

С точки зрения экзистенциально-гуманистического направления личность сама делает выбор между позитивными и негативными возможностями, сама несет за это персональную ответственность и именно в этом – потенциалы личностного роста. В связи с этим Ж.-П. Сартр писал: «Человек – не что иное, как то, что он делает из себя сам. Таков первый принцип экзистенциализма».[4] Выбор в данном направлении психологии всегда связан с решением фундаментальных (экзистенциальных) проблем, таких как жизнь и смерть, свобода и ответственность, смысл жизни и его утрата, общение и одиночество.

Каждый человек стоит перед задачей наполнить свою жизнь смыслом. Разумеется, уникальный человеческий опыт свободы и ответственности, придающей смысл жизни, не дается даром. Иногда свобода и ответственность могут быть тяжелой ношей. У человека есть свобода выбора, что делает его будущее непредсказуемым и тревожащим. С точки зрения экзистенциальных психологов, люди осознают, что они в ответе за свою судьбу и поэтому испытывают отчаяние, боль, тревогу и страх. Однако ради чего он делает тот или иной выбор, человек сказать может. Поэтому и будущая жизнь у одного как бы предначертана, так как он идет к одной цели, затем – к другой и так до конца своего существования. Какие он ставит цели, как они влияют на его настоящее и будущее?

Да и может ли он сформулировать цель? Особенно это касается подростка. Поэтому важно понять его психологию, сопоставление со сверстниками, выбор идеала.

Понимание смысла жизни человека изменялось в психологической науке в соответствии с ее развитием – от психоаналитического подхода к экзистенциально-гуманистическому. На современном этапе развития психологического знания появляется тенденция к большей интеграции понятий жизни в целостный опыт личности и признание значимости подобного опыта для личностного роста и самоактуализации.

Экзистенциально-гуманистическое представление о личности раскрыли Р. Мэй, И. Ялом, Дж. Бьюдженталь. Зародившаяся в XX в. философия и психология существования предстает в исследованиях К. Ясперса, М. Бубера, Дж. Марселя, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра и др. Для них стали важными такие категории существования человека, как жизнь – смерть, свобода – безопасность, общение – одиночество, смысл – его утрата. Муки, испытываемые человеком, кроются в его существовании. Если это существование бесчеловечно и вызывает постоянные переживания, то неминуемы отчаяние, страх смерти, чувство вины, отчуждение и депрессия. Чтобы этого избежать, человек должен сам отвечать за то, как он использует свои ресурсы, ведь познает и строит свою жизнь он сам. Понимание себя самого зависит от того, как он видит и понимает окружающий мир. Это необходимо для самосохранения и безопасности. Если человек понимает свое «Я» и «Мир», то он стремится к самоограничению, проявляет о себе заботу. Дж. Бьюдженталь подчеркивает необходимость участия самого человека в принятых решениях или их отвержении. Жизнеспособность людей зависит от многих умений: умения совладать с тревогой, бедностью, нанесенными другими людьми неприятностями, при душевной боли находить выход, особенно на новые виды деятельности, которые помогают ему отвлечься и надеяться на лучшее. Победить бедность и немощь требует от человека большой силы воли. Аскетизм, умение отказаться от излишеств и жить достойно – великое благо. Страдания помогают человеку понять самого себя и других, приводят к внутреннему поиску. Ведь «существует только сейчас» и «все есть то, что есть», «быть здесь – это все». Жизнь сейчас – это переживание данного момента, погружение в ситуацию, в которой находишься. Границы зла и добра определяются самим человеком в соответствии с тем, насколько они согласуются с окружающей обстановкой и требованиями других людей.

В отечественной психологии рассматриваемые вопросы тоже были предметом исследования. Например, Р. А. Ахмеров анализировал их в контексте возникающих кризисов. Один из главных контекстов интерпретации жизни и смерти, жизненных кризисов и жизненных взлетов – субъективный.[5] Это означает, что человек обладает сознанием, с пониманием ставит и реализует свои цели. Основным атрибутом субъекта жизни является активность. Активность проявляется как творческое отношение к своей жизни – жизнетворчество.[6] Ведущая активность человека определяет успешную самореализацию в различных жизненных обстоятельствах.

Сказанное выше убедительно показывает необходимость анализа того, как из подростка может сформироваться гуманный человек, насколько это важно для будущего общества, каковы условия и средства этого.

Казалось бы, подросток может сам определить границы зла и добра, найти критерии «правильной» жизни. Однако это не совсем так. Как показывает практика, он не умеет строить конструктивную среду общения, не может избежать конфликтов, отрицательно влияющих на его будущее, не может учесть различные факторы, положительно или отрицательно влияющие на его жизнь. Гуманистические положения психологов остаются декларациями, которые подросток не всегда понимает и принимает. Если к этому добавить объективные и субъективные условия взросления подростков, станет понятно, что главный показатель их конструктивной социальной адаптации – гуманность. Гуманными можно назвать такие черты личности, как человечность, человеколюбие, уважение к людям и человеческому достоинству. Иначе говоря, окружающие к подростку относятся так, как он относится к ним. Его предназначение, как, впрочем, и других людей, – жить по законам совести. Не попирать права других людей, не использовать их в своих корыстных целях, а начинать воспитание с самого себя. То есть гуманизм – главный критерий социальной адаптации подростка. Идеями человеколюбия, взаимопомощи, снисходительности к слабым и старикам проникнута гуманистическая психология и экзистенциальная философия. Жить без сострадания к сирым, больным, обижать животных – значит обрекать себя на одиночество, злость, обиды на других людей.

Гуманность должна пронизывать все стороны социальной адаптации подростка: юридическую (правовая грамотность), медицинскую (умение заботиться о себе и сохранять психическое здоровье), гендерную (взросление в соответствии с тем, кто ты: если женщина, то должна быть терпеливой, мягкой, уступчивой, заботливой, хозяйственной, чистоплотной, если мужчина – то выносливым, волевым, твердым в решениях, галантным и пр., т. е. в соответствии с мужской или женской направленностью личности), экономическую (способность к разумному экономическому поведению) и др. Все эти аспекты социальной адаптации подростка должны способствовать формированию его гуманности. Но, с другой стороны, гуманность, человечность способствуют социальной адаптации.

Однако социальная адаптация чаще всего носит спорадический и неорганизованный характер, не имеет единой общей программы формирования. Поэтому каждый подросток социально взрослеет в соответствии со своими индивидуальными критериями и нормами. Порой социальная адаптация протекает так, что не делает гуманным взрослого человека.

Социальная адаптация зависит от многих причин, в том числе социальных и экономических. К примеру, нестабильность существования в условиях экономических кризисов влияет не только на взрослых, но и на их детей. В современном обществе обострилось внимание к вопросам об источниках доходов: кто и как вкладывает в свое будущее. К сожалению, все больше обнажаются проблемы стратификации общества. Сформировались группы населения с разными материальными возможностями, с разными властными полномочиями, имеющие или не имеющие доступ к распределению благ. Так появились классы богатых и бедных (или находящихся за гранью бедности). Средний класс малочислен, а последствия экономического кризиса еще впереди. В этой ситуации мы вправе спросить: «Каким будет следующее поколение? Будет ли оно чувствовать себя счастливым и благополучным? Какие у него нравственные ориентиры? Каков тот моральный идеал, к которому должны стремиться подростки?»

Ответы на эти вопросы просты и сложны одновременно. Каждое поколение слышит от своих наставников: «Ты должен быть хорошим человеком!» Значит, надо к чему-то стремиться, быть активным, не делать зла другим. Но всегда ли активность подростка приносит пользу, а не вред? Как научить подростков жить для людей и принять все требования общества? Надо ли жить для других, попирая устои собственной семьи? Как вступать во взрослую жизнь, осознавать свои возможности, раскрывать их? Ведь взрослая жизнь не начинается и с понедельника или с получения свидетельства о неполном среднем образовании. Это процесс постепенный: в жизни подростка появляются новые устремления, ценности, желания.

Попытаемся ответить на некоторые вопросы. Вспомним известную истину: «Человек должен быть гуманным, жить праведно и ценить мгновения счастья». Но что это значит?

Гуманизм как ценностно-идеологическая система включает в себя высшие общечеловеческие ценности, которые сформировались в процессе развития человека и общества. Эти ценности получили название общечеловеческих, потому что в процессе жизни человек должен быть свободным и справедливым, обладать достоинством, быть трудолюбивым. Он не мог выжить, не будучи коллективистом, поскольку обязанности были распределены между всеми членами рода, на что, естественно, повлияла трудовая деятельность. Кроме того, надо было считаться с людьми другой национальности, чтобы торговать с ними и обмениваться продуктами.

Если гуманизм – это ценностно-идеологическая философская система, то гуманность – психологическое понятие, в котором отражается одна из важнейших черт направленности личности. Как обобщенная система взглядов, убеждений и идеалов гуманистическое мировоззрение ставит в центр человека. Иначе говоря, именно человек становится фокусом гуманистического мировоззрения. Отношение человека к окружающему оказывается не только оценкой мира, но и своего места в нем. Человек судит о том, какие ценности распространены в обществе, как они влияют на жизнеспособность других людей, принимает или отвергает их либо относится к ним индифферентно.

После выхода широко известной книги А. Печчеи «Человеческие качества» и создания им Римского клуба (куда помимо западноевропейской интеллектуальной элиты вошли и советские ученые) ЮНЕСКО взяло курс на конструктивное преодоление «кризиса образования» с позиций гуманизма.

Психологический словарь определяет понятие «гуманность» как обусловленную нравственными нормами и ценностями систему установок личности на социальные объекты (человек, группа, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания. Это реализуется в общении и деятельности как содействие, соучастие, помощь.[7]

Философский термин «гуманизм» был введен в научный оборот в 1822 г. немецким педагогом Ф. Хитхаммером. Один из русских религиозных философов, ученый-исследователь П. А. Флоренский говорил, что культура есть среда, растящая личность.

Понятие «гуманизация» употребляется, как показывает анализ литературы, в десяти значениях. Вот некоторые из них:

♦ название эпохи Возрождения в различных идейных учениях и направлениях общественной мысли;

♦ название области теоретического знания, которое отдает предпочтение гуманитарным наукам;

♦ характеристика образа жизни;

♦ обозначение нравственных качеств человека – чуткости, доброты, уважения;

♦ определение фактора всестороннего развития личности;

♦ выражение особого отношения к человеку как к высшей ценности жизни и др.

С позиций гуманизации смысл жизни человека состоит в его стремлении стать источником самореализации для других людей, стать им нужным и необходимым. В документе ЮНЕСКО «Воспитание в духе мира» отражены взгляды мирового сообщества на развитие человека. Главной целью, как записано в документе, является развитие таланта ребенка и формирование творческих способностей личности.

Проблема гуманизации становится актуальной в последнее время, так как сложилась неблагоприятная социальная ситуация. Смена общественного строя, изменение ментальности спровоцировали появление цинизма среди молодежи. Нередки криминальные поступки, рискованное поведение, опасное для жизни, часто – аутодеструкция, социальная пассивность, снижение интеллектуальной активности, национальный экстремизм молодежи. К сожалению, отъезд интеллектуальной элиты влияет на дегуманизацию населения. Такая ситуация мешает личностной актуализации, толерантности, созданию хорошего микроклимата в обществе.

Немалую ответственность за это несет школа и, несомненно, семья. Но в школе работают квалифицированные специалисты, которые должны понимать причину появления неблагоприятных факторов. Приверженцы гуманизма во всех странах мира отмечают необходимость разработки не только его концептуальных основ, но и конструирования новой социальной практики. В документе международного движения «За гуманизм» говорится, что надо творить истинную историю человечества. Только тогда не будет насилия и подавления людей. Главная ценность в мире – человек. Ни один человек не может быть выше или ниже другого. Гуманисты отвергают все формы физического, психологического, идеологического, расового, религиозного, сексуального насилия…

Стремление человека к самоактуализации заложено природой (по Роджерсу), и подросток проявляется в социальных процессах, а его развитие определяется усвоением опыта, даже отрицательного. Опыт изменяется, осмысливается, трансформируется. Подросток учится добру на своем собственном опыте. В этом смысле фраза гуманистов «Важно не то, что тебе сделали, а то, что ты сделал с тем, что тебе сделали» просто потрясает! По Роджерсу, разнообразный опыт меняет представление человека о себе. Реалистическое понимание себя приводит к объективному пониманию своих заслуг, неудач, кризисов. Напомним такие понятия гуманистов, как «организм», «поле опыта», «конгруэнтность», «самость». Организм – это биологическое и социальное человека. Организм действует в поле опыта. Поле опыта – это действия, замыслы, распространение на окружающее жизненной энергии. Конгруэнтность – соответствие между реальным, выраженным в поведении, и символическим. Конгруэнтность – это сумма реального, осознанного и выраженного в поведении. Самость – некоторая дифференцированная часть опыта, состоящая из сознательных ощущений и оценок «Я», мнение о себе в прошлом, настоящем и будущем. Развитие личности определяется усвоением опыта, изменением представления о себе, которое становится более реальным и адекватным.

Главное в человеке то, что помогает ему функционировать: открытость, реалистичность, личная ответственность, чувство собственного достоинства, принятие и уважение других людей, высокое самосознание. Для этого он должен быть искренним, открытым, позитивно относиться к другим (быть бескорыстным, заботливым, принимать других и т. д.).

Все отмеченное выше свидетельствует о том, что конструктивная социальная адаптация не может проходить вне процессов гуманизации. Что касается подростков, без гуманного подхода к ним, который требует видения в них Человека, Личности, Индивидуальности, способной принимать решения самостоятельно и отвечать за эту самостоятельность, воспитать гуманиста невозможно. Понятно, что в результате такой социализации подростки иначе воспринимают мир и себя в нем, становятся социально ответственными, добрыми и чуткими, терпеливыми и умными. Значит, чтобы подростки были гуманными, должна быть соответствующая социальная среда. Гуманную социальную среду создают родители, учителя, воспитатели, другие взрослые, а также сверстники. Критерием социальной адаптации подростка является направленность его личности на познание того, что помогает ему жить среди людей и для них. Гуманность подрастающего поколения проявляется в отношениях с близкими, сверстниками, слабыми и беззащитными, в том числе с животными, требующими от человека заботы. Значит, усвоение социального опыта, включение подростка в социальную жизнь должны сопровождаться гуманными условиями и отношениями.

В связи с этим следует подробно рассмотреть содержание понятий «адаптация», «социальная адаптация», «социализация», а затем перейти к направлениям социальной адаптации и ее средствам.

1.2. Понятие социальной адаптации

Социальная адаптация (лат. adaptare — приспособлять) – процесс приспособления и активного освоения личностью новых социальных условий или социальной микросреды, в которой она, личность, выстраивает новые психологические или социальные микроотношения. Адаптация, по А. А. Налчаджяну, – социально-психологический процесс, в результате которого личность приходит к адаптированности, т. е. таким взаимоотношениям, при которых личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенные потребности, оправдывает ролевые ожидания, предъявляемые к ней обществом, переживает состояние самоутверждения и свободно выражает свои творческие способности (Налчаджян А. А., 1988). В современной социологии и социальной психологии социальная адаптация чаще всего понимается как социально-психологический процесс, в котором адаптант (малая группа или личность) и социальная среда являются адаптивно-адаптирующими системами, т. е. взаимодействуют, активно влияя друг на друга. Толчком к процессу социальной адаптации становится проблемная ситуация, которая возникает при несоответствии прошлого опыта индивида требованиям новой социальной ситуации. Несоответствие возникает при использовании стереотипов поведения, что приводит не к успешной деятельности, а к отдалению от поставленной цели и желаемого результата. Для его получения нужна новая социальная деятельность.

Такая деятельность складывается из нескольких стадий: начальной, стадий терпимости, аккомодации и ассимиляции.

На начальной стадии индивид начинает осознавать, почему что-то не получается, почему социальная активность не приносит удовлетворения. Значит, надо вести себя по-другому, принять другую систему ценностей, усвоить новые социальные роли и пр. Однако психологически личность еще чувствует себя некомфортно.

На следующей стадии, стадии терпимости, личность, находясь в малой группе, проявляет терпимость, делает уступки. Однако человек не только осознает, почему активность не обеспечивает успех, но и пытается вести себя по-новому, проявляя толерантность и придерживаясь новых социальных правил.

На стадии аккомодации индивид признает и принимает основные новые ценности группы или социальной микросреды.

На стадии ассимиляции системы ценностей личности, группы и микросреды совпадают.

Успех адаптационных процессов зависит от того, на какой стадии находится адаптант. При изменении общественного строя, в период военных действий и т. п. адаптационные процессы должны быть более интенсивными, так как от этого зависит жизнь многих людей. Становится актуальной готовность к переменам, установка на их положительный результат.

В связи с этим следует отметить роль государства, образования в повышении социальных возможностей при адаптации. В обществе существуют институты и целевые программы, которые помогают молодежи быстрее адаптироваться к переменам. (Надо иметь в виду, что такие институты и программы действуют и в отношении других групп населения: военнослужащих, инвалидов, мигрантов, освободившихся из мест лишения свободы и др., которые должны быть готовы к переменам, что является основой жизненного успеха.)

Различают процесс адаптации и адаптированность как результат, итог приспособления к переменам, готовность включиться в новые сферы деятельности. Существуют субъективные и объективные критерии адаптированности. Объективные – степень реализации личностью норм и правил жизнедеятельности, принятых в данной социальной группе. Субъективные – удовлетворенность членством в данной группе, условиями, предоставляемыми для удовлетворения и развития основных социальных потребностей.

Непосредственная социальная среда – это семья, производственный коллектив, соседи по дому. Ее можно назвать микросредой, так как для конкретного индивида она специфична.

Процесс адаптации не прост. При адаптации личность и организация вступают во взаимодействие как сложные системы. На адаптацию влияют особенности предприятия, тип и организация труда, характер межличностных отношений, оплата труда, профессиональная расстановка кадров. На социальную адаптацию влияют особенности личности. В социальной адаптации можно выделить такие типы:

♦ профессиональная;

♦ социально-психологическая (ее можно разделить на юридическую и экономическую);

♦ адаптация к условиям труда.

Условиями профессиональной адаптации служат наличие профессиональных навыков и умений, личностные качества, необходимые для выполнения той или иной трудовой деятельности. Все это помогает индивиду быстро осваивать профессию и успешно трудиться. Профессиональная адаптированность проявляется в профессиональной квалификации, стабильности производственных показателей, удовлетворенности своим трудом.

Социально-психологическая адаптация – вхождение личности в малую группу, формирование отношений с другими, выработка ценностных ориентаций, достижение единства руководства и членов группы. В группе личность обязана осваивать социальные роли, вырабатывать социальные установки и позиции. Социально-психологическая адаптация позволяет индивиду адекватно воспринимать себя и устанавливать свои социальные связи. Поэтому социальную адаптацию следует рассматривать в контексте потребностей человека. Как известно, потребности характеризуют личность как пассивное и активное существо. С одной стороны, человек всегда зависит от условий своего существования: тепла, холода, пищи, климата, времен года, биологических часов и т. п. Но, с другой стороны, он предпринимает попытки избежать переохлаждения и перегревания, утоляет жажду и голод, регулирует активность в биологическом времени, адаптируется к увеличенным нагрузкам. Это органические, витальные потребности, удовлетворение которых дает человеку жизнь как биологическому существу.

Другая группа потребностей – культурные, духовные. Они различаются по уровню и требованиям, которые предъявляет к человеку общество. Значит, эти потребности социальные, поскольку развиваются они по мере развития общества. Наиболее интересна иерархия потребностей представителя гуманистического направления А. Маслоу. Несмотря на спорные стороны этой концепции, представленные в ней потребности показывают жизненную сущность человека, позволяют поддерживать равновесие со средой и стремиться к самореализации как высшему предназначению человека. Если витальные потребности являются основой биологического (физиологического) уровня адаптации, то культурные, духовные – основа социального. Рассмотрим некоторые теоретические подходы к адаптации.

Впервые природу адаптации рассмотрел швейцарский ученый Ж. Пиаже в «Психологии интеллекта», где интеллект трактуется как особая форма структурирования отношений среды и организма, определенная форма когнитивного поведения. Благодаря интеллекту возникает равновесие организма со средой, возникают системы активных жизненных операций. Интеллект влияет на гибкость и устойчивость организма. «Интеллект – это гибкое и одновременно устойчивое структурное равновесие поведения», – считает Ж. Пиаже.[8]

Он отмечал также, что все биологические процессы, кроме интеллекта, имеют адаптивную природу. При адаптации происходят ассимиляция и аккомодация. Психическая ассимиляция – включение объектов в схемы поведения, которые способны активно воспроизводиться. Аккомодация – приспособление поведения к определенной ситуации. При аккомодации достигается равновесие субъекта и объекта. Пиаже ввел в научный оборот принципы уравновешивания, адаптации субъекта и объекта.

Исследуя психологию дизонтогенеза, И. И. Мамайчук отмечает существенное значение для его психологического анализа принципа уравновешивания, адаптации субъекта и среды.[9]

Социальную адаптацию можно определить, исходя из общего понятия «адаптация». Это приспособление организмов к условиям существования, изменение чувствительности в связи с изменением раздражителя, приспособление субъекта к восприятию чего-либо; приспособление текстов, дидактических материалов к субъектам обучения. В биологии адаптация – это приспособление организма и функций организма (и их групп) к условиям существования; в физиологии и медицине оно обозначает также процесс привыкания.

С понятием «адаптация» связано и другое, более специфическое понятие – «адаптационный синдром». Это совокупность защитных реакций организма человека (преимущественно эндокринной системы) при стрессе. В адаптационном синдроме различают стадии тревоги (мобилизации защитных сил), резистепции (приспособления) (приспособление к трудной ситуации), истощения (при действии сильных и длительных раздражителей, что типично для стресса, о чем писал Г. Селье[10]).

Как пишут Ю. А. Александровский, Ф. Б. Березин, В. Г. Бушурова, А. Г. Маклаков, И. И. Мамайчук, А. А. Реан и др., адаптация способствует уравновешиванию организма и средовых факторов. Процесс уравновешивания происходит постоянно, поскольку организм испытывает воздействие многих факторов среды и своих собственных (сонное состояние и торможение при низком давлении, волнение перед экзаменом и умение его снизить и пр.). «Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, а также постоянно осуществляется процесс адаптации», – пишет И. И. Мамайчук.[11]

Как видно из приведенных определений, адаптация является свойством любых живых организмов и обеспечивает их существование. Существует несколько уровней адаптации: биологический, генетический, нейрофизиологический, социальный, психологический.

Биологическая адаптация может быть рассмотрена с позиции биологического приспособления человека на организменном уровне, т. е. с точки зрения биологических потребностей (например, состав пищи, температурный режим). К биологической адаптации относится бодрствование и сон, эндокринно-гуморальная регуляция.

П. К. Анохин считал, что все виды адаптации представляют собой систему, в которой все компоненты направлены на получение полезного результата.[12]

Понятием «биологическая адаптация» описываются реакции организма при приспособлении к экстремальным факторам среды. По мнению А. Г. Маклакова, адаптация эксплицирует определенную зависимость психической деятельности человека от внешней среды, когда объекты и явления внешней среды постоянно оказывают воздействие на человека и определяют условия осуществления его деятельности. При этом воздействия внешней среды имеют отрицательный характер. Нормально функционировать человеческий организм может только тогда, когда особенности внешней среды имеют незначительные колебания. Однако в жизни человека могут происходить такие процессы, которые грозят гибелью его организму. К примеру, изменение температуры тела на один градус в ту или иную сторону приводит к ощущению дискомфорта, а затем может оказаться симптомом болезни. Природные изменения также влияют на самочувствие человека. Низкое атмосферное давление вызывает замедленные реакции и сонливость. Биологическая адаптация позволяет человеку выжить как биологическому виду Homo Sapiens. В связи с этим адаптацию можно понимать как категорию принципа наряду с принципами активности, значимости, деятельности и др., поскольку вне адаптации человеческое существо (как и любое другое живое существо) жить не может.

В биологии известны такие явления, как мимикрия, которая помогает организму менять окраску или форму тела и за счет этого быстро приспосабливаться к окружающей среде. Известны исследования гомеостаза К. Бернаром и У. Кенноном. (Под гомеостазом понимается подвижное равновесие состояния какой-либо системы, сохраняемое путем ее противодействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам.[13])

Система психологической адаптации динамична и находится в развитии. Поэтому адаптация всегда связана с деятельностью. С одной стороны, деятельность человека оказывала влияние на его адаптацию, а с другой, чтобы адаптироваться к среде, человек вынужден был осваивать какую-нибудь новую деятельность. Например, спасаясь от холода, он должен был научиться не только добывать огонь, но и поддерживать постоянную температуру в жилище, строя печки, утепляя стены и пр. Значит, психическая адаптация связана с биологической. В результате этого происходит опосредование биологического социальным. Как известно, социальные факторы влияют на поведение человека через индивидуальные личностные особенности, которые формируются при участии внешних условий. Как говорят ученые, для человека нет такой среды, влияние которой не опосредовалось бы социальными факторами. Это находит отражение в реорганизации адаптированной активности личности. В процессе развития человека стереотипы поведения, сложившиеся на основе инстинктов, заменяются на более сложные психические акты.[14]

Психологическая адаптация показывает, насколько человек как существо, обладающее психикой, отражает окружающее, процессы адекватно реагирует на раздражители. Реализация потребностей требует от человека активности и избирательности установок и ценностей. Психологическая адаптация – это адекватное психическое отражение окружающего посредством ощущений, восприятий, воображения, мышления, памяти и пр., т. е. психических процессов, психических состояний, свойств личности. Психологическая адаптация – это процесс оптимального соотношения личности и окружающей среды при осуществлении субъектом своей деятельности. В психологической адаптации важен поиск, восприятие и переработка информации, что становится основой познавательной деятельности. А эмоциональное реагирование показывает отношение личности к получаемой информации и является наиболее интегрированной формой активности и социально-психологических контактов.

Социальная адаптация – не только приспособление к новым условиям, но и способность человека создавать их для комфортной жизнедеятельности. Социальное развитие человека происходит постоянно. Каждый акт общения людей между собой, каждое восприятие что-то добавляет к их опыту, и человек становится иным. Социальную адаптацию необходимо рассматривать в контексте духовных потребностей, ценностей личности и социализации как средства усвоения норм социальной жизни. Естественно-исторический процесс развития человечества происходит не как наследственная эволюция, а путем передачи социально-накопленных знаний, образа жизни, культуры от одного поколения к другому. Каждый человек в общении с другими усваивает культурные и духовные ценности. Именно поэтому возможности адаптации человека неразрывно связаны с содержанием его деятельности. Как социальное существо человек постоянно нуждается в человеческих контактах. Социальную адаптацию характеризуют сопереживание и удовлетворение потребностей в общении. Она является «надбиологической сферой» (Н. П. Дубинин), поскольку передает из поколения в поколение людей убеждения, этнические нормы и эстетические вкусы.

Ф. Б. Березин определяет адаптацию как «процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды».[15]

С точки зрения этого ученого, нарушение адаптации вызывает у индивида фрустрациоппую[16] напряженность и интрапсихический конфликт. При адаптационных нарушениях растет фрустрационная напряженность, что ведет к увеличению активности. Но если фрустрационная напряженность возрастает, то происходит рассогласование потребностей личности.

Интрапсихический конфликт возникает при противоречиях в системе потребностей, несовместимости и столкновении противоположных отношений личности. Именно столкновение противоречивых отношений, по мнению В. Н. Мясшцева, неизбежно приводит к увеличению риска нарушений психической адаптации. Это вполне естественно, поскольку направленность личности на значимых людей или значимые события должна быть вполне определенна в любой ситуации. Если это происходит не так, человек оказывается в сложной ситуации выбора, напряженность возрастает, адаптация нарушается.

Таким образом, механизмы адаптации выработаны в процессе длительной эволюции. Сбалансированность организма и среды возможна только благодаря адаптации.

Адаптация человека, следовательно, имеет такие уровни: физиологический, психологический, социальный. В свою очередь психологическая и социальная могут иметь такие формы: юридическую, экономическую, религиозную (культуральную, этническую) в зависимости от того, какие знания усваиваются и в какой сфере деятельности человек использует их.

Юридическая адаптация означает знание юридических прав, обязанностей, свобод и юридической ответственности. Экономическая адаптация предполагает осведомленность личности в экономических вопросах, знаний экономических прав и обязанностей. Религиозная адаптация – знания личности в области религиозных прав и обязанностей. Если человек придерживается соответствующего поведения, уважает религиозные обычаи другого, то говорят об этнической и религиозной толерантности (терпимости).

1.3. Социализация как процесс усвоения социальных норм и правил

Социализация – это изменение человека под влиянием общественных условий. Любые изменения, происходящие в человеке как социальном существе, приводят к появлению и развитию социальных признаков. Поэтому под социализацией следует понимать социальное развитие индивида – от ребенка до пожилого человека. При социализации происходит усвоение и воспроизводство культурных ценностей, проявление социальных норм и социальных правил. А. В. Мудрик полагает, что социализация приводит к саморазвитию и самореализации в том обществе, в котором человек живет.[17]

Задолго до введения в научный оборот понятия «социализация» отечественные психологи подчеркивали общественную природу психики человека. К примеру Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев еще в 30-е г. XX в. писали о том, что все психические функции имеют социальное происхождение. Используя исторический подход к изучению высших психических функций, Выготский доказал, что все они имеют культурное происхождение, зависят от конкретных условий жизни, традиций и обычаев. Стало хрестоматийным утверждение, что каждая психическая функция появляется дважды, сначала как внешняя, социальная, а затем как индивидуальная, внутренняя.

Человека окружает мир предметов, созданных предшествующими поколениями людей. А. Н. Леонтьев полагал, что овладение человеком этим миром есть процесс формирования человеческих способностей. Он осуществляется в ходе развития реальных отношений субъекта к миру. Эти отношения определяются социальными условиями, в которых живет человек. Ученый говорил о процессах социализации, которые определяют перспективы развития одной личности и человечества в целом. Но для того чтобы социализация проходила как творческое освоение мира и приумножение его ценностей, надо, чтобы мир был устроен справедливо и разумно.[18]

Социализация – это результат духовного общения человека с окружающими людьми, усвоения им общественных понятий, выработанных человечеством. Все врожденное, природное преобразуется, поэтому психические функции имеют социальное происхождение. Л. С. Выготский и А. Н. Леонтьев установили, что усвоение социального, исторически сложившегося опыта происходит в деятельности, а психика, соответственно, развивается в деятельности, имеющей историческое происхождение.

В содержании социализации отражается социальная среда, в которой живет человек. Ближайшая социальная среда человека – это общественная группа, к которой он принадлежит и которая составляет круг его непосредственного общения. В процессе социализации человек формируется как личность того общества, в котором он живет. Социальная среда предъявляет к личности такие требования, которые сформированы традициями, культурой, идеалами.

Проявление социального поведения у подростка разнообразно и мотивировано. Социальное поведение развивается в социальной ситуации и зависит от потребностей личности и ее мотивации. Например, подросток помогает детям детских домов или детям-инвалидам из жалости, сострадания, человеколюбия или потому, что не хочет отделяться от других одноклассников, решивших взять шефство над детским домом и т. д. Сформировавшиеся в определенном обществе ценности также влияют на социальное поведение человека.

Значит, социализация – это процесс социального развития, при котором личность усваивает все культурные нормы, выработанные человечеством на протяжении своей истории. Важно отметить и усвоение правовых норм, без которых личность не может существовать вне государства с его правовыми нормами. Государство вырабатывает правовые стандарты, культура создается живущим в нем народом, нормы поведения и общежития формируют личность, необходимую обществу в данное историческое время. Поэтому процесс социализации происходит в конкретных обстоятельствах, санкционируемых обществом, либо, в случае отклонения от общепринятых норм, не поощряемых или запрещаемых обществом и социальными институтами, социализация может быть искаженной.[19]

Анализ понятий «социальная адаптация» и «социализация» показывает их общее категориальное поле – социальную действительность, социальную ситуацию, в которой человек вырабатывает социальные нормы общежития, осваивает социальные правила, играет социальные роли, необходимые ему в процессе жизни. Как известно, социальная роль – это задаваемая обществом форма поведения, ожидаемая от человека, находящегося в определенных условиях или группе. Разные социальные ситуации задают разные социальные роли. Дома подросток играет роль ребенка или брата (сестры). Находясь на уроке, он становится учащимся. В других ситуациях подросток – лучший друг. Эти роли делают адекватными разные формы поведения человека.

Ситуации отличаются тем, что в них действуют правила, нормы поведения, характерные для конкретного случая (к примеру, в конкретных ситуациях действуют конкретные правила и нормы поведения). Одни правила представлены в виде запрещающих надписей: «В школе не курить». Другие даются детям как постулаты: «Уважайте пожилых», «Уступайте места инвалидам», «Не перебивайте взрослых». Третьи правила неявны, их усваивают в ходе совместной деятельности со сверстниками или взрослыми в конкретных ситуациях: как здороваться, как одеваться для официальной встречи, надо встать, если к вам обращается женщина или старший, нельзя громко разговаривать в официальной обстановке и пр.

Между тем следует подчеркнуть соотношение социальной адаптации и социализации. Адаптация может быть отнесена к общему психологическому принципу равно как активность, значимость, единство личности и деятельности и др. Адаптация – это свойство живой системы, способной к саморегуляции, которая приводит ее к устойчивости во внешней среде посредством постоянного приспособления к изменениям. Социальная адаптация человека как социального существа – процесс не механического приспособления к изменениям во внешней среде, а активного, личностного учета изменений, происходящих в человеке под воздействием людей.

Следовательно, если биологическая адаптация связана с биологическими потребностями организма человека в сне и отдыхе, тепле, кислороде, тех или иных химических элементах и обеспечивает существование человека как биологического существа, то социальная – с духовными, нравственными, аффилиативными (потребностью присоединиться к другим людям).

Можно выделить главные факторы, которые надо учитывать при анализе социальной адаптации. Во-первых, социальная среда включает в себя не только то, что исторически формируется под влиянием общественных изменений, но и действия людей как субъектов исторического процесса. Во-вторых, каждый человек как субъект свой жизни и деятельности оказывает влияние на социальную среду, создавая свою собственную. Поэтому можно сказать, что среды вообще для каждого конкретного субъекта не существует. Личность живет в своей микросреде, у нее появляется особая сущность, формируется личностная позиция.

В связи с этим напомним такие социально-психологические феномены, как влияние малой группы на личность и личности на группу, ингибиция и фасилитация, конформизм и нонконформизм. Эти феномены доказывают, что в микросреде у личности складываются свои микроотношения, что делает ее уникальной и неповторимой. Тем не менее надо отметить сходные для многих людей свойства (признаки) и средства социальной адаптации – ознакомление с юридическими законами, с ответственностью за их нарушение, соблюдение культурных правил или их нарушение. В педагогической и специальной психологии нарушение социальных правил принято считать девиантным поведением, а подростков с таким поведением относить к маргиналам или девиантам.[20] Социализация является процессом освоения человеком социальных норм жизни и включения его в социальную адаптацию посредством непосредственного и опосредованного выполнения им социальных ролей. Для социальной адаптации характерны механизмы, формирующиеся при социализации. На каждом этапе психического развития они зависят от возрастных и личностных ресурсов человека.

Однако вне социальной адаптации процессов социализации не существует, социализация отражает общие признаки социальной адаптации. Напомним, что в зависимости от содержания можно выделить такие формы социализации: экономическую, юридическую, этническую, религиозную, культуральную. В зависимости от условий, в которых она проходит социализация может быть школьной, семейной, профессиональной, смешанной и т. д.

Социально-культурный опыт образуется при взаимодействии человека с окружающим миром. Окружающая среда, в которой оказывается и социализируется человек, создает предпосылки для социальной адаптации, т. е. человек становится социальным существом, субъектом социальной жизни. В ней есть ресурсы, благодаря которым личность развивается и как бы встраивается в общественные процессы, образуя их. Но в социальной среде есть препятствия, которые мешают человеку чего-либо достичь, что, с одной стороны, активизирует его, с другой – создает трудности, т. е. личностно-значимые и переживаемые препятствия, которые называются фрустрациями.

Экономическая социализация – процесс усвоения знаний об экономике будущих субъектов экономической деятельности, формирование экономического поведения.

Культуральная социализация – процесс усвоения культурных правил, правил поведения в общественных местах. Она начинается в семье – первой социальной микросреде. Именно в семье закладывается будущее детей: отношение к жизни, раскрытие задатков как основы способностей, обучение труду, взаимодействию с людьми и пр.

Юридическая социализация происходит в процессе осознания того, что можно делать, чего нельзя, за что последуют наказания. Однако взрослеющая личность должна знать свои права, а не только обязанности. В общем виде – это право выбора своих целей в жизни, право быть любимым, окруженным заботой и вниманием. Такая социализация приводит подростка к юридической грамотности.

Этническая социализация – процесс усвоения этнофорами культуры своих предков, продолжение и приумножение традиций своего народа. Вместе с тем в семьях родители говорят на языке своего народа, который усваивает и ребенок. В мусульманских семьях девочек и мальчиков воспитывают по-разному. Народные традиции, народная одежда, народные привычки – вот то, что непосредственно влияет на процесс этнической социализации.

Наконец, религиозная социализация помогает подростку усвоить нормы духовной жизни. Религиозная социализация не всегда обязывает подростка быть глубоко верующим человеком. Но подросток обязан уважать права другого человека, если они не противоречат моральным, нравственным принципам. К сожалению, нарушение религиозных прав и свобод подчас провоцирует религиозный и этнический экстремизм.

С помощью каких механизмов происходит социализация? Подробнее об этом будет сказано ниже. Здесь только назовем их. Это импринтинг (запечатление, по К. Лоренсу), подражание, подчинение, внушение, научение, преодоление и др.

1.4. Взгляды ученых на социальную адаптацию и социализацию

Многие философы указывали на то, что социальная адаптация может быть гармоничной или искаженной в зависимости от качеств личности и условий жизнедеятельности человека. Почему так происходит? Почему одни требования усваиваются сразу, другие – с трудом, а третьи вообще становятся чуждыми и неприемлемыми? Например, традиции одного народа, перенесенные в другую культуру, могут вызвать удивление и быть непринятыми (например, обычай употреблять пищу без столовых приборов).

Основные характеристики социальной адаптации мы находим еще у Платона, Аристотеля, Гегеля, Фейербаха. Занимали они и философов более позднего времени – Ф. Ницше, У. Джеймса, Т. Парсонса и др.

Человеческая природа, отношения человека и общества были предметом внимания еще в античные времена. Платон, рассуждая о душе, отмечал зависимость человека от его душевной жизни. В христианстве человек понимался как созданный по образу и подобию бога, но грешным.

В философии XVII в. наиболее примечательными были взгляды Р. Декарта, Г. Гоббса, Б. Спинозы, Г. Лейбница и Д. Локка. Главными силами человека, с их точки зрения, были страсти (современные аналоги аффектов). Они направляли человека к полезному и оберегали от вредного. Таким образом, эмоции выполняли регулирующую функцию.

Просветители XVIII–XIX вв. считали, что разумное поведение зависит от инстинктов. Идеи развития человека, появившиеся в социологии и психологии в результате учения Ч. Дарвина, имели натуралистический характер. Ученые полагали, что все особенности человека, в том числе и социальные, передаются от поколения к поколению. Подобного мнения придерживались и русские ученые И. П. Павлов и В. М. Бехтерев. Однако другие, наоборот, признавали социальную природу человека. Примечательно, что еще Аристотель в трактате «О душе» характеризовал человека как политическое животное.

Значительный вклад в развитие теории социализации внесли философы-антропологи М. Шеллер, А. Гелен, Э. Ротхакер. В экзистенциальной философии М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр и др. положили начало гуманистическому пониманию смысла жизнедеятельности человека. Их идеи затем развили гуманистические психологи, о чем говорилось выше. Не обошли вниманием идеи социализации и русские философы Н. А. Бердяев, Л. И. Шестов. Для них альфой и омегой в человеке был разум человека, который помогает его адаптации. Но именно он же, по их мнению, способствовал пониманию того, что человек смертен, что после рождения его ждут болезни, опасности и страдания.

Рассматривая факторы социализации, одни ученые большую роль отводили биологическому, другие – приобретаемому. Но как то, так и другое представляло для развития человека определенную значимость. Предметом полемики оставалась дилемма чувств или разума. Началу современной теории социализации положили работы французского ученого Г. Тарда, который первым описал влияние социального на человеческие ценности и нормы поведения.

У. Бронфенбреннер и Э. Гидденс определяли социализацию как совокупность всех социальных процессов. Результат социализации, по Э. Гидденсу, – это становление личности, а по У. Бронфенбреннеру – способность быть членом общества. Американский социальный психолог Дж. Мид рассматривал социализацию как результат социального взаимодействия, при котором ребенок последовательно принимает роли «другого», «других», «обобщенного другого». А с точки зрения Т. Парсонса, опиравшегося на работы Э. Дюркгейма и М. Вебера, социализация представляет собой «вбирание» в себя общих ценностей в процессе общения со «значимыми другими», в результате которого следование общезначимым нормативным стандартам становится потребностью человека. Ученый отмечал сложность процесса социализации и рассматривал его в контексте понятия «адаптация». Он также писал о том, что социализация проходит через столкновение человека с трудностями, переживание непреодолимых трудностей, стремление личности сохранить свое лицо. В отличие от него американский социолог Ч. Кули исходил из того, что человек не только адаптируется к обществу, но активно участвует в социальных процессах.

Анализ научных источников свидетельствует, что понятие «социальная адаптация» предварило другое, введенное Ф. Гиддингсом, – «социализация». Он ввел это понятие в 1887 г. для обозначения социальной природы человека, которая изменяется в процессе его подготовки к социальной жизни. В словаре С. И. Ожегова дается такое определение адаптации: это приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, а социализация – «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизведения культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах».[21]

Подходы философов, социологов, психологов, педагогов к социальной адаптации и социализации различны. Философский подход к социальной адаптации подчеркивает роль среды и ее отражение в сознании. Социологи обращали внимание на функциональную предпосылку существования каждого общества. Процессы социальной адаптации и социализации предвосхищают появление той или иной формации, и наоборот: та или иная формация продуцирует нормы, правила общественной жизни, которые следует усвоить поколению. Педагоги рассматривают социальную адаптацию и социализацию с точки зрения педагогических задач воспитания. Надо воздействовать на личность такими методами, которые способствуют усвоению общественных норм и правил, установленных обществом. Универсальная задача воспитания состояла в формировании у молодого поколения лояльности по отношению к государственной системе, поддержании и выполнении правил и законопослушания. В психологии одновременно с содержанием, целями и процессом социализации изучались механизмы и факторы благополучной социально заданной и отклоняющейся социализации. Поскольку психология изучает не столько абстрактного человека, сколько реально существующего с индивидуальными и личностными особенностями, изучение социальной адаптации и социализации психологами осуществляется индуктивно-дедуктивным путем, т. е. изучается, как общие закономерности проявляются в конкретном индивиде, какие аналогичные особенности группы людей способствуют появлению нового знания. К примеру, у всех подростков из неблагополучных семей сходная ситуация: они не получают достаточного внимания, заботы и любви родителей, а это приводит к сепарации, отчуждению от дома, бродяжничеству, хулиганству, воровству и пр.

Итак, в XX в. в западной социальной психологии и социологии утвердилось понимание социализации как процесса формирования наиболее общих распространенных, устойчивых черт личности, проявляющихся в социально организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества. Понятно, почему социализация рассматривалась как функциональная предпосылка совершенствования каждого общества: ее задачей было приобщение людей к культуре, освоение навыков коммуникации, что возможно достичь путем научения. Научение способствует включению человека в социальную жизнь и приводит к усвоению требований общества.

Интерес к процессам социализации проявлял и представители многих наук, и, как мы видели, в первую очередь – педагоги. Это связано с тем, что школа является одним из институтов социализации. Потому цели педагогической деятельности – привить ребенку ценности данного общества и включить его в общественную жизнь.

Процессы социализации и воспитания в разные периоды исторического развития общества представлялись по-разному. Некоторые ученые преувеличивали возможности воспитания, полагая, что оно может все, даже «научить танцевать медведя». Преувеличение возможностей воспитания было свойственно философам и педагогам разных стран. К. Гельвеций, Д. Дидро, Э. Кант, А. Н. Новиков, Г. Песталоцци, А. Н. Радищев, Ж-Ж. Руссо и др. считали, что можно изменить все общество, воспитывая человека. Российский педагог П. Ф. Каптерев в усвоении системы знаний, норм и ценностей видел залог формирования полноценного члена общества. Н. Бердяев, Н. О. Лосский, В. В. Розанов и др. особое внимание уделяли нравственным качествам человека, развитие которых влияет на изменение общества.

Советский период во главу угла наук о человеке поставил формирование члена общества с заданными свойствами, с устойчивой моралью, преданного коммунистическим идеалам. Но и те ученые, которые не отличались ортодоксальными взглядами, видели необходимость воспитания человека, умеющего жить среди людей, не противопоставляя себя им.

Что касается социализации подростка, отечественные ученые настаивали на подчинении его обществу, игнорируя процессы гармонизации и раскрытие его потенциала. Трудности социализации становились закрытой темой, поскольку сложности взросления, кризисы подросткового возраста объявлялись прерогативой буржуазной морали. Девяностые годы XX в. поменяли парадигму образования. На передний план выступила свободная личность, способная сама творить свою судьбу. Большее внимание в процессе социализации ученые стали уделять инициативе в творчестве, анализу факторов социализации, определению пути в жизни, раскрытию потенциала личности, того, как принести больше пользы себе и людям.

Из всех теоретических учений наибольший интерес представляют взгляды 3. Фрейда и его последователей, основоположников теории научения и ученых-гуманистов. На этих взглядах стоит остановиться по причине того, что в процессе социализации подростка в сравнении с другими этапами онтогенеза есть специфические особенности. Да и разные теории раскрывают внутренние процессы социализации по-своему. Это следует понимать родителям и педагогам для оказания своевременной помощи подросткам и профилактики отклоняющегося поведения.

3. Фрейд отмечал влияние семьи на формирование поведения, усвоение социальных норм и запретов. Она, с его точки зрения, является приспособлением врожденных форм поведения к условиям существования в обществе. Человек контролирует импульсы, подавляет те инстинкты, которые не приветствуются обществом. Механизмы социализации состоят в психологических защитах, которые сдерживают и подавляют сексуальные инстинкты. Другой представитель фрейдизма – А. Адлер – главным в социализации считал социальное чувство, которое развивается в результате социальных контактов ребенка с другими людьми. Он рассматривал социализацию как преодоление чувства неполноценности.

С точки зрения Э. Эриксона, ребенок, социализируясь, оправдывает присущие среде, культуре и социальному окружению ожидания и надежды. Ученый предложил теорию жизненных этапов, которая показывает, с чем борется человек и чему радуется на каждом важном отрезке жизни. Эриксон выделил восемь ступеней в жизненном цикле. Центральное место на каждой занимает определенный кризис. К примеру, в возрасте полутора лет возникает кризис доверия, а недоверие преодолевается чувством безопасности. Если он не преодолевается, возникает чувство тревоги и незащищенности. На следующих этапах кризисы характеризуются инициативой, уверенностью в своих силах. Одновременно появляются вина и убежденность в своей неполноценности. Чувство вины и ощущение неполноценности проходят, если вырабатывается уверенность в себе, полноценно используются свои интеллектуальные умения. Кризисы могут еще больше усугубиться, если разрешаются неадекватно, так как у подростка нет ощущения собственной безопасности и уверенности в себе.

У подростка начинается кризис самобытной индивидуальности, потому что он не уверен в правильности выбора своей роли. Этот кризис разрешается, если подросток чувствует себя цельной личностью. Неадекватное разрешение кризиса происходит при ощущении раздробленности своей личности и неясном представлении самого себя.

Эриксон считал, что самый главный кризис подростка связан с обретением своей индивидуальности среди хаоса из-за того, что ему надо играть множество ролей. Если это удается плохо, то подросток начинает сомневаться в своей воле и своих возможностях.

В социокультурной теории К. Хорни подчеркивала важность внешних влияний на социализацию личности. Свои взгляды на личность она выразила, оппонируя своему учителю 3. Фрейду, причем резко возражала против противопоставления природы женщины и мужчины. Признавая значение детства в социализации личности, Хорни тем не менее отрицала универсальность сексуальности в развитии ребенка и характеризовала его со стороны двух потребностей – безопасности и удовлетворения. Главной для социализации оказывается все же потребность в безопасности, которая проявляется в необходимости любви, защищенности от враждебного мира. В этом отношении ребенок полностью зависит от своих родителей. Если они его любят, то ребенок ощущает свою безопасность и становится более спокойным и уверенным.

С точки зрения К. Хорни, многое можно объяснить поведением родителей: их безразличие рождает в детях неуверенность, безысходность, страдания, что принято относить к категории фрустраций. Поэтому у ребенка появляется базальная тревога. Она развивается на основе его чувства одиночества, беспомощности и незащищенности. Сумасбродство родителей, их насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, предпочтение братьям и сестрам провоцируют у ребенка враждебность к окружающему. Ведь, с одной стороны, он зависит от родителей и любит их, но с другой – обижен на них. Такое противоречивое состояние приводит к чувству вины и страху. А отношение к окружающему также становится нестабильным.

Компенсация базальной тревоги влияет на появление невротических потребностей. Они могут быть трех типов. Ориентация на людей создает уступчивый тип личности. Ребенок становится зависимым, нерешительным, беспомощным. Уступчивый тип личности в контексте базальной тревоги полагает, что если он уступит, его не тронут, – вот такова социализация. Ориентация «от людей» становится основой обособленного типа. При социализации такие дети придерживаются защитной установки, считая отстранение от всего возможностью будущего благополучия. Обособленный тип характеризует личность как незаинтересованную в контактах с другими людьми, которые стараются привлечь ее к какой-то совместной деятельности. Ориентация «против людей» приводит к появлению враждебного типа. Враждебный тип полагает, что все люди агрессивно к нему настроены. Такая личность стремится к власти и контролирует других людей, добиваясь почитания и восхищения.

Все это позволяет обратить внимание на причины появления детей-невротиков. Эти причины прежде всего возникают в семьях, где родители по отношению к детям используют тактики, способствующие появлению у них чувства страха, вины, нестабильности. Можно объяснить осложнение процесса социализации направленностью детей на внешнее – «на людей», «против людей» и «от людей».

Представитель теории научения А. Бандура полагал, что люди способны контролировать свое поведение через наблюдение. Поведение человека регулируется сложными отношениями с окружающим. Поведение, свойства личности и социальные воздействия взаимосвязаны. На поведение человека влияет его окружение, но и сами люди создают социальную среду. Ученый подчеркивал роль научения в процессе выработки навыков поведения и отводил при этом значительное место примерам. Бандура предполагал, что не только с помощью подкрепления можно приобрести новый социальный опыт. Наблюдая за событиями и поведением других людей, подросток проходит этапы социализации, предвидя будущие события и последствия своих действий.

Наблюдая, подросток учится саморегуляции. Приобрести навыки поведения можно и косвенным путем – с помощью моделирования, составления картины будущих действий, внутренних установок. Затем такое моделирование приводит к реальным действиям. Подросток тревожится и осуждает себя, когда нарушается процесс его социализации.

Таким образом, усвоение социальных ролей и социальных правил возможно только с помощью других людей посредством научения, подражания, волевых усилий в различных условиях и социальных институтах. Процесс социальной адаптации и социализации был предметом рассмотрения ученых различных школ. Цель социальной адаптации состоит в формировании гуманистической направленности подростка.

В этой главе мы анализировали самые общие вопросы социальной адаптации. Далее мы остановимся на том, как происходит социальная адаптация в значимой для развития подростка учебной деятельности в школе, в семье, в общении со сверстниками, педагогами и родителями.