Вы здесь

Подлинная история Куликовской битвы. Глава третья. История с архитектурой (А. З. Синельников, 2018)

Глава третья. История с архитектурой

Но вернемся к истории.

К XII веку интенсивная экспансия расширения первичного ядра закончилась, и государственность закрепилась на всех трех плацдармах. Крепко встала на ноги Белая Русь, приняв на себя роль торгового и сакрального форпоста. Укрепилась Малая Русь, став надежным тылом и центром воспитания воинских структур. Начала активный рост Русь, превращаясь в мобилизационный центр будущей внешней экспансии. Большая Скифия завершила процесс формирования как государство. Малая Скифия оформилась как плацдарм прыжка для внешней экспансии. Время прыжка за пределы племенных интересов пришло. Началось формирование двух систем воинских сил.

Первой – воинских сил внешней экспансии, и второй – воинских сил внутреннего порядка. Условно назовем их Орда и Орден. От общего корня «орд» – порядок. В этом нет ничего нового. Загляните в любую энциклопедию или словарь.

«Понятие „орден“ (нем. Orden, от лат. Ordo – порядок, строй) подразделяется на четыре значения:

1. Знак отличия, почетная награда за особые заслуги. Значение ордена как знака отличия восходит к светским орденам европейских монархов XV века, подражавшим духовно-рыцарским орденам.

2. Обычное в средневековой Западной Европе обозначение сословных групп, четко различающихся по своим правам, функциям, образу жизни. Начиная с XI века общество разделяли на три ордена: молящихся, сражающихся и трудящихся.

3. Название некоторых тайных обществ, например, масонский орден.

4. Военно-монашеские организации, возникшие в XII веке в эпоху крестовых походов с целью защиты паломников и больных при христианских святынях в Палестине. Позднее сосредоточились на ведении „святой войны“ за Гроб Господень, борьбе с „неверными“ в Испании и Прибалтике, подавлении еретических движений. Идеологом „воинства Христова“ (лат. militia Christi) выступил святой Бернард Клервоский: „Великое счастье умереть в Боге, счастливее тот, кто умирает за Бога!“» (БСЭ).

Итак, первое, что мы отметим. Понятие «орден» прекрасно существовало до «крестовых войн», то есть до XII века, но обозначало сословные группы, имеющие четкие различия, то, что именуется кастами. При этом было их три: молящиеся, сражающиеся и трудящиеся. То есть касты жрецов (волхвов, священников, друидов, ведунов, шаманов и пр.), воинов и кормильцев.

Второе: понятие «орден» восходит к понятию «порядок». Точно так же от этого понятия произошли такие слова: ордер – официальный документ, содержащий приказ, предписание, распоряжение; ордер архитектурный – определенное сочетание несущих и несомых частей стоечно-балочной конструкции, их структура и художественная обработка; ордер – регламентированное командующим расположение кораблей при выполнении задачи.

К этому же ряду относится и понятие «орда».

Первоначально понятие орден относилось не к самим братствам, появляющимся в XII веке, а к регламентирующим их жизнь уставам, говоря о порядке его исполнения. Потом в западной литературе и историографии оно заменило сначала понятия «свод» и «устав», а затем и само понятие «братство». Сегодня мы понимаем его как название военно-монашеских организаций.

Подведем промежуточный итог. Этап первичной экспансии, при котором хватало малых дружин наемных воинов, окончился формированием Большой Скифии – метрополии, состоящей из тройственного союза, и Малой Скифии – плацдарма для большой внешней экспансии. Назрела необходимость реформирования воинской касты для осуществления колониальных захватов при поддержании внутреннего порядка в самой метрополии. Система политических и экономических интересов потребовала разделения воинской силы на две, при этом сохраняя принцип формирования братского, дружинного типа, на кровной клятве. На понятии кровных братьев, братьев по оружию, побратимов, отказавшихся от семьи и внешних друзей ради воинской службы. Появляются братства и дружины – две основы новых воинских формирований. Ордена и Орды. Начинается тотальная мобилизация мужского населения по добровольному принципу.

В самом тройственном союзе принцип государственности на основе абсолютной власти доминирует. Создается Владимиро-Суздальская Русь под рукой Андрея Боголюбского, Новгородская республика на принципах вечевой демократии и Предстепная Артания – полукочевой воинский стан.

К XIII веку определились три мобилизационных района для формирования воинских сил внешней экспансии, базирующихся на основе трех государственных районов.

На основе Славии (Белой Руси) – Белая Орда, Куябии (Руси Малой) – Золотая Орда, и Артании (Руси) – Синяя Орда. Большая Скифия стала Большой Ордой.

Началось формирование походных дружинных подразделений: конных орд – упорядоченных конных формирований большой концентрации в основном в Артании, имеющей неограниченный запас коней, степные выпасы и умение обращаться с конями; тяжелой пехоты, формируемой в основном в Куябии за счет медвежьих воинских родов, выученных в лесных массивах; и ладейных ватаг и ушкуйных дружин для действия на водных просторах, организованных в Славии.

Первый контингент нам хорошо знаком. Это ордынская конница.

А вот об остальных двух – отдельные пояснения.

Отступление. Звериное

Если мы заглянем в далекие давние времена, которые называют сейчас «мрачным средневековьем», на обширных землях, известных нам сейчас как Франция и Германия, правила династия волшебных королей. Называли их Меровинги, и вели они свою родословную от первого короля из их рода – Меровея (Меровеха или Меровеуса). Кто он и откуда взялся, все это осталось загадкой и тайной, даже имя его – загадка, потому как состоит из двух слов: «мать» и «море». Придворные историки написали ему удивительную сказку, что был он рожден женой короля Клодио от морского чудища, которое похитило королеву и от которого она забеременела второй раз. Ну, на то они и придворные историки.

Это тем не менее не мешало правителям древней Европы, в разрез со всеми придумками царедворцев и в разрез со всей современной исторической наукой, считать себя троянцами, а точнее, союзниками троянцев – аркадийцами. Что в переводе означает «медвежий народ». Мимоходом отметим, что в этих местах медведь раньше считался священным животным и был предметом таинственного культа и ритуальных жертв. Одним из главных центров таинств Ардуины, богини Медведя, был Люневиль, где католическая церковь долгое время безуспешно обнародовала приказы, запрещающие культ этой языческой богини. Кроме того, имя «Урсус» («Ursus») – «медведь» по-латински – было дано или заменено документам всех королевских династий.

Еще один поразительный факт – это то, что по-галльски слово «медведь» произносится «арт» («arth»), откуда и происходит имя «Артур» («Arthur»). Это персонаж другой легенды, со всеми его рыцарями, волшебником Мерлином и волшебным мечом. Знаменитый король Артур был современником Меровингов и также принадлежал к тому же мистическому циклу о медведе. Вообще медведь – это прозвище зверя, поедающего мед. Он еще назывался Бером и многими другими именами.

Откуда же взялись все эти роды?

Королевские летописцы и так называемые объективные историки соседних, то есть порабощенных, народов и современники-враги, как это ни удивительно, сходятся в своих версиях появления Меровингов, Артуров и других королей в Европе.

Пришли они во главе племен завоевателей, известных нам как древние германцы. Но вот дело в том, что германец – это не племенное название: это кровник, побратим, кровный брат, как было принято называть себя у воинских дружинников. А как же назывались племена?

Сикамбры – так называли они сами себя. Что это? Племена, воинские образования, народы… или так их теперь переводят историки. О необычайной способности французского языка искажать первоисточник до полной неузнаваемости мы говорили на примере Гуго де Пейна (Гога Поганого) и Эсташа Шенье (Евстафия Собаки).

Появились эти сикамбры из-за Рейна и обосновались для начала на территории Арденн и современной Бельгии, в области, которая стала называться королевством Австразия, в центре которого находилась современная Лотарингия. Совершенно непонятным, для историков образом вся эта Орда никого не резала, не мучила, не покоряла. Дикие, одетые в шкуры галлы, вооруженные каменными топорами, полюбили их как родных и в порыве страсти начали с ними активно ассимилироваться. Великая Римская империя тоже как-то сразу поняла, что ее закат близко и что надо дружить с непонятными сикамбрами, дабы те сдерживали до поры до времени всяческих вандалов и варваров. А то, что они сами язычники, – это всех мало смущало. Зато, как пишут в диссертациях, жили они мирно и плавно перехватили скипетр правления из дряхлеющих рук римских прокураторов и имперских чиновников, а те, мол, с умилением смотрели на скачущего по Риму с развивающимися волосами короля язычников Дагобера.

По уровню цивилизации дикие эти ребята, человеческие жертвы приносящие, сырое мясо жрущие, что с них взять – медведи, приблизились за несколько десятков лет к Византии и начали чеканить монету.

Внимание! Монету, и не просто чеканить, а на монетных дворах, вот так, во множественном числе. И не просто монету, а золотую монету, с вычеканенным на ней равноконечным крестом. Нет, я не оговорился, язычники чеканили монету с Иерусалимским крестом за тысячу лет до захвата крестоносцами Иерусалима, да еще в таком количестве, что ею до сих пор все музеи мира завалены. Эти дикари, непросвещенные воины лесов и северных морей, построили в Париже и Суассоне прекрасные амфитеатры «в римском стиле», хорошо хоть язык у историков не поворачивается приписать их римлянам. Вели сельское хозяйство и торговлю по Средиземному морю и Северным морям и создали ремесленное производство.

Окруженные нимбом из тайны, легенд, магии и сверхъестественных сил, что сопутствовало им на протяжении всей их жизни, Меровингские короли и их соседи совершенно не походили на других правителей. Эти короли хотя и были верховными правителями королевства, никто не заставлял их – да от них это и не требовалось – входить в практические детали своего дела. Их роль состояла прежде всего в том, чтобы «быть», а не «делать». Царствовать, не управляя. Короче, воплощать в себе символ, быть ритуальной фигурой и королем-священником одновременно.

Управление и хозяйственная деятельность предназначались человеку, не принадлежавшему к королевской династии, своего рода канцлеру, называемому майордомом (домоправителем). Структура королевского режима эпохи Меровингов несколько напоминает некоторые современные конституционные монархии или двор походного воеводы при наместнике-правителе на местах.

Правители были полигамными и содержали роскошные гаремы. Даже когда аристократия, уступив нажиму церкви, решилась принять строгую моногамию, монархи отказались следовать этому, а церковь, что очень любопытно, не протестуя, согласилась закрыть глаза на эту привилегию, о чем один английский историк, удивляясь, написал следующими словами: «Почему полигамия была молчаливо одобрена франками? Быть может, мы имеем здесь дело с древним обычаем королевской семьи, семьи такого ранга, что уже никакой, даже самый выгодный династический брак не сможет еще более облагородить ее кровь, и она не может быть осквернена кровью рабыни… Родится ли королева в королевской династии или от куртизанки – это не имело значения… В его собственной крови находилась эта сила рода, и все, кто принадлежал к нему, разделяли ее…». Другие историки спрашивали себя: «А может, Меровинги – это германская династия Heerkonige, выходцы из древней королевской династии времен великого переселения народов?». Но сколько королевских семей в мире обладало такими привилегиями, и почему Меровинги имели на это больше прав, чем другие? Каким образом их кровь наделяла их такими исключительными правами? Может, поискать ответ в Салической, Тюрингской, Саксонской, Рипуарской и других «Варварских Правдах», по которым жили на землях Европы? Или проще взять и почитать Русскую Правду, чьим дубликатом, копией – или назовите как хотите – являются все остальные? И найдем там без особого труда, кто, как и откуда, и про все, что вроде бы загадка, и даже про полигамию у князей, конунгов, ханов и коэнов. У всех походных воевод.

Все эти потомки медвежьих родов очень похожи на мифических Илюш Муромцев и других аргонавтов.

Эти самые аркадийцы, если верить трудам Птолемея и Вергилия, вместе с ахейцами воевали еще против македонцев. Ксенофонт и Полибий прямо говорят, что были они, подобно финикийцам, народами моря, относились к представителям общества не утонченного и не прогрессивного, то есть были воинами со всеми вытекающими последствиями.

Много чего связано в Европе с медведями, начиная с восстания «принца Урсуса» и кончая тайной Святого Грааля. Дагоберт II и Годфруа Бульонский, рыцари Храма, Лотарингский дом – и это все звенья той самой цепочки, которая связывает аркадийцев и их потомков с нами.




«Я вижу меч гнева Божия, висящий над этим домом», – сказал однажды епископ Альби Сальвий Григорию Турскому, указав на дворец Хильперика I.

Он не знал, что Альбигойские войны еще впереди и что единственную защиту жители Лангедока и их друзья найдут у потомков медвежьего народа.

Вернемся к символическим медведям, потому что медведь у народа посвященного соответствует такому символу, как nigredo, что значит первоматерия, и, таким образом, по всем законам мистики и знаний относится к начальным этапам, к хаосу, к тому времени, когда ничего не было, или к тому времени, про которое мы ничего не знаем; значит, с них и начнем.

Все эти знатоки меда (меда веды), Арты, Беры, Урсусы, Локисы и многие другие, ласково на Руси называемые Мишкой, непросты были, ой, непросты.

Одно славянское имя «Бер» чего стоит: это имя Бога Велеса. «Рожденный» значит, отсюда его другое имя – Святибор – и сакральный смысл, потом проявившийся в словах «беречь», «оберег», «берлога». Он так и в другие языки вошел: bar/bear, и слово «бурый» от него.

Это Один – скандинавский Бог, и Велес – славянский, и аркадская Артемида, и ее жрицы, и греческая Аталанта, и кельтская Артио, и божественный Арктур.

«Князь зверей» является символом святых Колумбана, Урсина и Сергия, а с вьючным седлом – Корбиниана, Хуберта и Максимина Трирского.

Остались медведи на гербах замков, принадлежащих тамплиерам, олицетворяя, как написано в их гербовниках, защитника Абсолютного Добра. Но сама принадлежность к ненавистным тамплиерам сослужила им далеко не лучшую службу и вреда принесла, пожалуй, больше, чем пользы. Примером тому служит история испанского города-замка Тобосо, упомянутого еще Сервантесом в его эпохальном «Дон Кихоте». Каждый помнит Дульсинею Тобосскую. Само название этого города состоит из двух слов: татарник, колючка такая, – «тоб» и медведь – «осо». Тобосские дети до сих пор твердят старую поговорку: «Тобосский герб украсят впредь куст колючки и медведь». Только вот в гербе города, незаметным таким движением руки фокусника, этот самый «осо», медведь то бишь, сменился в одно мгновение на оленя, незнамо каким образом там взявшегося. Такие вот чудеса.

На ближайших же соседей Москвы – смолян – Сигизмунд III еще совсем недавно жаловался: «Напрасно говорить с этим медвежьим народом».

А теперь опять обратимся к точной науке геральдике.

Ну, во-первых, всем известный ярославский медведь в серебряном поле, на задних лапах и с секирой (протазаном).

Как-то сразу вспоминается некий хорошо знакомый образ: «бер с секирой». Это кто ж такой? Берсерки, да неужто? Они, они, воины-оборотни, воины, не было которым равных в бою. И ходили они в медвежьих шкурах, чтобы даже тени сомнения не было, чьи они дети и внуки. Это они знали магию Святого Спаса, оберегающую от мечей и стрел. Это их волхвы варили в волшебных котлах, упоминаемых в кельтских сказаниях, стоявших на столах у короля Артура и вождей шотландских кланов, волшебные зелья. В этих трех котлах купаются и красавцами выходят, в них мертвых воинов оживляют, из них воинам чудесной силы прибавляют, да мало ли чего еще в этих котлах делают. Запомнил народ, как ни выжигали эту память, и берсерков, воинов-оборотней, и воинов-Вравроний, жриц богини охоты, одетых в медвежьи шкуры.

Значит, первое, что приходит на ум, – ярославский берсерк, или медведь с секирой. Да и у всей Куябии, Владимиро-Суздальской Руси – медведь в алом поле.

Рядышком самогитский в золотом поле черный, стоящий на задних лапах медведь с красными глазами и языком.

А совсем неподалеку новгородские в серебряном поле два черных медведя, поддерживающие золотые кресла с красной подушкой. На ней стоят перекрещенные: с правой стороны – скипетр, а с левой – крест. Над креслами золотой трисвещник с горящими свечами; в голубой оконечности щита две серебряные рыбы, одна против другой.

Пермский: в красном поле серебряный идущий медведь, на спине его золотое Евангелие, на котором серебряный крест с четырьмя лучами. Ну, этот уже посмирней, потише, такой же когда-то и в тверской печати был, наравне со Святым Георгием и двуглавым орлом; это до того, когда ей корону на троне в гербы определили.

А где еще? В Берлине и Берне, Борисоглебске и Кенигсберге. В Ангальте, у семейства Орсини, хорошо известного по всей Европе родовитостью и древностью дворянства, он в лапы даже розу взял. Хотя, я думаю, скорее не из миролюбия, а чтобы подчеркнуть свою принадлежность к Ордену рубиновой розы, в Англии трансформировавшейся в Алую розу. Да и само имя Орсини означает «медведь».

А уж как вытравливали, выжигали и вырубали в прямом смысле слова память об этих зверюгах и о том, откуда они взялись, – так, надо ж, все равно, хоть и в мизерных дозах, но сохранилась.




В Берне вон придумали, что имя городу дал местный герцог, убивший в этих краях медведя где-то в 1191 году. Только вот имя этого герцога было Бертольд, то есть «медвежий рык», да и «Медвежья яма» – место, где живут «почетные отцы города» – медведи, плохо вяжется с их убиением. И монету древний город-крепость чеканил с забавным названием «Бацен», получившим это название по изображению на нем все того же самого Мишки.

Тобосо мы уже здесь упоминали, так что ареал обитания медведей расползся по всей карте.

При постоянной чистке геральдики, при постоянной ее перерисовке и подмене вообще странно, что их всех во львов и оленей не превратили или на пушки и троны не поменяли.

Вон Святому Бернарду Клервосскому, символом которого наравне со скованным драконом и тремя митрами был улей, приписали намек на сладость речей и даже название изобрели – «Медоточивый доктор». А о том, что у него и его бернардинцев, чаще именуемых цистерцианцами, девиз был «Страданьями купим успокоение», а символом под девизом «Наслаждение через боль» по древним правилам является медведь и пчелы, внезапно все забыли.

Да и аналогии с пчелами Меровингов и Барберини (мало того, что «медвежий варвар», так еще и в гербе пчелы) могут далеко завести.

Где-то там, в глубинах древних мифов о праотце тюркских ханов, да и всего тюркского народа, остался слабый отголосок, что был Огуз-Хан сыном медведицы, да и то не очень это теперь вспоминается.

Услужливые историкописцы постарались, чтобы всякую связь с народом медвежьим мы потеряли полностью.

Но она все равно сохранилась в памяти. Сага об Инглингах описывает берсерков так: «Они бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…».






Связь берсерков с культом Одина, Велеса и других воинских богов находит и другие подтверждения. Под стать своему небесному владыке и прозвища берсерков, давших обет бесстрашия «властелину гнева», – таков, например, Гарольд Безжалостный, ввязывавшийся в бой раньше других, или разбитый в 1171 году под Дублином норманнский вождь Иоанн, имевший прозвище Wode, т. е. Безумец.

Их вообще народная молва считала оборотнями.

Рука об руку с понятием берсерка стоит в скандинавских сагах и слово ulfhedhinn, т. е. «волчья шкура», воин-волк. Скандинавские источники утверждают, что berserkir и ulfhedhnar действовали как по одному, так и небольшими группами. Историки подчеркивали их неуязвимость, свирепость, отсутствие моральных норм. Фактически берсерки, сближаясь с немецкими вервольфами, приводят нас вновь к образу Одина, властителя «дикой охоты» оборотней в полнолуние. В еще более древние времена персонажи волка и медведя переплетались настолько, что считались единым мифологическим существом – таков, например, Беовульф (др. – англ. «медведеволк»), герой одноименного английского эпоса, имевший, впрочем, позитивную характеристику. Однако, подобно берсеркам, он также бросался в бой без доспехов и разил чудовищ лишь голыми руками.

Мы целиком и полностью согласны с тезисом «Русь – страна воинов». И каждое из воинских подразделений имело свой тотем – войсковой знак.

Волк – тотем воинов профессиональных. В то время, о котором пойдет речь, – княжеских дружин. Поэтому Дмитрий Донской – волк. А до этого времени, во времена первой внешней экспансии – это профессиональные разведчики – шерпы. Диверсионные отряды, молодежные подготовительные дружины и пр. (применяю современные термины).

Медведи – это специализированные войска, тяжелая пехота. Берсерки. Так сказать, кадровая часть, вокруг которой мобилизуется армия по призыву. Они и делегируют армии тотем медведя. Поэтому Мамай – медведь.

Медведь – тотем КАСТЫ воинов. Волк – тотем ВОИНОВ-НАЕМНИКОВ. Хотя они тоже входят в касту. То есть волк – подтотем воинской касты медведей, потому что ЗВЕРЬ. Ранее, до деления, у всех воинских сословий был тотем ЗВЕРЬ (ДРАКОН, ЗМЕЙ). Вспомните викингов.

Отступление. Ушкуйники

Ну а теперь о водных дружинах.

Мы уже упоминали, что военно-торговыми путями в то время в основном были водные пути. Значит, оседлать и захватить их было основной стратегической задачей при экспансии. Именно для выполнения такой задачи и предназначались ушкуйники.

Дружина, созданная для такой цели, называлась у новгородцев, основных ее организаторов, «ватагой» и делилась на храбров, ватажников и ушкуйников. Вступив в дружину, любой из них назывался общим словом «кметь» – воин, товарищ, кровник.

В чем же отличие?

Храбр – это профессиональный воин, воспитанный и закаленный для боя, ветеран, в наемной дружине он носит название «богатырь». Это костяк ватаги, откомандированный туда из регулярной армии, или добровольцы из той же самой регулярной армии, пошедшие в поход со своим воеводой или князем.

Ватажник – это наемник, завербованный или нанятый на определенных условиях, из числа праздношатающихся добровольцев, еще не пристроенных к делу, так как пристроенные к делу уже вольности найма не имели.

Ушкуйник – это человек при собственном деле. Купец, мореплаватель, пират, варяг, корабел, мастеровой. Он нанимается в ватагу или примыкает «за интерес», то есть за долю в добыче или за право получения защиты или за что-то еще, не требующее оплаты вперед.

Вот из этих трех ручейков сливался полноводный поток ватаги, несущий на своем гребне ладьи новгородцев, или, как их тогда называли, «ушкуи». Ушкуи – корабли ватаги. Кочи, галеры, ладьи и многие, многие другие, но, по сути, разбойничьи струги. На них приходили наниматься в покрут, на службу лихую, со своим конем и доспехом, а в данном случае и без коня. Люди, у которых все будущее, вся судьба находилась на кончике меча, завещанного отцом или данного крестным отцом в родном монастыре.

Хаживали эти дружины еще из Словенска, до призвания варягов на Русь, сначала на запад, юг, восток, север, то есть на все четыре стороны, новые земли завоевывать.

Был такой город в Испании – Севилья, правили там арабские шейхи, маврами называли их тогда. Так вот, историк из этих краев по имени Якуби Абу-ль-Аббас Ахмед ибн Абу Якуб с ужасом вспоминает «В тот город Севилью вошли огнепоклонники, называемые ар-Рус, захватили, грабили, жгли и убивали». Здесь же, у стен Севильи, встретились словенцы со своими полабскими сородичами, которых возглавлял тогда еще никому не известный князь Рюрик, будущий основатель знаменитой династии князей Рюриковичей, и было это в середине IX века.

В начале того же века плавали ушкуи по Русскому (Черному) морю и до Родоса, и до Крита с Кипром, даже Афины содрогались при их появлении.

Константинополь-Византия помнит их еще с VI века, когда лихие ватажники взяли в плен 12 000 греков да и продали их по драхме за голову, чтобы поход окупить.

Вот как это записано в Тифлисском манускрипте со слов очевидца. «Святой и великий город Константинополь осадили скифы, которые суть русские… Хакан (князь русов) причалил к Царьграду и штурмовал его с суши и с моря. Воины его были мощны и весьма искусны. Их было так много, что на одного цареградца приходилось десять русских. Их тараны и осадные машины стали действовать. Хакан требовал сдаться и оставить ложную веру во Христа… У стен города произошла страшная свалка. Свобода Царьграда висела уже на волоске. Между тем патриарх Сергий послал хакану огромную сумму денег. Подарок был принят, но свобода обещана была лишь тому, кто в одежде нищего оставит город и уберется куда хочет».




Так что до Олега были другие князья – и Рюрик, и Бравлин, о коих во многих трактатах, летописях и житиях упомянуто. А Олег – ну что Олег? Да, пришел в начале X под Константинополь. Да, перепугал до смерти ромеев тем, что поставил корабли на катки и поехал по суше, да, я думаю, и не поехал, а просто переволок их в бухту Золотого Рога, что им, ватажникам, к волокам привыкшим, было не в труд и не в диковинку. Потом прибил щит им на ворота, чтоб не забывали дань платить, не бил, не жег, не куролесил. Прибил и домой пошел, так, мимоходом, потому как ромеи русов и струги их уже века два как знали и века два как им дань платили.

Поэтому все вокруг считали, что ушкуйники живут где-то на острове.

«Что же касается страны русов, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами… У них есть царь… Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат полностью. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Все свои набеги и походы совершают на кораблях». Это слова Ибн-Руста-Абу-Ала-Ахмед-Ибн-Омара много чего поведавшего об обычаях и землях хазар, мадьяр, русов, славян и многих других. Правда сам он более считается компилятором, чем историком и писателем, но это не укор, потому как все историки компиляторы. А то, что у него якобы в X веке славяне перед боем «Отче наш» читают, так другие еще и не то писали. Интерес ведь не в этом, а в том, на каком это острове Буяне эти самые русы жили, которых он описывал.

Географ Ал-Идриси описывая некую страну Нивария, где живут русы, не просто там один город князя Гвидона вспомнил, а аж целых шесть: Лука, Астаркуза, Баруна, Бусара, Сарада и Абкада, да все на реках.

Вот из них и формировались водные ватаги. Из потомственных речных и морских разбойников. Куда уж там викингам и варягам. А может, они и были теми самыми легендарными варягами.

* * *

Все три воинские составляющие экспедиционных корпусов мы перечислили и немного о них рассказали. Они и сформировали ту основную силу, которую мы называем Орда.

Параллельно внутри этих же районов образовалась воинская сила поддержания внутреннего порядка – Орден.

Орда начала внешнюю экспансию по всем водным путям. А Орден начал обустройство внутреннего пространства.

Приблизительно в это же время сменилась парадигма верований. На первое место выходит покровитель воинов Спас. Он же занимает и основное место в символике, вместо Трояна, отвечавшего трем ипостасям. На смену белому, красному и синему триколору приходит воинское знамя. Алый цвет занимает лидирующее место.

Ордынские дружины раздвигают пределы по всему пути из варяг в греки, не трогая Беловодье и Белую Русь и принося свое алое полотнище со Спасом или Георгием Победоносцем в далекие окраины.

Малая Скифия медленно двигается своими дружинами на запад, в пределы Угории.

А вот в пределах Большой Скифии орденские структуры тихо берут власть под свой контроль.

Ордынские и варяжские (ушкуйные) дружины оседают по всей Европе, дотягиваются до Азии и Северной Африки, расширяют границы. Устанавливают свои порядки и Правды. Занимают на окраинах троны правителей и наместников. Начинают возвышаться, требуя дани на новые войны и на сытую мирную жизнь. Дани не только с колоний, но и с метрополии. Дани не только с покоренных народов, но и с молящихся и кормящих, забывая, что по кастовой иерархии они равны.

Так происходит до XIV века, что вызывает раскол между Ордой и Орденом.

К середине XIV века раскол усугубляется. Орденские структуры собирают сход в Новгороде и принимают решение об отколе от Орды.

Почему неожиданно возник конфликт?

Как мы уже отмечали, к концу XII века власть практически перешла в руки воинской касты в результате расширенной государственной экспансии с опорой на воинскую силу. Даже триколор сменили алые стяги воинов. Воинская каста, продолжая развивать движение во всех направлениях из центра, не против создания военизированных подразделений для поддержки своей власти на местах. Это структуры известны нам как военно-монашеские ордена. Структуры Ордена. Те, в свою очередь, выделяют из своей среды административный корпус. В целом такая инфраструктура работает, и работает эффективно. Воинская каста занята раздвижением границ. Орда в движении. Она действует в основном на периферии новых земель, при этом оставляя черновую административную работу орденам. Это устраивает всех: и воюющих, и кормящих. Недовольны только молящиеся. Жрецы, волхвы, друиды и прочие оказались не у дел. Вернее, не у власти. Когда воины остались одни вдалеке от родного дома, молящиеся, почти сто лет отстраненные от власти, решили взять реванш.

Исподволь на колониальных окраинах в среде воинских подразделений возникает движение за чистоту «ранней веры». Оно достигло апогея в 1252 году с выходом книги Джерардино из Борго-Сан-Донино под названием «Введение в Вечное Евангелие». В нем излагалось, что, по расчетам иоахимитов, францисканцев, спиритуалов, скоро должен был наступить роковой 1260 год. Несколько позже появились труды Иоанна Петра Оливи (1248–1298), который понимал историю христианства так: на 13-й день младенец Иисус был показан царям-волхвам, на 13-м году он ушел от матери и объявился в храме, а на 13-м saeculum (цикле, поколении, эпохе) после смерти Христа будет прославлен Франциск, установивший «евангелический порядок».

Параллельно с этим там же, в воинских округах и на новых землях, возникают репрессивные структуры, созданные поборниками жесткой иерархической духовной власти. Идеологами этого течения, возобладавшего во второй половине XIII века, становятся отцы церкви Альберт Великий (1206–1280) и Фома Аквинский (1225–1274).

Истерия в борьбе за власть нагнеталась умело.

Перечислим еще некоторые события.

В Западной Европе громят катаров, проклятых еще в 1215 году. В 1216 году для борьбы с «еретиками» создается орден воинствующих «псов Божьих» – доминиканцев (именно из недр этого ордена вышли упомянутые Альберт и Фома). В ответ в 1260 году появляются воинствующие «апостолики» во главе с Джерардо Сегарелли, выступающие против церковной власти. В Париже Сигер Брабантский проповедует учение Ибн-Рушда (Аверроэса), вообще отрицая Бога как Творца (убит как еретик в 1284 году).

В 1261 году пала «Латинская империя», в этом же году родился князь Даниил, будущий Даниил Московский. В тот же промежуток в Англии появился «первый парламент» (1258–1264). В 1290 году на острове начинаются гонения на евреев, мытарей и налоговый догляд, а затем их полностью изгоняют с островов… аж на 350 лет!

Однако кормящие и воюющие не сдают свои позиции так просто.

К 1370 году на северо-западе Европы образовывается «новый» Ганзейский союз самоуправляемых городов под рукой Великого Новгорода.

На севере Африки, в Египте, к власти пришли мамелюки, создав военную республику. На Пиренеях победила «Реконкиста», арабы ушли из Европы, оставив ее воинским частям.

Однако теперь уже в метрополии на востоке, в Орде, со смертью «языческих ханов» Батыя и Мункэ тоже начинается борьба за духовное влияние на военное руководство, закончившаяся введением ханом Узбеком ислама в 1327 году, после чего Орда начала распадаться и пошли прочие кардинальные перемены.

Очевидно, что повсеместно происходит смена идеологии. Религиозные монотеистические структуры обретают реальную власть. Например, папа Бонифаций VIII (1235–1303, правил с 1294 года) сначала максимально использовал движение францисканцев, а потом уничтожил их идеологов: в частности, сжег на костре Сегарелли в 1300 году.

Мы намеренно не говорим о религиозной принадлежности всех этих духовных структур.

Ведь даже само слово «catholique» впервые отмечено только в XIII веке, причём в форме «chatoliche»! Очень надо было постараться, что бы так отразить греческое «katholikos». А слово «orthodoxe» – в 1431 году.

Забавно, однако, что «chatoliche» подозрительно перекликается и с château (за́мок), 1175 (от castels, 1080), т. е. «сидящий в замке»… или в шатре, т. е. châtelain, 1190 – «кастелян», кладовщик, управляющий имуществом. Характерно и польское название католического храма – kosciol, т. е. тот же замок-castel.

А с какими «неверными» воевали крестоносцы? Отметим языковые особенности того времени. Слова «мечеть» (musquette, из арабского masdjid, т. е. место для молитвы.) до 1351 года они не знали (нынешнее mosquée вообще с 1553 года). Характерно, что в румынском языке «mecet» не только собственно мечеть, но и турецкое кладбище или духовная консистория (!) вообще, т. е. административно-хозяйственная служба в институте любой церкви. Минаретов (minaret) не отмечали до 1606 года, муэдзинов – в форме maizin – до 1568 года (нынешнее muezzin – с 1823). Imam (в форме iman) – с 1559 года. Да и само понятие «Musulman» в европейских языках появилось только в XVI веке (от арабского muslim – правоверный).

Идеологически воинская каста была подорвана.

Для отстранения касты воинов от власти необходимы были два основных фактора.

Первый. Желание кого-либо данную власть перехватить. И этот кто-то должен был быть не кастой духовенства, дабы не вызвать подозрений в реванше.

Второй. Наличие силовой составляющей, могущей противостоять воинской касте.

К XIV веку оба основных фактора имелись в наличии.

Первое. Окрепли структуры администрации тех самых кормящих, то есть князья, герцоги и прочие фокты на местах. Выросла прослойка чиновников-управленцев, поддерживаемая городскими властями – всякими думами и магистратами.

Второе – окрепла и укрепилась на местах военизированная структура Ордена. Кроме того, она практически перехватила на местах функции воинской касты.

До рокового стечения обстоятельств оба эти фактора не приводили к взрыву. Спусковым крючком послужило дело тамплиеров. Грубо говоря, воинская власть через наместника на местах попыталась ограничить власть военизированной структуры. Орден расценил это как превентивный удар и начал готовить контрудар, притом не в колониях, а в самой метрополии. Это было началом подготовки переворота конца XIV века.

Итак, перехват власти был стимулирован делом храмовников, а подготовка к его осуществлению продолжалась практически полвека.

Остатки разгромленного ордена храмовников, поклонявшихся Бафомету – Трояну, отползают на Русь и оседают в ней. Это прекрасно видно по появлению на Руси общежитского монашества. Это когда монахи живут в монастырях и соблюдают три принципа устава: нестяжательство, безбрачие и послушание. Полный аналог военно-монашеских братств. Притом эмиссары общежитских монастырей шли в мир попарно, то есть, фигурально выражаясь, по двое на коне, как на гербе тамплиеров. Основу идеологии общежитского монашества составляет Троица, как нам говорит церковь, при этом не объясняя, почему рублевская Троица разительно отличается от троицы церковной. В это же время в искусстве появляется типичная для средиземноморья форма подачи образа. В это же время возрождается каменное строительство. Начинают опять формироваться гильдии каменщиков. То есть на Руси начинает создаваться структура военизированных подразделений, до этого предназначенная только для колоний. До этого в государстве воинов военизированной структуры как системы не было. Ошибка воинской касты в нереагировании на ее создание. Ошибка Орды была в непонимании укрепления другой воинской силы.

За короткий период закрытые структуры Ордена создают учебные центры и опорные пункты. В городах под рукой администраторов-князей создаются локальные военные подразделения княжеские и городские дружины.




Монашеские военные подразделения блокируются с князьями. Теперь осталось только заручиться поддержкой братьев Ордена вне Руси, потому как именно они выполняют полицейские функции. В первую очередь братьев тевтонов и братьев госпитальеров. Путч без поддержки этих братьев обречен на провал. Время неумолимо подползает к финалу. Но в любом случае ударной силой путча должны стать отряды князей и городов.

Конец ознакомительного фрагмента.