Вы здесь

Подземелье оборотня. Глава 3. Два урока (С. С. Сухинов)

Глава 3

Два урока

Ленька не помнил, как добрался до кровати. Когда мама пришла его будить, он только тихо простонал, не открывая глаз:

– Мам… я, наверное, заболел… Весь горю!

Анна Леонидовна, высокая статная женщина с волевым лицом и строгими серыми глазами, только на вид казалась суровой и непреклонной. На самом же деле она была очень доброй, и потому Ленька порой попросту вил из нее веревки. Он был единственным ребенком в семье Кротицыных, да к тому же мать родила его вопреки запрету врачей, опасавшихся за ее здоровье.

Анна Леонидовна немедленно пощупала лоб сына.

– Тьфу, да ты не горишь, а леденеешь! – с тревогой воскликнула она. – И где же ты так ухитрился продрогнуть? Надо немедленно выпить горячего чаю с медом или малиной, тогда согреешься!

Ленька простонал голосом умирающего:

– Как же я согреюсь, мам, если мне надо вставать и идти в школу?

И он сделал вид, что пытается встать. Анна Леонидовна, естественно, запротестовала:

– Что надумал – идти в школу! Нет уж, ты сегодня весь день лежи в кровати. Если хочешь, читай свои книжки сколько влезет, но о своей школе даже и не думать не смей!

Ленька скорчил трагическую мину, а на самом деле внутренне захихикал. В прежние годы, когда он был еще малышом, то действовал в подобных ситуациях ну просто очень глупо. Кричал, что не хочет идти в школу, зарывался с головой под одеяло, засовывал градусник в стакан с чаем, изображал приступ тропической лихорадки, ну и так далее. Мама быстро разгадала все его фокусы, и потому еще год назад Ленька решил сменить тактику боевых действий. Если он по какой-либо причине не хотел идти в школу, а уважительных причин для этого ну никак не находилось, то он разыгрывал спектакль под названием: «Умирающий сын из последних сил ползет в школу, чтобы успеть написать контрольную по геометрии, а потом с чистой совестью испустить дух».

Как ни странно, Анна Леонидовна безотказно попадалась в эту нехитрую ловушку. Как многие женщины, она любила в любой ситуации настоять на своем, и точка! Если сын не хотел идти в школу, то она буквально силой вытягивала его из теплой постели. Но если Ленька напротив, рвался туда, словно на бесплатную дегустацию мороженого, то из инстинктивного чувства противоречия мама опять же силой натягивала на него одеяло. Вот и вся Ленькина наука побеждать!

– Мам, но сегодня мы, вроде бы, пишем контрольную по алгебре! – простонал Ленька. – И географичка обещала меня вызвать…

– Ничего, в следующий раз напишешь свою контрольную, – возразила Анна Леонидовна. – Прошла только половина первой четверти, еще десять раз по всем предметам успеешь получить отметки. А сегодня надо отлежаться, понял? Небось, простыл вчера в лесу. И что за черт тебя дернул за этими дурацкими опятами?

Анна Леонидовна напоила Леньку чаем с медом, поцеловала в лоб и поспешила на ферму. Отец ушел еще до рассвета – он уже третий день вместе с механиками чинил свой трактор.

Ленька остался один. В прежние дни он бы радостно потер руки, а затем взял бы пакет с бутербродами, термос с кофе и полез бы в «старую башню». Но сейчас одна мысль об этом привела его в трепет.

Он пытался заснуть, но не смог. Перед глазами то и дело всплывала фигура покойницы, указывающая длинной черной рукой куда-то вдаль. И Ленька вновь и вновь ощущал приступы дикого ужаса.

Дверь в его комнату вдруг скрипнула и начала медленно открываться. Ленька со сдавленным криком вскочил с кровати. Вытаращенными глазами он смотрел на дверь. «Ну вот, мертвецы до меня и добрались, пока я один в пустом доме», – промелькнуло в его голове.

В комнату протиснулся пушистый кот Трофим. Он подошел к Леньке и, урча, начал тереться головой о его ноги.

– Тьфу на тебя, черт полосатый, – сердито буркнул Ленька. – Напугал до смерти!

Оставаться одному в доме ему решительно расхотелось. Ленька посмотрел на настенные часы и вдруг понял, что если очень постарается, то еще успеет в школу. Лихорадочно натягивая штаны, он с кривой усмешкой пробормотал:

– Кажется, я придумал новый спектакль: «Ленька-Книгочей идет в школу, чтобы немного отдохнуть и поразвлечься после встречи с покойниками на старом кладбище». И это после того, как мама разрешила мне весь день проваляться в кровати! Просто кошмар… Такая трагедия никакому Шекспиру не могла бы прийти в его лысую английскую голову!


В школу Ленька успел. Но уроки по алгебре, английскому языку и особенно физкультуре плохо приспособлены для культурного отдыха. Ленька маялся. Едва усаживаясь на парту, он сразу же начинал дремать. Сидевшая рядом толстушка Зоя Саблина то и дело возмущенно толкала его локтем в бок и злобно шипела: «Не спи, замерзнешь!»

И Ленька не спал, а сидел, опершись на правую руку, и делал вид, что напряженно о чем-то размышляет. Эту позу он подсмотрел у статуи «Мыслителя» знаменитого скульптора Родена, и не без успеха использовал в трудные минуты школьной жизни. Некоторые учителя наивно полагали, что мальчик настолько погружен в изучаемую дисциплину, что его просто грешно отвлекать банальными вызовами к доске.

Но в этот день Леньке решительно не везло. Почему-то все учителя дружно решили выяснить знания ученика Л.Кротицына.

Знания были, вообще-то неплохие, но вот язык у Леньки едва шевелился, а голова плохо соображала. Он только-только открывал рот для ответа, а очередной учитель уже сажал его на место, сокрушенно покачивая головой и ставя какую-то отметку в журнале. И можно было без труда догадаться, что это за отметка.

Но труднее всего Леньке пришлось на уроке физкультуры. С учителем Георгием Васильевичем отношения у него не складывались еще с первого класса. А сегодня ученик Л.Кротицын к тому же забыл спортивную форму, что приравнивалось чуть ли не к преступлению. Георгий Васильевич часто любил повторять стишки собственного сочинения: «Спортсменом можешь ты не быть, но кеды в школу взять обязан!» Как назло кеды, или точнее кроссовки, Ленька сегодня забыл дома. И потому пришел на школьный стадион как был, в брюках, пиджаке и черных ботинках.

Оказалось, что сегодня мальчикам предстояло пробежать дистанцию аж в целый километр, а девочкам – в пятьсот метров. Георгий Васильевич, демонстративно игнорируя Леньку, выстроил на стартовой полосе мальчиков и, взглянув секундомер, махнул рукой. Ребята помчались вперед, словно лошади, поднимая над гаревой дорожкой облако серой пыли.

Ленька с облегчением вздохнул и, присев на скамейку, немедленно задремал. Но вскоре оказался на ногах, как оказалось, с помощью учителя.

– Так, – сказал Георгий Васильевич, недобро сощурив глаза.

– Будем зачет по бегу получать, или как?

– Будем, – кивнул Ленька. – Только в следующий раз. Понимаете, я совершенно случайно забыл сегодня свою спортивную форму!

– Ну, для такого бегуна как ты, даже лучшая в мире спортивная форма – что мертвому примочка, – утешил его учитель. – Побежишь, в чем пришел. Девочки, на старт! И ты, Кротицын, тоже.

Ленька вздрогнул.

– Что, я должен бежать вместе с девчонками? – в ужасе вымолвил он.

Георгий Васильевич кивнул со злорадной ухмылкой.

– А чем тебе не нравится женское общество? Девочки, возьмете Кротицына на поруки?

– Возьмем! Возьмем! – весело закричали девочки и приглашающе замахали руками.

Ленька сразу же проснулся и ощутил весь ужас создавшегося положения. Ребята уже отбежали свое и сидели на скамейках, с усмешкой глядя в его сторону. Они отлично знали, что будь на Леньке даже суперформа фирмы «Рибок», он все равно мог рассчитывать в соревновании с девчонками разве что на почетное третье место. Но что будет сегодня?!

– Уж лучше бы меня удавила покойница… – пробормотал Ленька и поплелся к месту старта, как к плахе.

– Пиджак-то сними! – с тревогой крикнул Антон, вскакивая со скамейки. – Георгий Васильевич, а можно Ленька хотя бы наденет мои кроссовки? У нас с ним размер ног одинаковый!

– А я могу Леньке одолжить свой спортивный костюм! – поддержал его Тема Петров, с жалостью глядя на Книгочея. – Второй раз я же сегодня не побегу, верно?

Но учитель был непреклонен. Он сделал отмашку, и девочки с радостным визгом помчались по беговой дорожке. Ленька покраснел как рак и, широко оттопыривая локти, ринулся за ними вслед. Но почему-то ноги решительно не хотели двигаться. Впечатление было такое, что он попал в бассейн с киселем.

Уже на первом круге Ленька позорно отстал от девчонок метров на десять. Ребята свистели и улюлюкали, подбадривая его криками:

– Ну, Книгочей, не опозорь нас! Шевели манипуляторами, задохлик! Улю-лю, улю-лю! Фью-и, фью-и!

На третьем круге Ленька повернул голову и вдруг увидел, что бежит впереди девочек и очень обрадовался. С воодушевлением он рванулся вперед и, победно вскинув руки, первым пересек финишную черту. Но Георгий Васильевич не разделил его восторга.

– Ты чего встал, Кротицын? – удивился он. – Тебе еще целый круг бежать. И не мешай финишировать девочкам. Та-ак, победила как обычно Зина Круглова…

Ребята от хохота едва не попадали со скамеек. И только Антон, Тема и Родик с сочувствием смотрели на своего товарища, который ухитрился так опозорится.

Четвертый круг Ленька заканчивал в гордом одиночестве. Не добежав до финиша метров тридцать, он вдруг упал и… заснул прямо на беговой дорожке!

Ленька очнулся от того, что кто-то льет ему на голову воду.

Оказалось, что он находится беседке, в школьном саду. Рядом сидели АРТ в полном составе. Антон был мрачен, Тема презрительно усмехался а Родик лил из воду бутылки прямо ему на голову.

– Ну что, очухался, Книгочей? – ехидно спросил Родик. – Хорошо еще, что ты ушел в отключку как раз перед большой переменой. Нашел, где лечь подремать – на стадионе, хи-хи!

Тема не разделял его веселья. Он взял и стукнул Леньку по шее.

– Ну, ты и тюфяк! – заявил Тема. – Опозорился, как не знаю кто. И этот самопадающий задохлик еще хочет войти в наше братство трех мушкетеров! На Д’Артаньяна ты, братец, не больно-то похож. Скорее уж, на его коня зеленой масти! Тот тоже плохо бегал, потому что хромал на заднюю ногу, помнишь?

Ленька тяжело вздохнул и понурился. Но Антон сочувственно похлопал его по плечу.

– Да ладно вам, напали на парня! – заявил он. – У всех случаются плохие дни. Но ты сегодня, Ленька, превзошел сам себя! И какая муха тебя укусила?

Ленька огляделся по сторонам, и только после этого прошептал:

– И вовсе эта была не муха… Со мной ночью сегодня такое случилось, просто кошмар!

И он рассказал про свое ночное бдение в «старой башне».

АРТ молча выслушали его, а потом Тема убежденно сказал:

– Врешь! Мало я дал тебе по шее, надо еще добавить.

Родик выразительно покрутил палец у виска.

– Ну все, начитался своих «страшилок» до белой горячки, – заявил он. – Уже и сна от яви отличить не можешь!

Антон сдвинул брови, хотел что-то сказать, но промолчал. И это немного ободрило Леньку.

– Говорите, что хотите! – закричал он. – Да если бы любой из вас оказался на моем месте этой ночью, где бы вы сейчас были? В психушке, это уж точно. А я еще и в школу пришел. Напрасно, конечно, но уж больно страшно было оставаться одному в доме.

Понимаете, от любого шороха мороз бежал по коже. Все время думал – а вдруг она войдет в комнату?

– Кто – она? – неожиданно спросил Антон.

Ленька пожал плечами.

– Не знаю… Я лица ее не разглядел. Но почему-то мне кажется, что это была довольно-таки молодая женщина. Может, это Софья, жена стрельца Федора?

Родик захихикал, но Антон выразительно показал ему кулак.

– Почему ты так решил? – мягко спросил Антон.

Ленька задумался.

– Не знаю, – честно признался он. – Конечно, со мной мог захотеть поговорить кто-то другой, скажем, из моих дальних предков. Но о чем им со мной говорить? Понятия не имею. А вот Софья могла захотеть поведать мне что-нибудь про оборотня. Ведь как-никак мы завладели магическими вещицами, некогда принадлежавшими Софье!

Тема решительно возразил:

– Чепуха! Конечно, после того, что с нами случилось в последние месяцы, можно поверить во что угодно. Но не хватало только, чтобы мы начали верить в свои бредовые сны! Тогда совсем свихнемся, это уж как пить дать… А Софьей эта твоя знакомая покойница быть никак не могла.

– Почему?

– Разве ты забыл рассказ Марьи Ивановны? После того, как Софья погубила оборотня, на старом кладбище больше никого из деревенских жителей не хоронили! А Федора Фролова, которого проклятый оборотень выкопал из земли, похоронили на другом конце деревни, возле сосновой рощи. С тех пор там и появилось другое кладбище – ну то, которое ныне называют «старым».

Антон задумчиво покачал головой:

– Ну, это еще не факт… Откуда Марья Ивановна могла знать такие вещи? Только из рассказов свой матери. А мать узнала от своей матери, и так далее. Столько поколений сменилось с тех пор в семье Марьи Ивановны! Легенду о Ваське Бешеном могли за это время здорово переврать – конечно, не нарочно. Мне вот почему-то кажется, что петровские жители вновь зарыли Федора на берегу Москва-реки. По-моему, они были так напуганы схваткой с оборотнем, что вряд ли бы стали таскать покойника по деревне!

Тема скептически поджал губы, а Родик подумал и согласился.

– Логично излагаешь, Тошка. Но ведь Книгочей утверждает, что видел не Федора, а Софью!

– Ничего я не утверждаю… – начал было возражать Ленька, но Антон успокаивающе поднял руку.

– Я слышал от взрослых, что жены обычно хотят, чтобы их похоронили рядом с мужьями, – заявило он. – А что же, Софья была исключением? Вряд ли. Мне почему-то кажется, что в истории ее смерти и похорон кроется какая-то жуткая тайна… Может, мы когда-нибудь ее разгадаем? Ну ладно, не будем гадать попусту. Давайте лучше порассуждаем, зачем это покойница Софья так хотела поговорить с нашим чемпионом по бегу. Куда она указывала, и что этим хотела Леньке сказать?

Со стороны школы послышался длинный призывный звонок.

– Ну все, большая перемена закончилась, – вздохнул Родик. – Что у нас сегодня на закуску?

– История и география, – нехотя вставая, ответил Тема. – Чую, что ВГ устроит мне сегодня Бородинское сражение… Слушайте, а может после занятий мы потолкуем с ним о Ленькиных видениях? Уж ВГ – то знает про наше Петровское больше, чем кто-нибудь другой!

Антон кивнул.

– Ладно. Только чур буду говорить я. Все-таки его любимый ученик!

Едва прозвенел последний звонок, как Виктор Григорьевич Садовников, прозванный в школе ВГ, стремительно вошел в кабинет истории. Пятый «А» дружно встал. Садовников, в отличие от многих других учителей петровской школы, был преподавателем, что называется, милостью божьей. Он был настоящим фанатиком своей дисциплины, и вот уже двадцать лет пытался разбудить в петровских ребятах и девчатах любовь к истории России, и в частности, к истории их «малой родины» – то есть Петровского и его окрестностей. Этот худощавый, седовласый мужчина с вечно усталым лицом и грустными, мудрыми глазами, когда-то даже сумело создать краеведческий кружок, о котором не раз писали центральные газеты.

В начале девяностых годов все его усилия, казалось, пошли прахом. Краеведческий кружок развалился, поскольку ребята вдруг перестали интересоваться российской историей. А затем начались и конфликты ВГ с районным отделом образования, которое считало, что Садовников учит детей не тому и не так.

Но в последнее время многие заметили, что плечи ВГ вновь выпрямились, его походка стала более энергичной, голос – тверже и уверенней. А главное, глаза учителя истории вновь зажглись оптимизмом. «Пришло новое поколение ребят, – говорил Садовников. – Эти парни и девчата совсем другие, чем их старшие братья и сестры, которые уже не во что не способны верить, и молятся лишь одному богу, вернее идолу – деньгам. Именно это, новое поколение когда-нибудь сможет возродить Россию!»

Сегодняшний урок был посвящен эпохе так называемого «смутного времени» России конца 16 – начала 17 века. Учитель рассказал о том, как после смерти царя Ивана Грозного в России началась долгая борьба за власть, об убийстве юного царевича Дмитрия, о Борисе Годунове и о Лжедмитрии.

Рассказывать Садовников умел так, что даже отпетые двоечники слушали его раскрыв рты. Казалось, учитель был участником давних событий, и лично знал всех исторических персонажей. Ни в одном учебнике нельзя было прочесть ничего подобного!

Закончив свой рассказ, Садовников оглядел ребят веселым взглядом, и спросил:

– Ну что, галчата, притихли? Страшная была эпоха, верно? Хотя у нас в России нередко случались подобные «смутные времена». Да и сейчас происходит нечто подобное! А все потому, что у нас власть всегда любила сидеть в роскошной золотой карете и кнутом погонять свой «любимый» народ, словно ездовых лошадей.

Вопросы у кого-нибудь есть?

Тема выразительно посмотрел на Антона, и тот сразу же поднял руку.

– Виктор Григорьевич, а можно зайти к вам сегодня после уроков? У меня с друзьями есть один вопрос.

Садовников покачал головой.

– Нет, я сразу же после этого урока уезжаю по делам в Москву. Так что лучше задавай свой вопрос прямо сейчас!

– Ну, он не по теме урока… Я хочу узнать кое-что из истории нашего Петровского.

– Ах, вот как? – оживился Садовников. – Ну что ж, постараюсь ответить. В чем же твой вопрос?

Антон смутился. Он вовсе не собирался сейчас, при всем честном народе, задавать вопросы про Ваську Бешеного. Но учитель пристально смотрел на него, и молчать было неудобно. Проклиная свою вечную самоуверенность, Антон пробормотал первое же, что пришло ему в голову:

– Вчера я готовил домашнее задание, и вдруг подумал вот про что: а вдруг на самом деле история России была совсем не такой, как про нее пишут в учебниках?

На лице Садовника появилась усмешка.

– Да, сейчас об этом много говорят… Есть так называемые «ученые», которые всерьез утверждают, что скажем, Куликовская битва произошла не возле места впадения реки Непрядвы в Дон, а чуть ли не у стен древнего московского Кремля! Чепуха все это.

Антон мотнул головой.

– Не-а, я другое имею ввиду… Ну, во всех книгах по истории действуют только люди – цари, бояре, народ… А ведь на Руси вроде бы в прошлые времена водились и разные волшебные существа: лешие, русалки, домовые, ведьмы, и все прочие… Быть может, они на самом деле жили на свете? Тогда эти волшебные существа наверняка как-то влияли на людей, а значит, и на всю историю!

Толик Сореев, бессменный отличник пятого «А», скептически хмыкнул:

– Ну, Тошка, ты и даешь! Да кто же верит во все эти сказочки для малышей – про Кощея Бессмертного, трех богатырей или всяких там чертей и оборотней? История – это серьезная наука, а не сборник русских народных сказок! Верно, Виктор Григорьевич?

Садовников неохотно кивнул.

– Вообще-то Сореев прав. Я тоже не очень-то верю в волшебные, потусторонние и даже божественные силы. Историю любого государства делают ее люди!.. Но Россия – не совсем обычная страна. Она приняла христианство только две тысячи лет назад, да и то после долгих сомнений и раздумий. До этого Русь много веков была языческой. В те далекие времена все – и простой народ, и знать – свято верили в колдовство. И как ни странно, эта вера в языческую Русь жива до сих пор во многих людях, и церковь с этим ничего поделать не может… А какой же именно вопрос ты хотел задать, Антон?

Конец ознакомительного фрагмента.