Глава вторая. История с географией
Постараемся восстановить геополитическую картинку того времени. Именно так – ГЕОПОЛИТИЧЕСКУЮ. Потому как в любое время были политика, экономика и интересы различных группировок, базирующихся именно на этом.
Что же мы имеем?
Разберем пошагово. Этакий, выражаясь современным языком, квест. С более детальным объяснением некоторых особенностей.
Начнем.
Начало государственности на территории Руси пришлось на X век. Подчеркиваю – ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
«Государственность – это термин, который в политической литературе употребляется: 1) как синоним государства (См. Государство) вообще, государства того или иного исторического типа (буржуазное Г., социалистическое Г.), а также для обозначения какого-либо этапа в развитии государства данного исторического типа (Г. древних славян, общенародное Г.); 2) для обозначения системы (механизма) диктатуры определенного класса (пролетарское Г.) или политической организации общества. В этом смысле термин „Г.“ употребляется в Программе КПСС при рассмотрении проблемы дальнейшего развития социалистического государства… 3) для обозначения системы органов государства – государственного аппарата (См. Государственный аппарат); 4) при объединении в определенные группы каких-либо общих черт или признаков государства (например, национальные Г., демократические Г.)» (Большая советская энциклопедия, В. Е. Гулиев).
Призвание варягов. В. М. Васнецов
С этим периодом связан миф (легенда, эпос, сказание, былина) о призвании варягов на Русь. Призвание варягов – это призвание племенами словен, кривичей, мери и чуди варяга Рюрика с братьями Синеусом и Трувором на княжение в Новгород, Белоозеро и Изборск в 862 году (дата условна). Призвание варягов считается большинством исследователей отправной точкой древнерусской государственности.
Согласно «Повести временных лет» (в переводе Д. С. Лихачёва):
«В год 6370 (862 по современному летоисчислению). …И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а еще иные готландцы, – вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами“. И избрались трое братьев со своими родам, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, – на Белоозере, а третий, Трувор, – в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»
Удивительно, но такой эпос распространен повсеместно. В Литве, Англии, Франции, Сицилии, Испании, Италии…
Для примера.
Читаем историю Великого княжества Литовского.
«Зарождение государства относят к XIII веку. По мере развития родоплеменного строя у балтов формировались отдельные племенные территории – земли, управляемые племенными старейшинами (уделы). Соседние земли этнически родственных балтских племён объединялись в политические и военно-племенные союзы. Свидетельством существования таких догосударственных объединений считается договор 1219 года между Галицко-волынским княжеством и союзом балтских племенных старейшин. В договоре среди пяти старших племенных вождей упоминается Миндовг – варяг. Он около 1240 года уничтожил или изгнал соперников и объединил под своей властью часть земель балтов. Так в начале XIII века на части территории нынешней Литвы и Белоруссии образовалось Великое княжество Литовское».
Пожалуй, хватит. Надо напомнить историкам, что понятие «балты» появилось в XIX веке!!!
До середины XIX века никаких других обобщенных названий для латгалов, жмуди, куршей, пруссов и т. д. не было, пока новое название не придумал профессор Кенигсбергского университета Georg Heinrich Ferdinand Nesselman (1811–1881) – один из самых значительных исследователей прусского языка, составитель большого литовско-немецкого словаря, издавший работы по санскриту, арабскому и тюркскому языкам. В выпущенной в 1845 году книге «Язык старых пруссов» он написал такую фразу: «Я предлагаю называть семью этих языков балтскими языками или еще как-нибудь». Первый последователь Нессельмана нашелся в Дании – профессор Копенгагского университета Каспар Вильгельм Смит, изучавший и исследовавший литовский язык в Кенигсберге. В 1857–1859 годах он издал трехтомное издание на латинском языке о языках балтов и славян и уже в самом названии книги использовал термин «балты» – Linguarum Balticarum et Slavonicarum. С тех пор термин «балты» пошел по миру.
Так вот, о Миндовге – варяге.
Первой своей столицей Великое княжество Литовское считает город Новогрудок. Именно туда пришел Миндовг – первый великий князь Литовский с варяжской дружиной. Первым объектом его пришествия по зову местных племен становится Чёрная Русь, где он объявляет себя правителем Новогородка (Новогрудка).
Напомню, в то время море Балтийское называлось Варяжским. Он был варягом, потому как пришел с севера, от моря. Это XIII век. Но на север от Новогрудка, тогда именуемого Новогородок, простиралась еще и Новгородская республика, то есть республика еще одного варяга – Рюрика. Уж не от него ли пришел очередной отряд, как приходил в Изборск Трувор, а в Белозерск – Синеус, в Киев (?) – Аскольд и Дир, в Царьград – Олег и далее везде.
Логично. Пришел Миндовг из Новгорода и основал Новогородок. Он же объединил местные племена, создал княжество и начал завоевательную экспансию. Как и все вышеперечисленные его предшественники.
Считается, что начиная с IX века флотилии варягов-норманнов, поднимаясь по рекам, захватывали и подчиняли всех, кто не успевал укрыться от их набегов.
Они разграбили и сожгли такие города, как Кельн и Ахен (в Германии), Орлеан и Труа (во Франции), в Британии под их контроль перешли целые прибрежные области. В Ирландии ими было основано королевство со столицей в Дублине. Эскадры варягов появлялись у берегов Испании и Южной Франции, проникали в Средиземное море.
В 887 году варяги вошли в устье реки Сены и добрались до Парижа. Горожане бросились в церкви молиться святым, чтобы те спасли их от ярости норманнов (людей с севера), однако граф Эд заявил: «Святые нам помогут, если мы сами себя не забудем!», вооружил всех, кого было возможно, и вывел на стены города отражать приступ врагов. И варяги, взявшись всерьез штурмовать Париж, не смогли его взять!
В захваченной к тому времени мусульманами Испании они также не смогли закрепиться – арабы тогда были народом не менее храбрым и воинственным, нежели варяжские дружины. По-иному сложилась ситуация лишь на Британских островах и в Северной Франции. Но призывались они всюду.
Итак, некие варяги пришли и начали править на Руси. Как говорит нам летопись, в Новгороде, Изборске и Белоозере.
Как они туда добрались? С Балтики, с моря Варяжского, которое тогда называлось еще и Русским. По рекам.
Экспансия государственности, если можно так выразиться, могла развиваться только по торгово-военным путям, то есть по водным путям, ибо они и являлись такими путями.
Что же это за такие пути? Мне могут возразить: зачем вопрос, и так всем известно. Это знаменитый путь «из варяг в греки» с ответвлениями.
Отступление. Древние водные пути России X–XVI веков
Любому исследователю понятно, что много столетий назад леса не расступались перед человеком, только речные пути связывали между собой населенные пункты, давая возможность передвигаться, осваивать новые земли, наиболее быстрым и дешевым способом перевозить товары на большие расстояния. Зимой скованные льдом реки превращались в естественные санные дороги.
«Трудно сказать, что было ближе русскому человеку, сама река или земля по ее берегам. Он любил свою реку, – писал историк В. О. Ключевский, – никакой другой стихии своей страны не говорил он в песне таких ласковых слов, и было за что. При переселении река указывала ему путь… он жался к ней, на ее берегу ставил свое жилье, село или деревню».
А географ Ж.-Э. Реклю в одном из своих произведений сказал: «Реки несут на своих волнах историю и жизнь народов».
Удобные волоки между реками и озерами использовались народами уже на самых ранних ступенях их экономического развития. Легкие ладьи перетаскивали с одной реки на другую при помощи катков и лыж, а челны из древесной коры или кож, натянутых на деревянный каркас, переносили на себе. По мере развития торговли перетаскивание судов через волоки принимало все более организованный характер.
Все ясно. Водный путь – это и есть тот самый военно-торговый путь.
Начнем их искать, эти самые водные пути.
Первым всплывает в памяти Великий торговый путь «из варяг в греки».
Возникший в конце IX – начале X века, путь этот, по мнению историков, соединил северную Русь с южной Русью, Прибалтику и Скандинавские страны с Византией.
Как указывалось в «Повести временных лет», он шел: «Из грек (Черного моря) по Днепру и вверх Днепра волок до Ловати, по Ловати в Ильмер (Ильмень) озеро великое из него же озера вытечет Волхов и втечет в озеро великое Нево (Ладожское) того озера видеть устье (так называет летописец Неву) в море Варяжское (Балтийское)».
Стоп!!!
Но такой волок невозможен, ведь верховья Днепра и Ловати нигде не соприкасаются, к тому же между Ловатью и Днепром находится Западная Двина. По-видимому, в «Повести временных лет» допущен пропуск, и путь проходил по другому маршруту. По Балтийскому морю, Неве, Ладожскому озеру, Волхову, озеру Ильмень, Ловати, Кунье, Сереже, волок в Торопу. Далее по рекам Торопе, Западной Двине, Каспле, озеру Касплинское, волок в речку Катынь и по Днепру в Черное море.
Только так!!! Но летописец Пимен этого не знал.
Среди историков существовало и другое мнение, будто путь «из варяг в греки» распадался на три основных направления:
1) Смоленско-Новгородско-Балтийское – по нему, начиная с XIII века, шла основная торговля с Ганзой;
2) Греческое – по нему до половины XIII века осуществлялись сношения Киева с Византией;
3) Киево-Новгородское – использовавшееся главным образом для внутренней торговли и сношений.
Давайте вспомним, что в далекие времена самый северный, безопасный, да и к тому же непрерывный водный путь с Волги на Днепр проходил по Оке, Свапе, Сейму и Десне.
В VI–VII веках Ока была частью «янтарной» дороги, по которой купцы с берегов Балтики везли янтарь в Хорезм, Китай, в другие страны.
И позже, в VIII–X веках, по Оке осуществлялась связь с Востоком. Клады восточных монет, найденные на берегах Оки, составляют треть всех кладов монет, обнаруженных в Восточной Европе. Арабские географы в своих описаниях нередко именовали Оку «славянской рекой».
В X–XIII веках по Оке и ее притокам из Киева и Чернигова проходила дорога во многие древнерусские города, в том числе в Новгород, Владимир, Муром, Рязань.
Именно по этому самому водному пути в русские земли шли ткани, ювелирные изделия, амфоры с вином из Византии, товары из стран Востока. Оживленная торговля велась с волжскими булгарами. Из русских земель по Оке в Западную Европу и страны Востока шли меха, воск, мед, пенька, кожа, многие другие товары.
Был в старину известен еще Самодуровский путь. Реки Очка (приток верховья Оки) и Свапа (приток Сейма) берут начало из одного и того же болота. На границе Курской и Орловской областей, в 5 км от села Самодуров находится урочище Самодуровский курган, напоминающее искусственное земляное сооружение, поросшее лесом. Однако его геологическое строение указывает на естественное происхождение. Со всех сторон урочище окружает мощное торфяное болото, расположенное в обширной низине. Северная его часть не просыхает в самое жаркое лето, несмотря на дренажную канаву, идущую к Свапе. По описаниям, где приводятся рассказы старожилов, это было длинное зарастающее озеро шириной до 2 км. По берегам впадины около кургана можно предположить, что озеро имело глубину 10–20 м и было звеном, соединявшим некогда Волжский и Днепровский бассейны, по которому суда с Волги могли проходить без волока в Днепр. Массовая вырубка лесов привела к обмелению рек, уничтожению болот и озер. В Суле, Ворскле, Хороле, теперь совершенно несудоходных, находят остатки старинных крупных судов.
Под 1096 годом летописи сообщают, что князь Изяслав Владимирович прибыл из Курска в Муром; очевидно, он шел этим путем. Вероятно, и Святослав Северский на свидание с Юрием Долгоруким шел в Москву тоже по этому пути.
О значении Самодуровского пути писал историк С. М. Соловьев: «Течение Оки от истоков ее имело важное историческое значение, потому что служило посредствующею водною нитью между северной и южной Русью. Движение с юга шло вверх по Десне и ее притокам… переходило в область Оки, и этому переходу из одной речной области в другую благоприятствовала близость источников обеих рек».
О существовании торговых сношений арабов и волжских булгар с русскими говорят арабские писатели Ибн-Фошлан и Ибн-Эльне-Дык, видевшие русских купцов в городе Булгар на Волге, куда они приходили из Киева Самодуровским водным путем. Те же арабские писатели говорят, что славянские купцы «ходят на кораблях по Волге», а с Днепра в Волгу проще всего было попасть этим путем.
Государственная экспансия в науке истории носит много разных названий: вольной, военно-дружинной, монастырской, торгово-промышленной, однако водные пути играли в них выдающуюся роль и были главными или единственными путями сообщения.
Название великого водного пути, «из варяг в греки» или «Варяжский путь», мы рассмотрели. Из других водных путей отметим следующие:
1. Киево-Новгородский водный путь, совпадавший, начиная с оз. Ильмень, с путем варяжским.
2. Водный путь из Новгорода на север и северо-восток:
а) заволочский водный путь: реками Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина;
б) водный путь к реке Каме, пройдя весь заволочский путь, шел по рекам Вычегде, Сев. Кельтме и Южн. Кельтме;
в) водный путь к реке Печоре – по тому же заволочскому пути, затем по рекам Вычегде, Сев. Мылье и Южной Мылье;
г) с реки Камы на Печору ходили по рекам Вишере и Колье;
д) водный путь новгородцев за Урал шел: по рекам Печоре, Щугору, Иличу, Сосве, Оби или по рекам Печоре, Усе, Ельцу, Соби и Оби.
3. Водный путь, соединяющий Озерную область с Белым морем, – от города Онеги вверх по реке Онеге до устья реки Кены, по реке Кено, Кенозером, р. Почей через Почозеро в рч. Волошу и в Волошозеро; оттуда шестиверстным волоком на р. Череву, по р. Череве и Водле, оз. Онежским, р. Свирью, оз. Ладожским и р. Невою до Финского залива. Этот путь стал известен новгородцам, как видно из Уставной грамоты 1137 года, не позже начала XII века. Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала нынешнего столетия.
4. Водный путь из Новгорода по рекам Волге и Оке: рекам Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и Ока. Этот путь был одним из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволжье; но были еще и другие, как то:
а) из оз. Ильмень через речки Полу и Явонь с переволоком к оз. Селигер; из него в р. Селижаровку и ею в р. Волгу;
б) р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера в Волгу Шексною.
5. Водный путь между Псковом и Новгородом: реками Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.
6. Моложский Водный путь из Озерной области к Волге шел, как полагает Ходаковский, или от озера Нево посредством р. Сяси и Боложи до Волока Хотьславля (в нынешнем Тихвинском уезде), или же от Волока Держковского на Мсте к озеру Печенову по р. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой.
7. Владимирский Водный путь из Поволжья шел или через Переяславское оз., или по р. Солме к верховьям р. Нерли, впадающей в Клязьму несколько ниже г. Владимира.
8. Ростовский Водный путь вел по правому притоку Нерли, Солме, к верховьям р. Сарры, вливающейся с юго-запада в Ростовское озеро.
9. Водные пути, соединяющие реки Днепр и Дон с Волгою:
а) путь из Азовского моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой вежи) и волок;
б) с Днепра на Дон: р. Самара, Волчья, волок, или р. Миус, или Кальмиус – или Орель, Берестовая, Сев. Донец;
в) р. Днепр, Вязьма, волок, Вазуза, Волга;
г) р. Дон, Шать, Упа, Ока;
д) р. Дон, Сосна, Зуша, Ока;
е) р. Дон, Воронеж, Ряса, волок, Хупта, Рановая, Проня, Ока.
10. Водные пути из Варяжского моря к Пскову и Изборску:
а) по системе р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая;
б) р. Нарова, оз. Чудское.
Вообще заметим, что сношения Новгородского ядра государства Русь, будущего центра торговой Ганзы, с северным краем восходят к весьма отдаленным временам, еще задолго до прихода сюда варягов с Рюриком и образования государства. Существуют указания, что в конце VIII века новгородские ватаги ловили на Белом море рыбу, били тюленей, брали дань с местных жителей. Заволочьем называлось обширное пространство земель, расположенных «за волоком», к северу и северо-востоку от Волго-Северо-Двинского водораздела. Сюда входили земли Двинские, Мезенские и Печорские. Ранние сношения новгородцев с северным краем создали здесь и водные пути сообщения, в те времена единственно возможные. Был проложен ряд путей на север и северо-восток:
1. Волга – Шексна – Белое озеро – река Ухтомка – озеро Волоцкое – волок в озеро Долгое – река Модлона – озеро Польшемское – река Ухтомка – озеро Воже – река Свидь – озеро Лача – река Онега – Белое море.
2. Волга – Шексна – Белое озеро – река Ковжа – волок в реку Вытегра – Онежское озеро – реки Водла – Черева – волок в озеро Волоцкое – реки Волошева – Поча – озеро Кенозеро – реки Кена – Онега – Белое море. Именно на этих путях возник торговый центр и пристань Белоозеро, упоминавшееся в летописях уже под 862 годом, когда оно стало резиденцией князя Синеуса, одного из братьев Рюрика. Археологические раскопки показали, что древнее Белоозеро находилось не там, где современный Белозерск, а на правом берегу Шексны, в 1 км от ее истока из Белого озера.
3. Наиболее оживленный водный путь проходил по Волге, Шексне, ее левому притоку Славянке – Никольскому озеру, волок в озеро Благовещенское, далее по реке Порозовица, озеру Кубенское, рекам Сухона, Северная Двина, Белому морю. О существовании этого пути упоминается в Белозерской уставной грамоте за 1488 год: «А на Волочке на Словенском держать своих пошлеников, а явку (пошлину) емлют с гостей… кто прийдет из Московские земли, из Тверские, из Новгородских и с Устюга и с Вологды, а который гость заплатит пошлину на Волочке, а на том другие пошлины на Белозере не емлют» (Акты Архангельской экспедиции, № 123).
4. Миновав Великий Устюг, где Сухона, слившись с Югом, под общим названием Северной Двины резко поворачивает на север, часть караванов шла в Мезенские земли, в устье Вычегды и далее вверх до устья правого притока – Яренги, по которому шел дальнейший путь. Он продолжался до места, откуда существовал волок (20–25 км) в верховье Вашки, левого притока Мезени.
5. Вторым соединительным и более удобным звеном между бассейнами Вычегды и Мезени служила река Вымь, правый приток Вычегды. Путь шел по ней, затем по ее правому притоку – Елве, которая близко подходит (6 км), к Ирве, левому притоку Мезени.
6. Связь с третьей, самой восточной, частью Заволочья – Печорской осуществлялась по Вычегде, ее правому притоку – Чери Вычегодской, далее короткий волок (менее 1 км) на левый приток Печоры – Ижму.
7. Второе соединение бассейнов Вычегды и Печоры осуществлялось с помощью Мылвы Северной, или Печорской, и Мылвы Южной, или Вычегодской (волок 5 км). В итоге получался сплошной водный путь более 3000 км, начинавшийся у Славянского волока и оканчивавшийся у устья Печоры. От этого пути отходило множество боковых водных путей в ряде мест обширного заволочного края.
8. Были еще волоки, соединявшие Северную Двину с Пинегой, Мезенью и Печорой. Они проходили по правому притоку Северной Двины – Пукшеньге, волок на левый приток Пинеги – Покшеньгу по Пинеге, ее правому притоку Ежуге, волок на левый приток Вашки – Зырянскую Ежугу, по Мезени, ее правому притоку Пезе, Волоковым озерам, волок в левый приток Печоры Цильму. Об этом пути есть упоминание в Вымско-Вычегодской летописи: «…лета 7007 шедшу князь Петр Ушатой с волгожаны, двиняны, важаны Пинегою, Колою, Мезенью, Пезою, Чильмою на Печору реку на Пусту».
9. Кроме того, был путь по Пинеге, Кулою, Мезени, Мезенской и Печорской Пижмам в Печору.
10. С Печоры существовал также выход на Обь: вверх по правому притоку Печоры Щугору и его правому притоку Волоковке (само название указывает на существование здесь волока), волок в один из притоков Северной Сосьвы – левый приток Оби. Кроме перехода в Обь со Щугора был волок с Илыча в один из притоков Северной Сосьвы.
Больше не будем вас утомлять. Вся эта разветвленная водная сеть вместе считалась ВЕЛИКИМ ВОЛЖСКИМ ПУТЕМ. И именно он был путем «из варяг в греки».
И, чтобы не быть голословным, еще одна ссылка.
В словаре Брокгауза и Эфрона перечисляются великие водные пути древней Руси.
Понятное дело, путь «из варяг в греки» по Днепру. А дальше смотрим.
• Киево-Новгородский водный путь, совпадавший, начиная с оз. Ильмень, с путем варяжским. То есть кусок Днепровского легендарного пути.
И ВСЕ. Больше по Днепру НЕТ!
• Путь из Новгорода на север и северо-восток: а) заволочский В. путь: p. Мета, Молога, Волга, Шексна, Порозовица, оз. Кубенское, Сухона и Северная Двина.
• Путь к реке Каме, пройдя весь заволочский путь, шел по p. Вычегде, Сев. Кельтме и Южн. Кельтме.
• Путь к р. Печоре – по тому же заволочскому пути, затем по p. Вычегде, Сев. Мылье и Южной Мылье.
• Путь, соединяющий Озерную область с Белым морем. Важное значение его для доставки грузов из Архангельска и Онеги сохранялось до начала нынешнего столетия.
• Путь из Новгорода по p. Волге и Оке: p. Мста, Тверца, Волга, Шоша, Ломь, Руза, Москва и Ока. Этот путь был одним из главнейших, по которым шла колонизация из Новгорода в Поволжье.
• Путь из оз. Ильмень через речки Полу и Явонь с переволоком к оз. Селигеру; из него в р. Селижаровку и ею в р. Волгу;
• Путь р. Волховом до оз. Нево, оттуда Свирью в оз. Онего, из него р. Вытегрой до Ковжи и р. Ковжей в Белоозеро; из Белоозера в Волгу Шексною.
• Путь между Псковом и Новгородом: p. Великая, Череха, волок, р. Уза и Шелонь.
• Моложский путь из Озерной области к Волге шел от озера Нево посредством p. Сяси и Боложи до Волока Хотьславля (в нынешнем Тихвинском уезде), или же от Волока Держковского на Мсте к озеру Печенову по p. Люту, Шерегодру, Ситинце, оз. Ясином, волоком до оз. Межволочья, р. Песой, Чагодощей и Мологой.
• Владимирский путь из Поволжья шел или через Переяславское оз., или по р. Солме к верховьям р. Нерли, впадающей в Клязьму несколько ниже г. Владимира.
• Ростовский путь вел по прав. притоку Нерли, Солме, к верховьям р. Сарры, вливающейся с юго-запада в Ростовское озеро.
• Пути, соединяющие p. Дон с Волгою: а) путь из Азовского моря к р. Волге: р. Дон (до г. Саркела или Белой вежи) и волок;
• Водные пути из Варяжского моря к Пскову и Изборску: а) по системе р. Пернавы к оз. Вирц, р. Эмбах, оз. Чудское, оз. Великое, р. Великая; б) р. Нарова, оз. Чудское.
ИЗ 13 ВОДНЫХ ПУТЕЙ ДРЕВНЕЙ РУСИ ТОЛЬКО ОДИН НА ДНЕПР. ОСТАЛЬНЫЕ НА ВОЛГУ.
Так что же у водной артерии Днепра не было ответвлений, если это ВЕЛИКИЙ торговый путь?
Вернемся к нашей истории с географией.
Направление ее ясно. По Великому Волжскому пути (настоящему пути «из варяг в греки») и развивалась экспансия государственности от первого ядра – побережья озера Нево, устья реки Волхов.
Первый плацдарм. Ладога – сакральная столица. Новгород – торговая столица.
Второй плацдарм – Изборск.
Третий – Белоозеро.
Они и образовали первое государство – Славию.
Побочные плацдармы: Новогрудок и Куяба (Киев) на Клязьме.
Почему мы упомянули здесь образование Славии? Поясним.
Отступление. География
Куявия (Куябия, Куяба), Славия (ас-Славия, Салау), Артемия (Арсения, Арта) – так называли три племенных центра Древней Руси древние арабские, персидские и среднеазиатские географы IX–X веков. Упомянем из них арабского географа Аль-Балхи (850–934) и арабского ученого Аль-Истархи. Одним из наиболее близких по времени к первоисточнику этих сообщений является также анонимный персидский географ, автор «Книги границ мира от востока к западу», составивший свой труд около 983 года. Эту рукопись случайно обнаружил в Бухаре в 1892 году русский учёный А. Г. Тумайский, разыскавший там же астрономические сочинения хана Улугбека.
«Русы состоят из трёх племён, – пишет Аль-Балхи. – Одно из них ближе к Булгару (столице Волжской Булгарии), а царь его живёт в городе под названием Куяба, который больше Булгара».
Персидский автор добавляет к этому, что Куяба – ближайший к странам ислама город русов, он расположен в приятной местности, там выделываются разнообразные меха и ценные мечи.
Племя Славия, по утверждению Аль-Балхи, живёт дальше первого. «Слаба, – говорит автор „Книги границ“, – приятный город, из которого в мирное время жители ездят торговать в землю болгар».
Третье племя (по Аль-Балхи) называется Артания, а царь его живёт в Арте. Его жители отправляются торговать в Куябу по воде, но ничего не рассказывают про свои дела, товары и не допускают никого провожать их и не дают вступить в их страну. «Уртеб (Арта) – город, где убивают иностранцев, когда они попадают туда. Там изготавливают очень ценные клинки и мечи, которые можно согнуть пополам, и они вновь выпрямляются, если отнять руку» (Книга границ). «Оттуда вывозят также чёрных соболей и свинец», – добавляет Аль-Истархи.
Аль-Истархи пишет, что Арта находится между Хазаром и Булгаром.
Большинство отечественных историков считают, что Куяба – государственное объединение восточнославянских племён Среднего Приднепровья, столицей которого был Киев.
Славия отождествляется ими с областью расселения ильменских славян, а её центр – город Славенск, то есть Новгород, с его более древним предшественником. В некоторых ранних средневековых источниках Славией называют государственное объединение полабских и балтийских славян, а также Польшу.
Артанию же разные исследователи отождествляют с территорией племён актов либо с Тмутараканью, с Черниговым или Рязанью. Современные белорусские историки считают, что Арсения (Артания) – это древняя Орша, и помещают её на территории Белоруссии.
Кратко изложим, что предлагают сегодня историки.
Артания располагалась от реки Кубань до Дмитровской гряды и от Днепра до Волги. Столица Артании – Хурдаб (Арта) находилась в 12 километрах к северо-востоку от города Старый Оскол Белгородской области.
Куявия (Куяба) занимала земли между Днепром и Южным Бугом, от Кривого Рога на юге до реки Припять на севере. Её столица находилась в 50 километрах к юго-западу от современного Киева.
Славия располагалась от Тюрингии до истока Южного Буга. Её столица находилась в районе Судетских гор.
Иногда вспоминают еще Славяно-Русское государство, которое простиралось от Чудского озера до устья реки Кама. Действительно, а куда деть всех этих Рюриковичей.
Мы же позволим себе усомниться в этих построениях.
Почему?
Да потому, что мы, проехав по всем этим местам, пришли к ряду выводов.
Вывод первый: в исторических реконструкциях всех преследует мания гигантизма.
Она состоит из четырех основных маний.
1. Если битва, то с каждой из сторон десятки тысяч участников, не менее. Предположить, что в битве участвовала пара сотен бойцов, не более, – такого даже быть не может.
2. Если город, то тысячи жителей. Представить, что в городе могло быть всего десятка два дворов, – ни в коем случае. Вот пример: в Новгороде того времени было всего 300 дворов и это был ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.
3. Если государство, то от моря и до моря. О том, что государство могло состоять из пары городов и десятка деревень, речи быть не может.
4. И, конечно же, хронология. Если история народа или государства, то тысячи лет. А главное, все эти годы без прогресса и без развития. Такой тысячелетний период застоя, где период от паровоза до атомной бомбы – не сто лет, а сто веков.
Если избавиться от всех этих маний, то искать Артанию, Куявию и Славию надо в пределах десяти конных переходов, а не от моря и до моря.
Сделав этот вывод, мы и будем их искать и вписывать в историю Руси.
Итак. Отбрасываем манию величия и помним, что государственность зависит от наличия четырех составляющих.
Первое. Идеология, вера, религия. Голова государства и его основа. Нет идеологии – нет цемента государства.
Второе. Силовая составляющая: войско, дружина, ватага, армия. Руки государства, наводящие порядок внутри и снаружи.
Третье. Экономика, торговля. Кровь государства, его хлеб.
Четвертое. Коммуникации, возможности все это перемещать в нужную точку и в нужное время.
Исходя из этих четырех опор государственности, миф о беспредельности первичных империй, государств, царств и прочего – есть МИФ. Даже если он топает по римским дорогам.
Размер государства определяется быстротой переброски войска и торговцев и вообще быстротой перемещения.
Конный переход для одного дня равен ЯМУ, то есть 26 верстам. На большем расстоянии конь запаливается (надрывается), и его можно только прирезать на колбасу. Месячный переход войска – это подвиг. И это всего 900 верст. Практически предел государства от границы до границы.
Подвывод номер раз. Илья Муромец не мог ехать в Киев из Мурома через непролазную тайгу, без компаса и на крестьянском тяжеловозе, даже если этот тяжеловоз был богатырским. Он бы туда добрался только через год.
Подвывод второй. Киев или Куяб был рядом с Муромом и обязательно на водной артерии, хорошо знакомой Илье, которая была его путеводной нитью.
Подвывод третий. Вся торговля сидела на водных дорогах. Значит, Артанию, Славию и Куяб должна объединять одна торговая общая водяная артерия.
И где это могло быть?
Артания располагалась в междуречье Оки и Волги. И столицей ее была Арда, Ардатов или Арзамас. Скорее всего, Ардатов. При этом без акающего акцента она была ОРДАНИЕЙ, а столицей был ОРДАТОВ. Коротко ее называли ОРДА. А сакральной столицей Ордатовских ханов был Касимов.
Куяба была выше по Волге. Занимала территорию Владимиро-Суздальской Руси со столицей Владимиром, изначально Куябом. Что означает просто «столица». Главный город всегда назывался Киевом, потому что это «город жезла (кия)» в руках у старейшины.
Как сейчас называют город главного стола – «столица».
Славия – это Рюрикова Русь по Ладоге, Волхву и Нарове со столицей в Словенске-Новгороде.
Мы уже упоминали, что основной военно-торговой коммуникацией в раннем средневековье являлись водные пути. Об этом тезисе не спорит никто, даже историки. Основной коммуникацией данного региона, да и не только его, а, по сути, коммуникацией юг-север был Великий Волжский путь.
Постоянно показываемый нам путь «из варяг в греки» по Днепру и сети мелких речушек с выходом в Балтику не выдерживает никакой критики.
Во-первых, по количеству и протяженности переволоков.
Во-вторых, по количеству непреодолимых порогов, существовавших до появления Днепрогэса.
Попробуем аргументировать.
Император Византии Константин VII Багрянородный (905–952) в трактате «Об управлении империей» пишет, что путешественники, следуя из Корсуни в Крыму вверх по течению, переправлялись через Днепр южнее порога Вольного на Кичкасской переправе (Крарийский перевоз). В этом же труде перечислены славянские и варяжские названия порогов.
Еще в XVIII веке купцы сплавлялись через пороги только весной и на небольших лодках, летом и осенью пороги были совсем непроходимы. В это время судна разгружались у порогов, и их перевозили посуху до крепости Александровская, расположенной, около устья речки Сухая Московка, впадающей в Днепр, там снова грузились товары, и дальше плыли без помех до устья Днепра.
Между Днепропетровском – Запорожьем имелось 9 порогов и несколько десятков каменных гряд (так называемые «заборы»). Общая протяжённость составляла около 75 км (при высоте падения воды около 40 м и скорости течения до 4 м/с). Ширина русла в порожистой части реки весьма различна. В порогах она изменяется от 360 до 900 м, между тем как на плёсах она местами достигает 1800 и более метров. И только в 1932 году была построена Днепровская ГЭС, образовавшееся Днепровское водохранилище затопило пороги, что создало условия для сквозного судоходства вдоль всей протяжённости реки.
Порожистая часть Днепра включала упомянутые девять порогов, каждый из которых имел своё имя (по порядку сверху вниз по течению Днепра):
– Кодацкий – находится у села Старые Кодаки, Днепропетровский район, Днепропетровская область;
– Сурской;
– Лоханский;
– Звонецкий;
– Ненасытец;
– Вовниговский (Волнигский);
– Будиловский – чуть южнее села Вовниги. Вольнянский район, Запорожская область;
– Лишний;
– Вольный.
В-третьих, по отсутствию обжитых мест и торговых ярмарок, ну хотя бы на порогах.
Единственная Кодакская крепость была построена в 1635 году, по решению короля Владислава Ваза и сейма, напротив первого днепровского порога – Кодацкого.
Повторим еще раз: путем «из варяг в греки» называли Великий Волжский путь. Путь по Днепру был несудоходным. Значит, им – Великим Волжским путем – двигались основные торговые караваны, и с ним связана легенда об Андрее Первозванном, поставившим крест на месте закладки Киева-Куяба. Им же апостол Андрей приходит в Словенск и на Валаам и далее на Соловки.
Таким образом, из варяг в греки ходили по Волге и ее системе, упомянутой нами в отступлении первом, и все государственные образования сидели на этом пути.
Именно этому и соответствует размещение Славии, Куябии и Артании. Именно это и нашло потом отражение в Белой Руси, Малой Руси и Руси. Или в Белой Орде, Золотой Орде и Синей Орде.
Теперь попробуем соотнести это с современной и легендарной географией.
Скажем так, Белая Русь и Белая Орда определяются относительно легко. Это всем нам хорошо известное легендарное Беловодье, расположенное между Белым морем и Белым озером. То есть та самая Славия арабских авторов с тремя главными городами: Изборском, Ладогой и Белоозером. С главным торговым центром Новгородом. С главной духовной столицей Ладогой.
Осталось определить нахождение Руси и Малой Руси.
Есть еще одно интересное доказательство нашей теории.
Если прочитать «Новую хронологию» А. Т. Фоменко или «Коронованный на кресте» Н. Ходаковского, раздел о поклонении волхвов, то мы увидим, что три волхва пришли на поклонение к Христу. И были эти три волхва с Волги, и звали их: Валтасар, то есть Влад-царь, царь Владимир; Царица Мельхиор, то есть Малая царица; и Гаспар, Казак-татарин.
Еще раз повторимся. Это теория Фоменко и Ходаковского.
А мы продолжим далее. Значит, креститель Владимир из Киева шел с Волги. Значит, соправителем по Волге была царица Малая. Не от нее ли Малая Русь, то есть Русь Малой? Значит, третьим соправителем был Хан. Не Касимовский ли хан из Ордании?
Часть исследователей поддерживает нас в локализации Артании в междуречье Оки и Волги. Согласно легенде, имеющей хождение в мещерском крае, некогда эти края именовались Артанией, а правили ею три брата, три царя-волхва: Касым, Кадм и Ермус. Все три имени объясняют местную топонимику: Касимов, Кадом и Ермишь (есть также урочище Ермус – между Вековкой и Гусь-Хрустальным).
А по Фасмеру понятие «Русь» соответствует понятию «Красный», то есть «Красная». Артания и есть Красная, то есть Русь. Она же Золотая Орда.
Артанская легенда про трех правителей-волхвов получает подтверждение у новохронологов. Кадм, то есть старший, – это Владимир, Касим – это Касим, и Ермес – это царица.
Вывод: Малая Русь – не Малая, а Русь Малой, то есть Владимирская Русь, то есть Куябия, и правила там изначально, по всей видимости, легендарная Ольга или какая-то еще царица. Она же Синяя Орда. Со столицей Куябой, впоследствии Владимиром, и с главным торговым центром Мологой (Ярославлем).
Пресвитер Иоанн пишет Мануилу Комнину из «Трех Индий». Волхвы приходят к Иисусу из «Трех Индий». Три этих Индии – это Славия (с ильменскими словенами), то есть Ладога и Новгород, Куябия с Волги, то есть Владимир с Мологой, и Арта, то есть Арда, Ардатов, то есть междуречье Оки и Волги.
Таким образом, избавившись от мании гигантизма (Русь от океана до океана), получаем зачатки государственности ПЕРВОГО ПЕРИОДА экспансии. Те самые никем не находимые Русь (в Междуречье), Русь Малой (в Залесье) и Белую Русь (Беловодье).
К началу военной экспансии – назовем так – к началу милитаризма они превращаются соответственно в Золотую Орду, Синюю Орду, Белую Орду. В мобилизационные районы трех войсковых объединений.
Они же составляют БОЛЬШУЮ СКИФИЮ (Большую Орду). А вот МАЛУЮ СКИФИЮ составляет так называемая историками Литва. Или княжество Новогрудско-Полоцкое.
В заключение отступления по географии. Легендарный Киев – Владимир – Мать русских городов никогда на Днепре не был. Путь «из варяг в греки» проходил по Волге. И Дир с Аскольдом ходили основывать Киев на Клязьму. Именно тогда, когда Синеус на Белоозеро, а Трувор на Изборск. И Олег их придушил, за сепаратизм, на Клязьме. И Бориса и Глеба угробил Святополк здесь же, и усыпальница их стоит в Кидекше под Суздалем на реке Нерли.
Итак, на первом этапе государственной экспансии произошло становление Славии. Стартового государственного объединения. Перекрытие водных путей на запад, север и юг.
Второй шаг экспансии. Становление Куябы – создание сакральной столицы Владимира и торговой – Мологи. Перекрытие водных путей на Волгу.
Побочный плацдарм развивается из Новогрудка в Полоцк. Об этом мы расскажем в отступлении про Великое княжество Литовское – Черную Русь – Малую Скифию. Перекрыт водный путь по Днепру и Западной Двине.
Третий шаг экспансии. Перенос ее в лесостепи. Образование Артании (Орды) с опорой на половцев (опольцев) из Куябии (Залеской Руси). Перекрытие Великого Волжского пути.
Первый период экспансии был закончен. Торговые пути с юга на север перекрыты, и образованы три опорных плацдарма.
Созданы три Индии. Славия, Куяба и Артания. Путь в сакральный волховской центр Беловодье тоже перекрыт по всем водным артериям. И побочный водный путь по Днепру перекрыт Полоцким княжеством. Оно же держит дорогу по Двине.
Образованы два содружества. Большая Скифия и Малая Скифия.
В Большую Скифию входят:
– Белая Русь (Славия, Ингерманландия, то есть земля Игоря) – от Варяжского моря (Балтики) до Белого моря и Белого озера, ограниченные Псковским и Чудскими озерами и рекой Наровой со столицами: Ладога, Новгород, Словенск, Изборск и Белоозеро;
– Русь Малой (Малая Русь, Куяба, Залесье) по Волге от Ярославля до Кидекши со столицами Володимер, Ростов, Переславль, Суздаль;
– Русь (Артания) – в междуречье Оки и Волги со столицами Арда, Касимов, первоначально назывался Городок Мещерский, Медвежий угол.
В Малую Скифию входят Новогрудок, Полоцк, Мир, Беловежье.
Вот как писал М. В. Ломоносов в своем труде «О варягах-россах».
«Литва, Жмудь и Подляхия исстари звались Русью, и сие имя не должно производить и начинать от времени пришествия Рурикова к новгородцам, ибо оно широко по восточно-южным берегам Варяжского моря простиралось от лет давных. Острова Ругена жители назывались рунами. Курской залив слыл в старину Русна; еще до рождества Христова, во время Фротона, короля датского, весьма знатен был город Ротала, где повелевали владетельные государи. Положение места по обстоятельствам кажется, что было от устья полуденной Двины недалече близ Пернова, на берегу против острова Езеля, деревня, называемая Ротала, подает причину думать о старом месте помянутого города, затем что видны там старинные развалины.
Рассудив сие и купно старое разделение Пруссии на Белую, Верхнюю и Нижнюю, довольно можно себе с вероятностию представить, что древних варягов-россов область простиралась до восточных пределов нынешния Белыя России, и может быть, и того далее, до Старой Руссы, от которых она создана или проименовалась».
Все это объединенное государство или федерация государств, судя по символике и геральдике, поклонялось Триглаву, Трояну и имело символику Трезубца. Воинские роды поклонялись Велесу и имели символику Медведя – Святобора.
Отступление. Геральдика – наука точная
Геральдика – наука точная. В «темные века» за несоблюдение законов геральдики можно было и голову потерять.
«Геральдика, гербоведение; от лат. heraldus – глашатай) – специальная историческая дисциплина, занимающаяся изучением гербов, а также традиция и практика их использования. Является частью эмблематики – группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы. Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур. Корни геральдики уходят в Средневековье, когда и был разработан специальный геральдический язык» (материал из Википедии – свободной энциклопедии).
Давайте рассмотрим символику, по-научному геральдику, флагов и гербов этой первой федерации Русей, сейчас называемую геральдикой Новгородской республики.
Как известно в исторических кругах, княжество Новгородское или Славенское сложилось на основе объединения трех племенных групп – угро-финских племен нарва, славянских пруссов и племен славны непосредственно вокруг Славенска.
Еще до прихода варягов, на самой ранней стадии развития Новгорода-Славенска, каждая племенная группировка имела свой стяг, и официальным новгородским символом было трехфлажие.
Традиционными геральдическими цветами северных угро-финнов были белый и голубой (или синий) с добавкой золотого (желтого), красного или черного.
Как это выглядело – загадка. По-видимому, делилось по племенам.
Точного описания общего наревского стяга нет, но, судя по дошедшим рисункам, он представлял собой вытянутое по вертикали белое полотнище с синей согнутой рукой (как карельская рука на гербах и флагах северокарельских губерний Финляндии), держащей золотой кривой меч.
Славянский стяг пруссов представлял собой такого же типа красное полотнище с «новгородским» золотым медведем.
Как выглядел такой знак, мы опять-таки не знаем, и историки тоже. Потому как используют только летописное описание. Но мы знаем, что гербом воинов был медведь. Гербом берсерков был медведь с секирой. Вот, к примеру, герб Ярославля.
«Герб составлен товарищем герольдмейстера фон Энденом, но автор использовал уже существующий к тому времени образец (уже в „Титулярнике“ Алексея Михайловича эмблема Ярославля – медведь с протазаном). Медведь на гербе перекликается с преданием, по которому город был заложен в том месте, где Ярослав Мудрый убил напавшую на него медведицу».
Стяг славны представлял собой квадратное алое полотнище с большим золотым трезубом в центре. Такой же стяг имел в то время и Киев (Куяб), добавляют историки.
Но у Киева на Днепре всегда был другой герб. «С обретением Киевом магдебургского права в конце XV века на магистратской печати (первый известный оттиск – около 1500 года) появляется изображение руки с луком, которое символизирует основной вид оружия, которым киевляне защищались от нападений врагов (это первый известный историкам герб Киева). Этот герб есть и на древнейшем из сохранившихся флагов Киева (вторая четверть XVII века), который сохраняется в Трофейной коллекции Военного музея в Стокгольме».
А вот трезубец в алом полотнище был у Рюрика, то есть у Ладоги, то есть у Новгородских боевых дружин.
Стяг всей Белой Руси представлял собой белого кречета на красном фоне. Притом даже не самой Белой Руси, а скорее ее сакрального, волховского оплота – легендарного Беловодья, центром которого являлся остров Посвященных – Соловки.
Вот вам документы про знаменитый поход Аристотеля Фиораванти на Соловки. Зачем? Да за БЕЛЫМ КРЕЧЕТОМ!!!
В трудах Комиссии изучения старой Москвы за 1914 год опубликовано письмо Аристотеля Фиораванти герцогу Сфорца в Милан, там и хранящееся. Вот первые и заключительные строки – в переводе публикатора, графа Хрептовича-Бутенева:
«Светлейшему князю и превосходительному господину моему, которому, где бы я ни был, желаю служить всячески. Находясь снова в великом государстве, в городе славнейшем, богатейшем и торговом (в Москве. – Авт.), я выехал на 1500 миль далее, до города, именуемого Ксалауоко (по мнению Хрептовича, это Соловки. – Авт.) в расстоянии 5000 миль от Италии, с единой целью достать кречетов (в тексте именно кречет, zirfalco – вид falcone, сокола. – Авт.). Но в этой стране путь верхом на лошади весьма медлителен, и я прибыл туда слишком поздно и не мог уже достать белых кречетов, как того желал, но через несколько времени они у меня будут, белые, как горностаи, сильные и смелые. Покамест через подателя этого письма, моего сына, посылаю тебе, светлейший князь, двух добрых кречетов, из которых один еще молод и оба хорошей породы, а через немного линяний они станут белыми. <…> Я всегда бодр и готов исполнить дело, достойное твоей славы, почтительнейше себя ей поручая. Дано в Москве 22 февраля 1476. Твой слуга и раб Аристотель, архитектор из Болоньи, подписался».
Очень интересен комментарий к нему самого графа Хрептовича-Бутенева.
«А мы, московиты, считали, что отпускали болонца не дальше Владимира – осматривать тамошний храм; мы думали, все его мысли о храме. Теперь выходит, что Иван Великий отпустил каменных дел мастера за ловчей птицей. И не просто мастера – единственного посвященного строителя в своем распоряжении. Едва приваженного из другой страны, чтобы поднять или начать сначала упавший главный храм столицы. Отпустил верхом и словно бы без спутников. От главной стройки государства, после первого ее сезона, если верить дате под письмом. Или даже посреди сезона, если верить другому месту текста: „В средине лета в продолжение двух с половиной месяцев солнце вовсе не заходит, и когда оно в полночь на самой низкой точке, то оно так же высоко, как у нас в 23 часа“. То есть Аристотель достиг заполярных широт.
Если кречет следовал Милану за присылку мастера, зачем сам мастер добывает эту свою цену? В Москве существовала целая слобода помытчиков – ловцов ловчей птицы для государя. Ловить без воли государя, для другого или для себя было бы невозможно.
Вообще, трудно представить, что шестидесятилетний Аристотель ставит силки и ожидает за кустом.
Далее, посол Толбузин отпросил Аристотеля не у Милана – у Венеции.
Наконец, обманывал или обманывался Аристотель, говоря, что выбеленный линькой серый кречет делается белым? Белый кречет не подвид, поскольку может родиться от серого, но он именно рождается – белым, альбиносом.
Белые птицы и звери считаются царями своих родов. Белые кречеты звались иначе красными, и ясно, что не за цвет. Ныне на поиски белого кречета уходят годы и подковы. Словом, „благороднейший в семействе благородных соколов“, белый кречет, аристотелев zirfalco bianco, символически один.
Так что присылка двух Милану – профаническое удвоение».
Кстати, это тот Иван Великий, который уничтожил ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД.
То есть, согласно документу (а они всегда иносказательные и символические при переписке Посвященных), Аристотель едет за тайными знаниями волхвов.
Северные соседи Новгорода – это Беловодье с сакральным центром в Соловках (остров Аваллон, Туле, остров Яблок). Герб у них был – белый кречет в алом поле. Такой же и стяг.
Таким образом, из геральдики имеем три герба для первой государственной федерации.
Точно установленный трезубец в алом поле у Ладоги, то есть у Славии, то есть у государства Рюрика и его потомков.
Медведь в алом поле у Куябии.
И сабля, выходящая из облаков, на бело-синем поле у Артании.
А у всей Новгородской федерации бело-сине-красный стяг.
После принятия Новгородом христианства языческие символы были изгнаны со стягов, и на алом славянском флаге вместо медведя появился лик Спасителя, а на наревском флаге руку с мечом заместил темно-синий андреевский крест. При этом оба стяга приняли более традиционную для славян квадратную форму. Трезубец и белый кречет пропали вообще.
Вот оно, подтверждение. Появляется АНДРЕЕВСКИЙ КРЕСТ и СПАС НЕРУКОТВОРНЫЙ. Но это совершенно не христианство. Это говорит о том, что здесь прошел АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ И ПРИНЕС ВОИНСКИЕ ПРАВИЛА.
Первым перестает использоваться флаг Рюрика, якобы потому, что он у Киева, врага Новгорода. Но у Киева НИКОГДА НЕ БЫЛО ФЛАГА С ТРЕЗУБЦЕМ. У Киева самый древний флаг и герб с луком.
Значит, просто поменялась вера с Трояна на другого бога, и Трояновский трезубец ушел с герба.
После Александра Невского наревский стяг в Новгороде практически не использовался, и единым новгородским флагом стал Золотой Спас на алом фоне.
После разгрома Новгорода Иваном III про новгородскую геральдику забыли.
Карелия стала практически самостоятельным княжеством, лишь чисто номинально считавшимся владением князей московских. Флагом ее оставался бело-голубой андреевский, а герб претерпел некоторые изменения – на белом поле слева появилась вторая голубая (иногда – черная) шведская рука с черным шведским мечом.
После воссоединения прибалтийских земель с Россией при Петре I флаг Карелии был пожалован вновь народившемуся российскому флоту, а бело-сине-красный триколор, символизирующий воссоединение Руси и Ингрии, – генерал-губернатору Санкт-Петербурга графу Меншикову. К тому же времени относится и появление жовто-блакитных цветов на украинском флаге. Гетман Мазепа, приняв покровительство короля Шведского, принял и цвета шведского флага, заменив прямой скандинавский крест на косой андреевский.
Боевым российским стягом оставался московский алый флаг с золотым Георгием Победоносцем. После принятия Петром титула императора императорским знаменем стал алый флаг с золотым двуглавым орлом.
Со временем флаг Меншикова стал ассоциироваться с флагом Санкт-Петербурга, однако в правление Екатерины II флагом столицы стал черно-желто-красный («черносотенный») флаг.
Павел I, делавший все в пику своей мамаше, сделал бело-сине-красный триколор с золотым двуглавым орлом боевым флагом русской армии. Ее успехи в борьбе с турками и австрияками сделали это трицветие национальными цветами целого ряда славянских государств.
При восстановлении княжества Финляндского ему был пожалован флаг, выдержанный в национальных (бело-синих) цветах, но со скандинавским крестом (к тому времени – символом лютеранства).
Так что триколор – это старый флаг и герб Большой Скифии.
А вот разговоры о «давней и славной» истории бело-сине-красного триколора, вновь «запущенного в оборот» после 1991 года, являются, мягко говоря, надуманными.
«В эпоху феодальной раздробленности (XIII–XV века) общерусского государственного символа, естественно, не было. Каждый престольный или удельный князь имел свои хоругви и боевые стяги, в окраске которых преобладали красные и золотые цвета (канонические цвета православных икон). Впервые в России бело-сине-красный флаг появился в самом конце XVII века. Никакие официальные документы XVII–XIX столетий не дают толкования – что означают цвета этого флага. По одной из распространённых версий, Пётр I заимствовал его у нидерландцев, поменяв расположение полос (флаг Нидерландов – красно-бело-синий). Однако в течение почти двух веков после этого бело-сине-красный триколор имел крайне ограниченное применение – лишь в качестве отличительного знака русских торговых судов. Причём тогда он не имел чётко определённых параметров (сейчас соотношение его ширины к длине Федеральным законом определяется как 2:3). Нередко флаг встречался и в перевёрнутом виде (красная полоса сверху), как это можно видеть на картине И. Репина „Бурлаки на Волге“ – судовладельцы той поры зачастую плохо представляли себе, как правильно выглядит флаг торгового флота, и вешали его как попало. Кстати, с тех пор ситуация изменилась мало – сегодня перевёрнутый российский триколор можно часто видеть даже на фасадах зданий органов государственной власти и местного самоуправления (между прочим, перевёрнутый российский стяг – красно-сине-белый – превращается во флаг иностранного государства – Сербии). Символом Российской империи долгое время оставалось чёрно-золотисто-белое знамя, официально именовавшееся „гербовым народным флагом“. На широкую историческую арену бело-сине-красное полотнище вышло только в 1896 году – во время коронации Николая II. „Бесиком“ (так презрительно прозвали этот флаг в народе по первым буквам названий его цветов) была завешена тогда вся Москва. И тогда же „бесик“ получил статус государственного флага. Что подвигло на этот шаг последнего царя – историкам точно не известно».