Вы здесь

Подлинная история времени без ложных вымыслов Стивена Хокинга. Значение слова время. Значение слова национальная идея. УСЛОВНОСТИ СИСТЕМЫ СЧЕТА (В. П. Бутромеев)

УСЛОВНОСТИ СИСТЕМЫ СЧЕТА

Час – как одна двадцать четвертая часть дня-суток – явление условное и случайное. Как случайно и его деление на шестьдесят минут, а минуты на шестьдесят секунд.

Все эти условности связаны с системой счета в древнем Вавилоне, заимствованной халдейскими жрецами, по-видимому, у шумеров. Доискаться до причины, почему сутки делятся не на десять, не на двадцать, а именно на двадцать четыре части, а час не на сто, а на шестьдесят минут, а минута на шестьдесят секунд – очень трудно. Так сложилось.

Это сравнимо только с тайной словообразования. Понятно, почему у медведицы – медвежонок, у лисицы – лисенок, у лосихи – лосенок, у волчицы – волчонок. Но у лошади, коня, кобылицы – не лошаденок, не коненок и не кобыленок, а жеребенок. И у курицы не куренок, а цыпленок. Оба эти отклонения еще можно понять. Кобыла жеребится, птенцов курицы сзывают «цып-цып». Но на вопрос, почему у человека, мужчины, женщины, мужика, бабы – ребенок или дитя, можно найти только статью в полторы страницы в этимологическом словаре, в которой много самых странных предположений и нет ответа.

Система счета происходит из сопоставления человеком своей зримо самой малой, но многочисленной части – пальца – с предметами внешнего мира. Пальцев пять на одной руке, десять на обеих, двадцать на руках и ногах. Особое значение имеют числа один-два, как модель удара сердца, как модель явления есть-нет, противопоставление равнозначно удвоенного один-два и ко всему еще два глаза и два уха. И цифры три – я, моя женщина, мой ребенок.

Откуда у халдейских жрецов или шумеров взялись основополагающие двадцать четыре, двенадцать и шестьдесят? Может быть, шестьдесят это три раза по двадцать пальцев на руках и ногах или просто все пальцы у меня, моей жены и моего ребенка, двенадцать – это эти шестьдесят, разделенные на пять пальцев одной руки, а двадцать четыре – это те же двенадцать, умноженные на два. Или двенадцать – это дважды взятое по три раза два. Или число фаланг основных четырех пальцев руки (без фаланг большого пальца, которым эти двенадцать фаланг пересчитывают).

То, что цифры двенадцать, двадцать четыре, шестьдесят играют особую роль, впутываясь в ряд основополагающих один, два, три, пять, десять и их производных, конечно же, имело некую неслучайную историю. Возможно, шестьдесят это три части небесного круга Солнца, который равен 180 видимым диаметрам Солнца. Но присутствие их в системе счисления времени, скорее всего, случайно.

В дне-сутках могло бы быть двадцать или двадцать пять, или тридцать часов. В часе пятьдесят или сто минут, а в минуте столько же секунд.

И человек, повинуясь таинственному внутреннему велению, прислушиваясь к ударам сердца, выражает осознание своего существования, подсчитывая дни, месяцы и годы и делит дни-сутки на двадцать четыре части – часы, а их на шестьдесят минут, а минуту на шестьдесят секунд, каждая из которых есть повторение сжатия-разжатия его сердца, отзывающееся в мозгу подсознательными мыслью-словами «я есть – я живу».